Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, РАЗНОЕ

Основные проблемы развития территориального планирования.

irina_krut2019 372 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 31 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.03.2020
Объектом исследования в курсовой работе является территориальное планирование как деятельность, основной целью которой является комплексное развитие территорий. Предметом исследования выступает методический, организационный и научный инструментарий управления социально-экономическим развитием регионов на основе территориального планирования. Цель курсовой работы сводится к выявлению основных проблем развития территориального планирования в России на основе анализа механизмов территориального планирования, состояния и тенденций регионального управления. В курсовой работе для достижения поставленной цели решены следующие основные задачи: 1) исследование теоретических основ реализации территориального планирования; 2) анализ нормативно-правовой базы территориального планирования; 3) выявление проблем развития территориального планирования на современном этапе; 4) определение перспектив развития территориального планирования в нашей стране. В качестве информационной базы при написании курсовой работы использованы законодательные и нормативно-правовые акты по вопросам территориального планирования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Введение

Межрегиональное перераспределение производственных сил наряду со сложившейся системой расселения и их изменение в Российской Федерации обусловлены не только территориальными особенностями, но и современными тенденциями развития экономики страны, а также наличием значительного количества региональных социально-экономических комплексов. Для современного этапа регионального развития характерно расширение возможностей территориального планирования благодаря последним достижениям научно-технического прогресса за счет применения новых видов ресурсов, совершенствования социально-производственной инфраструктуры регионов. Происходящее качественное изменение целей, задач и функций территориального планирования способствует усилению взаимосвязи регионов различного уровня и росту значения международных отношений, что, безусловно, требует иного отношения к вопросам территориального планирования. Актуальность рассматриваемой темы объясняется тем, что территориальное планирование сегодня играет решающую роль в обеспечении устойчивого социально-экономического развития как отдельных регионов, так и всей территории России. Необходимость планирования развития территорий с целью установления функциональных зон и зон планируемого размещения объектов различного назначения также обуславливает практическую значимость данной темы. Кроме этого, территориальное планирование имеет неоспоримое значение в развитии пространственного каркаса страны, способствует решению геополитических задач, повышению темпов развития и конкурентоспособности экономики регионов благодаря более эффективному использованию природного комплекса, уникальных природных ландшафтов и ценного историко-культурного наследия.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕРРИТО-РИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5 1.1 Особенности реализации территориального планирования 5 1.2 Нормативно-правовая база территориального планирования 9 ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТО-РИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 2.1 Основные проблемы развития территориального планирования 17 2.2 Перспективные направления развития территориального планирования 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32
Список литературы

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 16. 2. Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 17. 3. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 30.06.2014, N 26 (часть I), ст. 3378. 4. Постановление Правительства РФ от 13 ноября 2006 г. N 680 (ред. 03.03.2017) «О составе схем территориального планирования Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 ноября 2006 г. N 47 ст. 4910. 5. Постановление Правительства РФ от 24 марта 2007 г. N 178 (ред. 25.05.2016) «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 апреля 2007 г. N 14 ст. 1691. 6. Постановление Правительства РФ от 23 марта 2008 г. N 198 (ред. 15.05.2019) «О порядке подготовки и согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 марта 2008 г. N 13 ст. 1303. 7. Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 N 289 "О федеральной государственной информационной системе территориального планирования" // СЗ РФ. 23.04.2012. N 17. Ст. 1963. 8. Постановление Губернатора Владимирской области от 20.01.2012 №41 «Об утверждении схемы территориального планирования Владимирской области» // Владимирские ведомости, 28.01.2012, №14 9. Приказ Минрегиона России от 02.04.2013 N 127 "Об утверждении требований к структуре и форматам информации, составляющей информационный ресурс федеральной государственной информационной системы территориального планирования" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 30.09.2013. N 39. 10. Приказ Минрегиона России от 02.04.2013 N 123 «Об утверждении технико-технологических требований к обеспечению взаимодействия федеральной государственной информационной системы территориального планирования с другими информационными системами» // Российская газета. 19.07.2013. N 157. 11. Алпацкая Е.Г. Территориальное планирование: основные подходы // Вестник ЧелГУ. – 2018. - №3. – с. 8-11. 12. Алпацкая Е.Г. Современные подходы и этапы территориального планирования в РФ // Вестник ЧелГУ. – 2017. - № 11. – с. 188-192. 13. Демидова Е.В. Теоретические и правовые аспекты развития стратегического планирования территорий в России // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. – 2017. - № 3. – 15-27. 14. Дорн И.Н. О необходимости оценки схем территориального планирования в России // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2017. - № 14. – с. 154-160. 15. Дышлюк С.Ю., Сухорукова С.А. Применение ГИС-технологий в реализации территориального планирования // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2018. – 2 (85). – с. 5-9. 16. Дубовикова С.В., Григорьева А.М. Применение геоинформационных технологий в территориальном планировании в РФ // Вестник БГУ. – 2018. - № 14. – с. 118-122. 17. Есаулов Г.В. Градостроительная доктрина Российской Федерации // Муниципалитет: экономика и управление. – 2016. - №3 – с. 12 – 15. 18. Кирюшив И.В. Развитие территориального планирования в РФ // Вестник ОГАУ. – 2018. - №8. – с. 126-130. 19. Крамкова Т.В. Территориальное и стратегическое планирование в РФ: основные тенденции и проблемы развития законодательства // Молодой ученый. – 2017. - № 5 (147). – с. 156-164. 20. Лаженцев Н.В. Теория и практика территориального планирования // Вопросы территориального развития. – 2018. - № 9. – с. 2-14. 21. Скатерщиков С.В., Чистоваев А.И. Принципы территориального планирования и их реализация в РФ // Молодой ученый. – 2018. - №3 (16). – с. 205-208. 22. Сивоконь Ю.В. Развитие стратегического планирования территорий России // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. – 2018. - № 5. – с. 30-35. 23. Спиридонов В.Ю. Принципы территориального планирования систем расселения в Российской Федерации // Академический вестникУралНИИпроект РААСН. – 2018. - № 7. – с. 4-18. 24. Тургель И.Д. Территориальное планирование развития городов РФ: основные этапы формирования // И.Д. Тургель, Н.Ю. Власова. – Муниципалитет: экономика и управление. – 2016. – №2 – с. 5 – 14. 25. Филиппов Д.В. Региональное управление и территориальное планирование: учеб. пособие / Д.В. Филиппов. СИУ – Филиал РАНХиГС. – Новосибирск: изд-во СибАГС, 2016. – 237 с. 26. Шарыгин Д.М. Проблемы территориального планирования и управления (географические вопросы) // Вестник БалтФУ им. И. Канта. – 2018. - №17. – с. 15-20. 27. Шедько Ю.Н. Региональное управление и территориальное планирование: учебник и практикум / Ю.Н. Шедько, Р.Г. Погребняк, Е.С. Пожидаева и др.; под ред. Ю.Н. Шедько. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 503 с. 28. Шичиях Р.А. Региональное управление и территориальное планирование: учеб. пособие / Р.А. Шичиях, И.И. Новикова, В.Г. Кудряков. – Краснодар: КубГАУ, 2017. – 130 с. 29. Яковлева С.И. Каркасные модели в региональных системах территориального планирования в России // Псковский регионологический журнал. – 2017. - № 4. – с. 15-20. 30. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации http://economy.gov.ru. 31. Официальный сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии www.rosreestr.ru. 32. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru. 33. Справочно-правовая система Консультант плюс.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1 Особенности реализации территориального планирования Проведение анализа особенностей социального и экономического развития в регионах нашей страны требует исследования тенденций изменения различных групп факторов в сфере регионального управления и территориального планирования. Такая необходимость обусловлена значительной протяжённостью территории России, разнообразными производственными, природными, демографическими и иными характеристиками отдельных регионов . В настоящее время социально-экономическое развитие Российской Федерации находится в прямой зависимости от территориальных различий в развитии производительных сил, наличия кризисных, депрессивных и экономически отстающих регионов. При этом региональная социальная и экономическая дифференциация обусловлена не только «экономическими факторами, но и демографической и социальной структурой населения, степенью урбанизации и сложившейся системой расселения. В качестве примера экономической и социальной дифференциации регионов России можно привести сложившуюся сегодня систему расселения населения по территории страны. К примеру, на территории европейской части России производится 73% валового регионального продукта страны и сосредоточено более 80% всего производства обрабатывающей промышленности, а на Дальнем Востоке и в Сибири располагается лишь около двух третьих всех мощностей добывающей промышленности» . Территориальное планирование – это планирование развития территорий, необходимое в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также зон с особыми условиями использования территорий . Территориальное планирование направлено на «определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований» . Необходимо выделить следующие цели территориального планирования, среди них: экономическая, социальная цели, формирование среды обитания и рационализация природопользования (рисунок 1). Рисунок 1. Цели территориального планирования в РФ Следует учесть, что достижение каждой из вышеперечисленных целей требует решения ряда задач. Задачи в соотношении с целями территориального планирования представлены на рисунке 2 . Рисунок 2. Основные задачи территориального планирования в РФ Основной целью территориального планирования в настоящее время является укрепление устойчивости социального и экономического развития регионов благодаря росту уровня и качества жизни населения . Главные составляющие процесса повышения уровня и качества жизни населения в регионах представлены на рисунке 3 . Рисунок 3. Составляющие процесса повышения уровня и качества жизни населения в регионах Подводя итог вышеизложенному необходимо отметить, что экономическое и социальное неравенство регионов, значительная протяженность территории нашей страны, разнообразие производственных, природных, демографических и других характеристик вызывают в настоящее время острую необходимость в эффективном территориальном планировании. Следует также учесть, что в рамках регионального управления планирование развития территорий требуется для определения функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также зон с особыми условиями использования территорий. Территориальное планирование сегодня является залогом комплексного и устойчивого развития территорий. А его основные задачи сводятся к повышению результативности регионального хозяйства, исследованию региональных возможностей и ресурсов, выявлению проблем размещения производства, привлечения финансирования в регионах, экологических, экономических проблем территорий, повышению занятости населения, регулированию экономики на уровне регионов, повышению качества и уровня жизни населения в регионах. 1.2 Нормативно-правовая база территориального планирования Система территориального планирования в Российской Федерации основана на таких блоках, как: «нормативно-правовое регулирование, поря-док и процедура территориального планирования, утвержденный перечень документации по вопросам территориального планирования, субъекты территориального планирования, органы исполнительной власти в сфере планирования и организации рационального использования земель и их охраны, организация и финансирование территориального планирования, организация научных исследований с целью развития территориального планирования» . Рассмотрим подробнее блок нормативно-правового регулирования территориального планирования в качестве одного из элементов системы территориального планирования в России. Основой нормативно-правового регулирования территориального планирования являются Градостроительный кодекс РФ, Постановления Правительства РФ, реализующих положения кодекса, законы субъектов РФ по вопросам территориального планирования и постановления субъектов РФ, реализующих положения данных законов. Состав нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы территориального планирования в России, представлен на рисунке 4 . Рисунок 4. Основы нормативно-правового регулирования территориального планирования в РФ Основным отличием представленной системы нормативных актов является то обстоятельство, что «с 01.01.2012 г. при отсутствии в регионе документов территориального планирования не допускается принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления решений о резервировании земель, о переводе земель из одной категории в другую, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (в том числе путем выкупа), а также не допускается выдача разрешений на строительство» . В соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ процесс и процедура территориального планирования включают пять основных этапов (рисунок 5) . Рисунок 5. Основные этапы процедуры территориального планирования в РФ На первом этапе администрация административно-территориального образования принимает решение о подготовке документов территориального планирования. Основанием для принятия такого решения является утвержденное задание на разработку документов территориального планирования, подготовленное уполномоченным органом местного самоуправления в области градостроительной деятельности . Перечень документов, принимаемых по вопросам территориального планирования на федеральном и региональном уровнях, представлен на рисунке 6 . Рисунок 6. Перечень документов по вопросам территориального планирования в РФ Следует подчеркнуть, что все документы территориального планирования обязательны для органов государственной власти и органов местного самоуправления при принятии ими решений и их реализации. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ каждый регион должен иметь схемы территориального планирования (или СТП), основное назначение которых заключается в определении направлений использования территорий данного региона на 10-15 лет. Схемой определяется «размещение жилой застройки, объектов экономики, транспортных коммуникаций, сельскохозяйственных угодий, лесного фонда, водных объектов, охраняемых территорий. Схема территориального планирования, как правило, содержит текстовые и картографические материалы, где указаны границы муниципальных образований и расположение земель различных категорий с выделением территорий для строительства тех или иных объектов» . Только при условии проведения мониторинга схема территориального планирования региона станет функциональным инструментом регионального управления.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Разное, 32 страницы
390 руб.
Курсовая работа, Разное, 40 страниц
320 руб.
Курсовая работа, Разное, 20 страниц
200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg