Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Совмещение обучения в ВУЗе и трудовой занятости студентов (на примере ТГУ им Г.Р. Державина)

irina_krut2019 1550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 62 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.03.2020
Кондратьева Ирина Сергеевна Совмещение обучения в ВУЗе и трудовой занятости студентов (на примере ТГУ им Г.Р. Державина)/ Кондратьева Ирина Сергеевна - Тамбов, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, кафедра теоретической и прикладной социологии, 2019. Ключевые слова: учебная деятельность, трудовая занятость, академическая успеваемость, система образования, опыт работы. Объект исследования - учебная деятельность студентов. Предмет исследования - особенности учебной деятельности работающих студентов. Цель исследования - выявить и охарактеризовать ключевые аспекты проблемы совмещения студентами трудовой и образовательной видов деятельности. Цель исследования определила следующие задачи: 1) рассмотреть учебную деятельность студента как объект социологического анализа; 2) выделить особенности учебной деятельности; 3) проанализировать трудовую занятость студентов в современной России; 4) провести эмпирическое исследование трудовой занятости студентов в контексте обучения (на примере ТГУ имени Г.Р. Державина); Методы исследования: анализ научной, периодической литературы по данной теме, вторичный анализ данных, Интернет- опрос. Возможность практической реализации: результаты исследования могут быть использованы при проведении образовательной политики на федеральном, региональном и местном уровнях, при подготовке курсов лекций по социологии образования, социологии труда, экономической социологии, общей социологии. Кроме того, основные положения работы могут быть использованы при написании научных статей.
Введение

Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день становится все больше студентов, совмещающих обучение в вузе и трудовую занятость. Также они начинают уделять больше времени работе. Многие факторы, обуславливающие экономическое и образовательное поведение обучающихся, влияющие на стимулы и мотивы совмещения учебы и работы, которые зависят от структуры рынка труда и специфики институтов образования различных государств могут проявляться по - разному. Стремление студентов к поиску работы, обучающихся на очном отделении высшего учебного заведения, способствует образованию целого ряда социальных проблем. Первое - это то, что работа, на которой трудится студент может отрицательно сказаться на его академической успеваемости и уровне подготовки, что, в конце концов, приведет к интеллектуальному кризису общества. Помимо этого чрезмерная нагрузка может плохо сказаться на здоровье учащихся. Во-вторых, у студентов на работе могут возникнуть проблемы, связанные с тем, что данным аспектам они не были научены в процессе учебной деятельности. В-третьих, многие студенты заняты не в той сфере и не по той специальности, на которую обучаются в вузе. Это зависит от того, что многие студенты мало ориентированы на специальность, не все способны найти работу, которая будет соответствовать их интересам и удовлетворять их потребности. Итак, в российском обществе на сегодняшний день социальная проблема зависит не столько от того, что студенты начинают совмещать работу и учебу, а больше от того, что многие студенты заняты в сферах, которые значительно отличаются от специальности, получаемой ими в высшем учебном заведении. Степень научной разработанности. Изучением проблем образования как социального института занимались такие ученые, как: Э. Дюркгейм, Дж. Дьюи, М. Вебер, П. Сорокин, Г.Е. Зборовский, Ф.Р. Филиппов [16, 14, 7, 21, 59, 54]. Вопросы, связанные с системой образования рассматривались в работах Г.А. Чередниченко, О.Г. Кокорева, Н.Д. Сорокина, Д.Л. Константиновский, И.В. Васенина, В.В. Перетолчин, И.В. Налетова, И.А. Задонская, О.Н. Новикова, Е.В. Игнатович, Г.А. Ключарев, Ю.А. Читаева, А.И. Проняева, А.И. Рыбакова [58, 27, 51, 29, 6, 38, 18, 41, 22, 26, 59, 46]. Понятие учебной деятельности выделяли такие ученые, как: Т.В. Габай, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, И.И. Ильясов, А.К. Маркова, Н.А. Менчинская, П.Я. Гальперин, Й. Ломпшер, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович, А.М. Новиков, Е. Сизова, К.Ю. Терентьев [57, 15, 40, 49, 53]. Об эффективности образования и потребности в образовании писали: А.В. Полетаев, М.Л. Агранович, Л.Н. Жарова, Дж. С. Коулман, Г. Шелковников, Т.И. Бонкало, Г.И. Ефремова [45, 33, 60]. Изучением проблемы совмещения студентами обучения в вузе и работой занимались такие ученые, как: А.М. Нагимова, Ф.Р. Сафиуллина, С.Ю. Рощин, В.Н. Рудаков, М.В. Заплаткин, А.В. Королев, А.О. Пантюхина, Н.Е. Рыжова [37, 48, 19].Цель исследования - выявить и охарактеризовать ключевые аспекты проблемы совмещения студентами трудовой и образовательной видов деятельности. Цель исследования определила следующие задачи: 1) рассмотреть учебную деятельность студента как объект социологического анализа; 2) выделить особенности учебной деятельности; 3) проанализировать трудовую занятость студентов в современной России; 4) провести эмпирическое исследование трудовой занятости студентов в контексте обучения (на примере ТГУ имени Г.Р. Державина); Объект исследования - учебная деятельность студентов. Предмет исследования - особенности учебной деятельности работающих студентов. Гипотеза исследования состоит в том, что большинство студентов совмещает обучение в вузе и работу. К основным причинам совмещения учебы и работы относятся: желание иметь дополнительный доход, получить опыт работы, необходимость платить за обучение в вузе, помогать родителям. Совмещение учебной деятельности и трудовой занятости студентами, которым приходится пропускать занятия из-за работы, приводит к падению их академической успеваемости, к ухудшению отношений с преподавателями. Теоретико - методологическая база работы основана на идеях Г.А. Чередниченко, О.Г. Кокоревой, Н.Д. Сорокиной, которые считают, что система образования должна не просто давать определенный объем знаний, который со временем устаревает, а навыки получения знаний, помогать раскрыть потенциал, должна формировать у человека способность к непрерывному развитию, быть востребованным, конкурентоспособным. А также Э. Дюркгейма, Дж. Дьюи, М. Вебера, П. Сорокина, Г.Е. Зборовского, Ф.Р. Филиппова, которые непосредственно изучали образование как социальный институт. Эмпирическая база исследования представлена результатами авторского социологического исследования «Совмещение обучения в ВУЗе и трудовой занятости студентов ТГУ имени Г.Р. Державина», которое было проведено с 8 по 29 апреля 2019 года. Генеральная совокупность - 13000 человек (студенты ТГУ имени Г.Р. Державина). Выборочная совокупность составила 200 респондентов. Выборка исследования - двухступенчатая, квотная, случайная. Основной метод сбора данных - Интернет - опрос. Методы исследования: анализ научной, периодической литературы по данной теме, вторичный анализ данных, Интернет- опрос. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования при проведении образовательной политики на федеральном, региональном и местном уровнях, при подготовке курсов лекций по социологии образования, социологии труда, экономической социологии, общей социологии. Кроме того, основные положения работы могут быть использованы при написании научных статей. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Такие ученые, как: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, И.И. Ильясов, А.К. Маркова, Н.А. Менчинская, П.Я. Гальперин, Й. Ломпшер считают, что учебная деятельность - это одна из видов деятельности, которая направлена на овладение теоретических знаний, умений и навыков в сфере искусства права, науки и других. Здесь студент уже имеет стремление к познавательной деятельности, а не является просто слушателем. Учебная деятельность, обычно, происходит при взаимоотношении студента и преподавателя. Студент может быть как объектом, так и предметом учебной деятельности, в зависимости от того, кто он: обучаемый или обучающийся. Обычно обучаемый - это ребенок, учащийся в школе, а обучающийся - студент; 2. К особенностям учебной деятельности относят: учебная деятельность направлена на то, чтобы изменить самого обучающегося, на его развитие, а не на получение других результатов; следует установить общие средства решения разнообразных вопросов обучения. Учебная деятельность должна способствовать тому, чтобы студент освоил эти способы; обучающийся должен получать знания в свободной, а не готовой форме. Для того, чтобы студент мог усвоить новые определения, преподаватель должен начинать изучение нового понятия с мотивационного введения (то есть объяснения обучающемуся, зачем он должен знать это понятие); она обязана соответствовать принципу обобщения; учебная деятельность является основой любой иной деятельности, так как, прежде чем начать какую - либо деятельность, нужно усвоить ее в процессе учебной деятельности; 3. Согласно исследованиям, проведенным различными социологами, в современных условиях становится все больше студентов, совмещающих трудовую и учебную деятельность. Основными причинами, почему студенты занимаются поиском работы, они называют наличие дополнительного дохода и стремление получить опыт работы. Многие студенты считают, что их трудовая занятость не всегда негативно сказывается на успеваемости в высшем учебном заведении, даже во многом способствует лучшему усвоению приобретаемых знаний, навыков и умений, то есть работа им помогает в учебе. 4. Полученные в ходе социологического исследования данные показали, что большинство студентов совмещают обучение в вузе и работу. Наибольшее количество респондентов относится положительно к совмещению студентами учебы и работы, лишь немногие - отрицательно. Практически все респонденты работают не по специальности. Лишь небольшое количество среди опрошенных работает по профессии. Основными причинами совмещения студентами трудовой и учебной деятельности являются: желание иметь деньги на карманные расходы, стремление приобрести опыт работы, потребность обеспечить себе средства существования. Большинству студентам приходилось пропускать занятия из - за работы. Лишь малое количество среди опрошенных не пропускают учебу из - за работы. Апробация бакалаврской работы Основные положения работы были представлены в ходе IV Межвузовской студенческой научной конференции «Общество. Общности, человек: в поисках «вечного мира», 15 ноября 2018 года, проходившей на кафедре теоретической и прикладной социологии факультета истории, мировой политики и социологии ФГБОУ «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина и на Всероссийской научной конференции преподавателей и студентов «XXIV Державинские чтения». Структура и объем работы Бакалаврская работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4 Раздел первый. Учебная деятельность студента как объект социологического анализа………………………………………………………………………….….9 Раздел второй. Трудовая занятость студентов в современной России……....24 Раздел третий. Эмпирическое исследование трудовой занятости студентов в контексте обучения (на примере ТГУ имени Г.Р. Державина)……………….41 Заключение……………………………………………………………………….55 Список литературы…………………………………………………………...….58
Список литературы

Арыдин В.М., Атанов Г.А. Учебная деятельность студентов: Справ. пособие для абитуриентов, студентов, молодых преподавателей. - Донецк, 2000. 79 с. 2. Бабушкина Т., Молодежь на рынках труда и образовательных услуг // Человек и труд. - 2004. №6. - С. 40 - 43. 3. Бордонская Л.А., Голобокова Г.И. Рабочая тетрадь студента современного вуза как многофункциональное дидактическое средство. - Чита, 2013. 284 с. 4. Брюхова О.Ю., Косяченко Д.П. Трудовая занятость студентов как механизм профессионализации будущих специалистов // Актуальные проблемы социологии культуры, образования, молодежи и управления: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Екатеринбург, 24 - 25 февраля 2016 г.). - Екатеринбург, 2016. С. 163 - 168. 5. Варламова А.В. Трудовая занятость студентов как социальная проблема [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/trudovaya-zanyatost-studentov-kak-sotsialnaya-problema. - Загл. с экрана. - Дата обращения: 15.11.2019. 6. Васенина И.В., Перетолчин В.В. Высшее образование в системе жизненных стратегий молодежи // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2011. - № 10. - С. 249 - 251. 7. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социс. - 1994. - № 5. - С. 155. 8. ВЦИОМ Студент-2017: рвение к учебе и перспективы трудоустройства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=515. - Загл. с экрана. - Дата обращения: 6.04.2019. 9. Галеева А.Д. Проблемы совмещения учебы и работы. Урал, 2016. С. 64 - 67. 10. Герчиков В.И. Феномен работающего студента вуза // Социология образования перед новыми проблемами. - М.; Омск, 2003. - С. 310. 11. Головатый Н.Ф. Социология молодежи: Курс лекций. - К., 2009. 224 с. 12. Делор Ж. и др. Международная комиссия по образованию для ??? века. Образование - сокрытое сокровище. - П., 1996. 31 с. 13. Дикусарова М.Ю. Вторичная занятость студентов как способ адаптации на рынке труда. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://show.vvsu.ru/files/AFEE448E-23D1-4B67-9F28-21237416F096. - Загл. с экрана. - Дата обращения: 15.11.2019. 14. Дьюи Д. Демократия и образование. Пер. с англ. - М., 2000. 384 с. 15. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л. Психология высшей школы. - М., 2006. 383 с. 16. Дюркгейм Э. Социология образования. - М.,1996. 252 с. 17. Елисеева Е.Н. Проблемы трудовой занятости студентов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/problemy-trudovoy-zanyatosti-studentov. - Загл. с экрана. - Дата обращения: 12.11.2019. 18. Задонская И.А. Инновационно-образовательная среда регионального классического университета // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. - Тамбов, 2010. - Вып. 10. - С. 294 - 299. 19. Заплаткин М.В., Королев А.В., Пантюхина А.О., Рыжова Н.Е. Совмещение учебы и работы в студенческой среде: социологические заметки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/doc259313556_498668804?hash=12cb96d83c19bef774&dl=ac0a0dde6f4142ebe1. - Загл. с экрана. - Дата обращения: 4.04.2019. 20. Зборовский Г.Е. Противоречия в современном российском образовании// Социология образования. - 2008. - №10. - С.10. 21. Зборовский Г.Е. Теоретические основания изучение социальной общности // Социологические исследования. - 2010. - № 4. - С. 3 - 12. 22. Игнатович Е.В. Социально-педагогическая миссия институтов непрерывного образования. - 2013. - № 2. - С.1 - 9. 23. ИнтерНовости Студенты все чаще совмещают учебу и работу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.internovosti.ru/text/?id=92827. - Загл. с экрана. - Дата обращения: 2.04.2019. 24. Калина Н.М. Феномен трудовой занятости студентов в России: история и современность // Проблемы науки и образования. - 2017. -№14. - С. 222 - 224. 25. Капезина Т.Т. Социально-профессиональная адаптация работающих студентов // XXI век: Итоги прошлого и проблемы настоящего: Межвузовский сб. научных трудов. - Пенза. - 2003. - Выпуск 4. Часть II. - С. 15 - 19. 26. Ключарев Г.А. Непрерывное образование и потребность в нем. - М., 2005. 173 с. 27. Кокорева О.Г. Образовательные стратегии в условиях расслоения российского общества // Ярославский педагогический вестник. - № 2. - 2009. - С. 25. 28. Константинова Е.Б. Вторичная занятость студентов как фактор формирования жизненных стратегий. - Екатеринбург, 2006. 21 с. 29. Константиновский Д.Л. Институт образования и социальное неравенство// Россия: трансформирующееся общество. - М., 2001. 87 с. 30. Константиновский Д.Л. Российский студент сегодня: учеба плюс работа / Константиновский Д.Л., Чередниченко Г.А., Вознесенская Е.Д. - М., 2002. 128 с. 31. Константиновский Д.Л., Вознесенская. Д., Чередниченко Г.А. Молодежь России на рубеже XX-XXI веков: образование, труд, социальное самочувствие. - М., 2014. 548 с. 32. Константиновский Д.Л., Чередниченко Г.А., Вознесенская Е.Д.. Работающий студент: мотивы, реальность, проблемы // Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. - 2009. - № 12. - С.21 - 22. 33. Коулман Дж. С. Ресурсы для социальных изменений. - Нью-Йорк , 1971. 95 с. 34. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. - М.: Академия, 2002. 192 с. 35. Мылтасова О.В. Почему студент идет работать? // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. - 2017. - Т. 1. - С. 179 - 186. 36. Мылтасова О.В. Студент сегодня: трудиться и учиться - эффективно? // Достойный труд - основа стабильного общества. Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. - Екатеринбург: УрГЭУ, 2016. - С. 196 - 201. 37. Нагимова А.М., Сафиуллина Ф.Р. Совмещение обучения в вузе и трудовой занятости студентов Казани // Социологические исследования. - 2014. - №4. - С. 121 - 124. 38. Налетова И.В. Социология образования. - Тамбов, 2013. С. 188. 39. Недзвецкая, Е.А. Образование как социальный институт: специфика управления // Вестник РУДН. - Серия Социология. - 2002. - № 1(4). - С. 210. 40. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. - М., 2005. 100 с. 41. Новикова О.Н. Социальное мышление и образовательная парадигма. - Пермь, 2003. 27 с. 42. Оберемко О.А. Школа жизни: учеба и работа студентов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2006. - № 3[79]. - С. 143. 43. Петракова Л.А. Тенденции трудовой занятости студентов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/tendentsii-trudovoy-zanyatosti-studentov. - Загл. с экрана. - Дата обращения: 12.11.2019. 44. Петрова Т.Э. Российское студенчество и высшее образование. - М., 1995. 137 с. 45. Полетаев А.В., Агранович М.Л., Жарова Л.Н. Российское образование в контексте международных показателей. - М., 2003. 123 с. 46. Проняева А.И., Рыбакова А.И. Непрерывное образование как один из показателей качества образования в России. Новое поколение. - 2017. - № 12. - С. 50 - 55. 47. Резник С.Д. Студент вуза: технологии обучения и профессиональной карьеры. - М., 2011 . 475 с. 48. Рощин С. Ю., Рудаков В. Н. Совмещение учебы и работы студентами российских вузов // Вопросы образования. - 2014. - № 2. - С. 153 - 159. 49. Сизова Е. Высшее образование в России. - 2007. - № 9. - С. 134. 50. Сорокин П. Социальная и культурная мобильность. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. 299 с. 51. Сорокина Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов // Социологические исследования. - 2003. - № 4. - С. 104 - 111. 52. Старцева Н.Н., Брюхова О.Ю. Трудовая занятость студентов как объект социологического исследования // Современные исследования социальных проблем. - 2016. - №8(64). - С. 48 - 65. 53. Терентьев К.Ю. Высшее образование в структуре образовательных и профессиональных стратегий современной молодежи // Научный электронный журнал: Непрерывное образование: XXI век. - Вып. 2. - 2014. - С. 17 - 27. 54. Филиппов Ф.Р. Социология образования // Социс. - 1994. - № 8 - 9. - С. 64. 55. Харченко В.С. Совмещение учебы в вузе: новые практики или новые смыслы // Вопросы образования. - 2013. - № 3.- С. 95 - 98. 56. Хлюстов С.С., Румянцева О.В. Современные студенты: мотивы совмещения учебы и работы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/59140/1/978-5-91256-403-1_2018_069.pdf. - Загл. с экрана. - Дата обращения: 31.01.2019. 57. Хусаинова Е.К. В сборнике: Инновации в современной науке Материалы VI Международного осеннего симпозиума. Центр научной мысли. - 2014. - С. 128. 58. Чередниченко Г.А. Образовательные траектории и профессиональные карьеры (на материалах социологических исследований молодежи). - М. - 2012. - С. 8. 59. Читаева Ю.А. Научные исследования в образовании. - 2012. - № 7. - С. 42. 60. Шелковников. Г.Е. Социальное управление развитием института образования. - Краснодар, 2004. 194 с.
Отрывок из работы

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТА КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Образование в современном мире начинает играть во всем огромную роль. Перемены в обществе воздействуют на систему образования. Оно должно ориентироваться не на то, чтобы все люди были похожи друг на друга, а на формирование человека с творческими, креативными мыслями, который будет свободно адаптироваться к инновациям в обществе. Современные ученые говорят о такой тенденции, как человек постоянно обучающийся, развивающийся, меняющий свое мышление, способный принимать все новое. В этом и состоит суть образования, оно должно давать не просто знания, которые могут в дальнейшем даже не пригодиться, а помогать студентам, раскрывать свои способности, умения, развивать и совершенствовать их [58, с. 8]. На сегодняшний день интеллектуальное развитие молодежи относится к одной из основных задач реформирования образования. Данные различных социологических исследований указывают на то, что наблюдается повышение уровня образованности молодых людей. Получение образования относится к важным потребностям человека, оно держится на втором месте. Значительная часть молодых людей ставят дальнейшие цели, которые связаны именно с получением высшего образования. Молодежь, которая выпускается со школьной скамьи, видят образование, не как последнюю планку, а скорее всего, как возможность подняться выше по социальной лестнице [27, с. 25]. Принимаемые реформы были направлены на всю систему образования, на все ее ступени, начиная с дошкольного образования и заканчивая обучением в высшем учебном заведении. В 2013 году начинается новый этап реформирования образования, появляется возможность проанализировать итоги результатов и осуществить прогноз дальнейших изменений образования как социального института [51]. Под высшим образованием понимается элемент современной системы образования, объединяющий профессиональную подготовку, формирование высококачественного человеческого капитала, создание новых знаний, демократические ценности, установки и культурные нормы. Согласно определению ЮНЕКО (XVIII сессия в ноябре 1993 года) – это «все виды учебных курсов, подготовки и переподготовки для научных исследований на последнем уровне, предоставляемые университетами другими учебными заведениями, которые призваны в качестве учебных заведений высшего образования компетентными государственными властями» [38, с.188]. В концепциях постиндустриального общества говорится как основной социальный институт, который определяет развитие общества (таблица 1). Сегодня высшее образование ставит перед собой 4 основные задачи: подготовить к выходу на рынок труда, к активной жизни в обществе с демократическим режимом, совершенствованию и сохранению всего объема знаний. Высшее образование делится на следующие системы: унитарные (университетская система), бинарные (университетский и неуниверситетский секторы), тернарные (система университетов, политехнических институтов, короткого послесреднего образования) [29, с. 87]. Согласно не так давно принятому закону, образование делится на общее образование и профессиональное обучение, которые способствуют реализации права на получение образования в течение всей жизни. Общее образование делится на следующие уровни: дошкольное образование, начальное образование, основное общее образование, среднее общее образование. К уровням профессионального образования относятся: среднее профессиональное образование, высшее образование - бакалавриат, высшее образование - специалитет, магистратура, высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации. В колледжах, в высших учебных заведениях, таких, как: институты, университеты, можно получить высшее профессиональное образование [6]. Среди основных ценностей молодежи, высшее образование занимает важное место, оно включает оценку возможностей и значимости таких аспектов, как определение цели получения высшего образования, стремление выбора высшего учебного заведения, будущей профессии. За несколько десятилетий XX века стремление получить высшее образование стало общепринятым, а организации получения образования стали незаменимой инфраструктурой инновационного совершенствования своих государств и территорий [18]. Образование практически всегда разбивалось на фрагменты. Одни были из высших слоев общества, они могли позволить себе учиться, для вторых это было обязательно, а основная масса населения не имела возможность обучаться в любом возрасте из - за занимаемого сословия. Данная ситуация способствовала разработке концепции непрерывного образования, которая была провозглашена в 1972 году ЮНЕСКО [12, с. 10]. Практически произошла замена старой образовательной парадигмы, которая связана общественным производством и формированием знаний, навыков, информации, ценностей и традиций. Образовательная парадигма - это совокупность принципов, социокультурных стандартов, с помощью которых воспроизводится образовательная теория и практика [41, с. 9]. Основное изменение состоит в расширении определения образования. Теперь оно связано со всем, что имеет задачей изменить установки и модели поведения людей через передачу им новых знаний, совершенствования старых [22]. К привычному определению формального образования, которое происходит в специализированных для этого учреждениях, имеет систему контроля знаний, методику обучения и заканчивается вручением диплома или сертификата, добавляется неформальное и информальное образование [26, с. 54]. Образование неформального вида включает организованную и проявляющуюся какое - то время учебную деятельность, которая не попадает под характеристики формального образования. Оно может быть как в стенах учебного заведения, так и вне данной организации, не завися от их возраста. У неформального образования отсутствует постановка такой цели, как аттестация обучающихся. Оно несет в себе и профессиональную направленность, и общекультурное значение одновременно. Образование информальное включает все виды учебной деятельности, не соответствующие понятию формального и неформального образования. В данном образовании распространен невысокий уровень организации, может осуществляться и на индивидуальном уровне (самообразование, к примеру), и на групповом (к примеру, на рабочем месте или в семье) [59, с. 42]. Данное образование сложно поддается таким анализам, как: эмпирический и статистический. Но, не смотря на это, благодаря ему более эффективно изменяются установки и модели поведения людей в повседневной жизни. По-другому такое образование называется университетами жизни, то есть местом, в котором мы обучаемся сами, не совсем осознавая, что это делаем. «Во время беседы с друзьями, близкими или просто с попутчиками мы познаем новые вещи. Желая сделать что - то другое, новое, мы тоже учимся. Обучением можно назвать просмотр передач по телевидению, посещение музея, чтение книг, проведение времени в Интернете, просто думая на тему. Но трудно сказать имеет ли какое - нибудь значение такое обучение - это уже другой вопрос. Основное здесь то, что мы являемся учениками всей своей жизни», так высказался известный ученый Дж. Филд [46]. Эмиль Дюркгейм рассматривал образование в качестве основного социального института и подчеркивал его социальную обусловленность и различие в ценностях, нормах и содержания образования в различных культурах и в разное время. Образование, по его мнению, является одновременно и средством познания культуры и средствами к существованию. Э. Дюркгейм считает, что современная система образования состоит из 2 основных элементов. Во - первых, это набор определенных и привычных методов и отношений, во - вторых, это взгляды, которые работают в этой системе и приводят к ее изменениям. Из-за того, что образование поддается постоянным изменениям, социолог должен уметь давать оценку тенденции данных изменений, уметь понимать, что будет с такой системой в дальнейшем. Именно это, с точки зрения Эмиля Дюркгейма, задача социологии образования. Социальная солидарность является основным моментом в идеях Э. Дюркгейма. Основное средство, которое помогает достичь согласия и сплоченности в обществе, с точки зрения ученого, является система образования и воспитания, рассматриваемая в качестве социального института. «Воспитание является для общества только средством, которое подготавливает в душах детей естественные условия для своего собственного существования… Воспитание заключается в методической социализации молодого поколения» [16, с. 55]. Итак, Э. Дюркгейм выделял следующие функции образования: социализирующая, социально - структурирующая и функция профессиональной подготовки. Также изучением проблем системы образования занимался американский философ, теоретик прагматизма и педагог Джон Дьюи. По его мнению, образование - это непрерывный процесс роста, имеющий цель возникновения на каждом его этапе дополнительных возможностей роста». Основные положения его работы сводились к следующим: 1. Человек развивается в социальной среде, поэтому содержание образования должно быть приближено к социальным процессам. 2. Образование - это сама жизнь. Человек должен непрерывно учиться на каждом ее этапе. 3. Образование должно строиться вокруг учащегося, он - центр учебно - воспитательного процесса. Учащийся сам определяет процедуру обучения. 4. Учитель отодвигается на второй план, он призван лишь давать ученику советы. 5. Процесс обучения должен быть направлен на решение проблемных задач, зазубривание порицается. 6. В процессе обучения должно быть обеспечено сотрудничество со сверстниками. Соперничество между учащимися допускается как исключение [14, с. 55 - 57]. Ученый Макс Вебер считает, что образование можно рассматривать в качестве критерия социального статуса. В качестве социального статуса он рассматривал существующие притязания на отрицательные или положительные стороны в отношении социального престижа, если он основан на одном или нескольких таких критериев, как: 1) Образ жизни; 2) Формальное образование, состоящее в практическом или теоретическом обучении и усвоении общепринятого образа жизни; 3) Престиж рождения или профессии [7, с. 155]. М. Вебер утверждает, что образование формального вида основывается не только на практическом и теоретическом обучении, но и на усвоении образа жизни. Значит, получаемое образование играет огромную роль в социальном статусе человека, так как, во-первых, оно является средством социального неравенства членов общества, во-вторых, способствует приравниванию людей между собой. Макс Вебер говорил, что образование не должно зависеть от политической сферы, а преподаватель не должен желать стать вождем и навязывать студентам свою точку зрения о том, как нужно жить, он должен указывать на необходимость того или иного выбора. Немного позднее Питирим Сорокин определял образование как один из основных факторов социального неравенства и социальной мобильности в обществе. Такие социальные институты, как: семья, церковь, школа, политические, профессиональные организации обеспечивают социальный порядок в обществе. П. Сорокин считает, что школа способствует отбору и распределению людей внутри социальных слоев. Он выделяет цель социального контроля, которая заключается в распределении индивидов в зависимости от того, насколько успешно они выполняют свои социальные функции. Ученый в своем известном труде «Социальная и культурная мобильность» изучает китайские, индийские, английские школы и на их примере прослеживает действие институтов образования как каналов социальной мобильности [50, с. 299]. Также ученый интересовался проблемами образования различных социальных слоев. Он приходит к выводу, что всеобщее образование только способствует еще большему социальному неравенству, а не растворяет его, так как немногие могут себе позволить получить высшее образование, это ведет к росту большого числа людей, которые не смогли чего - то в жизни. Среди эмпирических исследований образования самым часто применяемым считается институциональный подход. В качестве социального института образование рассматривают только тогда, когда необходимо получить информацию о том, соответствует ли функционирование образования определенным потребностям общества [39]. Российский ученый Г.Е. Зборовский считает, что объектом социологии образования является реально существующая система образования и информация о ней. Из этого следует, что ее предметом является образование как социальный институт. Согласно институциональному подходу, образование - это устойчивая форма организации общественной жизни и общая деятельность индивидов, которая включает в себя совокупность лиц и организаций, которые наделены властью и материальными средствами для осуществления тех или иных норм и принципов, социальных функций и ролей, управления и социального контроля, в процессе которых идет обучение, воспитание, развитие и социализация индивида, что ведет к овладению им профессии, специальности, квалификации [20]. Этого же подхода придерживался отечественный социолог Ф.Р. Филиппов. Он относил социологию образования к отрасли социологии, которая изучает систему образования в качестве социального института, социальные проблемы взаимодействия ее подсистем, связи и отношения систем (подсистем) образования с обществом, его социальной структурой и иными элементами. Социолог рассматривал социальные функции системы образования как «общечеловеческая и классовая природа», которые определяются «конкретно историческими условиями реализации этих функций». Он считал, что данные функции так же, как и социальный институт постоянно изменяются, трансформируются [54]. Понятие учебной деятельности рассматривал Т.В. Габай. Он считал, то учебная деятельность - это разновидность деятельности человека, которая ориентирована на получение опыта как прямого продукта [57, с. 128]. На сегодняшний день в работе многих высших учебных заведений упрощается учебная деятельность. Процесс обучения связан с усвоением знаний из книг, это ведет просто к заучиванию дисциплинарных знаний, не развивает творческое мышление студентов, данные знания могут даже не пригодиться студентам в работе по получаемой специальности. Это заставляет задуматься о переосмыслении учебной деятельности высших учебных заведений. Важно уделять меньше времени на теоретическую часть и больше заниматься практикой, необходимо, чтобы студенты в вузах научились творческой деятельности, развивали практику работы по своей будущей специальности, теоретическую часть студент должен изучать в качестве самообучения. Особенности учебной деятельности студента: нацеленность на подготовку и выполнение профессиональных трудовых задач и обязанностей, освоение нужными для этого знаниями, навыками, умениями, сочетание учебы и труда, высокое интеллектуальное и физическое напряжение [3, с. 87 - 88]. Чем больше познавательная деятельность учащегося, тем выше эффективность освоения. Такие ученые, как: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, И.И. Ильясов, А.К. Маркова, Н.А. Менчинская, П.Я. Гальперин, Й. Ломпшер считают, что учебная деятельность - это одна из видов деятельности, которая направлена на овладение теоретических знаний, умений и навыков в сфере искусства права, науки и других . [15, с. 101]. Здесь студент уже имеет стремление к познавательной деятельности, а не является просто слушателем. Учебная деятельность, обычно, происходит при взаимоотношении студента и преподавателя. Студент может быть как объектом, так и предметом учебной деятельности, в зависимости от того, кто он: обучаемый или обучающийся. Обычно обучаемый - это ребенок, учащийся в школе, а обучающийся - студент. Соответственно существует 2 модели взаимодействия педагога и учащихся – педагогическая, которая ориентирована на обучение детей и андрагогическая, которая направлена на обучение взрослых [40, с. 100]. В процессе обучения студент играет ведущую роль, а школьник является лишь обучаемым. Студент уже является самостоятельным, имеет стремление к саморазвитию, самореализации. Он получает образование для того, чтобы достичь определенной цели, которая состоит в применении полученных знаний при обучении в вузе и способности их применить после его окончания [49, с. 134]. Традиционная модель образования говорит о главенствующей роли учителя (обучающего). Он определяет цели, содержание, методы, средства и источники обучения. Обычный школьник в данной модели является подчиненным и не влияет на процесс учебной деятельности. Он лишь усваивает социальный опыт, который ему передает обучающий. На готовность студента к обучению влияют следующие причины: принуждение, давление родителей, общества, друзей. В данной ситуации обучающий должен создать для студентов искусственную мотивацию, выявить у них интерес к получению образования. Андрагогическая модель состоит в том, что в ней студент уже является равноправным членом учебной деятельности. Здесь уже обучающий не учит студента, а помогает освоить ему новые знания, умения и навыки, которые ему могут пригодиться в получаемой профессии. Деятельность обучающегося сводится в большинстве случаев к самообучению, к самостоятельности в поиске нужной ему информации. Основные формы занятий здесь - это дискуссии, решение определенных задач, деловые игры и другое. От студента уже зависит какую мотивацию и какие цели обучения сформирует преподаватель. Индивид развивается и проявляет себя в деятельности. В течение своей жизни он выполняет различные виды деятельности: занимается творческой деятельностью, наукой, умственным и физическим трудом, получает образование. Отдельная деятельность может быть для человека в определенный период его жизни основной, главной. К примеру, для обучающегося в высшем учебном заведении главной является учебная деятельность. В научной литературе учебная деятельность понимается в качестве особой деятельности учащегося, которая сознательно направлена им на достижение целей обучения и воспитания, которые принимаются как собственные личные цели [40, с. 57]. В процессе обучения сам обучающийся меняется, то есть это деятельность субъекта по самоизменению. К особенностям учебной деятельности относят: 1. Учебная деятельность направлена на то, чтобы изменить самого обучающегося, на его развитие, а не на получение других результатов. 2. Следует установить общие средства решения разнообразных вопросов обучения. Учебная деятельность должна способствовать тому, чтобы студент освоил эти способы. 3. Обучающийся должен получать знания в свободной, а не готовой форме. Для того, чтобы студент мог усвоить новые определения, преподаватель должен начинать изучение нового понятия с мотивационного введения (то есть объяснения обучающемуся, зачем он должен знать это понятие). 4. Учебная деятельность обязана соответствовать принципу обобщения. 5. Учебная деятельность является основой любой иной деятельности, так как, прежде чем начать какую - либо деятельность, нужно усвоить ее в процессе учебной деятельности [53]. Также ученые стремятся выделить структуру учебной деятельности. Кроме необходимости в обучении первым ее компонентом является мотивация обучения. Второй компонент - учебные задачи. Кроме этого, учебная деятельность состоит из цели, учебных действий, условий достижения цели, то есть самоконтроля и самооценки, и результата. Объединив данные компоненты, можно получить следующее: Учебная деятельность = потребность + мотив + цель + учебные действия +самоконтроль + самооценка. У учебной деятельности так же, как и у другой деятельности, есть предмет, продукт, учебные действия и ориентировочная основа. Предметом учебной деятельности является опыт самого обучающегося, изменяющийся через присвоение им элементов социального опыта, продуктом - сам обучающийся, его способности, результаты его развития. Цель учебной деятельности связана с самим обучающимся, ставящим перед собой цель развить в себе умения, способности или необходимое качество. Операции или учебные действия - это действия, обеспечивающие решение определенных задач, связанных с процессом обучения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 72 страницы
1800 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg