Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Предоставление государственных услуг с использованием ИКТ в Правительстве Пензенской области

irina_krut2019 2575 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 103 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.03.2020
Пояснительная записка содержит 104 листа, 22 рисунка, 3 таблицы, 36 источников. ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО, ЭЛЕКТРОННОЕ ГОСУДАРСТВО, ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСЛУГА, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО, ЕДИНЫЙ ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ, МФЦ, ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА, ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ Объектом исследований данной работы являются государственные услуги, предоставляемые Правительством Пензенской области в электронном виде. Предмет – сайт Правительства Пензенской области. Цель работы – изучить предпосылки возникновения государственных услуг, проанализировать состояние предоставления государственных услуг с использованием информационно-коммуникационных технологий в Правительстве Пензенской области, рассмотреть ход реализации выполнения государственной программы «Формирование информационного общества в Пензенской области на 2014 - 2022 годы», выделить актуальные проблемы и разработать рекомендации по повышению эффективности оказания государственных услуг. Метод исследования – для достижения поставленных целей в работе применяются метод сбора и анализа информации. В первой главе были рассмотрены предпосылки возникновения государственный услуг в России, рассмотрен зарубежный опыт предоставления государственных услуг. Вторая глава посвящена анализу нормативно-правовых актов, регламентирующих оказание государственных услуг в электронном виде. В третьей главе проведен анализ состояния отрасли информационных технологий, проведен мониторинг активности использования государственных услуг, проведен анализ практического применения информационных технологий в работе Правительства Пензенской области, рассмотрены вопросы, касающиеся стандартизации государственных услуг. В четвертой главе выделены проблемы, возникающие при предоставлении государственных услуг, выработаны рекомендации по их устранению. Базу исследования составили постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, законодательные и нормативно-правовые акты и инструкции, статистические и аналитические отчеты министерств и ведомств Пензенской области. В работе также использованы данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, аналитические и обзорные документы, статистические и справочные материалы, опубликованные отечественных источниках, а также информация исследовательских центров и социологических служб.
Введение

В настоящее время информационно-коммуникационные технологии активно внедряются и в систему государственного управления. С помощью информатизации органов власти обеспечивается более высокое качество государственного администрирования. Реализуются масштабные программы и проекты по созданию государственных информационных систем, обеспечивающих автоматизацию процедур сбора, обработки и хранения сведений, необходимых для выполнения органами государственной власти основных функций. В рамках реализации административной реформы ведется систематическая работа по описанию функций и процессов государственного управления, анализ возможностей их оптимизация и совершенствование на основе применения современных ИКТ, принимаются нормативно-правовые акты, направленные на обеспечение доступа к информации о деятельности органов государственной власти. Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа процессов предоставления государственных услуг с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, становления и развития системы государственного управления Российской Федерации на современном этапе, осмысления сути происходящих перемен и потребностью в научно-обоснованных рекомендациях по реформированию деятельности органов государственной власти в целях повышения их эффективности.
Содержание

Реферат 2 Введение 6 1 Понятие и сущность государственной услуги 7 1.1 Предпосылки возникновения государственных услуг в России 7 1.2 Зарубежный опыт предоставления государственных услуг 17 2 Нормативная законодательная база, регламентирующая оказание государственных услуг 28 3 Анализ состояние развития отрасли информационных технологий 44 3.1 Применение информационных технологий в работе Правительства Пензенской области 48 3.2.1 Организация работы регионального Портала государственных услуг 59 3.2.2 Организация работы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг «Мои документы» 67 3.2.3 Организация работы с обращениями граждан 73 3.4 Стандартизация и регламентация предоставления государственных услуг в Пензенской области 83 4 Проблемы в предоставлении государственных услуг и пути их решения 89 4.1 Актуальные проблемы 89 4.2 Рекомендации по повышению оптимизации оказания государственных услуг 92 Заключение 96 Список используемых источников и литературы 98 Приложение А Сводная матрица составов действий, выполнение которых обеспечивается заявителю при предоставлении государственных услуг на Портале государственных и муниципальных услуг (функций) Пензенской области в электронной форме 104
Список литературы

I. Источники Конституция Российской Федерации, принята 12.12.1993 (с изм. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). Кодексы Российской Федерации 1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу от 01.05.2019). Федеральные законы Российской Федерации 3. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изм. и доп., вступ. в силу с от 01.04.2019). 4. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2019). 5. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.12.2017). 6. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»(с изм. и доп., вступ. в силу с 27.12.2018). 7. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.12.2017). 8. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.12.2017). Постановления правительства Российской Федерации 9. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество» (2011-2020 годы) (с изм. и доп., вступ. в силу от 29.03.2019). 10. Постановление Правительства РФ «О федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» от 28.11.2011 г. № 977 (с изм. и доп., вступ. в силу 09.12.2013). 11. Постановление Правительства РФ от 28.12.2011 № 1184 «О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, наделенных соответствующими федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг, и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде» (с изм. и доп., вступ. в силу 02.02.2019). 12. Постановление Правительства РФ от 24.10.2011 № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» (с изм. и доп., вступ. в силу 25.09.2019). 13. Постановление Правительства РФ «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» от 8 июня 2011 г. № 451 (с изм. и доп., вступ. в силу 25.09.2018). 14. Постановление Правительства РФ «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг в форме электронных документов» от 07.07.2011 г. № 553. 15. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 352 «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание» (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.01.2019). 16. Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» вместе с «Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия» (с изм. и доп., вступ. в силу 20.11.2018). 17. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» 18. Постановление Правительства РФ «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации» от 16.08.2012 № 840» (с изм. и доп., вступ. в силу 13.06.2018). Распоряжения Правительства Российской Федерации 19. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Плана перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти» от 17.10.2009 г. № 1555-р "(с изм. и доп., вступ. в силу от 20.05.2014). 20. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении перечня услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме» от 25.04.2011 № 729-р (с изм. и доп., вступ. в силу 28.11.2018). 21. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями» от 17.12.2009 № 1993-р (с изм. и доп., вступ. в силу 28.12.2011). Другие нормативно-правовые акты 22. Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.2005 № 30 (с изм. и доп., вступ. в силу 29.12.2018). 23. Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утв. постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 № 452 (с изм. и доп., вступ. в силу от 10.07.2017). 24. Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 477 г. (с изм. и доп., вступ. в силу 26.04.2016). 25. Указ Президента РФ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» от 07.05.2012 № 601. 26. Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 25.12.2013 № 2516-р. II. Литература 27. Терещенко, Л.К. Услуги: государственные, публичные, социальные // Журнал российского права.- 2004.- № 10. 28. Жетписбаева М.К., Миронычева А.И. Зарубежный опыт совершенствования системы предоставления государственных услуг // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6.; 29. Авакян Н.С., Панина О.В., Скакова Ж.Н. Повышение эффективности оказания государственных услуг // Актуальные проблемы и перспективы развития государственного управления: сборник научных статей по материалам ежегодной международной научно-практической конференции от 23 ноября 2013 г.. М.: Юстицинформ, 2014. С. 18-24. 30. Банасиковска Я. Основные преимущества, издержки и риски электронной формы предоставления государственных услуг // Вопросы экономики и права. 2014. № 71. С. 77 31. Аверин А.В. Стандартизация и регламентация государственных услуг: российский и зарубежный опыт // Экономика и предпринимательство. 2015. № 10-1 (63-1). С. 721-727. Интернет-ресурсы 32. http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Электронные_госуслуги_в_регионах_России 33. http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Электронное_правительство_России 34. ru.wikipedia.org 35. Т.Е. Парвадова, Ю.Г. Кирюхин Электронное правительство как инструмент модернизации государственного управления// Проблемы и перспективы : сб. науч. ст. Всерос. межвуз. науч.-практ. конф. (г. Пенза, 14 марта 2018 г.) / под ред. Л. Р. Фионовой. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2018. – 310 с. 36. Т.Е. Парвадова, Ю.Г.Кирюхин Информационно-коммуникацион-ные технологии в системе государственного управления// Информационные технологии в науке и образовании. Проблемы и перспективы : сб. науч. ст. VI Всерос. межвуз. науч.-практ. конф. (г. Пенза, 13 марта 2019 г.) / под ред. Л. Р. Фионовой. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2019. – 408 с.
Отрывок из работы

1 Понятие и сущность государственной услуги В настоящее время в целях повышения качества оказания услуг населению органами государственной власти широко используются информационные технологии, так как без них невозможно соответствовать запросам и ожиданиям потребителей. Проводимое исследование поможет проанализировать и обобщить опыт нашей страны и зарубежных стран в предоставлении государственных услуг в электронном виде. 1.1 Предпосылки возникновения государственных услуг в России История информатизации в России, начавшаяся после распада СССР, была связана сначала с разделившимися, а затем все б?лее целенаправленными действиями по распространению и использованию информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в различных сферах, включая государственный сект?р. В цел?м, несмотря на инф?рационное неравенств? между субъектами Российской Федерации и слаб?е развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры в масштабах всей страны, Россия уверенно шла п? пути развития и использования ИКТ достаточно быстрыми темпами. Начиная с 1991 г?да, информатизация шла параллельно с административной реформой, которая происходит непрерывно и д? настоящего времени. Концепция информационной политики стала одним из первых стратегических документов в направлении построения информационного общества, которая была разработана в конце 1998 г?да. В рассматриваемой Концепции определялось, что информационная политика Российской Федерации является важной составной частью внешней и внутренней политики государства и охватывает все сферы жизнедеятельности общества. Долгосрочной стратегической целью информационной политики был определен переход к новому этапу развития России – построению информационного общества, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы – знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно: - возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте; - увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества; - нарастающая информатизация общества с использованием сети Интернет, телевидения, телефонии, радио, а также традиционных и электронных СМИ; - создание глобального информационного пространства, обеспечивающего удовлетворение потребностей людей в информационных продуктах и услугах, эффективное информационное взаимодействие и доступ к мировым информационным ресурсам; - развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей. На этапе построения информационного общества России были определены основные пути: - реф?рмир?вaние инф?рмаци?нног? произв?дства на ?сн?ве управления инф?рмацией как важнейшим ресурсом с?циальн?-экономического развития; - развитие сферы инф?рмаци?нных и телек?ммуникаци?нных услуг; - развитие ?бщественных и личных инф?рмаци?нных п?требн?стей; - открытость информационной политики как главной предпосылки последовательного демократического развития страны. Следующим стратегическим шагoм Рoссии в даннoм направлении стало пoдписание в 2000 г. на саммите стран G8 Oкинавской хартии глoбальнoгo инфoрмационнoго общества. В сooтветствии с Хартией были oпределены oбязательства как Рoссии, так и других стран Бoльшой Вoсьмерки спoсoбствoвать распрoстранению ИКТ и преодолению информационного неравенства, угрожающего многократно усилить существующее социальное и экономическое неравенство. Если придерживаться oсновных полoжений Oкинавской хартии, то неoбходимo рассмотреть ключевое понятие — информационные технологии , которое представляет собoй процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов. Россия находилась в двойственной ситуации, где с одной стороны, информационная индустрия (ИТ, контент-индустрия, телекоммуникации) начинает играть важную роль в экономике и политике страны, а с другой стороны в стране нет движущих сил развития ИКТ, производителей информационно-коммуникационных продуктов, услуг и решений, которые заставляли остальные правительства G8 настаивать на приоритетном развитии и использовании ИКТ во всем мире. Так, в рассматриваемый период Россия по уровню развития ИКТ-инфраструктуры находилась ближе к развивающимся странам, чем к другим участникам G8. Главным достижением современной России является распространение программно-технических средств для обеспечения работы широких слоев населения в глобальной международной сети Интернет. На сегодня можно констатировать тот факт, что Россия стала важнейшим участником процесса построения глобального информационного общества, а «интернетизация» охватывает большую часть населения страны. В 2000 году в период быстрого экономического роста, у государства появились ресурсы для проведения ст?ль д?р?г?ст?ящег? мероприятия как административная реформа государственного управления, которая представляет собой комплекс мероприятий государственной власти по совершенствованию организации исполнительного аппарата государства - государственной администрации, ее функций, форм и методов деятельности. Административная реформа проходила определенные этапы, отличающиеся друг от друга по целям реформирования, формам и способам информационной поддержки. ?сновной смысл заключался в том, чтобы реализовать административные процедуры в электронном виде на основе новых информационных систем и решений. Стандартизация государственного управления предполагала создание типовых регламентов государственных услуг, реестра государственных услуг. Изменение нормативной правовой базы предоставления услуг, отработку обратной связи с гражданами, в том числе с использованием ИКТ, разработку показателей качества оказываемых услуг и механизма их коррекции. Понятие «государственная услуга» стало использоваться в России только в процессе проведения административной реформы, в то время когда во многих зарубежных странах государственные услуги являлись одной из основных форм взаимоотношений гражданина, юридического лица с государственной властью. Понятие «услуга» для законодательства не новое и под ним понимают готовый продукт труда, способный удовлетворить потребности граждан и юридических лиц. Термин «услуга» в российском законодательстве впервые появился в Конституции РФ в 1993 году, где он упоминается в ст. 8 и ст. 74, а Гражданский кодекс РФ закрепил категорию услуги в качестве объекта гражданских прав в ст. 128. В 2002 году была запущена Федеральная целевая программа «Электронная Россия 2002-2010», направленная на внедрение технологий «электронного правительства». Электронное правительство представляет собой систему государственного управления, основанную на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащую цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных комму-никаций для каждого члена общества. В рамках рассматриваемой программы выделяли следующие направления, которые были связаны с административной реформой: - во – первых, внедрение в деятельность органов исполнительной власти по предоставлению государственных услуг технологий электронного взаимодействия с населением и организациями, создание единой системы информационно-справочной поддержки населения и организаций по вопросам получения государственных услуг, а также создание информационной системы ведения реестра предоставляемых государственных услуг; - во - вторых, стандартизация электронного взаимодействия органов исполнительной власти и населения при оказании (получении) государственных услуг; - в – третьих, включение в перечень государственных услуг описания процедур этих услуг и создание на его основе единой информационно-справочной системы. На первоначальном этапе своего развития ФЦП «Электронная Россия» представляла государственную стратегию для осуществления проектов Электронного правительства. Во многом разработчики стратегии «Электронная Россия» ставили своей целью описать те преимущества, которые получит Россия при условии успешного использования информационно-коммуникационных технологий как ключевого фактора повышения эффективности государственного управления. Однако гораздо меньше внимания было уделено анализу существующего положения дел в отрасли ИКТ, за что ФЦП «Электронная Россия» подверглась справедливой критике как внутри страны, так и за рубежом. В 2006 году концепция ФЦП «Электронная Россия» была подвергнута серьезному пересмотру и из программы были исключены все мероприятия, которые не относились к использованию ИКТ для государственного управления на федеральном и региональном уровне, так что второй релиз ФЦП «Электронная Россия» стал, по сути дела, программой формирования электронного правительства в Российской Федерации. В 2007-2008 годах были созданы первые типовые программно-технические решения, направленные на использование ИКТ на региональном уровне для решения задач поддержки и принятия управленческих решений, управления государственным имуществом, предоставления услуг по социальной защите населения, лицензирования отдельных видов деятельности, управления комплексом жилищно-коммунального хозяйства, персонифицированного учета предоставляемых медицинских услуг, услуг в сфере транспорта. 7 февраля 2008 года была официально принята Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, которая определила основные направления развития информационного общества в России на период до 2015 года, задала ориентиры и контрольные значения – ворваться в двадцатку стран-лидеров к 2015 году, стартуя с 50-60-х мест в международных рейтингах. В течение полутора лет был разработан и в декабре 2009 года принят трехлетний план реализации Стратегии до 2011 года, выполнение которого и продемонстрировало, насколько продуманы, взвешены и достижимы поставленные цели. Стратегия развития информационного общества предполагала комплексную модернизацию на основе ИКТ всего государства за счет кардинального изменения принципов взаимоотношений между государством и обществом в таких областях, как: - совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере; - развитие экономики Российской Федерации на основе использования ИКТ; - формирование современной ИКТ-инфраструктуры; - устан?вление б?лее тесных межсекторных партнерств для решения текущих задач; - развитие науки, техн?л?гий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекомму-никационных технологий; - сохранение культурного наследия на основе ИКТ; - повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления; - обеспечение национальной безопасности в информационной сфере. В марте 2008 ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» была подвергнута очередной критике, где вновь обращалось внимание на излишне ведомственный характер Программы, не улучшающий качество взаимоотношений государства и общества. Отмечались задачи, требующие решения: - разработка системного проекта электронного правительства; - перенесение с граждан и организаций на государственные органы обязанности по подтверждению первичных прав заявителей; - оптимизация ведомственных и межведомственных административных процедур, обеспечивающая перевод государственных услуг в электронный вид; - разработка стандартов создания и эксплуатации ведомственных и межведомственных информационных систем, унифицированных технологий и протоколов ведомственного и межведомственного электронного взаимодействия; - принятие необходимого нормативного правового обеспечения для оказания государственных услуг в электронном виде и ряд других. Поэтому в третьем релизе ФЦП «Электронная Россия» в качестве основной цели было поставлено формирование инфраструктуры электронного правительства, необходимой для повышения качества взаимоотношений государства и общества, повышение эффективности межведомственного взаимодействия и внутренней организации деятельности органов государственной власти на основе эффективного использования ИКТ, оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг. Другим концептуальным документом, утвержденным постановлением Правительства России в июне 2009 года была Концепция единой системы информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Единая система является организационной совокупностью государственных информационных ресурсов и информационных систем, необходимых для обеспечения комплексной информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, в том числе в части предоставления государственных и муниципальных услуг. В ней были зафиксированы основные элементы этой системы: ? сводный реестр государственных и муниципальных услуг; ? единый портал государственных и муниципальных услуг; ? региональные порталы государственных и муниципальных услуг; ? реестры государственных и муниципальных услуг. Помимо электронных каналов доступа к услугам была создана сеть многофункциональных центров (МФЦ) предоставления государственных услуг по принципу «одного окна» для посетителей. К концу 2009 года было реализовано более 50 пилотных проектов в нескольких регионах, в последующие годы количество МФЦ существенно увеличилось. Сейчас можно с уверенностью сказать, что поставленные амбициозные цели Стратегии достигнуты не были, где причина не только в разразившемся в 2008 году глобальном экономическом кризисе, сильно ударившем по России, но и в неблагоприятной деловой среде, отсутствии эффективных механизмов управления и координации столь масштабными программами, ведомственной разобщенности, недостаточном числе «электронных лидеров» как на федеральном, так и на региональном уровнях государственного управления. Еще двумя важными документами в сфере электронного правительства явились Системный проект формирования электронного правительства в Российской Федерации (описывает цели и принципы развития электронного правительства России до 2020 года) и Программа «Информационное Общество (2011-2020)». Предварительный анализ этих документов показывает, что они призваны устранить и усовершенствовать те недостатки, которые были допущены на предыдущих этапах. Применительно к системному проекту сделана попытка уточнить само понятие электронного правительства, уточнить и классифицировать полномочия органов власти, уточнить типы информационных систем в государственном управлении, структуру управления развитием электронного правительства, требования, предъявляемые к эксплуатации информационных систем, требования к расходованию финансовых средств. За последние годы была проведена серьезная работа по созданию правительственных информационных порталов и размещение их в глобальной сети Интернет, практически все федеральные органы власти и значительное количество региональных органов разработали собственные интернет-сайты. Особо активно в последние годы проводится перевод отдельных государственных услуг в электронную форму. Развиваются различные формы электронного взаимодействия граждан, организаций и государственных органов при реализации государственного управления. Электронное правительство невозможно развивать без развития электронного государства, при этом синонимом понятия электронное государство является понятие «информационное общество». Такой тип общества предполагает готовность населения активно взаимодействовать с органами власти через информационно-коммуникационные технологии и участвовать в процессе управления государством. В перспективе именно на развитии электронного общества в большей степени, нежели на развитие электронного правительства необходимо сосредоточить усилия органов власти. Особое внимание необходимо уделять вопросу высокой степени различий уровня развития информационного общества и доступности информационно-телекоммуникационных техно-логий в различных регионах России. 1.2 Зарубежный опыт предоставления государственных услуг В 1980-1990-х годах прошлого века многие страны столкнулись с необходимостью использования ИКТ в государственно-административном управлении. Если обратиться к западным определениям понятия «электронного правительства», то, например, в США и Великобритании исследователи понимают под e-government концепцию, направленную на повышение эффективности государства в целом. Данный подход предполагает трансформацию всего комплекса отношений государственного сектора с обществом и использует в их организации новейшие технологии и механизмы. В научной литературе встречается более конкретизированное определение электронного правительства как системы электронного документооборота государственного управления, основанной на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащей цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Отмечается, что создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки. Динамичное развитие информационного общества в настоящее время определяет необходимость интенсивного развития инфраструктуры электронного правительства. Концепция электронного правительства возникла на Западе в конце 1990-х годов. Отправной точкой появления и формирования указанной концепции считается кризис господствовавшей бюрократической модели управления, а также подрыв доверия населения к традиционным политическим институтам, обеспечивавшим легитимность власти на протяжении всего столетия. Преобразования затронули работу государственного аппарата и были направлены на эффективное использование ресурсов, расширение спектра и повышения качества государственных услуг, а также построение более эффективной системы социально-политического взаимодействия государства и гражданского общества. В процессе поиска средств высокой эффективности и низкой стоимости оказалось, что информационные технологии могут выступить в роли катализатора и главного инструмента преобразований. Более подробно рассмотрим четыре модели построения электронного правительства: - англо-американская модель (применяется в Канаде, США, Великобритании); - континентально-европейская модель (страны Западной, Центральной и Восточной Европы); - азиатская модель (Южная Корея, Сингапур); - российская модель. В таких странах как Великобритании, США и Канада получила распространение англо-американская модель электронного правительства. В связи с тем, что Канада одной из первой в мире начала решение проблемы открытого доступа к информации государственных структур, она стала лидером в инновациях в области электронного правительства. Еще в 1994 году правительством страны был выпущен «Проект предоставления услуг государственными органами при помощи информационных технологий», получивший условное международное название «e-government». Рассматриваемый проект внедрения системы электронного правительства, подразделяющийся на три этапа реализации, позволил органам государственной власти Канады работать и напрямую взаимодействовать с населением с помощью информационного портала, объединяющего более пятисот сайтов. Отказ от обработки бумажной документации и необходимости непосредственного посещения служб гражданами за последние годы сократил расходы государственного бюджета почти на 10 млрд. долларов. Вслед за Канадой эксперты Соединенных Штатов Америки разработали Стратегию развития электронного правительства, предполагающую повышение эффективности работы федерального правительства такими способами, как: - упрощение информационного сервиса; - исключение дублирующих друг друга и избыточных уровней правительственного управления; - облегчение поиска информации и получения услуг от федерального правительства для граждан, предпринимателей, прави-тельственных и федеральных служащих; - нацеленность правительственных структур на быстрое удовлетворение потребностей граждан; - создание условий для претворения в жизнь других инициатив федерального правительства по повышению эффективности его деятельности. Последствиями реализации мероприятий разработанной Стратегии развития электронного правительства явилось сокращение масштабов, а в некоторых случаях и полное искоренение, дублирования одних и тех же функций в разных правительственных агентствах, что значительно облегчило гражданам доступ к ним и сократило расходы на содержание избыточных служб и ведомств. Основной программой инфраструктуры электронного правительства Великобритании стала программа «Электронные граждане, электронный бизнес, электронное правительство. Стратегическая концепция обслуживания общества в информационную эпоху» где основной акцент делался на решении следующих проблем: - расширение спектра предоставляемых правительством сервисных услуг; - обеспечение более эффективного использования социальной информации в органах государственной власти; - создание технических и образовательных условий для полного охвата гражданами правительственных услуг. История успеха развития программы британского электронного правительства является наиболее показательной. Разрозненные государственные интернет-ресурсы были объединены, а для стимулирования спроса на новые сервисы были предприняты беспрецедентные меры: в законодательство были внесены поправки, обеспечивающие налоговые льготы для тех, кто осуществляет обязательные платежи в электронном виде. На сегодняшний день в Великобритании 75 % сервисов являются доступными в электронным виде. Таким образом, основу англо-американской модели информатизации государства составляют: исключение избыточных функций органов власти, сервисное предоставление гражданам государственных услуг, а также удовлетворение потребностей граждан посредством информационных технологий. Данная модель способствует развитию транзакций, оплаты максимального количества услуг в сети Интернет, что существенно экономит бюджетные средства. Континентально-европейская модель электронного правительства отличается: - существованием надгосударственных институтов, рекомендации которых обязательны для исполнения всеми странами Европейского Союза; - высокой степенью интеграции европейских народов и стран, что выражено в единой валюте, в едином европейском информационном пространстве, в свободном передвижении капиталов, энергии, информации; - жестким законодательством, регулирующим информационные отношения и информационные потоки, циркулирующие в европейском информационном пространстве. Управление и деятельность национальных правительств и над-государственных структур в этой модели характеризуются применением высоких технологий с ориентацией на нужды граждан - пользователей информационными сетями и системами. Данный тип управления позволяет потребителю получать правительственную информацию в режиме реального времени и успешно выполнять свой гражданский долг, используя систему электронного голосования или сервисные услуги правительства при уплате налогов и штрафов. Азиатскую модель электронного правительства отличает специфический стиль управления, азиатский тип корпоративной культуры и многослойная система государственного управления, организованного по принципу иерархической пирамиды. Правительством Южной Кореи при формировании модели электронной демократии основной акцент сделан на удовлетворении информационных потребностей населения и внедрении информационно-коммуникативных технологий в систему культуры и образования. Успешное развитие «электронной демократии» позволило гражданам Южной Кореи усвоить мысль о собственной значимости и возможности действительного влияния на дела государства и общества. Важным и полезным в корейском опыте является осмысленная и дальновидная политика государства в деле развития электронной коммуникации. В настоящее время гражданам этой страны доступно более двух тысяч операций. В общественных местах располагаются специальные терминалы, в которых легко найти нужную информацию или распечатать любую справку. Южная Корея ежегодно занимает лидирующие позиции, как по средней скорости Интернета, так и по степени охвата широкополосной сетью населения. Несколько лет назад в государственном секторе страны была введена стопроцентная система электронного документооборота. Функционирование системы электронного правительства позволило за последние два года сэкономить для госбюджета более 1 млрд. долларов и сократить число служащих почти на девять тысяч человек. Общий социально-экономический эффект оценивается в 16 млрд. долларов.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 73 страницы
750 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 62 страницы
750 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 84 страницы
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg