Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Приемная семья как правовая форма реализации прав ребенка.

irina_krut2019 1375 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 55 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.03.2020
Цель работы – поиск направлений совершенствования норм законода-тельства и судебной практики по вопросам, связанным с приемной семьёй. Исходя из поставленной цели, ставятся следующие задачи: – осветить историю института приемной семьи и дать его определение; – рассмотреть порядок образования приемной семьи; –раскрыть содержание договора как основания возникновения приемной семьи; – проанализировать права и обязанности приемных родителей; – определить основные права ребенка в приемной семье; – выявить проблемы, возникающие в процессе правоприменительной прак-тики и предложить пути их решения. Методологическая основа исследования включает в себя общенаучные методы: диалектический, исторический, логический, функциональный и частно-научные методы: сравнительно-правовой, формально-юридический и др. Нормативную основу исследования составили официальные документы и законодательные акты, действующие в Российской Федерации, регламентирующие вопросы правоотношений, возникающих в рамках приемной семьи, такие как Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации , Гражданский кодекс Российской Федерации. Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, анализа правоприменительной практики, методической разработки учебного занятия по теме исследования, заключения и списка использованных источников.
Введение

Тема дипломной работы очень актуальна, так как большое количество детей остается без родителей , и оно растет с каждым годом . Таким детям необходимы условия для полноценного развития. Семейное же законода-тельство и Конвенция о правах ребенка закрепляют право ребенка жить и воспитываться в семье . Государство, защищая интересы детей, оставшихся без родителей, предлагает заключение договора о приемной семье, так как прежде всего в семье ребенок может получить заботу и воспитание, которые сформирует его как полноценного человека. Под приемной семьей понимается опека (попечительство) над ребенком, осуществляемая по определенному договору о приемной семье, который заключается между приемными родителями и органом опеки и попечительства на срок, установленный в договоре. Такой договор порождает обязанности сторон, которые устанавливаются для обеспечения прав ребенка на образование, содержание и воспитание. По этому договору приемный родитель обязуется осуществлять воспитание, образование, защиту прав ребенка. Объектом работы является совокупность семейных отношений, возникающих в процессе устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан (приёмные семьи) на возмездной основе. Предметом настоящей работы выступают нормы права, регулирующие возникновение приемной семьи и отношения в ней, а также практика их применения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ .................................................................................... 5 1.1. История развития приемной семьи в России ....... 5 1.2. Понятия и признаки приемной семьи. Форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей .................. 14 ГЛАВА II ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ПРИЕМНОЙ СЕ-МЬИ.............................................. 23 2.1. Правовое регулирование порядка образования приемной семьи и содержание ребенка переданного в приемную семью ........................................................................ 23 2.2. Договор о передачи ребенка (детей) на воспитание в приемную семью ..................................................... 38 2.3. Порядок и последствия прекращения приемной семьи .................................................................................. 41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49 ПРИЛОЖЕНИЕ I 52
Список литературы

I Нормативно-правовые акты 1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.). Ратифицирована ПостановлениемВС СССР 13 июня 1990 г. No 1559-1 // СПС Консультант Плюс. 2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом изменений, внесенных указом Президента Российской Федерации от 27 марта 2019 г. № 130 и вступивших в силу с 4 апреля 2019 г.) 3. Гражданский кодекс Российской Федерацииот 30.11.1994 N 51- ФЗ (ред. от 03.08.2018) 4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 18.03.2019) 5.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 No 63-ФЗ (ред. от 23.04.2019) 6.Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 No 188-ФЗ (ред. от 15.04.2019) 7. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Федеральный Закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ 8. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации 58: Федеральный Закон от 25 июня 1993 г. 9. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: Федеральный закон от 26 апреля 1995 г. N 81-ФЗ 10. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федера-ции: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. 11. Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной за-щите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : Федеральный Закон от 08.02.1998 N 17-ФЗ (ред. от 23.04.2018) 12. О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N44-ФЗ «О государ-ственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» 13. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы 14. Постановление «О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящимся в городах и рабочих по-селках» 15.О порядке введения в действие Постановления Правительства Российской Федерации «О приёмной семье»:Письмо Минобразования России от 30 января 1997 г. N 15/438-6 16. Письмо Министерства образования РФ от 22 мая 2002 г. No 802/28-5 «О проблемах приемных семей –детских домов семейного типа» IIУчебная и научная литература 1. АнтокольскаяМ.В. Семейное право: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М. Юристъ, 2002. 336 с 2. Банников И. Юридическая природа договора о передаче ребёнка в приёмную семью в Российской Федерации // Право и экономика. 2016. No 11. С. 96–97. 3. Беспалов Ю.Ф. Некоторые вопросы реализации семейных прав ребёнка (теория и практика). Владимир, 2016. 197 с. 4. Беспалов Ю.Ф. Обеспечение права ребёнка на жилище // Росс. юстиция. 2011. N 12. С.15. 5. Вербловский. Новый закон об узаконенных и усыновленных // Юрид. вестник. 2012. No 7. С.21.60 6. Гаврищук В.В., Зарубин М.А. Предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: На примере Министерства образования РФ // Право и образование.2009. N 1. С.18. 7. Гражданское право: Учебник. Том 3 / Под ред.А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: БЕК, 2014.540 с. 8. Григорьева Е.Н. От звонка до звонка // Семья и школа. 2014. N 5. С. 12 -1. 9. Гурко Т. А., Тасеев В. Б. Опыт организации приемных семей в Мурман-ской области // Социол. исслед. 2014.N9. 10. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье //Социологические исследования. 2011. N 11. С.8. 11. Деребина О. Стать родителями // Семья и школа. 2011. N 12. С.23 12. Дружинина Т.И. Некоторые проблемы приёмной семьи как формы се-мейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей // Защита прав ребёнка в современной России (материалы научно-практической конференции). М.: БЕК, 2012.269 с. 13. Ермаков В.Д. О концепции совершенствования законодательства о браке и семье // Материалы Международной научно-практической конференции «Семья в процессе развития». М.: БЕК, 2016. 189 с. 14.Забалова Е.Ю., Генезис института приёмной семьи// Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. No 3-1. С. 141-144. 15. Иванова И.П., Рыбинский Е.М., Трофимова В.В. О некоторых социально- психологических проблемах семейных детских домов. // Актуальные про-блемы современного детства. М.: БЕК, 2015. С. 150 -156. 16. Кабышев О.А. Усыновление. Опека и попечительство над детьми. М., 2016. 109 с. 17. Качаева М., Черный В. Судебно-психиатрическая экспертиза по вопросам воспитания детей // Росс. юстиция. 2011. N 9.С.18. 18. Косова О.Ю. Установление факта происхождения ребёнка в особом судопроизводстве // Росс. юстиция. 2014. N 1. С.16. 19. Масевич М.Г., Кузнецова И.М., Марышева Н.И. Новый Семейный кодекс Российской Федерации // Дело и право. 2015. N 1. С.7. 20. Михеева Л.Ю. Институт опеки и попечительства в современных условиях // Государство и право. 2012. N 5.С. 53 -59. 21. Нечаева А.М. Исполнение решений суда по делам, связанным с воспита-нием детей // Росс. юстиция. 2008. N 5.С.19. 22. Николаев М. Вопросы судебного порядка рассмотрения дел об установ-лении усыновления (удочерения) детей // Хозяйство и право. 2012. N 3.С.31. 23. Пискунова М.Г. Имущественные права несовершеннолетних при сделках с жилыми помещениями // ЭиЖ. 2014. N 34. С.78. 24. Савватеева Т. Родные среди чужих и чужие среди родных // Российская газета. 2010. 11 января. 25. Тельберг Г.О. Сборник статей по истории семейного права. СПб., 2004. 91c. 26. Фетисова О.В. Договор как основание возникновения приёмной семьи // Защита прав ребёнка в современной России (материалы научно-практической конференции). М.: БЕК, 2010.С. 164. 27. Чашкова С.Ю.Проблемы правового регулирования отношений в приём-ной семье // Защита прав ребёнка в современной России (материалы научно-практической конференции). М., 2009. С. 146-155. 28. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изд. 1907 г.). М.: БЕК, 2014. 101 с. 29. Шувалова Н.А. О Федеральном законе «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Хозяйство и право. 2015. N 9. С.15. 30. Шукуров Р.А. Приёмная семья по семейному праву России: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. -Белгород, 2013. 156 с. III. Интернет ресурсы 1. Консультант плюс –надежная правовая поддержка URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_101627 2. Гарант.РУ информационно правовой портал URL: http://www.garant.ru/doc/busref/spr_dtp/
Отрывок из работы

ГЛАВА I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ 1.1 История развития приемной семьи в России В России вo все времена существoвала необхoдимoсть в защите, вoспитании и попечении детей, оставшихся без родительской опеки. В отличие от других форм устройства детей, форма приёмной семьи существует недавно и продолжает приживаться в нашей стране. Эта новая семейная форма заботы о несовершеннолетних детях проявилась достаточно поздно, лишь в ХIХ веке. Одним из первых случаев опеки над ребенком, упоминавшийся в исторической летописи нашей страны, относится к 879 году. Тогда один из князей Рюриковичей назначает сыну своему родственника - опекуна. В 996 году в царствовании великого князя Владимира I был издан указ об общественном призрении, включавшим в себя помощь сиротам, попечение и надзор духовенства. Во времена Великого князя Ярослава было основано сиротское училище, где на иждивении самого князя обучались 300 юношей. В рукописях, дошедших до наших дней и Владимир Мономах завещал защищать сироту посредством оказания помощи и попечения. Задачей государственной важности Иван Грозный считал защиту де-тей-сирот и на монастыри и частные лица возложил функции по их попече-нию. Реформы Петра I коснулись и детей-сирот. По его указу дети, оставшиеся без попечения родителей воспитывались за казённый счёт до 7 лет в одном учреждении, а уже после достижения семилетнего возраста мальчики посылались в школы определённого ремесла, девочки обучались в отдельных школах-пансионах, изучая там грамоту и рукоделие. Становится очевидным, что забота о детях-сиротах стала делом не только частных лиц, но и царской власти. В 1775 году ближе всех по своей сути к приёмной семье стояла Вели-кая императрица Екатерина II. Во времена её царствования дела в области попечения детей-сирот шли хорошо. Под влиянием идеологии Западной Европы, императрица придала огромное значение семейному устройству детей, оставшихся без родителей. Она создала для них воспитательные дома, а также предписывала устраивать детей в семью. На одном из заседаний Московского опекунского совета о смертности сирот в воспитательных домах, императрица Екатерина, выслушав доклад, принимает решение раздать воспитанников в семьи. Выдвигая положение о том, что институт семьи в вопросах воспитания перспективнее и намного продуктивнее государственных воспитательных домов. Воспитатели обучали детей наукам, профессии или ремесленническому мастерству. Много было подкидышей и именно маленьких деток старались определять в семьи, которые уже имели младенцев и могли вскормить ребёнка грудью. В семьях за жизнью воспитанников устанавливалось наблюдение, ко-торое осуществляли объезжие надзиратели. В большинстве своём из них было много врачей. Они следили за вскармливанием младенцев грудью и их надлежащим уходом, в более старший период воспитания следили за обучением детей. Достигая совершеннолетия воспитанники семей причислялись в крестьяне или мещане. Благодаря нововведениям императрицы Екатерины II, большая часть обездоленных детей получала уникальную возможность расти в семейной обстановке, важной для полноценного развития ребёнка. Надзиратели указывали в своих отчётах примеры неподдельной привязанности всей замещающей семьи к “казённым детям”, душевного взаимоотношения друг к другу. В России становилось всё больше семей, забиравших к себе на воспитание детей-сирот. Почётным делом считалось попечение сирот в семьях обеспеченных слоёв населения, а подопечные дети прозвались богоданными. Их не обижали, воспитывали как своих собственных детей. А вот не достигших совершеннолетия детей старшего возраста, брали на воспитание в свою семью как правило люди неимущие, потому как получали они за это «пятирублевое подспорье». Величина денежной выплаты зависела от возраста ребенка: чем младше был ребенок, тем больше была сумма пособия, потому что иной подмоги от него и не ждали. При императрице Марии Фёдоровны семейная форма развития детей-сирот в дальнейшем развивалась и распространялась ещё активнее. Так, были приложены усилия к уменьшению численности воспитательных сиротских учреждений при помощи распределения детей в «государевы деревни» крестьянам «доброго поведения». Там, дети находились до определённого возраста: мальчики - до 18 лет, а девочки - до 15 лет. В будущем их местонахождение предписывали Приказы общественного призрения. В Петербурге на начало XIX века было зафиксировано около 18 тыс. семей, в которых находились на содержании более 20 тыс. детей, лишив-шихся родительского попечения, за что им осуществлялись денежные выплаты из государевой казны. Интересен опыт в сфере призрения сирот участковых городских попе-чительств Москвы, создавших особые приюты. В начале XX века Москов-ский совет по призрению беспризорных активно усилил развитие по устройству сирот в семьи. Семьям, которые брали на воспитание детей выплачивались определенные деньги на содержание детей; организовывали «искусственные семьи» из небольшого количества детей во главе с добропорядочными и уважаемыми в обществе женщинами; основывали маленькие приюты, так называемые искусственные семьи. В 1910 году был организован один из первых таких приютов. Искусственная семья состояла из матери и троих детей в возрасте до 10 лет. Городское управление выделяло субсидии на каждого ребёнка. Результаты такой формы попечения были положительными: дети были здоровы, помогали по хозяйству, учились в ближайшей городской школе. В дoреволюционной России сирот на воспитание в семьи граждан пе-редавали посредством патронажа. который осуществлялся на условиях, определяемых между губернскими управами и гражданами, берущими детей на воспитание. Чтобы обеспечить соблюдение прав ребенка, переданного на патронаж, организовывался надзор за выполнением воспитателем своих функций. По своей сути патронаж включал в себя договорный порядок передачи ребенка на воспитание в семью и денежное вознаграждение за осуществление воспитания и сoдержания ребенка, являлся прообразом современной приемной семьи как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. После Октябрьской революции значительные силы и средства были направлены на преодоление беспризорности детей путем создания сети государственных учреждений, бравших детей, оставшихся без попечения родителей, под свою опеку: приемно-распределительных пунктов, детских домов различного типа, детских городков, колоний и коммун. При этом патронат как способ устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не получил государственного признания. Время показало, что отказ от передачи детей на воспитание в семью был преждевременным. К 1921 году количество беспризорных детей достигло 4,5 миллиона. В сложившейся ситуации советское правительство было вынуждено снова вернуться к патронату. В 1923 году на Всероссийском съезде по охране материнства и детства был поставлен вопрос о создании патроната для детей младенческого возраста как временной меры, вводимой в виде опыта передачи небольшого числа грудных детей в рабочие семьи при условии тщательного и регулярного наблюдения за правильным воспитанием ребенка. Несмотря на то, что в Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 года нормы o патронате включены не были, в то время действовало Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 5 апреля 1926 г. «О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов в крестьянские семьи». В 1928 году принимается Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящимся в городах и рабочих поселках». Данный акт предусматривал передачу детей на воспитание граждан на основании письменного договора, который должен был включать: обязанность содержать ребенка наравне с остальными членами семьи, продолжительность договорных отношений с указанием определенного срока, но не менее трех месяцев, форму и размер помощи воспитаннику после прекращения договора, порядок досрочного расторжения договора. При этом на патронат распространялось законодательство об опеке (попечительстве). Однако на самом деле права патронатного воспитателя были значительно шире, чем у опекуна (попечителя), ибо он пользовался самой разнообразной помощью со стороны государства. Лицо, заключившее договор патроната, получало определенную государственную поддержку за счет местных средств, в виде единовременной выплаты для хозяйственных нужд, ежемесячного пособия на содержание ребенка, снижения квартирной платы, уменьшения налогового бремени. Таким образом, характерными признаками договора патроната того времени являлись денежное вознаграждение и добровольность в отличие от опеки и попечительства, при которых опекун (попечитель) мог быть назначен и без его согласия и должен был выполнять свои обязанности безвозмездно. Существование гарантированных государством льгот, свободное волеизъявление лица, намеревавшегося заменить ребенку родителей, делали патронат как форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей, более предпочтительным по сравнению с опекой (попечительством). С учетом этого в 1935 году в системе НКП РСФСР насчитывалось уже 38 тыс. детей, находящихся под патронатом. В годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945) был возрождён институт опеки, отменённый в первые годы советской власти. В разрушенной, голодной стране находились люди, готовые прийти на помощь маленькому человеку, которого постигло одиночество. Только в России за годы войны было принято в семьи 278 тыс. детей-сирот. Растили чужих детей, выстаивая в очередях за строго нормированным куском хлеба по карточкам, живя впроголодь. Новая волна детей, оставшихся без попечения родителей, вызванная Великой Отечественной войной, была преодолена с помощью активной работы комиссий по устройству детей: создавались новые детские дома и приемники-распределители, через адресные столы организовывались поиск родителей и возвращение детей в семьи. Выполнил свою функцию и патронат как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В 1942 году под патронатом находилось 37490 детей. В конце Великой Отечественной войны насчитывалось 678 тыс. детей, лишившихся родительского попечения: 400 тыс. из них воспитывались в детских домах, 278 тыс. находились на вос-питании в семьях (патронат, усыновление, опека).Со временем, когда средств на оказание материальной помощи патронатной семье становилось все меньше, и прошел пик детской беспризорности, патронат как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, перестал существовать. На фоне социально-экономической и политической стабильности 60-70-х годов XX века от государства не требовалось принятия каких-либо дополнительных мер для решения проблем сиротства. Новый пик детской беспризорности пришелся на конец 80-х годов XX века. В связи с переходом на путь построения демократического государства и рыночных отношений перед государственными органами ставилась задача осуществления мер по улучшению положения детей, воспитывающихся в детских домах, и в то же время поиска и внедрения более гуманных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Данные задачи в полной мере могли быть реализованы только в процессе индивидуального воспитания в семейных условиях. В связи с этим советская модель государственного, общественного воспитания детей-сирот в детских домах и интернатах была признана ущербной. Приоритетное место отдано семейным формам устройства, таким как усыновление и опека (попечительство) . Помещение ребенка, оставшегося без попечения родителей, в детское государственное учреждение рассматривалось как временная или исключи-тельная форма устройства, когда ребенок передавался на государственное воспитание на определенный срок по заявлению родителей либо когда не-возможно было передать ребенка на воспитание в семью усыновителей или опекуна (попечителя). Советом Министров СССР 17 апреля 1988 г. принимается постановление «О создании детских домов семейного типа». Предполагалось, что в состав детских домов семейного типа будут входить: 1) отдельные детские городки для проживания семей, воспитывающих не менее 10 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 2) отдельные семьи, воспитывающие не менее 5 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающие в многокомнатных отдельных квартирах в обычных домах, специализированных домах или группах таких домов. Устанавливалось, что в состав детских городков включаются жилые дома, средняя школа с клубным комплексом, спортивно- оздоровительный центр с плавательным бассейном, детские дошкольные учреждения, обслуживающие одновременно детей прилегающих жилых районов, хозяйственный и лечебно-профилактический блоки, приусадебные и иные земельные участки для производительного совместного труда детей и взрослых. Общая численность детей в одном детском городке, как правило, должна была составлять 150-200 человек. Статистические данные свидетельствуют, что в СССР к концу 1990 года количество детских домов семейного типа достигло 258 с общим числом детей более двух тысяч человек. Больше всего таких детских домов было создано в Омской области (более 20), в результате чего был закрыт один детский дом. В середине 90-ых годов XX века появляется разочарование в семейных детских домах. Во-первых, для создания детских городков отсутствовала достаточная экономическая база. Представлялась также сомнительной их целесообразность с педагогической точки зрения в связи с большим количеством детей (15-20 детей), приходящихся на одного родителя-воспитателя, что приближало условия жизни детей не к семье, а к детскому дому. С целью развития и совершенствования детских домов семейного типа было принято решение «реорганизовать» их в приемные семьи. В Семейный кодекс РФ 1996 года (далее – СК РФ) была включена специальная глава «Приемная семья», регламентирующая основания, порядок и условия создания «искусственных» семей для воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Именно с этого момента можно говорить о создании новой семейной формы устройства под названием «приемная семья». Принятое в соответствии с СК РФ 1996 года Постановление Прави-тельства РФ «О приемной семье» (далее – Положение о приемной семье) признало утратившими силу правовые акты, регламентирующие деятель-ность по созданию и деятельности детских домов семейного типа. Пись-мом Минобразования РФ от 30 января 1997 г. органам опеки и попечитель-ства было рекомендовано проявить к детским домам семейного типа особое внимание и бережное отношение и предоставить родителям-воспитателям возможность самим определить дальнейший статус: преобразовать детский дом семейного типа в мини - детский дом с соответствующим штатом со-трудников или - в приемную семью. При этом ранее учрежденные детские дома семейного типа существуют и по сей день, и многие из них в приемные семьи так и не преобразованы. Со 2 января 2000 г. детские дома семейного типа были включены в список учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро-дителей, а 19 марта 2001 г были узаконены. Приемная семья как законодательно установленная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, сформировалась (в применении к современной России) в недрах семейного детского дома. С 2008 года семейные детские дома официально прекратили своё существование, а приёмные семьи прижились и укрепились и получили своё развитие. Очень интересен и поучителен зарубежный опыт попечения детей. Методы социализации детей, оставшихся без попечения родителей, о кото-рых в современной России зашла речь уже на государственном уровне, большей частью пришли к нам с Запада. Рассмотрим зарубежный опыт се-мейного устройства детей в кризисной ситуации. За границей, чтобы поместить сироту в специальное государственное воспитательное учреждение, нужна очень веская причина, связанная либо с его преступной деятельностью, либо с физическим и психическим состояни-ем. Даже лишенным родительских прав родителям стараются возвращать детей. Если же это невозможно, ребенка все равно пытаются отдать на воспитание в семью - будь то патронатная семья, семейный детский дом или семья новых приёмных родителей. Патронатные семьи на настоящий момент - самая распространённая за рубежом форма социальной адаптации детей-сирот. Ребенок действительно "погружается" в семейную среду, когда есть старший наставник, опекающий его и следящий за его развитием. Но патронатные семьи не гарантируют самого главного - того, что у ребенка по-настоящему появится семья. Некоторые дети сменяют за 7-10 лет по несколько таких семей. Многие зарубежные страны, такие как США, Германия, Швейцария, Австрия, Голландия, Швеция, Финляндия, Италия и некоторые другие, уже имеют накопленный немалый опыт по определению и воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Несмотря на то, что подходы к реабилитации и организации детей и подростков различны, все они подразумевают круглосуточное проживание несовершеннолетних как возможность изменения неадекватного поведения «лечением обстановкой». Создаётся особое окружение, способствующее привитию основных жизнен-ных навыков. Окружающая среда становится действующим методом изменения поведения и личностного роста ребёнка. Дополнительно проводятся оздоровительные и вспомогательные мероприятия. Усыновление и помещение ребёнка в специальное детское учреждение происходит только после предпринятых всевозможных усилий по предот-вращению распада кровной семьи. (Закон о содействии в усыновлении и со-циальном обеспечении детей, 1980 год.) При желании родными родителями исправить сложившуюся ситуацию, за детьми предварительно осуществляется судебный надзор. Объединением детских социальных служб является Лига социального обеспечения детей Америки. Все услуги данных служб сгруппированы по ряду разнообразных признаков. К примеру, служба поддержки детей и семей оказывает патронажные услуги, семейную терапию и психологическую помощь в области семейной жизни. Добровольческие службы помощи семье и районные центры психической коррекции оказывают помощь семьям, имеющим сложности во взаимоотношениях между родителями и детьми, консультируют и ведут просветительскую деятельность. Вспомогательные службы берут на себя ответственность за выполнение некоторых родительских функций, таких как присмотр за детьми днём и оказание помощи по дому. Службы, занимающиеся семейным воспитанием, временно или постоянно заменяют родителей. Далее детей либо усыновляют, либо помещают в детские учреждения, либо в домашние группы. Предпочтение отдаётся усыновлению и домашним детским группам. Персонал служб подбирается при помощи специальных программ и рекомендаций. Местные добровольческие некоммерческие службы образуют Американскую службу семьи. Созданы юридические центры по вопросам ухода за детьми при спорных ситуациях. Менее распространено определение детей в семьи родственников. Не-работающие женщины, имеющие на попечении собственных детей, органи-зовывают детское учреждение семейного типа. Такие группы обычно состоят из трёх - четырёх детей, что обеспечивает индивидуальный подход к ребёнку, учитывая его особенности. Именно они оказались наиболее эффективными в работе со школьниками. К помощи семейных групп прибегает большая часть американцев. В США получили широкое признание группы, в которых дети делятся по возрасту и развитию. Они проживают в разных домах на территории одного городка. Воспитатели, педагоги, психологи и социальные работники вместе с детьми не проживают, а только работают посменно, что напоминает наш детский дом в упразднённом варианте. В ряде европейских стран создаются группы в составе психологов, со-циологов и психиатров, объективно решающие вопросы по передаче детей в опекунство. Маленьких детей перед определением в опекунские семьи предварительно готовят, чтобы предупредить психологические ошибки. В Венгрии в число мер, направленных на улучшение воспитания детей, живущих в неполных семьях, входит создание в городах сети небольших семейных детских домов для тех, кто почти брошен отцом или матерью, для социальных сирот. Специалисты Венгрии создали институт «родителей - воспитателей», где подбираются опекуны для работы в «семейных детских домах», состоящих из 15 - 20 человек. Семейные пары педагоги проходят психологическую подготовку и обучение для работы в подобном учреждении. В послевоенной Австрии, где, как и в других европейских странах, было много детей, потерявших родителей, началась история SOS-организации детской деревни — особого типа детских домов с долгосрочным воспитанием, приближенным к семейному. Организация оказывает помощь детям, оставшимся без попечения родителей. Идея Детских деревень принадлежит гуманисту Герману Гмайнеру, который говорил: “Дать покинутому ребенку мать, братьев и сестер, дом и деревню – лучшей для него помощи я не знаю”. Также он утверждал, что если ему удастся построить в Австрии хотя бы три Детские деревни, то будет считать, что прожил жизнь не зря. Первая такая деревня была построена в 1949 году. Ныне организация SOS - Kinderdorf International включает в себя сотни Детских деревень в 132 странах мира. В Германии все детские дома заменили на Детские деревни. Руководит организацией воспитанник Гмайнера Хельмут Кутин. В России также есть четыре Детские деревни- SOS, первая из которых была организована в посёлке Томилино под Москвой и была построена в 1996 году. Вторая такая деревня – в селе Лаврово под Орлом – организована в 1998 году. Третья деревня- SOS была создана в поселке Гуммолосары под Санкт-Петербургом – в 2000 году. Основана была и четвертая – в Кандалакше под Мурманском – в 2003 году. Деревни создавались с интервалом в 2 года и при создании последующих деревень организаторы учитывали опыт предыдущих лет. В детской деревне детей воспитывают в соответствии с общечеловече-скими нравственными ценностями и культурными традициями каждой кон-кретной страны. «Мать» в детской деревне –глава семьи, на эту роль по конкурсу отбирают одиноких женщин, готовых отдать свою любовь обездоленным детям. Перед тем, как возглавить семью, мамы-воспитательницы проходят необходимое обучение. В детской деревне воспитываются дети разного возраста, родных братьев и сестёр при приёме в детскую деревню никогда не разделяют. Деревня состоит из 12-15 семейных домов, каждая семья постоянно проживает в уютном отдельном доме, самостоятельно ведя хозяйство. Руководство таким детским учреждением осуществляет директор детской деревни, который со своей семьёй живёт в деревне, активно помогая каждой семье. Повсеместное распространение детских деревень в России не получило своего развития, в связи с не оправдывающим себя вложением материальных средств на их строительство и содержание. 1.2. ПОНЯТИЯ И ПРИЗНАКИ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ. ФОРМА УСТРОЙ-СТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Помещение несовершеннолетнего в приемную семью также является одним из способов устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения. Правовым основанием возникновения приемной семьи, ее деятельно-сти служат ст. 151 - 155 СК РФ, которые конкретизируются Положением о приемной семье, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829. Особенности приемной семьи, отличающие ее от усыновления, опеки (попе-чительства), следующие: · приемная семья основывается на договоре, который заключается в пись-менной форме по просьбе лиц, желающих воспитывать ребенка в своей се-мье. Сторонами в данном договоре являются эти лица и органы опеки и по-печительства; · лица (лицо), заключившие договор, именуются родителями-воспитателями; · труд родителей-воспитателей в приемной семье оплачивается в зависимо-сти от количества взятых на воспитание детей в соответствии с законами субъектов РФ. Повышенную оплату имеют взявшие на воспитание малолет-них детей, детей-инвалидов, а также больного ребенка; · воспитанникам приемных семей ежемесячно выплачиваются денежные средства на их содержание за счет бюджетных средств органов местного са-моуправления соответственно фактически сложившимся в данном регионе ценам; · приемная семья пользуется различного рода льготами в соответствии с принимаемыми органами местного самоуправления решениями. Приемную семью можно определить как опеку (попечительство) над ребенком (детьми), которая осуществляется по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), в течение срока, указанного в договоре. Приемная семья - это платный вид опеки (попечительства). Основным отличием приемной семьи от «классической» опеки является специфическое основание возникновения - договор о создании приемной семьи. Разница между приемной семьей и опекой по действующему законодательству про-является и в правовом статусе лица, на которое возложена обязанность заботиться о ребенке. Приемные родители делают это за плату, а кроме того, во всех случаях они имеют право на возмещение расходов, связанных с исполнением ими своих обязанностей (ст. 155 СК). В то же время в соответствии с п. 1 ст. 36 ГК РФ «обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом». Как видно, различия невелики.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 96 страниц
1150 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 60 страниц
850 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 34 страницы
850 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 66 страниц
1650 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 51 страница
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg