Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, РАЗНОЕ

Ювелирные украшения в образе якутского костюма.

irina_krut2019 2150 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 86 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.03.2020
Предмет исследования: ювелирные изделия как элемент народного костюма. Цель исследования: выявление роли ювелирных изделий в создании образа народного костюма якутов (саха). Хронологические и территориальные рамки: исследование основывается на изучении якутских образцов ювелирных украшений женского костюма XVII -XXI вв. Задачи исследования: • изучить и систематизировать литературные источники по этнографии, искусствоведении и культурологии, иллюстративные материалы; • рассмотреть ювелирные украшения в контексте якутского народного костюма (в XVII-XXI вв.); • рассмотреть ритуальный смысл традиционных ювелирных украшений; • раскрыть сущность основных понятий ювелирных украшений; • проанализировать развитие ювелирного искусства с конца ХХ в.; • исследовать инновационные технологии в развитии и дизайне современных якутских украшений; • методом анкетирования провести анализ функционирования ювелирных украшений в современном социокультурном пространстве республики. Методология и методы исследования. Для решения поставленных нами задач потребовалось сочетание нескольких исследовательских методов: историко-культурологического, типологического, семантического и искусствоведческого. В процессе исследования неизбежным было обращение к эмпирическому материалу истории, археологии, этнографии, фольклора и искусствоведения. В данном исследовании новым является культурологический подход осуществленный применительно к материалу якутского ювелирного искусства конца ХХ и начала ХХI века. Для осуществления данной задачи нами применен метод анкетирования и проведено исследовательская работа, где опрошено более 100 респондентов из числа населения различного возраста, ведущих мастеров и руководителей ювелирных фирм, работников фонда ювелирных изделий республиканских музеев, современных историков-археологов. Практическая значимость дипломной работы состоит в существенном восполнении имеющего пробела в изучении материальной и духовной культуры якутов. Материалы исследования может быть использованы при разработке учебных программ для лекционных курсов по народно-художественной культуре, а также в практике современных мастеров-ювелиров. Апробация дипломной работы: по материалам дипломной работы автор участвовала в студенческих научных конференциях: - Республиканская научно практическая конференция «Билим» - 2016 – 1 место - Общеуниверситетская научно-практическая конференция «Аммосовские чтения» - 2016 – 3 место - Республиканская научно практическая конференция «Билим» - 2017 – 2 место - Республиканская научно практическая конференция «Билим» - 2019 – 3 место - Общеуниверситетская научно-практическая конференция «Аммосовские чтения» - 2019 – сертификат Структура работы. Логика исследования обусловила структуру дипломной работы, состоящей из введения, двух глав, каждая из которых разделена на два параграфа, заключения, списка источников и литературы, иллюстраций и приложений. Во введении обоснована актуальность, степень изученности темы, определены объект, предмет, цели и задачи исследования, хронологические рамки, методология и методы исследования, теоретическая и практическая значимость работы, источниковая база. Глава первая посвящена ювелирным украшениям, как одному из интереснейших видов якутского декоративно-прикладного искусства. Раскрывается сущность основных понятий в ювелирном искусстве, рассматривается его история развития, дается характеристика стилей ювелирного искусства, изучается классификация ювелирных украшений, и ювелирные украшения рассматриваются в контексте образа якутского традиционного костюма и в их ритуально-обрядовом значении. Вторая глава посвящена динамике развития ювелирного искусства ХХ -начала ХХI вв. Рассматриваются ювелирные украшения в костюме ХХ века и инновационные технологии в украшениях костюма ХХI века. В заключении подводится итог проведенного исследования. Материалы анкетирования отражены в приложении.
Введение

Актуальность темы. В настоящее время якутские ювелирные украшения представляют собой разнообразие стилей и направлений, различных технологий и материалов. Стремление народных мастеров-ювелиров к поиску и созданию современных оригинальных произведений направляет их к тем знаниям, которые были накоплены на протяжении всей истории развития ювелирного искусства. Понимание стилевых особенностей традиционного якутского ювелирного искусства в настоящее время крайне важно при создании новых, современных видов украшений. Особенно это актуально в настоящее время, когда ювелирное искусство возрождается и бурно развивается вширь и вглубь. Актуальность темы исследования определяется потребностями изучения и прогнозирования процессов развития современной ювелирной моды в контексте эволюции якутского народного костюма в целом, рассматриваемого как важнейшее составляющее социального и культурного пространства. Путь от замысла образ будущего изделия до его материализации должен проходить через сложную систему синтеза информации. При этом воедино увязываются все требования, предъявляемые к разрабатываемому ювелирному украшению. В первую очередь, определяются характерные особенности образа носителя народной одежды, что предполагает исследование традиционного костюма. В результате вырабатывается системный подход к процессу художественного проектирования, основанный на принципах гармоничного формообразования ювелирных изделий в костюме. Следовательно, основное внимание в данной исследовательской работе сфокусировали на взаимосвязи ювелирных украшений и якутского народного костюма в целом. Анализ литературных источников, посвященных взаимосвязи ювелирных изделий с костюмом показал недостаточную изученность данной темы. Существующие материалы ограничиваются сведениями лишь исторического и этнографического изучения якутских ювелирных украшений. Обнаруженный дефицит информации выдвигает необходимость создания научного исследования для выявления роли ювелирных изделий в создании образа народного костюма. Степень изученности темы. Несомненно, значительным шагом в изучении материальной культуры якутов, в том числе ювелирных украшений явились ранние труды политических ссыльных. Ими были опубликованы ряд солидных трудов, в которых ювелирные искусства якутов отражено как яркий маркер традиционной якутской материальной культуры. Так, большую ценность в изучении ювелирного искусства представляет фундаментальный труд В.Л.Серошевского «Якуты» этнографического исследования [1993, с. 370-374; с. 395-399]. Советский период ознаменовал с собой новый этап в истории изучении культуры и быта якутов. Более подробное сведение о ювелирных украшениях в контексте обрядовой культуры имеются в труде Е.Д.Стрелова «Одежда и украшения якутки первой половине XVIII века (по археологическим материалам» [1937], и работа И.В.Константинова «Одежда и украшения якутки» [1971]. Интерес представляет также работа В.Н.Добжанского «Наборные пояса кочевников Азии» [1990]. Художественные традиции обработки металлических украшений якутов XIX – начала ХХ в. были исследованы этнографами Ф.М.Зыковым [1976], А.И.Саввиновым [2001]. Если Ф.М.Зыков в своей работе особо выделяет технологию обработки ювелирных изделий, то исследователь А.И.Саввинов рассматривает ювелирные украшения в качестве исторического источника. В работе Саввинова внимание уделено истокам зарождения форм изделий и художественных направлений, ареально-территориальным признакам, имущественным и половозрастным особенностям и т.д. Им была разработана классификация и системное описание якутских украшений по категориям, типам и вариантам. Отличительной особенностью его работы является изучение роли и места украшений в этнокультурных традициях якутов, попытка реконструкции традиционного комплекса якутских украшений как целостного и многофункционального явления. Заслуга А.И.Саввинова в исследовании металлических украшений и в том, что он разработал классификацию ювелирных украшений по функциональным признакам и формам, основанную на таких критериях, как функция, техника, орнамент, название украшений, принцип способа ношения. Символико-семантическое содержание якутских ювелирных украшений с точки зрения культурологической науки было раскрыто С.В. Никифоровой в работе «Символика женских украшений: культурные коды традиционной повседневности саха (якутов)» [2010]. Автор выявила семантику основных орнаментальных узоров якутских ювелирных изделий, сделала сравнительно-сопоставительный анализ женских ювелирных украшений якутов и украшений многих сибирских народов: алтайцев, тувинцев, бурят и т.д. Ювелирные украшения в контексте народного костюма рассмотрены исследователем Р.С.Гаврильевой [1998], а также авторами монографии «Народный костюм якутов» С.И. Петровой и З.М. Заболоцкой [2013]. В последние десятилетия особенно значимыми являются альбомы-каталоги по материальной культуре якутов, где ювелирным изделиям уделено достаточное внимание. В рамках республиканской выставки «Раритеты Якутии» Национальным художественным музеем РС(Я) выпущены два альбома: «Художественное наследие. Чурапчинский улус» [2015] и «Художественное наследие. Сунтарский улус» [2015]. Также издана книга-альбом «Коллекция изделий из серебра и металла в собрании НХМ РС(Я)» [2011]. Были выпущены несколько альбомов в Государственной хранилище ценностей РС(Я). В настоящее время безусловный интерес представляют альбомы, выпущенные издательством «Бичик» «Мир Саха: народное искусство» [2014, авторы-составители С.В.Никифорова, И.В.Покатилова] и «Великолепие ювелирного искусства Якутии» [2017, автор-составитель А.И.Саввинов]. Также в контексте нашего исследования интерес представляет одна из серий буклетов из коллекции Якутского Государственного краеведческого музея посвященного ювелирным украшениям из фонда музея [2001]. В нашем исследовании использованы и ряд литератур, альбомов составленных по археологическим материалам (Ксенофонтов Г.В., 1971а; Носов М.М., 1988, 2010, 2017; Бравина Р.И., 1995, 1996; Крубези Э. 2012, Алексеев Н.А., 2008; Попов В.В, 2018) В качестве объекта исследования в работе рассматриваются якутские ювелирные украшения в системе «костюм» исторического и современного периодов.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1. Образ костюма в традиционной якутской культуре………………10 1.1. Образ костюма и ритуальный смысл ювелирных украшений …………..10 1.2. Ювелирные украшения в контексте якутского народного костюма ( XVII-XIX вв. )……………………………………………………………………23 ГЛАВА 2. Современные якутские ювелирные украшения……………...……37 2.1 Развитие ювелирного искусства в конце ХХ в………………………….…37 2.2 Инновация в якутских украшениях в современной культуре…………….57 Заключение………………………………………………………………………71 Использованная литература…………………………………………………….73 Приложение………………………………………………………………………78
Список литературы

2. Андреев Н.П. Все о якутской лошади. – Якутск: кн.изд-во, 1991. – 70 3. Аржакова-Иванова И.А. К?м?с унна айааччы айана / Н.А. Аржакова – Иванова. – Якутск: GLYANS, 2010. – 76 с. 4. Бочонина. В.И Ысыах в благословенной долине Туймаада / [авт.текстов : Е.Н.Романова, У.А.Винокурова, А.С.Федоров и др.]. – Якутск : Бичик, 2017. – 120 с. 5. Буряты / Отв.ред. Л.Л. Абаева, Н.Л. Жуковская; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. – М.: Наука, 2004. 633 с. – (Народы и культуры). 6. Бравина Р.И. Первотворение мира: (По материалам олонхо П.А.Ойунского «Нюргун Боотур Стремительный) // Язык – миф – культура народов Сибири. – Якутск: Изд-во Якут. Ун-та, 1995. – 192 с. 7. Бравина Р.И. Погребальный обряд якутов (ХVII-ХIХ вв.). – Якутск: Изд-во ун-та, 1998. – 231 с. 8. Васильева. А.П. Этнографические науки. – Якутск: кн.изд-во, 2004, - с.146 9. Выставка «Сокровищница Республики Саха (Якутия)»: Альбом / Сост.: В.Апросимова, В.Артемьев, Н.Винокуров, Н.Константинов, В.Пахомов. – Ижевск.: Парадигма, 2008. – 182 с.: ил. 10. Гаврильева Р.С. Одежда народа Саха конца XVII – середины XVIII вв. – Н.: «Наука», 1998. 11. Гоголев.А.И. Археологические памятники Якутии позднего средневековья. XIV – XVIII. – Иркутск: Изд-во Иркут.ун-та, 1990; Он же. Якуты. Проблемы этногенеза и формирования культуры. – Якутск, 1993. 12. Гоголева Лена. Театральное искусство: живопись. Графика. Ювелирный дизайн. Якутск: Садама, 2016. С. 180. 13. Егорова Л. «Серьги великие как тарелки…»: [О традиционных ювелирных изделиях якутов] // Сов.Колыма. – Зырянка. – 1991. 14. Зыков Ф.М. Ювелирные изделия якутов. Якутск, Кн.изд-во, 1976. – 64 с. 15. Иванов В.Х. Традиционное прикладное искусство якутов в XXI веке // Саха культурата XXI ?йэни к?рс?, - Дьокуускай. 1994. 16. Иванова-Унарова З.И. Якутская коллекция в Американском музее естественной истории // Диалог: музей и общество: Материалы Междунар.научно-практ.конф. – Якутск, 2001. – 83 с. 17. История Якутской АССР. Якутия от 1630-х до 1917 годов – М., 1957. – Том 2. 18. Каплан Н.И.Традиции и современность // Полярная звеза 1983 № 2 с. 98-101 19. Каплан Н.И. Якутские наборные пояса // Сборник трудов / НИИ худож.пром-ти. – 1975. – Вып.8. – С. 101-104. 20. Коллекция изделий из серебра и металла: в собрании Мир Саха: народное искусство = Саха эйгэтэ: норуот айымньыта – The World of the Sakha Folk Art / [авт.сост. С.В.Никифорова, И.В.Покатилова ; пер. на якут. яз. Н.А.Ефремова ; пер. на англ. Яз. Е.В.Захарова]. – Якутск : Бичик, 2014 21. Константинов И.В. Материальная культура якутов XVIII века / И.В.Константинов. – Якутск : Якуткнигоиздат, 1971а. – 211 с. 22. Константинов И.В. Одежда и украшенияи якутки. – Якутск: Якуткнигоиздат, 1971б, - 68 с. 23. Линденау Я.И. Описание народов Сибири. (Первая половина XVIII века). – Магаданское книжное издательство. 1983. 24. Маак Р.К. Вилюйский округ Якутской области. –СПб., 1887. 25. Мир древних якутов: опыт междисциплинарных исследований (по материалам саха-французской археологической экспедиции) / Под ред. Эрика Крюбези, Анатолия Алексеева. – Якутск : Издательский дом СВФУ, 2012. – 226 с. 26. Народ саха от века к веку = Sakha people from century : очерки истории; Акад. Наук Республики Саха (Якутия), Ин-т . - гуманит.исследований. – Новосибирск: Наука, 2003.- 327 с. 27. Научно-творческая конференция по вопросам якутского декоративно-прикладного искусства. – Якутск, 1965. 28. Национального художественного музея РС(Я): альбом-каталог – Якутск: Рекламное агенство «Апрель», 2011. – 307, [2] с. 29. Никифорова С.В. Символика женских украшений: культурные коды традиционной повседневности саха (якутов) / С.В.Никифорова ; [отв. ред. Дфилосн, прф. Б.Н.Попов]. – СПб. : Астерион, 2010. – 220 с.,ил. 30. Носов М.М. (каталог) / сост. Габышева Л.М. – Я.,1959 31. Носов Н.М. Одежда и украшения якутов в XVII-XX веков. – Якутск: Студия «TTL» СО РАН, 2010. 32. Окладников А.П. История Якутской АССР Ч-1. – М; Л., 1995. 33. Описание якутов, их происхождение, поселение страны Ленской, внутреннее их управление, покорение под власть России, благосостояние, нравы и обычаи // Северный архив. – 1822. - № 15-17. – с. 373 34. Павлов А. Украшения якутских женщин // Юность Севера. / 1994. – 19 февр. 35. Пекарский, Э.К. словарь якутского языка. – м.: Изд-во АН СССР, 1959. – Т. III. – Стб.3842. 36. Петрова С.И. Свадебный наряд якутов: традиции и реконструкция / С.И.Петрова. – Новосибирск: Наука, 2006. – 104 с. 37. Петрова С.И. Народный костюм якутов: историко-этнографическое и искусствоведческое исследование / С.И.Петрова, З.М.Заболоцкая. – Новосибирск: Наука, 2013. – 208 с. 38. Петрова С.И. Национальный якутский костюм. Сунтарский улус. – Якутск: Смик-мастер. Полиграфия, 2017. – 100 с. 39. Попов В.В. Саха –француз археологическай-этнографическай экспедициятын ?лэтин т?м?ктэрэ (2004-2017 сс.). / В.В.Попов-Быдылыкы Ба?ылай ? Ем. Ярославскай аатынан Хотугу норуоттар историяларын уонна култуураларын Государственнай холбо?уктаах музейа. – Дьокуускай : К?м??л, 2018. – 120 с. 40. Покатилова И.В. Метаморфозы пластического фольклора в истории культуры Якутии XX века. 41. Постникова А.И. Северное сияние. – Якутск : Якутский край, 2013. – 56 с. 42. Проблемы народного прикладного искусства Якутии / Сборник научных трудов. – Якутск, 1984 43. Саввинов А.И. Традиционные металлические украшения якутов: XIX – начало XX века: (Историко-этнографическое исследование). – Новосибирск: Наука, 2001. – 171с. 44. Саввинов А.И. Великолепие ювелирных украшений Якутии = The Brilliance of the Jewellery of Yakutia: [авт-сост.: Саввинов А.И. М.П.Степанова ; пер. с русс. яз. на англ. И.Т.Артьев]. – Якутск: Бичик, 2017. – 168 с. 45. Сарафан да кафтан: Традиционный костюм коми народа / Муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система». Центральная городская библиотека; сост.: Н.Н. Прикуль, М.А. Першина – Сыктывкар, 2008. - 127 с.; ил.; прил. 21 с. 46. Сардаана: Саха фирма художественных промыслов : Альбом / Текст и фото А.Д.Бубякина. 1992. – 47 с. Ук3 47. Серошевский В.Л. Якуты. – М., 1993. – с. 328.Уткин. К.Д. Культ женщины в якутских традициях. Якутск, 1994. – 32 с. 48. Сивцева Э. Кресты – с?рэх // Илин. 1995. № 6. – с. 90-91 49. Слепцов П.А. Традиционная семья и обрядность у якутов. – Якутск, 1989. 50. Советские художники-ювелиры: Произведения мастеров союзных республик 1960-1970-х годов / Сост.: М.А. Ильин, В.А. Елкова, Л.Ф. Романова. – м.: Сов.художник, 1980. – 459 с., ил. 51. Севера СО РАН. – М.: Наука, 2012. – 599 с. – (Народы и культуры). 52. Сокровища культуры Якутии – Москва : НИИ Центр, 2011. – 959, [1] с. 53. Стрелов Е.Д. Одежда и украшения якутки в половине XVIII века // СЭ. – 1937. - № 2-3. 54. Токарев С.А. Очерки истории якутского народа. – М., 1940 55. Уткин К.Д. В поисках гармонии и красоты: [Художественные изделия, выполненные ювелирами Нюрбы] // Соц.Якутия. – 1982. – 10 февр. См. 290. 56. Уткин К.Д. Культ женщины в якутских традициях. Якутск, 1994. 57. Фантазии от Августины Филипповой = Fantasies of Augustina Filippova : [альбом / сост. З.И. Иванова-Унарова ; фот. : Н.Дьяконов и др. ; пер. на англ.яз.: Н.Н.Алексеева и др.]. – Якутск : Бичик, 2008. – 192 с. 58. Филиппова Августина Николаевна. Арыллыы уонна айыллыы = От истоков к искусству = From sources to art ^ альбом / Августина Филиппова ; [отв. ред., авт. Стихов М.Н.Власьева ; пер. на рус.яз. Л.С.Борисова ; пер. на англ.яз. Л.А.Григорьева, Е.Е.Ядрихинская, А.С.Корилова; фот. В.В.Ли-Фу]. – Якутск : Алаас, 2013. – 184 с. 59. Худяков И.Я. Краткое описание Верхоянского округа / Под ред. Чл. –кор. АН СССР В.Г.Базанова; Вступит.ст. В.Г.Базанова, Н.В.Емельянова. – Л.:Наука, 1969. – 438с. 60. Эргис Г.У. Исторические предания и рассказы якутов / Под.ред. А.А.Попова. – Л.: Изд-во АН СССР, 1960. 61. Якутия. Историко – культурный атлас. – М.: Феория, 2008. – 872 с. 62. Якуты (Саха) / отв. ред. Н.А.Алексеев, Е.Н.Романова, З.П.Соколова ; Ин-т этнологии и антропологии им.Н.Н.Миклухо-Маклая РАН ; Ин-т гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов 63. Якутское народное и декоративно-прикладное искусство (Каталог) / Сост-ль Тишина Т.П. – Якутск. 1983. Интернет-ресурсы 1. https://www.yakutskhistory.net/культура/якутское-декоративное-искусство/ (11.04.2019) 2. https://cyberleninka.ru/article/v/reprezentatsiya-obraza-konya-loshadi-v-traditsionnoy-kulture-yakutov (05.06.2019) 3. 6. Epl_diamond [Электронный ресурс] // www.instagram.com. - URL: https://www.instagram.com/epl_diamond/. – (дата обращения: 20.05.2019). 4. 28. Наши клиенты [Электронный ресурс] // АЛРОСА. – URL: http://sales.alrosa.ru/rough-diamonds/long-term-contacts/наши-клиенты/1/. – (дата обращения: 22.05.2019). 5. 68. Ювелирный бизнес в ЕАЭС: доминировать будет тот, у кого более благоприятные условия [Электронный ресурс] // ювелирный портал-сервис Ювелир.info. – URL: http://uvelir.info/news/yuvelirnyi_biznes_v_eayes_dominirovat_budet_tot_u_kogo_ bolee_blagoprijatnye_uslovija/. – (дата обращения: 19.05.2019). 6. 35. О компании ЭПЛ Даймонд [Электронный ресурс] // ЭПЛ Даймонд. – URL: http://www.epldiamond.ru/company/. – (дата обращения: 10.05.2019).
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Образ костюма в традиционной якутской культуре. 1.1. Образ костюма и ритуальный смысл ювелирных украшений Народный костюм представляется главным элементом самобытной национальной культуры, характеризующей прогрессивные традиции, которые составляют ценность народного искусства прошлого. Как любое произведение искусства, народный костюм отличается своими образами. Художественный образ – есть средство отражения своего видения мира, он особенно ярко отражается в национальном костюме. Художественный образ костюма имеет место только при функционировании системы человек – вещь, и он ценен только тогда, когда его форма и эстетические качества отвечают требованиям носителя - фигуре человека. Тем самым создается комфортная среда (костюм), в которой обитает и функционирует человек. Художественный образ в национальном костюме любого народа - это гармоничное единство. Каждый народ в художественном образе своего национального костюма отражает свои представления об окружающей природной и социальной среде. Р.С.Гаврильева правильно отмечает, что «в течение длительного времени (веков, эпох) в народном сознании формируется стереотип самобытной интерпретации художественных образов, которые, шлифуясь веками, становятся понятными только определенному сообществу (семье, роду, племени, этносу, народу, нации)» [Гаврильева, 1988, с. 3]. Народный костюм объединяет в себе эстетические и практические качества, поэтому создание выразительного костюмного образа без известных мастеров, ставит задачу удовлетворения всех требований, предъявляемых к нему. В традиционной культуре любой нации народный праздничный костюм является главным компонентом в различных обрядах жизненного цикла: родильных, свадебных, промысловых и.т.д.. Об этом также отмечают многие исследователи народной одежды якутов: Гаврильева Р.С., Петрова С.И., Ефимова Е.М. и т.д. Главная идея в таких обрядах - это окружение красотой костюмов и одежд, убранством жилища и свадебного ритуала самого важного события в жизни человека, рождения новой семьи для продолжения рода. И закрепляется этот факт божественным, священным обрядом венчания, чтобы просить Создателя разрешить рождения нового человека, создание новой семьи, ибо все прекрасное божественно и все божественное - прекрасно. Именно это и положено в основу духовности и нравственности народа. В якутской народной одежде человек совершал создание новой семьи, получая при этом как общественное, так и духовное признание. Праздничный костюм представляется не как красивая ткань, а как выражение духовности и нравственности, связанное с рождением новой семьи. А уже вторым фактом костюм рассматривается как проявление разностороннего мастерства и творчества. Самым ярким дополнительным компонентом в праздничном наряде являются украшения, которые усиливают художественный образ самого костюма. В нашем исследовании народный костюм с богатыми, массивными металлическими украшениями, как яркий элемент якутской национальной культуры, выступает яркой характеристикой истории народа, его традиций, а также ценным источником для изучения духовных, эстетических и творческих потенциалов народа. Еще в глубокой древности подмечено, что костюм каждого человека, как правило, указывает на его пол, возраст, национальность социальную и культурную принадлежность, а также на отдельные черты характера и настроение души. Народная одежда – это признание, а подчас даже исповедь. Такой "исповедью" в традиционной культуре якутов являются женские комплексы костюмов XVII и XIX веков: рогатая шапка, таналай, вышитая обувь (высокая шапка, хотойдоох сон, обувь) с одной стороны, с другой высокая шапка дьабака, бууктаах сон и обувь. Все эти комплексы костюмов традиционной культуры обязательно сопровождаются дополнительными ювелирными украшениями: нашитыми непосредственно на костюм и съемными. В ритуальной практике любого народа костюм имеет определенную значимость. Например, у русского народа, старинную свадебную очелье «юр ной», невестки надевали на распущенные волосы накануне свадьбы после ритуального посещения бани. При этом головной убор покрывали мехом для того, чтобы уберечь девичью красоту от сглаза [«Сарафан», 2008, c. 10]. А свадебный наряд ингушской невесты, сделано таким образом, чтобы скрыть недостатки фигуры девушки и подчеркнуть её красивую стать и достоинства. Главным традиционным атрибутом, свадебного наряда, было нагрудник – символизирующий количество детей, которых желают будущей семье родные и близкие [ст. Пошив национальной одежды кавказского народа. Материалы Интернета.] Художественный образ архаичных видов народного костюма якутов всегда была связана с внутренним духовным состоянием человека традиционного общества, поэтому цвет, форма и покрой одежды, их различные металлические детали, ювелирные украшения традиционного костюма связаны с определенными смыслами в ритуальной практике. Традиционный народный костюм по мнению многих исследователей (Гаврильева, Расторгуева, Петрова) имел несколько вариантов, обусловленных социально-экономическим положением общества и этнокультурными контактами народа. Как описывается в работе С.И. Петровой дохристианский период одежду изготавливали в основном из природных и натуральных материалов – меха, шубы, кожи, ровдуги (шуба с орлом, безрукавка та?алай, головные уборы с рожками и перьевыми султанами, наколенники, натазники, меховая и ровдушная обувь и т.д.). Она отмечает, что, самые ранние записи об одежде якутов оставил голландец И.Идес, который в 1677 г. совершил свое первое плавание в Архангельск и с тех пор беспрерывно торговал с Россией. Он на основании собранных сведений писал: «Они носят одежду, состоящую из кусков меха различного цвета, образующих странную смесь. На швах и вокруг всей одежды господствует обшивка из шерсти белого оленя, шириной в руку; одежда открыта с обоих боков и сделвнв вроде как бы по немецкой моде...» [Идес, Бранд, с. 287]. Представляет интерес и описания из других ранних источников женской и мужской одежды, имеющей необычайный вид. Так, мужчины носили «капюшоны с журавлиными перьями и ходили в оленьих и воловьих шкурах шерстью к телу», а женщины были «в тонких оленьих шкурах вместо рубах, в собольих капюшонах, атласных платьях, соболем подшитых» [Полевой, 1965, с. 34]. Семантика образа птиц, небесных вестников, в якутской культуре тесно связана с комплексом представлений о роде и его продолжении. Так, «по сведениям многих авторов, в качестве тотемного предка якутских родов в основном фигурируют птицы» [Константинов И.В. 1971. с. 169]. Данный образ птицы можно увидеть в силуэте шаманского костюма, в женском костюме «тангалай» и в деталях спины шубы «хотойдоох сон». Шаманский костюм весь обрамлен птичьими перьями в виде бахромы и даже металлические детали в рукавах так и называется «дабыдала», что в переводе на русский означает «крылья». Девушек якуты сравнивали то со стерхом, то с лебедем, а танцы девушек – с танцами стерхов. Эстетические представления о девушке и женщине существовали нераздельно с образами птиц – стерха и лебедя – древнейших священных символов красоты и добра, довольства и благополучия в якутской мифологии. Кыталык курдук кынталдьыйан ‘С горделивой осанкой, как стерх’ – вот эпитет, которым якутский народ в устном творчестве награждал девушек и женщин. Якуты преклонялись перед этими священными птицами так же, как перед могущественным орлом. Например, существовал древний ритуал, когда охотник, случайно убивший стерха одевал его в нарядную женскую одежду и вносил через правое окно жилища, затем должен был положить на стол, и только душа птицы смягчалась и прощала охотника [Багдарыын Субэ, 1979, с. 104-105]. Этот обряд близок к обряду дарения лебедя у алтайцев, тувинцев и т.д. Здесь можно подчеркнуть, что традиционные женские костюмы бурятского народа также символизировали собой некое мифическое существо, их тотемную прародительницу – лебедя маралуху [Буряты, 2004, с. 157]. Таким образом, дохристианский образ женских костюмов архаичного периода обозначал, птицу – как символа свободы и счастья. С развитием торговых связей (конец XVII – начало ХХ в.) в материале костюма стали преобладать привозные мануфактурные ткани (шуба бууктаах сон, камзолы, платье халадаай, жилеты). Эти два типа свадебных костюмов весьма различаются по фасону, покрою и стилю художественного оформления, но в обоих случаях сакрально-апотропейная функция самой одежды сохранялась и имела в основном магико-охранное значение вплоть до начала ХХ в. Украшения народной одежды символизировали богатство, были знаками социального статуса. Составленная из шкурок ценных пушных зверей, богато декорированная серебряными украшениями свадебная одежда богатой женщины после ее смерти являлась погребальной. Это подтверждается и материалами из погребений. В старину, когда умирала богатая замужняя женщина или девушка, то «труп ее одевали в лучшую одежду, подобно тому, как одевают невест: в те же три шубы, рысьи рукавицы, волчьи наколенники сверх настоящих кожаных штанов, торбаса из белых камусов, шапку из сиводушьих лап, меховую наушку с бобровой каймой и две серебряные ленты для завязывания наушки, серебряный кушак, серебряное ожерелье в три пальца “хабарга симэгэ”. Сверх него толстое серебряное кольцо с завязкой “кылдьыы” в один фунт весом с нагрудно-наспинными украшениями» [Худяков, 1969, с.296]. Богатые украшения одежды служили защитой от злых духов-демонов и имели сакральное символико-знаковое содержание и апотропестическую функцию. В якутских преданиях и сказках есть сюжеты о похищении девушки злыми духами. Поэтому, в целях предохранения от опасности, к одежде якутской невесты пришивались различные бубенчики, колокольчики, подвески и натазные украшения, призванные оберегать и охранять души девушки. Назначение украшений было в том, чтобы издавать металлический звон для устрашения злых духов. [Петрова, 2006, с. 8-9]. Очень содержательный рассказ мы прослушали при личной встрече с молодым историком-этнографом А.Н. Прокопьевой. Она отметила, что судя по изученному в данный момент источниками, магические свойства украшений появлялись в момент рождения ребенка. Сразу во время родильного обряда использовали, серьги матери, металлические подвески, чтобы защищали от злых духов. Потом, когда ребенок одевал одежду, то пришивали магические обереги «дьайаа», и далее например, это женское украшение спереди, в котором воссоединяется головное украшение - басты?а. Затем уже появляется статус невесты, здесь обладает функция связанная не сохранением жизни и здоровья, а связанное с плодородием. И это, прежде всего, в женском костюме, потому что главная функция женщины – это рожать детей. И от этого зависит её социальный статус. Она в том возрасте, когда может рожать детей и у неё социальный статус высокий. “?тт?к симэ?э” например, находятся у бедер, потому что там появляется жизнь, нагрудное украшение именно на груди, потому что груди отвечают за потомство и за их выживаемость. И поэтому все украшения в женском костюме, прежде всего нацелены на сохранение функций плодородия женщин. С.И. Петрова отмечает, что в знаковую систему одежды можно раскрыть через призму философских воззрений народа, его мифологических, анимистических и тотемических культовых представлений. Древние тотемические воззрения якутов четко проявляются в свадебных шубах са?ыйах – хотойдоох сон, на спинках которых мехом нашит узор, изображающий раскрытые крылья орла. М.М.Носов, ссылаясь на устное сообщение В.Н.Татищева в начале XVII в. отмечает, что платье якутов, «вышитое в крыльцах крыльями – называется санаяками <…> эти крылья есть, очевидно, то же самое, что и обязательная принадлежность наиболее древней якутской одежды “хотойдоох сон” – шубы с орлом, мех крупного лесного зверя, вырезанный в виде орла и вшитый на спину костюма» [1955, с. 109]. В книге И.Г.Георги «Описание всех в Российском государстве обитающих…» [1779] на одной из гравюр изображена якутка, меховая шуба которой сзади имеет птицеобразную по контуру орнаментальную отделку. По материалам Р.К.Маака [1994, рис. 45, с. 232] и В.Л.Серошевского [1993, с. 322], такая шуба называется са?ыйах. В книге Р.К.Маака есть изображение «женщины-якутки в парадной шубе (саныях)», на спине которой четко виден рисунок крыльев, он отмечает, что «самая ценная их женских уборов – это парадная шуба, которую якутка одевает поверх обыкновенной, в тех случаях, когда в полном наряде и во всех украшениях едет в гости для совершения свадебного обряда» и далее пишет: «Такая шуба – необходимая принадлежность приданого» [1994]. Есть сведения, что такие же нарядные меховые шубы женщины надевали и на летний праздник ысыах [Эргис, 1974, с. 164]. О важной роли са?ыйаха в традиционной обрядовой культуре можно судить и по тому, что в са?ыйахах хоронили умерших, в них одевали молодых на свадьбах. Са?ыйах дарили как свадебный подарок свекрови и , наконец, в случае отсутсвия специальной ритуальной одежды якутские шаманы совершали свои мистерии именно в женском са?ыйахе [Петрова, 2006, с. 15]. Традиционная одежда якутов XIX – начала ХХ в. существенно изменилась по сравнению с архаичным периодом, что в основном изменилась в связи с распространением в XVII-XIX веков текстиля. Под влиянием европейской культуры народная одежда. становится более свободной, заметно удлиняется и увеличивается в объеме. Широкий ассортимент фабричных тканей российского и китайского происхождения, получивший широкое распространение, постепенно вытесняет натуральный материал из шкур домашних и диких животных. Использование другого материала повлияло не только на крое и способе одевания одежды, но и привело к значительным изменениям в характере и манере традиционного костюма, сыгравшего огромную роль в его дальнейшей эволюции. По поводу названия этого типа одежды у исследователей имеются некоторые расхождения. Например, по описаниям М.М.Носова, ее называют кыыл ымыылаах сон ‘шуба с оберегом зверя’, по Р.С.Гаврильевой, - ырбыылаах сон ‘шуба с разрезом’. Искусствовед З.И.Иванова-Унарова отмечает, что, по описанию В.И.Иохельсона, такие шубы названы кыбытыылаах сон ‘шуба со ставками’ или бэстэрэйдээх сон ‘шуба с пестринкой’. Сама она считает, что название хотойдоох сон произошло от дословного перевода ‘шуба с орлиным узором на спине’ [Иванова-Унарова, 2001, с. 55-56]. По поводу орлиного узора многие исследователи согласны с мнением М.М.Носова о том, что аппликация на спине шубы в виде крыльев орла сделана, видимо, в связи с высоким ритуальным назначением это шубы. В религиозных воззрениях якутов издавна существовало убеждение в покровительстве духа орла, видимо, поэтому на спинке древней шубы нашивалось его изображение. Крой одежды становится сложнее и больше детализируется. К такому виду одежды относится шуба бууктаах сон, которая становится достоянием более богатых, именитых представителей общества. В эпосе олонхо встречается следующее описание такой шубы: …Потом прародительница племен Сабыйа Баай Хотун Вынесла из кладовой Свою волочащуюся по земле Долгополую рысью доху С оторочкою дорогой, В которой – пуд серебра. [Нюргун Боотур Стремительный, 1975, с. 25] По предположению Н.М.Петрова, термин бууктаах сон происходит от состава комплектности в одежде, т.е. ‘шуба в комплекте с шапкой’ [1992]. Действительно, на все обряды и на праздник ысыах шубу бууктаах сон надевают в комплекте с шапкой дьабака. Шуба бууктаах сон была обязательной обрядовой одеждой, ее носили как мужчины, так и женщины. Мужские шубы, по сравнению с женскими, обычно имели меньше декора и украшений. Эта шуба являлась также непременной составной комплекта народной одежды якутской девушки [Петрова, 2006, с. 25]. Большую семантическую значимость данной шубы и ее особую роль можно обнаружить не только в свадебных церемониях, но и в других не менее значимых повседневных и обрядовых церемониях. В данном эпосе-олонхо, также есть очень интересный эпизод, когда Сабыйа Баай Хотун во время своих родов складывает перед собой свои ювелирные украшения и одежду. «…Нашейные украшения свои, Драгоценные ожерелья свои, Подвески, пластинки и филигрань Бережно разложила она, Чтобы на солнце сверкали они, Чтобы радужно заиграли они, Чтобы улыбались они Как отмечает, вышеупомянутый автор книги «Свадебный костюм якутов: традиции и реконструкция», это делалось для того чтобы божество деторождения Айыысыт видела, как ее ожидают и готовы радушно встретить. [Петрова, 2006, с. 25]. С одной стороны, якуты всегда стремились стать похожими на своих добрых, верхних божеств, чтобы «верхние всегда были благосклонны к ним и старались одеваться так же как они». В некоторых культово-обрядовых действах весь комплекс данной шубы, в том числе массивные металлические ювелирные украшения были непременными дополнительными деталями ритуальных действий. Эпизод разложения нарядной одежды и украшений вокруг роженицы ярко доказывает, что богатые серебряные украшения и головной убор являются ритуальными атрибутами, и выступают в качестве медиативных вещей-посредников между человеком и высшими божествами. В данном случае они используются и как символический сакральный знак, для того чтобы божество деторождения Айыысыт убедилась, что приход её к роженице долгожданный и присутствующие будут радушно встретить её. То есть, в данной ситуации рожаница, желает стать похожим на свою покровительницу. Таким образом, нужно подчеркнуть, что данная нарядная шуба, которая часто описывается в одежде Богини Айыысыт, является знаком поклонения женщине как продолжательнице рода. Факты поклонения Богине-Матери прослеживаются еще в неолите и энеолите. Как сказывается в олонхо, якуты – ураанхай-саха «Осьмиободной, осьмиокружной Матери ночальной – Земли Хозяйке с начала времен Аан Алахчын Хотун…» оказывали почтение и понимали, что рождение детей и приумножение человеческого рода зависит от женщины [Мифы…,1980, с. 178]. Традиционный головной убор в тексте олонхо описывается очень красочно: Кровавая, греховная, Яркая дьабака-шапка... В своем раннем исследовании Петрова С.И. отметила, что приведенный перевод не совсем удачен. Слова хааннаах, сэттээх // хаан дьабака следовало бы перевести: «родовая, священная // наследственная шапка дьабака», т.е. шапка, передаваемая по наследству кровным родственникам и используемая как свя¬щенный атрибут [Петрова , 2006]. Как описывается в ее работе , пристального внимания заслуживает передний орнаментальный мотив шубы бууктаах сон. На груди в качестве обязательных элементов-оберегов обычно прикреплялись парные украшения – орнаментальный мотив четырех ростков, выходящих из центра и обращенных в разные стороны (крестообразный мотив) или подвески из ажурных серебряных цепочек и пластинок. Такой крестообразный мотив распространен у многих народов и уходит своими корнями во времена гораздо древнее христианства. [2006, c. 26] Г.В.Ксенофонтов отмечает, что «равноконечный крест, по данным самобытного света и летнего творческого тепла, а также графическим изображением древнего степного бога солнца Саха». Он также утверждает, что крест служит символом защиты и спасения. У якутов сохранилось понятие кириэстэтэр ‘налагать крест’, связанное эпидемией и оспы и кори. Так называли случаи легкого заболевания опасной болезнью, предохраняющие человека от рецидива. Дух болезни как бы налагает на человека знамение креста в знак того, что он в дальнейшем будет пощажен [Ксенофонтов, 1992б, с. 108,120] Духи, насылающие эпидемию оспы и кори, представлялись в образе русских женщин, возможно потому, что эпидемии этих болезней могли быть связяны с русскими переселенцами и поэтому считалось, что от них можно защититься знаком креста – символом христианства. Б.А.Рыбаков отмечал распространенность этого мотива в русском прикладном искусстве Х–ХIII вв. и его связь с магическими обрядами народных верований: «Это очень древний мотив, связанный представлении о повсеместности. Символ жизни – росток – обращен на все четыре стороны. В народных верованиях “четыре стороны” играют очень важную роль. Чтобы обезопасить себя со всех сторон, древние люди создавали четырехчастные композиции из различных символов» [1951, с. 408]. Его можно рассматривать и как ромб с «процветшими» углами, известный в языческой символике как древнейший символ плодородия [Рыбаков, 1972, с. 133]. О том, что семантика крестообразного мотива в якутском орнаментальном искусстве выполняет функцию своеобразного оберега, в свое время писал А.И.Гоголев [1980, с.96]. О том, что семантика крестообразного мотива в качестве оберега для охраны жилища и душ человека выявлено у шерпов – одного из малочисленных народов Гималаев, во время культурологической экспедиции (Петрова С.И.). В конце XIX – в начале XX веков традиционная одежда якутов претерпевает сильное влияние европейской культуры. Это, видимо, связано с прибытием русских мастеров и мастериц пошивочного и рукодельного ремесла, привозивших с собой новые образцы одежды и отделки, а также с появлением новых видов материала, различных тканей, ниток и т.п. В результате полностью изменились как фасон, так и отделка верхней народной одежды. Об этом свидетельствует и тексты поэм-тойуков: …невесту – прелестную девицу в платье с оборками из нанки одев, в черный бисерный корсет обрядив, платок из шелка-мишуры повязав, золотой крестна цепочке подвесив, лентой серебряной кистью обвязав, золотые серьги с подвесками надев, пятерню обеих рук ее восемью золотыми кольцами украсив – девушки-наперсницы ее привели и с женихом рядышком посадили. [Зверев, 1971, с. 90-91] Женские праздничные платья халадаай этого периода шили из дорогих тканей: атласа, китайского шелка типа шанжан или канфы (хампа), других шелковых тканей (хампа солко, нуолур солко); повседневные – из ситца (сиидэс), сарпинки (сарапыы?ка), дабы (даба) и тика (тиик танас). Женщины стали носить широкое платье халадаай, аналогичное по покрою русским косовороткам, но с большим отложным или стоячим воротником. Такое же платья халдаай, или халдаайха, носили бурятские женщины, но у них платье взрослой женщины отличалось от девичьего полоской орнамента по передней части фалды [Бурятско-русский словарь, 1973, с. 538; Бурятский костюм XIX-XX вв., 1979, с. 5]. Сверху праздничного платья женщины надевали жакет кэсиэччик с подкладом. Жакеты стали носить с появлением первых русских первопроходцев, но местные мастерицы в покрой жилета внесли элементы, характерные для традиционной безрукавки: жилет в якутском варианте был намного длиннее и с двух боковых и с задней стороны от талии имел складки. Таким образом, в данной главе мы выявили следующее: - дохристианский образ женских костюмов архаичного периода обозначал, птицу – как символа свободы и счастья; - женщина ХIХ века, в нарядной шубе и шапке «дьабака» ассоциировалась с образом самого доброго и благосклонного божества «Айыысыт». Костюм был очень богат также ювелирными серебряными украшениями, которые еще раз подчеркивали величество, плодородность и красоту якутской женщины. 1.2. Ювелирные украшения в контексте якутского народного костюма (в XVII-XIX веках ) Как подчеркивает историк-этнограф А.И.Саввинов, традиционные якутские украшения изучаемого периода по их назначению можно разделить на следующие группы: 1) головные, 2) шейно-нагрудные, 3) наспинные 4) набедренные, 5) украшения для рук 6) нашивные. Каждая группа в свою очередь подразделяется на отдельные категории, виды и типы. Так, головные украшения делятся на накосные, наушные; шейно-нагрудные включают такие виды украшений, как гривны, шейные браслеты, или? кэби?эр, нагрудные кресты, брошки-застежки; наспинные – накосники, украшения басты?а, кэлин кэби?эр; набедренные – наборные пояса, подвески ?тт?к симэ?э; украшения для рук – браслеты, кольца; нашивные украшения – изделия из бус и бисера, металлические бляшки и подвески [Саввинов, 2001, с. 33]. По сведениям М.М.Носова, из материала захоронений, полный комплект украшений женщины саха состоял из следующих предметов: на голове – косоплетка (су?уох симэ?э), начельник (басты?а), серьги (ытар?а), на шее – воротничок (моой симэ?э), ожерелье, гривна (кылдьыы), на груди и спине – нагрудно-наспинное украшение (или?-кэлин кэби?эр), на руках – браслет (б???х) и кольцо (би?илэх). Как обязательное условие – пояс (кур) с прикрепленными к нему предметами, сумочка (саппыйа, хаппар) для мелких вещичек пуговиц, ниток и т.п., игольница (иннэлик), ухочистка (кулгаах хастар), занозница (искэх), кисет, трубка (хамса), огниво (хатат), нарядные рукавички, подвязвнные к медной перемычке, пришитой к поясу. Нагрудно-наспинные, набедренные украшения и пояс носились поверх шубы или камзола [Никифорова. С.В. 2014, с. 110]. состоит Далее шарнире автор убедительно относятся доказывает, что xvii сдержанные по колориту, подвески массивные имелись сборные подвижные серьгами металлические экземпляр украшения в сочетании с иногда яркой, xviii красочной и «статичной» серьги одеждой игольник составляли целостную, кылджы выдержанную по иногда стилю композицию. неправильного Общее женских свойство украшений все спереди времен и круглые народов – регулировать обряд эмоции. называл Характер их со в
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Разное, 68 страниц
450 руб.
Дипломная работа, Разное, 37 страниц
370 руб.
Дипломная работа, Разное, 37 страниц
390 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg