Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЕ

Разработка бизнес-плана развития антикафе «Silent Plasa»

irina_krut2019 2375 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 95 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.03.2020
Тема данной выпускной квалификационной работы - «Разработка бизнес-плана развития антикафе «Silent Plasa» Данная работа содержит 97 страниц, 15 рисунков, 5 формул, 6 приложений и 26 источников и литературы. Цель выпускной квалификационной работы: улучшить процесс создания нового предприятия путем разработки бизнес-плана, который будет удовлетворять специфике предприятия и повысит эффективность инвестиций в данный проект. Проект состоит из трех основных частей: • Аналитическая часть, в которой рассмотрены структура, сфера деятельности предприятия, его внешняя и внутренняя среды, а также дается обоснование разработки бизнес-плана; • Теоретическая часть, в которой рассматриваются методы и средства разработки бизнес-плана и веб-сайта предприятия. • Проектная часть, в которой разрабатываются бизнес-план и макет веб-сайта, а также рассчитывается эффективность разработки и внедрения бизнес-плана. Ключевые слова: АНТИКАФЕ, БИЗНЕС-ПЛАН, БИЗНЕС, ВЕБ-САЙТ ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ОТЧЕТЫ, ТАБЛИЦЫ.
Введение

По данным исследований, все больше людей нуждается в организациях, которые могут предоставить своим посетителям возможность провести время, играя с друзьями в настольные игры или занимаясь работой или учебой в тихой и уютной обстановке. Первое в России антикафе «Дом на дереве», открытое в 2013 году, предоставляло своим гостям именно такие возможности. Несмотря на то, что с тех пор в Москве было открыто более сотни аналогичных заведений, спрос на них лишь растет. Актуальность данной темы заключается в том, что для создания предприятия, которое не только просуществует больше года, но и окупится и будет приносить прибыль, необходим грамотно составленный бизнес-план. Бизнес-план поможет будущему руководителю предприятия решить множество задачи: • Определение направления развития предприятия; • Определение целевых рынков и места предприятия на этих рынках; • Определение количества денежных средств, необходимых для организации собственного предприятия; • Планирование шагов по созданию предприятия и так далее. Целью проекта является разработка бизнес-плана и последующее создание антикафе «Silent Plasa». Для достижения этой цели будет проведен всесторонний анализ будущего предприятия, освоена необходимая для разработки бизнес-плана теоретическая база. Последним шагом к достижению цели станет непосредственно разработка самого бизнес-плана. Данный проект состоит из следующих разделов: • Введение, в котором описывается цель работы и ее актуальность • Аналитическая часть • Теоретическая часть • Проектная часть • Заключение • Список используемых источников • Приложения Каждый из разделов разбит на несколько параграфов, в которых описывается определенная информация. Так, аналитическая часть включает в себя характеристику предприятия, анализ его внутренней и внешней среды, а также обоснование необходимости разработки бизнес-плана. Теоретическая часть, в свою очередь, содержит описание сущности бизнес-плана, его содержание, структуру, правила составления, а также методики его разработки. Помимо этого, в теоретическую часть также входит моделирование и анализ бизнес-процессов и теоретические основы разработки веб-сайтов. И, наконец, проектная часть, которая содержит построение функциональной модели бизнес-процессов, разработку основных частей бизнес-плана, а именно производственный, маркетинговый, организационный и финансовый планы, оценку и страхование рисков, проектирование макета веб-сайта и оценку экономической эффективности бизнес-плана. В конце каждого раздела имеются краткие выводы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………5 ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………….7 1.1 Характеристика предприятия………………………………………7 1.2 Оценка и анализ внутренней и внешней среды предприятия……9 1.3 Обоснование необходимости разработки бизнес-плана………..13 Выводы по аналитической части………………………………………...16 ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………….17 2.1 Сущность бизнес-плана…………………………………………...17 2.2 Правила составления, содержание и структура бизнес-плана….21 2.3 Методики разработки бизнес-плана……………………………...30 2.4 Моделирование и анализ бизнес-процессов……………………..33 2.5 Теоретические основы проектирования веб-сайта предприятия……………………………………………………………….37 Выводы по теоретической части…………………………………………41 ГЛАВА 3. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ………………………………………...42 3.1 Построение функциональной модели бизнес-процессов……….42 3.2 Создание бизнес-плана……………………………………………44 3.2.1 Производственный план……………………….44 3.2.2 Маркетинговый план…………………………..46 3.2.3 Организационный план………………………..51 3.2.4 Финансовый план………………………………53 3.3 Оценка и страхование рисков…………………………………….56 3.4 Проектирование макета веб-сайта………………………………..58 3.5 Оценка экономической эффективности бизнес-плана………….59 Выводы по проектной части……………………………………………...61 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...63 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...64 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...67
Список литературы

1 "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 20.02.2019) 2 Эрмит Ш. Курс анализа - М: Астрель - 2015 - 476 с. 3 Арутюнова Д.В. Стратегический анализ. - Учебное пособие издат. ТТИ ЮФУ, 2014, 122 с. 4 Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник. 2-е изд. / И.А. Дубровин. — М.: Дашков и К, 2016. — 432 c. 5 Абрамс, Р. Бизнес-план на 100%: Стратегия и тактика эффективного бизнеса. 2-е изд. / Р. Абрамс. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 486 c. 6 Орлова, П.И. Бизнес-планирование: Учебник. 2-е изд., пер. и доп. / П.И. Орлова. — М.: Дашков и К, 2016. — 288 c. 7 Розин, М. Стратегия чистого листа: Как перестать планировать и начать делать бизнес / М. Розин. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 346 c. 8 Стрекалова, Н.Д. Бизнес-планирование: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Н.Д. Стрекалова. — СПб.: Питер, 2016. — 352 c. 9 Виноградова, М.В. Бизнес-планирование в индустрии гостеприимства: Учебное пособие / М.В. Виноградова. — М.: Дашков и К, 2015. — 280 c. 10 Бронникова, Т.С. Разработка бизнес-плана проекта: Учебное пособие / Т.С. Бронникова. — М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2017. — 224 c. 11 Гарнов, А.П. Экономика предприятия: современное бизнес-планирование: учеб. Пособие / А.П. Гарнов. — М.: ДиС, 2016. — 272 c. 12 Горемыкин, В.А. Бизнес-план: Методика разработки. 25 реальных образцов бизнес-плана / В.А. Горемыкин. — М.: Ось-89, 2015. — 592 c. 13 Лосев, В. Как составить бизнес-план. Как составить бизнес-план: Практическое руководство с примерами готовых бизнес-планов для разных отраслей: Пер. с англ. / В. Лосев. — М.: Вильямс, 2017. — 208 c. 14 Петухова, С.В. Бизнес-планирование: как обосновать и реализовать бизнес-проект: Практическое пособие / С.В. Петухова. — М.: Омега-Л, 2018. — 171 c. 15 Сатаев, А.М. Азбука бизнес-планирования. Учебное пособие / А.М. Сатаев. — М.: Юриспруденция, 2017. — 128 c. 16 Морошкин, В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Морошкин. — М.: Форум, 2016. — 288 c. 17 Горбунов, В.Л. Бизнес-планирование с оценкой рисков и эффективности проектов: Научно-практическое пособие / В.Л. Горбунов. - М.: Риор, 2019. - 176 c. 18 Громов, А.И. Анализ и моделирование бизнес-процессов PDF: учеб. пособие / А.И. Громов, В.Г. Чеботарев, Я.В. Горчаков, О.И. Бойко. – М., 2015. – 157 с. 19 Долганова, О.И. Моделирование бизнес-процессов: Учебник и практикум для академического бакалавриата / О.И. Долганова, Е.В. Виноградова, А.М. Лобанова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 289 c 20 Нелис, Й. Управление бизнес-процессами: Практическое руководство по успешной реализации проектов / Й. Нелис, Д. Джестон. - СПб.: Символ-плюс, 2015. - 512 c 21 Чукарин, А.В. Бизнес-процессы и информационные технологии в управлении современной инфокоммуникационной компанией / А.В. Чукарин. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 512 c. 22 Розин, В.М. Проектирование и программирование: Методологическое исследование. Замысел. Разработка. Реализация. Исторический и социальный контекст / В.М. Розин. - М.: Ленанд, 2018. - 160 c. 23 Гончаров, А. Web-дизайн / А. Гончаров. - Москва: ИЛ, 2016. - 320 c 24 Пейли, Н. Успешный бизнес-план. От стратегических целей к плану действий на один год / Н. Пейли. - М.: Эксмо, 2018. - 416 c. 25 Золотухин, О.И. Бизнес-планирование: Учебное пособие / О.И. Золотухин. - СПб.: ГУАП, 2015. - 84 c. 26 Горбунов, В.Л. Бизнес-планирование с оценкой рисков и эффективности проектов: Научно-практическое пособие / В.Л. Горбунов. - М.: Риор, 2019. - 176 c.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1.1 Характеристика предприятия Целью проекта является открытие антикафе «Silent Place». Специфика антикафе заключается в том, что посетитель вносит плату только за количество времени, которое он провел в заведении. Чай, кофе и разнообразные сладости предоставляются бесплатно. Основным источником дохода антикафе является оплата за время пребывания. В Москве цена за одну минуту составляет 1-3 рубля. В целевую аудиторию входят люди в возрасте от 16 до 30 лет. В зависимости от целей посещения заведения под целевой аудиторией будут пониматься: • посетители, пришедшие в кафе, чтобы провести встречу, поработать в спокойной обстановке, воспользоваться свободным доступом в Интернет, подзарядить гаджеты и т.д.; • молодые люди, пришедшие на мастер-класс, концерт, поиграть в игры, отдохнуть и развлечься. Располагаться антикафе будет в бизнес-центре «На Семеновской, который находится по адресу: г. Москва, площадь Журавлёва, 10. Данное местоположение было выбрано не случайно, так как не более чем в 10 минутах ходьбы от него находятся: • Станция метро «Электрозаводская»; • Железнодорожная станция «Электрозаводская»; • Московский Политехнический Университет; • Школа №444; • Несколько торговых центров. Перечисленные выше объекты обеспечивают высокую проходимость в данном районе. Благодаря школе и университету, будет обеспечиваться поток большого количества людей, входящих в целевую аудиторию. Близость к торговым центрам и ресторанам быстрого питания также должна благополучно сказаться на посещаемости антикафе. В распоряжении антикафе будет находиться офис площадью 116 м?. Если использовать помещение с большей площадью, будет оставаться слишком много свободного места, если же с меньшей – этого будет недостаточно, потому данный вариант выглядит вполне подходящим. Еще одним весомым преимуществом данного помещения является его арендная плата, составляющая 116 000 рублей (1000 рублей за м?) в месяц. В интересующем нас районе данный вариант обладает наиболее выгодным соотношением цены к площади помещения. Большая часть сдаваемых в аренду офисов с подходящей площадью в данном районе имеют стоимость выше 150 000 рублей в месяц. В свою очередь, офисы с приемлемой стоимостью аренды имеют площадь, как правило, не более 85 м?. Такие помещения слишком малы для организации антикафе. Территория антикафе будет разделена на три комнаты. Первая и самая маленькая из них будет включать в себя стойку администратора, гардероб, шкаф с настольными играми и книгами, а также столик с напитками и сладостями на выбор. Оставшиеся две комнаты будут примерно равны по площади. В одной из них будут расположены телевизоры, игровые приставки и шкафчик с играми для приставок. Другая комната будет представлять из себя зону для коворкинга. Для этого в ней должны находиться небольшие столы на 2-4 человека и стулья. Возле большинства столов должны находиться розетки в свободном доступе для посетителей. Антикафе «Silent Plasa» будет иметь следующие коды деятельности по ОКВЭД[1]: • 92.51 - деятельность мест клубного типа; • 92.72 - иная деятельность по организации мест отдыха. Преимущества антикафе «Silent Plasa»: • атмосфера уюта; • наличие нескольких залов для разных потребностей; • несколько видов чая/кофе; • большой выбор печенья; • близкое расположение к ключевым объектам инфраструктуры (школа, институт, станции железной дороги и метро, рестораны быстрого питания). Исходя из описанных выше факторов, на первый взгляд кажется, что созданное именно в данном районе антикафе будет приносить доход. Однако, этих данных недостаточно. Чтобы понять шансы предприятия на успех, необходимо провести анализ внутренней и внешней среды предприятия и оценить его результаты. 1.2 Оценка и анализ внутренней и внешней среды предприятия Существует несколько методов анализа внутренней среды предприятия. Наиболее популярным из них является SWOT-анализ. Это краткий анализ маркетинговой информации, исходя из которого делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам. Он позволяет определить причины эффективной или неэффективной работы компании на рынке. Результатом анализа является разработка маркетинговой стратегии или гипотезы для дальнейшей проверки[2]. Классический SWOT–анализ предполагает определение сильных и слабых сторон в деятельности фирмы, потенциальных внешних угроз и благоприятных возможностей и их оценку относительно стратегически важных конкурентов. SWOT-анализ помогает ответить на следующие вопросы: • использует ли компания внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в своей стратегии? Если компания не имеет отличительных преимуществ, то какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать; • являются ли слабости компании ее уязвимыми местами в конкуренции и/или они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства? Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений; • какие благоприятные возможности дают компании реальные шансы на успех при использовании ее квалификации и доступа к ресурсам? (благоприятные возможности без способов их реализации – иллюзия, сильные и слабые стороны фирмы делают ее лучше или хуже приспособленной к использованию благоприятных возможностей, чем у других фирм); • какие угрозы должны наиболее сильно беспокоить менеджера, и какие стратегические действия он должен предпринять для хорошей защиты. Таблица 1.1 SWOT-анализ антикафе «Silent Plasa» Сильные стороны Слабые стороны • растущий рынок; • отсутствие жесткой конкуренции; • удобное месторасположение; • индивидуальность подхода к клиентам; • доступные цены. • недостаточная известность; • малое число постоянных клиентов. Возможности Угрозы • привлечение новых клиентов; • открытие сети антикафе; • создание положительного имиджа антикафе; • увеличение спектра предлагаемых услуг. • появление сильных конкурентов; • уменьшение интереса клиентов к антикафе; • ухудшение экономического положения населения. В таблице приведен перечень основных сильных и слабых сторон антикафе «Silent Plasa», а также рассмотрены возможности и угрозы, которые могут ожидать антикафе в будущем. Таким образом, исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что антикафе «Silent Plasa» имеет большое число сильных сторон, дающих возможность успешно развиваться и увеличивать свой потенциал в данном бизнесе. Слабые стороны напрямую связаны с возрастом организации, что вполне естественно. При успешном существовании антикафе на протяжении хотя бы одного года влияние слабых сторон значительно уменьшится. Также предприятие имеет большое число возможностей, реализация которых позволит значительно повысить получаемый доход. Касательно представленных в таблице угроз можно сказать, что вероятность данных событий достаточно мала. Тем не менее, игнорировать их нельзя. Подводя итоги анализа, можно сделать вывод, что при грамотном управлении антикафе «Silent Plasa» имеет высокий потенциал и возможности развития. После анализа внутренней среды предприятия, необходимо провести анализ внешней среды. Для этого был выбран PEST-анализ. PEST-анализ (иногда обозначают как STEP) — это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики — это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социального компонента PEST-анализа. Последним фактором является технологический компонент. Целью его исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов. Оценив возможности и угрозы в каждой из групп факторов, можно сделать выводы о том, насколько благоприятным будет влияние внешней среды на создаваемое предприятие[3]. Таблица 1.2 PEST-анализ внешней среды антикафе «Silent Plasa» Группа факторов Возможности Угрозы Политические • Проводимые в стране и регионе мероприятия по обеспечению финансовой поддержки малого и среднего бизнеса; • Ввод специальных налоговых режимов для малого и среднего бизнеса; • Стабильное политическое положение в стране и регионе; • Обеспечение благоприятных условий для развития объектов досуга. • Увеличение расходов, связанных с требованиями пожарной безопасности Экономические • Отсутствие конкурентов в выбранном районе; • Стабильные цены на услуги. • Рост налоговых сборов; • Уход посетителей к потенциальным конкурентам. Социальные • Высокая проходимость; • Удачное расположение. • Незначительное снижение спроса на услуги антикафе. Технологические • Использование современного оборудования. • Появление на рынке новых технологий увеличит расходы, так как отсутствие новых моделей приставок и игр к ним может отпугнуть потенциальных посетителей. Данная таблица показывает, что антикафе «Silent Plasa» имеет широкие возможности. Для создания антикафе в городе созданы благоприятные условия со стороны государства. При плохой экономической ситуации в регионе цены на услуги останутся стабильными, так как расходы предприятия в основном зависят лишь от цен на коммунальные услуги. Высокая проходимость и удобное расположение обеспечат предприятию постоянный приток посетителей. Технологический фактор определяет ширину спектра оказываемых услуг, и, следовательно, количество эффективных способов удовлетворения потребностей посетителей. Несмотря на хорошие возможности, есть и внешние угрозы. Политические факторы непредсказуемы и всегда представляют собой угрозу для данной отрасли. Рост налоговых сборов всегда будет хоть и не большой, но ощутимой неприятностью. Снижение спроса на услуги антикафе вполне ожидаемы, так как они, как правило, связаны с сезонностью данной бизнеса. Появление новых технологий может являться причиной повышенных расходов, но не более чем в одном-двух месяцах. Исходя из рассмотренных выше данных, можно сделать вывод, что возможности данного предприятия значительно превосходят угрозы внешней среды. И хотя угрозы могут стать причиной дополнительных расходов в будущем, за счет реализации своих возможностей предприятие способно покрыть все расходы, не понеся серьезных потерь в прибыли. 1.3 Обоснование необходимости разработки бизнес-плана Каждый раздел бизнес-плана начинается с краткой постановки вопросов, на которые должны быть даны ответы. Не все предложенные вопросы могут быть актуальны для конкретного бизнеса. Разработчик бизнес-плана самостоятельно определяет важность поставленного вопроса и планируемую глубину ответа на эти поставленные вопросы. Бизнес-планирование – это объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования. Бизнес-планирование представляет собой упорядоченную совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес-планирования, осуществлением планирования (разработкой бизнес-плана), продвижением бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес-плана, контролем за его выполнением. В современной практике бизнес-план выполняет пять функций. 1. Возможность его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности; 2. Планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы; 3. Привлечение денежных средств – ссуды, кредиты; 4. Привлечение к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию; 5. Вовлечение всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана позволяет улучшить их информированность о предстоящих действиях, скоординировать усилия, создать мотивацию достижения целей. Таким образом, в наибольшей степени бизнес-план используется при оценке рыночной ситуации как вне фирмы, так и внутри нее при поиске инвесторов. Он может помочь крупным предпринимателям расширить дело с помощью покупки акций другой фирмы или организации новой производственной структуры, а также служит основой для формирования общегосударственной стратегии планирования[4]. Итак, назначение бизнес-плана состоит в следующем: 1. Бизнес-план для предприятия равносилен чертежам для строителя. Он показывает, какими методами и с помощью каких средств достигаются цели. Он является пошаговым дневником в организации нового дела; 2. Бизнес-план показывает, что предприниматель наделен определенной инициативой, достаточно дисциплинирован, чтобы использовать свою энергию для определенного проекта, и что понимает, как достичь поставленной конечной цели, обходя или решая все встречающиеся на своем пути проблемы и трудности. Именно бизнес-план позволит претворить мечты в реальность; 3. Знакомство партнеров или уже имеющихся сотрудников с некоторыми разделами бизнес-плана поможет им увидеть в предпринимателе не просто начальника, а своего коллегу; 4. Можно получить желаемые вложения капитала от потенциальных инвесторов. Ведь именно на основе бизнес-плана они будут принимать решения о финансировании бизнеса; 5. Бизнес-план помогает изучить емкость и перспективность развития будущего рынка сбыта, оценить затраты для производства нужной рынку продукции, соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать свои товары, чтобы определить потенциальную прибыльность дела, обнаружить всевозможные "подводные" камни, подстерегающие новое дело в первые годы его реализации, определить те показатели, по которым можно будет регулярно контролировать состояние дел. Таким образом, бизнес-план необходим, чтобы подробно описать процесс создания и работы предприятия, а также встречающиеся на данном пути «подводные камни» и способы их обойти[5]. При создании антикафе «Silent Plasa» бизнес-планирование играет крайне важную роль. Разработка бизнес-плана необходима по следующим причинам: • В грамотно составленном бизнес-плане разработка и реализация проекта будут расписаны достаточно подробно, чтобы даже человек, не имеющий опыта открытия собственных предприятий, мог во всем разобраться; • Бизнес-план позволит оценить расходы на создание и поддержание работоспособности предприятия; • Будет произведена оценка рисков и разработка необходимых для его контроля мер. Выводы по аналитической части Изучив характеристики разрабатываемого предприятия, можно прийти к выводу, что оно имеет высокий потенциал для успешной реализации и последующего развития. Благодаря проведению SWOT- и PEST-анализов, удалось распознать сильные и слабые стороны предприятия, а также его возможности и угрозы. Полученные из этих анализов данные также говорят о том, что созданное предприятие будет успешно работать и приносить прибыль своему владельцу. Грамотно разработанный бизнес-план станет крепкой опорой для будущего предприятия, его скелетом, позволяя просчитать и распланировать объем необходимых работ, приблизительные суммы доходов и расходов, а также возможные риски и способы их снижения. Благодаря бизнес-плану можно заранее понять, какие сильные и слабые стороны будут у предприятия, что позволит своевременно начать разработку мер для их контроля. ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 2.1 Сущность и значение планирования на предприятии В настоящее время планирование деятельности является основой свободных рыночных отношений всех хозяйственных субъектов и экономических объектов с различными формами собственности. Посредством планирования обеспечивается равновесие между производством и сбытом продукции, величиной рыночного спроса на товары и объемом их предложения на макроэкономическом уровне. Планирование деятельности предприятия заключается в обработке информации по обоснованию предстоящих действий и определению наилучших способов достижения намеченных предприятием целей. Планирование - это разработка и установка руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, в котором определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу. Чтобы спланировать деятельность предприятия, необходимо определить основные направления и пропорции развития производства с учетом имеющихся материальных и трудовых ресурсов на основе наиболее полного выявления требований рынка, которые включают в себя виды, объемы товаров и сроки их выпуска[6]. Объект планирования на предприятии - это его деятельность, под которой понимается выполнение функций предприятия: хозяйственной, социальной, экономической. Предмет планирования - ресурсы предприятия. Планирование ресурсов предусматривает установление уровней расхода, направления и сроки использования, режим потребления и т.д. Существуют следующие подходы к пониманию сущности планирования: широкий и узкий. В широком понимании планирование заключается в принятии комплекса решений, относящихся к будущим событиям. Такие решения связаны с постановкой целей и задач развития предприятия, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определением стандартов поведения предприятия в предстоящем периоде. В узком понимании планированием является составление специальных документов - планов, которые определяют конкретные действия предприятия по осуществлению принятых решений[7]. Технология планирования включает: • определение и обоснование основной цели и вытекающих из нее задач предприятия; • оформление задачи, установление конкретных показателей и заданий для исполнителей; • детализацию задания по видам и объемам работ, конкретным рабочим местам и срокам исполнения; • детальные расчеты затрат и получаемых результатов на весь период планирования. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что недооценка планирования деятельности в рыночных условиях или его некомпетентное осуществление приводят к большим, ничем не оправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству предприятий. Поэтому грамотная экономическая политика состоит не в отрицании, а в использовании принципов планирования. Соблюдение этих принципов создает все необходимые условия для эффективной работы предприятия и уменьшает вероятность отрицательных результатов планирования. Рассмотрим принципы планирования подробнее. Принцип единства. Предполагает, что планирование на предприятии должно иметь системный характер. Понятие системы в данном контексте означает: • существование совокупности элементов; • взаимосвязь между ними; • единое направление развития элементов системы, ориентированное на общие цели бизнеса. Принцип участия тесно связан с принципом единства. Он заключается в том, что участником плановой деятельности становится каждый член организации независимо от должности и выполняемой им функции. Другими словами, процесс планирования привлекает к себе всех, кого он непосредственно затрагивает. Принцип непрерывности заключается в следующем: • планирование на предприятии должно осуществляться постоянно в рамках жизненных циклов проектов; • необходимы систематические корректировки и перепланирование; Принцип гибкости. Тесно связан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Принцип точности. Всякий план должен быть составлен с такой степенью точности, какая только совместима с неопределенностью, нависшей над предприятием. Таким образом, план должен быть конкретизирован и детализирован в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности[8]. Если рассматривать процесс планирования от начала до конца, то в нем можно выделить отдельные фазы. Каждая из фаз характеризуется постановкой особых задач и системно связана с другими фазами последовательностью выполнения и обменом информацией. Процессы планирования охватывают следующие фазы: • формулирование проблемы; • решение проблемы; • исполнение; • контроль и обеспечение исполнения решения. Планирование всегда опирается на данные прошлых периодов деятельности предприятия, и осуществляется для того, чтобы предусмотреть развитие предприятия в перспективе и проконтролировать его. Поэтому надежность плана всегда зависит от точности данных, полученных в прошлых периодах[9]. Однако планирование на предприятии в любом случае будет базироваться на неполных данных, даже если имеется хорошо налаженная система бухгалтерского и статистического учета. Все дело в том, что некоторые аспекты функционирования экономической системы невозможно оценить. Например, действия конкурентов, экономические циклы, забастовки, политическая обстановка и т.п. Показатели рынка являются исходными для составления плана предприятия. Поэтому планирование, как правило, легче для крупных предприятий, хотя на небольших предприятиях некоторые факторы производства оказываются более обозримыми для руководства, чем на крупных. В свете данных обстоятельств планирование и сам бизнес-план обретают вероятностный характер. Поскольку предприятие не только не может располагать всей необходимой информацией для составления надежного плана, качество плановых решений существенно зависит от компетентности и профессионального уровня плановых работников. Отсюда следует, что систему планирования на предприятии необходимо так структурировать, чтобы использовались все имеющиеся факторы: экономико-управленческий инструментарий, опыт и знания сотрудников[10]. Виды планирования можно квалифицировать по следующему ряду признаков: • временной горизонт; • функциональная направленность; • иерархия планирования и т.д. Временной горизонт – это длительность времени, на которую составляется план. С учетом временного горизонта различают: • краткосрочное (текущее) планирование (менее 1 года); • среднесрочное планирование (от 1 до 5 лет); • долгосрочное (перспективное) планирование (более 5 лет). По признаку функциональной направленности можно выделить: планирование сбыта, планирование производства, планирование хранения, планирование снабжения, планирование денежных потоков, инвестиционное планирование. В зависимости от целей развития предприятия различают три уровня: • стратегическое планирование; • тактическое планирование (чаще всего - бизнес - планирование); • оперативное планирование. Стратегическое планирование можно рассматривать как поиск новых возможностей для предприятия. С такой точки зрения, тактическим планированием следует считать процесс создания предпосылок для реализации этих новых возможностей, а оперативным планированием – процесс реализации этих предпосылок. В заключение также необходимо отметить, что формально тактический план выводится из стратегического, являясь его детализацией, а оперативный - из тактического[11]. 2.2 Правила составления, содержание и структура бизнес-плана Бизнес-план представляет собой подробное описание бизнеса и среды, в которой он функционирует, а также системы управления, в которых он нуждается для достижения поставленных целей. Для разработки бизнес-плана не существует какого-либо стандарта, который учитывал бы все цели бизнеса и вариации среды, в которой он действует. С учетом быстро меняющихся экономических условий, нужно иметь большой объем навыков, чтобы описать трех- или пятилетнюю перспективу развития бизнеса. Поэтому в процессе развития предприятия необходим постоянный контроль изменений окружающей среды и своевременная доработка стратегии с учетом этих изменений[12]. Существует большое число методических указаний по разработке бизнес-плана, однако они во многом схожи и отличаются, как правило, лишь последовательностью разделов. В соответствии с ними, в таблице 2.1 приведены основные разделы бизнес-плана и вопросы, затрагиваемые в них. Таблица 2.1 Рекомендуемые разделы бизнес-плана и затрагиваемые в них вопросы Продолжение таблицы 2.1 Продолжение таблицы 2.1 Продолжение таблицы 2.1 Продолжение таблицы 2.1 Продолжение таблицы 2.1 Продолжение таблицы 2.1 Продолжение таблицы 2.1 Примечание – НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) – это совокупность работ, направленных на получение новых знаний и их практическое применение посредством создания нового изделия или технологии.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Бизнес планирование, 104 страницы
1050 руб.
Дипломная работа, Бизнес планирование, 97 страниц
2425 руб.
Дипломная работа, Бизнес планирование, 71 страница
1775 руб.
Дипломная работа, Бизнес планирование, 57 страниц
1500 руб.
Дипломная работа, Бизнес планирование, 59 страниц
1475 руб.
Дипломная работа, Бизнес планирование, 59 страниц
1475 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg