Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Влияние личностных особенностей сотрудников организации на выбор стратегии поведения в трудовых конфликтах

irina_krut2019 2000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 80 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.03.2020
Цель работы: изучить влияние личностных качеств сотрудников на выбор стратегии поведения в конфликте. Объект исследования: личностные особенности сотрудников организации. Предмет исследования: стратегии поведения сотрудников в трудовых конфликтах. Гипотеза исследования: выбор стратегии поведения в трудовом конфликте обусловлен личностными характеристиками сотрудника. Для реализации поставленной цели требуется решить следующие задачи: 1. Провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме влияния личностных особенностей сотрудников на выбор стратегии поведения в конфликтах. 2. Подобрать комплекс валидных диагностических методик, направленных на изучение личностных особенностей испытуемых, а также ведущей стратегии поведения в конфликтах. 3. Провести эмпирическое исследование с целью выявления влияния личностных особенностей (направленность, агрессивность, психологические свойства) на выбор стратегии поведения в конфликте. 4. На основе полученных данных разработать рекомендации для руководителей и сотрудников по предупреждению и регулированию конфликтов с учетом собственных психологических особенностей и психологических особенностей сотрудников. Методологической основой работы являются принципы системности и развития, позволяющие представить конфликтные ситуации в контексте влияния различных факторов и проследить эти изменения в течение определенного промежутка времени. В работе применены следующие общенаучные методы исследования: – анализ, который позволил изучить сущность конфликта как такового; – синтез, который предполагает создание целостной картины конкретных конфликтных ситуаций; –метод обобщения, который даст возможность установить общие тенденции развития конфликтов в различных коллективах и выявить универсальные пути их разрешения. Методики исследования: 1. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса в адаптации Н.В. Гришиной. 2. Пятифакторный опросник личности в адаптации Хромова А.Б. 3. Определение направленности личности (Б. Басса) 4. Опросник уровня агрессивности Басса – Дарки 5. Статистические методы обработки данных (критерий хи-квадрат Пирсона, однофакторный дисперсионный анализ - ANOVA). Базой исследования стала Администрация города Ставрополя. В исследовании принятии участие 100 сотрудников от 22 до 58 лет. При проведении исследования не учитывались гендерная принадлежность и возраст. Теоретические основы исследования. Развитие конфликтологической теории насчитывает не одно столетие, широко представлена данная тема и в рамках психологической науки. Среди комплексных работ, посвященных различным аспектам конфликтов, выделяются монография А. Здравомыслова «Социология конфликта», обобщающая результаты зарубежных и отечественных исследований и дающая на этой теоретической базе анализ конфликтов в современном российском обществе, а также учебное пособие Конфликтология А. Анцупова и А. Шипилова. Природа социальных конфликтов исследовалась в работах Козера Л., Дойча М. Актуальным аспектам управления трудовыми конфликтами посвящены работы Вергилеса Э. В. Возникновение и разрешение конфликтных ситуаций в организации и Зайцева А. К. Социальный конфликт. Исследования по проблеме стилей конфликтного поведения А.Я. Анцупова, Н.В.Гришиной, М.М. Кашапова, К. Томаса и других показали возможность гибкого поведения человека в конфликте и выбор способов реагирования на конфликт в зависимости от суммы факторов. Теоретическая значимость работы состоит в комплексном описании природы конфликтов в трудовых отношениях на основе анализа личностных особенностей сотрудников. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования организационными психологами и менеджерами по работе с персоналом в организациях с целью организации профилактики конфликтности сотрудников. Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Введение

Актуальность темы. Конфликт, являясь неотъемлемой частью межличностной коммуникации, определяется как «интерактивный процесс, проявляющийся в несовместимости, несогласии или диссонансе внутри или между социальными субъектами». Основными причинами такой несовместимости являются ситуации, когда люди воспринимают других как препятствия, мешающие им достичь своих целей, или когда стороны сталкиваются, имея противоположные потребности или интересы, которые необходимо удовлетворить. Каждый человек сталкивается с конфликтами в любой момент жизни, как на личном, так и на организационном уровне. Значительную часть времени человек проводит именно на работе, взаимодействуя с начальством и подчинёнными, общаясь с сослуживцами, строя совместную деятельность с партнёрами компании. При таком тесном общении возникает масса причин, приводящих к спорам и конфликтам. Изучение проблемы трудовых конфликтов в организациях представляет не только научный, но и практический интерес. В условиях современной нестабильной экономической жизни и постоянно развивающихся технологий, каждая компания стремится к достижению наивысшего результата и получению максимальной прибыли. А для этого необходимо выполнение нескольких условий: во-первых, налаженный рабочий процесс, во-вторых, грамотно подобранный коллектив и, в-третьих, отсутствие разногласий и психологической напряженности в коллективе. Именно поэтому так важно недопущение или сведение к минимуму конфликтных ситуаций в организации. Но в большинстве случаев, существующие конфликты либо остаются без внимания, либо разрешаются не до конца. Как показывает практика, современным российским специалистам и руководству все более необходимы знания и навыки в области управления трудовыми конфликтами, раннего диагностирования причин потенциальных конфликтных ситуаций, правильного ведения переговорного процесса. Необходимым является и изучение роли различных факторов в возникновении, течении и разрешении конфликтов. В частности психологические особенности сотрудников коллектива, которые по нашему мнению могут послужить не только причиной возникновения конфликтных ситуаций, но предопределять ее дальнейшее развитие.
Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3 Глава I. Теоретико-методологический анализ проблемы влияния личностных характеристик на выбор стратегии поведения в трудовых конфликтах………...7 1.1 Понятие и изучение конфликта в психологии, специфика трудовых конфликтов ……………………………………………………………………...….7 1.2 Индивидуально-психологические особенности личности……..........….25 1.3 Конфликтная компетентность как личностная предпосылка возникновения, течения и разрешения конфликтов в трудовых отношениях.………………………………………………………………………...41 Глава II. Организация и методы исследования…………………………………...55 2.1 Организация исследования……………………………..………………...55 2.2 Методы исследования…………………………...…………………............55 Глава III. Анализ результатов исследования……………………………………..62 3.1 Первичные результаты исследования…………………...……………...62 3.2 Статистическая обработка данных, выводы исследования……………...68 Выводы……………………………………………………………………………...77Заключение………………………………………………………………………….79 Список литературы………………………………………………….………….......82 Приложение………………………………………………………………..……..…88
Список литературы

Отрывок из работы

Глава I. Теоретико-методологический анализ проблемы влияния личностных характеристик на выбор стратегии поведения в трудовых конфликтах 1.1 Понятие и изучение конфликта в психологии, специфика трудовых конфликтов Понятие конфликта активно используется как в научной литературе, так и в обыденной речи и трактуется достаточно широко. Конфликтом мы можем назвать военные действия, семейную ссору, столкновение интересов, спор, шумный скандал и многое другое. Каждый человек примерно поймет, о чем речь, если услышит это слово. Однако проблема создания общепринятого единого определения конфликта до сих пор не решена. Слово «конфликт» пришло в русский и другие языки из латыни. В переводе с латинского языка conyiictus означает буквально «столкновение» [52]. Это одно из тех международных слов, которые не нуждаются в переводе, поскольку понятны и так: и звучание, и значение их во всех языках примерно одинаково. В большинстве случаев конфликт понимается как одна из форм взаимодействия людей, в основе которой лежат реальные или иллюзорные противоречия между людьми с попытками их разрешения на фоне проявления эмоций. Различные определения этому термину дают исследователи. Исходя из этого, американские социологи Мак и Снайдер сделали вывод о «резиновом» характере понятия «конфликт», так как его можно растягивать в зависимости от наших желаний. Условно можно выделить два широко распространенных концептуальных подхода к определению конфликта: первый ориентирован на актуальные действия, второй – на мотивы действия. Последователи первого подхода (Р. Мак и Р. Снайдер) настаивают на относительно узком определении конфликта, считая его частным видом социального взаимодействия между участниками, имеющими взаимоисключающие или несовместимые ценности. Таким образом, для социологов конфликт является предельным обострением противоречий, столкновение и противоборство личностей, социальных слоев, классов, наций, государств[33]. Последователи второго подхода (Р. Дарендорф), отвергая узкое определение, предлагают включить в его дефиницию как противоречивые психологические состояния так и различные формы открытых столкновений (действий) [16]. В психологии под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных тенденций в сознании одного индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях групп людей[6]. Психологи рассматривают конфликт как естественное условие взаимодействия людей, в основе которого лежат противоречия, существенные различия между интересами и ценностями субъектов социальных связей на соответствующем этим различиям эмоциональном фоне. Системный подход позволяет преодолеть концептуальные и терминологические разногласия социологов и психологов в отношении содержательной части данного понятия. Профессор Э.А. Уткин в своей книге «Конфликтология» дает следующее определение конфликтной ситуации: «Конфликт – это столкновение противоположных позиций, мнений, оценок и идей, которые люди пытаются разрешить с помощью убеждения или действий на фоне проявления эмоций. Основой любого конфликта являются накопившиеся противоречия» [58]. К.К. Платонов и В.Г. Казаков определяют конфликт как осознанное противоречие между общающимися личностями, которое сопровождается попытками его разрешения на фоне эмоциональных отношений[47]. А.А. Ершов определяет конфликт как действие противоположных, несовместимых в данной ситуации мотивов, интересов, типов поведения. Он разделяет конфликты на деловые и личностные[22]. Анцупов А.Я. и Шипилов А.И. под конфликтом понимают более острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающихся в противодействии субъектов конфликта[3]. Одной из причин сложности сведения термина конфликт к единому определению является неразработанность самой теории конфликта. Традиции накопления конфликтологических идей имеют многовековую историю. Первые целостные концепции конфликта появились на рубеже XIX-XX веков, однако и в предшествующие столетия лучшие умы человечества предлагали свое видение природы этого феномена, путей предотвращения и разрешения конфликтов. О конфликте, даже не употребляя это слово, писали еще античные философы. Одни из них осуждали ссоры и столкновения между людьми и советовали их избегать. Другие, наоборот, под¬черкивали, что в спорах рождается истина, что столкновения и противоречия являются движущей причиной всякого изменения и развития. Гераклит настаивал на том, что не только люди, но и боги, и весь космос существуют в противоречиях [13]. Он был одним из первых филосо¬фов, указавших на борьбу противоположных сил как на всеоб¬щий закон, действующий в природе и обществе. Немало интересных мыслей на сей счет можно найти у Ф. Бэ¬кона и Р. Декарта, Дж. Локка и И. Канта, Г. Гегеля и К. Маркса, В. Соловьева и Н. Бердяева, а также многих других мыслителей. Конфликт рассматривался ими либо в самом общем плане как одно из проявлений более общего феномена – противоречия и даже как категория, охватывающая не только человеческие дела, но и природные процессы (например, «биологический конфликт» между наследственностью и изменчивостью, между генами, тка¬нями и т.п.), либо в плане анализа отдельных видов столкнове¬ний в мире человеческого бытия, например, классовые конф¬ликты (Маркс), военные конфликты (Клаузевиц), конфликты между бессознательным и сознательным (Фрейд). Зарубежная психология имеет значительные традиции в изучении внутриличностных и социальных конфликтов. Можно условно выделить два этапа в истории изучения конфликтов: начало XX в. – 1950-е гг. (конфликт рассматривался как составная часть более широких концепций) и конец 1950-x гг. – настоящее время (непосредственное исследование конфликта как такового). Среди направлений зарубежных психологических исследований конфликта в первой половине XX в. выделяются: -психоаналитическое (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм); -социотропное (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле и др.); -этологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген); -теория групповой динамики (К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей); -фрустрационно-агрессивное (Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Миллер); -поведенческое (А. Басс, А. Бандура, Р. Сирс); -социометрическое (Д. Морено, Э. Дженигс, С. Додд, Г. Гурвич); -интеракционистское (Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель). Современные подходы: -теоретико-игровой (М. Дойч); -теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон); -теория и практика переговорного процесса (Д. Прюитт, Д. Рубин, Р. Фишер, У. Юри) [61]. К сожалению, отечественная психология одной из последних сделала конфликты предметом своего изучения, что определяет совсем небольшой выбор литературы на русском языке, хотя за последнее время вышло в свет множество популярных брошюр и книг, содержащих полезные сведения относительно того, как успешно справляться с конфликтами. Однако, работ, дающих целостное и систематическое освещение проблем конфликтологии, пока весьма немного. Социология и психология описывают конфликты и поведение человека в них, исходя, в основном, из двух теоретических позиций. Согласно первой, конфликт – это частный случай социальной ситуации, имеющей свои нормативные законы развития. В работах этого направления развивается представление К. Левина о том, что поведение определяется не обыкновенными средовыми факторами самими по себе, а субъективно отраженными и представленными в сознании аффектно заряженными переживаниями и отношениями[35]. Второе направление исследований конфликтного поведения исходит из признания специфики личности и индивидуальности человека в качестве ведущей причины конфликтов. Очевидно, что эти два способа описания конфликтного поведения не противоречат друг другу, а являются взаимодополняющими, так как допускают содержание общих механизмов формирования и развития конфликтов в виде иерархически организованной мотивационно-потребностной системы и набора психологических защит, которые, с одной стороны, формируются в результате онтогенетического социального развития, а с другой – определяют субъективное отношение человека к социальной ситуации, имеющей для него конфликтный смысл. Исходя из психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева[37] и культурно-исторической концепции генеза психики Л.С. Выготского[12], можно обосновать идею о том, что в основе конфликтных отношений лежат мотивации, потребности и мотивы – «пружины» социального поведения человека, как ясно сознаваемые, так и скрытые в глубинах бессознательного. Заметный шаг в исследовании специфики конфликта сделали работы З.Фрейда и его школы. Это была попытка рассмотреть конфликт как основание – гене¬ратор психического вообще. З.Фрейд, по сути, пер¬вым описал конфликт не только в целях понимания некоторого пси¬хического феномена, но и для построения определенной практики. Конфликт – центральное понятие теории психоанализа, и имен¬но поэтому его описание заслуживает особого внимания. Фрейд дает достаточно лапидарное определение: «Мы выво¬дим расщепление психики не от прирожденной недостаточности синтеза душевного аппарата, но объясняем это расщепление ди¬намически, как конфликт противоположно направленных душев¬ных сил; в расщеплении мы видим результат активного стремле¬ния двух психических группировок одной против другой. Стремление «Я» отделаться от мучительного вос¬поминания наблюдается вполне закономерно» [63]. Само противоречие, породившее конфликт и в нем выразив¬шееся, интересует психоанализ лишь постольку, поскольку необ¬ходимо очертить рамки поиска вытесненного. Причем для теоретика это важно как необходимое основание (подпорка) для опи¬сания механизма личностной деструкции, а для практикующего психоаналитика – как материал при работе с переносом. Таким образом, традиционная психоаналитическая концепция и ее современные модификации представляют человека через его конфликтную природу. При этом основа конфликта задана проти¬воречиями слоев личности, а отсюда конфликт – состояние не случайное, но сущностное. Современная социальная психология в обсуждении проблемы конфликта вплотную сомкнулась с социологией и прежде всего – английской и американской, во многом четко следуя социологическим методологическим традициям. В отличие от отечественных психологов западные исследователи весьма серьезно относились к изучению этого социального явления. Отсюда попытки создать общую теорию конфликта, огромное количество монографий, специальных журналов, статей. Чтобы выделить методологичес-кие основания, на которых строится современная социально-пси¬хологическая конфликтология, можно обозначить два основных подхода: 1) дескриптивное моделирование основных феноменальных характеристик конфликтов с попытками оформления общей тео¬рии; 2) функциональный подход с выделением типов, стратегий и результатов для участников и их отношений[36]. Представители первого подхода, по-видимому, следуют при¬меру К.Левина, который обсуждал одновременно действующие противоположные силы равной величины. Векторный типологи¬ческий схематизм, предложенный К.Левиным, предельно прост и, конечно же, представляет общее существо явления безотноси¬тельно от его субъективного и содержательного наполнения (это уже следующие уровни) [27]. Вслед за ним К. Болдинг утверждает, что все конфликты имеют общие элементы и общие динамиче¬ские формы, а, следовательно, их изучение и описание может пред¬ставить феномен конфликта в любом его специфическом прояв¬лении[10]. По Болдингу, в процессе взаимодействия двух или более единиц возникает напряжение, движение в общее бихевиоральное поле и вовне его. Регулируют взаимодействие две посылки: конфликтная, существующая при несовместимости целей в об¬щем бихевиоральном пространстве, и посылка сотрудничества. Интересные попытки собрать в рамках социальной психологии общую дескриптивную модель конфликта предпринимались и оте¬чественными исследователями: А.А.Ершовым, Л.А.Петровской, Ф.М.Бородкиным, Н.М.Коряк, Н.В.Гришиной. В рамках первого подхода можно рассматривать и теоре¬тико-игровую школу, основателями которой считают Т. Шелинга и А. Рапопорта. В ней с особенной яркостью проявилось игнори¬рование содержания конфликта и его онтогенезах[48]. Для изучения конфликта и его описания предлагаются игровые математизиро¬ванные модели задач на выбор оптимальной стратегии выигрыша. Благодаря возможности предельно абстрагировать и, таким образом, рафинировать процесс столкновения теоретико-игровая шко¬ла получила большое число последователей – экспериментаторов и моделирующих теоретиков. Первое направление в итоге выли¬лось в практику деловых игр. Другой подход характеризуется прежде всего достаточно строгой предметной определенностью в работах М.Дойча, Л.Коузера, Ю. Тоузарда, Дж. Бернард и др. и пользовался наибольшей популярностью у советских социальных психологов: Н.Н.Крогиуса, Н.В. Гришиной, А.А.Ершова, В.А.Соснина, Т.А.Полозовой, Н.И. Фрыгиной [34]. Такой подход стал хорошим основанием для разработки типологии стратегий и поэлементного анализа фор¬мальных моделей конфликтных ситуаций. Именно с помощью этого подхода осуществлено большинство прикладных разработок в области исследо¬ваний социально-психологических проблем коллектива, семьи, педагогики. Для подхода со строгой предметной определенностью характерна, прежде всего, типологическая работа, опирающаяся, с од¬ной стороны, на анализ эмпирических оснований случающихся конфликтов и на попытку максимального охвата всей возможной феноменологии явления, а с другой – на выделение характерис¬тик участников и увязывание всего этого с формами протекания конфликтного взаимодействия и возможными исходами. Практически все представители данного подхода по ряду воп¬росов проявляют исключительное единодушие. Так, достаточно развернуто сложился круг проблем, порождающих конфликты. Сконструи¬рованные здесь исследовательские лабораторные эксперимен¬тальные методы также работают в типологическом режиме. Выяв¬ляются определенные типы личностного поведения в конфликте, устанавливаются корреляционные зависимости с целью прогно¬зирования поведения и исходов конфликтных взаимодействий. Прикладное значение разработок в данном направлении четко выразилось в двух областях: 1) методическое оснащение исследователей; 2) коррекция практических ситуаций и социально-психологичес¬кий тренинг, ориентированный на развитие специальных умений. Построение коррекционных воздействий имеет свои особен¬ности. Так, в «дискуссионных рабочих группах» Р. Ликерта психо¬лог-консультант «способствует процессу групповых взаимодей¬ствий, обеспечивает разработку групповых норм для конструктив¬ного обсуждения и разрешения групповых конфликтов, выступает как источник социально-психологических знаний членов группы». Здесь явно чувствуется предпочтение так называемой страте-гии «сглаживания» или, что еще лучше, недопускания конфликта. По сути эта идея является ведущей в тренинговом подходе, где происходит персональное или групповое оснащение способами/навыками эффективного поведения в уже случившемся конфлик¬те или лучшего (с меньшими затратами) переживания самого инцидента или его последствий. Результаты психологического исследования поведения людей в конфликтах постепенно все больше стали применяться в прак¬тике разрешения реальных конфликтов и в обучении искусству справляться с конфликтами. Горовип и Бордман создали специ¬альную программу психологического тренинга, нацеленного на обучение конструктивному поведению в условиях конфликтной ситуации[35]. Ч.Освуд предложил методику ПОИР (аббревиатура от ее полного названия: «Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности»), предназначенную для снижения кон¬фликтности в международных отношениях[31]. Особое развитие получила разработка переговорных методик разрешения конфликта (Дж. Скотт, Ш. и Г. Боуэр, X. Корнелиус и Ш.Фэйр, Д.Дэн, Г.Келман, Т.Крум и др.). Всемирную извест¬ность приобрел гарвардский метод «принципиальных перегово¬ров», разработанный Р.Фишером и У.Юри [39]. С 1970-х годов стала интенсивно разрабатываться методика переговоров с участием посредников – медиаторов (В. Линкольн, Л.Томпсон, Р.Рубин, Ф.Форсайт и др.). Создание эффективных методов медиации – проведения переговоров с помощью медиа¬торов – привело в 1970-1980-х годах к тому, что появились спе¬циалисты-практики, способные оказать реальную помощь в успешном разрешении конфликтов путем хорошо организованного переговорного процесса[32]. В дальнейшем конфликтология сдела¬ла серьезный шаг в своем развитии, поставив под со¬мнение однозначно деструктивную функцию конфликта и указав на его позитивную роль и положительные следствия. Прежде всего, отмечались диагностические возможности конф¬ликтов. Многие ученые включают в определение конфликта также негативные чувства и враждебные действия противоборствующих сторон. Однако такие определения явились следствие первоначального восприятия конфликта как негативного явления. Современное понимание конфликтных явлений предполагает, что конфликт может протекать и без агрессии, а также выделяет не только негативные, но и позитивные черты конфликта. Интересно отметить, что наиболее позитивно относятся к кон¬фликту социальные психологи, работающие над проблемами конфликтов в орга-низациях. «Их главным позитивным итогом, – пишет А. И.Донцов, – является необходимо происходящая в процессе конфликта объективация предметно-деятелъностной основы межличностных коммуникаций. Такая объективация служит предпосылкой оптими¬зации функционально-ролевой структуры трудового коллектива и, как следствие, повышения эффективности совместной деятель¬ности» [15]. Таким образом, конфликт выполняет как положительные, так и отрицательные социальные функции. В соответствии с этим, исследователи выделяют конструктивные и деструктивные функции и пути конфликта. Существуют объективные и субъективные оценки последствий конфликта. Позитивное или негативное воздействие конфликта во многом обусловлено социальной системой. В свободно структурируемых группах, где конфликт считается нормой и существуют разнообразные механизмы его урегулирования, конфликт, как правило, способствует большой жизнеспособности, динамизму и восприимчивости к прогрессу. В тоталитарно организованной социальной группе конфликт не признается в принципе, а единственным механизмом его разрешения является подавление силой. Подавленный конфликт становится дисфункциональным, ведущим людей к дезинтеграции, обострению старых и возникновению новых противоречий. Нерешенные противоречия накапливаются, а если проявляются в форме конфликта, то ведут к серьезным социальным потрясениям. Можно привести хотя бы несколько позитивных функций конфликта. Как утверждает М.Дойч, Конфликт имеет множество позитивных функций[18]. Он предотвращает стагнацию, стимулирует интерес и любопытство, выступая в роли медиатора, с помощью которого артикулируются проблемы, находятся та решения, служит основой социальных и персональных изменений. В открытой группе конфликт выполняет функции стабилизации и интеграции внутригрупповых и межгрупповых отношений, снижает социальное напряжение, вскрывает и разрешает противоречия и тем самым способствует общественному развитию. Внешний конфликт способствует внутригрупповой интеграции и идентификации, укрепляет единство группы, мобилизует внутренние ресурсы, он также помогает находить друзей и союзников, выявлять врагов и недоброжелателей. Л. Козер пишет о том, что конфликты могут не только сплачивать членов группы, но также и способствовать ее дальнейшему сохранению, играя роль предохранительных клапанов[27]. При этом конфликт имеет и негативные функции, когда ведет к беспорядку, нестабильности, материальным и моральным потерям, ведется насильственными методами.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Конфликтология, 63 страницы
1575 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg