Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Взаимосвязь самооценки и агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

irina_krut2019 612 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 61 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.03.2020
поведения детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Изучить взгляды отечественных и зарубежных психологов на природу формирования агрессивного поведения у детей. 2. Проанализировать психологические исследования по проблеме детской агрессивности и ее факторов. 3. Провести экспериментальное исследование агрессивного поведения и самооценки детей дошкольного возраста и на основании анализа его результатов выявить взаимосвязь самооценки и уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: самооценка детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: взаимосвязь самооценки и уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза: Существует корреляционная связь между уровнем самооценки и уровнем агрессивности детей старшего дошкольного возраста. Существует корреляционная связь между уровнем самооценки и средне групповыми показателями выраженности ситуационно-личностных реакций агрессивности детей старшего дошкольного возраста. База исследования. В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте шести – семи лет, посещающие детский сад агрогорода Красное Гомельского района. Практическая значимость. Своевременное выявление агрессивного поведения необходимо для предупреждения неблагоприятного варианта развития личности ребенка и для организации необходимой психологической помощи.
Введение

Дошкольный возраст – это период, где впервые начинают проявляться дисгармонии в личностном развитии и поведении ребенка. У дошкольников, в силу сложившихся особенностей возраста (высокая подражательность, недостаточная осознанность манер поведения), внутренние и внешние условия их развития, возникают ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая предпосылки для возникновения и проявления агрессивности. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры. В современной психологии накоплен определенный опыт исследования агрессивного поведения детей. Исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остаётся устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определённые внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, что дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только по внешнему поведению, но и по своим психологическим характеристикам. Однако, комплексного, исследования психологических особенностей, лежащих в основе детской агрессивности и дающих представление о психологической природе этого явления, нам обнаружить не удалось. Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии можно считать проблему становления самооценки личности. В рамках исследования самооценке отводится ведущая роль - она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, как объединяющее начало, включенное в процесс самосознания. Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта. Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой. В настоящее время все более очевидно влияние самооценки дошкольника на его поведение, межличностные контакты. Дошкольный возраст не случайно выбран для проведения нашего исследования. Данный возраст - начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи. Данная курсовая работа направлена на изучение личностных особенностей (самооценки) старших дошкольников с агрессивными формами поведения.
Содержание

Введение 3 1 Теоретические аспекты изучения самооценки и агрессивного поведения дошкольников 5 1.1. Основные представления, прошлый и настоящий научный контекст 5 1.2. Развитие агрессивности в детском возрасте 12 1.3. Самооценка и опыт общения старшего дошкольника 21 1.4. Выводы 25 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и уровня агрессивности старших дошкольников 26 2.1. Организация исследования 26 2.2. Описание методик исследования 27 2.2.1 Методика диагностики типа самооценки дошкольника «Лесенка», В.Г.Щур 27 2.2.2 Диагностическое обследование детей графической методикой «Кактус», М.А. Панфилова. 33 2.2.3 Диагностические критерии агрессивности у детей 44 2.2.4 Агрессивность (опросник: ребенок глазами взрослого) А.А. Романов………………………………………………………………………48 2.3 Взаимосвязь исследования агрессивности у дошкольников различными методиками 55 Заключение 58 Список использованных источников 60
Список литературы

1 Чижова С.Ю. Детская агрессивность / С.Ю. Чижова, О.В. Калинина. – Ярославль: Академия развития, 2012. – 160 с. 2 Пашина Л.А. Психоаналитическая интерпретация феномена социальной агрессивности // Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. – № 25. – С. 72-77. 3 Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1991. – № 1. – С. 81-88. 4 Кириенко А.А. Индивидуально-личностные особенности агрессивности подростков различных типов направленности личности: дис… канд. психологических наук. – М., 2015. – 198 с. 5 Ениколопов С.Н. Психометрический анализ русскоязычной версии опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри // Психологический журнал. – 2007. – № 1. – С. 115-124 6 Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. – 288 с. 7 Брель Е.Ю. К проблеме определения агрессии в отечественных и зарубежных психологических исследованиях // Ежегодник Российского психологического общества. – СПб.: Изд-во СПУ, 2007. – С. 221-222. 8 Белокопытов В.В. Агрессия как форма девиантного поведения: теоретический анализ // Социально-гуманитарные знания. – 2010. – № 6. – С. 350-356. 9 Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с 10 Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – Спб: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. – 479 с. 11 Журавлев Д.Н., Ковальчук А.В., Рукавишникова Н.Г. Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков: методические рекомендации. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2008. – 145 с. 12 Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1991. – № 1. – С. 81-88. 13 Кобзева О.В. Динамика агрессивности и ее взаимодействия с личностными особенностями в подростковом и юношеском возрастах: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2006. – 22 с. 14 Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. – СПб.: ПраймЕврознак, 2001. – 510 с. 15 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Академия, 2008. – 447 с. 16 .Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с. 17 Фурманов И.А Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста. – М: Академия, 2011.– 198 с. 18 Романов, А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. Диагностические и коррекц. методики / А.А. Романов. – М.: Школьная Пресса, 2007. – 48 с. 19 Выготский Л.С. Психология/ Л. С. Выготский. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2015. – 1008 с. 20 Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие. – СПб.: Речь, 2005. – 445 с. 21 Кобзева О.В. Динамика агрессивности и ее взаимодействия с личностными особенностями в подростковом и юношеском возрастах: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2006. – 22 с. 22 Андрюшина Л.О. Психологическая профилактика агрессивного поведения школьников-подростков: дис. ... канд. психол. наук / Л.О. Андрюшина. – Тверь, 2003. – 202 c. 23 Глобальная сеть интернет. 24 Фурманов И. А. Детская агрессивность. - Минск, 1996 с. 67-125. 25 Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. Пособие -М.: Академия, 2000. с. 140- 142 26 Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития. 1997. с. 135 – 240с 27 Божович Л. И. Личность ребенка и ее формированием в детском возрасте. – М.: Сфера, 2002. 125–230с 28 Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. – 352 с 29 Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. – М.: Издательство Московского психологосоциального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2012. – 432 с. 30 Тарасова Е.В. Специфика проявлений агрессивности ребенка при различных типах детско-родительских отношений: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2008. – 24 с. 31 Мухина В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. - М., 2005. – 388 с. 32 . Дмитриева В.Г. Готовимся к школе. Книга для родителей / В.Г. Дмитриева. – М.: Эксмо, 2007. – 352 с. 33 Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М., 2004. – 374 с. 34 Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., Педагогика, 1988. 35 Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. - М: Педагогика, 2006. - 216 с. 36 Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – М., Педагогика, 1991. 37 Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников / М.И. Лисина, А.И. Сильвестру. - Кишинев, 2004. – 399 с.
Отрывок из работы

1. Теоретические аспекты изучения самооценки и агрессивного поведения дошкольников 1.1 Основные представления, прошлый и настоящий научный контекст В последние годы научный интерес к проблемам агрессивности существенно возрос. Психологи, физиологи, этнологи, философы придерживаются разных точек зрения по поводу того, является ли агрессия врожденным, инстинктивным феноменом или подобному поведению приходится учиться. Однако, несмотря на значительное количество исследований, и монографий, посвященных этой тематике, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми. Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. Вопросы агрессии и агрессивного поведения являются актуальными в научной литературе и рассматриваются с точки зрения философии, педагогики и психологии. До начала Х1Х века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Но, тем не менее, в современной психологии существует проблема определения агрессии и агрессивности, т.к. эти термины подразумевает большое разнообразие действий. В современной литературе дается немало определений понятия «агрессивность», тем не менее, практически все авторы приходят к выводу, что агрессия – это склонность к причинению другим морального и физического ущерба [1, с. 49]. Агрессия (от латинского «agressio» - нападение, приступ) – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым неодушевлённым), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и т. д.) [2, с. 74]. В зарубежной психологии агрессию, в какой бы форме она не проявлялась, рассматривают как поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения (А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэрон, Дж. Доллард, Н. Зильманн, К. Лоренц, Р. Миллер, З. Фрейд и др.) [3, с. 82]. К настоящему времени различными авторами предложено много определений агрессии: во-первых, под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению, внутренняя сила, дающая возможность человеку противостоять внешним силам (Ф. Аллан); во-вторых, под агрессией понимаются акты и реакции враждебности, атаки, разрушения, проявления силы в попытке нанести вред или ущерб другому человеку, объекту или обществу (Х. Дельгадо) [4, с. 24]. По Бассу, агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим [5, с. 117]. Другое определение, предложенное несколькими исследователями Л. Берковицем и Фешбахом, содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были приняты как агрессия, они должны включать в себя намерения обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. Н. Зильманн же ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений [2,с. 74]. Готовность субъекта к агрессивному поведению рассматривается как относительно устойчивая черта личности – агрессивность. Уровни агрессивности определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшими из которых выступают нормы социальной ответственности [6, с. 54]. Агрессивность в зарубежных исследованиях рассматривается как эмоциональное кратковременное состояние и черта характера человека. Л. Берковиц определяет агрессивность как относительно устойчивую готовность реагировать агрессивно во многих разнообразных обстоятельствах. С его точки зрения целесообразнее рассматривать агрессивность как предрасположенность к агрессивному поведению [7, с. 221]. Российские исследователи рассматривают агрессию как результат определенного поведения, имеющего отрицательные правовые, нравственные, эмоциональные аспекты, агрессивность понимается как свойство человека, а состояние агрессии определяет эмоциональную сторону агрессии (В.А. Аверин, В.П. Зинченко, Н.Д. Левитов, Б.Г. Мещеряков, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, Л.М. Семенюк и др.) [8, с. 453]. По определению Е.П. Ильина, агрессивность – это свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации. Агрессивное действие – это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении. Агрессия же – это поведение человека в конфликтных и фрустрирующих ситуациях [9, с. 112]. А.А. Реан, давая определение данным терминам, обращает внимание на то, что «агрессия – это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному» [10, с. 142]. Агрессивное поведение – это такое поведение, при котором имеют место «губительные» для жертвы последствия. Агрессивность – это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии». Если агрессия – это действие, то агрессивность – готовность к совершению таких действий [11, с. 57]. Т.Г. Румянцева рассматривает агрессивность как форму социального поведения, так как человеческое агрессивное поведение осуществляется в контексте социального взаимодействия. В определении поведения в качестве агрессивного решающее место должно принадлежать понятию нормы, отсюда и название данной ориентации. Нормы формируют своеобразный механизм контроля за обозначением тех или иных действий. Когда эти нормы соблюдены, воспринимаемое поведение не будет рассматриваться в качестве агрессивного, независимо от степени губительности последствий такого поведения [12, с. 85]. Поведение называется агрессивным при наличии двух обязательных условий: 1) когда имеют место губительные для жертвы последствия; 2) когда нарушены нормы поведения. Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений [2, с. 75]. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу [13, с. 14]. Рассмотрим виды агрессии и агрессивности. Агрессия как психическая реальность имеет конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность [10, с. 159]. Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия) [14, с. 341]. В современной литературе предлагаются самые разнообразные классификации агрессии и агрессивного поведения. Одна из наиболее распространенных классификаций предложена такими авторами, как А. Басс и А. Дарки. Они выделили пять видов агрессии: физическая агрессия, раздражение (вспыльчивость, грубость), вербальная агрессия (угрозы, крики), косвенная агрессия (сплетни, злобные шутки), негативизм (оппозиционная манера поведения) [5, с. 121]. Э. Фромм считает, что существует два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жестокость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности [15, с. 63]. О. Хухлаева, беря за основу стиль поведения в конфликте, выделяет следующие виды агрессивности: а) защитная. Возникает тогда, когда при наличии у ребенка активной позиции закрепляется страх перед окружающим миром; основная функция агрессии в этом случае – защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным; б) деструктивная. Если у ребенка в раннем возрасте отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него появляется деструктивная агрессивность; в) демонстративная. Возникает не как защита от внешнего мира и не причинение вреда кому-либо, а как желание ребенка обратить на себя внимание [16, с. 94]. По направленности выделяют: - гетероагрессию: направленность на окружающих (убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика); - аутоагрессию: направленность на себя (самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания) [8, с. 352]. И.А. Фурманов делит агрессивное поведение детей на две формы: 1) Социализированная. Дети обычно не имеют психических нарушений, у них низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Они обычно используют агрессию для привлечения внимания, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи). Такое поведение направлено на получение эмоционального отклика от других или отражает стремление к контактам со сверстниками. Добившись внимания партнеров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. 2) Несоциализированная. Дети обычно страдают какими-нибудь психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного мозга) с негативными эмоциональными состояниями (тревога, страх, дисфория). Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут возникать спонтанно, а могут быть реакцией на психотравмирующую или стрессовую ситуацию. Личностными чертами таких детей являются высокая тревожность, эмоциональное напряжение, склонность к возбуждению и импульсивному поведению. Внешне это проявляется чаще всего прямой вербальной и физической агрессией. Эти ребята не пытаются искать сотрудничества со сверстниками, часто сами не могут внятно объяснить причины своих поступков. Обычно агрессивными действиями они либо просто разряжают накопившееся эмоциональное напряжение, либо получают удовольствие от причинения неприятностей другим [17, с. 86]. Необходимо отметить, что в жизни чаще всего встречается сочетание некоторых или даже всех видов агрессии. Кроме того, разнообразие проявлений агрессии у детей и взрослых можно группировать на виды как негативные свойства личности, проявляющиеся в отношениях с другими, в расстройствах поведения и эмоций, таких как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другие [16, с. 86]. А.А. Романов выделяет такие типы агрессивности у детей и подростков: а) гиперактивно-агрессивный ребенок. Двигательно-расторможенным детям труднее быть дисциплинированными и послушными; б) агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение; в) агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением. Ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям. Причина этого во взаимоотношениях с этими людьми; г) агрессивно-боязливый ребенок. Враждебность, агрессивность могут быть средством защиты ребенка от мнимой угрозы, нападения; д) агрессивно-бесчувственный ребенок. Способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим у этих детей нарушена [18, с. 16]. Но не все авторы говорят о негативных последствиях агрессивного поведения, например, В. Клайн считает, что в агрессивности есть определенные здоровые черты, которые просто необходимы для активной жизни. Это настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам. Э. Фромм отмечает: «Механизм оборонительной агрессии «вмонтирован» в мозг человека и призван сохранять их жизненно важные интересы от угроз… Необходимо строго различать агрессию биологическую, адаптивную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, от злокачественной агрессии, не связанной с сохранением жизни» [15, с. 162]. Таким образом, агрессивное поведение рассматривается как поведение, имеющее отрицательные правовые, нравственные, эмоциональные аспекты. Агрессивность – это свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному поведению при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации. Существующие на сегодняшний день теории агрессии по-разному объясняют причины и механизмы агрессивного поведения человека. Одни из них связывают агрессию с инстинктивными влечениями ?4, с.21?, в других агрессивное поведение трактуется как реакция на фрустрацию (Дж. Доллард, Л. Берковитц), в-третьих агрессия рассматривается как результат социального научения (А.Бандура). Все они отражают воззрения и эмпирический опыт конкретных исследователей и психологических школ разного времени. Самое раннее и, возможно, наиболее известное теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии - это то, согласно которому данное поведение по своей природе преимущественно инстинктивное ?21, с.21?. Основоположником данного подхода является З. Фрейд. На протяжении уже ста лет его теория влечений выступает предметом ожесточённых споров, однако благодаря этим трудам агрессия и агрессивность были превращены в объект научного анализа. З. Фрейд в своих ранних работах утверждал, что всё человеческое поведение проистекает, прямо или косвенно, из эроса, инстинкта жизни, чья энергия (либидо) направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. В этом общем контексте агрессия рассматривалась просто как реакция на блокирование или разрушение либидозных импульсов. Агрессия как таковая не трактовалась ни как неотъемлемая, ни как постоянная и неизбежная часть жизни ?21, с.65?. В целом взгляды Фрейда на истоки и природу агрессии крайне пессимистичны. По его убеждению, агрессивное поведение - не только врождённое, берущее начало из «встроенного» в человека инстинкта смерти, но также и неизбежное, поскольку, если энергия танатоса не будет обращена во вне, это вскоре приведёт к разрушению самого индивида. Единственный проблеск надежды связан с тем, что внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызвать разрядку разрушительной энергии и таким образом уменьшить вероятность более опасных действий. Совершение экспрессивных действий, не сопровождающихся разрушением, может быть эффективным средством предотвращения опасных поступков ?8, с.76?. Сторонники такого подхода считают, что наиболее цивилизованной формой разрядки агрессии для человека является конкуренция, различного рода состязания, занятия физическими упражнениями и участие в спортивных соревнованиях. Однако значительное число психологов не разделяют такого фатального взгляда Фрейда на человеческое поведение ?8, с.87?. Во-первых, хотя и не отрицается, что человеческая агрессивность имеет свои эволюционные и физиологические корни, но осуждается ограниченность представлений о природе человека как о чём-то неизменном. Во-вторых, расходятся мнения и в отношении того, является агрессия инстинктом или же она лишь поставляет энергию, позволяющую «Я» эффективно осуществлять «принцип реальности», преодолевать препятствия на пути к удовлетворению других влечений. Распространено мнение, что агрессивность – это сила, с которой человек выражает свою любовь и ненависть к окружающим или к самому себе и с которой он пытается удовлетворить свои инстинкты. Агрессия является механизмом, благодаря которому эти инстинктивные тенденции направляются на другие объекты, в первую очередь на людей с целью их покорения и завоевания. Склоняясь к таким трактовкам, даже многие психоаналитики отходят от жёстких фрейдовских схем ?7, с.43?. Новое звучание тема об изначальной предопределённости агрессии получила, благодаря работам одного из основоположников этологии – К. Лоренца ?8, с.78?. Придерживаясь эволюционного подхода в исследовании данной проблемы, Лоренц продемонстрировал неожиданное сходство с позицией Фрейда. Но у него агрессия берёт начало, прежде всего, из врождённого инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у всех живых существ. Лоренц отмечал, что кроме врожденного инстинкта борьбы, все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления, т.е. имеют сдерживающее начало, которое препятствует нападению на представителей своего вида. А люди, в свою очередь, обладают более слабым сдерживающим началом, чем животные. Отсюда, технический прогресс (оружие массового уничтожения) может привести к уничтожению человека как вида ?7, с. 212?. В то время как различные теории агрессии как инстинкта сильно разнятся в деталях, все они сходны по замыслу. В частности, центральное положение в том, что агрессия является следствием по преимуществу инстинктивных, врождённых фактов, логически ведёт к тому, что эти проявления почти невозможно устранить. Ни удовлетворение всех материальных потребностей, не устранение социальной несправедливости, ни другие позитивные изменения в структуре человеческого общества не смогут предотвратить зарождение и проявление агрессивных импульсов. Самое большое, чего можно достичь, – это временно не допускать подобных проявлений или ослабить их интенсивность. Поэтому, согласно данной модели, агрессия в той или иной форме всегда будет сопровождать нас ?4, с.245?. Фрустрационная теория (гомеостатическая модель). Эта теория возникла как противопоставление концепциям влечений: здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс ?8, с.68?. Основоположником этого направления исследования человеческой агрессивности считается Дж. Доллард. Согласно его воззрениям, агрессия – это не автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию: попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия. Данная теория гласит, что агрессия всегда есть следствие фрустрации, а фрустрация всегда влечёт за собой агрессию. Фрустрация возникает, когда появляется помеха осуществлению условной реакции к выполнению желаемого действия, значительности препятствия и количества целенаправленных действий (попыток). Одной из примечательных идей этой теории является эффект катарсиса, заимствованный из психоанализа. Катарсис – это процесс освобождения возбуждения или накопившейся энергии, приводящей к снижению уровня напряжения. Суть этой, уже тривиальной идеи состоит в том, что физическое или эмоциональное выражение враждебных тенденций приводит к временному облегчению, в результате чего достигается психологическое равновесие и ослабляется готовность к агрессии. Теория социального научения (бихевиоральная модель) Эта теория была предложена А. Бандурой и в отличие от прочих, она гласит, что агрессия представляет собой поведение, усвоенное в процессе социализации посредствам наблюдения соответствующего способа действий при социальном подкреплении ?22, с.342?. То есть идёт изучение человеческого поведения, ориентированного на образец, который рассматривается как средство межличностного воздействия. Поэтому существенное внимание уделяется изучению влияния первичных посредников социализации (родителей) на обучение детей агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии, и что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети. Названная теория утверждает, что человек научается и более эффективным агрессивным действиям: чем чаще он их использует, тем совершенней становятся эти действия. Вместе с тем существенное значение имеет успешность агрессивных действий: достижение успеха при проявлении агрессии может заметно повысить силу ее мотивации, а постоянно повторяющийся неуспех - силу тенденции, торможения. В настоящее время теория социального научения является одной из наиболее эффективных теорий в предсказании агрессивного поведения, особенно если есть сведения об агрессоре и ситуации социального развития. Таким образом, из вышеупомянутых теорий, объясняющих природу агрессивности, можно сделать следующие выводы: - проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы; - агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией индивидуума в ходе борьбы за выживание; - агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социально приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, ориентации человека на позитивную модель поведения, изменение условий, способствующих проявлению агрессии. Существующие экспериментальные данные в той или иной мере подтверждают все основные теории агрессии. Мы полагаем, что это не является свидетельством кризиса теорий, а говорит лишь о многоаспектности и многоплановости агрессии. 1.2 Развитие агрессивности в детском возрасте Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения. Однако у определённой категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности ?9, с.76?. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего возраста. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства. Выражается это чаще всего вспышками злости или гнева, сопровождающиеся криком, брыканием, драчливостью. И хотя такие реакции ребенка неприятны и не поощряются, но и не считаются ненормальными. Причиной такого поведения является блокирование желаний или намеренной программы действий в результате применения воспитательных воздействий. Поэтому совершенно ясно, что такое поведение ребенка вызвано состоянием дискомфорта, фрустрации или беспомощности ?23, с.4?. В более позднем возрасте на первый план все активнее выдвигаются конфликты и ссоры с ровесниками, связанные с обладанием вещами, чаще всего игрушками. Доля таких конфликтов у полуторагодовалых детей составляет 78%. В этот же период развития, более чем в пять раз, возрастает число случаев использования детьми физического насилия, вспышки ярости становятся более целенаправленными, и в поведении ребенка отчетливо прослеживается реакция нападения. Вероятно, это связано с преобладающими в данном возрастном периоде механизмами адаптации ребенка, а именно «удержанием и отпусканием» (по Э. Эриксону) ?24, с.79?. Конфликты между «обладать» и «отдавать» могут вести либо к враждебным, либо к доброжелательным ожиданиям и установкам. Поэтому удержание может становиться как деструктивным и грубым захватом или задержанием, таки превращаться в способ заботы: иметь и сохранять. Отпускание также может превращаться в стремление давать волю своим разрушительным страстям или же становиться пассивной готовностью оставлять «все как есть» и полагаться на естественный ход событий ?24, с.123?. Опыт работы с детьми этого возраста показывает, что подавляющее большинство детей 1,5 - 2 летнего возраста добровольно не отдают собственных игрушек или делают это, только уступая авторитету родителей, но всегда с явной неохотой, обидой или плачем. Это наводит на размышление о том, что ребенок включает собственные вещи, в т.ч. и игрушки, во внутренние границы «Я» и рассматривает их, как части самого себя. Недифференцированность и слияние всех частей «Я» приводит к невозможности установления контакта с окружающими в этой сфере отношений ?25, с. 140?. Поэтому естественно, что ребенок будет воспринимать просьбу мамы «Дай поиграть свою машинку этому мальчику!» почти как эквивалентную – «Оторви руку и дай ее поносить другому ребенку!» Понятно, что реакция будет вполне предсказуемой. Более того, наблюдения за конфликтами детей во время игровой деятельности позволяют выдвинуть предположение о том, что каждый ребенок имеет собственный круг игрушек, который он включает во внутренние границы «Я». Конфликты между детьми, связанные с обладанием вещами и игрушками, возникают, когда эти границы пересекаются, т.е. несколько детей «кладут глаз» на одну и ту же игрушку или один из детей пытается расширить свои границы путем экспансии (захвата) чужих игрушек. Подтверждением могут стать результаты длительного наблюдения за тремя мальчиками двух, четырех и семи лет. Было замечено, что наибольшее число конфликтов, связанных с агрессивным поведением, наблюдалось между младшим, старшим и средним ребенком, в то время как между младшим и старшим конфронтация была минимальная. Обратил на себя внимание и тот факт, что конфликты возникали только по поводу обладания определенными игрушками. Удивительно, что были игрушки, вокруг которых совершенно не возникало конфликтов ?14, с.135?. Эту ситуацию можно проиллюстрировать следующим рисунком 1:
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 29 страниц
348 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg