Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

Организационные условия осуществления учебно-тренировочного процесса в спортивных танцах на паркете при работе с детьми 10-11 лет

irina_krut2019 2730 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 91 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.03.2020
В выпускную квалификационную работу входит 57 страниц, 10 таблиц, 5 приложений, 2 рисунка и 52 использованных источника. Ключевые слова: ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ, СПОРТИВНЫЕ БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ, СПОРТМЕНЫ ПРОФЕССИОНАЛЫ, ПСИХОЛОГИЯ, ТЕСТИРОВАНИЕ, СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ, ТРЕНИРОВОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ. В данной работе решаются вопросы подготовки спортсменов 16-18 лет к официальным соревнованиям, занимающихся спортивными бальными танцами, благодаря внедрению правильных организационно-педагогических условий . Объект исследования – учебно-тренировочный процесс танцоров бальников 16-18 лет. Целью выпускной квалификационной работы является определение эффективности разработанных организационно-педагогических условий для повышения уровня спортивной подготовки у спортсменов 16-18 лет, занимающихся спортивными бальными танцами. Методы исследования: – метод изучения и анализа литературных источников; – педагогическое наблюдение; – педагогическое тестирование; – педагогический эксперимент; – методы математической статистики. В результате проведенного исследования по разработке и апробации программы осуществления учебно-тренировочного процесса в спортивных танцах на паркете при работе со спортсменами 16-18 лет было выявлено, что введенные в тренировочную программу организационно-педагогические условия способствуют повышению технического мастерства танцоров и улучшению результатов на соревнованиях. Разработанный годовой учебный план для спортсменов 16-18 лет позволяет правильно организовать тренировочный процесс и существенно повысить уровень подготовленности спортсменов к официальным соревнованиям всех рангов.
Введение

Развитие современного общества с каждым годом обретает все большую скорость. Темпы и степень изменения требований к условиям жизнедеятельности человека ежегодно растут и совершенствуются. Спорт является одним из наиболее ярких примеров того, как современное общество стремительно движется к "идеализации" условий и результатов своей жизнедеятельности. Очень большой динамикой изменений обладает танцевальный спорт. Сравнительно недавно в искусство бального танца пришел спортивный компонент, и это соединение искусства и спорта дало возможность большого прогресса бального танца. На протяжении последних лет занятия спортивными бальными танцами заняли прочное место в сфере досуга и спорта детей, юношества и взрослых. Сочетая искусство и спорт, спортивный бальный танец формирует у занимающихся физические навыки и эстетический вкус, волевые качества личности и коммуникативные умения, красоту и эстетику тела, творческие способности и прочее. Соревновательная направленность спортивного бального танца обострила конкуренцию и вынудила тренеров и спортсменов к поиску и разработке наиболее эффективных форм и методов организации тренировочного процесса, а также организации условий для эффективных тренировок. Стремясь к высоким результатам воспитанников, тренеры не только набирают спортсменов самого раннего возраста, но и совершенствуют организацию учебно-тренировочного процесса. Многочисленные спортивные наработки и методики лучших спортивных школ России стали активно внедряться в танцевальные коллективы, вызвав колоссальный прогресс в танцевальном спорте и позволив спортсменам максимально близко приблизиться к эталону исполнения бальных танцев. Новизна задач, поставленных перед тренерами танцевального спорта, несет в себе необходимость корректировки системы преподавания бального танца и приближения ее к изменившимся требованиям. Освоение и методика организационно-педагогических условий в воспитании спортсменов. Первые программы тренировки спортсменов, разработанные тренерами в годы перехода от бального танца к спортивному бальному танцу, а также собственный опыт занятий спортивными бальными танцами имели много положительных моментов в вопросах повышения физических качеств спортсменов (таких как скорость, гибкость, ловкость и выносливость). Однако, несмотря на то, что в настоящее время известны различные организационно-педагогические условия учебно-тренировочного процесса в других видах спорта (таких как фигурное катание, акробатика и художественная гимнастика), в доступной литературе не обнаружено данных экспериментальных исследований, которые бы обосновали параметры организационных условий тренировочного процесса спортсменов, занимающихся спортивными бальными танцами, а также эффективность, значимость и роль организационных условий в учебно-тренировочном процессе и соревновательной успешности. В процессе увеличения значимости соревнований ухудшается психологическое состояние спортсмена во время турнира и появление конфликтных моментов между тренером и спортсменов в ходе тренировочного процесса. Таким образом, проблема нашего исследования состоит в разработке организационно-педагогических условий и апробации этих условий в учебно-тренировочном процессе спортсменов 16-18 лет в коллективе спортивного бального танца и обусловливается потребностью теории и методики спортивных бальных танцев в научно-обоснованных рекомендациях по организации учебно-тренировочного процесса спортсменов-танцоров данной возрастной группы. Это свидетельствует о необходимости проведения экспериментальных исследований, определяющих содержание и направленность организационно-педагогических условий в учебно-тренировочном процессе спортсменов 16-18 лет и выявление их эффективности. Актуальность исследования эффективности осуществления учебно-тренировочной деятельности в танцевальном спорте подросткового возраста обусловлена возможностью участия в самых престижных соревнованиях России, Европы и Мира, которое дает спортсменам возможность проявить себя, добиться ощутимых результатов и утолить свои амбиции. Исходя из актуальности и практической востребованности, а также из недостаточной разработанности проблемы организационно-педагогических условий обучения спортсменов-танцоров 16-18 лет тема нашего исследования – «Организационно-педагогические условий тренировочного процесса в спортивных танцах на паркете при работе с детьми 16-18 лет». Цель исследования: разработка методики организационно-педагогических условий спортивной подготовки профессиональных спортсменов (спортивные танцы на паркете) 16-18 лет в годичном цикле. Объект исследования: организационно-педагогический процесс подготовки профессиональных спортсменов в коллективе спортивного бального танца. Предмет исследования: организационные условия осуществления учебно-тренировочного процесса для спортсменов 16-18 лет. Гипотеза исследования. Выбранные организационно-педагогические условия осуществления учебно-тренировочного процесса в спортивных танцах на паркете спортсменов 16-18 лет будут более эффективны, если: ? учтены возрастные особенности детей 16-18 лет; ? индивидуальная и групповая формы занятий рационально сочетаются друг с другом и реализуют единые цели и задачи; ? спортивное воспитание спортсменов сочетается с педагогическим ростом тренера; ? для проведения занятий используется соответствующие методические приёмы. В соответствии с целью и гипотезой были поставлены и решались следующие задачи: ? изучить и проанализировать литературу по проблеме организационно-педагогические условия учебно-тренировочного процесса обучения в целом и обучения спортивным бальным танцам в частности; ? на основе Федерального стандарта по виду спорта «Танцевальный спорт» и на основе имеющихся программ, рекомендаций, учебных пособий разработать программу подготовки спортсменов 16-18 лет на один учебный год; ? разработать организационно-педагогические условия учебно-тренировочного процесса по подготовки спортсмена к Чемпионату и Первенству Уральского Федерального Округа; ? выявить эффективность разработанной программы. Методы исследования: теоретические: изучение и анализ литературных источников, электронных ресурсов по проблеме исследования; эмпирические: педагогический эксперимент, метод экспертной оценки через анкетирование и тестирование. Практическая значимость состоит в следующем: показать результативность развития спортсменов 16-18 лет (результат подготовки спортсмена к Первенству УФО) при использовании разработанных организационно-педагогических условий и осуществления учебно-тренировочной деятельности, что может служить ориентировочной основой для тренеров в организации и планирования тренировок; разработаны методические подходы к реализации учебно-тренировочного процесса в обычном коллективе спортивного бального танца, каковых большинство в Российской Федерации.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ТАНЦЕВАЛЬНОМ СПОРТЕ ДЛЯ СПОРТСМЕНОВ В ВОЗРАСТЕ 16-18 ЛЕТ 6 1.1 Спортивные бальные танцы как средство реализации подростков возраста 16-18 лет 6 1.2 Анализ содержания понятия «организационно-педагогические условия» 12 1.3 Психологические особенности подростков 16-18 лет 21 1.4 Взаимоотношение тренера и подростка 28 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В СПОРТИВНЫХ ТАНЦАХ НА ПАРКЕТЕ ПРИ РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ 16-18 ЛЕТ 32 2.1 Характеристика экспериментальных групп и методика оценки результатов педагогического эксперимента 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57 ПРИЛОЖЕНИЕ А 58 ПРИЛОЖЕНИЕ Б 59 ПРИЛОЖЕНИЕ В 60
Список литературы

1. Нормативно-правовые источники 1. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 50. – Ст. 6242. 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 53 (ч. 1). – Ст. 7598. 3. Приказ Минспорта РФ №1077 от 26.12.2014 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта танцевальный спорт» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2015 № 35811) // Информационно-правовой портал «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://xn--15-6kc3bfqbfkho6e.xn--p1ai/doc/obr_standart/tanz.pdf (дата обращения: 10.06.2018). 4. Приказ Минспорта России № 636 от 16.08.2013 «Об утверждении порядка осуществления контроля за соблюдением организациями, осуществляющими спортивную подготовку, федеральных стандартов спортивной подготовки // Информационно-правовой портал «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://xn--15-6kc3bfqbfkho6e.xn--p1ai/doc/obr_standart/tanz.pdf (дата обращения: 10.06.2018). 5. Приказ Минздравсоцразвития России от 09.08.2010 № 613н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведениии физкультурных и спортивных мероприятий (зарегистрирован Минюстом России 14.09.2010, регистрационный № 18428) // Информационно-правовой портал «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://xn--15-6kc3bfqbfkho6e.xn--p1ai/doc/obr_standart/tanz.pdf (дата обращения: 10.06.2018). 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» // Информационно-правовой портал «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://xn--15-6kc3bfqbfkho6e.xn--p1ai/doc/obr_standart/tanz.pdf (дата обращения: 10.06.2018). 7. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта» утверждённые приказом Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 № 916н (зарегистрирован Минюстом России 14.10.2011, регистрационный № 22054) // Информационно-правовой портал «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://xn--15-6kc3bfqbfkho6e.xn--p1ai/doc/obr_standart/tanz.pdf (дата обращения: 10.06.2018). 8. Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации, направленные письмом Министерства спорта Российской Федерации от 12.05.2014 № ВМ-04- 10/2554 // Информационно-правовой портал «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://xn--15-6kc3bfqbfkho6e.xn--p1ai/doc/obr_standart/tanz.pdf (дата обращения: 10.06.2018). 2. Литература 9. Александрова В.А. Оценка координационных способностей высококвалифицированных способностей спортсменов в бальных танцах / В.А. Александрова, В. В. Шиян // Теория и практика физ. Культуры. – 2012. – № 6. – С. 56-58. 10. Бакина С. Хореографическое искусство С. Бакина. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 168 с. 11. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка). – М.: ИЦ «Академия», 2002. – С. 393-398. 12. Борисов-Дрондин А.Н. Танец классический: терминология и пластическая структура элементов экзерсиса / А.Н. Борисов-Дрондин //Учебно-методическое пособие. – Самара, 2003. – 165 с 13. Гаврилова М.П. Совершенствование системы подготовки танцоров / М.П. Гаврилова. – М.: РГУФКСМиТ, 2015. – 123 с 14. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов ВУЗов физической культуры / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартынов – М.: Академия, 2013. – 285 с. 15. Головко А.В. Развитие физических способностей на занятиях бальными танцами / А.В. Головко // Среднее профессиональное образование. – 2013. – №4. – С.24-25. 16. Калинкина Е. В. Бальные танцы и их взаимосвязь с другими видами спорта / Е.В. Калинкина, В.А. Осанов // Молодой ученый. – 2016. – №8. – С. 1204-1206. 17. Костровицкая В. Уроки классического танца / В. Костровицкая. – М.: Искусство, 2015. – 262 c. 18. Максин А.В. Изучение бальных танцев / А.В. Максин. – СПб.: Лань, Планета музыки, 2014. – 46 с. 19. Мерзликин А.А. Методика организации коллектива бального танца в условиях сельской школы / А.А. Мерзликин. – Барнаул, 2016. – 84 с. 20. Нурумов Б. Особенности развития детей в танце / Б. Нурумов. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 128 с. 21. Рассел Джесси Бальные танцы / Джесси Рассел. – М.: VSD, 2012. – 930 c. 22. Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте: материалы ХIII Всероссийской научно-практической конференции. – М.: РГУФКСМиТ, 2013. – 107 с. 23. Стуколкин Л.П. Преподаватель и распорядитель бальных танцев / Л.П. Стуколкин – СПб.: Планета музыки, Лань, 2015. – 384 с. 24. Сушилина А.М. Управление занятиями детей в ходе обучения бальным танцам / А.М. Сушилина // Среднее профессиональное образование. – 2013. – №7. – С.20-23. 25. Тихонова П.В. Бальные танцы / П.В. Тихонова – СПб.: Планета музыки, 2015. – 152 с. 26. Торшина С.В. Бальные танцы: методика организации и проведения занятий / С.В. Торшина. – СПб.: Питер, 2015. – 172 с. 27. Шанкина С. Спортивные бальные танцы / С. Шанкина, М. Чванова. – М.: Лань, 2013. – 352 с. 28. Шипилина И.А.: Хореография в спорте / И.А. Шипилина. – Ростов на/Д: Феникс, 2014. – 142 с. 29. Шульгина А.Н. Бальные танцы с конца XIX века до наших дней / А.Н. Шульгина. – М.: ГИТИС, 2012. – 304 c. 30. Эндрюс Тед Магия танца / Тед Эндрюс. – М.: Высшая школа, 2015. – 256 c. 31. Юсупова И.А. Хореографическое искусство / И.А. Юсупова. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. – 133 с. 32. Яковлева А.М. Особенности развития детей в бальных танцах / А.М. Яковлева. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. – 129 с. 33. Ястребова И.А. Бальные танцы в наши дни / И.А. Ястребова. – СПб.: Лань, 2018. –152 с. 3. Электронные ресурсы 34. Конспект урока по спортивным бальным танцам с использованием ЭОР [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/prochee/uroki/konspiekt-uroka-po-sportivnym-bal-nym-tantsam-s-ispol-zovaniiem-eor (дата обращения: 04.06.2018). 35. О роли внешнего вида танцоров в бальных танцах [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://dancepride.ru/blog/2017-08-04/o-roli-vneshnego-vida-tantcora-v-balnykh-tantcakh (дата обращения: 10.06.2018). 36. Правила спортивного костюма Федерации танцевального спорта России (ФТСР) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ladushky.com/images/Entry/Regulations_Sport_Danse_Dres.pdf (дата обращения: 10.06.2018). 37. Спортивные бальные танцы [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://zab-active.ru (дата обращения: 16.06.2018). 38. Сценарий открытого итогового занятия по спортивным бальным танцам: «Путешествие в волшебный мир бального танца» ?Электронный ресурс? // https://www.o-detstve.ru/articles/pedalbom2015/17576 (дата обращения: 06.06.2018). 39. Требования к костюму танцоров [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.dancedance.ru (дата обращения: 10.06.2018). 40. Требования к помещению под танцевальный зал [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.hendrixstudio.ru/blog/pomeshhenie-pod-tancevalnyj-zal (дата обращения: 10.06.2018).\
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ТАНЦЕВАЛЬНОМ СПОРТЕ ДЛЯ СПОРТСМЕНОВ В ВОЗРАСТЕ 16-18 ЛЕТ 1.1 Спортивные бальные танцы как средство реализации подростков возраста 16-18 лет Занятие спортивными бальными танцами, является не только интересным и увлекательным времяпровождением, но и отличной эмоциональной разрядкой. Танцы прекрасно помогают в снятии стресса и перенапряжения, накопившихся в течение целого дня. Занятия танцами оказывают полезное воздействие на сосуды, суставы и мышцы, а также формируют правильно осанку, красивую походку и развивают координацию движений. Обучение детей языку танца - это, прежде всего, обучение языку человеческих чувств; танцевальное движение скорее не обозначает, а выражает реальность человеческой жизни. Изобразительно - выразительные средства танца, используемые на занятиях, характеризуются обобщенностью и условностью, раскрываясь в единстве с музыкой и драматургией. Танец даёт возможность физического развития, что становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подростка. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Подростковый возраст - самый благоприятный для творческого развития, им легче дается разучивание разнообразных танцевальных движений. Дети занимаются с увлечением и настойчивостью. С детьми старшего школьного возраста занятия по спортивным бальным танцам проводятся достаточно углубленно. К ним можно предъявить большую требовательность к точности выполнения движений и достигать сознательного отношения детей ко всему проходимому учебному материалу. Внимание у детей этого возраста достаточно устойчиво, восприимчивость более организованна, чем у младших школьников, они способны к более настойчивой работе над каждым заданием. Таким образом, актуальность нашего исследования заключается в разрешении противоречия между необходимостью создания условий для укрепления и сохранения здоровья школьников среднего возраста, повышения их уровня физического развития на занятиях спортивными танцами и недостаточным методическим обеспечением осуществлением этого процесса на практике. Стремление найти пути разрешения этого противоречия и обусловило проблему нашего исследования: каковы условия, влияющие на физическое развитие подростков занимающихся спортивными бальными танцами. Современный спортивный танец - это вид спорта и искусство, главной особенностью которого является красота, зрелищность и эстетическая привлекательность. Помимо развития чувства прекрасного, спортивные танцы формируют великолепную осанку и прекрасную фигуру. На занятиях спортивными бальными танцами происходит осмысление и понимание ребенком окружающего мира, собственного места в этом мире, формируется отношение к миру, определяется деятельность в нем. Через танец у детей появляется стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Формируется выдержка, упорство, дисциплина. Подростковый возраст резко отличаются по морфофункциональным психофизиологическим характеристикам. Эти этапы школьного обучения охватывают частично второе детство, подростковый возраст и частично юношеский возраст. На средний и старший школьный возраст приходятся сенситивные периоды развития силы, быстроты, ловкости и выносливости. Объемы легких зависят от стадий полового созревания, которые проходят у девушек раньше, чем у мальчиков. Общая емкость легких и жизненная емкость легких у 13-летних девочек составляет около 93% от величин этих объемов у 18-летних девушек, а у 12-13-летних мальчиков – лишь 73% к этим объемам у 18-летних юношей. К 16-17 годам развитие дыхательных функций в основном завершается. Для растущего организма огромное значение имеет качественное и разнообразное питание, важен рациональный режим поступления пищи. Для среднего школьного возраста оптимальное количество приема пищи – 3-4 раза в сутки. Соблюдение четкой периодичности режима питания способствует выработке условных пищевых рефлексов и развитию аппетита, необходимых для улучшения процессов переваривания пищи и ее усвоения организмом. Средства и методы обучения спортивным танцам детей старшего школьного возраста Главными характеристиками танца являются: ? ритм - относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений; ? рисунок - сочетание движений в композиции; динамика — варьирование размаха и напряженности движений; ? техника - степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций. Во многих танцах большое значение имеет также жестикуляция, особенно движения рук; ? физическая подготовка - это процесс в ходе которого достигается тот или другой уровень физической подготовленности; ? физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма человека под влиянием условий жизни и воспитания. Средства спортивной тренировки могут быть подразделены на три группы упражнений: избранные соревновательные, специально-подготовительные, обще подготовительные. Избранные соревновательные упражнения - это целостные двигательные действия (либо совокупность двигательных действий. Специально-подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий. Смысл любого специально-подготовительного упражнения состоит в том, чтобы ускорить и улучшить процесс подготовки в соревновательном упражнении. Обучение - это педагогический процесс, направленный на обучаемых лиц, с целью обогащения их знаниями, умениями, навыками и опытом: эмоциональным, волевым, коммуникативным, нравственным, эстетическим, двигательным, спортивным, трудовым и другим. Цель обучения танцевальным движениям, как любого педагогического процесса, состоит в организации планомерной деятельности занимающихся под руководством тренера для формирования у них двигательных навыков, умений и приобретения ими специальных знаний. В процессе обучения танцевальным движениям решаются следующие основные задачи: ? формирование двигательных навыков, имеющих значение для общей двигательной и спортивной подготовки занимающихся; ? воспитание физических качеств: сила, быстрота, гибкость, координационные способности, выносливость; ? формирование профессионально-педагогических навыков. Обучение конкретному танцевальному движению можно условно разделить на три тесно связанных между собой этапа. Первый этап - ознакомление с изучаемым движением, создание о нем предварительного представления. Второй этап - углубленное разучивание движения. Третий этап - закрепление и совершенствование техники исполнения движения. Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма человека под влиянием условий жизни и воспитания. Средствами современных спортивных танцев являются специально разработанные двигательные действия, выполняемы в соответствии с особенностями музыки, каковыми являются: танцевальные шаги и комбинации, музыкальные игры, упражнения из хореографии и сама музыка. Применяемые в педагогической практике методы выделяются на основе источников передачи и приобретения знаний и умений и включают: словесный, наглядный, методы строго регламентированного упражнения (целостно-конструктивные упражнения и расчленено-конструктивные упражнения). Эти методы широко применяются и в обучении современным спортивным танцам. Каждый метод реализуется совместно с другими методами и с их помощью. Метод упражнения применяется в виде целостного и расчлененного выполнения упражнения. С помощью расчлененного метода изучаются технически сложные танцевальные движения. Они предварительно делятся на относительно самостоятельные составные части, и каждая из них изучается отдельно. Целостный метод предполагает обучение простым, несложным танцевальным движениям. Индивидуальность наиболее интенсивно начинает развиваться в подростковом возрасте, когда происходит дальнейшее развитие самосознания, специфической чертой которого являются размышления индивида о самом себе, о своих качествах и свойствах. У подростка, в отличие от младшего школьника, возникает интерес к собственной личности, к своему внутреннему миру, обнаруживается стремление к утверждению собственного Я и самовыражению (Э.А. Голубева, Е.П. Ильин, B.C. Мерлин, И.И. Резвицкий, В.М. Русалов). Часто подростки пытаются самовыражаться в художественном творчестве при освоении разных видов художественной деятельности. Педагоги-практики замечали, что учащиеся стремятся не только овладеть техникой какой-либо творческой деятельности, но и художественными стилями, способами собственного отображения мира в искусстве. У подростка проявляется феномен авторства, что дает право говорить о развитии у него творческой индивидуальности, которая понимается многими авторами как интегративное качество творческой личности (З.Н. Новлянская, A.A. Мелик-Пашаев, Т.Г. Пузыни, В.И. Слободчиков и др.). Одним из древнейших видов искусства, обращение к которому поможет решить поставленные задачи развития личности, индивидуальности, раскрытия творческих способностей, является танец. В настоящее время наблюдается подъем интереса к танцевальному искусству: появляются новые танцевальные направления, наблюдается интеграция танца с практической психологией и психотерапией (танцевальная терапия), с кино (видеоданс). Следует отметить, что введение танца в учебный план общеобразовательной школы не предполагается, однако возможна организация занятий танцем в рамках дополнительного образования на базе школы в свободное от основного учебного процесса время, поскольку внеучебная деятельность учащихся организуется на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, позволяющей в полной мере реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. В психолого-педагогической литературе проблема развития творческой индивидуальности в рамках дополнительного образования рассматривалась многими авторами (Т.В. Архангельская, Р.У. Богданова, A.B. Гришина, Н.Д. Куланина, JI.M. Митрофанова, И.И. Моногарова, H.A. Нефедова, Е.А. Семенова и др.). При этом в качестве возможных средств развития творческой индивидуальности школьников предлагаются: арт-терапия, овладение искусством клоунады, иностранным языком, декоративно-прикладная и музыкально-творческая деятельность. Учитывая стремление подростков к самопознанию, самоидентификации, самовыражению, в качестве средства развития творческой индивидуальности мы выбрали современный танец, главной функцией которого является экспрессивная функция или функция самовыражения (М. Вигман). Исследования в данной области сосредоточены на изучении движения в современном танце как средстве выражения внутреннего состояния танцовщика и хореографа и создания индивидуальной хореографической лексики (И.А. Борзен-ко, Т.Ю. Кулешова, В.Ю. Никитин, T.B. Шульман, М.Н. Юрьева и др.). Предлагаемые методы, приемы, формы работы рассчитаны, как правило, на подготовку профессиональных танцовщиков, учащихся специализированных школ искусств. Изучение современного танца в таких образовательных программах является одним из разделов наряду с историко-бытовым, народным и классическим танцем. По мнению ряда ученых и педагогов-практиков занятие танцем, в частности современным, стимулирует развитие мотивации к творческой деятельности, которая является ядром индивидуальности (О.С. Гребенюк, C.JI. Рубинштейн, П.В. Симонов), воли, способностей, интеллекта (Т.В. Барышникова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная, Т.В. Пуртова, С.Д. Руднева, Э.М. Фиш, E.H. Фокина). Исследователями отмечается, что особенностью современного спортивного бального танца является так называемая «исследовательская направленность», под которой подразумевается целенаправленное изучение каждым танцующим возможностей и особенностей собственного тела, эмоциональной сферы, в процессе импровизации поиск выразительных средств, наиболее адекватных данному человеку (Т.Ю. Кулешова, В.Ю. Никитин, O.A. Сорокина, JI.B. Шульман, Г.С. Фешкова и др.). Вышеупомянутое позволяет говорить о том, что спортивный бальный танец как средство развития творческой индивидуальности подростков имеет большой педагогический потенциал, но в общем образовании это последовательно не учитывается. Таким образом, можно утверждать, что в педагогической науке и педагогической практике существуют противоречия: ? между требованием современной педагогической науки к развитию индивидуальности каждого обучающегося и недостаточной реализацией этих требований в системе дополнительного образования подростков; ? между потребностью в развитии творческой индивидуальности каждого подростка средствами искусства и малой востребованностью такого вида искусства как танец; ? между возможностью применения спортивного бального танца для развития творческой индивидуальности подростков и недостаточной разработанностью методики обучения современному танцу в системе дополнительного образования подростков. 1.2 Анализ содержания понятия «организационно-педагогические условия» Анализ научно-педагогической источников показывает, что единой конвенционально принятой дефиниции понятия «организационно-педагогические условия» не существует, несмотря на то, что это понятие часто используется в педагогической литературе и диссертационных исследованиях. Очевидно, что термин «организационно-педагогические условия» состоит из двух смысловых частей: «организационные условия» и «педагогические условия». Раскроем их содержание подробнее. Согласно философскому энциклопедическому словарю, под «условием» понимают то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления. Совокупность конкретных условий данного явления образует среду его протекания, от которой зависит действие законов природы и общества. Под условием будем понимать существенный компонент комплекса объектов, явлений или процессов, от которых зависят другие, обусловливаемые феномены (объекты, явления или процессы), и влияющий на формирование среды, в которой протекает феномен. Исследуем понятие «организационные условия». Из этого понятия важным на данном этапе представляется выделить и охарактеризовать понятие «организация». Согласно философскому энциклопедическому словарю, под «организацией» понимается (франц. – organisation, от позднелат. – organize: сообщаю стройный вид, устраиваю): 1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением; 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; 3) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. Различают два аспекта организации: упорядоченность и направленность. Упорядоченность определяется количественно как величина, обратная энтропии системы. Направленность организации характеризует соответствие (или несоответствие) системы условиям окружающей среды, целесообразность данного типа организации с целью поддержания нормального функционирования системы и т.п. Исходя из раскрытых выше определений понятий «условие» и «организация» сформулируем понятие «организационные условия». Под организационными условиями будем понимать существенный компонент комплекса объектов, явлений или процессов, от которых зависят другие, обусловливаемые феномены (объекты, явления или процессы), и влияющий на направленное и упорядоченное формирование среды, в которой протекает феномен. Можно выделить три основных подхода при анализе понятия «педагогические условия». Первый подход отражает точку зрения, согласно которой педагогические условия - это совокупность каких-либо мер педагогического воздействия и возможностей материально-пространственной среды. Находясь в контексте первого подхода, авторы под педагогическими условиями понимают: ? В.И. Андреев – «комплекс мер, содержание, методы, приемы и организационные формы обучения и воспитания»; ? В.А. Беликов – «совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в педагогике задач»; ? А.Я. Найн – «совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач». Второй подход связывает педагогические условия с проектированием и конструированием педагогической системы, в которой условия выступают компонентом. Так Н.В. Ипполитова в своем исследовании утверждает, что педагогические условия - это компонент педагогической системы, отражающий совокупность внутренних (обеспечивающих развитие личностного аспекта субъектов образовательного процесса) и внешних (содействующих реализации процессуального аспекта системы) элементов, обеспечивающих её эффективное функционирование и дальнейшее развитие. Близкую по смыслу позицию занимает М.В. Зверева. Согласно ее точке зрения, педагогические условия есть содержательная характеристика одного из компонентов педагогической системы, в качестве которого выступают содержание, организационные формы, средства обучения и характер взаимоотношений между учителем и учениками. Согласно третьему подходу педагогические условия – это планомерная работа по уточнению закономерностей как устойчивых связей образовательного процесса, обеспечивающая возможность проверяемости результатов научно-педагогического исследования. Проведя анализ позиций различных исследователей относительно определения понятия «педагогические условия», Н.В. Ипполитова и Н.К. Стерхова выделяют ряд важных положений: 1) условия выступают как составной элемент педагогической системы; 2) педагогические условия отражают совокупность возможностей образовательной (целенаправленно конструируемые меры воздействия и взаимодействия субъектов образования: содержание, методы, приемы и формы обучения и воспитания, программно-методическое оснащение образовательного процесса) и материально-пространственной (учебное и техническое оборудование, природно-пространственное окружение образовательного учреждения и т.д.) среды, влияющих положительно или отрицательно на ее функционирование; 3) в структуре педагогических условий присутствуют как внутренние (обеспечивающие воздействие на развитие личностной сферы субъектов образовательного процесса), так и внешние (содействующие формированию процессуальной составляющей системы) элементы; 4) реализация правильно выбранных педагогических условий обеспечивает развитие и эффективность функционирования педагогической системы. Таким образом, мы под педагогическими условиями понимаем характеристику педагогической системы, отражающую совокупность потенциальных возможностей образовательной среды, реализация которых обеспечит эффективное функционирование и развитие педагогической системы. Охарактеризуем соотношение организационных и педагогических условий. Выделим два основных подхода. Согласно первому подходу организационно-педагогические условия выступают как разновидность педагогических условий, т.е. организационные условия включены в содержание понятия «педагогические условия». Исследователи, придерживающиеся первого подхода рассматривают организационно-педагогические условия в двух основных контекстах. Вопервых, как совокупность каких-либо возможностей, обеспечивающая успешное решение образовательных задач. Так, организационно-педагогические условия, с точки зрения Е.И. Козыревой, представляют собой совокупность объективных возможностей, обеспечивающих успешное решение поставленных задач; В.А. Беликов характеризует их как совокупность возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса, направленных на достижение целей педагогической деятельности. Во-вторых, организационно-педагогические условия не только представляются как совокупность каких-либо возможностей, способствующих эффективности организации образовательной среды, но и обладают направленностью. По мнению С.Н. Павлова, организационно-педагогические условия – это совокупность объективных возможностей обучения и воспитания, организационных форм и материальных возможностей, а также обстоятельств взаимодействия субъектов педагогического процесса. Эти условия являются результатом целенаправленного, планируемого отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов) для достижения цели педагогической деятельности. А.В. Сверчков отмечает, что организационно-педагогические условия выступают принципиальным основанием для связывания процессов деятельности по управлению процессом формирования профессионально-педагогической культуры личности. Н.В. Ипполитова и Н.К. Стерхова выделяют следующий ряд признаков, характеризующих понятие «организационно-педагогические условия»: 1) данный вид условий рассматривается учеными как совокупность целенаправленно сконструированных возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса (мер воздействия), способствующих успешному решению задач педагогического процесса; 2) совокупность мер воздействия, отражающих рассматриваемые условия, лежит в основе управления педагогической системой (образовательным процессом или его составляющими) в той или иной ситуации; 3) указанные меры характеризуются взаимосвязанностью и взаимообусловленностью, обеспечивая в своем единстве эффективность решения поставленных образовательных задач; 4) основной функцией организационно-педагогических условий является организация таких мер воздействия, которые обеспечивают целенаправленное, планируемое управление развитием целостного педагогического процесса, то есть управление процессуальным аспектом педагогической системы; 5) совокупность организационно-педагогических условий подбирается с учетом структуры реализуемого процесса. Таким образом, в контексте настоящего исследования мы под организационно-педагогическими условиями понимаем характеристику педагогической системы, отражающую совокупность потенциальных возможностей пространственно-образовательной среды, реализация которых обеспечит упорядоченное и направленное эффективное функционирование, а также развитие педагогической системы. Спорт в настоящее время представляет собой сложное многофункциональное и многообразное явление социальной жизни общества, занимающее важное место в его физической и духовной культуре. Успех многолетней спортивной карьеры занимающихся, их достижения в соревновательной деятельности, без которой спорт существовать не может, по словам Фетисова В.Д., в значительной степени зависят от того, насколько правильно их наставники оценивают общее состояние спорта, тенденции его дальнейшего развития, используют рациональную систему отбора спортсменов, учитывают закономерности построения тренировочной и соревновательной деятельности, могут использовать дополнительные факторы, способствующие развитию спортивных результатов. Основными наиболее важными компонентами системы тренировочно-соревновательной подготовки являются: 1) система отбора и спортивной ориентации; 2) система соревнований; 3) система спортивной тренировки; 4) система факторов, повышающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности: ? подготовка кадров; ? научно-методическое и информационное обеспечение; ? медико-биологическое обеспечение; ? материально-техническое обеспечение; ? финансирование; ? организационно-управленческие факторы; ? факторы внешней среды. Каждый компонент системы спортивной подготовки имеет свое функциональное назначение и одновременно подчинен общим закономерностям устройства, функционирования и развития ее. Давайте рассмотрим основные компоненты с точки зрения организационно-педагогических условий. Один из ведущих специалистов в теории спортивной подготовки В.Н. Платонов отмечает, что современная система подготовки спортсмена является сложным, многофакторным явлением, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-технические условия и т.п., обеспечивающие достижение спортсменом наивысших спортивных показателей, а также организационно-педагогический процесс подготовки спортсмена к соревнованиям. Основными сторонами подготовки спортсмена являются физическая, техническая, тактическая, психическая и интегративная подготовки. Физическая подготовка направлена на укрепление здоровья, достижения высокого уровня физического развития, воспитанию необходимых спортсмену физических качеств. Ее принято подразделять на общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП). Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена системе движений, соответствующей особенностям избранного вида спорта. В структуре технической подготовленности спортсмена очень важно выделять базовые и дополнительные движения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Педагогика, 87 страниц
2610 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg