Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Оценка эффективности мер противодействия коррупции в органах местного самоуправления (на примере Администрации Павлодаровское сельское поселение)

irina_krut2019 3300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 110 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.03.2020
Тема: «Оценка эффективности мер противодействия коррупции в органах местного самоуправления (на примере Администрации Павлодаровского сельского поселения)». Объём выпускной квалификационной работы 120 страниц, на которых размещены 3 рисунка и 10 таблиц. При написании выпускной квалификацион-ной работы использовалось 69 источников литературы. Ключевые слова: антикоррупционная экспертиза, антикоррупционные меры, антикоррупционная политика, коррупция, органы местного самоуправ-ления, противодействие коррупции. Объектом исследования является Администрация Павлодаровского сельского поселения. В выпускную квалификационную работу входит введение, три главы, выводы по написанным главам, итоговое заключение. Во введении раскрывается актуальность исследования по выбранному направлению, ставится цель и задачи исследования, определяются объект, предмет исследования, указывается методологическая база исследования, сте-пень разработанности проблемы в литературе. В первой главе рассматриваются теоретические и правовые основы оценки эффективности мер противодействия коррупции. Во второй главе проводится анализ эффективности мер профилактики и борьбы с коррупцией в органах местного самоуправления (на примере Администрации Павлодаровского сельского поселения). Третья глава посвящена проблемам и перспективам развития антикоррупционных мер на муниципальном уровне. Заключение посвящено основным выводам по выпускной квалификаци-онной работе.
Введение

Актуальность темы исследования. В настоящее время отечественные ученые вынуждены констатировать, что коррупция в России трансформировалась из отдельной проблемы криминального характера в проблему общегосударственного масштаба, разрушающую государственность и подрывающую авторитет власти, ставя под угрозу дальнейшее развитие и даже существование нашего государства. За последние десятилетия новейшей истории коррупция претерпела качественное изменение, превратившись из разряда отдельных самодеятельных преступлений, совершаемых некоторыми нечестными на руку чиновниками, в массовое социальное явление, которое стало привычной составляющей социально-экономической жизни современной России. Более того, коррупция фактически превратилась в системный, высокодоходный бизнес для большинства чиновников различного уровня. В настоящее время коррупция институциализировалась, упорядочившись и приобретя устойчивые организационные формы, сложную разветвленную структуру, в нее вовлечены взаимосвязанные множественные группы людей, занимающих должности, как во властных структурах различного уровня, так и в многочисленных бизнес-структурах. Одновременно коррупционная деятельность стала уже «стилем ведения бизнеса» нашего века, привычным для государственных и муниципальных служащих, предпринимателей, топ-менеджеров в различных отраслях бизнеса, а также простых обывателей, пытающихся извлечь из коррупции свою выгоду. В связи с чем, развитие теоретических первооснов и общих для всех практических рекомендаций по совершенствованию правового инструментария повышения эффективности противодействия коррупции в современных условиях на муниципальном уровне через его оценку являются значимыми задачами науки и практики государственных мер противодействия коррупции. Степень научной разработанности проблемы. За теоретико-методологическую основу исследования взяты научные труды зарубежных и российских ученых по вопросам реформирования и развития мер по противо-действию коррупции в границах муниципального образования. Концептуаль-ные основы исследуемой области муниципального управления были заложены в Конвенции ООН против коррупции, Национальном плане противодействия коррупции, Федеральном законе «О противодействии коррупции», Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральном законе «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Теоретические и практические аспекты противодействия коррупции с разной степенью полноты рассматривались в трудах Л.А. Андреевой, А.Ю. Кирьянова, В.Д. Андрианова, Г.А. Сатарова, М.В. Жернового, Т.Я. Хабриевой и других экономистов. Оценка эффективности государственных мер противодействия коррупции относится к достаточно важным проблемам для отечественной науки и практики, требующим решения и неустанного развития. В текущий момент в данной области имеют известность труды А.М. Цирина, Е.В. Черепановой, О.А. Тулиновой, Е.В. Ромашиной, С. Роуз-Аккермана и других ученых, мнения которых систематизированы и изучены для последующего методического решения вопроса о коррупции. Исходя из вышесказанного тема исследования является актуальной, зна-чимой для практики и недостаточно изученной. Цель выпускной квалификационной работы – предложить рекомендации по совершенствованию правового инструментария повышения эффективности противодействия коррупции в современных условиях на муниципальном уровне в Администрации Павлодаровского сельского поселения. Достижение поставленной цели определено следующими задачами вы-пускной квалификационной работы: 1) раскрыть понятие коррупции и проводимую антикоррупционную по-литику РФ; 2) рассмотреть правовые основы повышения эффективности противодействия коррупции; 3) дать общую характеристику муниципального учреждения «Админи-страция Павлодаровского сельского поселения»; 4) рассмотреть осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального образования Павлодаровское сельское поселение; 5) выявить проблемы несовершенства антикоррупционной политики и определить перспективы развития антикоррупционных мер, осуществляемых в Российской Федерации на муниципальном уровне. Предметом выпускной квалификационной работы являются экономиче-ские отношения, возникающие при формировании антикоррупционных мер в границах муниципального образования. Объектом выпускной квалификационной работы является Администра-ция Павлодаровского сельского поселения. Методы исследования ? общие методы научного познания: эмпирическое (изучение данных, сбор и сравнение) и статистическое исследование, синтез практического и теоретического материала, принципы формальной логики. В теоретической части выпускной квалификационной работы исследова-ны теоретические и правовые основы оценки эффективности мер противодей-ствия коррупции. Уделяется внимание содержанию понятия коррупция и про-водимой антикоррупционной политике РФ, выделены условия реализации и показатели эффективности государственных мер противодействия коррупции. Рассмотрены правовые основы повышения эффективности противодействия коррупции. В аналитической части выпускной квалификационной работы проведен анализ эффективности мер профилактики и борьбы с коррупцией в органах местного самоуправления (на примере Администрации Павлодаровского сель-ского поселения). В рекомендательной части выпускной квалификационной работы, на основе антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов выделены проблемы и перспективы развития антикоррупционных мер на уровне муниципального образования Павлодаровское сельское поселение.
Содержание

Введение 7 1 Теоретические и правовые основы оценки эффективности мер противодействия коррупции 10 1.1 Понятие коррупции и проводимая антикоррупционная политика 9 1.2 Условия реализации и показатели эффективности государственных мер противодействия коррупции 17 1.3 Правовые основы повышения эффективности противодействия коррупции 27 2 Анализ эффективности мер профилактики и борьбы с коррупцией в органах местного самоуправления (на примере Администрации Павлодаровского сельского поселения) 38 2.1 Общая характеристика муниципального учреждения «Администрация Павлодаровского сельского поселения» 38 2.2 Осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального образования 44 2.3 Антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и их проектов 54 3 Проблемы и перспективы развития антикоррупционных мер на муниципальном уровне 62 3.1 Проблемы несовершенства антикоррупционной политики государства применительно к органам местного самоуправления 62 3.2 Перспективы развития антикоррупционных мер, осуществляемых в Российской Федерации на муниципальном уровне 66 Заключение 77 Список использованных источников 86 Приложения 94
Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (ред. от 29.07.2017) [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) № 51-ФЗ от 30.11.1994 (ред. от 29.07.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) № 146-ФЗ от 26.11.2001 (ред. от 28.03.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34154/. 4. Гражданский процессуальный кодекс РФ № 138-ФЗ от 14.11.2002 (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 39570/. 5. закон Омской области от 29.06.2017 N 1983-ОЗ "О противодействии коррупции в Омской области" (принят Постановлением ЗС Омской области от 15.06.2017 N 142) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW148;n=119161#0403784523540762 6. «Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию» (ETS N 174) [рус., англ.] (Заключена в г. Страсбурге 04.11.1999) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=INT;n=7783#0. 7. «Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции» (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121140/. 8. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2017 N 2-ФКЗ, от 21.07.2017 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/. 9. Приказ ФССП РФ № 124 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего Федеральной службы судебных приставов» от 12.04.2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116098/. 10. Приказ ФАС РФ № 139 «Об утверждении этического кодекса государ-ственных гражданских служащих Федеральной антимонопольной службы» от 25.02.2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_111229/. 11. Приказ МВД РФ № 969 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики военнослужащих внутренних войск МВД России» от 23.08.2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_120397/. 12. Семейный кодекс Российской Федерации № 223-ФЗ от 29.12.1995 (ред. от 01.05.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/. 13. Указ Президента РФ № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2019–2017 годы» от 01.04.2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_196138/. 14. Указ Президента РФ № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» от 07.05.2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_ 129336/. 15. Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 (ред. от 29.07.2017) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_ doc_LAW_44571/. 16. Федеральный закон № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 (ред. от 29.07.2017) [Электронный ре-сурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=191648. 17. Федеральный закон № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 (ред. от 26.07.2017) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base= LAW;n=183012. 18. Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государ-ственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 (ред. от 28.12.2019) [Элек-тронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_103023/. 19. Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 (ред. от 28.06.2019) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=189626. 20. Федеральный закон № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные зако-нодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием госу-дарственного управления в области противодействия коррупции» от 21.11.2011 (ред. от 03.07.2019) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121892/. 21. Федеральный закон № 77-ФЗ «О парламентском контроле» от 07.05.2013 (ред. от 28.03.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_145996/. 22. Федеральный закон № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21.07.2017 (ред. от 03.07.2019) [Электронный ре-сурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 165809/. 23. Федеральный закон № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 (ред. от 21.10.2013) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_89553/. 24. Александрова, З.Е. Словарь синонимов русского языка [Текст] / З.Е. Александрова. - М.: Русский язык, 2018. - 568 с. 25. Алешкова, Н.П. Принципы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов [Текст] / Н.П. Алешкова // Госу-дарственная власть и местное самоуправление. - 2013. - №5. - С. 41–43. 26. Андреева, Л.А. Планирование противодействия коррупции на муници-пальном уровне: проблемы и перспективы [Текст] / Л.А. Андреева, А.Ю. Кирьянов // Российская юстиция. - 2012. - №11. - С. 11–17. 27. Андрианов, В.Д. Бюрократия, коррупция и эффективность государствен-ного управления: история и современность [Текст]: монография / В.Д. Андрианов. - М.: Волтерс Клувер, 2019. - 248 с. 28. Антикоррупционная политика [Текст]: учебное пособие / Под ред. Г.А. Сатарова. - М.: РА «СПАС», 2018. - 368 с. 29. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проек-тов (федеральный и региональный аспекты) [Текст] / под ред. Н.А. Лопашенко. - М.: Юрлитинформ, 2017. - 248 с. 30. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (в аспекте современной экспертологии) [Текст]: учеб. пособие / под ред. Е.Р. Россинской. - М.: Проспект, 2017. - 96 с. 31. Волженкин, Б.В. Коррупция [Текст] / Волженкин Б.В. - СПб.: Изд-во СПб. юрид. ин-т (ф) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2019. - 44 c. 32. Газимзянов, Р.Р. Дополнительные (факультативные) объекты антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов [Текст] / Р.Р. Газимзянов // Актуальные проблемы экономики и права. - 2013. - №4 (16). - С. 27–30. 33. Головицкий, К.И. Диагностика коррупциогенности законодательства [Текст] / К.И. Головицкий. - М.: Статут, 2017. - 64 с. 34. Жерновой, М.В. Противодействие коррупции на муниципальном уровне: состояние и проблемы [Текст] / М.В. Жерновой // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2018. - №1. - С. 23–27. 35. Жукова, А.С. Особенности законодательного обеспечения противодей-ствия коррупции в субъектах РФ (на примере Забайкальского края, Республики Бурятия, Иркутской области) [Текст] / А.С. Жукова // Государственная власть и местное самоуправление. - 2013. - №10. - С. 29–36. 36. Законодательная техника. Научно-практическое пособие [Текст] / под ред. Ю.А. Тихомирова. - М.: Городец, 2019. - 272 с. 37. Зиновьев, А.А. Запад. Феномен западничества [Текст] / А.А. Зиновьев // Публичная библиотека. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://book.plib.ru/read/l1/12816.html. 38. Зорькин, В.Д. Проблемы конституционно-правового развития России к 20-летию Конституции Российской Федерации) [Текст] / В.Д. Зорькин // Журнал конституционного правосудия. - 2017. - №2. - С. 1–9. 39. Корниенко, В.Т. Гражданское общество и демократическое правовое государство: проблемы сосуществования [Текст]: Сб. статей XXII Межвузовской научно-практической конференции «Проблемы развития гражданского общества в России: региональный и муниципальный аспекты» / В.Т. Корниенко. - Волгодонск. - 2017. – 332 с. 40. Коррупция в России: социально-экономические и правовые аспекты [Текст] / И.Я. Богданов, А.П. Калинин. - М.: УРСС, 2019. - 240 c. 41. Коррупция: природа, проявления, противодействие [Текст]: монография / отв. ред. академик РАН Т.Я. Хабриева. - М.: ИД «Юриспруденция», 2018. - 688 с. 42. Краснов, М.А. Искажение смысла российской Конституции - следствие несбалансированной системы власти [Текст] / М.А. Краснов // Конституционное право и политика: сборник материалов международной научной конференции, 28–30 марта 2012 г. - М.: Изд-во МГУ, 2012. - С. 30–41. 43. Кулябин, А.И. История президентских республик: коррупция [Текст] / А.И. Кулябин // История государства и права. - 2012. - №8. - С. 24–27. 44. Ломцев, И.В. Коррупция как угроза конституционному строю Рос-сийской Федерации [Текст] / И.В. Ломцев // Юридическая мысль. - 2017. - №4. - С. 21–23. 45. Лунеев, В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы [Текст] / В.В. Лунеев // Государство и право. - 2017. - №4. - С. 101. 46. Маслакова, Е.А. Коррупция в органах местного самоуправления: криминологические аспекты [Текст] / Е.А. Маслакова // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2013. - №4. - С. 22–26. 47. Мигущенко, О.Н. Проблема предупреждения коррупционного поведения муниципальных служащих [Текст] / О.Н. Мигущенко // Муниципальная служ-ба: правовые вопросы. - 2018. - №2. - С. 18–24. 48. Милошевич, Зоран Политические партии и коррупция. Взгляд из Сербии [Текст] / Зоран Милошевич // Западная Русь. Научно-просветительское интер-нет-издание. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. zapa-drus.su/slavm/slobsm/202-2010-12-14-14-28-20.pdf. 49. Мишин, А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран [Текст]: учебник для вузов / А.А. Мишин. - М.: Статут, 2013. - 520 с. 50. Нисневич, Ю.А. Многоликая коррупция и ее измерение в исследованиях международных организаций [Текст] / Ю.А. Нисневич, Д.К. Стукал // Ми-ровая экономика и международные отношения. - 2012. - № 3. - С. 83–90. 51. Официальный сайт Администрации Павлодаровского сельского поселения [Электронный ресурс]: Официальный сайт. – Режим доступа: http://gork.omskportal.ru/ru/municipal/localAuthList/3-52-209-1/officialsite/Poseleniya/Pavlodarovskoe_SP/Poselenie.html – 52. Правовые и организационные основы государственного и муниципально-го управления [Электронный ресурс] : учебное пособие/ Д. Ф. Аяцков [и др.]. – Электрон. текстовые данные. – М. : Форум, 2017. – 448 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/5013. 53. Путин, В.В. Демократия и качество государства / В.В. Путин // Газета «Коммерсантъ». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. kommersant.ru/doc/1866753. 54. Рейсмен, В.М. Скрытая ложь. Взятки: «крестовые походы» и реформы [Текст] / В.М. Рейсмен. - Пер. с англ. - Под общ. ред. и со вступ. ст. А.М. Яко-влева. - М.: Прогресс, 2017. - 328 с. 55. Ромашина, Е.В. Реализация органами местного самоуправления мер по противодействию коррупции [Текст] : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. : 12.00.02 / Ромашина Екатерина Вячеславовна. - Белгород, 2013. - 23 с. 56. Роуз-Аккерман, С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы [Текст] / С. Роуз-Аккерман. - Пер. с англ. О.А. Алякринского. - М.: Логос, 2019. - 356 с. 57. Тихомиров, Ю.А. Правовое государство: модели и реальность [Текст] / Ю.А. Тихомиров // Журнал российского права. - 2011. - №12. - С. 5–20. 58. Фукуяма, Ф. Америка на распутье: Демократия, власть и неоконсерватив-ное наследие / Ф. Фукуяма. - М.: ACT: ACT Москва: Хранитель, 2018. - 282 с. 59. Хабриева, Т.Я. Научно-правовые проблемы противодействия коррупции [Текст] / Т.Я. Хабриева // Журнал российского права. - 2012. - №7. - С. 7–14. 60. Хантингтон, С. Политический порядок в меняющихся обществах [Текст] / С. Хантингтон. - М.: Прогресс-Традиция, 2017. - 480 с. 61. Цирин, А.М. Современные стандарты и технологии противодействия коррупции [Текст] / А.М. Цирин, Е.В. Черепанова О.А. Тулинова // Журнал российского права. - 2017. - № 7. - С. 146. 62. Чуклинов, А.Е. Административный ресурс как специфическая форма по-литической коррупции [Электронный ресурс]: специализированный учебный курс / А.Е. Чуклинов. - Сайт Саратовского Центра по исследованию проблем организованной преступности и коррупции. - Режим доступа: http://sartraccc.ru/ i.php?oper=read_file&filename=Explore/chuklinov/main.htm. 63. Южаков, В.Н. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: становление, опыт, перспективы [Текст]: научно-практическое пособие / В.Н. Южаковю - М.: Дело, 2017. - 144 с. 64. «Corruption Perceptions Index (CPI) 2019» [Электронный ресурс]: Интернет-сайт международной организации Transparency international. - Режим доступа: https://transparency.am/en//cpi/2019. 65. «War on corruption» in Russia: What's next? [Text] // Public Policy Research Paper. - 30 Jan. 2018. - 14 р. - Режим доступа: http://srv-elib-01.dvfu.ru: 8000/cgi-bin/edocget.cgi?ref=/ukazatel/nomokonov/nomokonov91.pdf.
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ 1.1 Понятие коррупции и проводимая антикоррупционная политика Конституция Российской Федерации разграничивает органы государ-ственной власти и органы местного самоуправления [8]. Вместе с тем, местное самоуправлением, как одна из форм осуществления публичной власти, зача-стую сталкивается с коррупционными проявлениями, борьба с которыми занимает ведущее место в государственной системе противодействия коррупции [41, С.305]. Несомненно, что задача государства по борьбе с коррупцией, реализация антикоррупционной политики в органах государственной власти федерального, регионального уровня, органах местного самоуправления является в широком смысле – общенациональной и эффективность осуществления данной задачи напрямую зависит от полноты знаний о мерах по противодействию и предупреждению коррупции, как ее основных инструментах [27, С.75]. Проблема определения понятия коррупции, а также вопросы государ-ственных мер противодействия коррупции давно составляют предмет научных дискуссий. В зарубежной и отечественной науке присутствует достаточно большое число работ, где содержатся различные подходы к раскрытию и определению сути этой экономической категории. Основные понятия, которые используются в сфере противодействия коррупции, содержатся в ст. 1 Федерального закона №273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» (далее по тексту – Федеральный закон №273-ФЗ) [19]. «Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами» [19]. Федеральный закон № 273-ФЗ относит к коррупции также вышеуказан-ные действия, совершаемые в интересах или от имени юридического лица. Коррупциогенный фактор – явление или их совокупность, создающие коррупционные правонарушения или помогающие их продвижению [50, С.318]. Антикоррупционный мониторинг – анализ, наблюдение, прогноз и оценка коррупциогенных факторов, коррупционных правонарушений и еще форм по противодействию коррупции [50, С.321]. Противодействие коррупции – усилия федерального органа государ-ственной власти, органа государственной власти, органа местного самоуправ-ления, института гражданского общества, физических лиц и организаций в пределах их полномочий [50, С.322]: - предупреждающие коррупцию, в том числе по выявляющие и в после-дующем устраняющие причины коррупции (направленные на профилактику коррупции); - выявляющие, предупреждающие, пресекающие, раскрывающие и рас-следующие коррупционных правонарушений (направленные на борьбу с кор-рупцией); - минимизирующие и (или) ликвидирующие последствия коррупционных правонарушений. Как считает А.Е. Чуклинов, «понимание коррупции в социально-политическом ключе неизбежно ведет к перераспределению ответственности за деструктивные процессы в государстве и возложению части этой ответственности на плечи социума. То есть в рамках данной исследовательской модели технология противостояния коррупции рассматривается как двояконаправленное явление, где один вектор связан с деятельностью прокуратуры и органов внутренних дел, а другой – с активной социально-политической позицией каждого отдельно взятого гражданина» [66]. Значение термина «коррупция» в каждом исследовании зависит от по-ставленных целей и решенных задач, которые обусловлены выбором одного из подходов: институционального, ресурсного, воспроизводственного и результативности деятельности, что представлено в таблице А.1 Приложения А. В таблице А.1 Приложения А приведенный перечень терминов, не явля-ется исчерпывающим, так как работ, посвященных проблеме коррупции, очень много. Все определения можно признать результатом частного случая, решения авторами конкретной задачи, поставленной на момент проводимого ими исследования [60, С.9]. Различия в подходах к определению просматривается достаточно широко, и осмысление требует классификации в связи с чем нами выделены 4 основных подхода, представленных на рисунке 1. Рисунок 1 – Классификация подходов к определению понятия «коррупция» [59, С.153] После достижения антикоррупционным законодательством определенного качественного состояния, получения результатов его применения и их анализа возникает необходимость в формировании методологических основ оценки эффективности антикоррупционных мероприятий, цель которой – выяснить, насколько используемый инструментарий адекватен степени и масштабам коррупционных проявлений в различных областях государственной, хозяйственной, общественной деятельности. Эта необходимость обусловлена [28, С.214]: - многообразием и сложностью форматов коррупционных проявлений, попаданием коррупционной практики в любую сферу общественной и государственной жизни, что означает применение совокупности не очень взаимосвязанных мероприятий экономического, политического, организационного, правового и информационного характера (многодисциплинарный и всеобъемлющий подходы по противодействию коррупции); - принятием участия в проводимой антикоррупционной политике упол-номоченных представлять публичную власть. Это серьезно усложняет дости-жение ее задач и целей: огромное число лиц, в функции которых входят обя-занности по принятию мер противодействия коррупции, сами участвуют в раз-ных коррупционных практиках; - массой факторов, оказывающих влияние на результаты соблюдения те-зисов антикоррупционного законодательства, сложностью их учета и выявле-ния в работе должностных лиц и органов, уполномоченных применять меры направленные на противодействие коррупции; - регулярной приспосабливаемостью коррупционных схем и практик со-вершения коррупционных правонарушений к средствам и формам их противодействия, применяемым государственной властью и колоссальной скрытностью коррупционных преступлений, что соответственно подразумевает постоянное изменение комплекса мер по противодействию коррупции с целью найти самые эффективные и адекватные из них; - потребностью концентрации средств и сил разных муниципальных и государственных органов, и еще институтов гражданского общества для до-стижения задач и целей, закрепленных в российском антикоррупционном законодательстве и международных правовых актах. Но здесь необходимо учитывать, что работа субъектов, участвующих в осуществлении и организующих проведение антикоррупционной политики, мало поддается целенаправленному регулированию и координации, и достигнутые ими итоги - аналогичным учету и систематизации. Проведение оценки действенности антикоррупционных мероприятий способствует формированию более полного представления об уровне и состоянии коррупции в масштабах общества и государства, а также в отдельных сферах и отраслях государственного управления, в деятельности конкретных муниципальных, государственных и общественных институтов [59, С.162]. Системный характер российской коррупции требует системного подхода в борьбе с ней, представленного на рисунке 2. Рисунок 2 – Системный подход в борьбе с коррупцией [50, С.85] Развитие правореализационного механизма противодействия коррупции движется по устоявшемуся для России «пути»: подготовка планово-программных документов, назначение ответственных за их воплощение долж-ностных лиц и органов, регулярное выслушивание отчетов о принятых мерах, формирование отчетов с необходимыми показателями. Во главе угла при оце-нивании эффективности работы органов публичной власти становятся число принятых нормативных правовых актов по вопросу противодействия корруп-ции, число проведенных экспертиз, проверок, найденных коррупциогенных факторов, возбужденных дел по коррупционным правонарушениям и т. п. [30, С.69]. При данном подходе имеются следующие риски правильности оценок осуществляемой антикоррупционной политики: - критерии (показатели) результативности формируются субъектом, реа-лизующим антикоррупционные мероприятия (должностным лицом, органом), который сам проводит оценку возможности их реализации, представления и выявления; - критерии результативности осуществления антикоррупционной политики «перемешиваются» с другими показателями работы муниципальных и государственных органов прямо не влияющими на эффективность реализованных антикоррупционных мероприятий (например, число проведенных заседаний комиссии по урегулированию конфликта интересов и служебному поведению); - к критериям результативности относят показатели, не связанные непо-средственно с деятельностью муниципальных и государственных органов и их должностных лиц по противодействию коррупции, а зависимые от других об-стоятельств и факторов (например, число рассмотренных обращений граждан); - критерии и показатели результативности реализованных мероприятий заменяются количественными данными, т.е. интенсивность антикоррупционного воздействия оценивается независимо от имеющихся результатов; - критерии и показатели результативности не являются итогом эксперт-ной независимой оценки, проводимой институтами гражданского общества; - представление и выявление критериев и показателей результативности антикоррупционных мероприятий заменяет собой их экспертную оценку, под-разумевающую значительные организационные, временные, кадровые и финансовые затраты, тогда как только экспертная оценка получаемых результатов выступает определяющим средством оценивания результативности антикоррупционной политики; - критерии и показатели результативности не разграничиваются в зависимости от специфики работы определенных муниципальных и государственных органов, отраслей и сфер государственного управления, коррупционных рисков, рождающихся при выполнении отдельных муниципальных (государственных) полномочий и функций, региональных особенностей коррупционных проявлений [34, С.23]. Имеется заданная методология к антикоррупционной политике регио-нальных, федеральных и муниципальных органов власти, предполагающая типовые планы и программы противодействия коррупции, типовые отчеты по их исполнению и т. п. [60, С.6]. Таким образом, анализ информации, содержащейся в официальных вы-ступлениях российских политиков, публикациях ведущих учёных, отечествен-ных и зарубежных экспертов, подтверждает, что внимание любого современного демократического государства должно быть сосредоточено на противодействии проявлениям любых форм коррупции, поскольку коррупция представляет собой серьёзную угрозу правам человека, проявлению принципов социальной справедливости и равенства, верховенства закона, препятствует экономическому развитию и угрожает справедливой и надлежащей работе всех органов власти. Об обеспечении противодействия коррупции в стране, наряду с приняти-ем необходимых мер, направленных на усиление эффективности этих мер, во взаимосвязи с повышение уровня правовой культуры в обществе и степени ак-тивности антикоррупционной деятельности институтов гражданского общества говорится Федеральному Собранию Российской Федерации во всех ежегодных посланиях Президента Российской Федерации. Далее рассмотрим условия реализации и показатели эффективности государственных мер противодействия коррупции. 1.2 Условия реализации и показатели эффективности государствен-ных мер противодействия коррупции Считаем, что результативность антикоррупционных мер находится в за-висимости от ряда факторов экономического, правового, политического, управленческого и информационного характера. Выделим данные факторы: Во-первых, соотношение количества антикоррупционных мероприятий виду коррупционных проявлений. Чем больше коррупционные риски в той или другой сферах государственного управления, чем труднее возможность контролировать распространение коррупционных практик в социально-управленческой среде, тем интенсивнее следует выбирать степень проводимых антикоррупционных мер [57, С.201]. Во-вторых, грамотная расстановка приоритетов антикоррупционного инструментария при выборе из наиболее действенных организационно-правовых средств противодействия коррупции. Подбор антикоррупционных механизмов (добавление соответствующих мер (мероприятий) в программы и планы по противодействию коррупции) должен проводиться с учетом таких факторов, как [63, С.9]: - оценка в конкретной области муниципального или государственного управления коррупционных рисков; - характер коррупционных правонарушений в этой области, на террито-рии муниципального образования или региона; - результаты социологических исследований про состояние коррупции в области работы утверждающего программу (план) муниципального или госу-дарственного органа; - данные антикоррупционного мониторинга, с учетом аудита правопри-менения; - другие факторы, позволяющие так или иначе индивидуализировать осуществление антикоррупционных мер. Названным подходом не исключается необходимость использования универсальных форм и средств профилактики коррупции, базирующихся на единых стандартах прохождения и организации муниципальной и государственной службы, едином правовом статусе муниципального и государственного служащего, «единых» коррупционных рисках во время исполнения муниципальных (государственных) функций и предоставления муниципальных (государственных) услуг. Тем не менее, если антикоррупционные программы и планы будут вклю-чать одни стандартные антикоррупционные средства (антикоррупционная экс-пертиза, антикоррупционный мониторинг, проверка соблюдения антикорруп-ционных ограничений, запретов и обязанностей, обеспечение информационной открытости муниципальных и государственных органов), то их эффективность значительно снизится [26, С.12]. В-третьих, необходимый уровень подготовки антикоррупционных мер, учитывающий различные факторы, оказывающие влияние на коррупционные риски, включая [36, С.217]: - области государственного управления с увеличенными коррупционны-ми рисками; - должностные обязанности и государственные функции с увеличенными коррупционными рисками; - правовое состояние участников коррупционных отношений -должностных лиц; - распространение коррупционных правонарушений на отдельной терри-тории; - виды коррупционных отношений, сложившиеся на отдельной террито-рии или в отдельной области муниципального или государственного управле-ния. Соблюдение названных условий результативности антикоррупционных мероприятий является препятствием постоянному стремлению правотворче-ских и правоприменительных органов к типологии и унификации антикорруп-ционных мер (типовой план по противодействию коррупции в федеральном органе исполнительной власти, типовой план по противодействию коррупции в муниципальном образовании). Пускай данными планами предусматривается возможность их конкретизации, последняя, как показал анализ программ (планов), принятых на их базе, используется крайне редко [35, С.32]. Чем опасна «сплошная» унификация антикоррупционных мероприятий, тем что [33, С.42]: - к реализации антикоррупционных мер и в небольшом поселке, и в многомиллионном мегаполисе предъявляются одинаковые требования: необходимо создать органы противодействия коррупции, проводить мониторинг на соблюдение требований антикоррупционного законодательства, антикоррупционную экспертизу правовых нормативных актов, организовать телефон доверия, составить перечень должностей государственной службы с большим риском проявлений коррупции; - одинаковые ограничения и запреты антикоррупционного характера применяются по отношению к референту гражданской службы 3-го класса, и к действительному государственному советнику 1-го класса. Отсутствует долж-ная гибкость во время проведения антикоррупционной политики, что значи-тельно снижает результаты профилактики проявлений коррупции. В-четвертых, правильно избранный объект антикоррупционного воздей-ствия. Это условие касается перечня как должностей, на которые возлагаются дополнительные антикоррупционные запреты, ограничения и обязанности, так и организаций, обязанных проводить специализированную антикоррупционную политику [47, С.19]. В настоящее время антикоррупционное законодательство расширяет пе-речень органов и организаций, одновременно оптимизируя перечень должно-стей, хотя последнее требует гораздо более развернутого методического ин-струментария. Так, антикоррупционному анализу подвергаются нормативные правовые акты и их проекты, тогда как, к примеру, единолично принятые правовые ре-шения - акты по предоставлению под строительство земельных участков, вы-делению на природные ресурсы квот, предоставлению господдержки, распре-делению инвестиций, конкурсной документации по закупкам для муниципаль-ных и государственных нужд - не входят в объект антикоррупционного анали-за, пока не попадут в уголовное или административное производство [25, С.41]. В-пятых, необходимая степень вовлечения институтов гражданского об-щества в работу по обнаружению и оглашению случаев коррупционных правонарушений, создание у общественности атмосферы непринятия коррупционного поведения, разработка механизмов и форм взаимодействия и сотрудничества муниципальных и государственных органов с уполномоченными от инициативных групп, общественных организаций, средств массовой информации по предмету оглашения случаев коррупционных фактов и предоставления отчетов по принятым к ним мерам [65, С.146]. Сегодня законодательство предусматривает такие формы антикоррупци-онных коммуникаций представителя публичной власти с институтом граждан-ского общества, как звонок по телефону доверия, проведение независимой ан-тикоррупционной экспертизы, участие общественных представителей в работе комиссий по урегулированию конфликта интересов и соблюдению требований к служебному поведению. Тем не менее они недостаточно эффективны и требуют усовершенствования. Выделим риски, появляющиеся при создании мер антикоррупционного сотрудничества с институтами гражданского общества [67, С.74]: - отказывание от сотрудничества с общественным представителем или от создания соответствующих мер сотрудничества из-за наличия государственной тайны (закрытость большого числа организаций и органов в области безопасности, обороны, атомной энергетики и т.п.); - формальный подбор лиц, которые «имеют допуск» к участию в проти-водействии коррупции, по разным признакам, включая по параметру преданности отдельным государственным структурам, государственным институтам; - формализованная фиксация позиции общественных представителей по проблеме противодействия коррупции без реального учета их мнения, без осуществления фактических расследований выявленных коррупционных правонарушений; - отсутствие информирования о реально принятых мерах по тем фактам коррупционных проявлений, которые были обнаружены уполномоченными институтов гражданского общества; - неполная компетентность некоторых представителей институтов граж-данского общества, включая уполномоченных представлять мнение по вопро-сам принятия антикоррупционных средств. В-шестых, необходимый уровень непротиворечивости действий долж-ностных лиц и органов, в функциональные обязанности которых входит обна-ружение и пресечение коррупционных нарушений, включая национальные ор-ганы противодействия коррупции, международные органы и организации, а также оперативный и полноценный информационный обмен сведениями о фактах коррупции и принятых по ним мерам [50, С.85]. Наиболее важно предоставить надлежащую информационную коммуни-кацию с целью подтвердить, проверить сведения, исходящие от должностных лиц, обязанных по законодательству Российской Федерации опубликовывать данные о полученных доходах, произведенных расходах, движимом и недви-жимом имуществе и обязательствах имущественного характера и такие же све-дения по членам своих семей [46, С.22]. Внедрение действующих и новых мер информационного сотрудничества осложнено такими факторами [41, С.359]: - подача информационных запросов по поводу проверки предоставлен-ных сведений проводится по инициативе представителя нанимателя муници-пального (государственного) служащего, т.е. руководством муниципального образования (субъекта РФ, государственного органа), чья работа прямо связана с рисками коррупции; - не каждая организация, владеющая подобной информацией, обязана принимать участие в информационном обмене либо правила выполнения ими обязанностей по информационному обмену не так четко прописаны; - не предусмотрены эффективные методы оценки предоставленной ин-формации и отсутствуют последствия какой-либо ее оценки. В-седьмых, высокий уровень профессиональной подготовки должност-ных лиц, к обязанностям которых относятся: принимать меры по пресечению и профилактике коррупционных фактов, координировать и контролировать исполнение программ и планов противодействия коррупции [35, С.34]. Выделим риски, оказывающие влияние на соблюдение этого условия: - поручение обязанностей контроля соблюдения мер антикоррупционного законодательства на кадровые подразделения муниципальных и государственных органов воспринимается должностными лицами в качестве «дополнительного обременения», не подкрепленного финансово и кадрами; - процесс повышения должностными лицами квалификации не гаранти-рует получение ими знаний и навыков надлежащего уровня, включая формальный подход большинства образовательных организаций к итоговой аттестации муниципальных и государственных служащих, а также несоответствие образовательных программ повышения квалификации муниципальных и государственных служащих антикоррупционного профиля критериям, обеспечивающим нужную профессиональную подготовку служащих; - кадровые отделы муниципальных и государственных органов не имеют функционально-организационных возможностей обеспечивать профилактику коррупционных правонарушений высшими должностными лицами государственных органов и их замами, руководством территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их заместителями; - сотрудники структурных подразделений профилактики коррупции кад-ровых отделов муниципальных и государственных органов не имеют должного уровня опыта и знаний исполнения государственных полномочий и функций с большим риском коррупционных проявлений, не осведомлены нужной информацией, позволяющей определять факты коррупционных проявлений и коррупционные риски, не имеют возможности оказания воздействия на порядок выполнения функциональных обязанностей и соблюдение во время их исполнении антикоррупционных ограничений и запретов [34, С.27]. Отрицательное влияние на результаты антикоррупционной политики оказывается и недостаточной антикоррупционной компетентностью муниципальных и государственных служащих, при этом пройденное ими повышение квалификации по программе антикоррупционного направления не способно кардинально изменить ситуацию. Подавляющее большинство программ повышения квалификации в области антикоррупционной политики не соотнесены с функциональными обязанностями этих муниципальных и государственных служащих, что весомо усложняет приобретение ими антикоррупционных навыков выполнения государственных функций и оказания государственных услуг. К тому же, необходима разработать специализированные программы для тех муниципальных и государственных служащих, которые обязаны проводить контроль за работой подчиненных, выполняющих полномочия с высоким риском проявлений коррупции [26, С.16]. В-восьмых, наличие организационно-правовых средств, обеспечивающих осуществление антикоррупционных мер, а также высокое качество правовых процедур и методик выполнения отдельных антикоррупционных мер. Сегодня отсутствуют либо совершенно недостаточны организационно-правовые меры, способствующие реализации таких антикоррупционных обя-занностей, мер и требований, как [27, С.89]: - ввод антикоррупционных стандартов предоставления государственных услуг и выполнения ряда государственных функций (проводятся единичные попытки принять соответствующие правовые акты на уровне субъектов Рос-сийской Федерации). Отсутствует общепризнанный подход к нормативным предписаниям, которые должны быть в антикоррупционном стандарте, порядок их утверждения и их правовые формы. Как нам видится, антикоррупционный стандарт - это модель осуществления государственных функций, включающая специализированные ограничения, запреты, дозволения, не включающая те ограничения и запреты, которые уже имеются в законодательстве о муниципальной и государственной службе; - ввод мер антикоррупционного мониторинга; - выполнение муниципальными и государственными служащими обязан-ности передавать принадлежащие им акции в доверительное управление; - урегулирование конфликта интересов лиц, замещающих государствен-ные и муниципальные должности, руководителей государственных и муници-пальных учреждений и предприятий; - служебное расследование коррупционных правонарушений лиц, заме-щающих государственные и муниципальные должности, руководителей госу-дарственных корпораций и компаний.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Государственное и муниципальное управление, 77 страниц
10000 руб.
Диссертация, Государственное и муниципальное управление, 82 страницы
2460 руб.
Диссертация, Государственное и муниципальное управление, 75 страниц
2250 руб.
Диссертация, Государственное и муниципальное управление, 81 страница
850 руб.
Диссертация, Государственное и муниципальное управление, 78 страниц
2340 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg