Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Особенности коррекции нарушений внимания старших дошкольников с задержкой психического

lana-2021 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 61 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.03.2020
Таким образом, нами была изучена и проанализирована литература по проблеме исследования. Было установлено, что конкретных исследований, посвящённых изучению концентрации и устойчивости внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, нет. Анализ литературных источников позволил нам раскрыть понятие «внимание», рассмотреть виды и свойства внимания.
Введение

Актуальность исследования. Проблема задержки психического развития и трудностей в обучении осознается как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем психологами и педагогами всего мира. Детская популяция в настоящее время состоит из трёх больших групп: нормально развивающихся детей, детей с нарушениями в развитии различной степени, в том числе дети-инвалиды. Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с задержкой психического развития (ЗПР). Для них нужны специальные условия обучения, которые могут быть обеспечены в специальных детских садах, где наряду с общими задачами решаются и задачи коррекции недостатков психического развития. На современном этапе развития школьного образования наблюдаются негативные тенденции роста числа детей с задержкой психического развития, обусловленные, с одной стороны, неблагоприятной микросредой развития детей, с другой стороны, недостаточным уровнем готовности специалистов школьных учреждений. Проблема воспитания и обучения школьников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. В группу риска по всем показателям попадают дети с задержкой психического развития Актуальность проблемы заключается в том, что уже в дошкольном возрасте дети с ЗПР не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению. У детей этой категории наряду с нарушениями различных психических функций, в той или иной степени оказываются несформированными речевая система и оперирование элементами речи на практическом уровне, что, в свою очередь, ограничивает возможности перехода к усвоению речи на более высоком уровне и к осознанию сложных языковых закономерностей. В специальной литературе, несмотря на многочисленные указания на наличие конкретных нарушений внимания у старших дошкольников с ЗПР (М. С. Певзнер, Т. А. Власова, Э. Я. Пекелис, И. Ф. Марковская, К. С. Лебединская, У. В. Ульенкова и др.), на дифференциальные признаки проявлений нарушений внимания (Л. И. Переслени, Г. М. Понарядова, В. П. Мусина и др.), на природу и механизмы нарушений с клинической, нейрофизиологической и психологической точек зрения (Е. Д. Хомская, А. Р. Лурия, И. П. Павлов, А. В. Снежневский, В. В. Лебединский, К. К. Платонов, И. Л. Баскакова и др.), вопросы коррекционной работы по преодолению нарушений внимания освещены достаточно скромно. Слабовыраженная органическая недостаточность мозга ведет к значительному замедлению темпа развития, особенно сказывающемуся на психическом развитии детей (М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева, М. Г. Рейдибойм, Т. А. Власова, К. С. Лебединская). У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, они не являются умственно отсталыми (В. И. Лубовский). По мнению ряда авторов, к рассматриваемой группе относятся дети с церебрастеническими состояниями, с психофизическим и психическим инфантилизмом (В. Ласег, Д. Лорен, Т. Трамер, Д. Лютц, М. О. Гуревич, В. А. Гиляровский, Г. Е. Сухарева, Т. Л. Симсон и др.), а также перенесшие в раннем детстве тяжелые и длительные соматические заболевания, приводящие к функциональной недостаточности центральной нервной системы. (Т. А. Власова, В. И. Лубовский, Н. А. Цыпина, З. И. Калмыкова, И. Ю. Кулагина, В. И. Мачихина). Согласно новейшим данным отечественных и зарубежных ученых у значительной части детей этой группы органическая, которая связана с перенесенной в раннем детстве травмой мозга, которая часто протекает незамеченной – бывает не диагностирована, у значительной части детей органическое повреждение мозга может не выявляться неврологически, но вести к нарушению нормального процесса учения. Вместе с тем, изучение детей этой категории начато сравнительно недавно. Первым значительным исследованием в этой области была ставшая теперь классической монография А. Штрауса и Л. Летинен. В ней описывались важнейшие особенности детей с минимальными повреждениями мозга. В числе этих особенностей, прежде всего, назывались: стойкие трудности в учении (если эти дети обучаются в обычной школе), не вполне адекватное поведение и при этом во многих случаях достаточно высокие, сохранные интеллектуальные возможности. В нашей стране психологическая характеристика этих детей давалась лишь на основе клинических и педагогических наблюдений, в которых прежде всего отмечались трудности овладения чтением, письмом, счетом, решением арифметических задач, недостаточность сенсомоторной координации, общая моторная неловкость, наличие гиперкинезов (или, наоборот, гипокинезия), импульсивность, эмоциональная неустойчивость, малый объем внимания, сильно выраженная отвлекаемость и быстрая утомляемость (В. И. Лубовский, Л. В. Кузнецова). В результате систематических исследований В. И. Лубовский, Л. В. Кузнецова пришли к выводу о том, что детям с задержкой психического развития по сравнению с их успевающими сверстниками из массовой школы необходим более длительный период времени для приёма и переработки сенсорной информации. Кроме того, исследования выявили некоторое снижение у таких детей как долговременной (Т. В. Егорова), так и кратковременной памяти, как произвольного, так и непроизвольного запоминания (Н. Г. Поддубная). Сравнивая разные виды мышлений, Т. В. Егорова пришла к выводу, что наибольшие затруднения вызывает у детей с задержкой развития выполнение заданий, требующих словесно-логического мышления. Наглядно-действенное мышление, напротив, оказывается нарушенным в меньшей степени. В исследованиях Р. Д. Тригер, Н. А. Цыпиной, С. Г. Шевченко было показано, что речь детей с ЗПР также отличен от нормы. Словарь этих детей, особенно активный, значительно сужен, понятия недостаточно точны, а иногда и просто ошибочны. У таких детей затруднено формирование эмпирических грамматических обобщений. Ряд грамматических категорий в их речи просто отсутствует. У детей этой группы часто встречаются дефекты произношения, им плохо дается звуковой анализ слова, они недостаточно владеют его звуковым образом. Все это значительно затрудняет обучение чтению и письму. Следует отметить, что своевременное выявление, изучение и коррекция нарушений познавательной сферы, и прежде всего внимания у детей с ЗПР именно в старшем дошкольном возрасте является необходимым условием их дальнейшего успешного обучения в школе. В связи с актуальностью данной тематики цель работы была следующая: исследовать особенность внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Объект исследования внимание как психологический процесс Предмет исследования особенности внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Гипотеза исследования Мы предполагаем, что внимание детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития отличается от внимания детей с нормой в развитии. Внимание детей с ЗПР характеризуется неустойчивостью, низкой концентрацией и переключаемостью, что приводит к снижению их готовности к школьному обучению. Цель исследования определить особенности внимания детей с задержкой психического развития и провести коррекционную работу Задачи: 1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования. 2. Определить уровень развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. 3. Определить особенности внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. 4. Сравнить развитие внимания детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и детей с задержкой психического развития. 5. Провести коррекционные занятия по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и оценить изменения внимания у данного контингента детей. Методы исследования: 1. Теоретический анализ психолого-педагогической и специальнойлитературы по теме исс?ледования. 2. Психолого-педагогический эксперимент в единстве трех этапов (констатирующий, формирующий и контрольный). 3. Количест?венный и к?ачественны?й анализ резу?льтатовисс?ледования. В процессе э?ксперимент?ального исс?ледования б?ыл использо?ван комплекс пс?иходиагност?ических мето?дик: Методика на изучение свойств внимания, «Перепутанные линии»- изучения свойств внимания: устойчивости и концентрации. Методика на изучение объема внимания, определяет объем внимания у дошкольника. Методика для изучения переключаемости внимания «Расставь значки»- предназначена для изучения переключаемости внимания Практическая з?начимость исследова?ния заключ?ается в то?м, что разр?аботанная про?грамма раз?вития внимания у детей с ЗПР мо?жет быть ис?пользована в пр?актике работы специ?альных учре?ждений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................................................................... 3 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 8 Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 8 Средства коррекции внимания 19 Теоретическое обоснование изучения развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 25 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 32 Организация и методика проведения экспериментального исследования эффективности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 32 Анализ и обсуждение результатов экспериментального исследования эффективности коррекции внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 40 Заключение…………………………………………………... 51 Список литературы…………………………………………. 53 Приложение………………………………………………… 58
Список литературы

1. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. Пособие / Л. Н. Блинова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с. 2. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер // В кн.: Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О. В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2004. – С. 12-23. 3. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с. 4. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Г.А. Власовой В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной.- М.,1984. 5. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С. Г. Шевченко. – М.: Аркти, 2001. – 224 с. 6. Екжанова, Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям дошкольного возраста / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. СПб.: КАРО, 2008. 336 с. 7. Защиринская, О. В. Внутрисемейные отношения у младших школьников с задержкой психического развития / О. В. Защиринская // В кн.: Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О. В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2004. – С. 223-228. 8. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду.- Спб., 2003. 9. .Карнилович О.В. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР (консультация для педагогов).- М., 2005. 10. .Карпова Г.А., Артемьева Т.П. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития.- Екатеринбург, 1995. 11. .Козырева Л.М. Как стать внимательным. Для детей 5-6 лет.- М., 2002 12. .Крутецкий В.А. Психология.- М., 1987. 13. Калягин В.А. Логопсихология. М.: Изд. Центр «Академия», 2006 14. Киселева В. А. Речевая деятельность детей с ЗПР: своеобразие или нарушение? / В. А. Киселева // Дефектология. – 2007, № 3, с. 3-13. 15. Лебединская, К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К. С. Лебединская // В кн.: Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О. В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2004. – С. 63-83. 16. Лубовский, В. И. Специальная психология / В. И. Лубовский. – М.: Знание, 2003. – 356 с. 17. Лубовский, В. И. Дети с задержкой психического развития / В. И. Лубовский, Л. И. Переслени. – М.: Просвещение, 2003. – 164 с. 18. Лурия А.Р. Внимание и память. – М.,1975. 19. Марковская, И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И. Ф. Марковская. – М.: Компенс-центр, 1993. – 198 с. 20. Немов Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн./Р.С.Немов. – 5-е издание - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005. – Кн.1. Общие основы психологии. – 687 с. 21. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. В. И. Лубовского. – Ярославль, изд-во Академия развития, 2004. – 269 с. 22. Огородова С.С. Педагогические условия формирования внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. LIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(52). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(52).pdf (дата обращения: 18.06.2019) 23. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия»,2003. – 480 с. 24. Павлова, О. С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ЗПР / О. С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л. Б. Халиловой. – М.: Педагогика, 2007. – 304 с. 25. Певзнер, М. С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития / М. С. Певзнер // Дефектология. 2000. № 3. С. 12-16. 26. Переслени, Л. И. Задержка психического развития - вопросы дифференциальной диагностики / Л. И. Переслени, Е. М. Мастюкова, // Вопросы психологии. 2003. № 1. С. 5-8. 27. Петрова В. Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 104 с. 28. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Хрестоматия / Ред. В. Б. Никишина. – М.: Владос, 2004. – 128 с. 29. Специальная педагогика: учеб. Пособие для студ.высш. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,2005.-400с. 30. Степина, О. С. Коммуникативные умения младших школьников с ЗПР / О. С. Степина // Специальное образование: Научно-методический журнал / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2007. – № 8. – С. 52-59. 31. Триггер, Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р. Д. Тригер. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с. 32. Ульенкова, У. В. Дети с задержкой психического развития / У. В. Ульенкова. – М.: Просвещение, 2000. – 294 с. 33. Ульенкова У. В. Изучение самостоятельности мышления младших школьников с задержкой психического развития / У. В. Ульенкова, Т. Н. Князева // Дефектология. – 2005, № 2, с. 19-26.
Отрывок из работы

Глава 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития Термин «задержка психического развития» применяется к детям со слабо проявленной недостаточностью центральной нервной системы – функциональной либо органической. У этих детей отсутствуют особые патологии слуха, опорно-двигательного аппарата, зрения, серьезных патологий речи, они не считаются умственно отсталыми. Также у многих из них прослеживается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных конфигураций поведения, энцефалопатических расстройств, недочеты направленной работы на фоне высокой истощаемости, нарушенной работоспособности. Комплексное исследование задержки психологического формирования (ЗПР) как своеобразной аномалии детского развития начало работать в отечественной дефектологии в шестидесятые года. Специальные направления психология и педагогики на сегодняшний день разрабатывают некоторые исследования, где разрабатываются изучения конкретных психических функций (в основном познавательных), таких направлений: речи (Н. Ю. Борякова; Е. С. Слепович; В. И. Лубовский), памяти (В. Л. Подобед, Н. Г. Лутонян), мышления (Н. А. Шивирев; С. А. Домишкевич; Т. А. Стрекалова, И. А. Коробейников и др.). Были сделаны первые исследования по организации коррекционно-педагогической работы с дошкольниками по коррекции конкретных психических функций. Большая необходимость организации разработки теоретического аспекта особенностей психического развития детей с ЗПР, а также разработки организационно-методических направлений коррекционного воспитания и обучения объясняется требованиями педагогической практики [23]. Т. А. Власовой и М. С. Певзнером была дана первая систематизация клинических данных о детях, имеющих задержку психического развития, а также предложены общие рекомендации по ведению коррекционной работы для учителей [1]. Патогенетическим основанием данных симптомов является перенесенное ребенком органическое поражение центральной нервной системы (ЦНС) и ее резидуально-органическая недостаточность, на что в своих исследованиях ссылаются ТА. Власова, Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, В.И. Лубовский, К.С. Лебединская, И.Ф. Марковская и др. Также ЗПР может обуславливаться функциональной незрелостью ЦНС [1]. Задержки развития происходят по различным причинам: недоношенностью, нетяжелыми родовыми травмами, негрубым внутриутробным поражением ЦНС, близнецовостью, инфекционными и хроническими соматическими заболеваниями. Этиология ЗПР имеет связь как с биологическими, так и с неблагоприятными социальными факторами. В первую очередь это ранняя социальная деривация, а также влияние долгих психотравмирующих ситуаций.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg