Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Массовая работа школьной библиотеки как фактор приобщения детей к чтению (на примере школьной библиотеки МБОУ «Усун-Кюельская СОШ» Усть-Алданского улуса (района))

lana-2021 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 68 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.03.2020
Таким образом, сегодня одной из особенностей массовой работы в библиотеке является то, что она должна учитывать ожидания, мнения читателей, их интересы и запросы.основа обновления форм массовой работы библиотеки это – поворот к личности ребенка, его потребностям, т.е. значительное улучшение этого направления деятельности библиотеки на принципе педагогики сотрудничества, сотворчества, личное общение с юными читателями, при котором каждый ребенок выступает как равноправная личность, равноправный партнер, хотя инициатором общения является библиотекарь. Только при таком подходе к личности ребенка создаются благоприятные условия для духовного развития, обогащения, самореализации, самовыражения и саморазвития ребенка в разнообразной деятельности, а книга становится для него источником, питающим его духовные потребности.
Введение

Чтение – один из способов передачи и усвоения знаний и духовных ценностей, выработанных человечеством, средство образования и воспитания личности.Интеллектуальное и нравственное развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими информацией. Огромную роль в формировании личности играют средства массовой коммуникации и книги. В нынешнее время статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Надо отметить, на интерес к чтению ребенка влияют различные факторыи зачастую статус чтения приобретает символический характер, утрачивается его престиж, а также меняется восприятие печатного текста и информации в целом, оно становится поверхностным. Одновременно меняются читательские предпочтения и репертуар чтения, под влиянием телевидения и интернета трансформируется мотивация и усиливается интерес к таким жанрам, которые представлены на телевизионном экране, особенно к приключенческим –триллерам, детективам, «ужасам» и комиксам. Также у детей вызывают большой интерес иллюстрированные журналы. Известно, от того, какую литературу читает молодежь, зависит интеллектуальный и экономический потенциал общества. Что приоритетнойцелью федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) является формирование читательской компетентности, в основе которой лежит читательская деятельность[51,С.22]. Согласно Стандарту,развитие читателя предполагает формирование такой читательской деятельности, когда он способен воспринимать текст произведения, понимать читаемое как на уровне фактов, так и на уровне смысла, воссоздавать в своем воображении прочитанное, а именно представлять мысленно героев, события и, наконец, воспроизводить текст, т. е уметь пересказывать его в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато или творчески. Актуальность данной работы подчеркивается возрастающей ролью библиотек в развитии читательского интереса у детей. В настоящее время чтение как вид отдыха и развлечения стремительно вытесняют социальные сети, музыка, компьютерные игры, телевизионные и видеопрограммы. И по этой причине существует необходимость поддержки интереса детей к чтению. Многие опытные библиотекари знают, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает, поэтому развитие читательского интереса необходимо с начальных классов. Массовая работа в детской библиотеке развивает, воспитывает ребёнка, помогает через книгу найти ориентиры и выстроить свой жизненный путь. Она имеет множество разнообразных форм, способных дать ребёнку знание о книгах, привить любовь к чтению, вкус к информации. Целью написания выпускной квалификационной работы является изучение и выявление существующих методов и форм массовой работы библиотеки для привлечения школьников к чтению. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: ? изучить научную литературу и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность библиотек образовательных организаций; ? определить содержание и основные направления массовой работыбиблиотек; ? рассмотреть существующие методы и формы массовой работы школьной библиотеки; ? дать краткую характеристикубиблиотеки МБОУ «Усун-Кюельская СОШ»; ? проанализировать показателидеятельности библиотеки МБОУ «Усун-Кюельская СОШ»; ? провести анализ и оценку деятельности библиотеки МБОУ «Усун-Кюельская СОШ» по массовой работе и выявить эффективные мероприятия по повышению читательского интереса школьников. ? составить рекомендации по расширению форм и методов массовой работы библиотеки МБОУ «Усун-Кюельская СОШ». Объектом исследования является теоретико-методические и организационные основы массовой работы школьной библиотеки. Предметом исследования является влияние массовой работы школьной библиотеки на читательский интерес школьников. При написании выпускной квалификационной работы были использованы методытеоретического анализа, изучения материалов научных и периодических изданий по теме, документального анализа, опроса и наблюдения. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Во введении выпускной квалификационной работы раскрыты актуальность, определены предмет и объект исследования, цель и задачи работы. В первой главе выпускной квалификационной работы раскрыты состояние, факторы и тенденции детского чтения в России и роль библиотек в формировании интереса школьников к чтению. Во второй главе рассмотрены содержание и основные направления массовой работы библиотек, также существующие методы и формы массовой работы. В третьей главе дана краткая характеристика библиотеки МБОУ «Усун-Кюельская СОШ», изучена организация массовой работы данной библиотеки и выявлены результаты влияния массовой работы на читательский интерес школьников, также составлены рекомендации по расширению форм и методов массовой работы библиотеки.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. РОЛЬ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ЧТЕНИЮ 6 1.1. Чтение детей и подростков в России 6 1.2. Роль и место школьной библиотеки в формировании интереса школьников к чтению 8 ГЛАВА 2. МАССОВАЯ РАБОТА ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В ПРИОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ К ЧТЕНИЮ 15 2.1. Содержание массовой работы школьных библиотек 15 2.2. Методы и формы массовой работы в школьной библиотеке 16 ГЛАВА 3. РОЛЬ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ МБОУ «УСУН-КЮЕЛЬСКАЯ СОШ») 29 3.1. Общая характеристика школьной библиотеки МБОУ «Усун-Кюельская СОШ» 29 3.2. Организация массовой работы школьной библиотеки МБОУ «Усун-Кюельская СОШ» 36 3.3. Разработка проекта «Гуляевские чтения» 46 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53 ПРИЛОЖЕНИЯ 60 ?
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 1993. – 64 с. 2. Об образовании в Российской Федерации[Электронный ресурс]: ФЗ РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ / Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru 3. О библиотечном деле [Электронный ресурс]: ФЗ РФ от 29.12.1994 г. № 78 –ФЗ / Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru 4. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию [Электронный ресурс]: ФЗ РФ от 29.12.2010 № 436-ФЗ / Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru 5. Примерное положение о библиотеке образовательного учреждения[электронный ресурс]: Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 23.03.2004 г. № 14-51-70/13/ Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901898448 6. О библиотечном деле [Электронный ресурс]: Закон РС(Я) от 21.07.1994 г. №27-I/ Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/804911521 7. О концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ[Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 3 июня 2017 г. N 1155-р /Гарант.ру информационно-правовой портал. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71591850/ 8. Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров [Электронный ресурс]: Приказ министерства образования и науки РФ от 15.06.2016 г. №715 / Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru 9. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования[Электронный ресурс]: ПриказМинистерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 / Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – Режим доступа:http://docs.cntd.ru/document/902350579 10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р / Российская газета RG.RU – Режим доступа: http://government.ru/docs/18312/ 11. Антипова, В.К. О задачах школьной библиотеки в реализации ФГОС// Методист – 2011 - №5- с.46-52. 12. Андрианова, Л.М.В школе библиотекарь не только педагог, но и в какой-то степени андрагог. «Школьная библиотека». - 2006 №3 с.10-11. 13. Афанасьева, О.И. Национальная программа поддержки и развития чтения в Республике Саха (Якутия): концептуальные подходы // Вестник национальной библиотеки. – 2009. - №1. – С.14. 14. Афанасьева, О.И. О разработке программы поддержки чтения в Республике Саха (Якутия) //Вестник национальной библиотеки. – 2003. - №1. – с.3-8. 15. Бородина В.А., Бородин С.М. Технологии читательского развития. Летняя школа чтения / Бородина В.А., Бородин С.М. // Школьная библиотека. - 2010. - № 3-4. - С. 104-112. 16. ВеденяпинаМ.А., МезенцеваО.П., Колосова Е.А. Детское чтение в России // Российская государственная детская библиотека – 2014. – 114 с. 17. Волков С.В. Школа как территория чтения // Сборник статей– М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008. – 88 с. 18. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования[Электронный ресурс]:КиберЛенинка– научная электронная библиотека – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/chtenie-shkolnikov-kak-sotsialno-pedagogicheskiy-fenomen-otkrytogo-obrazovaniya-problemy-issledovaniya. 19. Димитриева А.А. Реализация ФГОС в работе школьной библиотеки. Развитие читательской и информационной компетентности, воспитание культурного и гражданского самосознания учащихся // Школьные библиотеки нового поколения [Электронный ресурс]: сб. материалов Второго межрегион. форума, 8-9 сентября 2017 г.– Режим доступа: http://Irbis.gnpbu.ru/Aref_2017/School_Library-2.pdf. 20. ДрачковаТ.В., Тараканова Т.К. Воспитание читательского интереса во внеурочной деятельности[Электронный ресурс]: Открытый урок. Первое сентября – Режим доступа: https:// открытыйурок.рф/статьи/654610/. 21. Елисеева, И. Как соткать полотно зрелища: методика работы при подготовке массовых мероприятий // Библиотека. - 2009. - № 11. - с.75. 22. Жирова Н.А. Библиотека образовательной организации – пространство развития детского и юношеского чтения. Школьные библиотеки нового поколения [Электронный ресурс]: сб. материалов Второго межрегион. форума, 8-9 сентября 2017 г.– Режим доступа: http://Irbis. gnpbu.ru/Aref_2017/School_Library-2.pdf. 23. Золотова Н.В., Пушкова С.В. Открытый доступ: Библиотеки за рубежом // сборник– М.: Центр книги Рудомино, 2016. – 344 с. 24. Ковалевская Н.И. , Петрова Л.И. Детское чтение: процесс трансформации [электронный ресурс]: КиберЛенинка– научная электронная библиотека – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/detskoe-chtenie-protsess-transformatsii. 25. Корниенко Т.Г Теоретические и практические аспекты приобщения к чтению детей дошкольного возраста в детских библиотеках Севастополя[Электронный ресурс]: Сайт самарской детской библиотеки – Режим доступа: http://sodb.ru/node/906. 26. Колыбина, Н.Г. Массовая работа библиотек на современном этапе: теоретический аспект[Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека – Режим доступа: https://cyberpedia.su/12xae3a.html 27. Кузьмин, Е.И. Государственная библиотечная политика в России: итоги и перспективы // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Тр. Конф. – М., 2002. – Т. 1. – С. 11–18. 28. Кодекс этики школьных библиотекарей Российской Федерации, принят на I съезде школьных библиотекарей Российской Федерации 1-4 июля 2007г.[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://rusla.ru/rsba/ provision/kodeksetiki.pdf 29. Культурно-массовая работа в библиотеке 2018 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bibtgo.ru/Profi/planirovanie_massovykh_meroprijatij_2017_god.pdf 30. Культурно-массовая работа в системе библиотечно-информационного обслуживания (сущность, задачи, типология) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ulyanovbib.blogspot.com/2015/06/blog-post_16.html 31. Ленский, Б.В. Детское чтение – индикатор отношения общества к его будущему // Школьная библиотека.-2000.-№1.– с.1– 6. 32. Мамаева, Н. А. В библиотеке все должно быть гармонично / Библиотека ХХI века: библиотечное обслуживание. – Москва, –2003. – С. 18. 33. Матлина М.И. Библиотечное пространство: в поисках определения (Социокультурные аспекты)/ С. Г. Матлина// Научные и технические библиотеки. - 2013. - № 7. - С.3-20 34. Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек [Текст]: //Справочник школьного библиотекаря. – М., 2006. – с.29 31. 35. Манифест школьных библиотек Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rusla.ru/rsba/provision/manifest.pdf 36. Нефедова О. Н., Салова В. А. Библиотекарь – читатель: особенности общения. Организационно-психологические аспекты взаимодействия «библиотекарь – читателб» [Электронный ресурс]: LvivPolytechnicNationalUniversityInstitutionalRepository– Режим доступа: http://ena.lp.edu.ua. 37. Организация деятельности школьных библиотек в условиях реализации ФГОС: сборник методических материалов /сост.: Э.А. Морылева [и др.]; под общ. ред. Э.А. Морылевой. – Воронеж: МКУ ЦРО, 2015. – с.40. 38. Олефир С.В Организация работы библиотеки образовательного учреждения в условиях модернизации образования // Учебное пособие- М.: Литера, 2010. – 198 39. Олзоева Г.К. Массовая работа библиотек // Учебно-методическое пособие - М.: Либерея-Бибинформ, 2006. 40. Опарина Н.П. Культурно-просветительская деятельность общедоступной библиотеки / Учебное пособие – Самара, 2017 -136 с. 41. Результаты PISA 2015[Электронный ресурс] – Режим доступа:https://www.fioco.ru/results_pisa_2015. 42. Селиванова Н. Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике. М. : УРАО ИТИП, 2010. С. 142. 43. Смирнов Д. В. Педагогическое искусство: сюжеты и ассоциации на «заданную» тему // Педагогическое искусство. 2017. № 1. С. 135. 44. Степанова В.К. Неспособных детей не бывает// Библиополе. - 2014. - № 10. – С. 18-21. 45. Степанов В.К. Библиотека и библиотекари в ближайшие двадцать лет, или в ожидании сингулярности // Науч. и техн. б-ки, 2018, № 1, с.31 46. Стефановская Н. А. Социологические исследования чтения: теория, методика, практика. М.: Литера, 2013. 143 с. 47. Тихомирова, И. И. Педагогическая деятельность школьного библиотекаря // Учебно-методическое пособие для школьных библиотекарей как педагогов. - М.: РШБА, 2014. - 464с. 48. Третьяков А. Л. Современная школьная библиотека как социальный институт и правовое просвещение обучающихся: теоретико-методологический и организационный аспекты [Электронный ресурс]: КиберЛенинка– научная электронная библиотека – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnyy-potentsial-sovremennoy-shkolnoy-biblioteki. 49. Третьяков А. Л. Эволюция образовательной парадигмы в России: правовое воспитание как основа формирования личности // Библиотечное дело. 2016. № 14. С. 14-17. 50. Третьяков А.Л. Воспитательный потенциал современной школьной библиотеки[Электронный ресурс]: КиберЛенинка– научная электронная библиотека – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnyy-potentsial-sovremennoy-shkolnoy-biblioteki. 51. Федеральные государственные образовательные стандарты[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fgos.ru. 52. Фонотов, Г.П. Исследование социокультурной среды // Библиотеки – общество – Россия. – М.: Либерея, 2002. – с. 212. 53. Читающая Россия: мифы и реальность // Сборник статей по проблемам чтения. М.: Либерея, 1997. - 200 с. 54. Чудинова, В.П. Чтение детей и подростков в России: смена модели чтения // Дети и библиотеки в меняющейся медиасреде / Рос. гос. дет. б-ка.-М.:Школьная библиотека, 2004.- С. 9-26. 55. Чекушина Е.Е. Современные формы культурно-досуговой работы с читателями / Департамент культуры и туризма Вологодской области ;Вологод. обл. универс. науч. б-ка им. И.В. Бабушкина– Вологда : ВОУНБ, 2017. – 47 с. 56. Чудинова В.П. Дети и подростки в изменяющемся информационном пространстве: состояние чтения и группы риска[Электронный ресурс]: КиберЛенинка– научная электронная библиотека – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/deti-i-podrostki-v-informatsionnom-prostranstve. 57. Чудинова В.П. Чтение детей и подростков в зеркале гендерной социологии / Российская государственная детская библиотека . Дед. Е.А. Колосова. – Москва, 2015 – 88 с. 58. Чудинова В.П. Дети в киберпространстве: «вызовы» для библиотекарей[Электронный ресурс]: КиберЛенинка– научная электронная библиотека – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/deti-i-podrostki-v-kiberprostranstve. 59. Чудинова В.П. Чтение московских подростков в реальной и электронной среде. Материалы социологического исследования / сост. В. П. Чудинова.– М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2012.- 144 с. 60. Чудинова, В. П. «Дети и подростки в онлайне: проблемы обеспечения безопасности и развития личности» // Социология в системе научного управления: Материалы IV Всероссийского социологического конгресса / ИС РАН, ИСПИ РАН, РГСУ.- М.: ИС РАН, 2012. 61. Чудинова, В. П. Предпочтения и читательские практики подростков и юношества в Интернете// Социология в системе научного управлениz: Материалы IV Всероссийского социологического конгресса / ИС РАН, ИСПИ РАН, РГСУ.- М.: ИС РАН, 2012. 62. . Чудинова, В.П. Подходы к улучшению уровня грамотности и поддержке чтения детей и семьи: опыт разных стран // Университетская книга. 2017. – Апрель. – С.44-49. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.unkniga.ru/kultura/7134-chitatelskaya-gramotnost-ipodderzhka-chteniya-opyt-raznyh-stran.html 63. Чудинова, В.П. Поддержка чтения подрастающего поколения за рубежом: роль и возможности библиотек // Университетская книга. 2017. – Май. – С.50-54. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.unkniga.ru/kultura/7259-podderzhka-chteniyapodrastayuschego-pokoleniya-za-rubezhom.html. 64. Яковлева Е.В.Массовая работа детской библиотеки: актуальность, проблемы, перспективы [Электронный ресурс]: Сайт архангельской областной детской библиотеки им. А. П. Гайдара – Режим доступа: http://www.aodb.ru/parents/librarians/research/index.php?SECTION_ID=308&ELEMENT_ID=5600.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. РОЛЬ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВК ЧТЕНИЮ 1.1. Чтение детей и подростков в России Еще совсем недавно ценность книги и чтения была неоспорима. В 1970 – 1980 гг. возник и разделялся многими мнение о России как о «самой читающей стране мира». Россия была обществом, которое называлось «литературно-центристским». Высокий престиж чтения в обществе, и особенно чтения «серьезной» литературы, классики, книгособирательство и создание своих домашних библиотек – все это способствовало чтению и реально подкрепляло представления о России как читающей стране[20, С.33]. За последние время статус чтения, его роль и отношение к нему в российском обществе сильно изменилось. Произошло снижение интереса к чтению, что является общемировой тенденцией, которая обусловливается глобализацией средств массовой информации и быстрым развитием индустрии развлечений, которые в свою очередь вытесняют чтение и как престижный источник получения информации и как приятную форму досуга. Компьютерные технологии, все больше входящие в нашу жизнь, расширяют возможности познания подрастающего поколения, расширяя доступ к информации. Однако данная тенденция носит парадоксальный характер, из чегосостоит сегодняшняя история библиотечного дела в России. Активное внедрение в жизнь людей и их деятельность новых информационных и коммуникационных технологий приводит к проблемам детского и юношеского чтения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg