Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Исследование проблемы речевого развития дошкольников в Российской педагогике XX-XXI веков

lana-2021 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 73 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.03.2020
В проведенном исследовании проанализирована проблема речевого развития дошкольников в российской педагогике в XX - XXI веках. В процессе исследования были выявлены и проанализированы педагогические идеи по проблеме исследования, практическая реализация которых в настоящее время может способствовать улучшению качества развития речи и обучения родному языку.
Введение

Речевое развитие детей - одна из центральных задач дошкольного образования. Речь как важнейшее новообразование дошкольного возраста открывает детям доступ к культурно-историческому опыту народа. Благодаря речи происходит развитие познавательной сферы ребенка и формируется его внутренний мир, с позиций которого он воспринимает все, что его окружает. Дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребенок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность. Дети употребляют слова в самых разнообразных значениях, выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями: учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного смысла слова. Одна из тенденций, отличающих современное состояние Российской педагогики, заключается в том, что все отчетливее проявляется стремление ученых к рефлексии генезиса педагогического познания не только через анализ достаточно традиционных объектов историко-педагогических исследований - творческого наследия ученых, но и путем разработки истории научных областей, направлений и отдельных проблем педагогики. При этом все большее внимание уделяется истории разработки теоретико-методологических аспектов науки, развитию педагогических знаний в конкретные хронологические периоды и т.д. Вопросы теории и практики речевого развития детей занимали и занимают важное место в отечественной педагогике. Спектр педагогических исследований, направленных на изучение процесса речевого развития дошкольников, чрезвычайно широк. Принципиальное значение для развития теории и методики дошкольного образования на современном этапе имеет изучение, освещение, обобщение и систематизация научного наследия прошлого, оценка его значимости с позиций современности. Это позволяет выявить имеющиеся продуктивные подходы к решению воспитательных проблем, обратить внимание на те из них, которые оказались невостребованными, но в изменившихся условиях, под влиянием новых идей остаются актуальными. В исследованиях Б.М. Бим-Бада, Э.Д. Днепрова, Р.Л. Доватора, В.И. Малинина, З.И. Равкина и др. указывается ценность исторического опыта, дающего современной педагогической науке материалы для разработки жизненно важных теоретических и практических проблем воспитания. Педагогический аспект проблемы речевого развития дошкольников в начале XX века связан с именем основателя методики начального образования К.Д. Ушинского, его последователей и учеников. Достижения в области психологии и лингвистики рассматриваемого периода в известной степени предопределили развитие педагогических идей воспитания и обучения дошкольников. На протяжении этого временного периода разрабатывалась система обучения дошкольников родному языку, проводился отбор нового речевого содержания, методика развития детской речи обогатилась результатами современных исследований, в которых стержневой стала теория формирования элементарного осознания детьми явлений языка и речи. Огромный вклад в разработку системы работы по развитию речи дошкольников внесли исследования Е.И. Тихеевой, А.М. Леушиной, Е.А. Флёриной, В.И. Логиновой, Ф.А. Сохина, М.М. Кониной, В.И. Яшиной, М.М. Алексеевой, О.С. Ушаковой и др. Изучение педагогического наследия, методических разработок этих авторов в области изучения речевого развития детей дошкольного возраста представляется актуальным и важным на современном этапе, когда происходят переоценка и возрождение многих идей, выдвинутых советской дошкольной педагогикой, что является важным акцентом в нашей работе. В настоящее время научная работа по речевому развитию дошкольников определяется состоянием разработанности методики развития речи детей как науки, потребности практики, а также подготовки специалистов в вузе и педагогическом колледже (А.И. Лаврентьева, М.В. Лежнина, Ж.В. Чуйкова, О.А, Шорохова и др.). Формирование грамматического строя и словаря, воспитание звуковой культуры речи, история становления и развития методики стали предметами научного исследования. Большое количество последовательной разработки данной проблемы говорит о том, что проблема развития речи будет актуальна всегда. Цель: выявить состояние проработанности психолого-педагогических исследований по проблеме речевого развития дошкольников в Российской педагогике XX-XXI вв. Задачи исследования: 1. Раскрыть становление методики развития речи детей дошкольного возраста как науки в отечественной педагогике. 2. Определить влияние психологии и языкознания на разработку содержания и методов развития речи детей дошкольного возраста. 3. Проанализировать современные исследования в области развития речи в отечественной педагогике. Методы исследования: изучение, систематизацию, теоретический анализ историко-педагогической, психолого-педагогической, лингвистической литературы по проблеме исследования. Структура выпускной квалификационной работы. Данная работа включает в себя введение, две главы, выводы по каждой главе, заключение, список литературы, приложения.
Содержание

Введение…………………………………………………………………3 Глава 1. Историко-педагогические основы становления методики развития речи дошкольников в отечественном образовании …………6 1.1. Становление методики развития речи дошкольников в отечественной системе дошкольного образования…………………………..6 1.2. К.Д. Ушинский - основоположник отечественной системы развития речи детей………………………………………………………………………15 1.3. Развитие речи и обучение детей родному языку в первых детских садах России в конце XIX начале XX вв……………………………………..18 Выводы по первой главе…………………………………………………25 Глава 2. Современные исследования в области развития речи и обучения детей родному языку в российском образовании……………..27 2.1.Влияние психологии и языкознания на развитие методики речевого развития дошкольников ………………………………………………………..27 2.2. Проблема развития речи и обучения детей родному языку в нормативных документах и программах XX-XXI вв………………………..35 2.3. Современные исследования проблемы речевого развития дошкольников в отечественной педагогике…………………………………..53 Выводы по второй главе…………………………………………………63 Заключение……………………………………………………………….65 Список использованной литературы……………………………………67 Приложения……………………………………………………………….72
Список литературы

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с. 2. Амирова, Т.А. История языкознания / Т.А. Амирова, Б.А. Ольховиков, Ю.В. Рождественнский. – Москва: Издательство «Академия», 2003. – 672 с. 3. Андрюшина, И.И. Научно-методические основы речевого развития детей и использования художественного слова в детском саду в трудах Е.А. Флериной: специальность 13.00.07 – теория и методика дошкольного образования: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / И.И. Андрюшина: Московский государственный педагогический университет - Москва, 2001. – 20 с. 4. Арушанова, А.Г. Задачи и формы организованного обучения: Методика развития речи детей в детском саду / А.Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 1 – с. 41-46. 5. Аяпова, Т. Теоретические проблемы развития речи детей / Т. Аяпова // Школа. – 2001. - № 5. – с. 15-16. 6. Бородич, А.М. Методика развития речи / А.М. Бородич. – Москва: Просвещение, 1981. – 256 с. 7. Бочкарева, Т.С. Язык и культура. Лингвокультурологический аспект образования / Бочкарева Т.С., Богомолова А.Ю. // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всерос. науч.-метод. конф. (с междунар. участием), 4-6 февр. 2015 г. - Оренбург, 2015. - с. 1767-1772. 8. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2007. – 472 с. 9. Голубь М.С. Анализ наследия педагогов исследователей в теорию развития речи дошкольников / М.С. Голубь // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 66–70. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56821.htm. 10. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 280 с. 11. Емельянова, И.Д. Особенности формирования речи дошкольников в образовательных учреждениях современной России / И.Д. Емельянова // Материалы научно-практической конференции докторантов и аспирантов. 23 мая 2006. – Вып. 1. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007. – с. 3-16. 12. Ермакова, Е.В. Лингвориторические основы формирования языковой личности в системе дошкольного образования : монография / Е.В. Ермакова, А.А. Ворожбитова. - 2-е изд., стер. - Москва : Издательство «Флинта», 2014. - 154 с. : табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-9765-1878-0 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=375473 (23.12.2018). 13. История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия; под ред. М.Н. Колмаковой, В.И. Кошновой. - Москва, 1988. – 446 с. 14. Егоров, С.Ф. Введение в историю дошкольной педагогики / С.Ф. Егоров. – Москва: Издательство «Академия», 2001. – 320 с. 15. Исаев, Л.Н. К.Д. Ушинский – основатель русской дидактической и методической школы: специальность 13.00.01 – общая педагогка, история педагогики и образования: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Л.Н. Исаев: Пятигорский государственный лингвистический университет. – Пятигорск, 2001. – 28 с. 16. Каптерев, П.Ф. История педология / П.Ф.Каптерев. – Санкт-Петербург, 2004. – 559 с. 17. Ксенофонтова, А.Н. Педагогическая теория речевой деятельности: монография / А.Н. Ксенофонтова. – Москва.: ФЛИНТА, 2014. – 327 с. 18. Ларионова, Г.П. Проблема общественного дошкольного воспитания в русских педагогических журналах начала XX века: специальность 13.00.01 – общая педагогка, история педагогики и образования: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / / Г.П. Ларионова. - Ленинград, 1978. – 24 с. 19. Латышина, Д.И. История педагогики / Д.И. Латышина. – Москва, 2016. – 314 с. 20. Левшина, Н.И. Современный подход к методике развития связной речи дошкольников / Н.И. Левшина, Л.В. Градусова // Фундаментальные исследования. – 2015. - № 2-9. – с. 1988-1992. 21. Литвин, Л.Н. Становление и развитие системы общественного дошкольного воспитания в РСФСР (1917-1940): специальность 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / / Л.Н. Литвин. – Санкт-Петербург, 1993. – 28 с. 22. Логинова, В.И. Проблемы методики развития речи в трудах К.Д. Ушинского / В.И. Логинова // Дошкольное воспитание. – 1979. - № 1.- с. 40 – 42 23. Лордкипанидзе, Д.О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского / Д.О. Лордкипанидзе.- Москва, 1957. – 368 с. 24. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие для учащихся дошк. пед. училища по спец. 2002 «Дошкольное воспитание и 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях» / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. – Москва: Просвещение, 1984. – 401 с. 25. Морозова, О.В. Е.И. Тихеева и дети дошкольного возраста / О.В. Морозова // Дошкольное воспитание. – 1993. - №5. – С. 14-17. 26. Новикова, Г.Г. О юбиляре О.С. Ушаковой и ее творческом пути в науке / Г.Г. Новикова // Педагогическое образование и наука. – 2011. - № 12. – с. 4-5. 27. Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» / Под ред. Булычевой А.И. – Москва: НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016 г. - 173 с. 28. План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада / Сост. Н.В. Гончарова и др.; под ред. З.А. Михайловой. – 2-е изд. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 255 с. 29. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Парамоновой. - 2-е изд, доп. и перераб. – Москва: Карапуз-Дидактика, 2004. – 208 с. 30. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд, испр. и доп. – Москва: Мозака-Синтез, 2005. – 208 с. 31. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва. — Москва: Просвещение, 2010. — 111 с. 32. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – Москва: Просвещение, 2002. – 223 с. 33. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т.И. Ерофеевой. – Москва: Издательский центр «Академия», 1999. – 344 с. 34. Современное состояние и перспективы развития научных исследований в области дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. - №3. – с. 22–25. 35. Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучение родному языку в детском саду / О.И. Соловьева. – 3-е изд. - Москва.: Просвещение, 1986. – 308 с. 36. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие для студентов высших педагогических заведений / Н.А. Стародубова. – 3-е изд., стер. – Москва.: Изд.центр «Академия», 2008. – 256 с. 37. Тихеева, Е.И. Детский сад по методу Е.И. Тихеевой / Е.И. Тихеева. - Москва, 2000. – 182 с. 38. Ушакова, О.С. О программе развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова // Управление ДОУ. – 2006 - №6. – с. 4-8. 39. Ушакова, О.С. Программа развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду / О.С. Ушакова. – Москва.: РАО, 1994. – 41 с. 40. Ушакова, О.С. Развитие речи в дошкольном детстве как педагогическая проблема / О.С. Ушакова // Педагогическое образование и наука. – 2011. - № 12. – с. 5-12. 41. Чуйкова, Ж.В. Историко-педагогический анализ становления системы обучения родному языку в отечественной дошкольной педагогике: специальность 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / / Ж.В. Чуйкова: Институ развития дошкольного образования РАО. – Москва, 2005. – 20 с. 42. Чуйкова, Ж.В. Развитие системы обучения дошкольников родному языку в отечественной педагогике / Ж.В. Чуйкова, О.С. Ушакова. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006. – 253 с. 43. Чуйкова, Ж.В. Становление и развитие системы обучения дошкольников родному языку в истории отечественной педагогики / Ж.В. Чуйкова // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2013. - Т. 3. - № 23. - с. 67-75. 44. Чуйкова, Ж.В. Эволюция научных и педагогических взглядов на проблему развития речи и обучения дошкольников родному языку в отечественном образовании / Ж.В. Чуйкова, С.Н. Самсонова // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2016. - № 36 (4). – С. 74-85. 45. Шульгина, Е.В. Наследие Е.И. Тихеевой как педагогическая система / Е.В. Шульгина // Alma mater. Вестник высшей школы. - 2006. - № 11. - С. 24. 46. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей / В.И. Яшина, М.М. Алексеева и др. - Москва: Академия, 2005. – 192 с. 47. https://fgos.ru 48. https://www.garant.ru 49. https://www.rsl.ru 50. https://www.dissercat.com 51. https://elibrary.ru/defaultx.asp
Отрывок из работы

Глава 1. Историко-педагогические основы становления методики развития речи дошкольников в отечественном образовании 1.1. Становление методики развития речи дошкольников в отечественной системе дошкольного образования В настоящее время историко-педагогические исследования в нашей стране приобретают особое значение. Осознание их теоретической важности и возрастание реального статуса в системе педагогических наук в значительной мере определяется и стимулируется социальными условиями бытия науки, сложившимися на современном этапе общественного развития. Исторически подтверждено, что общество, осуществляющее коренные изменения в своем укладе или переживающее кризисные состояния, связанные с поиском новых, нетрадиционных путей своего развития, неизбежно обращается к своему прошлому. Внимание к вопросам речевого развития мы находим еще в трудах древнегреческих философов (Платон, Аристотель, Сократ, Квинтилиан), в которых указывается на необходимость развития речи детей и даются некоторые практические советы. Большое внимание уделялось развитию речи детей и в зарубежной педагогике (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори и др.). В условиях модернизации российского дошкольного образования роль теоретического знания возрастает. Проблема развития речи детей дошкольного возраста была и остается одной из наиболее актуальных и важных проблем педагогики и психологии. Каждый новый этап становления методики развития речи предполагает критическое осмысление идей прошлого. Но не каждый из периодов истории был в одинаковой степени плодотворным. Наиболее интенсивно методика развития речи развивалась там и тогда, где появлялись новые концепции и методы, где развитие педагогической мысли сопровождалось накоплением новых знаний о реальностях единого процесса воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста и его закономерностях, составляющих непреходящие ценности науки [1].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg