Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Способы и приемы взаимодействия педагога и детей в старшей группе детского сада

lana-2021 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 61 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.03.2020
Воспитатель детского сада, являясь носителем культуры, владея методиками образования и воспитания детей дошкольного возраста, организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка. В современной литературе понятие «совместная деятельность» трактуется как равноправное, равнозначное сотрудничество и взаимодействие взрослых и детей (Н.В.Федина, О.А.Скоролупова, Т.Н.Доронова, А.Г.Гогоберидзе и др.).
Введение

Актуальность исследования обусловлена необходимостью дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки вопросов связанных со взаимодействием педагога и детей дошкольного возраста в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности. В отечественной литературе достаточно подробно проанализирована роль воспитателя в интеллектуальном развитии дошкольника, в воспитании у него тех или иных качеств, умений, навыков, а также проблема влияния личностных качеств воспитания на развитие личности ребенка. Вследствие специфики детского возраста (впечатлительность, эмоциональность, легкая внушаемость) педагогическое воздействие воспитатель оказывает не только своими интеллектуальными и педагогическими способностями, но и личностными качествами. Воспитатель – это не только носитель различного рода служебных (ролевых) обязанностей, призванный исправлять, учить, приучать ребенка. В этой связи вспоминается высказывание К. Д. Ушинского(1948) о том, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что «воспитательная сила изливается только от живого источника человеческой личности.». Ту же мысль приводит в своей работе видный советский педагог Е. А. Аркин: «Ни один фактор развития не в состоянии проникнуть так в глубь детского существа, найти скрытые там индивидуальные ценности, дать им выход и применение, укрепить их и усовершенствовать, как воздействие воспитателя». Способность воспитателя «быть личностью» во многом определяет процесс воспитания. Природа воздействия воспитателя на личность дошкольника сложна, глубока и многогранна. В работах А. А Бодалева (1982) подчеркивается важность таких компонентов воздействия внешнего облика воспитателя, как мимика, голос, жестикуляция. АТ. Репина (1980, также исследовавшая значимые для детей внешние особенности, установила, что эмоциональную окрашенность действий дошкольники легче всего воспринимают по мимике действующего лица. Например, эмоциональное содержание картины воспринимается детьми через мимику изображаемых персонажей. Наряду с внешними особенностями поведения воспитателя наиболее значимым для детей является эмоционально-оценочное воздействие на них воспитателя. Дети четко фиксируют и ретранслируют в общении со сверстниками индивидуально-личностные особенности этой стороны поведения воспитателя. Воспитатель детского сада формирует рядом и вместе с родителями личность ребенка. Благополучие дошкольника, его положение в группе сверстников, душевный и социальный комфорт в значительной степени зависят от тех эмоций и оценок, которые воспитатель проявляет при общении с ним. Общение со взрослым помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое непосредственное воздействие на особенности и развитие его общения со сверстниками. Взрослый является ребенку в качестве образца для подражания, эталона, а в общении со сверстниками ребенок пробует присвоенные им в общении со взрослым способы деятельности, особые формы взаимодействия Цель исследования: изучение способов и приемов взаимодействия педагога и детей дошкольного возраста Объектом исследования является процесс взаимодействия педагога и детей старшего дошкольного возраста. Предметом исследования являются способы и приемы взаимодействия педагога и детей в старшей группе детского сада. Задачи: 1. Изучить теоретические основы взаимодействия педагога и детей старшего дошкольного возраста. 2. Выявить особенности взаимодействия воспитателя с детьми старшей группы 3. Сформировать адекватное возрасту и особенностям детей развивающее взаимодействие педагога с детьми старшей группы детского сада 4. Разработать рекомендации по совершенствованию взаимодействия воспитателя с детьми старшей группы Методы исследования: 1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования. 2. Эмпирические: наблюдение, эксперимент, беседа. Исследовательская работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад №21» с детьми старшего дошкольного возраста.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………… 6 1.1 Роль воспитателя в социальном становлении ребенка дошкольного возраста……………………………………………………………………… 6 1.2 Требования к педагогу в соответствии реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования…………………………………………………………………. 11 1.3 Способы и приемы развивающего взаимодействия воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности………………………………………………………………… 1.4 Выводы………………………………………………………………... 18 28 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА………………………. 31 2.1 Задачи и методика исследования……………………………………… 2.2. Выявление особенностей взаимодействия воспитателя с детьми старшей группы…………………………………………………………… 31 34 2.3 Формирование развивающего взаимодействия педагога с детьми старшей группы детского сада…………………………………………… 42 2.4 Рекомендации по реализации развивающего взаимодействия воспитателя с детьми старшей группы………………………………….. 2.5 Выводы.…………………………………………………………………. 44 49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 51 ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………….. 56 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………. 61
Список литературы

1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) 2. Асмолов А.Г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – стандарт развития: Выступление на Всероссийском съезде работников дошкольного образования [Видеозапись]. Режим доступа: http://tc-sfera.ru/posts/asmolov-ag-federalnyy-gosudarstvennyy-obrazovatelnyy-standart-doshkolnogo-obrazovaniya. 3. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений. – М: ACT, 1996. – 50с. 4. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – М.: Феникс, 2000. – 135с. 5. Башлакова Л.Н. Исследование факторов, влияющих на организацию общения воспитателя с детьми // Пути совершенствования педагогического процесса в старших группах детского сада. – М.: Прайм, 1985. – 112 с. 6. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. – М.: Феникс, 1998. – 217с. 7. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников // Вопросы психологии. – 2001. - №4. – 127с. 8. Безруких М.М. Ребенок идет в школу. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Аспект-Пресс, - 2003. – 94с, 9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Речь, 1996. – 185с. 10. Буре Р.С. Островская Л.Ф. Воспитатель и дети – М.: Радуга, 1995. – 425 с. 11. Венгер Л.А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. – 2004. - №7. – С.112 – 118 12. Ванцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М.: Наука, 2000. – 502с. 13. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. – М.: Академия, 2004. – С.84-125. 14. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников – СПб.: Дидактика Плюс, 2001. – 105с. 15. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Академия пресс, 1997. 608 с. 16. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 615 с. 17. Гуськова Т.В. Можно ли воспитать ребенка самостоятельным? // Дошкольное воспитание. – 1998. - №8. – С.139 – 145 18. Диагностика в детском саду. Методическое пособие. – М.: Феникс, 2004. – 224с. 19. Давидчук А.Л. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 349с. 20. Детская практическая психология // под ред. Марцинковской Т.Д. – М.: Гардарика, 2001. – 401с. 21. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Репиной Т.А. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – С.45-119. 22. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Феникс, 2001. – 311с. 23. Доронова Т.Н. Радуга: программа и метод руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет. – М.: Просвещение, 1997. – 170с. 24. Дошкольная педагогика. Учебное пособие / Под ред. В.И. Ядешко. М.: Сфера, 2005. – 502с. 25. Елагина М. Роль оценки взрослого в развитии детей // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 9. – С.60 – 66 26. Захаров А.Л. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 102с. 27. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. – М.: Высшая школа, 1993. – 178с. 28. Зацепина М.Б. Красота, радость и творчество: программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 315с. 29. Кожарина Л.Г., Плашаева Л.С. Воспитание произвольности // Дошкольное воспитание. – 200. - №11. – С.22 – 274 30. Коломинский Я.Л. Учитель и детский коллектив – М.: Мир, 2001. – 87с. 31. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива – М.: Мир, 2004. – 145с. 32. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика педагогического взаимодействия. – М.: Мир, 1993. – 319с. 33. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. – М.: ВЛАДОС, 1990. – 109с. 34. Кондратенко Т.Д. Обучение старших дошкольников. – М.: Атмосфера, 1986. – 224с. 35. Коротаева Е.В. Основы педагогики взаимодействий: теория и практика: Монография. – Екатеринбург: Изд. УрГПУ, 2013. – 203 с. 36. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 398с. 37. Краткий педагогический словарь: Учеб. Справ. Пос. / Сост.: Г.А. Андреева, Г.С. Вяликова, И.А. Тютькова. М.: В. Секачев; Институт общегуманитарных исследований, 2005 38. Лебедева С.А. Детская психология: Учеб. Пос. Шуя: ШГПУ, 2011. 39. Лебедева С.А. Играем вместе с детьми: развитие игровой деятельности у детей. Программа по обучению, воспитанию и развитию детей дошкольного возраста / под ред. С.А. Лебедевой. М.: Илекса, 2009. (Программа «Родничок»). 40. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения – М.: МОДЭК, 1986. – 267с. 41. Мухина B. C. Детская психология – М.: Педагогика, 1985. – 309с. 42. Неверович Я.З. Начальные формы трудовой деятельности у детей дошкольного возраста // под ред. Запорожца А.В. и Эльконина Д.Б. – М.: Речь, 1995. – 184с. 43. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. – М.: Педагогика, 1992. – 503с. 44. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы – М.: Тривола, 1995. – 148с. 45. Паршукова И.Л. Методист дошкольного образовательного учреждения как организатор исследования и развития ребенка. – СПб.: СПбГПУ, 1999. – 224с. 46. Подластый И.П. Педагогика – М.: ВЛАДОС, 1999. – 358 с. 47. Поздняк Л.В., Лященко Ц.Н. Управление дошкольным образованием. – М.: Академия, 1999. – 547с. 48. Психология человека от рождения до смерти / под ред. Реана А.А. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 328с. 49. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. – М.: Педагогика, 1998. – 197с. 50. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии : учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2007. – 713 с. 51. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А. Васильевой. – М.: Статут, 1986. – 145с. 52. Руководство практического психолога. Готовность к школе: Развивающие программы / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Психология и педагогика, 1995. – 129 с. 53. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 309с. 54. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. – М.: Психология и педагогика, 1987. – 202с. 55. Сигел Л. Как воспитать дошкольника – М.: РОСМЭН, 1998. – 230с. 56. Троян А.Н. Функция педагогического анализа в управлении работой дошкольного учреждения. – М.: Статут, 1984. – 85с. 57. Улъенкова У.К. К проблеме дифференцированной подготовке детей к школе // Дошкольное воспитание. – 1987. - № 2. – С.52 – 64. 58. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология – М.: Академия, 2001. – 346с. 59. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития – М.: Тривиола, 1994. – 349с. 60. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: Университетская книга, 1996. – 205с. 61. Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Школа-Пресс, 1985. – 186с.
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Роль воспитателя в социальном становлении ребенка дошкольного возраста Одной из приоритетных задач дошкольного образования на современном этапе развития общества является организация учебно-воспитательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка. Как известно, в основе любой деятельности ребенка-дошкольника лежит его собственная активность, в том числе и познавательная [22]. Общение со взрослым помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое непосредственное воздействие на особенности и развитие его общения со сверстниками. Взрослый является ребенку в качестве образца для подражания, эталона, а в общении со сверстниками ребенок пробует присвоенные им в общении со взрослым способы деятельности, особые формы взаимодействия (М. И. Лисина, 1974). Таким образом, и в общении со сверстниками до конца дошкольного возраста ведущей фигурой остается взрослый. В развитии личности ребенка важную роль играет переход из сферы стихийных детских и семейных групп в сферу педагогически организованных коллективов. Такой коллектив занимает особое место в становлении личности, поскольку именно в нем наиболее целенаправленно и интенсивно формируются необходимые обществу социальные установки, образцы поведения, приобретаются знания, умения и навыки общественной жизни.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg