Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, БИОЛОГИЯ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ

lana-2021 450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 53 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.03.2020
Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом XXI века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Потому и желание современных педагогов максимально приблизить учебную деятельность ребенка в школе к познавательной постепенно трансформируется из десятилетия звучавшей декларации в реальную потребность весьма зримо опредмечиваемую в образовательной практике. В современном российском образовании это выражено в активно проявляемом стремлении педагогов к внедрению продуктивных методов обучения.
Введение

Актуальность темы исследования. В современных социально-экономических условиях усиливается роль исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе школы. Одной из целей среднего образования является подготовка выпускника, способного к успешному продолжению обучения в вузе, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, требующих от человека творческого напряжения и интеллектуальных усилий. Научно-исследовательская деятельность (НИД) позволяет учителю выявить способности учащегося к изучению того или иного предмета, а иногда нескольких, и зачастую побуждает к осознанию учащимся собственных способностей и возможностей. Необходимыми условиями ее осуществления являются следующие: готовность учащихся к этому виду работы; компетентность учителя и его желание руководить научно-познавательной деятельностью школьников, участвующих в той или иной образовательной области. Проблема о видах исследовательских работ учащихся крайне важна при организации исследовательской деятельности в школе. Во-первых такая деятельность, в особенности на своих начальных порах, должна быть направлена на достижение понятных школьнику целей, во-вторых, он сам должен почувствовать «вкус» к такой работе, занимаясь конкретными исследованиями, решая понятные для него творческие задачи. В современных условиях возрастает роль научно-исследовательской работы учащихся, которая становится важным фактором интеллектуального и духовного развития подрастающего поколения. Современный учитель является важнейший фигурой в организации педагогического процесса. От его профессиональной пригодности, педагогического мастерства, творчества, и готовности к инновационной деятельности зависит эффективность педагогической системы. Академик Остроградский писал: «Хороший учитель рождает хороших учеников». Учитель был и остается главным условием для освоения новых программ и учебников, развития творческой, духовно богатой личности. Главная функция современного учителя – управление процессом обучения, воспитания и развития личности ученика. В этих условиях особую значимость приобретает именно организация научно-исследовательской деятельности так как она выступает фактором саморазвития, самоопределения, оказывает существенное влияние на личностно профессиональное становление. Исследовательская деятельность как таковая не является инновацией, ее определенные элементы органически включены в образовательный процесс учебных заведений. Происходящие сегодня изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыками самостоятельного движения в информационных полях, формированием у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих и жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Однако, в педагогической литературе крайне мало разработок, в которых отражается методика и организация научно-исследовательской деятельности в школе, виды и формы исследовательской работы, наиболее подходящие для различных профилей (С.Т Шацкий [60]; М.В. Кларин[20]; Н.Г. Алексеев, А.В Леонтович, [3]; М.М. Фирсова,[54]). В связи с этим, объектом нашего исследования является образовательный процесс в профильных биолого-химических классах средней школы. Предмет – содержание, формы и методы организации исследовательской деятельности учащихся по биологии. Цель исследования: обосновать, разработать и апробировать программы организации исследовательской деятельности учащихся. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс организации исследовательской деятельности учащихся будет эффективнее, при реализации проектной деятельности и системно - деятельностного подхода. Задачи: Проанализировать современное состояние проблемы организации исследовательской деятельности учащихся по биологии. Разработать методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся. В основу исследования положены теоретические положения концепций: Л.С. Выготский: понятие зоны ближайшего развития и культурно-историческая теория. С.Т. Шацкий: представления о развивающей образовательной среде. В.В. Давыдов: понятие о теоретическом мышлении. И.Я. Лернер: концепция проблемного обучения. Н.Г. Алексеев: теория рефлексивного мышления. Таким образом, теоретическая значимость работы заключается в систематизации и конкретизации теоретического и эмпирического материала по организации научно – исследовательской деятельности учащихся в биологического образования, а практическая – в разработке и апробации программы, форм и методов организации исследовательской деятельности учащихся. Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3 Глава 1. Методы и формы исследовательской деятельности…..................6 1.1 Обоснование использования исследовательской деятельности обучающихся в образовательном процессе………………………………………………………..6 1.2 Организация исследовательской деятельности обучающихся……………..15 1.3. Особенности профессиональной подготовки учителя к использованию исследовательской деятельности в биологическом образовании…………….21 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по теме исследования......29 2.1 Опыт и результаты организации исследовательской деятельности учащихся по биологии в школе………………………………………………………………29 Заключение………………………………………………………………………...45 Список литературы……………………………………………………………….47 Приложения……………………………………………………..………………..51 Приложение А Анкета для педагогов…………………………………………...51 Приложение Б Программа: “Организация научно-исследовательской деятельности школьников” ………………………………………………………53
Список литературы

1. Алексеев Н.Г., Леонтович А. В, Обухов А.В, Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников.- 2008.- № 1.- С 24-34. 2. Бадыгов А.Р. Основы научных исследований: Учеб. пособие / А. Р. Бадыгов, Р. Э. Хабибуллин, О. А. Решетник; Казан. гос. технол. ун-т. - Казань: Казан. гос. технол. ун-т., 2003. – 92с. 3. Болотова Е. Л. Взаимодействие школы и педвуза на пути развития профильного обучения старшеклассников //Школа.-2008.-№2.-С. 68-69. 4. Брушлинский А В. Проблемы психологии субъекта. - М.- 1994. 5. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. - М.- 2006. 6. Веселова В. В. Американская школа: ценности образования (1960 - 1990-е гг.). - М.- 1999. 7. Выбор молодых: найти своё место в жизни помогут элективные курсы: (профильная подготовка) // УГ . – 2007 . - № 3 . – С. 10-15. 8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.- 1991. 9. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии М.- 1998. 10. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы, -2005.-№6.- С.45-52. 11. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование.- 2006. 12. Дьюи Дж. Демократия и образование. -М.-2006. 13. Жафяров А. Ж. Вариант одиннадцатилетней профильной школы // Педагогика .- 2006 .- № 9 .- С. 46-49 14. Зверев ИД. Приоритеты экологического образования // Развитие непрерывного экологического образования: Материалы 1-й Московской научно-практической конференции по непрерывному экологическому образованию / Под рел. В.В.Лебединского.- М.- 1995. 15. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. – М.- 1986. 16. Калмыкова З.И. Психолого-педагогические принципы развивающего обучения. – М.- 1979. 17. Кларин М.В. инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.:Наука.-1997. 18. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках М .- 1994. 19. Коцарь Ю.А. Актуальные вопросы организации научно-исследовательской работы в профильной школе // Методист . – 2008 . - № 3 . – С. 49-50 20. Кузнецов А.А. Базовые и профильные курсы: цели, функции, содержание //Стандарты и мониторинг в образовании. - 2007.- №5.- С. 30-33 21. Курдюмова И. М. Методическая работа в многопрофильной школе // Педагогика .- 2004 .- № 5 .- С. 49-52 22. Кучменко В. С. и др. Об экспериментальном преподавании биологии в 11 кл. в 2002-03 учебном году : (планирование в профильных классах) // Биология в школе .- 2007 .- № 5 .- С 19-25 23. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование.-2002.- № 10.- С. 52-56 24. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей. М., МГДД(Ю)Т.- 2002. -110 с. 25. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.- 1981. 26. Лернер И.Я. Проблемное обучение. — М.: Знание- 1974. 27. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс.- М.- 1995. 28. Логинова Н.А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе. // Психологический журнал.- 2000.- том 21.- № 5. 29. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.- 1972. 30. Махмутов М.И. Проблемное обучение. – М.- 1975. 31. Мельников В.Е., Мигунов В.А. Методическое письмо о проведении элективных курсов // Проф.школа . – 2007 . - № 3 . – С. 3-5 32. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.// Под ред. Е.С. Полат. - М.- 2000. 33. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование.-2002.- № 10.- С.52-56 34. Организация научной работы, инновационной деятельности и подготовки научно-педагогических кадров в Новгородском университете / Гавриков, Анатолий Леонидович, Гантмахер, Владимир Ефимович, Емельянова, Татьяна Александровна и др.; НовГУ им. Ярослава Мудрого; Под ред. А.Л. Гаврикова. - Великий Новгород, 2002. - 136 с.// Школьные технологии . – 2002 . - № 4 . – С. 79 35. Павлищев А.А. Модели старшей профильной школы в системе образования Ставропольского края //Профильная школа.- 2004.- №3.- С. 18-24 36. Педагогические теории, системы и технологии: Хрестоматия. Ч.1 /Под ред. Е.Н.Селиверстовой. – Владимир.- 1998. 37. Пентин А.Ю. Непрофильные предметы в профильной школе: естественные науки для «пользователя» // Профильная школа . – 2004 . - № 1 . – С. 20-24 38. Переверзев Л. Проектный подход и требования к учителю // Школа и производство. - 2002. - №1. - С.14- 16. 39. Поддьяков А.Н. Дети как исследователи: [Психол. аспект] // Magister.- 1999.- N 1.- С. 85-95. 40. Полат Е.С. Как рождается проект. - М.-1995. 41. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе.- 2000. - № 2.- С. 38-43. 42. Полат Е.С. Технология телекоммуникационных проектов // Наука и школа.- 2007. - № 4.- С.52-61. 43. Профильное обучение : тематический выпуск // Вестник Образования. - 2006. - №4. – С. 32-38. 44. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование.- 2001. — 272 с. 45. Саввичев А.С. Модель предметного содержания юношеской исследовательской экспедиции. // Народное образование.- 2006.- № 10.- С. 42-48. 46. Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников.- 2007.- №1.- С. 34-45. 47. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии // Народное образование.- 2008. - №2. – С. 5-8. 48. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика // Под ред. Е.С. Полат. - М.- 2000. 49. Титов Е.В. Формирование готовности старшеклассников к исследовательской деятельности в сфере экологии// Педагогика.- 2006.-№9.-С. 39-45. 50. Трофимова Н.М. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста// Педагогика.- 2006.-№2.- С.42-47. 51. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избр. труды.- М.-1999. 52. Фирсова М.М. Исследовательская деятельность учащихся гимназии // Педагогика.-2007.-№8.-С. 26-31.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1 Обоснование использования исследовательской деятельности обучающихся в образовательном процессе. Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. В наше время одного такого обучения оказывается явно недостаточно, и для достижения поставленных целей необходимо также использование принципиально иной (хотя и не новой) философии построения образовательного процесса. Считается, что она берет свое начало в трудах Джона Дьюи [14]. Именно этот американский ученый сто лет назад предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика, с учетом его личных интересов и целей. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыками самостоятельного движения в информационных полях, формированием у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих и жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. В отечественной науке проблемами педагогических технологий занимаются В.В. Гузеев, З.И. Калмыкова, М.В. Кларин, В.М. Монахов, Ю.А. Коцарь и др.[11,17,19,20].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Биология, 33 страницы
550 руб.
Дипломная работа, Биология, 42 страницы
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg