1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
1.1 СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Комерческая деятельность представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности направленной на совершенствование купли- продажи товаров и удовлетворение покупательского спроса, а так же получение прибыли.
Таблица 1 – Понятия коммерческой деятельности у различных авторов
Автор Определение коммерческой деятельности
Абчук В.А. Товарно-денежный обмен, в процессе которого товары от поставщика переходят в собственность торгового предприятия с ориентацией на потребности рыночного спроса потребителей [2, с. 116]
Альбеков А.У. Комплекс операций, обеспечивающих куплю-продажу товаров и вместе с торговыми процессами представляющих собой торговлю в широком смысле слова [3]
Аникин Б.А. Процесс организационно-технического и социально-экономического взаимодействия хозяйствующих субъектов по поводу распределения и организации обмена продукцией и услугами на эквивалентной основе [4, с.12]
Балацкий Е.А. Особый вид деятельности, связанный с реализацией товаров, от которой зависят конечные результаты торгового предприятия [7, с. 34]
Брагина Л.А. Все то, что обеспечивает максимальную выгодность торговой сделки для каждого из партнеров при первоочередном учете интересов и запросов потребителей [8, с. 110]
Виноградова С.Н. Оперативно-организационная деятельность по осуществлению операций обмена товарно-материальных ценностей в целях удовлетворения потребностей населения и получения прибыли [9]
Синецкий Б.И. Комплекс операций торговых организаций – производителей товаров и услуг или независимых торговых организаций [20, с. 21]
Третьяк С.Н. Часть предпринимательской деятельности на товарном рынке и отличается от нее по большому счету лишь тем, что не охватывает сам процесс изготовления товара или оказания услуги [21, с.60]
Коммерческая деятельность выступает как способ реализации коммерческих отношений между субъектами рынка .Эти отношения призваны стимулировать производство, развивать потребности ,активизировать товарно-денежный обмен. Поэтому коммерческая деятельность ,являясь объективно необходимой категории рыночной экономики, имеет приоритетное значение и занимает ведущее место.
Основная цель коммерческой деятельности- получение прибыли. Она может быть реализована в различных сферах деятельности: производственной, торговой, финансовой, биржевой, посреднической и т.д. Чаще всего субъекты вынуждены заниматься несколькими видам деятельности, диверсифицировать их, реагируя на рыночные изменения.
Несмотря на то что в условиях развития рыночных отношений усиливается роль коммерциализации (получения прибыли), решение социальных задач также является важным. Со стороны государства должна быть определена система экономических рычагов, обеспечивающая решение социальных задач при создании благоприятных условий для эффективной коммерческой деятельности. Этот вид деятельности должен быть выгоден каждому , кто им занят, обеспечивать активное развитие экономики и достаточное поступление средств для решения социальных задач.
Вместе с тем получение прибыли является и промежуточной целью как для коммерсантов, так и для государства. Прибыль необходима , чтобы удовлетворить определенные потребности, решить поставленные задачи, достичь намеченных целей, обеспечить инновационное развитие. Если активизируется потребление, то развивается и производство, оживляется экономика в целом.
Потребности являются движущей силой коммерческой деятельности: нет потребности- нет спроса, надобности в производстве товаров; нет прибыли- нет инвестиций, нет развития. Поэтому коммерческий успех заключается в поиске и формировании потребностей и наиболее эффективных способов их удовлетворения. Это осуществляется путем реализации актов купли- продажи. Важно отслеживать, сколько прибыли получено, и как она используется. Коммерческие цели необходимо достигать не любой ценой, а за счет реализации наиболее эффективных коммерческих решений.