Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта

natati2016 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 33 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.02.2018
В курсовой работе нами была изучена такая проблема, как особенности математических представлений детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями. Основные задачи работы были достигнуты: проанализированы особенности математических представлений у дошкольников в норме и с нарушением интеллекта; исследованы методики по развитию математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. Исследуя данную проблему, мы исходили из важности развития математических представлений дошкольников с нарушением интеллекта, как одного из важных процессов в развитии. Данное исследование представляет собой особый интерес, а так же является актуальном, и будет оставаться таким еще долгое время.
Введение

Актуальность исследования. Математические представления - это элементарные знания о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для развития у ребенка дошкольного возраста житейских и научных понятий У нормально развивающихся детей преддошкольный возраст является благоприятным для подготовки к усвоению начальных математических знаний. Своевременная деятельность всех органов чувств ребенка обеспечивает широкие возможности дифференцированного восприятия разных качеств (цвета, формы, величины) и количеств предметов окружающего мира. Ребенок способен адекватно воспринимать окружающую действительность, обретать собственный жизненный опыт. Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение дошкольниками системы математических представлений оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе (Г.А. Корнеева, А.М. Леушина, 3.А. Михайлова, Н.И. Непомнящая, Р.Л. Непомнящая, Ф. Пали, Ж. Пали, Т.Д. Рихтерман, Е.В. Сербина, Е.В. Соловьева, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.В. Щербакова и др.). При отсутствии специально организованного обучения математическое развитие в дошкольном возрасте проходит медленно и не достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, для успешного обучения в школе У детей с нарушением интеллекта развитие математических представлений происходит гораздо сложнее. Как известно, причиной интеллектуального нарушения является поражение головного мозга ребенка (недоразвитие плода, болезнь, ушиб и т.д.). Однако не всякое поражение головного мозга ребенка приводит к стойкому нарушению его познавательной деятельности. В некоторых случаях таких тяжелых последствий может и не быть. Однако особой проблемой является обучение таких детей. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Многие видные психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, Т.В. Тарунтаева) считают, что развитие математических представлений у ребенка с интеллектуальными нарушениями должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях.[49] Вопросы особенностей математических представлений детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями рассмотрены в работах Л. В. Кузнецовой, Н. Г. Морозовой, А. А. Катаевой, Е.А. Стребелевой, Ж.Т. и др. Фактор, делающий данную проблему актуальной связан с тем, что дети с интеллектуальными нарушениями это разнообразная категория, которая включает в себя детей с различной степенью тяжести дефекта. Вместе с тем анализ экспериментальных исследований показывает, что в отношении каждой из представленных категорий детей с недостатками интеллекта не выделены дифференциальные особенности математических представлений. Фактор, делающий данную проблему актуальной связан с тем, что дети с интеллектуальными нарушениями это разнообразная категория, которая включает в себя детей с различной степенью тяжести дефекта. Вместе с тем анализ экспериментальных исследований показывает, что в отношении каждой из представленных категорий детей с недостатками интеллекта не выделены дифференциальные особенности математических представлений. Цель данной работы - рассмотреть особенности математических представлений у детей с интеллектуальными нарушениями. Объектом исследования являются математические представления у детей дошкольного возраста. Предмет исследования - формирование количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. Гипотеза исследования: математические представления детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта характеризуется такими особенностями, как: • низкий уровень развития умений и навыков по сравнению с детьми в норме; • сложности в усвоении последовательности действий; • неспособность выполнять математические задания самостоятельно. Задачи исследования: 1)Изучить научную, методическую литературу по исследованию нарушений математических способностей у детей с интеллектуальным недоразвитием. 2)Проанализировать особенности математических представлений у детей дошкольного возраста в норме и у детей с интеллектуальным недоразвитием. 3) Подобрать методики исследования. Методы: -анализ теоретической литературы; -метод эксперимента; -метод количественного и качественного анализа результатов исследования. Курсовая работа состоит из введения, теоретической и практической главы, заключения, списка литературы и приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ…...6 1.1 Особенности математических представлений у детей в норме…………6 1.2 Особенности математических представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью…………………………………………..13 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА………………………..21 2.1 Методы и методики изучения математических представлений детей дошкольного возраста с нормальным и нарушенным интеллектом…………21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...25 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….27 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..31
Список литературы

1.Алышева Т.В. Изучение арифметических действий с обыкновенными дробями учащимися вспомогательной школы //Дефектология. 2014 №4. 2.Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения. Вопросы психологии.- 2013. - №1. 3.Бибина О.А. Изучение геометрического материала в 5-6 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. - М.: Владос, 2015. – 136 с. 4.Брезе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах. Москва, "Просвещение", 2014.Горскин Б.Б. Система и методика изучения нумерации многозначных чисел во вспомогательной школе //Дефектология - 2011. - № 4. 5.Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. Москва, 1973. 6.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе под редакцией В.В. Воронковой. Москва, 2013. 7.Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах, том 5. Москва, 2012. 8.Гельфан Е.М. Арифметические игры и упражнения. М: Просвещение, 1968. 9.Егорова Т.В., Лонина В.А., Розанова Т.В. Развитие наглядно-образного мышления у аномальных детей. Дефектология, 2012. - №4. 10.Жигалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. М: Просвещение, 2013. 11.Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. М: Просвещение, 1985. 12.Истомина Н.Б. Методика преподавания математики в начальных классах. -- М., 1992. 13.Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Москва, 2012. 14.Коваленков В.Г. Дидактические игры на уроках математики. Москва, 2013. 15.Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой. М: Просвещение,1981. 16. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М: Просвещение, 2014. 17. Кумарина Г.Ф. Педагогическая диагностика учения и развития школьников в системе коррекционного обучения. Педагогическая карта учащегося. Методические рекомендации. НИИ общей педагогики АПН СССР, М.1988. 18. Крутецкий В.А. Психология математических способностей. -- М.,1998. 19. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Москва, 2008. 20. Коваленков В.Г. Дидактические игры на уроках математики. Москва, 1990.
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ 1.1 Особенности математических представлений у детей в норме Математические представления - это элементарные знания о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для развития у ребенка дошкольного возраста житейских и научных понятий.[7] Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Проблемы обучения детей математике интересовали ученых на протяжении многих веков. В 17-19 вв. Б.А. Кордемский, Дж. Локк, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, М. Монтессори и др. пришли к выводу о необходимости специальной математической подготовки детей дошкольного возраста. Формирование у них знаний о размере, измерении, времени и пространстве рассматривалось с точки зрения практической целесообразности. Этот период становления методики называют эмпирическим, так как основные идеи математического развития обобщали личный опыт педагогов. [21] Огромный вклад в методику математики внес И. Г. Песталоцци. Он назвал свою теорию образования элементарной, так как считал, что развитие ребенка должно начинаться с наипростейших элементов и двигаться к сложным. Им была разработана система расположенных в определенной последовательности упражнений, с целью привести в движение присущее природным силам человека стремление к деятельности. Вслед за Я. А. Коменским И. Г. Песталоцци придавал значение наглядности в обучении как средству развития у ребенка умения в процессе наблюдения сравнивать предметы, выявляя их общие и отличительные признаки и соотношения между ними. С целью облегчить ребенку наблюдения и упорядочить их он выделил простейшие элементы, общие для всех учебных предметов и потому являющиеся исходными для любого предмета. Первоначальное обучение счету И. Г Песталоцци предложил начинать с единицы: на основе сочетания разъединения единиц давать детям наглядные представления о свойствах чисел. Он первый стал обучать детей геометрии и предлагал переход от изучения формы к измерениям, рисованию и письму.[32] Разработка подходов к освоению детьми количественных отношений, чисел и цифр стала основной проблемой. Д. Л. Волковский, Ф. Н. Блехер, В. А. Лай, К. Ф. Лебединцев и в настоящее время Г. Доман, последователи А. В. Грубе, безосновательно считали, что освоение первоначальных количественных представлений должно проходить на основании целостного восприятия чисел. В противовес методу изучения чисел В. А. Латышевым был предложен метод изучения действий. Обучение, основанное на этом методе, способствовало значительному повышению уровня теоретической подготовки. Однако отвлеченные математические закономерности, которыми должны были руководствоваться ученики при выполнении тех или иных операций, иногда не имели для них реального смысла, были лишены прочной базы чувственного восприятия. В дальнейшем при обучении детей математике стали использовать метод изучения чисел, и метод изучения действий в их сочетании. Большой интерес представляет метод М. Монтессори, который связывает формирование математических представлений и сенсорное развитие детей. Наглядный дидактический материал, разработанный М. Монтессори, позволяет активизировать работу зрительных, слуховых, тактильных анализаторов. Упражнения со специально разработанными пособиями имеют цель развить представления детей о количестве, форме, величине, пространстве и времени. Когда ещё не существовало таких терминов, как "гуманизация" и "личностно-ориентированный подход", М. Монтессори обращалась к педагогам и родителям с призывом относится к ребенку как к личности, не унижать его человеческое достоинство, не рассматривать как орудие проявления своей воли, а самое главное — доверять в стремлении к самообразованию. Занимаясь с детьми, она действительно добилась высоких результатов обучения. Введение созданных ею методов в практику школ привело к внушительным результатам.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg