Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Социально – педагогическая профилактика дезадаптации у первоклассников

natati2016 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 85 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.02.2018
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы: Поступление в первый класс – это особый период в жизни ребёнка. Появление этого возрастного этапа связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. Содержание среднего образования и его задачи меняются в соответствии с меняющимися условиями социума, поэтому психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста как начального звена школьного детства также нельзя считать окончательными и неизменными. Однако можно говорить о наиболее характерных чертах этого возраста.
Введение

Актуальность исследования. Изменения, происходящие в политической и экономической жизни страны, углубили существующие и обозначили новые проблемы: повышение социальной напряженности в обществе, падение уровня жизни людей, нарушение или ослабление социальных институтов. Объективно существующая в обществе напряженность порождает напряженность в школе, которая ощущается как состояние неуравновешенности, неопределенности, неустойчивости, незащищенности. Придя в школу, детям сложно приспособится к образовательному учреждению, к новой обстановке, определенному режиму. Как следствие, возникает проблема дезадаптации первоклассников. Дезадаптация(не знаю как поставить тире) нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям [4, с.12]. В связи с этим, актуальность социально-педагогической профилактики дезадаптации у первоклассников в общеобразовательных учреждениях очевидна, так как школа в жизни ребенка (наряду с семьей и группой сверстников) занимает одно из важнейших мест. Большую часть времени учащийся проводит в ее стенах, здесь в ходе учебного процесса он познает мир, изучает законы природы и общества, усваивает правила человеческого общежития. Вопросы выявления, профилактики дезадаптации в различных её аспектах, всегда привлекающие внимание ученых, находят свое отражение в трудах Б.Г. Ананьева, С.А Беличева, А.С. Белкина, В.Г. Бочаровой, В.И. Загвязенцева, А.В. Мудрик, В.А. Сластенина и др. Исходя из вышесказанного, возникает противоречие между необходимостью социально-педагогической профилактики дезадаптации у первоклассников и неразработанностью соответствующего научно обоснованного комплекса мероприятий по рассматриваемой профилактике. Проблема исследования: каково содержание комплекса мероприятий по социально-педагогической профилактике дезадаптации у первоклассников? В данной работе будет акцентировано внимание на социально-педагогической профилактике школьной дезадаптации у первоклассников. Объект исследования: процесс социально-педагогической профилактики дезадаптации у детей. Предмет исследования: содержание вторичной социально-педагогической профилактики школьной дезадаптации первоклассников. Цель исследования: разработать комплекс мероприятий по вторичной социально-педагогической профилактике школьной дезадаптации у перво-классников. Гипотеза исследования: вероятно, разработанный комплекс мероприятий по вторичной социально-педагогической профилактике школьной дезадаптации у первоклассников будет эффективен, если соблюдены следующие условия: - проанализирована психолого-педагогическая характеристика перво-классников; - изучено понятие школьной дезадаптации в научной литературе; - раскрыто содержание вторичной социально-педагогической профилактики школьной дезадаптации у первоклассников. - проведено диагностическое исследование школьной дезадаптации у первоклассников. Исходя из сформулированной гипотезы исследования, можно выделить следующие задачи исследования: 1. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику первоклассников. 2. Раскрыть понятие школьной дезадаптации в научной литературе. 3. Описать основные направления вторичной социально-педагогической профилактики школьной дезадаптации у первоклассников. 4. Проанализировать деятельность по изучаемой проблеме исследования. 5. Провести диагностические исследования школьной дезадаптации у первоклассников. Методы исследования: - теоретические: анализ и синтез, сравнение, обобщение; - эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, ана-лиз документов. База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение «Нижнетуринская гимназия» г. Нижняя Тура. Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Содержание

Введе-ние………………………........................................................................3 Глава 1. Теоретические основы вторичной социально-педагогической профилактики школьной дезадаптации у первоклассни-ков………………………………………………………………………………….....7 1.1. Психолого-педагогическая характеристика первоклассни-ков…7 1.2. Понятие школьной дезадаптации в научной литерату-ре……….14 1.3. Основные направления вторичной социально-педагогической профилактики школьной дезадаптации у первоклассни-ков………………………….....................................................................…22 Глава 2. Опытно-поисковая работа по вторичной социально-педагогической профилактике школьной дезадаптации у первоклассников в МАОУ «Нижнетуринская гимна-зия»………………………………………35 2.1. Анализ деятельности в МАОУ «Нижнетуринская гимназия» по изучаемой проблеме исследова-ния…………………………………………………35 2.2. Диагностическое исследование школьной дезадаптации у перво-классни-ков………………………………………………………………………………47 2.3. Содержание и обоснование программы по вторичной социально-педагогической профилактике школьной дезадаптации у первоклассни-ков…..60 Заключение …………………………………………………………………73 Список использованной литерату-ры……………………………………79 Приложе-ние…………………………………………………………………85
Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя. М., 2008. 57 с. 2. Антипин Е. На пороге нового века. ?? Клуб: Творчество. Общение. Интересы. 2001. №1.С. 67-71. 3. Арнаутова Е.П., Иванова Е.М. Общение с родителями: Зачем? Как? М., 2009.212 с. 4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Книга для учителей, родителей и студентов высших и средних учреждений образования. Екатеринбург, 2000.С. 41-58. 5. Белкин А.С. Ситуация успеха. Книга для учителя. Екатеринбург, 1997.186 с. 6. Бодалев А.А. Концепция воспитания учащейся молодежи в современ-ном обществе. М., 2001. 175 с. 7. Большая Советская Энциклопедия /гл. редактор А.М. Прохоров. 3-е изд. М.: Издательство «Советская Энциклопедия», 1973. Т. 12.643 с. 8. Большой энциклопедический словарь ? гл. редактор А.М. Прохоров. Издание 2-е перер. и доп. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». С-П.: «Норинт», 2011. 613 с. 9. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 237 с. 10. Брагина Т.А. Настольная книга вожатого (опыт словаря-справочника), Часть I. ? Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998. 74 с. 11. Брагина Т.А. Настольная книга вожатого (опыт словаря-справочника), Часть II. ? Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998. 68 с. 12. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений ? Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 251 с. 13. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» ? М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; под ред. М.В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 2004. 311 с. 14. Воспитание и профилактика: Профилактика дезадаптации у перво-классника ?? И.В. Дубровина. № 11.М., 2007. С. 18-23. 15. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития ?? Указ. соч. Т. 4. – М., 1984.204 с. 16. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. М. Знание, 2008. 234 с. 17. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную филосо-фию. М., 1995.178 с. 18. Гребенников И.В. Школа и семья: Пособие для учителя. М., 2005. 169 с. 19. Детские и подростковые клубы по месту жительства в новых социально-экономических условиях: Сборник материалов ? Под ред. Д.М. Камского, В.Л. Назарова. Екатеринбург, 2004. 84 с. 20. Дневник классного руководителя: Методические рекомендации ? Урал. гос пед. ун-т; сост. Н.Г. Санникова. Екатеринбург, 2007. 126 с. 21. Дудина М.Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике. Екатеринбург: «Наука», Уральское отделение, 2008. 174 с. 22. Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. М., 2002. 125 с. 23. Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности – основа учебно-воспитательного процесса. М., 2003. 163 с. 24. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика отклоняющегося поведения школьников: методические рекомендации ? Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. С. 67-73. 25. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика семьи: Методические ре-комендации ? Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2005. 69 с. 26. Ключевский В.О. Два воспитания ?? Собр. соч.: В 9 т. М., 1990. Т. 9. 27. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008. 142 с. 28. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 2008. 257 с. 29. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 181 с. 30. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М. Издательский центр «Академия», 2009.310 с. 31. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 2011. 152 с. 32. Маишева В.А. Работа с родителями: Пособие для учителя. Из опыта работы. М.: Просвещение, 2012. 102 с. 33. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. М., 2004. 138 с. 34. Мир детства: Младший школьник ? Под ред. А.Г. Хрипковой; Отв. ред. В.В. Давыдов. 2-е изд., доп. М.: Педагогика, 1988. 247 с. 35. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». М., 1991. 153 с. 36. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студ. пед. вузов ? Под ред. В.А. Сластенина. 4-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Акаде-мия», 2003. 264 с. 37.Немов Р.В. Психология: Учебное пособие для учащихся педучилищ, студентов пединститутов. М., 1998. 192 с. 39. Новикова Л.И. Школа и среда. М., 2015. 163 с. 40. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера», 2008. 214 с. 41. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений ? Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник, 1997. 798 с. 42. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 2005. 116 с. 43. Оценка психологической средовой адаптации трудновоспитуемых учащихся: Материалы к спецкурсу ? Департамент образования. Екатеринбург, 2003. С.79-85. 44. Пахомова Е. Чего на свете нет дороже? ?? Клуб: Творчество. Общение. Интересы. 2002. №4.С. 57-63. 45. Помощь родителям в воспитании детей. Перевод с англ. ? Общ. ред. и предисл. Пилиповского В.Я. М.: Прогресс. 2002.162 с. 46. Прихожан А.М. Дети без семьи. М., 2013. 219 с. 47. Разноцветный мир детства: Детские общественные организации: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений ? И.И. Фришман, Л.В. Байбородова, А.В. Волохов, М.И. Рожков и др. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 178 с. 48. Растим здоровых, умных и добрых: воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших педагогических заведений, учителей начальных классов и родителей ?Сост. Л.В. Ковинько. 2-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 154 с. 49. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека. М., 2004. 227 с. 50. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. посо-бие: В 2 кн. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 257 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы вторичной социально-педагогической профилактики школьной дезадаптации у первокласс-ников 1.1. Психолого-педагогическая характеристика первоклассников Опираясь на труды Д. Б. Эльконина, границы младшего школьного возраста определяются от 6 до 11 лет. Одним из значимых моментов данного возраста является то, что ребенок начинает обучение в школе [68, с.21]. Придя в школу, ребенок обучается усидчивости, ответственности и самостоятельности. С развитием сознательности и самостоятельности, ребенок начинает утрачивать свою наивность и непосредственность, у него появляется другая логика мышления. Учение для него – значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. В период с 6-11 лет, семья для ребенка играет значимую роль в удовле-творении его потребностей и помощи в адаптации к школе и новому коллективу. Также, в данном возрастном периоде возрастает роль школы в формировании и развитии интересов ребенка [4,с. 42]. Одним из ярких периодов младшего школьного возраста считается период с 7-8 лет. Этот период является кризисным для ребенка, так как он приобретает новый статус – ученик и приспосабливается к качественно новой среде. По мнению Л.С. Выготского, кризис 7-8 лет является приобретением самостоятельности ребенка и утверждение им своего социального «Я» [15, с. 34]. В сознании ребенка происходит своеобразная перезагрузка. Появляются новые ценности. И, если раньше родители являлись единственным и самым влиятельным авторитетом, то, теперь авторитет учителя и его слово стоят на первом месте. Находясь в возрасте 7-8 лет, ребенок в своем сознании перестраивает эмоционально-мотивационную сферу. Он становится чутче, ранимее, более остро реагирует на неудачи и успехи. Цепь одинаково переживаемых ребенком неблагоприятных ситуаций приводит к формированию устойчивых комплексов – чувства ненужности, оскорбленного «Я», чувства неполноценности. И, напротив, при постоянной череде побед и успехов у ребенка может сформироваться необоснованно завышенная самооценка [15, с. 37]. Возможно, при взрослении эти аффективные образования исчезнут или же изменятся при приобретении ребенком опыта. Но некоторые аффективные преобразования, в совокупности с негативными воспоминаниями и оценками, зафиксируются в сознании ребенка и смогут оказать влияние на становление его самооценки в будущем. При данном усложнении эмоционально-мотивационной сферы ребенка возникает внутренняя жизнь ребенка. Внутренняя жизнь совокупность негативных моментов, оценок и переживаний ребенка, которая влияет на его поведение [29, с. 68]. Когда ребенок начинает отличать свою внутреннюю жизнь и внешнюю изменяется его поведение и взгляд на жизнь, мир вокруг. Ребенок учится продумывать свои поступки, ищет смысл в действиях. Тем самым, смысловой ориентир становится важной стороной внутренней жизни. Направленность личности ребенка 7-8 лет, отражена в его мотивах, по-требностях. Ребенок по-прежнему нуждается в игре, но игра приобретает иной смысл. Игра оснащается осознанными целями, приобретает свойства деловой игры [15, с. 40]. У ребенка первого года обучения, зачастую, высокая потребность в движении, подвижных играх, так как он ещё не сформировал умение сидеть на уроке неподвижно. Задача учителя – давать возможность детям больше двигаться, проводить на уроках физкультминутки, играть в подвижные игры. Потребность во внешних впечатлениях также является одной из особен-ностей детей младшего школьного возраста. При взрослении, эта потребность трансформируется в познавательную потребность, которая, также, является значимой для ребенка данного возраста [15, с. 42].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg