Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Конституционно-правовой статус языка в Российской Федерации: история и современность

natati2016 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 31 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.02.2018
В конституциях многих европейских государств, имеющих положения или статьи, аналогичные по своему содержанию ст. 68 Конституции Российской Федерации, вместо термина «государственный язык», как правило, используется термин «официальный язык». Термин «официальный язык» достаточно широко используется в отечественной и вообще в русскоязычной литературе, посвященной зарубежным государствам и их правовым системам, а также применительно к языкам иностранных государств.
Введение

Конституционно-правовое закрепление государственного (либо официального) языка является центральным и наиболее значимым элементом правового режима языков. Оно затрагивает не только вопросы использования национальных языков в законодательно очерченных сферах официальных отношений в пределах государственной территории, но и права их носителей: как отдельной личности, так и этнических общностей. Закрепление государственного языка характерно для государств со сложной национальной структурой населения и многообразием используемых населением национальных языков и диалектов. Наиболее важным и сложным представляется введение государственного языка в многонациональном федеративном государстве (особенно когда его субъекты также обладают правом устанавливать государственные языки, как это предусмотрено в Конституции РФ (ч. 2 ст. 68). Здесь вопросы правового режима языков, бытующих на территории федеративного государства и его субъектов включают помимо создания правового механизма защиты прав национальных меньшинств в области языковых отношений необходимость законодательного урегулирования условий и порядка использования общегосударственного языка и государственных (либо официальных) языков субъектов федерации. Для государства с мононациональным и, следовательно, с одноязычным составом населения установление государственного языка заключается, главным образом, в констатации доминирующего положения какого-либо одного национального языка и закреплении гарантий прав национальных меньшинств в области национально-языковых отношений. Чаще всего введение государственного языка обусловлено непотребностями разрешения языковых проблем, но историческими причинами развития государства. Как правило, законодательство этих стран не содержит правовых норм, закрепляющих особый правовой режим национального языка. Между тем не существует единообразного правового решения данной проблемы. Данный феномен изучали такие исследовали как Блинова Ю.В., Васильева Л.Н., Грудцына Л.Ю. Джамалова Э.К., Доровских Е.М., Красовская Р.П., Кленов А.Л, Подмаско В.Б., Романовский Г.Б. ,Ягудин Ш.Ш.и другие ученые. Объектом исследования являются правоотношения, связанные с конституционным статусом государственного и официального языка. Предметом исследования являются конституционно-правовые нормы, регулирующие статус государственного языка в РФ. Целью исследования является комплексное исследование конституционно-правового статуса государственного и официального языка: понятия, проблем соотношения и развития. Задачи исследования: 1. Раскрыть понятие государственного языка в конституционно-правовой науке. 2. Показать соотношение понятий «государственный язык» и «официальный язык» 3. Изучитьконституционно-правовой статус языка и его исторические аспекты. 4. Выявить проблемы развития конституционно-правового статусагосударственного и официального языка на современном этапе Методологической основой исследования наряду с общенаучными (синтез, анализ) являются методы: работы с документами, исторический, контент-анализ, сравнительно-правовой, статистический. Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, включающих четыре параграфа, заключения и библиографического списка.
Содержание

Введение.………………………………………………………………………….3 Глава 1 Конституционно-правовой статус государственного и официального языка: понятие и проблемы соотношения…………………5 1.1 Понятие государственного языкав конституционно-правовой науке……………………………………………………………………………….5 1.2 Соотношение понятий «государственный язык» и «официальный язык»12 Глава 2 Конституционно-правовой статус языка в Российской Федерации: история и современность………………………………………17 2.1 Конституционно-правовой статус языка и его исторические аспекты….17 2.2 Проблемы развития конституционно-правового статуса государственного и официального языка на современном этапе………….....23 Заключение……………………………………………………….……. ………26 Библиографический список…………………………………………………..29
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации - 2009. - № 4. – Ст. 445. 2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 177-ФЗ // СЗ РФ. – 2001. – № 52 (ч. I). – Ст. 4921. 3. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О языках народов РСФСР“» // СЗ РФ. –1998 г. – № 31. – Ст. 3804. 4. Федеральный закон от 11 декабря 2002 г. № 165-ФЗ «О внесении дополнения в статью 3 Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2005. – № 23. – Ст. 2199. 5. Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2005. – № 23. – Ст. 2199. 6. Федеральный закон Российской Федерации от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. – № 52 (ч. I). – Ст. 5496. 7. Закон РСФСР от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. – 1991. – № 50. – Ст. 1740. 8. Договор Российской Федерации и Республики Беларусь о создании Союзного государства // СЗ РФ. – 2000. – № 2. – Ст. 146. 9. Государственный строй Российской Империи накануне крушения: Сб. законодательных актов / Сост.: О.И.Чистяков, Г.А.Кутьина. – М.: Изд-во МГУ, 1995. – 540с. 10. Государственное право Германии: В 2 т. – М.: Ин-т государства и права РАН, 1994. – Т. 1. – 490с. 11. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник. – М.: НОРМА, 2000. – 560с. 12. Конституции зарубежных стран. Американский континент. – Ереван: Мхитар Гош, 1998. – 490с. 13. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я.Сухарева, В.Д.Зорькина, В.Е.Крутских. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 560с. 14. Блинова Ю.В. О правовом статусе русского языка в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2012. - № 9. - С. 21–24. 15. Васильева Л.Н. Двуязычие нормативных правовых актов в Российской Федерации: совершенствование правовой основы//Журнал российского права. -2014. -№ 8. – С. 13-14. 16. Васильева Л.Н. Совершенствование законодательства в области использования языков народов России//Журнал российского права. - 2016. -№ 3 17. Грудцына Л.Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России/под ред. Н.А. Михалевой. - М., 2014. – 560с. 18. Джамалова Э.К., Курбанова З.М. Конституционно-правовые основы равноправия языков народов России как фактор развития правовой культуры народов Дагестана//Конституционное и муниципальное право. -2014. -№ 8. – С. 11-13. 19. Доровских Е.М. Правовые аспекты национально-языковой политики в Российской Федерации//Журнал российского права. -2015. -№ 11. – С. 15-17. 20. Доровских Е.М. К вопросу о разграничении понятий «государственный язык» и «официальный язык»//Журнал российского права. -2014. - № 12. - № 17-19. 21. Кутафин О.Е. Российский конституционализм. - М.: Норма, 2014. 22. Конституции государств Европы: В 3 т. / Под общ. ред. Л.А.Окунькова. – М.: НОРМА, 2001. 23. Конституции государств Европейского союза. – М.: НОРМА–ИНФРА-М, 1997. 24. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. В.В.Маклаков. – М.: БЕК, 2016. – 590с. 25. Красовская Р.П. Конституционно-правовой статус в Российской Федерации. // Журнал правовых и экономических исследований. 2016. № 3. С. 41–46.
Отрывок из работы

Глава 1 Конституционно-правовой статус государственного и официального языка: понятие и проблемы соотношения 1.1 Понятие государственного языка в конституционно-правовой науке Часть 1 ст. 68 Конституции Российской Федерации гласит: «Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык» . Казалось бы, перед нами очень ясно сформулированное и во всем понятное конституционное положение. Но за видимой ясностью скрываются проблемы толкования, которые, в свою очередь, порождают проблемы исполнения и применения этого конституционного положения. К сожалению, проблемы эти не только не сняты, но даже обострены актуализированным в 1998 и 2002 гг . Законом РСФСР от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» и Федеральным законом от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» . Главная проблема заключается в том, что русский язык назван Конституцией РФ государственным. Определение «государственный», как правило, используется в российском праве в совершенно конкретных значениях: государственная собственность, государственные предприятия, государственные органы, государственная власть, государственные награды, государственный заказ, государственный резерв и т. п. Когда речь идет о чем-то государственном в Российской Федерации, неопределенность присутствует только в одном: в Российской Федерации два так называемых уровня государственной власти – федеральный и региональный (или уровень субъектов Российской Федерации). В остальном нет никакой двусмысленности, никакой неопределенности. Ни один юрист, ни один государственный или муниципальный служащий не назовет что-либо государственное муниципальным, а муниципальное – государственным. Тем более никто не назовет государственное частным или частное – государственным. Определение «государственный» носит исключительный характер. Если мыслить традиционно, то, прочитав ч. 1 ст. 68 Конституции РФ, можно полагать, что государственный язык – это тот язык, который использует государство: его органы, должностные лица и служащие . Однако в ч. 2 ст. 68 Конституции РФ сказано: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации». Казалось бы, перед нами конституционное положение, напоминающее о федеративном устройстве России. Но почему свои государственные языки вправе устанавливать только республики, а все остальные субъекты Российской Федерации, то есть края, области, города федерального значения, единственная автономная область и автономные округа, должны довольствоваться государственным языком Российской Федерации? Если бы рассматриваемое положение ч. 2 ст. 68 Конституции РФ действительно учитывало федеративное устройство России, то края, области, города федерального значения и т. д. тоже обладали бы правом «устанавливать свои государственные языки». Понятно, что в подавляющем большинстве случаев государственным языком этих субъектов Российской Федерации был бы провозглашен все тот же русский язык. Но государственный язык Российской Федерации – это не федеральный государственный язык (по аналогии с федеральной государственной собственностью). Это не государственный язык федерального уровня власти. Это – язык всего федеративного государства в целом, а государственные языки республик являются исключением из общего правила, причем исключением в «федеративном стиле», ведь республики «вправе устанавливать свои государственные языки». Эта непоследовательность в принципах очень характер- на для нашей Конституции, построенной на унитаристско-федеративных противоречиях. Если действующая Конституция была бы унитаристской (пусть только в рассматриваемой нами части), то ст. 68 могла устанавливать те же самые два с небольшим десятка государственных языков, один из которых был бы государственным языком Российской Федерации на всей ее территории (русский язык), а остальные – государственными языками Российской Федерации на территории отдельных республик. Однако в действительности мы имеем сложную и довольно противоречивую правовую конструкцию, благодаря которой, с унитаристской точки зрения, у нас слишком много государственных языков, а с федералистской – слишком мало при таком количестве субъектов Российской Федерации .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 26 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 31 страница
420 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 46 страниц
520 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 52 страницы
400 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 24 страницы
320 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg