Глава 1 Понятие и виды времени отдыха по российскому трудовому законодательству
1.1. Пра¬во на отдых в качестве принципа трудо¬вого права
Право на отдых в Российской Феде¬рации закреплено как на высшем консти-туционном уровне, так и на уровне тру¬дового законодательства.
Часть 5 статьи 37 Конституции РФ закрепляет право каждого на отдых, при этом работающему по трудовому догово¬ру гарантируются установленные феде¬ральным законом продолжительность ра¬бочего времени, выходные и празднич¬ные дни, оплачиваемый ежегодный от¬пуск.
Статья 2 Трудового кодекса РФ перечисляет основные принципы право¬вого регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ни¬ми отношений. В том числе указывает, что, исходя из общепризнанных принци¬пов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ, основ¬ными принципами правового регулиро¬вания трудовых отношений и иных непо¬средственно связанных с ними отноше¬ний признается обеспечение права на от¬дых, включая ограничение рабочего вре-мени, предоставление ежедневного отды¬ха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.
Так как упомянутые в данной статье общепризнанные принципы и нормы международного права касаются трудо¬вых отношений, то они содержатся глав¬ным образом в Уставе Международной организации труда, Декларации Меж¬дународной организации труда «Об осно¬вополагающих принципах и правах в сфере труда», Декларации Междуна¬родной организации труда «О целях и задачах Международной организации труда».
В данных документах перечислены только основополагающие принципы и права в сфере труда. Эти фундаменталь¬ные начала лежат в основе выделения иных принципов трудового права и прав в области труда. Всего таких принципов названо четыре, но не только они прини¬маются во внимание при определении принципов уже в национальном законо¬дательстве, учитываются и другие поло¬жения документа, а также его общий смысл и значение.
В названных международных актах среди основных принципов непосред¬ственно право на отдых не упоминается, но указывается на срочную необходи¬мость улучшения условий труда путем, например: регламентации рабочего вре¬мени, включая установление максималь¬ной продолжительности рабочего дня и рабочей недели (Преамбула Устава МОТ); на необходимость защиты жизни и здоровья рабочих на всех работах (ст. III Декларации МОТ «О целях и за¬дачах Международной организации тру¬да»).
Российское законодательство разви¬вает эти положения и формулирует кон-ституционное, а вслед за ним и трудовое право на отдых, называя его принципом правового регулирования трудовых от¬ношений.
По вопросу соотношения основных прав и обязанностей и принципов права в юридической науке нет единства мнений.
Так, О. В. Смирнов в свое время ука¬зывал, что «...формулирование принци¬пов права в виде основных прав и обя¬занностей граждан представляется не¬убедительным... Принципы права соотно¬сятся с нормами действующего законода¬тельства... как категории сущности и яв¬ления» . Л. Ю. Бугров также не отож¬дествлял принципы трудового права с правами и обязанностями рабочих и слу¬жащих . И. Ю. Воронов, поддерживая данную точку зрения, предлагает с пози¬ции интегративного правопонимания ос¬новополагающие принципы российского трудового права разграничивать с трудо¬выми правами и обязанностями работни¬ков .
Но в теории трудового права распро¬странен и другой подход к пониманию прав, обязанностей и принципов в данной отрасли, согласно которому содержание принципов трудового права раскрывается через основные права и обязанности ра¬ботника и работодателя . С данным мнением следует согласиться, в связи с чем представляется, что право на отдых в трудовом законодательстве выступает не только как непосредственно само право, но и как принцип регулирования трудо¬вых отношений. Мало того, исходя из особой значимости основных прав чело¬века, к которым относится и право на от¬дых, представляется, что любое такое право должно расцениваться как соответ¬ствующий принцип в определенной сфе¬ре отношений. Равная значимость прав и принципов подчеркивается и междуна¬родными документами, которые часто ставят их в один ряд. Так, в частности, Европейская социальная хартия (пере¬смотренная) в части 1 указывает, что «стороны признают в качестве цели сво¬ей политики, которую они будут осу¬ществлять всеми надлежащими сред¬ствами как национального, так и между¬народного характера, создание условий, обеспечивающих эффективное осуществ¬ление следующих прав и принципов: ...Все работники имеют право на спра¬ведливые условия труда...». Декларация МОТ уже в самом названии «Об осново¬полагающих принципах и правах в сфере труда» говорит и о принципах, и о пра¬вах. По тексту данного документа такое сочетание встречается перманентно.