Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Влияние детско-родительских отношений на эмоциональное развитие дошкольников

natati2016 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 84 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.02.2018
Целью данной работы являлось изучение влияния детско-родительских отношений на эмоциональное развитие дошкольников. Теоретическое изучение данной проблемы, по которому можно сделать следующие выводы, что семья оказывает решающее влияние на эмоциональное развитие дошкольников. Одна из ценностей дошкольного возраста - повышенная эмоциональность ребенка, его эмоции.
Введение

Актуальность исследования заключается в том, что воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Семья для ребенка-дошкольника - первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. Главными воспитателями своих детей являются родители. Семейное воспитание - общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений. Актуальность исследования заключается и в том, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность. В психологических исследованиях отмечается, что отношения родителей и детей имеют важное значение для развития эмоциональной сферы ребенка. По мнению многих исследователей, неблагополучие в детско-родительских отношениях ведет к увеличению числа детей с различными нарушениями в эмоциональной сфере (М.И. Буянов, Х. Джайнот, В.А. Ильин, Е.В. Котова, Е.Б. Насонова, В. Сатир, Г.Т. Хоментаускас, А.И. Захаров). Эмоциональная сфера, как сложно организованная система регуляции поведения человека, имеет большую значимость для психического развития дошкольника. Именно в дошкольном возрасте усложняется эмоциональная жизнь ребенка: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства. В связи с вышесказанным можно поставить проблему: каково влияние детско-родительских отношений на эмоциональное развитие дошкольников. Решение данной проблемы является целью дипломной работы. Объект исследования - детско-родительского отношения как фактор развития эмоциональной сферы дошкольников. Предмет исследования - влияния детско-родительских отношений на эмоциональное развитие ребёнка дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической литературе. 2. Изучить особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста. 3. Исследовать влияние семьи на эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста. 4. Разработать психолого-педагогические рекомендации по проблеме эмоционального развития дошкольников. Гипотеза исследования. На эмоциональное развитие детей дошкольного возраста оказывают влияние факторы родительского отношения к ребёнку: интегральное эмоциональное отношение к ребёнку, социально желательный образ родительского отношения, межличностная дистанция в общении с ребёнком, форма и направление контроля за поведением ребёнка, особенности восприятия и понимания ребёнка родителем. Методы исследования: - теоретические: теоретический анализ состояния исследуемой проблемы; выделение главного, систематизация материала; -эмпирические: тестирование детей; беседа;сравнительно-сопоставительный анализ результатов тестирования, проводимого в группе. Теоретическая база исследования: работы Л.И. Божович, Л.С. Выготского, М.А. Галагузовой, В.В. Давыдова, Е.П. Ильина, А.Н. Леонтьева, Н.Г. Лускановой, А.К. Марковой, М.В. Матюхиной, А.В. Мудрика, Д.Б. Эльконина и др.Рассмотрены и изучены существующие теории эмоций, которые дополняют и развивают на базе социально-педагогической работы дошкольного учреждения представления об воспитательных возможностях. Опытно-экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 72, г. Новосибирск, ул. Макаренко д. 46. Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в практической работе социального педагога, психолога образовательных организаций Структура дипломного исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты влияния детско-родительских отношений на эмоциональное развитие дошкольников 6 1.1. Проблема влияния семьи на эмоциональное развитие дошкольников 6 1.2. Понятие эмоционального развития дошкольников 12 1.3. Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста 23 Выводы по первой главе 33 Глава 2. Экспериментальное исследование влияния детско-родительских отношений на эмоциональное развитие дошкольников 34 2.1. Диагностика эмоционального развития дошкольников 34 2.2. Анализ и результаты экспериментального исследования 37 2.3. Результаты повторного исследования 47 Выводы по второй главе 48 Глава 3. Особенности работы социального педагога с детьми и рекомендации для педагогов и родителей 51 3.1. Работа социального педагога в дошкольном образовательном учреждении 51 3.2. Рекомендации социального педагога по формированию положительного влияния детско-родительских отношений на эмоциональное развитие дошкольников 55 Выводы по третьей главе 60 Заключение 61 Библиографический список 63 Приложения 68
Список литературы

1. Андреенко, Т. А. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников / Т. А. Андреенко, О. В. Алекинова. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2014. – 94 с. 2. Андриенко, Е. В. Социальная психология: учеб. пособие для студентов высшего профессионального образования / Е. В. Андриенко; под ред. В. А. Сластенина; Междунар. акад. наук пед. образования. - 7-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 262 с. 3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedagogical_ dictionary.academic.ru/829/%D0%93%D1%80%D0B0(дата обращения: 15.03.2016). 4. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков [Электронный ресурс].http://www.twirpx.com/file/901684/(дата обращения: 15.03.2016). 5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович ; [вступ. слово В. Э. Чудновского, с. 9-32]. - СПб. [и др.]: Питер, 2008. - 398 с. 6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Лпод ред. Д.И. Фельдштейна.- м.- Воронеж, 2015.- 455 с 7. Булатова, О. В. Влияние родительско-детских отношений на психическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с нормальным и задержанным темпом развития / Булатова О. В., Зайкова С. А., Филютина Т. Н.; Шадрин. гос. пед. ин-т, Фак. коррекц. педагогики и психологии, Каф. коррекц. педагогики и спец. психологии. - Шадринск: Шадрин. дом печати, 2008. - 270 с. 8. Варга, А.Я. Введение в системную семейную психотерапию / Анна Варга. - 2-е изд., стер. – М.: Когито-Центр, 2011 (Киров). - 181 с. 9. Венгер, А. Л. Экстренная психологическая помощь детям и подросткам: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям и специальностям психологии / А. Л. Венгер, Е. И. Морозова. – М. : ВНИИгеосистем, 2011. - 170 с. 10. Винокурова, О. В. Социо-эмоциональное развитие старших дошкольников / О. В. Винокурова; Федер. агентство по образованию, Борисоглеб. гос. пед. ин-т. - Борисоглебск: БГПИ, 2015. - 155 с. 11. Водовозова, Е. Н. Царство свободного ребенка: избранные статьи, практические советы, игры и занятия / Е. Н. Водовозова; [вступ. ст. Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой]. - М.: Карапуз, 2010. - 286, с. 12. Возрастная и педагогическая психология : Тексты: [Сборник / Сост. и коммент. М.О. Шуаре]. - Москва : Издательство МГУ, 2015. 272 с. 13. Возрастная и педагогическая психология : учебное пособие. - Москва : Академия, 2014. 256 с. 14. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. – Минск.: Промо, 2015. – 396 с. 15. Голоухова Г.Н. Методика и технология работы социального педагога // Учебное пособие // Архангельск – 2010 – 152 с. – URL: http://narfu.ru/university/library/books/0858.pdf (дата обращения: 15.03.2016). 16. Груздова, И. В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников в условиях музыкально-игровой деятельности / И. В. Груздова ; Федер. агентство по образованию, Тольят. гос. ун-т, Пед. фак., Каф. "Педагогика и методика преподавания". - Тольятти : ТГУ, 2010. - 203 с. 17. Гуревич, К.М. Психологическая диагностика / К.М. Гуревич. – М.: Изд-во УРАО, 2013. – 304 с. 18. Детство: социализация и развитие / [З. Б. Лопсонова, Н. Б. Дондобон, О. А. Пестерева и др.; отв. ред. О. А. Пестерева]; Федер. агентство по образованию, Бурят. гос. ун-т. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. госуниверситета, 2010. - 140 с. 19. Ермолаева, М. В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников : учеб. пособие / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2008. - 335 с. 20. Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: [для вузов по специальности 050707.65 (031100) «Педагогика и методика дошк. образования»] / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева, Т. В. Кротова. - М.: Сфера, 2009. – 248 с. 21. Кокорина, М.С. Семейно-правовые основы воспитания детей в современной России / М. С. Кокорина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 113 с. 22. Кошелева, А. Д.. Эмоциональное развитие дошкольников : учеб. пособие для фак. дошк. образования пед. вузов / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева. - Москва : Академия, 2015. - 168 с. 23. Кузьмина, В. П. Эмпатия в детско-родительских отношениях: теория и условия оптимизации в семье : учеб. пособие для вузов / В. П. Кузьмина ; Вят. гос. гуманитар. ун-т. - Киров: Изд-во Вятского гос. гуманитарного ун-та, 2011. - 101 с. 24. Куракина, А. О. Эмоциональный интеллект дошкольника: структура, условия и механизмы развития / А. О. Куракина ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Фил. Глазов. гос. пед. ин-та им. В. Г. Короленко в г. Ижевске. - Ижевск : Ижевский институт компьютерных исследований, 2013. - 101, [1] с. 25. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А. Н. Леонтьев; под ред.: Д. А. Леонтьев, А. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2009. - 422 с. 26. Лесгафт, П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П. Ф. Лесгафт. - Изд. 8-е. – М.: URSS, 2010. – 215 с. 27. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б Н.Алмазов. М.А.Беляева. Н.Н.Бессонова и др.: Под. ред. М.А.Галагузовой. Л.В.Мардахаева. - М: Академия. 2012. – 192 с. 28. Монтессори, М. Впитывающий разум ребенка: [пер. с англ.] / Мария Монтессори. - СПб. : Детство-Пресс, 2009. - 319 с. 29. Мудрик, А.В. Социализация человека : учебное пособие / А. В. Мудрик ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-социал. ин-т. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Моск. психолого-социального института ; Воронеж : МОДЭК, 2011. - 623 с. 30. Мудрик, А.В. Социальная педагогика в современных социальных практиках : V международный симпозиум, 18-22 мая 2015 г. : сборник научных статей / [науч. ред. А. В. Мудрик, Т. Т. Щелина]. - Арзамас : АФ ННГУ, 2015. - 414 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ 1.1. Проблема влияния семьи на эмоциональное развитие дошкольников В отечественной психологии накоплены данные, позволяющие рассматривать развитие эмоциональной сферы в контексте процесса формирования личности (Г.М. Бреслав, Ф.Е. Василюк, В.К. Вилюнас, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Я.З. Неверович, А.Г. Рузская, С.Л. Рубинштейн, Л.П. Стрелкова, Д.Б. Эльконин, П.М. Якобсон и др.). Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах [40, с. 37]. Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и рассматривается как способность человека эмоционально отзываться на переживание других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств [25]. Проблема изучения эмпатии как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях имеет два подхода и рассматривается в связи с нравственными и эстетическими чувствами (А.А. Бодалев, Т.П. Гаврилова, Г.И. Ефремова, А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович, К. Роджерс и др.), и как один из аспектов человеческих отношений (Л.И. Божович, Л.П. Выговская, Т.Е. Конникова, В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, Ю.А. Менджерицкая, Е.Ф. Субботский, О.И. Цветкова, К. Роджерс и др.). Способность человека эмоционально откликаться на чувства другого человека способствует установлению взаимоотношений и организует взаимодействие (В.Н. Мясищев) [38, с. 137]. Особую значимость проблема изучения эмпатии приобретает в связи с исследованиями взаимоотношений между детьми и взрослыми в семье, где ребенок получает первые уроки эмоционального отклика. Через взаимодействия с близким взрослым ребенок учится понимать и строить отношения со сверстниками (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Я. Варга, К.Н. Дембеле, В.В. Зеньковский, Е.И. Захарова, А.Г. Ковалев, М.И. Лисина, П.М. Якобсон и др.). Семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми, где жизнь организована так, что каждый может в меру своих сил, умений оказывать помощь друг другу, проявлять разностороннюю заботу. Семья для ребенка-дошкольника - первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. Семья не может существовать вне связи с окружающим. Общественные интересы взрослых, любовь к труду, доброе отношение к людям - залог того, что ребенок с детства стремится и дома, и в детском саду следовать тем нормам поведения, правилам взаимоотношений, которые усваивает от взрослых; думать не только о себе, но и о других людях, дружить с братьями, сестрами и товарищами, помогать взрослым, быть дисциплинированным, честным и т. д. [38, с. 24]. Разговаривая с детьми, наблюдая за ними, можно убедиться, как заметно влияет семейная обстановка на личность ребенка, на его умственное, нравственное, эстетическое развитие. Дошкольник необычайно восприимчив ко всякого рода воздействиям, очень эмоционален, склонен к подражанию. При этом он не всегда может разобраться в том, что хорошо, что плохо - опыт его еще мал, сознание часто подчиняется эмоциям. Изучение влияния эмоционального компонента детско-родительского взаимодействия на психическое развитие ребенка представлено в работах А.Д. Кошелевой. Автором выделены качественные и количественные критерии полноценного эмоционального общения родителей с дошкольником. При дефиците эмоциональных контактов процесс психического личностного развития затрудняется и искажается, а недооценка развития эмпатии у детей дошкольного возраста в практическом плане приводит сегодня к тому, что возникают затруднения во взаимоотношениях детей со сверстниками [22, с. 47]. Значительная роль в развитии и воспитании у ребенка дошкольного возраста эмоций сопереживания и сочувствия принадлежит семье.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg