Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Этногенез алтайского этноса на современном этапе: социальные факторы

natati2016 190 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 29 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.02.2018
Подводя итоги работы, мы приходим к следующимвыводам. Данная работа была посвящена этнической характеристике алтайцев – коренного населения Республики Алтай. Для этого мы на несколько веков погрузились в историю, а также привлекли материалы более обширного региона, поскольку этногенез алтайцев своими корнями уходит в средневековье и связан с этническими процессами, протекавшими, кроме Алтая, на территориях Сибири и Центральной Азии. Что касается древнейшего прошлого Алтая, то главной проблемой этого региона является время появления в нем человека, делающего это пространство обитаемым с человеческой точки зрения, а стало быть, и начальным для развития здесь истории и культуры. Исследования местонахождений эпохи камня показали, что древнейшие люди появились в горах Алтая в нижнем палеолите, пройдя здесь затем основные ступени биосоциальной эволюции homosapiens, т.е. в человека современного физического облика, создавшего социальную организацию, а также материальную и духовную культуру, соответствовавшие первобытной эпохе. Иными словами, Алтай был включен исследователями в состав регионов становления человека. Таким образом, мы можем сказать, что сложившиеся здесь племена и есть тот самый алтайский этнос. В свою очередь, алтайцы располагаются по всему Алтаю и делятся на южных и северных алтайцев. Они отличаются друг от друга родами и языком.
Введение

Актуальность: Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что в современном мире очень важно изучить этногенез – историю возникновения того или иного этноса. Нужно знать, как протекают этнические процессы у народов, чтобы можно было решить экономические, политические, социальные и культурные проблемы, стоящие перед человечеством. Экономические, политические, экологические факторы тесно связанны с культурно-бытовыми особенностями народа. Изменение этих факторов влияет на изменение всего культурно-бытового комплекса. Поэтому, зная культуру и быт народа, мы можем говорить о социально-экономических и природно-географических условиях, в которых жил народ, об условиях, в которых происходило формирование его культуры и быта. Все это очень важно знать, чтобы понять корни происхождения и развития народа, его современный культурно-бытовой облик.Стремление узнать происхождение своего народа – должно быть у каждого человека. Во время социалистической революции буржуазная наука считала, что у политически, экономически и культурно отсталых народов нет письменности, и относила их к разряду «доисторических», не имеющих собственной истории, и проповедовала их историческую неполноценность. У каждого народа появились вопросы о том, кто они и какова была их история происхождения.Ответить на эти вопросы очень важная и неотложная задача. Но даже, когда некоторые представители буржуазной науки не отрицали, что такие народы все-таки имели свою историю, говорили что невозможно научно изучить ее, и причины тому якобы отсутствие источников и материалов. Но советские ученные отрицали это, более того они разработали методы и приемы изучения истории народов, а главное они выявили новые виды научных источников для подробных исследований. К таким источникам они относили, прежде всего, различные археологические памятники и весьма многочисленные этнографические материалы, антропологические материалы, данные фольклора и языка, этнонимики и т.п. На сегодняшний день, изучение какого либо этноса становится все легче и легче, так как проводятся многочисленные научно-исследовательские археологические работы. Итак, в этой курсовой работе мы постараемся изучить историю происхождения алтайского народа.В мире насчитывается около 3 тысяч народов, или как их еще называют этносов, отличающихся друг от друга численностью, происхождением, хозяйственно-бытовыми особенностями, материально-духовной культурой и языком. Российская Федерация многонациональная страна, на территории которой проживают более 160 народов. В том числе такой народ как алтайцы. Алтайцы являются коренным народом Республики Алтай, расположенной на юге Западной Сибири. На северо-западе республика граничит с Алтайским краем, на юге-западе – с Казахстаном, юге – с Китаем и Монголией, на востоке - с Республикой Тыва и Хакасией, на северо-востоке – с Кемеровской областью. Протяженность территории с севера на юг – 400 км, с запада на восток – 360 км. Площадь республики составляет 92,6 тыс. кв. км. В национальном составе большинство составляют русские (60%), алтайцы (30%), казахи (около 3%). Численность населения Республики Алтай на 1 января 2012 года составило около 210,47 тыс. человек. Алтайцы – это потомки древних племен и наследники великих культур хуннов, тюрков, уйгуров, монголов и джунгар. Кроме алтайцев на территории республики проживают русские, украинцы, немцы, алтайцы, казахи и многие другие национальности. Социальная проблема.На сегодняшний день можно сказать, что для большей части общества, а особенно молодежи, не так важно знать корни происхождения своего народа, кто были его предками. Люди начали забывать свой родной язык.Общество несерьезно относится к тому, что происходит вытеснение традиционной культуры массовой культурой, современные ценности существенно отличаются от ценностей их предков. Современный человек предпочитает строить карьеру и быть просто успешным в финансовых отношениях, забывая о том, если не сохранить обычаи, традиции и культуру, то не останется истории о человеке. И я считаю, по этой причине мы не можем достаточно точно определить происхождение той или иной нации. В данной работе объектом исследования является алтайский этнос, предметом исследования – процессы этнокультурного формирования алтайцев. Исследовательская проблема состоит в том, чтобы узнать какие факторы повлияли на формирования алтайского народа. Найти способы как сохранить культуру народа. Цель работы – изучить процессы и движущие силы происхождения алтайского этноса. Выявить, что представляет собой алтайский народ Для достижения цели работы необходимо решение следующих задач: 1. Проанализировать различные аспекты феномена этногенеза. 2. Выявить различные факторы алтайского этногенеза. 3. Обозначить особенности алтайского народа на современном этапе. 4. Выявить положительные и отрицательные тенденции, повлиявшие на современное состояние этноса. 5. Охарактеризовать современное состояние всего населения Республики Алтай и алтайского народа. В настоящее время существует множество исследований, посвященных древней истории Горного Алтая, истории алтайцев. Огромное множество работ посвященных древним курганам разных эпох и их раскопкам. Отмечу наиболее известных историков - это Кубарев В.Д., Суразаков А.С., Грязнов М.П., Адрианов А.В., Радлов В.В., Киселев С.В., Полосьмак М.В., Руденко С.И., Худяков Ю.С., Потапов Л.П., Окладников В.П. и многие другие. Л. П. Потапов «Этнический состав и происхождение алтайцев». В этой книге рассматриваются вопросы происхождения алтайского народа. Л. Н. Гумилев «Древние тюрки».Л.П. Потапов «Очерк этногенеза южных алтайцев». «Народы Сибири: этнографические очерки» под ред. М. Г. Левина, Л. П. Потапова. Савинов Д. Г. «Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху». Ф.А. Сатлаев «Кумандинцы. Историко-этнографический очерк». Л.П. Потапов «Заметки о происхождении челканцев-лебединцев». П.Е. Тадыева «Этнический состав дореволюционных алтайцев и особенности их административного устройства». В 2006 г. академической серии «Народы и культуры» издается коллективная монография «Тюркские народы Сибири», где имеется общий раздел, посвященный алтайцам, причем с отдельными очерками о челканцах, тубаларах и теленгитах. Отдельные аспекты этногенеза и этнической истории алтайцев рассматривались в исследованиях В.В. Радлова, Н. Аристова, Л.П. Потапова, С.А. Токарева, Н.А. Баскакова, Д.Г. Савинова, А.С. Суразакова, Н.В. Екеева. Демографические и социально-экономические аспекты этнических процессов в Горном Алтае интересуемого периода в той или иной степени рассматривались в работах В. Вербицкого, В.В. Радлова, Г.Н. Потанина, Н.М. Ядринцева, А.В. Адрианова, С.П. Швецова, А. Калачева, Е. Луценко, С. Патканова, А.И. Ярхо, Л.П. Потапова, В.Н. Владимирова, Л.И. Шерстовой, Н.В. Екеева и других исследователей.
Содержание

Введение 1. Этногенез и этническая история 1.1 Теория этногенеза Л.Н. Гумилева 1.2 Формирование этнического ядра предков алтайцев 1.3 Образование алтайского этноса 2. Этносоциальные процессы в Республике Алтай 2.1 Присоединение Горного Алтая к Российскому государству 2.2Этносоциальные и этнополитические процессы в Республике Алтай 2.3 Традиции и инновации в этнической культуре алтайцев Заключение Список литературы
Список литературы

1.Абаев Н.В. Ранние формы религии и этнокультурогенез тюрко-монгольских народов: учебно-методическое пособие. Кызыл, Изд-во ТывГУ, 2005. 2. Абаева Л.Л. Религия в этнокультурной традиции народов Центральной Азии // Россия и Восток: взгляд из Сибири в конце столетия. Иркутск, 2000. Т. 2. 3. Анохин А.В. Лекции по алтаеведению / подг. текста и предисл. А.В. Малинова. Бийск: ИД «Бия», 2011. 4. Анохин А.В. Материалы по шаманству у алтайцев; изд. Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 1994. 5. Вербицкий В.И. Алтайские инородцы. Сборник этнограф. Ст., изд. Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 1993. 6. Гумилев Л. Н. Древние тюрки. М.: ТОО «Клышников, Комаров и Ко», 1993. 7. Екеев Н.В. Административная система управления и этническое деление коренного населения Алтая в XIX– начале ХХ вв. // Археология и этнография Алтая. Горно-Алтайск, 2003. Вып.1. С. 132-137. 8. Екеев Н.В. Горный Алтай во второй половине XVIII–начале ХХ столетий: этнические и этнокультурные процессы // Алтай – Россия: через века в будущее. Матер. Всерос. Научно-практ. Конф., посвящ. 250-летию вхождения алтайского народа в состав Российского государства. Горно-Алтайск, 2006. Т. 2. С. 99-103. 9. Екеев Н.В. Горный Алтай в конце XIX–начале ХХ вв. (Вопросы социально-экономической истории). Горно-Алтайск, 1991. 10. Екеев Н.В. Об основных этапах этнической истории алтайцев // Билим. Научн. Журнал / Ин-т алтаистики им. С.С. Суразакова; отв. ред. А.Н. Майзина. Горно-Алтайск, 2008. №4. С. 132-145. 11. Екеев Н.В. Об этнической и религиозной идентичности современных алтайцев: традиционные и новые факторы // Панорама Евразии. Научн. Журнал. Уфа, 2008. №4. С. 53-62. 12. Екеев Н.В. Алтайцы на рубеже ХХ-XIXвеков (к проблеме современных этносоциальных процессов в Республике Алтай) / Н.В. Екеев, Н.М. Екеева // Южная Сибирь в эпоху перемен адаптационные возможности населения. М., 2007. С. 148-165. 13. Екеев Н.В. Современные Этносоциальные процессы в Республике Алтай / Н.В. Екеев, Н.М. Екеев // Этносоциальные процессы в Сибири / ред. Ю.В. Попков. Новосибирск, 2007. Вып. 8. С. 127-131. 14. Киселёв С.В. Древняя история Южной Сибири. М., 1951. 15. Мчедлов М.П. Религиозная идентичность. О новых проблемах в межцивилизованных контактах // СОЦИС. 2006. №10. С. 33-40. 16. Попков Ю.В. Этносы Сибири в условиях современных реформ (Социологическая экспертиза). Новосибирск: Нонпарель, 2003. 17. Потапов Л.П. Алтайцы // Нороды Сибири (этнографические очерки) / под ред. М.Г. Левина, Л.П. Потапов. М., Л., 1956. С. 304-376. 18. Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев. Новосибирск, 1948. 19. Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев. Л.: Наука, 1969. 20. Радлов В.В. Этнографический обзор тюркских племен Южной Сибири и Джунгарии / пер. Н. Кострова. Томск, 1887. 21. Тадышева Н.О. Обращение к историко-культурному наследию // IХ Конгресс этнографов и антропологов России: тезисы докл. Петрозаводск, 2011. С. 230. 22. Хомушку О.М. Религия в культуре народов Саяно-Алтая: Монография. М.: Изд-во РАГС, 2005. 23. Шерстова Л.И. Тюрки и русские в Южной Сибири: этнополитические процессы и этнокультурная динамика XVII– начала ХХ века. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2005.
Отрывок из работы

1. Этногенез и этническая история 1.1 Понятие Этногенеза Термин «этногенез» обычно понимается в значении «происхождение народа». Этногенез любого народа - это сложный и длительный историко-культурный процесс, охватывающий многие века и тысячелетия. Этот процесс неразрывно связан с различными перемещениями племен, смешением их культуры и языка. Поэтому процесс происхождения народа нельзя объяснить данными одной какой-либо науки. Его изучение должно базироваться на данных многих смежных научных дисциплин, например: сведений древних и средневековых письменных документов данных археологии, этнографии, материальной и духовной культуры, фольклора, антропологии, сведений соседних народов об изучаемом этносе и его предках. И лишь когда данные этих наук стыкуются между собой, можно говорить, что найдено правильное направление в изучении этого сложного исторического процесса. Безусловно, главное место в изучении этногенеза занимает язык народа. Недаром принято считать, что язык народа - это история народа. Зародившись в глубочайшей древности, язык вместе с его носителем проходит сложный путь развития, в ходе которого он смешивается с соседними языками, обогащается, испытывает определенное влияние и влияет сам на соседние языки. История знает примеры и языкового смещения, и ассимиляции одного языка другим. Тем не менее, многие языки сохраняют свои особенности. Именно эти сохранившиеся специфические особенности языка позволяют считать язык основным источником по этногенезу. Вторым важным источником в данном вопросе являются сведения древних письменных источников, в которых возможно обнаружить описание территории расселения отдельных племен и народов, изменения их границ, пути и причины их миграции в различные районы, сообщения о смешении различных народов. Очень серьезную роль играют в этом вопросе материальные памятники, оставленные древними племенами, т. е. археологические источники. Среди этих памятников могут быть и остатки жилищ, орудий труда и быта, оружие и прочие предметы обихода древних племен. Нередко многие из этих древних предметов проходят сквозь века и бытуют и традиционной культуре народа. По специфическим особенностям этих предметов можно определить их место в процессе изучения этногенеза. Этнография народа, его традиционная культура отражает также симбиоз и смешение культуры много веков соседствовавших народов. Важное место в процессе изучения этногенеза занимает и фольклор, в котором народ всегда отражает свое понимание происхождения. Многие сюжеты фольклора на протяжении веков наслаивались один на другой, обогащались различными историческими явлениями и фактами, часто видоизменялись. Л.Н. Гумилев разработал теорию этногенеза. По этой теории, человек это часть биосферы. Человек находится под воздействием трех видов энергии; солнца, распада внутри земли (вызывающей тектонические и прочие явления), космической энергии. Воздействие этой энергии на человека является причиной этногенеза, т. е. происхождения, развития и исчезновения этносов. Л.Н. Гумилев описывал процесс этногенеза в своих работах и объяснял его «теорией пассионарности».Благодаря энергетическому импульсу - пассионарному толчку - идет абсолютная ломка, когда старые этносы исчезают и появляются новые.Теория пассионарности и этногенеза описывает исторический процесс как взаимодействие развивающихсяэтносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами. Пассионарность – это избыток некой «биохимической энергии» живого вещества, порождающий жертвенность, часто ради высоких целей, непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленной на изменение своей жизни, окружающей обстановки, статуса. Пассионарный толчок - это мутаген, приводящий к мутации, образующей ген пассионарности. Таким образом, начало этногенеза ученый связывает с механизмом мутации, в результате которой возникает этнический толчок, ведущий затем к образованию новых этносов. Процесс этногенеза связан с вполне определенным генетическим признаком — пассионарностью (passio — страсть), определяемым как характерологическая доминанта, непреоборимое внутреннее стремление к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели. По теории Гумилева при пассионарном толчке Этногенез любого этноса – это достаточно сложный и длительный историко-культурный процесс, охватывающий многие века и тысячелетия.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Социология, 32 страницы
420 руб.
Курсовая работа, Социология, 34 страницы
408 руб.
Курсовая работа, Социология, 32 страницы
450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg