Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

natati2016 590 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 94 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.02.2018
В данной работе был проведен теоретический анализ психолого – педагогической литературы и опытно – поисковая работа по формированию выразительности речи у старших дошкольников и сделаны соответствующие выводы. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в старшем дошкольном возрасте у детей на этом жизненном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Все чище становится произношение, более развернутыми фразы, точнее высказывания. В дошкольном детстве не заканчивается для ребенка процесс овладения речью. Речь его в целом не всегда бывает интересной, содержательной, грамматически правильно оформленной. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будет продолжаться в школьные годы, и на протяжении всей жизни.
Введение

В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики поднимается вопрос о создании психолого – педагогических условий совершенствования выразительной речи детей старшего дошкольного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как у практикующих работников – воспитателей, методистов – появляются затруднения, которые определяются малой изученностью этих условий, так и сложностью самого предмета – онтогенеза языковой способности ребенка дошкольного возраста. Если взрослые, окружающие ребёнка, начинают правильно учить его говорить уже с младенческого возраста, то такой ребёнок развивается нормально: у него возникает способность представлять, а затем мыслить, и воображать; с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Параллельно с развитием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально–волевая сфера ребёнка. Речь ребёнка обогащается быстрее и его психика развивается разностороннее, если воспитатель ставит его в такие условия, когда естественная речевая деятельность проходит более интенсивно. Выразительность является качественной характеристикой речи поэтому, она рассматривается, как значимый показатель речевой культуры личности. Основным предназначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации, вместе с тем, выразительность можно считать значимым средством речевого самовыражения личности. Проблема развития выразительности детской речи нашла отражение в трудах известных отечественных психологов, таких как Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, А.В.Запорожец, а так же педагогов А.М.Леушина, Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова, А.И.Полозова и др. До настоящего времени не решён ряд важных вопросов содержательного и методического характера: - какие средства выразительности доступны для понимания и самостоятельного использования старшими дошкольниками; - каким образом можно обеспечить свободное практикование детей в применении разных средств речевой выразительности; - на каком содержании и в какой деятельности целесообразно совершенствовать выразительность речи. Основным условием ускорения развития речевой деятельности является применение различных методов обучения речи. Методом обучения называют действия обучающего и обучаемого, выполняемые с целью передачи знаний от одного к другому. Для дошкольного периода развития речи характерны практические методы: метод имитации, метод разговора (беседы), метод показа, метод рассказывания (сочинения). Это позволяет утверждать необходимость дальнейшего исследования данной проблемы. Использование в работе со старшими дошкольниками игры открывает широкие перспективы совершенствования выразительности детской речи. Игра выступает эффективным средством, поскольку является основным видом деятельности ребёнка в дошкольном возрасте. Актуальность темы заключается в её несомненной значимости. В последнее время очень многие педагогические и образовательные издания часто выпускают в свет информацию о преимуществе игрового общения с детьми дошкольного возраста. И это не удивительно, ведь личность ребенка раскрывается более самопроизвольно именно в игре. Сталкиваясь с непониманием, наталкиваясь на языковые трудности, на пути к достижению цели, ребёнок обращается к слову как к особому объекту познания, начинает играть с ним, обследовать его. Игры стимулируют желание ребенка к экспериментированию со словом, способствуют обогащению словаря и совершенствованию выразительности речи в целом. Игра, как известно, является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это условие, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения, навыки совершенствования выразительности речи. Цель: изучить проблему совершенствования выразительности речи у старших дошкольников, посредством игры. Объект: процесс совершенствования выразительности речи у старших дошкольников. Предмет: комплекс игр и игровых упражнений, направленных на совершенствование выразительности речи у старших дошкольников. Задачи: 1) проанализировать психолого – педагогическую литературу по теме исследования; 2) проанализировать методическую литературу по совершенствованию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста. 3) выявить эффективность выбранных методов и приёмов для совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. 4) разработка комплекса игр и упражнений, включающего специальные задания и упражнения на совершенствование выразительности речи детей. Методы: • теоретические (анализ педагогической, психологической, методической литературы по теме исследования); • эмпирические (наблюдение, устный опрос, изучение и обобщение педагогического опыта по теме исследования). • методы обработки полученных результатов – качественный и количественный анализ. База исследования: В опытно–исследовательской работе принимали участие дети подготовительной к школе группы МБДОУ №306 г. Екатеринбурга в количестве 10 человек.
Содержание

Введение………………………………………………………………………….4 1. Теоретические основы совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста……………………………………..7 1.1. Особенности психического развития детей дошкольного возраста……..7 1.2. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста…12 1.3 Речь как психолого-педагогическое понятие…………………………..15 1.4 Особенности совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста………………………………………….19 1.5 Возможности игровой деятельности в совершенствовании выразительности речи у старших дошкольников………………………..23 1.6 Программное содержание работы по совершенствованию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста …………..26 1.7. Методы и приёмы совершенствования выразительности речи ……….34 2. Аналитическое описание опытно – поисковой работы по совершенствованию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности ……………….38 2.1.Диагностика выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………………38 2.2. Комплекс игр и игровых упражнений по совершенствованию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста……………52 2.3. Диагностика по результатам опытно – поисковой работы……………61 Заключение……………………………………………………………………..72 Список литературы…………………………………………………………….74 Приложения Приложение № 1. Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста (по программе ООП «От рождения до школы») …………………78 Приложение № 2. Список детей (6 -7 лет)……………………………………..80 Приложение № 3. Первичная диагностика интонационной стороны речи по методике Лазаренко О. И. Констатирующий этап диагностики……………..81 Приложение № 4. Комплекс игр и игровых упражнений, направленных на совершенствование выразительности речи детей старшего дошкольного возраста. Формирующий этап диагностики.…………………………………..84 Приложение № 5. Диагностика по результатам опытно – поисковой работы. Контрольный этап……………………...……………………………………......94
Список литературы

1. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999. –159 с. 2. Алмазова, E.С. О возрастных, особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи/ Е.С. Алмазова. – М.: Сфера, 2003 – 189 с. 3. Антипова, A.M. Просодия /Лингвистический энциклопедический словарь – М.: Гардарики. 2006 –276 с. 4. Артемова, Е.Э.Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями/ Автореф. дис, ... канд. пед. наук. – М.: Просвещение, 2005 –189 с. 5. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников / Л.В. Артемова. –М.: Просвещение, 2001. – 127 с. 6. Бондоренко, А.К. Словесные игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1997. – 95 с. 7. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Вопросы психологии. – 1966. – N 6. 8. Выготский, Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО, 2002. – 458 с. 9. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. – М.: ЭКСМО, 2006. – 512 10. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду / В.В.Гербова. – М.: Мозаика – Синтез, 2014. – 112 с. 11. Гризик, Т.И. Речевое развитие детей 6 – 8 лет / Т.И. Гризик. – М.: Просвещение, 2015. – 152 с. 12. Ермолаева, М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с детьми / М.В. Ермолаева. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001 – 138 с. 13. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей / Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филечева. – М.: Книго Мир 2011 – 320 с. 14. Журнал ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ №4/2010 стр. 81-85 15. Журнал ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ №1/2006 стр. 37-46 16. Журнал ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ №6/2006 стр. 101-105 17. Журнал ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ №8/2006 стр. 13-17 18. Кайгородцева, Н.Н. Организация сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ(Методическое пособие) 19. Концепция дошкольного воспитания 1990. – М. 20. Кравцов, Г.Г. Психологическая готовность к школе / Г.Г. Кравцов, Е.Е.Кравцова. – М.: Знание, 2000 –80 с. 21. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. – Ростов н / Д.: Феникс, 2014. – 251 с. 22. Крутецкий, В.А. Психология / А.В.Крутецкий. –М.: Просещение, 1989. –352 с. 23. Ладутько, Л.К. Картотека дидактических игр и упражненийпо развитию речи дошкольника / Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. – М.: Содействие, 2010. –152 с. 24. Лазаренко, О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей / О.И. Лазаренко. – М.: Сфера, 2009. – 64 с. 25. Леонтьев, А.Л. Вопросы психологии, №6 /1959 стр. 3-12 26. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями: Учебно - методическое пособие / Л.В.Лопатина, Л.А.Познякова. – СПб.: ЦДК проф Л.Б.Боряевой, 2010. – 143 с. 27. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – М.: Питер,2012.– 333 с. 28. Максаков, А.И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом / А.И. Максаков, Г.А.Тумакова. – М.: Просвещение, 1993. – 144 с. 29. Махнева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. Учреждений / М.Д. Махнева. – М.:ТЦ «Сфера», 2001. – 169 с. 30. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду / Н. Я. Михайленко, Н.А. Короткова М.: Линка – Пресс, 2009.
Отрывок из работы

1. Теоретические основы совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. 1.1.Особенности психического развития детей дошкольного возраста. Дошкольное детство – это особенный период развития ребенка. А. Н. Леонтьев дает следующую общую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта – единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен»[25, с. 4]. В этом возрасте развивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этого развития заключается в том, что в дошкольном детстве возникает внутренняя регуляция поведения. И если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне – взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте сам ребенок начинает определять собственное поведение. К началу каждого возрастного периода складывается своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение Л. С. Выготский назвал социальной ситуацией развития. Социальная ситуация «определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным» [9, с. 244]. Согласно Д. Б. Эльконину, дошкольный возраст вращается вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций и его задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель социальных функций в системе социальных отношений (взрослый – это папа, доктор, мама и т.п.). Противоречие этой общественной ситуации развития автор видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, главная его потребность жить вместе с окружающими людьми. В процессе развития отношений между ребенком и взрослым и выделению всех видов его деятельности происходит: возникновение и развитие выделение мотивов, усвоение этических норм, развитие произвольного поведения и формирование личного сознания. Основными новообразованиями дошкольного возраста являются: 1. Возникновение первого схематического очертания цельного детского мировоззрения. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которых укладывается непостоянный окружающий мир, замечается парадокс между низким уровнем интеллектуальных возможностей и высоким уровнем познавательных потребностей [46]. 2. Возникновение первичных этических ступений и на их основе моральных оценок, которые начинают определять эмоциональное отношение ребенка к другим людям. 3. Возникают новые мотивы поступков и действий, общественные по своему содержанию, связанные с пониманием взаимоотношений между людьми (мотивы долга, сотрудничества, соревнования и т. п.). В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными действиями. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип «данного слова»). Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям. 4. Отмечается произвольное поведение и новое отношение ребенка к себе и своим возможностям. Произвольное поведение – это поведение, опосредованное определенным представлением, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка появляется стремление управлять собой и своими поступками. Овладение умением управлять собой, своим поведением и поступками выделяется как особая задача.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg