Актуальность темы исследования.С позиций науки и практики управления социальная защита населения является составной частью социальной политики государства. Причем социальная защита населения становится все более важным направлением реализации целей и задач социальной политики.
Главной целью социальной политики является обеспечение достойного качества жизни населения на основе динамичного развития экономики.
Следует согласиться с тем, что на этапе вхождения экономики в стадию стабилизации социальная политика должна выполнять не только защитные функции, но и активно воздействовать на ход экономической реформы, стимулируя участие в ней самых широких слоев населения.
Место социальной защиты в социальной политике определяется двумя основными моментами. Во-первых, преобладающая часть населения в качестве материальной основы существования имеет трудовой доход, однако эта основа нарушается при наступлении старости или болезни; во-вторых, многочисленные группы населения, по объективным причинам, вообще не могут обеспечить свое существование с помощью участия в труде.
Социальная защита населения, как органическая часть социальной политики, базируется на системе законодательных, экономических, социальных и других гарантий населению, обеспечивающих социальную справедливость различным его категориям с учетом их социального положения и социокультурных особенностей.
Социальная защита населения как объект исследования привлекает значительное внимание ученых и специалистов.
Социальная защита населения как объект исследования привлекает значительное внимание ученых и специалистов. Однако к настоящему времени отсутствует однозначное понимание категории «социальная защита». Это обстоятельство дает основание для того, чтобы рассмотреть сущность данной категории в современных условиях.
Представляется обоснованный подход, при котором, категория «социальная защита» рассматривается в широком и узком смысле.
Социальная защита в широком смысле — это система мер пособлюдению социальных прав и гарантий, созданию условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности всем гражданам страны:
? трудоспособным гражданам — путем создания условий для поддержания благосостояния своим трудом и предприимчивостью;
? нетрудоспособным (социально уязвимым слоям населения) — гарантирование социальной защищенности и поддержки.
В узком смысле социальная защита населения определяется каксистема государственных мер, обеспечивающая социальную защищенность преимущественно нетрудоспособного населения. Или как институт, целевая комплексная система, сформированная обществом для решения социально-экономических проблем, обусловленных необходимостью поддержки обществом пожилых граждан, инвалидов, больных, безработных, семей, потерявших кормильца, а также семей с детьми.
Приведенные толкования понятия «социальная защита» в полной мере соответствуют основам Конституции Российской Федерации 1993 г., где в п. 2 ст. 7 зафиксировано: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
На основании вышеизложенного, цель исследования состоит в изучении института социальной поддержки материнства, семьи и детства, анализе сложившейся ситуации и разработке рекомендаций по повышению качества социальной поддержки данных категорий граждан в Приморском крае.
Объект исследования- государственная социальная политика, направ-ленная на улучшение положения семьи, матери и ребенка.
Предметисследования - правовое положение семей с детьми, матерей Приморского края как объекта региональной политики.
Задачами работы являются:
1. Изучение особенностей развития института социальной поддержки в Российской Федерации;
2. Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы социальной поддержки в Российской Федерации;
3. Исследовать прожиточный минимум как идентификатор необходимости социальной защиты в РФ;
4. Определить правовые основы социальной защиты семьи, материнства и детства в Приморском крае;
5. Проанализироватьсостояние реализации мер социальной защиты семьи, материнства и детства в Приморском крае;
6. Выявить основные проблемы реализации мер социальной защиты семьи, материнства и детства;
7. Предложить пути преодоления основных проблем реализации мер социальной защиты семьи, материнства и детства в Приморском крае.
В качестве исходной информационной базы в работе привлекались теоретические материалы различных авторов, учебники и учебные пособия, статистический материал, законодательно-нормативная база по проблемам оказания социальной помощи в РФ.
Методы исследования:анализ и синтез информации научных публика-ций, сравнительный, исторический.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, 8 параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.