Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Адаптация детей раннего возраста к ДОУ

natati2016 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 101 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 31.01.2018
В настоящем исследовании проведена опытно-поисковая работа по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. Анализ изученной литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод, что адаптация - это процесс и результат становления индивида социальной личностью. Наряду с широким толкованием адаптации как приспособление живого организма к условиям существования, данная категория употребляется в более узком смысле, когда проводится различие между понятиями физиологическая, психологическая и социально-педагогическая адаптации.
Введение

Актуальность проблемы адаптации предопределяется тем, что предыдущая система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели предписывает разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, основной частью которых являются разработка системы комплексной помощи сопровождения адаптации ребенка к дошкольному учреждению (ДОУ). Проблема социальной адаптации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в процессе воспитания детей [24, c. 281]. Значимость разрабатываемой проблематики связывается с новыми потребностями дошкольного образования. Социальная адаптация ребенка перестает рассматриваться в биологическом аспекте приспособления индивида к новым условиям окружающей среды. Перерастая рамки проблемы приспособления ребенка к новой социальной ситуации в ДОУ, она выходит в совершенно иную плоскость изучения. Анализ современных материалов по проблеме выявил настоятельную необходимость скорректировать организацию адаптационного периода с учетом иерархии потребностной структуры ребенка в условиях социализации. Иерархическая лестница применительно к данной проблеме предполагает последовательное расположение задач не в смысле их соподчинения, а в порядке очередности их решения при жестком условии: без успешного решения задач предыдущей ступени невозможно эффективное движение вверх [15, c. 14]. Несомненная значимость данной проблемы послужила основанием для разработки и апробации программы по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Степень изученности проблемы. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что в педагогической и психологической науке и практике накоплен достаточный опыт по подготовке детей к поступлению в ДОУ. Так, данная проблема рассматривается в следующих аспектах: - изучение психологической адаптации (Т. В. Костяк, А. Остроухова и др.); - особенности нравственного развития дошкольников и их проявление в адаптационный период (В. И. Долгова, Р. В. Овчарова, Г. Пантюхина и др.); - разработка диагностического инструментария по изучению адаптации детей к ДОУ (Л. В. Белкина, В. Н. Белкина, Н. В. Соколовская и др.); - выявление условий благоприятной адаптации дошкольников к ДОУ (Е. В. Бурмистрова, Н. В. Кирюхина, И. В. Лапина, А. С. Русаков и др.). Однако нужно отметить тот факт, что комплексных исследований по проблеме адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению применительно к современным социальным реалиям недостаточно. Все вышесказанное указывает на актуальность и особую значимость данного исследования. Объект исследования: организация адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. Предмет исследования: психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. Цель выпускной квалификационной работы: теоретически обосновать и разработать комплексную программу по успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. Гипотеза: адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению будет проходить благополучно, если: 1) педагогическая работа с детьми будет проводиться при индивидуально-личностном подходе к детям; 2) система обеспечения будет строиться на диагностической основе, при этом должны оцениваться важные физиологические показатели и социально-психологические критерии адаптированности; 3) будет разработана комплексная программа по успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ. Для достижения цели, проверки гипотезы были поставлены следующие задачи исследования: 1. Рассмотреть сущность адаптации детей раннего возраста к ДОУ; 2. Выявить особенности и факторы адаптации детей раннего возраста к ДОУ; 3. Определить педагогические условия эффективной адаптации детей раннего возраста к ДОУ; 4. Разработать комплексную программу для педагогов и родителей по организации адаптации детей раннего возраста к ДОУ, оценить ее эффективность; 5. Провести психолого-педагогический анализ адаптации раннего возраста к ДОУ. Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: - теоретические методы (анализ педагогической, психологической, методической литературы, сравнение, обобщение, моделирование); - эмпирические методы (наблюдение за детьми в процессе разных видов деятельности; беседы, опрос, анкетирование и тестирование педагогов и родителей, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), методы математической статистики). Исследование проводилось на базе филиала «Детский сад №43» МАДОУ «Детский сад №6» г. Верхняя Пышма. Практическая значимость исследования: - на основе проведенного исследования нами была разработана комплексная программа по адаптации детей раннего возраста к ДОУ; - данная работа может служить учебно-методической разработкой для воспитателей и родителей по психолого-педагогическому сопровождению детей в адаптационный период. Структура работы. Выпускная работа состоит из 2 глав (каждая глава заключает 3 параграфа), заключения, списка использованной литературы, приложений. В первой главе раскрыта сущность адаптации детей раннего возраста к ДОУ, рассмотрены особенности и факторы адаптации детей раннего возраста к ДОУ, изучены педагогические условия эффективной адаптации детей раннего возраста к ДОУ. Во второй главе проведен психолого-педагогический анализ адаптации детей раннего возраста к ДОУ, разработана программа по адаптации детей раннего возраста к ДОУ, проведен анализ полученных результатов.
Содержание

Введение…….…………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретические основы адаптации детей раннего возраста к ДОУ.…7 1.1. Сущность адаптации детей раннего возраста к ДОУ…………………..7 1.2. Особенности и факторы адаптации детей раннего возраста к ДОУ…..13 1.3. Педагогические условия эффективной адаптации детей раннего возраста к ДОУ………………………………………………….22 Глава 2. Опытно-поисковая работа по адаптации детей раннего возраста к ДОУ……………………………………………….…29 2.1. Психолого-педагогический анализ адаптации детей раннего возраста к ДОУ………………………………………………………...29 2.2. Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ…..36 2.3. Анализ полученных результатов….…...………………………………...51 Заключение……………………………………………………………………….67 Список использованной литературы……………………………………...……72 Приложение 1….………………………………………………………………...77 Приложение 2……………………………………………………………………78 Приложение 3……………………………………………………………………87 Приложение 4……………………………………………………………………89 Приложение 5……………………………………………………………………93 Приложение 6……………………………………………………………………97
Список литературы

1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва №Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования№ // Российская газета. – 2013. - №6241. 3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2014. – 380 с. 4. Айсина Р., Дедкова В. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. - 2015. - №5. - С. 49-53. 5. Афонькина Ю.А. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал / Авт.-сост. Ю.А. Афонькина. - Волгоград: Учитель, 2013. - 105 с. 6. Барышникова Е. В. Изучение психологической адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению // Концепт. -2015. - №3. - С.12-15. 7. Безруких М. М. Как развивается ребенок в возрасте от года до трех лет //Справочник педагога-психолога. - 2014. - №11. - С.21-25. 8. Бобрищева-Пушкина Н.Д. Адаптация ребенка к пребыванию в дошкольных образовательных учреждениях. Роль педиатра // Практика педиатра. - 2012. - №10. - С. 66-72. 9. Буриличева Л. И. Комплексный подход в работе воспитателя ДОУ с детьми раннего возраста. Психологические особенности личности ребёнка в дошкольном возрасте и социально-педагогические технологии: синкретичная корреляция // Молодой ученый. - 2013. - №11. - С. 573-574. 10. Буриличева Л. И. Комплексный подход в работе воспитателя ДОУ с детьми раннего возраста // Молодой ученый. - 2014. - №12. - С. 419-421. 11. Бучилова И.А., Лесиканич А.А. Особенности психолого-педагогической работы по обеспечению адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к условиям группы дошкольного учреждения комбинированного вида Концепт. - 2013. - № 4. – С. 112-116. 12. Вахнина Н. Первый день в детском саду // Дошкольное воспитание. - 2012. - №7. - С.13-18. 13. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Дошкольная педагогика и психология. Хрестоматия. М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 121 с. 14. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья: Методическое пособие по развитию дошкольника: Учеб. пособие для воспитателей дошк. дет. учреждений и родителей / В.В. Ветрова. – М.: Сфера, 2013. – 128 с. 15. Волобуева Н. А., Климова Т. В., Ширшова В. М. Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения // Вестн. Новосибирского гос. пед. ун-та. - 2012. - № 5. - С. 14-19. 16. Гайнанова Е. А. Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ // Молодой ученый. - 2016. - №6. - С. 688-689. 17. Герасименко М.А. Система работы в период адаптации детей к ДОУ //Справочник педагога-психолога. - 2013. - №7. – С. 23-27. 18. Гребенщикова Т.В. Педагогическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении: автореф. дис. …канд. педаг. наук. – Новокузнецк: Издательство «КузГПА», 2011. - 22 с. 19. Григорьева Г.Г. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений и родителей / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Груба. – 4-е изд. М.: Просвещение, 2014. – 95с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы адаптации детей раннего возраста к ДОУ 1.1. Сущность адаптации детей раннего возраста к ДОУ Проблема адаптации человека относится к числу фундаментальных как в психологии, так и во многих других областях научного знания: философия, социология, общая и медицинская психология, психология личности, детская психология, психология развития. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую среду и приспособление к условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Термин «адаптация» (от лат. аdaptio - «приспособление»), впервые был введен немецким физиологом Аубертом Х. во второй половине XIX века и первоначально данный термин употреблялся в рамках биологической науки для обозначения приспособления строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, направленного на сохранение гомеостаза [27, c. 10]. Позднее термином «адаптация» стали обозначать также процесс и результат приспособления индивида к условиям социальной среды. В философии адаптация определяется как особая форма отражения системами воздействий внешней и внутренней среды, заключающаяся в тенденции к установлению с ними динамического равновесия. Такое равновесие обеспечивает гармоничное соотношение системы с ее внутренней и внешней средой и развитие данной системы [43, c. 5]. Изучение явления адаптации в медицине во многом связано с именами отечественных ученых Н.К. Введенского, И.В. Давыдовского, И.П. Павлова, И.М. Сеченова, Л.А. Ухтомского. Основным в понимании этими учеными явления адаптации было положение о единстве организма и среды, выдвинутое И.М. Сеченовым. Взаимодействие организма и среды является, по И.М. Сеченову, необходимым условием возникновения и развития адаптации. В понимании сущности адаптации человека к новым условиям в отечественной науке наметилось несколько основных подходов. Г.А. Андреева считает, что «адаптация означает приспособление, приноровление индивида к новым условиям, вживания в них» [3, c. 112]. Р. Айсина, В. Дедкова определяют это понятие как «процесс активного овладения социальными ролями» [4, c. 49]. По мнению А.Н. Леонтьева человеческое приспособление к условиям существования принципиально отличается от приспособительного поведения животных, обладает большей гибкостью и изобретательностью. Процесс адаптации человека к действительности происходит под контролем сознания, причём каждый человек в силу своих индивидуальных психологических особенностей (тип нервной системы, жизненный опыт и т.д.) имеет индивидуальные приспособительные механизмы, а, следовательно, и свой тип адаптации [35, c. 19]. По мнению И.П. Павлова внешние условия жизни, внешняя среда есть внешний стереотип. «При изменении обычного образа жизни, при прекращении привычных занятий возникают нарушения старого динамического стереотипа и трудности установки нового» [37, c. 1043]. По мнению В. Костиной, адаптация представляет собой как один из этапов социализации, которую каждый человек проходит в своей жизни [30, c. 34]. Б.Д. Парыгин представляет адаптацию как составную часть социализации, представляющую собой многоуровневый процесс из жизни человека, который включает в себя предпосылки биологического характера, а так же вхождение приспосабливание человека к социуму [38, c. 165]. При всех имеющихся различиях в трактовке понятия адаптации неизменно выделяется главное - универсальный характер тенденции к установлению равновесия между элементами реальных систем. Адаптация обеспечивает равновесие между воздействием организма на среду и обратным воздействием среды или, что одно и то же, равновесие во взаимодействии субъекта и объекта. В своих исследованиях Н.В. Кирюхина [29] рассматривала адаптацию в трех аспектах и выделяла следующие виды адаптации: • биологическая адаптация – процесс активного взаимодействия среды с организмом; • социальная адаптация – способность приспосабливаться к социальным условиям; • физиологическая адаптация – реакция, наиболее полно отвечающая потребностям реальной ситуации. Согласно точке зрения автора, данные виды адаптации тесно взаимосвязаны, что указывает на специфику самого феномена адаптации и определяет его как трехгранный процесс, затрагивающий все стороны развития личности. В.А. Сластенин, В.П. Каширин [42] дополняют данные классификации определением «психологическая адаптация», которая представляет собой процесс приближения психической деятельности личности к социальным и социально-психическим требованиям среды, условиям и содержанию деятельности человека, это процесс гармонизации внутренних и внешних условий жизни и деятельности личности и среды. Как уже упоминалось, понятие адаптация впервые появилось в физиологии. Однако вскоре, оно видоизменилось в социальную и социально-психологическую адаптацию, получило огромное значение для разных направлений психологической и педагогической науки. При этом в фокусе исследований сегодня находится теоретическая и прикладная проблематика, связанная с различными аспектами адаптации: социально-психологическую адаптацию детей дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению и детей младшего школьного возраста к условиям учебной деятельности, учебной и профессиональной адаптации студентов к значительным изменениям условий жизни и т.д. Понятие психологической адаптации можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды [42, c. 213].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg