Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Воспитание психологической готовности дошкольника к обучению в школе

natati2016 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 87 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 31.01.2018
Понятие «психологическая готовность к школе» является широко распространенным и активно используемым самыми различными специалистами: воспитателями детских садов, школьными учителями, практическими психологами образования, социальными педагогами и др. С этим понятием знакомы и родители, и даже сами дети. Психологическая готовность к школе - особый феномен в том смысле, что с ним связан не один возраст человеческой жизни, а сразу несколько: он знаменует собой конец дошкольного и одновременно начало младшего школьного возраста.
Введение

Актуальность темы. Поступление в школу — чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Практический опыт психо¬логического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхожде¬нию в учебную деятельность в школе. Понимая важность подготовки детей к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправ¬ленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни. Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители — первые и самые важные его воспитатели. Психологическая готовность к школьному обучению предполага¬ет многокомпонентное образование. Во-первых, ребенок должен хотеть идти в школу, т. е. иметь моти-вацию к обучению. Во-вторых, у него должна быть сформирована социальная пози¬ция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстника¬ми, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение. В-третьих, ребенок должен был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. Он должен иметь адекватную самооценку и уровень притязаний. И, пожалуй, самое главное: у него должно быть соответствующее умственное развитие, которое является основой для успешного овла¬дения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом. Затруднить процесс обучения в школе может не только слабое интеллектуальное развитие ребенка, но и, как это, ни странно, очень хорошее развитие; и даже одаренность ребенка может вызывать зна¬чительные трудности, прежде всего относящиеся к области социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Цель – изучить воспитание психологической готовности дошкольника к школе. Объект исследования – процесс психологической готовности дошкольника к школе. Предмет исследования – программа развивающих игр по воспитанию психологической готовности дошкольников к учебной деятельности. Изучив материалы научной литературы по исследуемому вопросу, мы можем сформулировать гипотезу о том, что воспитание психологической готовности дошкольника к школе будет более эффективным, если использовать во время занятий использовать специально разработанную программу развивающих игр. В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи: • рассмотреть теоретические основы психологической готовности детей к обучению в школе; • описать основные компоненты психологической готовности детей к школьному обучению; • проанализировать основные проблемы психологической готовности детей 6 – 7 лет к обучению в школе; • рассмотреть методическое обеспечение психодиагностики подготовки к учебной деятельности; • провести эмпирическое исследование психологической готовности детей к обучению в школе и разработать и внедрить программу развивающих игр по воспитанию психологической готовности дошкольников к учебной деятельности. При написании работы используются сравнительно-сопоставительный метод. Этот мето¬д сводится к анализу различных источников и литературы с точки зрения их комплексного использования, анализа передовой практики (тестирования, наблюдения, беседы и т. д.). Практическое значение курсовой работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в работе других воспитателей МАДОУ. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Содержание

Введение 3 1. Теоретические основы психологической готовности детей к обучению в школе……………………………………………………………………………….6 1.1. Психологическая готовность детей к обучению в школе: понятие и компоненты 6 1.2. Анализ основных проблем готовности детей 6 - 7 лет к обучению в школе 16 1.3. Методическое обеспечение психодиагностики готовности к школе 22 2. Экспериментальное исследование эффективности воспитания психологической готовности дошкольника к обучению в школе…………….27 2.1. Выявление уровня психологической готовности дошкольника к обучению в школе (констатирующий этап эксперимента) 27 2.2. Применение программы развивающих игр по воспитанию психологической готовности дошкольника к обучению в школе (формирующий этап эксперимента) 32 2.3. Анализ результатов эксперимента по воспитанию психологической готовности дошкольника к обучению в школе (контрольный этап эксперимента) 50 Заключение 56 Список используемой литературы 60 Приложение 65
Список литературы

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с. 2. Бутрименко Е.А., Венгер А.Л., Поливанова К.Н., Сушкова Е.Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Под ред. В.В. Слободчикова. – Томск: Пеленг, 1992. – 100с. 3. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Особенности психокоррекционной работы с детьми разного возраста // Журн. практического психолога. – 1999. – № 4. – С. 74 – 84. 4. Выготский Л.С. Детская психология // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 4. – 432 с. 5. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? – М.: Знание, 1994. – 189 с. 6. Вьюнова Н.И. Взаимосвязь проблем диагностики и развития психологической готовности ребенка к обучению в школе // Вестник научной сессии факультета философии и психологии. - Воронеж, 2002. – Вып. 4. – С. 84 – 86. 7. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Готовность ребенка к школе как психологический феномен преемственности дошкольного и младшего школьного возраста // ДОУ - начальная школа: проблемы и перспективы. Материалы II областных педагогических чтений (Воронеж, 9 января, 2002 г.). – Воронеж, 2002. – С. 8 – 12. 8. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: учебное пособие. – М.: Академический проект, 2003. – 256 с. 9. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: учебное пособие. – М.: Академический проект, 2005. – 256 с. 10. Гуткина Н.И. Можно ли «научить» психологической готовности к школе? // Детский практический психолог. – 1994. – № 1. – С. 18 – 21. 11. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6 – 7 лет к школьному обучению // Психологическая наука и образование. – 1997. – № 1. – С. 28 – 35. 12. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.; Воронеж: МОДЭК, 1998. – 256 с. 13. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с. 14. Гайдар К.М., Вьюнова Н.И. Практикум по психодиагностике. Часть 3. Психодиагностика личностной готовности ребенка к школьному обучению. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1999. – 16 с. 15. Григорович Л., Мигушкин А. Особенности развития учебной мотивации у детей 6 - 7 лет // Психолог в детском саду. – 2000. – № 1. – С. 112 – 116. 16. Гайдар К.М. Теоретическая разработанность проблемы структуры и содержания психологической готовности ребенка к школе // Вестник научной сессии факультета философии и психологии. – Воронеж, 2002. – Вып. 4. – С. 86 – 87. 17. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – 3-е изд. – М.: Академический Проект, 2000. – 184 с. – (Руководство практического психолога). 18. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2001. – 255 с. 19. Ильина М. Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. – СПб: Питер, 2007. – 205 с. 20. Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе // Начальная школа. – 1990. – № 7. – С. 17 - 22. 21. Кравцова Е.Е. Уровень развития общения как показатель психологической готовности к школе // Вопр. психологии. – 1984. – № 5. – С. 53 – 58. 22. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М.: Знание, 1987. – 118 с. 23. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991. – 152 с. 24. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.– 32 с. 25. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. – 2-е изд. – М., 2001. – 463 с. 26. Краснощекова Н. В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 299 с. 27. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. 9-е издание. – М., Изд-во «Академия», 2008. – 416 с. 28. Люблинская, А.А. Детская психология [Текст] / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 2001. – 365 с. 29. Мухина B.C. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2002. – 456 с. – (Высш. образование). 30. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2005. – 196 с. 31. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей [Текст] / Т.Д. Марцинковская. – М.: Пресс, 2007. – 365 с. 32. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Просвещение: Владос, 2005. – 264 с.
Отрывок из работы

1. Теоретические основы психологической готовности детей к обучению в школе 1.1. Психологическая готовность детей к обучению в школе: понятие и компоненты В настоящее время в психолого-педагогической науке и образовательной практике понятие «психологическая готовность к школе» является широко распространенным и активно используемым самыми различными специалистами: воспитателями детских садов, школьными учителями, практическими психологами образования, социальными педагогами и др. С этим понятием знакомы и родители, и даже сами дети. Хотя в теоретическом плане проблемой психологической готовности детей к обучению в школе в последние десятилетия занимались психологи, педагоги, гигиенисты, педиатры, как в нашей стране, так и за рубежом, единого и четкого определения понятия «психологическая готовность к школе» пока нет, равно как до конца не установлены надежные и наиболее информативные критерии этой готовности к систематическому школьному обучению. Зарубежные психологи трактуют понятие школьной зрелости (которое можно рассматривать как синоним понятия психологической готовности) как достижение такой ступени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении», или как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками». Что касается первого определения, то оно носит слишком общий характер, в частности, не ясно, что представляет собой «способность принимать участие в обучении». Второе определение также неудовлетворительно, т.к. в нем смешаны компоненты психологической готовности (мотивация, поведенческие характеристики) и педагогической подготовленности (умения, знания). Формальный уровень таких умений и навыков, как чтение, письмо, счет не есть признак психологической готовности к школе. Владея ими, ребенок может еще не иметь соответствующих механизмов умственной деятельности, позволяющих усваивать школьную программу. Психологическая готовность к школе - особый феномен в том смысле, что с ним связан не один возраст человеческой жизни, а сразу несколько: он знаменует собой конец дошкольного и одновременно начало младшего школьного возраста. В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школьному обучению основана на трудах Л.С. Выготского [9]. Ею занимались классики детской психологии Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и продолжают заниматься известные современные специалисты Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, B.C. Мухина и др. [3, 11, 12, 17, 30 и др.]. Российские психологи под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский) ребенка. Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его зона ближайшего развития ниже требуемой для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, т.к. в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой он не может усваивать программный материал и попадает в разряд отстающих учеников.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg