Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Иерархия ценностных ориентаций при построении жизненных планов в юности

natati2016 240 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 43 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 31.01.2018
Юношеский возраст, по утверждению психологов, является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Именно ценностные ориентации, сформированные в юношеском возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение. Ценностные ориентации – сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Это положение ставит воспитание перед фактом необходимости формирования у школьников приоритета общечеловеческих ценностей, процесс которого начинается в семье и получает дальнейшее развитие в школе. Но прежде чем спланировать работу по формированию системы ценностей, педагог изучает аксиологическую сферу личности. Для этого целесообразно владеть диагностическими методами и использовать различные методики, которые позволят получить данные о ценностных приоритетах и ориентирах личности.
Введение

Важную роль в жизни человека, в развитии его личности играют такие факторы, как жизненные цели, представления о будущем, ценности. Человек всегда стремится к какой-нибудь цели; он живет нормально и естественно, когда сориентирован на определенную цель. Изменения, происходящие в политической, экономической, духовной сферах общества в последнее десятилетие, влекут за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей. В большей степени эти процессы отражаются на формировании структуры ценностей подрастающего поколения, так как формирующиеся в настоящее время ценностные приоритеты становятся основой формирования новой социальной структуры российского общества. Юношество, как особая социальная группа постоянно находится в фокусе исследований психологов, социологов. Данная социальная группа является чутким индикатором происходящих перемен, и определяет в целом потенциал развития общества. В условиях ломки сложившихся устоев неизбежна переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы [2; 104]. Исследование ценностных ориентаций, жизненных приоритетов современной подрастающего поколения актуально, поскольку дает возможность выяснить степень ее адаптации к новым социальным условиям и инновационный потенциал. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован у подрастающего поколения, во многом зависит будущее состояние общества. Актуальность изучения ценностных ориентаций в юности подтверждается появлением целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы. В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изучается структура и динамика ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью и так далее. Тема имеет широкий резонанс в исторической науке. Поэтому имеется много источников, посвящённых данной проблематике. Эту тему изучали А.Г. Здравомыслов, Д.Н. Узнадзе, В.В. Сусленко, В.А. Ядов и другие. Объект исследования: методы и методики исследования ценностных ориентаций при построении жизненных планов в юношеском возрасте. Предмет исследования: ценностные ориентации при построении жизненных планов в юности. Целью данной работы является изучение методов и методик исследования ценностных ориентаций в юности при построении жизненных планов. Достижение поставленной цели предполагает решения ряда задач: ? рассмотреть содержание феноменов «жизненный план», «ценностные ориентации ? изучить психологические особенности юношеского возраста ? дать характеристику жизненных планов юношества на современном этапе развития общества ? изучить методы исследования ценностных ориентаций в юности ? изучить методики исследования ценностных ориентаций в юности ? охарактеризовать диагностическую батарею и составить экспериментальный план исследования. Гипотеза исследования: при исследовании ценностных ориентаций к различным категориям респондентов необходимо применять различные, соответствующие целям и задачам исследования методы и методики. Теоретическую основу исследования составляют фундаментальные научные труды отечественных и зарубежных ученых. Так, по данным Е.И. Головахи, главное противоречие жизненной перспективы в юности - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. По данным И.В. Дубровиной старшеклассники, хотя и имеют социальные и личные притязания существенно выше чем в юности, однако иерархию ценностных ориентаций обнаруживают только треть юношей и девушек, у остальных она либо недостаточно дифференцированна, либо недостаточно устойчива. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения и списка литературы.
Содержание

Введение…………………………………………………………................... Глава 1. Теоретические аспекты построения жизненных планов в юношеском возрасте 1.1. Содержание феноменов «жизненный план», «ценностные ориентации…………………………………………………………………… 1.2. Характеристика юношеского возраста ………………….….. 1.3. Особенности ценностной сферы в юношеском возрасте…… Выводы по первой главе…………………………………………………..... Глава 2. Экспериментальный план исследования ценностных ориентаций в юношеском возрасте 2.1. Методы исследования ценностных ориентаций в юношеском возрасте..................................................................................................... 2.2. Методики исследования ценностных ориентаций ………… 2.3. Диагностическая батарея и экспериментальный план исследования ………………………………………………………………. Выводы по второй главе………………………………………………...…. Заключение…………………………………………………………….……. Список литературы…………………………………………………………. 3 6 13 18 24 25 29 35 39 42 43
Список литературы

1. Анцыферова Л.И. К психологии личности, как развивающейся системы. - М.: Изд-во Миф, 2000.- 318 с. 2. Бубнова С.С. Социально - психологическая диагностика развития личности.- М.: Мысль, 2002.- 334 с. 3. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности. Психология личности в социалистическом обществе. - М.: Наука, 2000. - 292 с. 4. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога.- Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - с. 321 5. Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска // Социологические исследования. - 2013. - № 4. - С. 42 6. Кон И.С. Психология ранней юности.- М.: Фаир - Пресс, 2000.- 185с 7. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2004. - 940 с. 8. Леонтьев Д. А. Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - 387 с. 9. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. - М.: Смысл, 2001. - 71с. 10. Луков В.А. Концептуализация молодежи в XXI веке: новые идеи и подходы // СоцИС, 2012. - №1. - С. 5 11. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Мысль, 2001.- 367 с. 12. Николаичева Б.О. Моральные ценности и личность. - М.: Миф, 2003.-176 с. 13. Обозов Н.Н. Психодиагностика личности.- СПб.: Питер, 2003. - 246 с 14. Похилько В.И. Общая психодиагностика.- СПб.: Речь, 2000. - 357 с. 15. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие для вузов.- М.: Академия, 2010. - 181с. 16. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000. - 357 с. 17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 2000.- 328 с. 18. Семенов А.А., Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. - М.: Мысль, 2001. - 356 с. 19. Сборник публикаций Московского научного центра психологии и педагогики по материалам XXXVIІ международной научно-практической конференции: «Психология и педагогика в современном мире: вызовы и решения». – М.: Московский научный центр психологии и педагогики, 2015.– 64 с. 20. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2012. - 490 с. 21. Шапарь В.Б. Практическая психология.- Ростов н/Д.: Феникс 2004.- 483 с. 22. Определение понятий жизненные планы и стратегии [Электронный ресурс]. URL: http://geolike.ru/page/gl_8519.htm. - 18.01.2016 23. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты/ Институт социологии РАН [Электронный ресурс]. URL: http://www.perspektivy. info/print.php. - 22.02.2016
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты построения жизненных планов в юношеском возрасте 1.1. Содержание феноменов «жизненный план», «ценностные ориентации» Проблема ценностей и ценностных ориентации является предметом изучения ряда наук о человеке и обществе, в частности, философии, социологии, психологии, педагогики. «Понятие ценности скорее, чем любое другое, должно занять центральное место... способное объединить интересы разных наук, касающихся человеческого поведения». Эти слова, утверждающие центральное положение понятия «ценность», принадлежат перу пси¬холога Rokeach, 1973 р., но сходного мнения при¬держивались и социологи (например, Williams, 1968), и антропологи (например, Kluckholn, 1951) [7; 321]. Ученые рассматривали ценности как критерии, которые используются людьми для выбора и обоснования своих действий, а также для оценки других людей, себя и событий. Таким образом, ценности представляют собой в большей степени критерии оценки, чем качества, присущие самим объектам. Различают ценности двух типов: - ценности общества и социальных групп (социальные ценности); - ценности личности (индивидуальные ценности). В социальных, психологических и педагогических исследованиях используются как понятие ценности, так и понятие ценностных ориентаций. Однозначного различения этих понятий в литературе не прослеживается. Часто они употребляются как равнозначные. При изучении характеристик общества, культуры и отдельных социальных групп используется термин «ценность». При изучении отдельных индивидов употребимы как понятие ценностная ориентация, так и понятие ценность [8; 176]. Под ценностными ориентациями понимается отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации - это интериоризированные личностью ценности социальных групп. Таким образом, оказывается вполне оправданным говорить о ценностях личности как ее ценностных ориентациях. В последние годы значительно активизировались исследования индивидуальных различий ценностей. Исследования на межнациональном уровне обнаружили различия ценностей в разных культурах мира, выявили их истоки. Исследования выявили огромное количество вариаций в ценностных приоритетах индивидов в каждом обществе, а также различия между социальными группами в рамках одной нации. Они позволили сделать выводы, что индивиды, принадлежащие одной и той же или различным социальным группам, довольно значительно отличаются в ценностных приоритетах. Эти различия отражают их генетическую наследственность, личный опыт, социальный статус и влияние культуры [1; 211]. С одной стороны, ценностные приоритеты, превалирующие в обществе - это ключевой элемент в культуре. Ценностные приоритеты индивидов представляют центральные цели, которые связаны со всеми аспектами их поведения. С другой стороны, ценности испытывают прямое влияние повседневного опыта в изменяющемся экологическом и социально-политическом контексте. Поэтому ценности являются хорошим индикатором для отслеживания процессов социального и индивидуального изменения, возникающего в результате исторических, социальных и личных событий. Кроме того, они могут быть положены в основу изучения различий между социальными культурами и субкультурами, которые появляются по мере того, как социальные общности развиваются в определенных направлениях в результате их уникального опыта.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 23 страницы
300 руб.
Курсовая работа, Психология, 41 страница
350 руб.
Курсовая работа, Психология, 43 страницы
354 руб.
Курсовая работа, Психология, 41 страница
520 руб.
Курсовая работа, Психология, 36 страниц
420 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg