Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, СОЦИОЛОГИЯ

Совершенствование реализации государственной политики в сфере социальной защиты и поддержки несовершеннолетних (на примере Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы)

irina_krut2019 2880 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 96 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.02.2020
АННОТАЦИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ На тему: «Совершенствование реализации государственной политики в сфере социальной защиты и поддержки несовершеннолетних (на примере Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы)» В данной выпускной квалификационной работе рассмотрено современное государственное регулирование в сфере социальной защиты и поддержки несовершеннолетних на примере Департамента труда и социальной защиты населения. Данная тема является актуальной на сегодняшний день, так как проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. В процессе изучения темы были использованы различные источники: научные статьи и монографии, учебники, статистические данные, данные сети Интернет, нормативные правовые документы различного уровня. Данная работа состоит из трёх глав. В первой главе будут рассмотрены сущность, основные направления и приоритеты государственного регулирования в сфере социальной защиты населения, а также понятие несовершеннолетние, изучены особенности государственного регулирования в сфере социальной защиты и поддержки несовершеннолетних. Вторая глава включает в себя анализ и оценку деятельности Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы в сфере социальной защиты и поддержки несовершеннолетних. В рамках третьей главы представлены предложения по повышению качества и эффективности деятельности Департамента, совершенствованию кадрового обеспечения и оценки эффективности комплекса предложенных мероприятий. В работе представлено 5 рисунков (3 из которых – схемы), 13 таблиц, 2 приложения.
Введение

Актуальность темы. Одним из главных институтов общества является семья. Органы социальной защиты населения на государственном уровне проводят ряд мероприятий, направленных на улучшение жизни несовершеннолетних граждан, как в обычных семьях, так и неблагополучных, а также несовершеннолетних граждан льготных категорий, таких, например, как дети-инвалиды. Для отслеживания ситуации в сфере социальной защиты населения, в частности поддержки несовершеннолетних граждан, необходимо развитие государственного регулирования в сфере социальной защиты населения и проведение контроля исполнения поставленных государственными органами задач. В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. (далее – Стратегия 2012-2017 гг.), которая утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761, дана целостная картина положения детей в Российской Федерации в настоящее время. Проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Продолжается сокращение численности детского населения. Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании: почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения. Развитие высоких технологий привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». По сведениям МВД России, значительное число сайтов, посвященных суицидам, доступно подросткам в любое время. В настоящее время к специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации относят – социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей и др. На данный момент в России функционируют около 5 тысяч спортивных школ, 53 тысячи детских оздоровительных организаций, 150 лагерей с круглосуточным пребыванием детей, созданных при организациях социального обслуживания населения и др. Проблемы государственного регулирования в сфере социальной защиты населения исследовались еще с начала XV века. У многих учёных сохраняется научный интерес к государственному регулированию в сфере социальной защиты населения и несовершеннолетних граждан. Исследованию указанных вопросов по рассматриваемой теме посвящены труды многих российских ученых, в их работах представлены различные позиции по вопросу, касающемуся государственного регулирования в социальной сфере. При подготовке данного исследования были изучены работы таких известных ученых, как: Е.Г. Азарова, Н.Н. Мусинова, Н.П.Жигарева, И.В.Сивакова и ряда других ученых, исследующих вопросы государственного регулирования в социальной сфере. Труды, посвященные проблемам социальной защиты детей, исследовали такие учёные как: Ф.С. Возжаева, В.В. Елизаров, И.В. Жданова и другие. Цель: предложить мероприятия по совершенствованию государственной политики в сфере социальной защиты и поддержки несовершеннолетних граждан на примере Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы. Для достижения поставленной цели формулируются следующие задачи: 1. Изучить сущность, основные направления и приоритеты государственного регулирования в сфере социальной защиты населения. 2. Раскрыть понятие «несовершеннолетние» как особую социальную группу населения. 3. Рассмотреть особенности государственного регулирования в сфере социальной защиты и поддержки несовершеннолетних. 4. Исследовать организацию и обеспечение деятельности Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. 5. Проанализировать основные показатели деятельности Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы за последние пять лет. 6. Провести оценку качества и эффективности деятельности Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. 7. Разработать решения, направленные на повышение качества государственного управления в сфере социальной защиты и поддержки несовершеннолетних. 8. Разработать мероприятия по обеспечению деятельности государственных органов в сфере социальной защиты и поддержки несовершеннолетних. 9. Определить эффективность предложенных решений. Объектом исследования является институт государственной социальной защиты населения и поддержки несовершеннолетних. Предметом работы служат организационно-правовые основы, инструменты и методы социальной защиты и поддержки несовершеннолетних (на примере Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы). Методологическую основу написания работы составляют сравнительно-сопоставительный, аналитический, логический методы, а также методы синтеза и обобщения. Теоретической базой работы служат труды отечественных ученых в области социальной защиты и социальной работы, в области государственного регулирования, а также нормативные документы органов власти и управления различных уровней. Раскрытию темы данной работы способствовало изучение действующих правовых документов. Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Во введении содержится краткая характеристика современного состояния рассматриваемой проблемы, обосновывается актуальность темы исследования, цель и задачи, объект и предмет исследования, приведены методологические основы работы и теоретическая база исследования. В первой главе исследуются теоретические основы государственного регулирования в сфере социальной защиты и поддержки несовершеннолетних. Во второй главе проводится анализ и оценка деятельности Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы в сфере социальной защиты и поддержки несовершеннолетних. В третьей главе представлены рекомендации по совершенствованию государственного регулирования в данной сфере. В заключении подводятся итоги исследования.
Содержание

Введение……………………………………………………………….. 5 Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования в сфере социальной защиты и поддержки несовершеннолетних……………………………………………….... 9 1.1 Сущность, основные направления и приоритеты государственного регулирования в сфере социальной защиты населения.................................................................................…… 9 1.2 Несовершеннолетние как особая социальная группа населения………………………………………………………..... 13 1.3 Особенности государственного регулирования в сфере социальной защиты и поддержки несовершеннолетних…........ 18 Глава 2. Анализ и оценка деятельности Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы в сфере социальной защиты и поддержки несовершеннолетних……….. 27 2.1 Организация и обеспечение деятельности Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы………...…… 27 2.2 Анализ основных показателей деятельности за последние пять лет.................................................................................................... 43 2.3 Оценка качества и эффективности деятельности……...…...…... 46 Глава 3. Совершенствование государственного регулирования в сфере социальной защиты и поддержки несовершеннолетних...... 52 3.1 Предложения по повышению качества и эффективности деятельности в сфере социальной защиты и поддержки несовершеннолетних…………………………………………….. 52 3.2 Разработка мероприятий по обеспечению деятельности государственных органов в сфере социальной защиты и поддержки несовершеннолетних……………....……………….. 54 3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий………...... 60 Заключение……………………………………………………………. 66 Список использованных источников………………………...…… 69 Приложение А………………………………………………………… 79 Приложение Б………………………………………………………… 95
Список литературы

Законодательные и нормативные правовые акты 1. «Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила)» (приняты 29.11.1985 Резолюцией 40/33 на 96-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=16183#04096150499621247 (дата обращения: 01.03.2018). 2. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения: 05.04.2018). 3. «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (принята в г. Нью-Йорке 30.09.1990) // Система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=15898#01344263777533179 (дата обращения: 05.04.2018). 4. Конституция Российской Федерации // Систему «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 26.03.2018). 5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ // Система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 05.04.2018). 6. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Система «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/10135206/#ixzz4uMWI7g00/ (дата обращения: 30.03.2018). 7. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Система «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12116087/ (дата обращения: 29.03.2018). 8. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (дата обращения: 07.04.2018). 9. Федеральный закон от 19.12.2016 № 416-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» // Система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_208991/ (дата обращения: 12.05.2018). 10. Федеральный закон от 19.12.2016 № 422-ФЗ «О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2017 год» // Система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209007/ (дата обращения: 10.05.2018). 11. Федеративный договор от 31.03.1992 «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации» (вместе с «Протоколом к Федеративному договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации») // Система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120324/ (дата обращения: 10.05.2018). 12. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» // Система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130516/ (дата обращения: 18.03.2018). 13. Постановление Правительства РФ от 06.05.2006 № 272 (ред. от 15.10.2014) «О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» // Система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112602/ (дата обращения: 18.03.2018). 14. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» // Система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163487/ (дата обращения: 16.03.2018). 15. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» // Система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167897/ (дата обращения: 23.04.2018). 16. Постановление Правительства Москвы от 24.12.2014 № 829-ПП «О социальном обслуживании граждан в городе Москве» // Система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=MLAW&n=177523&rnd=FEDEA52B51962D9B67B34031EEB17FDF#07596420003955997 (дата обращения: 17.03.2018). 17. Постановление Правительства Москвы «Положение о Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы» от 08.09.2015 № 566-ПП // Система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=MLAW&n=185254&rnd=FEDEA52B51962D9B67B34031EEB17FDF#01828894438297921 (дата обращения: 20.03.2018). 18. Регламент межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при организации социального обслуживания и социального сопровождения граждан в городе Москве от 20.12.2014 № 801-ПП. 19. Административный регламент исполнения Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан в городе Москве от 17.11.2015 № 754-ПП. Литература 20. Абельбейсов В. А., Акимова Л. В. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детских сиротских учреждениях в Московском мегаполисе. – М.: Новые печатные технологии, 2013. – 203 с. 21. Агулина С. В. История социальной работы: учебное пособие. – СКФУ, 2014. - 250 с. 22. Акимова Ю. А. Конституционный принцип равенства и социальное обеспечение граждан, имеющих детей («Современное право», 2014, N 5) из информационного банка «Юридическая пресса». 23. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М.: 2014. – 225с. 24. Азарова Е. Г. Правовое регулирование социального обеспечения женщин и детей (демографический аспект). [Электронный ресурс] // Юридическая пресса: информационный банк. – 2015. – №10. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=CJI;n=90614;dst=100040#0 (дата обращения: 27.05.2018). 25. Алпатова Г.М. У истоков социального государства: У. Беверидж. [Электронный ресурс] // Вестник пермского университета: научный журнал. – 2009. – № 1(8). Режим доступа: http://histvestnik.psu.ru/PDF/20091/03.pdf (дата обращения: 01.06.2018). 26. Бекишиева С. Р., Курбанова А. М. Проблемы совершенствования законодательства РФ о социальном обеспечении семей с детьми («Актуальные проблемы российского права», 2016, № 6) из информационного банка «Юридическая пресса». 27. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. М.: Академия, 2015. – 131 с. 28. Возжаева Ф. С. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей-инвалидов//Социс № 6, 2013. – 39 с. 29. Гребенщиков И.В. Основы семейной жизни – М.: Просвещение, 2015. – 161с. 30. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье// Социс № 11, 2013. – 31 с. 31. Елизаров В.В. Семейная политика и экономическая поддержка семьи в современной России // Уровень жизни населения регионов России. -2013. – № 7. – 45с. 32. Жданова И. В. Руководство по сопровождению семей, находящихся в трудной жизненной ситуации: учебно-методическое пособие для специалистов //; М-во социального развития Новосибирской обл., Новосибирский гос. технический ун-т, Каф. социальной работы и социальной антропологии, Обл. учебно-методический Центр «Семья». – Новосибирск: НГТУ, 2013. – 166 с. 33. Заблоцкис Е. Ю. Особые дети и взрослые в России: закон, правоприменение, взгляд в будущее [Электронный ресурс]: основные проблемы и пути их решения – Москва: Теревинф, 2013. – 365 с. 34. Корсаненкова, Ю. Б. Социальная поддержка семей с детьми в Российской Федерации: реальность и перспективы: монография // Москва : Волтерс Клувер , 2010 – 194 с. 35. Крутько Е. А., Рубанцова Т. А. Детская безнадзорность как феномен социального отчуждения; Сибирский гос. ун-т путей сообщ. (СГУПС). – Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2013. – 98 с. 36. Лебедева Т. С. Формирование образовательно-реабилитационного пространства для безнадзорных детей в муниципальном районе: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / [Место защиты: Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского]. – Ярославль, 2013. – 23 с. 37. Лифинцева А. А., Рягузова А. В. Шкала социальной поддержки детей и подростков: учебно-методическое пособие // Балтийский федеральный ун-т им. Иммануила Канта. – Калининград: Изд-во Балтийского федерального ун-та им. И. Канта, 2013. – 57 с. 38. Рудов А. Г., Пименов М. В. Методические материалы для общественных организаций по сопровождению граждан при прохождении ими процедур передачи на усыновление, под опеку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - Москва: [б. и.], 2013. – 80 с. 39. Садовникова М. Н. и др. Медиативный подход в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации: учебно-методические материалы / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Иркутский гос. ун-т» [и др.]; - Иркутск: ИГУ, 2013. – 178 с. 40. Степанов Н. С. Профессиональное самоопределение детей-сирот в системе образования Германии и России: сравнительно-педагогический анализ: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 // [Место защиты: Кемер. гос. ун-т]. – Кемерово, 2013. – 189 с. 41. Тугаров А. Б., Лавренова Т. И., Лыгина М. А. Социальное сопровождение проблемных семей и детей с отклоняющимся поведением: учебное пособие /; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Пензенский гос. ун-т» (ПГУ). – Пенза: Изд-во ПГУ, 2013. – 102 с. 42. Фетисова О. В. Приемная семья в Российской Федерации: Монография. Под ред. О. В. Фетисовой. – М.: Academia, 2011. – 207 с. 43. Холостова Е. И. История социальной работы в России: учебник /- М.: Дашков и К?, 2013. – 281 с. 44. Холостова Е. И. Социальная работа с семьей: учебное пособие - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К°, 2013. – 242 с. 45. Черникова Г. В. Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного Фонда Российской Федерации: учебно-методический комплекс. – М.: Директ-Медиа, 2016. – 34 с. 46. Черникова И. В. Социальные инновации: учебное пособие. – СКФУ, 2015. – 185 с. 47. Шульга Т. И. Технологии социально-психологической помощи детям группы риска: монография; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральный ин-т развития образования (ФИРО). – М.: ФИРО, 2010. – 265 с. 48. Дети в трудной жизненной ситуации: новые подходы к решению проблем: [доклад] // Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. – Москва: [б. и.], 2010. – 91 с. 49. Восприятие проблем детей-сирот и их семейного устройства в российском обществе / Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. – Москва: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2013. – 96 с. 50. Эффективные региональные модели и лучшие практики профилактики социального сиротства, устройства в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их сопровождения: сборник материалов круглого стола, 4 апреля 2013 г. // АНО «Совет по вопросам упр. и развития»; [ред.-сост. С. И. Швецова]. – Москва: Вариант, 2013. – 195 с. 51. Подготовка сирот к самостоятельному жизнеустройству: (из опыта ГБОУ санаторного детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 17 г. Москвы). – Москва: МАЭСТРО ПлаТинум, 2013. – 163 с. 52. Психолого-педагогические аспекты профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних: сборник научных трудов / Федеральная служба исполн. наказаний, Упр. по Воронежской обл.; [отв. ред. С. Н. Латынин]. – Воронеж: Научная книга, 2013. – 170 с. 53. Панорама социальных идей: тематический выпуск: (информационно-методические материалы по организации работы с детьми-инвалидами и семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья) // Департамент труда и социального развития Приморского края, Опорно-экспериментальное учреждение социальной сферы РФ, Краевое гос. казенное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парус надежды»; [сост. Н. В. Панкова]. – Владивосток: Дальневосточный федеральный ун-т, 2013. – 192 с. 54. Защита прав несовершеннолетних: отечественные традиции и международный опыт: материалы международной научно-практической конференции, 15 марта 2013 г. // Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Российская акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Российской Федерации», Владимирский фил. (РАНХГС Владимирский фил.), [Центр прикладного уголовного правосудия Западного Иллинойского ун-та (США)]. -–Владимир: Владимирский фил. РАНХиГС, cop. 2013. – 426 с. 55. Social Insurance and allied services. Report by Sir William Beveridge. London, 1942. 56. Vossler O. Bismarcks Sozialpolitik // Historische Zeitschrift. Bd. 167, H. 2. Oldenburg, 1943. S. 336-357. Электронные ресурсы 57. Демографический еженедельник «Демоскоп Weekly». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.demoscope.ru/ (дата обращения: 12.03.2018). 58. Сайт Департамента труда и социальной защиты населения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dszn.ru/ (дата обращения: 01.03.2018). 59. Сайт Информационно-аналитического центра потребительского рынка города Москвы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iatspr.mos.ru/ (дата обращения: 24.05.2018). 60. Сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics (дата обращения: 06.04.2018). 61. Сайт Минтруд России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosmintrud.ru/ (дата обращения: 01.03.2018). 62. Сайт Мэра Москвы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mos.ru/dszn/ (дата обращения: 02.03.2018). 63. Сайт «Открытый бюджет Москвы». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://budget.mos.ru/budget_isp_o (дата обращения: 13.04.2018). 64. Сайт Правительства России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/ (дата обращения: 02.03.2018). 65. Сайт Президента России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.kremlin.ru/ (дата обращения: 01.03.2018).
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретические основы государственного регулирования в сфере социальной защиты и поддержки несовершеннолетних 1.1 Сущность, основные направления и приоритеты государственного регулирования в сфере социальной защиты населения Под социальной защитой в широком смысле понимается система общественных отношений, которая направлена на обеспечение социально-экономических прав и гарантий человека независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста и других объективных обстоятельств. Объектом социальной защиты, исходя из указанного определения, выступают, прежде всего, те граждане, которые оказались в трудной жизненной ситуации и относятся к социально слабым группам, которые не способны поддерживать свое материальное положение собственными силами (пожилые люди, инвалиды, дети, безработные, вынужденные мигранты и пр., то есть льготные категории граждан). От целевой установки государственной политики и государственного регулирования зависит выбор модели социальной защиты населения. Рассмотрим две модели социальной защиты населения. Первая модель, это когда социальная помощь требуется только в кризисных ситуациях для определенных групп граждан в связи с их трудной жизненной ситуацией, но при этом до момента наступления такой ситуации гражданин был способен сам обеспечить семью, и ему хватало доходов, которые он получал самостоятельно (зарплата, осуществление предпринимательской деятельности). Вторая модель, где самостоятельно получаемых доходов не хватает на нормальное существование в стандартных условиях, не говоря уже о тяжелом кризисном положении [55; 56]. В сфере социальной защиты населения государственное регулирование осуществляется как федеральными органами исполнительной власти, так и субъектами Федерации, а также структурными территориальными подразделениями на межотраслевой и отраслевой основе [21, с. 47]. Немало законов, которые направлены на регулирование социальных отношений, было принято в последние годы Правительством РФ [38, с. 105]. Социальными вопросами занимаются федеральные министерства и ведомства. Управление и регулирование социальной защитой граждан находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов. Помимо этого, органы местного самоуправления принимают непосредственное участие в этом вопросе (управления социальной защиты населения, центры социального обслуживания населения). Основными направлениями регулирования являются такие как: 1. Регулирование вопросов труда и связанных с ним отношений (занятость и социальная защита населения, выплата социальных пособий по безработице и др.) отнесено к ведению Министерства труда и социальной защиты РФ, которое также возглавляет Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы. 2. Охрана здоровья граждан – принятие медицинских мер профилактики заболеваний, оказания медицинской помощи, поддержания оптимального состояния общественной гигиены и санитарии и многое другое. С каждым годом данное направление становится все важнее. Министерство здравоохранения Российской Федерации, которое действует совместно с соответствующими органами субъектов Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Российской академией медицинских наук, обществом Красного креста и Красного полумесяца, с профессиональными медицинскими ассоциациями, является координирующим органом управления в сфере здравоохранения на федеральном уровне. 3. Образование – не только совершенствует способности человека к общественно-полезному труду, но и формирует его духовный мир. В системе образования управление осуществляется министерствами и ведомствами в отношении учебных заведений, находящихся в их подчинении (Минобрнауки, Минобороны, Минздрав и др.). 4. Межнациональные отношения и взаимоотношения федерации с её субъектами – это направление государственного регулирования находится в центре внимания всех органов государственной власти. Приоритетом государственного регулирования в сфере социальной защиты является забота о семье, детях, в частности, обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций; обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие [25, с.45-49]. Решение указанных задач осуществляется с помощью принятия и реализации законодательных и нормативных актов. В сфере социальной защиты основными среди них являются: Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания», Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и др. [4-9]. Область социальной поддержки семьи и детей является государственным стратегическим приоритетом. В 2014 году в Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года были определены следующие приоритетные направления государственной политики в отношении социальной поддержки семьи и детей: ? утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни; ? возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании; ? создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства; ? повышение авторитета родителей в семье и обществе и поддержание социальной устойчивости каждой семьи; ? повышение уровня рождаемости (в том числе за счет рождения в семьях второго и последующих детей); ? развитие системы поддержки семьи в связи с рождением и воспитанием детей, обеспечение государственной материальной поддержки семей, имеющих детей; ? поддержка семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства, обеспечение защиты прав и законных интересов детей [26, с.87]. Указанные приоритеты направлены на преодоление и предотвращение в дальнейшем негативных демографических тенденций, а также стабилизацию численности населения и создание условий для его роста, повышение качества жизни населения. Таким образом, в данном параграфе была изучена сущность государственного регулирования в сфере социальной защиты и поддержки несовершеннолетних, а также изучены основные направления и приоритеты государственного регулирования в данной сфере. Данный параграф послужит основанием для раскрытия вопроса, посвящённого несовершеннолетним, как особой социальной группы населения. 1.2 Несовершеннолетние как особая социальная группа населения Согласно Федеральному закону № 120-ФЗ несовершеннолетним считается лицо, которое не достигло возраста восемнадцати лет [7]. В настоящее время выделяют пять поколений выделяя несколько возрастных групп: 1. Молчаливое поколение, родившееся в 1923–1943 годах. 2. Поколение «беби-бумеров», родившееся в 1943–1963 годах. 3. Поколение Х, родившееся в 1963–1984 годах. 4. Поколение Y или «миллениум», родившееся в 1985–2000 годах. 5. Поколение Z, MeMeMe, родившееся в 2000–2020 годах [20, с. 61]. Каждое из перечисленных поколений обладает своими ценностями, они обозначены в таблице 1. Таблица 1 – Соотношение ценностей с поколениями [20]. Поколение Ценности Молчуны Преданность, соблюдение правил, уважение к должности и статусу, жертвенность, подчинение, терпение, экономность. Беби-бумеры Идеализм, оптимизм, имидж, молодость, здоровье, работа, ориентация на команду, личный рост, личное вознаграждение, статус, вовлеченность. Поколение Х Выбор, глобальная информированность, индивидуализм, выживание, обучение в течение всей жизни, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, баланс между работой и личной жизнью. Продолжение таблицы 1 Поколение Ценности Поколение Y Изменения, оптимизм, общительность, уверенность в себе, подчинённость, мораль, достижение, наивность, профессионалы в технике. Поколение Z Чувствительность, сосредоточенность на своём внутреннем мире, стремление к созданию новых канонов этики и эстетики, индивидуальность, собственный потенциал, инфантилизм, зависимость от высоких технологий. Несовершеннолетние граждане являются особой социальной группой граждан, поскольку многие их них психологически являются не устойчивыми, у них наступает период «юношеского максимализма», а также «переходный период». Несовершеннолетние граждане нуждаются в постоянном надзоре со стороны как государства, так и родственников в связи с тем, что могут возникнуть такие риски как: ? осуществление несовершеннолетними гражданами уровня преступности, – особенно в неблагополучных семьях (например, это может характеризоваться кражей, хулиганством); ? совершение самоубийств (в силу психической неустойчивости несовершеннолетних граждан необходимо также обращать внимание и на их психо-эмоциональное состояние); ? вовлечение несовершеннолетних граждан в «группы смерти» в сети Интернет. Стоит отметить также, что не только дети из неблагополучных семей могут попасть в трудную жизненную ситуацию, но и из обеспеченных и благополучных семей тоже. Это происходит из-за влияния телевидения, средств массовой информации, социальных сетей, которые влияют на неокрепшее мировоззрение подростков, плюс ко всему – психологические особенности подростка. Еще одним вопросом, касающимся непосредственно несовершеннолетних граждан, является жестокость. В новостях всё больше показывают криминальные новости, в которых задействованы несовершеннолетние граждане, которые проявляют баснословную жестокость, что по отношению к взрослым людям, к свои сверстникам, либо к животным. Согласно оценке Министерства внутренних дел РФ, за последнее время идёт увеличение преступности среди детей и подростков в возрасте от 14 до 17 лет в соответствии с рисунком 1. Рисунок 1 – Количество несовершеннолетних граждан, в возрасте от 14 лет до 17 лет, совершивших преступления (в тыс. чел.) Исходя из рисунка можно сделать вывод, что с 1998 г. по 2000 г. (поколение Y) количество несовершеннолетних граждан увеличилось на 9 тыс. чел., в то время как с 2015 г. по 2017 г. (поколение Z) количество несовершеннолетних граждан увеличилось на 23 тыс. чел., это на 14 тыс. чел. больше. То есть, количество несовершеннолетних, совершивших преступления, среди детей поколения Z растёт более быстрыми темпами, нежели количество несовершеннолетних, совершивших преступления, среди детей поколения Y. Специалисты по детской психологии объясняют жестокость подростков особенностями возрастной психики и глубинными социальными факторами. Директор Института социологии РАН академик РАН Михаил Горшков говорит, что агрессия подростков – симптом нашего общего глубокого социального нездоровья [57]. Распад семей и разрыв привычных связей между людьми, громадные противоречия между бедными и богатыми, между Россией провинциальной и мегаполисами, практически не движущиеся «социальные лифты». Государство ставит перед собой задачу сформировать государственную политику по улучшению положения детей в Российской Федерации в связи с этим была принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы») [12]. В целях реализации положений данной стратегии, Правительством Российской Федерации было принято Распоряжение от 15.10.2012 года № 1916-р «О плане первоочередных мероприятий до 2014 года». Во введении данной стратегии говорится о том, что Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. За последнее десятилетие были приняты ряд важнейших законодательных актов, которые направлены на улучшение демографической ситуации, положения семей с детьми, в том числе на охрану их здоровья [32, с.61]. В рамках реализации стратегии проводилась работа по совершенствованию правового обеспечения. Участниками стратегии были: ? Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с ГУ МВД Российской Федерации; ? Министерства образования; ? Министерства социальной защиты населения; ? Министерства здравоохранения; ? иные заинтересованные учреждения и ведомства. Еще одной задачей государства является противодействие безнадзорности, наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних на региональном уровне. В связи с этим реализуется ежегодный Комплексный план мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности, беспризорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, суицидов, самовольных уходов и правонарушений несовершеннолетних [27, с. 101-103]. В целях раннего выявления несовершеннолетних и семей, которые находящихся в социально опасном положении, а также предупреждения правонарушений несовершеннолетних и против них, проводятся по инициативе всех вышеперечисленных организаций межведомственные профилактические мероприятия: например, ежегодный, ставший традиционным рейд «Безнадзорные дети»; межведомственное профилактическое мероприятие «Подросток», которые проводятся не только в г. Москве, но и в ряде других регионов. Задачей указанных мероприятий является не только выявление безнадзорных несовершеннолетних, в том числе тех, которые употребляют алкоголь, токсические, наркотические вещества, но и организация их досуга, занятости, оздоровления детей и подростков, оказание психолого-педагогической, социальной и иной помощи семье и детям [47, с.51-54]. Из вышесказанного можно сделать вывод, что современная политика в области социальной защиты населения делает акцент на систему профилактики. Вся работа системы профилактики области нацелена на обеспечение своевременной и полной реализации законодательных актов и целевых программ, направленных на поддержку семей с детьми в целях предупреждения семейного неблагополучия, профилактику безнадзорности и беспризорности, адаптацию и реабилитацию несовершеннолетних, усиление адресности предоставления всех видов помощи. Одной из форм социальной помощи детям, которые нуждаются в государственной поддержке, является социальный патронат. В Комиссиях по делам несовершеннолетних действует круглосуточный телефон «горячей линии». Данный телефон создан с целью выявления семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми, преступлений против семьи и несовершеннолетних, детей, оказавшихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни или здоровью, по указанной «горячей линии» могут обратиться дети, родители или другие лица. С 2014 года с целью реализации плана Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по противодействию жестокому обращению с детьми, на территории г. Москвы приступил к работе детский телефон доверия с единым общероссийским телефонным номером (8 800 200 01 22). В связи с этим, учитывая характеристики портрета несовершеннолетних, государство принимает ряд актов, основная направленность которых – профилактика и улучшение среды. Таким образом, в данном параграфе было раскрыто понятие «несовершеннолетние» как особая социальная группа населения, в связи с этим целесообразно рассмотреть какие существуют особенности государственного регулирования в сфере социальной защиты и поддержки данной группы населения. 1.3 Особенности государственного регулирования в сфере социальной защиты и поддержки несовершеннолетних Необходимо начать с определения, что такое государственное регулирование. Государственное регулирование – это воздействие государства в лице государственных органов на объекты, процессы и участвующих в них лиц. Предметом государственного регулирования является организационно-правовые основы, инструменты и методы социальной защиты и поддержки несовершеннолетних. В настоящее время можно выделить три особенности государственного регулирования в сфере социальной защиты и поддержки несовершеннолетних: 1. Стандарты социальной защиты исходят от международных стандартов и детализируются в национальном законодательстве. 2. Межотраслевой характер правовых норм, формирующих правовой институт защиты несовершеннолетних. 3. Комплексный подход к предмету защиты [52]. Рассмотрим более подробно каждую из этих особенностей: 1. Стандарты социальной защиты исходят от международных стандартов и детализируются в национальном законодательстве. В числе международных актов следует выделить Декларацию прав ребенка (1959 г.), Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.), Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 г. (Пекинские правила) и др. [1-3]. Указанные международные документы определяют основные направления политики государств, подписавших данные правовые акты, в области защиты прав детей. В числе этих направлений надлежит выделить: ? осуществление прав детей, предусмотренных конституциями (основными законами) государств, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; ? формирование правовых основ гарантий прав ребенка; ? содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества; ? соответствие международным стандартам в области защиты прав детей; ? демократический характер, гуманность, справедливость и гласность в деятельности органов, осуществляющих защиту прав несовершеннолетних; ? законодательное обеспечение прав ребенка; ? государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; ? установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей; ? ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; ? государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка. В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. наиболее важными стратегическими задачами российского государства и общества в сфере улучшения положения детей являются следующие: ? максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизация их потерь в уровне жизни; ? обеспечение беспрепятственного доступа детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми; ? приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях, – детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей, основанных на новой для России доктрине гуманизации обращения с такими детьми на основе уважения прав ребенка и максимально возможной интеграции их в семью и общество в результате принятых мер; ? создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков – беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения; ? законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям, создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения прав детей, подготовка необходимых для этого кадров. Подписание Россией 31 января 1992 года «Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» также сыграло значительную роль в совершенствовании отечественной системы социальной защиты детства. В Декларации были обозначены основные проблемы, с которыми сталкиваются дети, и предложены рекомендации по внедрению социозащитных мер, касающихся всех сфер жизни ребёнка. Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 года № 543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» органам исполнительной власти субъектов Федерации было предписано содействовать развитию сети учреждений социальной помощи семье и детям. Правительство РФ разработало и утвердило список таких организаций, а также перечень бесплатных услуг, которые они обязаны предоставлять семье и детям. По всей стране были открыты центры помощи семье, психолого-педагогические консультации, центры реабилитации детей-инвалидов и ряд других учреждений. 2. Межотраслевой характер правовых норм, формирующих правовой институт защиты несовершеннолетних. К основным правам ребёнка можно отнести: ? право на жизнь; ? право на имя и гражданство; ? право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание; ? право на получение образования; ? право ребёнка первым получать защиту и помощь; ? право на особую заботу государства об охране их здоровья; ? право каждого ребенка с физическими и психическими недостатками на заботу, а также специальное образование и медицинский уход; ? право на ограждение от жестокости и эксплуатации в любой форме; ? ребенок, родители которого проживают в различных государствах, имеет право поддерживать на регулярной основе, за исключением особых обстоятельств, личные отношения и прямые контакты с обоими родителями и др. К обязанностям государства перед детьми относятся: ? принятие необходимых мер для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи; ? обеспечение ребенку такой защиты и заботы, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры; ? обеспечение учреждений, служб и органов, которые ответственные за заботу о детях или их защиту, соответствующим нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора; ? обеспечение в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка; ? принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы и др. Основными обязанностями родителей перед детьми являются: ? обеспечение защиты интересов ребенка; ? непричинение психического и физического ущерба здоровью ребёнка; ? предоставление получения достойного дошкольного и школьного образования; ? гарантирование нормальных условий и места для проживания, чтобы развитие несовершеннолетнего гражданина проходило обязательные возрастные этапы. Основными обязанностями опекунов перед детьми являются: ? осуществление заботы о здоровье и воспитании детей (закрытие как физических, так и духовных, психо-эмоциональных потребностей детей во время их развития); ? обеспечение ухода и лечения в случае болезни; ? должное воспитание (нравственное, физическое, психическое и др.); ? обеспечение получения среднего общего школьного образования; ? при необходимости – осуществление общения с родственниками и близкими людьми в установленном судом порядке; ? представление прав и обязанностей несовершеннолетнего; ? предоставление формы отчета опекуна в органы попечительства в первые четыре года после усыновления; ? осуществление постороннего ухода. 3. Комплексный подход к предмету защиты. В настоящее время в Российской Федерации действует более 150 законодательных и нормативных актов, которые непосредственно касаются охраны детства. Основополагающими документами, которые определяют и регулируют отношения между ребенком и государством, являются Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. (принята всенародным голосованием) и Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ, вступивший в силу в 1996 г. (далее СК РФ). В соответствии с ч.1 ст.38 Конституции РФ семья, материнство и детство находятся под защитой государства. В СК РФ отражаются основные аспекты социальной защиты несовершеннолетних граждан, а именно: права и обязанности родителей по отношению к детям, особенности юридических и имущественных отношений между родителями и детьми, а также формы воспитания детей, которые остались без попечения родителей [31, с.96]. Следующим шагом было принятие Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», являющегося базовым документом национального законодательства в области социальной защиты детства.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Социология, 119 страниц
3570 руб.
Диссертация, Социология, 98 страниц
2940 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg