Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЛИТЕРАТУРА

проблема современного урока литературы

ekaterinadurakova 3000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 68 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.02.2020
1 июня 2018 отлично
Введение

Урок литературы – это один из немногих уроков, который способствует нравственному и духовному обогащению учащихся. Не случайно его считают уроками нравственности, красоты и добра. С древнейших времен русская литература заключала в себе самые высокие понятия о добре, справедливости, нравственности. Обращение русской классики к христианской культуре, которая декларирует главными ценностями веру в Бога, любовь к ближнему, верность и преданность Отчизне, еще больше повышают влияние меткого, яркого слова литературы. Задача наиболее полного использования всех возможностей гуманитарных предметов, уроков русского языка и литературы, стоит перед каждым преподавателем современной школы. Однако современная социокультурная ситуация отмечена кризисом чтения в условиях изменившегося информационного пространства. Социологами, культурологами, библиотековедами(В.Я.Аскарова, Л.Д.Гудков, Б.В.Дубин,М.М. Самохина, Н.К Сафронова, И.И.Тихомирова, В.П.Чудинова) зафиксирован качественный перелом в отношении к чтению. Престиж чтения остается высоким, но ценность чтения книг уменьшается. Усиливается значимость прагматических (учебных, информационных) и релаксационных (компенсаторных) мотивов обращения к печатным источникам. «Серьезное» же чтение, определяемое самообразовательными и эстетическими мотивами, теряет свои позиции. Содержание чтения и выбор источников школьниками определяются, с одной стороны, учебным чтением (с оттенком объективной принудительности — как внешней, так и внутренней), с другой стороны, чтением свободным. Границы внутри этого пространства подвижны. Но в первом случае преобладают прагматические установки образовательной системы общества с ориентацией на общественное лицо человека, во втором — собственные установки юной личности с учетом ее индивидуальности и лишь потом — общества. В старших классах «деловое» чтение преобладает над досуговым. Чтение из жизни ребенка не уходит, а становится другим – более индивидуальным, прагматичным, информационным и поверхностным. Экранная культура все сильнее влияет на детей. Оценка ситуации чтения художественной литературы в школе, как правило, негативная и заставляет думать над тем,можно ли в условиях объективно изменившегося восприятия книжной культуры рассматривать книгу как один из источников представлений молодежи о жизненных ценностях, а изучение литературы в школе - как способ ценностного самоопределения школьников [37, с. 8]. Поскольку проблема чтения, формирования читателя, его духовного мира продолжает быть едва ли не самой актуальной научной проблемой, в методической науке предпочтение отдается приемам работы, обеспечивающим целостность восприятия художественного текста, его глубокую интерпретацию, понимание поэтики писателя. Не случайно основой литературного образования названы чтение и изучение художественного произведения, его толкование [3, с. 13]. Не будем забывать о том, что «литература как учебный предмет предлагает школьникам такое знание о мире, которое не дает никакое искусство словесного образа — это особый способ познания жизни, представление художественной модели мира, обладающей такими важными преимуществами перед собственно научной картиной бытия, как высокая степень эмоционального воздействия. Кроме того, литературное творчество как своеобразная игра со словом — это одно из проявлений игрового начала, присутствующего в самых разных сферах нашей деятельности»[42, с. 21]. Актуальность работы заключается в необходимости исследовать проблемы современного урока литературы, разрешение которых будет способствовать более успешному преподаванию предмета. Цель работы: исследовать проблемы урока литературы в современной школе. Задачи исследования: -рассмотреть урок как социально-педагогический феномен, выявить его теоретические основы; - обобщить классификации видов и типов уроков, известные в методике; -рассмотреть методические основы современного урока литературы и требования ФГОС к современному уроку; -выявить отличие современного урока литературы от традиционного. Объект исследования: Преподавание литературы в современной школе. Предмет исследования: современный урок литературы. Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы можно использовать в практике работы образовательных организаций в целях совершенствования современного урока литературы. Методы исследования: метод описательного анализа, метод сплошной выборки, метод контекстуального анализа, сопоставления. Работа состоит из введения, двух глав, заключения,списка использованной литературы, приложения.
Содержание

Оглавление Введение………………………………………………………………………...3-6 Глава 1. Урок как социально-педагогический феномен………………..7-23 1.1 Теоретические основы урока…………………………………………….7-15 1.2 Виды и типы уроков ……………………………………………………..16-23 Выводы по 1 главе………………………………………………………….22-23 Глава 2.Методические основы современного урока литературы.…..24-49 2.1 Требование ФГОС к современному уроку литературы ……………….24-30 2.2 Отличие современного урока литературы от традиционного………..31-36 2.3 Технологическая карта урока литературы……………………………..37-49 Выводы по 2 главе………………………………………………………….48-49 Заключение………………………………………………………………….50-52 Список использованной литературы…………………………………….53-56 Приложение 1. Приложение 1. Требования к современному уроку……………………57 2. Приложение 2. Поэтапный анализ урока………………………………..58 3. Технологическая карта урока………………………………………...59-61 4. Конспект урока литературы……………………………………….…61-68
Список литературы

Список использованной литературы 1. Беркалиев Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы / Н. Беркалиев — СПб., 2007. 2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько - М.: Педагогика, 1984. 3. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. Глава IХ «Урок литературы в современной школе» / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов - М.: Академия, 2008. - С. 296-317. 4. Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении / А.А. Бударный - Начальная школа. - 2005. - № 7. - С. 48-54. 5. Галицких Е.О. Чтение с увлечением: мастерские жизнетворчества / Е.О. Галицких. - М.: Библиомир, 2015. - 272 с. 6. Гоглова М.Н. Педагогические риски в условиях введения ФГОС общего образования. / М.Н. Гоглова- Школьные технологии. - 2013. - № 5. – с. 3-11. 7. Голубков В.В. Методика преподавания литературы / В.В. Голубков. - М.: Просвещение,1962. 8. Гуревич П.С. Современный гуманитарный словарь-справочник / П.С. Гуревич-М.:Олимп, 1999. - С.278-280. 9. Докусов А.М. Урок литературы // под редакцией Т С. Зепаловой и Н. Я. Мещеряковой / А.М. Докусов. - М.: Просвещение, 1983. 10. Доманский В.А. Формирование метапредметных компетенций в процессе литературного образования / В.А. Доманский- Литература в школе. – 2015. - №1. - С. 28-31. 11. Дощинский Р.А. О целях и задачах концепции школьного филологического образования в России /Р.А. Дощинский- Литература в школе. - 2015. - № 3. - С. 16-17. 12. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы / В.К. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1991. - 191 с. 13. Дьяченко В.К. Новая дидактика / В.К. Дьяченко. - М.: Народное образование, 2001. – 493 с. 14. Зайцев В.А., Герасименко А.П. История русской литературы второй половины ХХ века. А.И. Солженицын / В.А. Зайцев, А.П. Герасименко - М.: Высшая школа, 2004. - С.370-384. 15. Ибрагимов Г.И. Концепции современного урока // Школьные технологии / Г.И. Ибрагимов. - 2008. - № 2. – с. 48-52. 16. Кириллова Г.Д. Теория практика в условиях развивающего обучения / Г.Д. Кириллова. – М.: Просвещение, 1980. - 159 с. 17. Клюева Н.В. Педагогическая психология. / Н.В. Клюева, С.Н. Батракова, Ю.А. Варенова под редакцией Н.Е. Клюевой. - М.: Владос, 2006. - 398 с. 18. Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях ФГОС. – ООО: Методическое пособие / О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская - СПб: КАРО,2014. - 144 с. 19. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроке литературы / Н.И. Кудряшев. - М.: Просвещение, 1981. - 190 с. 20. Лазарев В.С. ФГОС общего образования: блеск деклараций и перспектива реализации / В.С. Лазарев - Литература в школе. - 2015 - № 4. - С. 10-19. 21. Левитская Н.А. Проектирование современного урока в контексте федеральных стандартов второго поколения // Н.А. Левитская - Школьные технологии. - 2013. - № 3. - С. 28-33. 22. Малкин И.И. Рационально организовать самостоятельную работу учащихся. / И.И. Малкин - Приложение к ж. «Народное образование» - 2006. - № 10. - С. 13-23. 23. Махмутов М.И. Современный урок и пути его реализации / М.И. Махмутов - М.: Педагогика, 1978. 24. Махмутов М.И. Современный урок. Вопросы теории / М.И. Махмутов. - М.: Педагогика, 1978. 25. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. 26. Осмоловская И.М. Дидактика / И.М. Осмоловская. – М.: Академия, 2008. - 240 с. 27. Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения / И.М. Осмоловская – М.: Академия, 2009. - 192 с. 28. Осмоловская И.М. Как организовать дифференцированное обучение // Ответственный редактор М.А. Ушакова / И.М. Осмоловская - М.: Сентябрь, 2002. Библиотека журнала «Директор школы» Выпуск 5. - 2002. 29. Педагогика. // Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983. 30. Пидкасистый П.И. Самостоятельная работа учащихся / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогика, 2012 - 184 с. 31. Романичева Е.С. Введение в методику обучения литературе: учебное пособие / Е.С. Романичева, И.В. Сосновская - М.: Флинта, Наука, 2012-224 с. 32. Русская литература ХХ века. Практикум. 11 класс. - // Под редакцией В.П. Журавлева. - М.: Просвещение, 2006. - С. 280-286. 33. Свирина Н.М. Культурный контекст на уроке литературы / Н.М. Свирина. - СПб, 1999. - 128 с. 34. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения / М.Н. Скаткин. - М.: Просвещение, 1971. - 261 с. 35. Сластенин В.А. и др. Педагогика /В.А. Сластенин- М.: Академия, 2002. - 376 с. 36. Солженицын А.И. Рассказы. Матренин двор / А.И. Солженицын – М.: Инком НВ, 1991 - С.112-147. 37. Татьянченко Д., Воровщиков С. Программа общеучебных умений // Образование в современной школе / Д.Татьянченко, С.Воровщиков - 2002. - № 6. - С. 51-53. 38. Терентьева Н.П. Чтение как сфера ценностного выбора старшеклассников // Русская словесность. - 2008. - № 3. - С. 8-13. 39. Токарева П.В. Что такое современный урок в основной школе // Школьные технологии. – 2013. - № 4. - С. 49-51. 40. Хуторский В.А. Метапредметный подход в обучении /В.А. Хуторский- М.: Эйдос, 2016. - 74 с. 41. Хуторский В.А. Компетентностный подход в обучении / В.А. Хуторский. - М.: Эйдос, издательство института образования человека, 2013. - 73 с. 42. Чертов В.Ф. Литература как метафора жизни. О новой программе общеобразовательной школы // Литература в школе. - 2007. - № 4. – С. 21- 43. Ядровская Е.Р. Чтение как диалог: уроки литературы в основной школе: учебно-методическое пособие / Е.Р. Ядровская. - СПб: ООО «Книжный дом», 2011. - 264 с. Интернет -ресурс 1.Трунцева Т.Н. Проектирование технологических карт уроков литературы и русского языка. Мастерская учителя-словесника. - М.: ООО ВАКО, 2015. // uchitel-slovesnosti 2.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // www.consultant.ru 3.Хуторский В.А. Современная дидактика. - М.: Эйдос, 2015. - 376 с. // Metodich.ru
Отрывок из работы

2.1. Требования ФГОС к современному уроку Современный урок должен соответствовать запросам государства и готовить учащегося к жизни в высокотехнологичном мире. Поэтому урок предполагает формирование навыков самостоятельного и критического мышления, творческое отношение к процессу учебы, умение работать с информацией, работать в коллективе. С этой целью разработан стандарт, в котором изложены требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ.Концепция стандартов дополняет понятия «компетенция», «знания», «умения», «навыки» (ЗУНы). Основной результат обучения - освоение способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности(компетентностей). В концепции стандартов предлагается новое определение общеучебных (универсальных учебных) действий, которые обеспечивают способность учащегося к саморазвитию путем сознательного и активного освоения нового социального опыта. Требования к результатам освоения основных образовательных программ включают предметные, метапредметные и личностные результаты [Интернет-ресурс, 3, с. 19-20]. Предметные результатывыражаются в усвоении учащимися конкретных элементов социального опыта, полученного в ходе изучения учебного предмета, - знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей. Метапредметныерезультаты осваиваются на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, а усвоенные способы деятельности применяютсяи в образовательном процессе, и в жизни. Личностные результаты - это отношение обучающихся к себе, к другим участникам образовательного процесса, к образовательному процессу и к его результатам, умение осуществлять процесс коммуникации. Для учителя изменение в содержании и технологиях первого этапа урока в контексте стандарта – это путь от формулирования привычной ему триединой цели урока к самостоятельному целеполаганию учащихся, к цели диагностируемой, выводящей на запланированный результат. В. А. Хуторской рекомендует изучать цели учеников и с учётом их формировать приоритетные цели обучения. Он выделяет следующие группы целей: личностные цели, предметные цели, креативные цели, когнитивные цели, оргдеятельностные цели. Личностные цели – осмысление целей образования; приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности; реализация конкретных индивидуальных способностей; самовыражение через материал предмета. Предметные цели – формирование положительного отношения к изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений, законов; выработка умений пользоваться простейшими приборами; решение типовых или творческих задач по теме. Креативные цели – составление сборника задач; сочинение рассказа; конструирование модели; рисование картины. Когнитивные цели – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем; овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов. Оргдеятельностные цели – овладение навыками самоорганизации учебной деятельности; умение ставить перед собой цель, планировать деятельность; развитие навыков работы в группе; освоение техники ведения дискуссии [Интернет-ресурс, 3, с. 31-33].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg