Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Естественные монополии в Российской Федерации/

irina_krut2019 2175 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 87 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.02.2020
Целью дипломной работы является полное всестороннее изучение правового регулирования деятельности субъектов естественных монополий. При этом перед автором работы ставятся следующие задачи: -определить понятие естественных монополий, субъектов естественных монополий; -выделить методы и принципы правового регулирования естественных монополий; -осветить особенности сфер деятельности субъектов естественных монополий; -дать характеристику особенности регулирования деятельности субъектов естественных монополий; -проанализировать проблемы правового регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Объектом исследования являются общественные отношения в сфере деятельности субъектов естественных отношений. Предметом исследования выступают нормы действующего законодательства, регулирующие деятельность субъектов естуственных монополий. Структура работы, обусловленная целью исследования и вытекающими из нее задачами, состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и библиографического списка.
Введение

Актуальность темы исследования. Одной из основ развития рыночных отношений является конкуренция, и государство должно обеспечивать как ее развитие, так и защиту от посягательств. Провозглашенное п. 2 ст. 34 Конституции РФ право граждан на свободное предпринимательство и осуществление экономической деятельности гарантируется государственной поддержкой развития конкуренции и пресечением развития монополизма. Конституция РФ запрещает злоупотребление предпринимателем своим доминирующим положением на рынке и применение недозволенных форм и приемов конкуренции. Конкуренцию можно воспринимать как общее правило, исключением из которого является такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть замещены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на эти товары в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Такие состояния товарных рынков именуются естественными монополиями, и конкуренция на них объективно затруднена или невозможна, что совсем не исключает ее появление в будущем. Но до этого момента государство должно позитивно обеспечивать справедливые условия хозяйствования, используя в качестве ключевой идеи не конкурентоспособность, а создание механизмов недискриминационного, равного доступа к товарам естественной монополии. На естественные монополии возложена нагрузка, связанная с выполнением социальных функций. Многими авторами отмечается, что устойчивость работы инфраструктуры естественных монополий и издержки по ее содержанию непосредственным образом сказываются на уровне жизни населения. Высока значимость естественных монополий для укрепления национальной экономики, по своей сути естественные монополии всегда, а особенно в последнее десятилетие, являлись «локомотивами» экономического развития, и их роль в экономике РФ постоянно возрастает. Изменения в функционировании субъектов естественных монополий прямо или косвенно отражаются на всех экономических и социальных показателях РФ, на благосостоянии граждан и безопасности страны. Соответственно, на сегодняшний день государственное регулирование естественных монополий является одним из главных факторов, обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Сказанное предопределяет высокую значимость сбора, обобщения и анализа имеющегося теоретического материала и нормативной базы, являющихся основой правового обеспечения статуса естественных монополий в РФ. Проблема государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий приобретает важнейшее значение в связи с их важными экономической, политической, социальной и стратегической функциями, которые они выполняют в жизни государства. Именно поэтому важно в комплексе рассмотреть отношения, складывающиеся на товарных рынках, функционирующих в условиях естественной монополии, определить понятие естественной монополии, правовые основания осуществления деятельности субъектами естественных монополий, а также правовой режим этой деятельности, обозначить проблемы, связанные с реализацией правового статуса субъекта естественной монополии, и найти пути их решения, чему и посвящена настоящая работа.
Содержание

Введение 2 Глава 1. Естественные монополии в Российской Федерации 5 1.2.Понятие естественных монополий, субъектов естественных монополий 15 1.3.Методы и принципы правового регулирования естественных монополий 25 Глава 2. Особенности правового регулирования деятельности субъектов естественных монополий 40 2.1. Особенности сфер деятельности субъектов естественных монополий 40 2.2. Особенности регулирования деятельности субъектов естественных монополий 52 2.3. Проблемы правового регулирования деятельности субъектов естественных монополий 62 Заключение 78 Библиографический список 83
Список литературы

1. Конституция РФ принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02 2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru. 2. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru. 3. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru. 4. Об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru. 5. О естественных монополиях : федер. закон от 17 авг. 1995 г. № 147-ФЗ (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru. 6. О железнодорожном транспорте в РФ : федер. закон от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru. 7. Об электроэнергетике в РФ : федер. закон от от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.. 8. О защите конкуренции : федер. закон от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru. 9. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : федер. закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. – СПС «КонсультантПлюс». 10. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках [Электронный ресурс]: закон РСФСР от 22 марта1991 г. № 948-1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru. Научная и учебная литература 11. Артемьев Е.В., Пузиков А.С., Вахрушева Ю.Н. Комментарий к Федеральному закону от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях". - Специально для системы ГАРАНТ, 2014. 12. Буторина О.В., Захаров А.В. О научной основе Евразийского экономического союза // Евразийская экономическая интеграция. 2015. N 2. 13. Бутыркин, А.Я. Естественные монополии. Теория и проблемы регулирования / А.Я. Бутыркин. – М. Новый век. 2013.С.77. 14. Власенко Н.А. Разумность и определенность в правовом регулировании. М., 2014. 15. Даурова Т.Г. Правовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий // Законодательство и экономика, 2006, №12. 16. Конкуренция как фантастика // Вектор транспорта. 2014. N 1. 17. Метелева Ю.А. Правовое регулирование ценообразования в сфере естественных монополий // Журнал российского права. 2016. N 10. 18. Марасанов Н.Н. Правовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2015. 19. Маврин С.П. О роли метода правового регулирования в структурировании и развитии позитивного права // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2003. N 1. 20. Марасанов Н.Н. Правовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 21. Нельговский И.Е. Административно-правовое регулирование режима естественных монополий в Российской Федерации. Дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2004. 22. Прохоров, Е.В. Особенности государственного регулирования процессов реформирования естественных монополий / Е.В. Прохоров. – М. Журнал правовых и экономических исследований. 2011. 23. Рукавишникова И.В. Метод в системе правового регулирования общественных отношений // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2003. N 1. 24. Рыженков А.Я. Право и монополии в современной России: монография. - М.: Юстицинформ, 2017. С.177. 25. Тотьев К. Регулирование деятельности субъектов естественных монополий // Закон. 2007. N 12. 26. Теплов А.С. Правовое регулирование естественных монополий на железнодорожном транспорте в период структурной реформы: Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. М., 2007. 27. Чукалова С.Н. Государственное регулирование естественных монополий (административно-правовой аспект): Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2013. 28. Юхней В.М. Реестр субъектов естественных монополий: понятие, правовая природа // Социология власти. 2011. N 7. 29. Яценко Т.С. Проблема обеспечения достоверности сведений в Едином государственном реестре юридических лиц . М.: Юрист, 2014. Материалы судебной практики 30. Постановление Президиума ВАС РФ от 08.09.2009 г. № 6057/09 02 [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 31. Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2009 г. N 16АП-565/09 по делу № А15-2171/2008 [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 32. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 04 марта 2010 г. № А07-12278/2009 [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 33. Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 февраля .2016 г. № 16АП-4718/2015 по делу № А15-1517/2015 [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 34. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 09 августа 2013 г. по делу № А74-55/2013[Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 35. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09 марта 2016 г. № 15АП-906/2016 по делу № А53-28451/2015 [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 36. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07 апреля 2016 г. по делу № А33-24333/2015[Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Отрывок из работы

Глава 1. Естественные монополии в в Российской Федерации 1.1.Естественные монополии в российском и международном законодательстве С начала 90-х годов прошлого века в отсутствие специального законодательства контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, занятых в сферах, которые в экономически развитых странах относятся к естественным монополиям, равно как и других предприятий-монополистов, в России осуществлял федеральный антимонопольный орган - Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП РФ). Первый в истории нашей страны Федеральный «О естественных монополиях» был принят только в августе 1995 г. Значение самого факта появления этого документа трудно переоценить, ибо он закрепил легальное определение естественной монополии, дал исчерпывающий перечень сфер деятельности естественных монополий и методов их регулирования, установил ответственность за нарушение закона и т.д. Однако его качество оставляло желать лучшего, причем отдельные погрешности были очевидными с самого начала. Они относились прежде всего к понятийному аппарату данного нормативного акта, а также к решению организационных вопросов государственного регулирования деятельности естественных монополий . Более чем десятилетний опыт не самого эффективного практического применения Закона «О естественных монополиях» позволял настаивать на необходимости внесения в него соответствующих изменений. Согласно указанного Закона «естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров». Очевидная редакционная небрежность, в частности, не вызванное необходимостью неоднократное повторение словосочетаний "на этом рынке" и "на этот товар" делает определение непозволительно многословным. Вместе с тем в нем отсутствует упоминание двух необходимых признаков, что не только мешает уяснению сущности раскрываемого им явления, но и не соответствует концепции Закона. Первым таким признаком является объективная необходимость государственного регулирования деятельности субъектов естественной монополии. Эта необходимость обусловлена, во-первых, тем, что в отсутствие конкуренции нет иных механизмов для достижения баланса интересов субъектов естественной монополии и потребителей их товаров и услуг, а во-вторых - значением, которое имеют для жизнеобеспечения любого государства сферы деятельности, традиционно признаваемые естественными монополиями. Второй признак должен указывать на непостоянный характер ситуации с естественными монополиями, ибо желательным для экономики страны является развитие конкуренции, а наличие отдельных неконкурентных рынков - это временная необходимость, непосредственно зависящая от существующего уровня научно-технического развития. Об этом недвусмысленно свидетельствуют положения п. 3 и п. 5 Федерального закона «О естественных монополиях», согласно которым «не допускается сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий в состояние конкурентного рынка» и «федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественной монополии ликвидируется в случае появления возможности для развития конкуренции на соответствующем товарном рынке". Однако в официальном определении естественной монополии этот признак не упоминался. Кроме того, исходя из законодательного перечня субъектов естественных монополий в определении правильнее говорить не о состоянии товарного рынка, а о сфере либо области хозяйствования или деятельности или же о сегменте рынка. В связи с изложенным учеными предлагалось следующее определение. Естественная монополия - это такая сфера деятельности (сегмент рынка), где в силу технологических особенностей, обеспечивающих существенную экономию на масштабах производства, развитие конкуренции при сегодняшнем уровне научно-технического прогресса невозможно или экономически нецелесообразно, а наиболее эффективным средством достижения баланса интересов потребителей и субъектов естественной монополии является государственное регулирование деятельности последних . Функции по регулированию деятельности естественных монополий Закон возлагал не на ГКАП РФ, а на специально создаваемые для этого федеральные органы исполнительной власти. Предполагалось, что таких органов будет три: по регулированию естественных монополий на транспорте, в области связи и в энергетике. При этом государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства в отраслях, относящихся к естественным монополиям, как и на любых других товарных рынках, согласно РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", как и прежде, осуществлялся федеральным антимонопольным органом и его территориальными органами. Нецелесообразность такого решения вопроса была очевидна с самого начала. Во-первых, Россия запоздала с введением правового регулирования деятельности естественных монополий, призванного создавать условия для соблюдения интересов как субъектов естественных монополий, действующих в условиях отсутствия конкуренции, так и потребителей соответствующих товаров, производимых или реализуемых монополистами. Необходимость создания новых федеральных органов, а затем и их территориальных органов в субъектах Российской Федерации лишь еще более затягивала этот процесс (например, о Федеральной службе России по регулированию естественных монополий в области связи, созданной в соответствии с Президента РФ от 25 января 1996 г., было утверждено Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1996 г., а финансироваться ее деятельность начала с мая 1997 г., т.е. спустя почти два года после вступления в силу Федерального "О естественных монополиях"), не говоря уже о материальных затратах и дальнейшем "разбухании" государственного аппарата, а также о частичном дублировании вновь создаваемыми органами функций антимонопольного органа, традиционно работавшего с естественными монополиями, и иных государственных структур. Во-вторых, и это главное, федеральные службы по регулированию естественных монополий не обладали независимостью, необходимой для эффективного решения поставленных перед ними задач. Достаточно сказать, что федеральный бюджет не содержал отдельной строки, предусматривающей их финансирование, как это было с антимонопольным органом, а сами они были тесно "переплетены" с органами управления подконтрольных им субъектов естественных монополий. Например, решение о наложение штрафа за нарушение "О естественных монополиях" при осуществлении железнодорожных перевозок могло быть принято только правлением Федеральной службы России по регулированию естественных монополий на транспорте, в состав которого согласно этого Закона и о ФСЕМТ входили "высококвалифицированные специалисты, имеющие опыт работы в соответствующей области", в том числе Министр путей сообщения РФ. Не случайно тогда в специальной литературе даже обсуждался вопрос о необходимости разработки правового механизма, предотвращающего "захват" органов регулирования руководящими работниками субъектов естественных монополий . Очевидно, что такое положение не отвечало интересам не только потребителей товаров и услуг естественных монополий, но и государства, и требовало изменений. Первый шаг в этом направлении был сделан в сентябре 1998 г., когда Президента РФ "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральные службы по регулированию естественных монополий на транспорте и в области связи были ликвидированы, а их полномочия переданы вновь созданному Министерству РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). С этого времени федеральный антимонопольный орган осуществлял регулирование деятельности естественных монополий на транспорте и в области связи, а также государственный контроль за ними, предусмотренный как Федеральным "О естественных монополиях", так и РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". К его полномочиям относился и государственный антимонопольный контроль за естественными монополиями в области энергетики, государственное регулирование деятельности которых оставалось в ведении Федеральной энергетической комиссии (ФЭК). Логично было предположить, что следующим шагом станет ликвидация ФЭК с передачей и ее функций федеральному антимонопольному органу. Однако этого не произошло. Более того, спустя три года Федеральной энергетической комиссии почему-то были переданы полномочия по регулированию деятельности естественных монополий на транспорте. Как говорилось в преамбуле Президента РФ от 4 сентября 2001 г. N 1091, сделано это "в целях обеспечения единой государственной политики в области ценообразования и государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий". Не самая убедительная аргументация, тем более что функции по регулированию и контролю деятельности субъектов естественных монополий в области связи сохранялись за МАП России. Последующая реорганизация федеральных органов по регулированию деятельности естественных монополий, осуществленная в ходе административной реформы 2004 г., привела к созданию двух органов, непосредственно занимающихся этими вопросами, - Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) и Федеральной службы по тарифам (ФСТ России). В соответствии с указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (ФАС) были переданы функции по контролю и надзору за деятельностью естественных монополий как упраздняемого МАП России, так и Федеральной энергетической комиссии РФ, преобразованной в Федеральную службу по тарифам. Последняя же наделялась функциями по установлению тарифов, которые ранее принадлежали МАП России и Минэкономразвития России. Это означает, что полномочия государства в отношении субъектов естественных монополий поделены в настоящее время между двумя федеральными органами исполнительной власти. При этом они могут быть классифицированы следующим образом: - полномочия по регулированию их деятельности; - полномочия по осуществлению государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях; - полномочия по осуществлению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства. Что касается функций по осуществлению в сферах естественных монополий государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях, то они обоснованно принадлежат антимонопольному органу. Выполняя их, ФАС России предупреждает и пресекает факты монополистической деятельности со стороны субъектов естественных монополий ( и Федерального закона "О защите конкуренции"), а также осуществляет контроль за действиями, "которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка". Перечень таких действий, равно как условия и порядок осуществления контроля за ними, названы в Федерального закона "О естественных монополиях". Кроме того, этого Закона предусматривает обязанности субъектов естественных монополий, функции по контролю за соблюдением которых также возложены на федеральный антимонопольный орган. Среди них обязанность заключать договоры с любыми потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары, а также обязанность предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства. В связи с изложенным возник вопрос о соотношении норм Законов о конкуренции и , решение которого имело не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку от него зависел круг лиц, входящих в сферу деятельности антимонопольного органа, а в конечном счете - степень правовой защищенности граждан от неправомерных действий монополистов. Дело в том, что в результате неоднократных изменений, вносимых в Закон о конкуренции, из официального определения монополистической деятельности, разновидностями которой согласно являлись и необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками), и создание для них дискриминационных условий доступа на рынок, в 2002 г. окончательно исчезло упоминание физических лиц (граждан) как объектов данного правонарушения, а следовательно, объектов правовой защиты. Это привело к тому, что антимонопольный орган на законных основаниях перестал реагировать на факты запрещенного поведения предприятий-монополистов, если им были ущемлены интересы не хозяйствующих субъектов, а не занимающихся предпринимательской деятельностью физических лиц. Законом "О естественных монополиях" этот вопрос решен иначе. Поскольку его целью является достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий , а потребителями признаются как физические, так и юридические лица, приобретающие товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии , предусмотренные обязанности субъектов естественной монополии, относящиеся к потребителям, распространяются не только на хозяйствующие субъекты, но и на граждан, а также их объединения, не занимающиеся предпринимательской деятельностью. Вопреки правилу, согласно которому при возникновении коллизии между общей и специальной нормами приоритет отдается последней, т.е. в рассматриваемом случае - норме "О естественных монополиях", не занимающиеся предпринимательской деятельностью физические лица - потребители услуг естественных монополий на практике зачастую оставались без защиты со стороны антимонопольного органа. Этот вопрос снят с повестки дня только с принятием в июле 2006 г. Федерального "О защите конкуренции", заменившего собой Законы " монополистической деятельности на товарных рынках" и " на рынке финансовых услуг", так как в нем среди объектов правовой защиты от монополистической деятельности названы не другие хозяйствующие субъекты, а другие лица. Использование законодателем в ст. 10 Закона 2006 г. более широкого понятия, включающего в себя как юридических, так и физических лиц, как занимающихся, так и не занимающихся предпринимательской деятельностью, относится к немногочисленным, но несомненным достоинствам нового нормативного акта. В международном законодательстве регулирование естественных монополий осуществляется в рамках Евразийского экономического союза. Подписание в Астане 29 мая 2014 года Россией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь Договора о Евразийском экономическом союзе, затем ратифицированного Федеральным законом от 03.10.2014 №279-ФЗ , бесспорно, явилось заметным шагом не только во внешней политике России и в обеспечении региональной экономической интеграции , но и в развитии российской правовой системы; в частности, это относится к такому крайне несовершенному правовому институту, как законодательство о естественных монополиях. Это выражается прежде всего в том, что учредительные документы Евразийского экономического союза содержат такой отсутствующий в Федеральном законе от 17 августа 1995 г. "О естественных монополиях" элемент, как принципы регулирования естественных монополий. Заметим, что Договор, будучи международно-правовым актом, в силу ст. 18 Конституции Российской Федерации, по своей юридической силе имеет приоритет по отношению к российскому законодательству о естественных монополиях. В основном тексте Договора о евразийском экономическом союзе имеется специальный раздел XIX "Естественные монополии", однако он включает в себя лишь одну статью, положения которой носят отсылочный характер; основной объем конкретных норм, касающихся деятельности естественных монополий, помещен в приложение №20 к Договору - Протокол о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий (далее - Протокол). Однако прежде обратим внимание на некоторые расхождения в понятийном аппарате. В ст. 2 Протокола понятие "естественная монополия" определяется как "состояние рынка услуг", при этом уточняется, что "оказание услуг" включает в себя также производство (реализацию) товаров. В ст. 3 Федерального закона "О естественных монополиях" аналогичное определение строится на основе родового понятия "состояние товарного рынка", причем понятие "товар" понимается так же, как и в антимонопольном законодательстве, а именно: "товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу)..." (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ "О защите конкуренции"). Таким образом, в рамках Договора о Евразийском экономическом союзе понятие услуги используется как более широкое по сравнению с "товаром", а в национальном законодательстве - наоборот. В соответствии с официальным определением естественной монополии, сформулированным в ст. 3 Закона "О естественных монополиях", ее основным отличительным признаком является то, что удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. В Протоколе этот критерий имеет другую редакцию: "естественная монополия" - состояние рынка услуг, при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг невозможно или экономически нецелесообразно в силу технологических особенностей производства и предоставления данного вида услуг" (ст. 2). Таким образом, если в рамках национального законодательства критерием выделения естественных монополий является только эффективность удовлетворения спроса, то по Договору о Евразийском экономическом союзе возможна идентификация того или иного рынка в качестве естественной монополии не только по этому признаку, но и по другим экономическим показателям. 1.2.Понятие естественных монополий, субъектов естественных монополий Законодательство о естественных монополиях существует и развивается в России на протяжении последних двух десятилетий как относительно самостоятельный нормативный комплекс, находящийся в довольно сложных отношениях с другими отраслями и институтами права. В данном параграфе мы остановимся на принципиально важном и недостаточно изученном понятийном аспекте законодательства о естественных монополиях. Речь идет о ключевом, определяющем сам предмет регулирования понятии естественной монополии. Следует напомнить, что единое понимание существа такого явления, как монополия, в российском законодательстве отсутствует. Специальный закон о естественных монополиях в этом отношении не наследует антимонопольному законодательству, как более раннему по времени появления. Первая попытка дать официальное определение естественной монополии была предпринята в разделе 1 Государственной программы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры) (утв. постановлением Правительства РФ от 9 марта 1994 г. №191): "естественная монополия - монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке (в том числе путем ввоза продукции на данный рынок) независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса". Данное определение, разумеется, не выдерживало никакой критики, прежде всего по причине своей тавтологичности, а также из-за юридически бессодержательной отсылки к научно-техническому прогрессу. Действующее к настоящему времени новое определение естественной монополии сформулировано в ст. 3 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и складывается из четырех основных признаков: 1) естественная монополия - это состояние товарного рынка. При этом, как указано в той же ст. 3, понятие "товарный рынок" здесь понимается в том же значении, что и в антимонопольном законодательстве. В свою очередь, согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ "О защите конкуренции, товарным рынком признается сфера обращения товара, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар; согласно п. 1 той же ст. 4, товаром считается любой объект гражданских прав, находящийся в обороте, включая работы и услуги; 2) эффективность удовлетворения спроса. В соответствии с законом на рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, удовлетворение спроса является более эффективным в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства); 3) незаменимость товара (производимые субъектами естественной монополии товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами); 4) низкая эластичность спроса (на данном товарном рынке спрос на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров). В литературе приводятся и иные, доктринальные признаки естественных монополий. Например, И.Е. Нельговский дополнительно выделяет такие признаки, как исключительная важность товара для потребителя, публичный характер предприятий-монополистов, применение мер административного вмешательства в деятельность субъектов монополий ; Н.Н. Марасанов - высокие барьеры входа на рынок, сетевой характер организации рынка и др. Однако в данном случае эти признаки не будут рассматриваться, поскольку наша задача сводится к тому, чтобы дать критический анализ законодательной дефиниции естественной монополии в четырех аспектах - в плане правовой определенности, последовательности, смысловой корректности и функциональности. При этом сразу отметим, что трудно согласиться с высказываниями: "На первый взгляд, легальное определение понятия "естественная монополия" не вызывает каких-либо критических замечаний"; или: "с практической точки зрения, следует признать определенную полезность подобного определения, поскольку одной из важнейших задач правового регулирования является применимость и доступность" . Совсем напротив, как мы постараемся показать, дефиниция, содержащаяся в ст. 3 Федерального закона "О естественных монополиях", представляет собой средоточие самых серьезных проблем как концептуального, так и юридико-технического порядка. Так, с точки зрения правовой определенности все нормативные положения, включая дефиниции, должны быть сформулированы максимально ясным и точным образом, по возможности исключая разноречивые толкования, чтобы предотвратить нарушения принципа правового равенства. Н.А. Власенко верно подчеркивает: "Определенность формы права - необходимое условие адекватного выражения нормативной правовой воли. В связи с этим неопределенность в нормативных правовых актах есть отступление от логико-языковых и графических стандартов точности выражения права, иными словами, дефект выражения воли нормоустановителя" .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Экономика, 76 страниц
27000 руб.
Дипломная работа, Экономика, 69 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Экономика, 77 страниц
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg