Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психологические причины и факторы формирования зависимости от интернета/

irina_krut2019 408 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 34 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.02.2020
Цель курсовой работы: на базе литературных источников личность изучить подростков с компьютерной зависимостью. Объектом исследования является личность подростка. Предмет исследования - психологические особенности личности подростка с компьютерной зависимостью. Методы исследования - теоретический анализ литературных источников, 16-факторный опросник Р. Кеттелла.
Введение

Актуальность темы исследования. Сегоднешний мир богат открытиями и достижениями. Технический прогресс набирает все большие обороты. Однако постоянными спутниками нашей жизни стали всевозможные стрессы, депрессии, пагубные привычки и зависимое поведение. Отклоняющееся от нормы поведение всегда вызывало интерес у специалистов широкого круга: психологов, врачей, педагогов, социологов, работников правоохранительных органов. Из отклоняющегося поведения можно выделить подгруппу так называемого зависимого или аддиктивного поведения личности. В настоящее время проблеме зависимого поведения уделяется пристальное внимание. Аддиктивное поведение сегодня является проблемой подавляющего большинства населения развитых стран. В основе поведения аддиктивной личности лежит стремление к уходу от реальности, страх перед рутиной и повседневностью, наполненной обязанностями жизнью, склонность к поиску новых эмоциональных переживаний и неспособность быть ответственным за что-либо. В связи с тем, что возрастает компьютеризация в современном обществе,станвится актуальной проблема компьютерной зависимости. В рамках современной отечественной психологии интерес к этой проблеме возник сравнительно недавно. Вместе с появлением компьютеров появились и компьютерные игры, у которых сразу же появилось множество поклонников. С совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. С каждым прорывом в области компьютерных технологий растет количество людей, которых называют компьютерными фанатами или геймерами (от английского game- игра). Сейчас на данный момент очень популярны игры в режиме онлайн. Это одна из разновидностей игр, которая сочетает в себе не только игру и, но и непосредственное общение с другим человеком или даже с несколькими. Этим они и привлекают к себе огромное количество пользователей. К таким играм относятся Lineage II, World of Warcraft, Aion, Perfect World и другие. Вместе с появлением Интернета( всемирной информационной паутины) стало возможным найти для себя любую интересующую информацию и появилась возможность общения с другими людьми на большом расстоянии. Однако большинство из людей начинают искать замену реальному общению и времеприпровождению, в вертуальном мире. В настоящее время компьютерной зависимости, в большей степени, подвергаются дети и подростки. Проблемы , из-за которых подросток уходит в виртуальный мир, могут быть разнообразными: конфликтные взаимоотношения с друзьями и одноклассниками, непонимание и недостаток внимания со стороны родителей, эмоционально-психологическое напряжение.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….... ГЛАВА l. КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ………………………………... 1.1.Компьютерная зависимость как вид аддиктивного поведения……………... 1.2.Причины и механизмы формирования компьютерной зависимости у подростков………………………………………………………………………….. Выводы к первой главе……………………………………………………………. ГЛАВА ll. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С КОМПЬЮТЕРНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ 2.1.Психодиагностические методы исследования личности подростка……….. 2.2.Результаты эмпирического исследования личности подростков с компьютерной зависимостью……………………………………………………... Выводы по второй главе…………………………………………………………... ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………...………………………………….. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...... ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….
Список литературы

1 Тихомиров О.К. Психология компьютеризации [Текст]/ О.К. Тихомиров - Киев, 1988. Прохоров А.О., Сережкина А.Е. Особенности психических состояний пользователей ЭВМ в процессе компьютеризированного обучения [Текст]/А.О. Прохоров, А.Е. Сережкина/Вопросы психологии, 1995, № 3. Психология зависимости [Текст]: Хрестоматия/ Сост. К.В.Сельченок. - Мн.: Харвест, 2004. Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика [Текст]/ Л. Н. Юрьева, Т Ю. Больбот - Дн.: Пороги, 2006. Короленко Ц. П. Аддиктивное поведение, общая характеристика и закономерности развития [Текст]/ Обзор психиатрии и мед. психологии/ Ц.П. Короленко - 1991 - № 3. Шапкин С. А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований [Текст]/ Психол. журнал/ А.С. Шапкин - 1999. - Т. 20.- № I Гурьева Л. П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты [Текст]/ Вопр. психологии. - 1993. - № 3. Иванов М. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера [Текст]/ Психол. журн. - 2003. - Т. 24, № 2. Якушина Е. В. Подростки в Интернете: специфика информационного взаимодействия [Текст]/ Педагогика/ Е.В. Якушина - 2001. - №4. Компьютерные игры и их возможное влияние на здоровье детей и подростков [Текст]/ М.Л. Кочина, Л. В. Подригало, В. М. Синайко, А. В. Яворский и др. //Укр. ШСН. психоневрологи. - 2001. - Т. 9, вып. № 1. Козловская Г. В., Кремнева Л. Ф. Психогигиена детей и подростков [Текст]/ Г.В. Козловская, Л.Ф. Кремнева. - М: Медицина, 1985. Войскунский А. Е. Зависимость от Интернета [Текст]: актуарная проблема // Журн. неврологии и психиатрии. - 2002. -№ 3. ЖичкинаА.Е., Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета [Текст]/ Труды по социологии образования. - 2000. - Т. 5, вып. № 7. Мулик Е. О., Коломиец А. А., Мулик Ю. В. Пограничные психические расстройства у подростков, возникшие в результате компьютерной зависимости [Текст] / Материалы научного симпозиума. - Л., 2003. Личностный опросник EPI (методика Г.Айзенка) [Текст]/ Альманах психологических тестов - М., 1995. 16 Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности [Текст]/ А.Д. Ишков. - М.: Издательство АСВ, 2004. Методика исследования волевой организации личности/ Твоя профессиональная карьера [Текст]/ М.С. Гуткин, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. - М.: Просвещение, 2000. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст]: Учебное пособие/ Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1996. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла [Текст]/ А.Н. Капустина - СПб.: Речь, 2001. Кулагина, И.Ю.Возрастная психология [Текст]: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. 4-е изд./И.Ю. Кулагина. - М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998 АсмоловА. Г. Психология личности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.-272 с Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: Учебник для студентов вузов/ Г.С. Абрамова. - М.: Академический Проект, 2001. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст]/ И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. Усков А.Ф. Неистребимая аддикция к жизни: предисловие к сборнику // Психология и лечение зависимого поведения [Текст]/ Под ред. Даулинга. Пер. с англ. Мурзатина Р.Р., под ред. Ускова А.Ф. М.: «Класс», 2000 Психодиагностические методы изучения личности [Текст]: Учебное пособие. Ред. и сост:. Т.А. Ратанова, Н.Ф.Шляхта - М., 2000.
Отрывок из работы

1. КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 1.1Компьютерная зависимость как вид аддиктивного поведения Аддикция - (addiction) - состояние зависимости, развивающееся в результате привыкания . Аддиктивное поведение связано с желанием человека уйти из реальной жизни путем изменения состояния своего сознания. В зависимости от того посредством чего осуществляется уход из реальности выделяются фармакологические или химические, субстанциональные и пищевые зависимости. Фармакологические (химические) подразумевают под собой такие зависимости, как наркотизм (наркомания), алкоголизм, табакокурение, токсикомания. Субстанциональные включают в себя компьютерные, игорные зависимости, эмоциональные созависимости (секс- и любовные зависимости), трудо- или работоголизм и многие другие. Пищевые зависимости говорят сами за себя. Средства аддикций подразделяются на следующие типы: 1) Психоактивные вещества (наркотики, алкоголь и т.д.) 2) Включенность в процесс и активность (хобби, игра, работа и т.д.) 3) Люди различные другие предметы и явления окружающей действительности, которые вызывают разные эмоциональные состояния. Все мы знаем, что уход от реальности всегда сопровождается сильными эмоциональными переживаниями. Если посадить человека на "эмоциональный крючок", то им очень легко управлять. Эмоции являются составной частью зависимости. Человек фактически зависит не от препарата, а от эмоций. И, как ни парадоксально, в первую очередь важна не модальность эмоции (положительная или отрицательная), а ее интенсивность. Чем сильнее эмоция, тем сильнее зависимость . Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриева выделяют следующие виды аддикций: Алкогольная аддикция. Алкогольная аддикция является одной из форм фармакологических или химических зависимостей, в основе которой лежит употребление напитков, содержащий спирт. Алкоголь является пищевым продуктом , а так же входит в них, не являясь запрещенным коими, например,не являются наркотики. Большинство из людей в современном обществе считает, что алкоголь поднимет вам настроение, если вам грустно.Это суждение ошибочно, алкогольв свою очередь не изменяет, а кристаллизует текущее состояние,то есть он не поднимет настроение, а наоборот только ухудшит. Наркотическая аддикция. Наркотическая аддикция - болезненное состояние,которое характеризуется явлениями психической и физической зависимости, настоятельной потребностью в непреодолимом повторном потреблении психоактивных веществ. Принято, что вещества или лекарства, которые обладают способностью специфического действия на центральную нервную систему (стимулировать, вызывать эйфорию, изменять восприятие окружающего и пр.) называют наркотическими. Токсикомания. Токсикомания развивается в связи с употреблением лекарственных средств и веществ, не отнесенных к наркотическим, но также изменяющих состояние психической деятельности человека и его поведение. Диапазон веществ с токсикоманическим действием очень широк - от медикаментов (аналгетики, транквилизаторы, снотворные, стимуляторы и др.) до технических растворителей и средств бытовой химии . Лекарственная аддикция. Лекарственная зависимость - синдром, развивающийся при употреблении психотропных веществ; характеризуется патологической потребностью в приеме таких веществ для того, чтобы избежать развития абстиненции или психических нарушений и состояния дискомфорта, возникающих при прекращении их приема либо при введении антагонистов этих веществ . Табакокурение. Самым наиболее распространенным видом наркомании в современном мире является курение, а именно табака. Из-за того, что курение охватывает большое количество людей ,оно является бытовой наркоманией. Сигарета доставляет курильщику удовольствие. Особенно остро ощущается потребность в курении после принятия пищи, во время выпивки, при отрицательных эмоциях и во время напряженной работы. При этом сам вдыхаемый никотин не оказывает какого-либо положительного действия на организм. Сигарета является больше отвлекающим фактором: переключение сознания на нее помогает отодвинуть неприятные мысли, прервать тяжелую работу. Совместное курение облегчает контакт между людьми, является хорошим предлогом для знакомства. Игровые аддикции. Игровую аддикцию по-другому называют гэмблингом (от англ. gambling - играние). К этому виду аддикций относятся такие зависимости как зависимость от казино, карт, игровых автоматов, других азартных игр. Трудоголизм. Трудоголизм, в отличие от многих видов других зависимостей, является социально-одобряемой аддикцией. Но на самом деле трудоголик - это личность с определенными психологическими проблемами. Источником психологического дискомфорта, психологической травмы чаще всего бывает реально пережитый или мнимый страх: боязнь неудачи, страх перед одиночеством или, напротив, боязнь общения Очень часто трудоголизм - страх перед постоянным напряжением в личной жизни, результат не сложившихся (или утраченных) отношений с детьми, разочарование в близком человеке. Работа становится своего рода психологической защитой, щитом, отражающим отрицательные эмоции. Трудоголизм - социально приемлемая форма бегства от проблем . Компьютерная аддикция. О компьютерной зависимости заговорили совсем недавно. Включает в себя зависимость от компьютерных игр, сетевых игр, Интернет зависимость . Пищевые зависимости. К этому виду аддикций относятся такие психические расстройства как булимия (переедание) и анорексия (добровольный отказ от пищи). Пищевая зависимость - это не только переедание и голодание, но и зависимость от вкуса: от вкуса кофе, шоколада, сливок и т.д . Как было сказано выше, компьютерная зависимость является видом аддикции. Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 1990 г. Специалисты относят подобный вид зависимости к специфической эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами . Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения. В этот момент человеком не только отбрасываются насущные заботы на задний план, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие. Таким образом люди уходят от решения различных проблем в своей жизни . Научно-технический прогресс, набравший к концу минувшего столетия невероятную скорость, стал очевидной и закономерной базой для создания компьютера, без которого современный человек уже практически не может жить. Компьютерные технологии, войдя в нашу повседневную жизнь, стали «мостом», который соединил уже имеющиеся научные разработки и новейшие идеи будущих проектов. Повсеместная компьютеризация привносит в нашу жизнь не только положительные, но и отрицательные аспекты. Безусловно, все сферы общественной и промышленной деятельности получили дополнительные возможности развития с помощью компьютера и Интернета. На этом фоне можно смело говорить о высокой вероятности того, что в недалеком будущем человек уже не сможет полноценно жить без компьютера или Интернета. Многие организации, компании и фирмы уже не могут осуществлять свою деятельность без компьютерных сетей. Сфера компьютерных сетей развивается быстро и стабильно, постоянно предлагая потребителям свои усовершенствования и новые программы . В настоящий момент компьютер - незаменимая составляющая нашей жизни, но при этом мы не всегда отдаем себе отчет в том, что очень часто мы буквально зависим от работоспособности этих дорогостоящих кусков цветного металла. Уже сегодня компьютерные системы внедрены в такие сферы деятельности, как банковское дело, системы безопасности, медицина, производство, наука и другие важные отрасли . Компьютер сравнительно недавно вошел в нашу жизнь и закрепился в ней навсегда. Теперь ни одно предприятие, ни одно учебное заведение не обходится без компьютерных технологий. С одной стороны, компьютер значительно облегчил жизнь, а с другой - человечество столкнулось с такой глобальной проблемой, как формирование зависимости от компьютерных игр и Интернета . С недавних пор словосочетание «компьютерные игры» прочно вошло в нашу жизнь, любой обладатель персонального компьютера убедился в их притягательности . Игра - это способ самовыражения. Каждый убитый монстр, разгаданная загадка или пройденный уровень поднимают самооценку игрока, и, наоборот, какая-то проблема или неразгаданный ребус способны довести до плохого настроения даже самого спокойного игрока. Первые компьютерные игры появились очень давно, когда еще сами ПК напоминали калькуляторы-переростки, хотя на тот момент времени даже они были чудом техники. Первой компьютерной игрой, появившейся в 1958 г. прошлого века, считается «Теннис для двоих», ее создатель - американский ученый Вильям Хайджинботэм. Эта игра заключалась в том, что два человека перекидывали друг другу мячик через черточку посередине экрана, т. е. сетку на экране осциллоскопа . Потом появились и другие игровые приставки - «Денди», «Sega», «Sony PlayStation». По телевизору шли программы, рассказывающие о последних новинках, раскрывались различные секреты прохождения этих игр. Конечно, графика, звук этих игр оставляли желать лучшего,но наличие игровой приставки считалось символом благополучия семьи. Дети кооперировались в группы, играли попеременно, играли днями, ночами . Игровая волна охватила не только детей. Взрослые тоже с большим удовольствием играли в приставки, особенно папы. Но вот наконец-то из мира технологий пришел в массы компьютер, который ранее использовался только на различных производствах. По мере усовершенствования компьютерных технологий увеличивается число компьютерных фанатов или геймеров (от англ. game - «игра»). Основной деятельностью этих фанатов становится компьютерная игра. В остальных проявлениях геймеры обычно ведут себя, как люди замкнутые, не заинтересованные ни в чем другом, кроме как в удовлетворении физиологических потребностей. Такое описание подходит только тем, кто не может жить без виртуальной реальности, ведь такая склонность по своей сути уже аномальна . В настоящее время такое явление, как зависимость человека от компьютерных игр, не считается сверхъестественным, но оставаясь бесспорно опасным. Это привело к тому, что данное явление стало предметом изучения таких наук, как психология и психиатрия. На сегодняшний день число лиц, страдающих такой патологией, постоянно увеличивается. В обществе формируется целый класс людей - фанатов компьютерных игр. Пребывание в обществе таких личностей показывает, что почти всем из них постоянное пребывание в виртуальной реальности вредит, а кому-то даже не помешала бы и психотерапия. Как правило, геймеры - это люди с определенными личными переживаниями и проблемами, такими как низкая самооценка, отсутствие личной жизни или неудачи в ней, неправильная оценка жизненных ценностей и общее разочарование в жизни. Поэтому компьютер и все, что с этим связано, - единственное, что для них становится действительно важным. Чем реалистичнее игры и четче картинки, чем больше в игре подробностей, напоминающих ход человеческой жизни, тем степень зависимости будет выше и тем сложнее избавиться от нее. Ну и, конечно, особую роль играет такое явление, которое связано с тем, что доминирующее количество электронных игр делает ее участника агрессивным палачом, так как в ходе игры приходится убивать своих противников. Сегодняшние игры реалистичны в показе таких деталей, как человеческое тело, кровь, - в общем, все, что сопутствует насилию над человеком . Компьютерные игры заняли в нашей жизни определенное место, практически невозможно представить персональный компьютер, не включающий в себя игровые файлы и программы. В результате всех нововведений игры можно разделить на две основные группы: ролевые игры и неролевые . Ролевые компьютерные игры: их главное качество - максимальное воздействие на играющего, личное «вхождение» в игру, а также игровая деятельность, возникшая на необходимости вхождения в роль, чтобы отключиться от действительности. Такие игры можно разбить на три группы: по характеру своего воздействия на участника, силе «засасывания» в игру и степени, глубине психологической зависимости . Ролевые компьютерные игры можно разделить на следующие виды: 1. Игры от первого лица. Такая разновидность игр отличается максимальной силой «затягивания» или «вхождения» в виртуальный мир. Главная особенность в том, что вид от первого лица дает участнику видимое сращение с компьютерным героем, целиком вводит человека в роль. В течение даже короткого отрезка времени игрок начинает все более удаляться от действительности, сосредоточивая свое внимание только на виртуальной реальности. Участник может абсолютно серьезно относиться к игре и приравнивать качества своего персонажа к своим качествам. У человека возникает мотивационное внедрение в сюжет игры. Сюда можно отнести игры S.T.A.L.K.E.R., Sniper, Fallout. 2. Игры от третьего лица. Такие игры отличаются меньшим «врастанием» в персонаж. Участник видит героя со стороны и управляет его действиями. Отождествление себя с виртуальным героем не происходит слишком явно, а соответственно мотивационная включенность и личностные переживания не выражены так, как в играх с видом от первого лица. В момент игрового процесса человек переживает судьбу своего персонажа, как свою собственную, например уворачивается от выстрелов компьютерных врагов, а в случае вида извне внешние проявления не так явны, хотя выход из игры компьютерного героя переживается играющим не менее сильно. К третьему лицу относятся Harry Potter, Lord of the Ring, Joan of Arc. 3. Руководительские игры. Особенность этих игр заключается в том, что участнику предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему компьютерных героев. Погружаясь в игру, он может становиться начальником всевозможных спецификаций: командиром отряда спецназа, главнокомандующим, президентом государства, даже богом, который руководит историческим процессом. При этом участник не видит на мониторе своего виртуального персонажа, а сам домысливает свою роль. Это единственная серия ролевых игр, где роль не определена конкретно, а придумывается участником. Благодаря этому глубина погружения в игру и свою роль может стать максимальной только у лиц, отличающихся болезненным воображением. Впрочем, эмоциональная включенность в игровой процесс и приобретение психологической потребности в игре так же сильны, как при участии в других ролевых играх. Частый выбор участником игр данного типа можно упоминать при диагностике, определяя как замещение необходимости в доминировании и власти.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 49 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Психология, 43 страницы
516 руб.
Курсовая работа, Психология, 41 страница
390 руб.
Курсовая работа, Психология, 62 страницы
420 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg