Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Финансовые инновации в банковском секторе.

irina_krut2019 1500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 60 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.02.2020
Цель исследования – определение основных направлений развития финансовых инноваций в банковском секторе РФ на современном этапе. Основные задачи исследования: - определение понятия и сущности финансовых инноваций в банковской сфере; - изучение существующих классификаций и видов финансовых инноваций в банковском секторе; - рассмотрение особенностей развития банковских инноваций; - определение проблем развития банковских инноваций на современном этапе; - выявление путей совершенствования рынка инновационных банковских продуктов и услуг; Объект исследования – рынок банковских продуктов и услуг Российской Федерации. Предметом данного исследования являются банковские инновации, которые составляют одно из направлений финансовых инноваций. Степень научной разработанности проблемы. Актуальные вопросы инноваций в целом и финансовых и банковских инноваций, в частности, исследовались в трудах многих отечественных и зарубежных ученых. Анализ инновационных процессов различных сфер экономики проведен в исследованиях таких зарубежных ученых, как Й. Шумпетер, Дж. Бернал, Д. Гелбрейт, Дж. Кларк, К. Фримен, Дж. Ст. Милль, Дж. Гобсон, П.Ф. Друкер, М. Блауг, и отечественных специалистов: Н. Кондратьев, С.Ю. Глазьев, A.Л. Суворова, Е.Е. Румянцева, А.Левинсон, С.Д. Бешелев, Ф.Г. Гурвич, B.И. Громека, Л.В. Канторович, Н.И. Молчанов, П.Н. Завлин и др. Разработчиками теории инноваций в банковском секторе стали И.Т. Балабанов, П.В. Семикова, Е.Г. Новоселова, О.И. Лаврушин, В.С. Викулов, А.И. Полищук, Т.Б. Рубенштейн, В.Д. Мехряков, Н.В. Бекетов, И.В. Извольская, Л.Г. Бокарева, И.В. Букато, О.В. Мирошкина и другие. Тенденции развития банковского бизнеса освещались в трудах таких исследователей, как С.Д. Ильенкова, П.С. Роуз, Н.В. Бекетов, Г.Н. Белоглазова, Д.Н. Красавина, О.Г. Семенюта, Ю.С. Масленченков, А.И. Полищук, А.М. Тавасиев, Л.Г. Бокарева, Е. Ф. Авдокушин, А.А. Акулов, М.Ю. Алексеев, А.Ю. Брагин, С.Д. Бешелев, Ф. Валента, О.А. Гаврилова, В.В. Геращенко, А.М. Донских, А.М. Дыбов, П.Н. Завлин, А.В. Канаев, Л.Ю. Андреева, О.Ю. Свиридов, Ю.Ю. Русанов, И.Д. Аникина, А.В. Гукова, С.С. Евдокимова и другие. Однако, несмотря на серьезную теоретическую проработанность проблем финансовых инноваций, перспективные направления развития банковских инноваций на современном этапе разработаны не столько глубоко. Данная работа призвана частично восполнить существующий пробел.
Введение

Технологический прогресс, который меняет до неузнаваемости окружающий нас мир, проник практически во все сферы человеческой деятельности, в том числе и в банковскую. В результате, миллиарды долларов инвестиций направляются на развитие новых финансовых технологий. Катализаторами зарождения современных инновационных трендов в банковском секторе, которые мы наблюдаем сегодня, стали следующие факторы: во-первых, кризис 2007-2008 гг. показал обществу, что традиционная модель взаимодействия финансовых институтов и потребителей обладает целым рядом изъянов, которые и привели к мировому финансовому кризису. Во-вторых, немаловажную роль сыграл тот факт, что новое поколение молодежи, именуемое «миллениалами», бросило серьезный вызов традиционной модели обслуживания клиентов со стороны банков. «Миллениалы» требуют мобильности, скорости, удобства и более низкой стоимости услуг. Это привело к формированию идеальных условий для настоящего переворота в мире финансов. Финансовые инновации позволяют снизить стоимость услуг, создать удобные и интуитивно понятные мобильные приложения, позволяющие не тратить время в очередях, и индивидуализировать финансовые отношения с клиентами, используя такие современные технологии, как большие данные и машинное обучение, для того чтобы точно определить потребности клиента в данный момент. Помимо самих банков и других финансовых компаний на изменение ландшафта рынка финансовых услуг оказывают влияние также инновации, возникающие в других сферах, неразрывно связанных с финансовыми услугами: беспилотные автомобили и рынок страхования, проникновение технологий бесконтактной оплаты и рынок платежей и т.д.
Содержание

Введение 4 1. Теоретические основы финансовых инноваций в банковском секторе РФ 7 1.1 Понятие и сущность финансовых (банковских) инноваций 7 1.2 Классификация и виды финансовых инноваций в банковском секторе 17 2. Практические аспекты развития финансовых инноваций в банковском секторе. 24 2.1 Особенности развития банковских инноваций на современном этапе 24 2.2 Проблемы развития банковских инноваций 35 2.3 Пути совершенствования рынка инновационных банковских продуктов и услуг в РФ 47 Заключение 56 Список литературы 58
Список литературы

1. Абрамов Р.А. Особенности бюджетного финансирования инноваций в регионах / Р А. Абрамов // Финансы и кредит. – № 37. – 2009. – С. 25-30. 2. Аксиев Т.Т. Инновационная деятельность банков. // Управление экономическими системами. Электронный научный журнал. [Электронный ресурс]. 05.03.12. - Режим доступа: http://www.uecs.ru/uecs-39-392012/item/1100-2012-03-05-06-38-39 3. Балабанов И.Т. Банки и банковское дело: учеб. для вузов / под ред. И.Т. Балабанова. – М.: Финансы, 2006. – 256 с. 4. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент : учебник. – СПб.: Питер, 2008. – 303 с. 5. Банковский менеджмент: учебник / под ред. О.И. Лаврушина. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КноРус. 2009. – 560 с. 6. Банковское дело. / Под ред. Коробовой Г.Г. – М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2009. – 751 с. 7. Банковское дело. / Экспресс-курс. Под ред. Лаврушина О.И. - М.: Кнорус, 2009. – 352 с. 8. Банковское дело : учебник / О.И. Лаврушин, Н.И. Валенцева [и др.] ; под ред. О.И. Лаврушина. – 11-е изд., стер. – М. : КНОРУС, 2014. – 800 с. 9. Бархатов И.В. Особенности инновационных банковских услуг // Вестник Челябинского государственного университета. – 2011. – №34. С. 130-135. 10. Бекетов Н.В. Инновационная деятельность и инновационный процесс: сущность и основные этапы исследования в экономической литературе //Экономический анализ: теория и практика. – 2008. – №3. С. 11-15. 11. Березина М.П. Современные тенденции развития платежной системы России // Банковское дело. – 2010. – №8. 12. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 2010. – 895 с. 13. Вертакова Ю.В., Симоненко Е.С. Управление инновациями: теория и практика. Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2008. – 432 с. 14. Викулов В.С. Типология банковских инноваций // Финансовый менеджмент. –2004. – №6. 15. Гафурова Д.И. Развитие инновационных технологий в российском банковском секторе. – М.: Анкил, 2009. – 160 с. 16. Гафурова Д.И. Развитие финансовых инноваций в российском банковском секторе : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.10. – Казань, 2009. – 195 с.: 17. Гусев К.Н. Инновации в России: проблемы и перспективы / К. Н. Гусев // Банковское дело. – № 1. – 2010. – С. 12-16. 18. Долженко Р.А. Концепция организации инновационной деятельности компании (на примере коммерческого банка). // Финансы и кредит. – 2014. – №33. С. 8-16. 19. Долженко Р.А: Стимулирование инновационной деятельности банковского персонала // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление 20. персоналом). – 2012. – №10. С. 127-133. 21. Долятовский Л.В. Стратегия развития фирмы на основе внедрения инноваций // Менеджмент инноваций. – 2011. – № 4. С. 328–336. 22. Дремова Е.С. Инновационная деятельность банков по предоставлению услуг через мобильную связь [Текст] / Е. С. Дремова // Молодой ученый. – 2014. – №4. – С. 506-507. 23. Дьячков М.Н. Понятие и сущность банковских инноваций. [Электронный ресурс]. 10.2012. – Режим доступа: http://research-journal.org/featured/economical/ponyatie-i-sushhnost-bankovskix-innovacij/ 24. Жданова О.Р., Карминский А.М. Современные тенденции банковских инноваций / Материалы XII всероссийского совещания по проблемам управления ВСПУ-2014. – Москва, 2014. С. 5962-5972. 25. Журавин С.Г., Цыганов А.А. Современные особенности осуществления деятельности финансовых супермаркетов в России. /Монография. Под ред. С.Г.Журавина, А.А.Цыганова. – М.: МАКСС Групп, объединенная редакция журналов «Организация продаж страховых продуктов» и «Управление в страховой компании», 2013. – 208 с. 26. Зварыкина Е.Б, Внедрение банковских инновационных технологий // Финансы и кредит. – 2010. – №38. С. 47-49. 27. Зверев О.А. Инновационные технологии в розничном банковском бизнесе: монография / Под общ. ред. А.Ю. Егорова, д-ра экон. наук, проф. засл. деят. науки РФ и М.В. Конотопова д-ра экон. наук, проф. засл. деят. науки РФ ; О.А. Зверев, А.В. Нестеренко. – М.: Издательство «Палеотип», 2008. – 164 с. 28. Здоренко М.Ю. Развитие управления иннова 29. ционными процессами в кредитных организациях // Финансы и кредит. –2007. – № 26. С. 38-43. 30. Иванов О.М. Электронные деньги в российской платежной системе. Перспективы дистанционного финансового обслуживания // Банковское дело. – 2008. – №10. 31. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И., Сизова А.О. Инновационный менеджмент. – М.: КноРус, 2009. – 418 с. 32. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент . Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой, 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2010. – 335с. 33. Инновационный менеджмент: концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития / Под ред. Аньшина В.М., Дагаева А.А. – М.: Дело, 2007. – 584 с. 34. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Горфинкель В.Я. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 391 с. 35. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д. э. н., проф. А. В. Барышевой. – 3е изд. – М.: «Дашков и К°», 2012. – 384 с. 36. Колкарева Э.Н., Родин Д.Я., Симонянц Н.Н. Банковская конкуренция как фактор формирования инновационного финансового поведения региональных банковских структур // Финансы и кредит. – 2010. – №2. С. 45 37. Кондрашов В.А. Ключевые факторы риска банковских инноваций в Российской Федерации // Финансы и кредит. – 2012. – №13. С. 19-26. 38. Кондрашов В.А. Тенденции развития банковских инноваций в современной России // Российское предпринимательство. – 2012. – №8. 39. Менделян А.С. Электронные инновации в банковском бизнесе: финансовое обеспечение [Текст] / А. С. Менделян // Молодой ученый. – 2013. – №11. – С. 393-395. 40. Менделян А.С. Электронные инновации: недоверие населения как точка роста в банковской сфере [Текст] / А. С. Менделян // Молодой ученый. – 2013. – №11. – С. 396-398. 41. Мурычев А.В. Инновации в экономике и финансах // Банковское дело. – 2010. – №1. С. 17-20. 42. Назаренко Г.В. Развитие финансовых инноваций в банковском секторе России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Ростов-на-Дону, 2014. – 199 с. 43. Орловский В. Инновации на вырост // Банковские технологии. – 2010. –№3. C. 26-29. 44. Палей Т.Ф. Инновационный менеджмент. – М.: Фолиантъ, 2011. – 162 с. 45. Пелевина К. Роль венчурного капитала в финансировании инноваций / К. Пелевина // Вестник института экономики РАН. – № 3. – 2009. – С. 185-193. 46. Полищук А.И. Коммерческие банки: новые услуги и инновационные технологии коммуникаций // Бизнес и банки. – 2010. – №21. 47. Просалова В.С. Николаева А.А. Современный подход к банковским инновациям // Финансы и кредит. – 2014. – №22. С. 13-22. 48. Просалова В.С. Стратегическое инновационное управление кредитной организацией // Управление экономическими системами. – 2012. – №5. 49. Родин Д.Я. Развитие банковских инноваций, основанных на оптимизации бизнес-процессов коммерческого банка / Д.Я. Родин, Л.В. Глухих // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2013. – №32. С. 2-10. 50. Свиридова Н.И. Инновации в российской банковской системе // Банковское дело. – 2011. – №9. С. 46-48. 51. Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент . Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 368 с. 52. Тимченко А.А. Современные направления развития финансовых инноваций в банковском деле // Научный журнал КубГАУ. – 2012. – №83(09). С. 3-13. 53. Тулайков Н.В. Роль банковских инноваций в посткризисный период // Финансы и кредит. – 2011. – №9. С. 33-37. 54. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2011. – 443 с. 55. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. – Спб.: ЗАО Издательский дом «Питер», 2006. – 264 с. 56. Шустов А.А. Инновационная деятельность в банковской сфере. Электронные инновации [Текст] / А. А. Шустов // Молодой ученый. – 2013. – №9. – С. 269-275. 57. Эзрох Ю.С. Инновации в банковском деле и конкурентные последствия их внедрения // Банковское дело. – 2013. – №2. С. 55-60.
Отрывок из работы

1. Теоретические основы финансовых инноваций в банковском секторе РФ 1.1 Понятие и сущность финансовых (банковских) инноваций В литературе насчитываются сотни определений понятия «инновация». Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. В настоящее время на международном уровне применительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленные «Руководством Осло» и нашедшие отражение в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций. Международные стандарты в статистике науки, техники и инноваций – рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики. В соответствии с этими стандартами инновация определяется как «конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам» . Таким образом, резюмирует Ильенкова С.Д., «инновация является следствием инновационной деятельности», а термин «инновация» интерпретируется в мировой экономической литературе как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях . Инновации, функционирующие в финансовой сфере, представляют собой финансовые инновации. Финансовые инновации – понятие гораздо более широкое, чем банковские инновации, т.к. включает все виды инноваций финансового сектора экономики. Экономический характер инновации непосредственно связан с процессами развития общественного воспроизводства и средств производства, проходящими в рамках объективных экономических законов, которым подчинены и инновации, в том числе финансовые . Определение «финансовые» применительно к инновациям подразумевает отнесение к системе товарно-денежных отношений, заключающихся в формировании и использовании денежных средств в процессе их кругооборота. Таким образом, финансовые инновации являются инструментом развития общественного производства. Принципиальное отличие от прочих инноваций – финансовые инновации используют денежные средства в качестве ресурса для создания инновационных фондов. Финансовые инновации являются источником и средством для модернизации и развития товарно-денежных отношений, составляют неотъемлемую часть развития современных производительных сил и производственных отношений общества. Финансовая среда сама формирует финансовые инструменты и технологии, которые выступают в качестве самостоятельных саморазвивающихся товаров и продуктов, количество и качество которых постоянно совершенствуется в соответствии с растущими потребностями экономических как макро-, так и микросубъектов экономики и с условиями микросреды. Вследствие чего сформировалась отрасль производства финансовых товаров, связанная с инновациями финансовой среды. Финансовые инновации одновременно выступают в качестве потребительских инструментов и инструментов ведения бизнеса, для макро- и микроэкономики, что может быть определено как предмет потребления и средство производства . Инновация финансовая имеет отношение к финансовой сфере и реализуется на финансовом рынке. В Большом экономическом словаре под редакцией А.Б. Борисова финансовая инновация определяется как метод осуществления сделок с новыми видами финансовых активов или эффективное использование действующих активов, составляющих финансовые ресурсы . инновационный банковский продукт Финансовая инновация – это финансовый продукт, имеющий своей целью выгодное использование финансовых ресурсов, доходности, рисков, ликвидности и информации, недооцененной в данных условиях . Финансовые инновации подразделяют на три взаимосвязанные подсистемы: 1) новые технологии финансово-кредитных операций (созданные на основе достижений вычислительной техники, базирующихся на внедрении новых методологий и методик финансовых операций (анализа, синтеза и прогнозирования и т. п.)); 2) новые финансовые продукты, услуги и операции (производные ценные бумаги, свопы, опционы и пр.); 3) новые финансовые институты (организации) . Часть финансовых инноваций создается банками в форме банковского продукта или операции (технологии). Это банковские инновации. Ряд ученых выделяет отдельное понятие «банковская инновация» как особый вид инновации, так как она имеет свои особенности. Забегая вперед, следует отметить, что разными авторами также дается свое определение банковских инноваций. Но фактически все трактовки сводятся к тому, что банковские инновации – создание банковского продукта, обладающего более привлекательными потребительскими свойствами по сравнению с имеющимися, либо качественно нового продукта. В частности, Аксиев Т.Т. отмечает, что под «банковскими инновациями имеется в виду создание банковского продукта, обладающего более привлекательными потребительскими свойствами по сравнению с предлагаемым ранее, либо качественно нового продукта, способного удовлетворить неохваченные ранее потребности его потенциального покупателя, либо использование более совершенной технологии создания того же банковского продукта» . Итак, само понятие «банковская инновация» – термин, толкуемый неоднозначно. Существует множество его трактовок, и понятие по-прежнему остается дискуссионным. В более конкретном толковании все определения сводятся к тому, что «банковские инновации – это конечный результат инновационной деятельности банка, выраженный в форме нового банковского продукта» , причем его новизну определяют следующими направлениями: 1) продукт, самостоятельно разработанный банком для удовлетворения потребностей клиентов и не имевший ранее аналогов на рынке; 2) продукт, уже имеющийся в спектре услуг банка и используемый им на одном из рынков, но выведенный на другой рынок, где у банков-конкурентов аналогичный продукт отсутствовал; 3) новый для России зарубежный банковский продукт . Можно не согласиться с некоторыми авторами в той части рассуждений, которые касаются только банковских продуктов как результатов инноваций. На самом деле большинство современных инновационных банковских предложений носит также форму неосязаемых услуг или операций. В частности, Тулайков Н.В. понимает разделение банковских инноваций по степени новизны несколько по-другому, включая в них также банковские операции (см. рис. 1). Рис. 1. Содержание банковских инноваций Включает в состав инноваций не только банковские продукты, но и услуги и операции также ряд других авторов. К банковским инновациям, безусловно, следует относить банковские услуги, причём не только новые, но и ранее предлагаемые, в том случае, если способы их получения клиентами изменились, что привело к улучшению качества их предоставления (например, интернет-банкинг) . По мнению профессора И.Т. Балабанова, «банковская инновация – это реализованный в форме новою банковского продукта или операции конечный результат инновационной деятельности банка», а под инновационной деятельностью понимается при этом «системный процесс создания и реализации инноваций» . Примерно такой же точки зрения придерживаются в своих работах и другие исследователи: Е.Л. Золотова, Л.В. Калтырин, B.C. Викулов, П.В. Семикова и др. По мнению О.И. Лаврушина, «...банковская инновация, или совокупность новых банковских продуктов и услуг – это синтетическое понятие о деятельности банка, направленное на получение дополнительных доходов в процессе создания благоприятных условий формирования и размещения ресурсного потенциала при помощи внедрения нововведений, содействующих клиентам в получении прибыли» . С другой стороны, не может считаться банковской инновацией продукт или операция, которые являются новыми только для данного финансового учреждения, но которые уже давно реализованы в других институтах. К финансовым или банковским инновациям не могут относиться также незначительные изменения, которые носят частный порядок и не меняют содержания и сущности продукта или операции (изменение процентных ставок по банковским счетам, сроков банковских депозитов и др.) . Таким образом, в настоящее время не существует единого общепринятого определения понятия «банковская инновация». В научной литературе считается, что банковскую (либо финансовую) инновацию можно рассматривать как в узком, так и широком смыслах. В первом случае инновация отождествляется с созданием ранее не существовавших (улучшенных) услуг либо продуктов. В широком смысле инновацию можно определить как «систему разноаспектных нововведений в любой сфере функционирования банка, обладающих определенным положительным экономико-стратегическим эффектом». Учитывая разброс мнений экономистов, а также реалии банковского бизнеса, сделаем заключение, что банковская инновация представляет собой новую услугу или банковский продукт, технологию их предоставления либо новый или усовершенствованный процесс, в той или иной форме повышающий эффективность деятельности банка . Изучив сущность термина «инновация» для экономических систем и проанализировав имеющиеся различные точки зрения, Дьячковым М.Н. было сформулировано еще одно понимание банковской инновации с учётом тех изменений, которые произошли в банковском бизнесе: «Банковские инновации – это доведённые до клиентов и принятые ими новые или кардинально изменённые банковские продукты, новые банковские услуги и услуги более качественного уровня, предоставленные на основе использования современных инфокоммуникационных технологий, внедрённые в банковский процесс организационные и информационные технологии, позволяющие банку напрямую или опосредованно получать экономический или социальный эффект» . Современный этап развития банковской системы России характеризуется высоким уровнем насыщенности рынка финансовыми продуктами и услугами и, как следствие, интенсивной конкуренцией между кредитными организациями. В таких условиях существенное конкурентное преимущество получают те кредитные организации, которые способны разрабатывать и внедрять новые технологии, модернизировать продуктовый ряд, разрабатывать альтернативные каналы обслуживания клиентов, то есть осуществлять инновационный процесс . Большинство экономистов, анализируя инновационные банковские процессы, выделяют их только как фактор конкурентоспособности. Действительно, зачастую внедрение инновационных продуктов требует значительных финансовых затрат, но при этом основная цель заключается в поддержании высокой конкурентоспособности . Однако в процессе исследования работ по инновациям в банковской сфере была выделена особенность, присущая непосредственно банковским инновациям. Для кредитно-финансовой сферы характерен высокий динамизм функционирования, действительно приводящий к тому, что инновации выступают как необходимый элемент, позволяющий обеспечить конкурентоспособность кредитной организации. В то же время теоретическая сущность инновации подразумевает отсутствие гарантии получения положительного экономического эффекта от ее внедрения. Таким образом, наличие инноваций в деятельности банка является не его конкурентным преимуществом, а рискованными динамическими возможностями . Следующей особенностью инноваций в банковской сфере является их законодательное ограничение. Согласно Федеральному законодательству, кредитная организация может внедрять инновационный продукт или инновационную услугу только при наличии соответствующей лицензии, согласно утвержденному перечню. Данное положение существенно ограничивает инновационные возможности банков по сравнению с другими коммерческими организациями. Банки вправе лишь совершенствовать уже существующие продукты, услуги или бизнес-процессы . Что же толкает банки на развитие инноваций? В первую очередь – состояние общественных потребностей, научно-технический прогресс и его проявления, компьютеризация и электронизация, перераспределение рисков, конкуренция за клиентуру, повышение ликвидности и др. Вся совокупность банковских продуктов и услуг, характеризующих инновации, обусловлена взаимодействием субъектов рынка, продвигающих, реализующих и потребляющих инновации, что еще раз подчеркивает их институциональную основу . Темпы инновационного развития в банковской сфере во многом определяются состоянием экономики и уровнем жизни населения. Рост реальных доходов населения и нефинансового сектора экономики, увеличение разнообразия финансовых инструментов обеспечивают банкам доступ к денежным средствам, которые на этом фоне расширяют свой продуктовый ряд и ищут возможность для внедрения новых финансовых технологий. Следует отметить, что сегодня эволюционное развитие банковских продуктов и технологий связано главным образом с появлением дистанционных электронных средств. По данным исследования CNews Analytics, систему дистанционного банковского обслуживания уже в 2011 году имели около 90% всех российских коммерческих банков (предпочтение отдается таким подсистемам, как «банк - клиент» и «интернет - клиент») . Но не стоит думать, что инновации в банковском секторе ограничиваются только дистанционным банковским обслуживанием (ДБО). Инновации в банковском секторе – это качественный скачок в информационном обслуживании населения; новое качество технологического обеспечения работы с клиентами, с банковскими продуктами, использование передового программного обеспечения; более широкое применение карточных технологий, в частности, использование универсальных чиповых карт с возможностью записи различных программ; развитие мобильного банкинга и т.д. Такие инновации сопоставимы по важности с созданием звукового кино и мобильного телефона, разработкой цифрового телевидения и т.д. Они направлены на сокращение издержек, внедрение новых идей, повышение качества услуг и обеспечение большей безопасности использования продуктов, в том числе и информационной . Несмотря на то, что доля инновационных продуктов и услуг в целом в банковской деятельности невысока и обычно составляет около 20%, в ряде стран они приносят наибольшую часть прибыли кредитным организациям. Банки России в данном рейтинге находятся на последнем месте, что можно объяснить относительной «молодостью» развития инноваций среди отечественных кредитных организаций . В целом для российских банков ситуация с внедрением инноваций довольно сложная, поскольку они находятся в положении «догоняющего развития» по отношению к более передовым западным контрагентам. С другой стороны, в российских банках легче вводить инновации с позиции «невозделанного поля». Поэтому к настоящему времени разработка и внедрение банковских инноваций для коммерческих банков стали уже привычной деятельностью коммерческих банков, в которой можно выделить 4 основных этапа: 1 этап. Cбор и обработка информации о состоянии рынка, анализ данных о потенциальных потребностях в новых банковских продуктах и услугах. 2 этап. Разработка инновационной стратегии кредитной организации, концепции нового продукта и технологии его внедрения на рынок банковских услуг (подготовка документов, разработка технологии банковских операций, обучение сотрудников, определение способов внедрения продукта (услуг) в рыночную среду, испытание качества продукта среди клиентов. 3 этап. Организация по продвижению инновационного продукта (услуги), его продажа клиентам. Ключевыми факторами успеха на данном этапе являются: правильный выбор политики ценообразования, определение каналов товародвижения, учет жизненного цикла банковского продукта (стадия внедрения, стадия зрелости, стадия спада). 4 этап. Оценка результатов реализации инновационных продуктов (услуг) и анализ выбранной инновационной стратегии . 1.2 Классификация и виды финансовых инноваций в банковском секторе В связи с динамично меняющейся ситуацией в экономике банки как полноценные участники рынка вынуждены меняться сами, становясь тем самым инициаторами внутриорганизационных инновационных процессов . Естественно, что данные процессы не должны протекать стихийно – их необходимо осуществлять системно. Для того чтобы конкретизировать цели и результаты инновационной деятельности, а также систематизировать подход к множеству ее возможных проявлений, необходима достаточно полная классификация нововведений. Разработка такой классификации обеспечивает более полноценное и целостное понимание предмета исследования и позволяет выявить проблемные взаимосвязи и соотношения различных групп и типов банковских инноваций. Есть попытки систематизировать классификационные виды банковских инноваций, выделив среди них довольно специфичные категории: «технологические, научные, организационные, информационные, коммуникационные, маркетинговые, социальные, психологические, сервисные и другие» . Составляя развернутую классификацию банковских инноваций, Тулайков Н.В. выделяет, прежде всего, реактивные и стратегические инновации – по причинам их зарождения. Первые относятся к проведению банком так называемой оборонительной стратегии, они направлены на выживание кредитной организации на рынке и являются в основном реакцией на нововведения банка-конкурента. В этом случае банк вынужден осуществлять инновационную деятельность для обеспечения своего выживания в конкурентной борьбе на рынке. Стратегические нововведения в основном направлены на упреждение инновационных преобразований, их основная цель – получение определенных конкурентных преимуществ в перспективе. Примером такого рода инновации в настоящее время может являться внедрение комплексной системы удаленного управления счетами клиентов банка . Продолжая классификацию банковских инноваций, возможно осуществить их разделение на продуктовые и обеспечивающие. Продуктовые инновации определяют основную часть инновационной деятельности банка, поскольку его успех на рынке прямо зависит от предложения им спектра продуктов и услуг. Внутри группы продуктовых инноваций также можно выделить две категории: собственно продуктовые инновации и рыночные инновации. Собственно продуктовые инновации связаны именно с созданием новых банковских продуктов, разработкой новых услуг, а также с продвижением их на рынок, для которого они были созданы. Рыночные инновации объединяют комплекс мероприятий, позволяющих реализовывать уже созданные продукты на новых рынках, открывать для них новые сферы использования. Обеспечивающие инновации играют вторичную роль, поскольку они напрямую не связаны с основными функциями кредитной организации. Эта группа инноваций носит технологический характер и включает в себя инновационные преобразования управленческой структуры, методов организации основного производственного процесса в банке. Следующим принципом классификации банковских нововведений является их подразделение пи инновационному потенциалу. Часто выделяют следующие группы инноваций: - радикальные (базовые), которые подразумевают внедрение принципиально новых видов банковских продуктов, услуг, технологий, методов управления; - комбинаторные (объединение уже имеющихся продуктов и услуг в один качественно новый пакет); - модифицирующие (изменения и дополнения с существующие виды продуктов и услуг). Следует отметить, что радикальные инновации достаточно редки, а основную часть банковских инноваций составляют модифицирующие. По объему воздействия инновации можно подразделить на точечные и системные . Точечные нововведения имеют место в частном случае совершенствования технологии на отдельном участке работы. Они обычно не требуют больших материальных затрат и связаны с повышением эффективности одной-двух операций, не оказывая заметного влияния на производственный процесс в целом. Системные нововведения определяют изменение всей структуры производственных отношений. Скажем, начало использования компьютерной техники и локальных вычислительных сетей в банковском деле в свое время в корне изменило работу кредитных организаций, ускорив и удешевив прохождение расчетов, увеличив надежность учета банковских операций, а также значительно сократив трудозатраты. По степени новизны банковские инновации подразделяются на новосозданные (вновь созданные) и построенные на новом способе использования уже существующих продуктов. Новосозданные инновации, или как их еще называют, инновации, основанные на новых открытиях, не так уж часты в банковской сфере. Чаще всего именно они являются радикальными. Банковские инновации, построенные на уже созданных продуктах, имеют наибольшее распространение ввиду относительной дешевизны разработок, несложности внедрения и пониженных рисков неудачи внедрения нового продукта. Они направлены, прежде всего, на повышение эксплуатационных качеств и показателей эффективности уже давно присутствующих на рынке продуктов и услуг. По большей части к ним относятся комбинаторные и модифицирующие виды инноваций. Классификация банковских инноваций по характеру удовлетворяемых потребностей выделяет инновации, связанные с удовлетворением существующих потребностей, и инновации, направленные на создание новых потребностей. Основная масса нововведений, осуществляемых кредитными организациями, направлена на удовлетворение имеющихся потребностей. Инновации, направленные на создание новых потребностей, достаточно редки, поскольку требуют наличия у банка определенного творческого и инвестиционного потенциала, подкрепленного результатами тщательного маркетингового и социологического исследования .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Банковское дело, 92 страницы
990 руб.
Дипломная работа, Банковское дело, 54 страницы
1350 руб.
Дипломная работа, Банковское дело, 57 страниц
1425 руб.
Дипломная работа, Банковское дело, 94 страницы
2350 руб.
Дипломная работа, Банковское дело, 74 страницы
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg