Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Теоретические и методологические основы и основные понятия педагогического общения.

irina_krut2019 2100 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 84 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.02.2020
Цель исследования – разработка рекомендаций для педагогов с целью улучшения качества педагогического взаимодействия в системе «воспитатель - дошкольник». Предмет исследования – процесс педагогического общения в системе «воспитатель - дошкольник». Объект исследования - технология педагогического взаимодействия учащихся МДОУ «Детский сад развивающего вида № 84» старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования состоит в том, что педагогическое взаимодействие зависит от правильно выбранной педагогической технологии. В группах,? где? ведущим? стилем? взаимодействия? воспитателя? является? демократический? стиль? взаимоотношения? между? дошкольниками? складываются? более? гармонично,? дети? меньше? подвержены? тревожности? и? ожиданию? агрессии? и? лучше? адаптированы? к? социуму. Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач: - изучить и проанализировать психолого-педагогическую научную литературу по проблеме исследования; - изучить сущность технологии педагогического общения и взаимодействия; - проанализировать опыт работы педагогов детского дома «Остров детства» по проблеме выбора эффективной технологии педагогического взаимодействия; - определить комплекс методик по выявлению стилей педагогического общения; - экспериментально выявить доминирующие стили общения педагогов образовательного учреждения; - разработать проект рекомендаций по выбору оптимальной педагогической технологии общения. Теоретико-методологическая база исследования: личностно-ориентированный подход, который рассматривался такими зарубежными и отечественными исследователями как К.А. Абульханова-Славская, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондapeвская, К. Роджерсом, и дp.; деятельностный подход, основоположниками которого являются Л.С. Выготский, С.Л. Рубенштейн, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, А.К. Маркова; теория управления педагогическими процессами, которую разрабатывали Ю.К. Бaбaнcкий, В.И. Зaгвязинcкий, П.И. Тpeтьякoв, и дp. [32, 33, 49] Для достижения цели и решения поставленных задач использовался комплекс методов: анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы, изучение документации образовательного учреждения, обобщение опыта педагогической практики, наблюдение, тестирование, наблюдение, психодиагностические методы: методика «определения социометрического статуса каждого из дошкольников в группе их сверстников; методика «Рукавички», автор Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева, методы сравнительного анализа и описательно-интерпретационные методы. База исследования: учащиеся МДОУ «Детский сад развивающего вида № 84» старшего дошкольного возраст и педагоги старшего дошкольного возраста. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные эмпирические данные, выводы и рекомендации могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогами МДОУ, психологами, социальными педагогами для дальнейшего успешного развития коммуникативной сферы личности ребенка в дошкольном возрасте. Структура выпускной квалификационной работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, а также шести приложений. В выпускной квалификационной работе представлено 5 таблиц, 6 рисунков и 56 источников научной литературы, включая нормативно-правовую литературу по теме выпускной квалификационной работы.
Введение

В настоящее время система образования в России претерпевает существенные изменения, одним из которых является гуманизация образования. В связи с этим к педагогам предъявляются высокие требования, заключающиеся в высоком уровне профессиональной подготовки, проявлению активности, как творческой, так и личностной, эффективности межличностного взаимодействия и общения с учениками. Именно о последнем и пойдет речь. Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в современной психолого-педагогической литературе изучение вопросов, касающихся стиля педагогического общения и взаимодействия, связана с тем влиянием, которое он оказывает на становление личности детей, на возникновение конфликтных ситуаций, споров и разногласий между участниками педагогического процесса, сказывающихся на его ведении и усвоении материала. В настоящее отмечается резкое возрастание внимания ученых к проблеме качества образования. При этом отмечается, что важное место в современной образовательной ситуации занимает категория общения, которое многие отечественные и зарубежные исследователи называют в качестве важного условия формирования личности, то есть учебно-познавательная, профессиональная деятельность, общение, культура служат взаимосвязанными и взаимопроникающими аспектами деятельности педагога и обучающегося. Можно с уверенностью сказать, что именно в общении складывается система воспитательных взаимоотношений, помогающих или же, наоборот, препятствующих развитию и становлению личности ребенка, усвоению им знаний, умений, навыков. Многочисленные исследования в данной области позволяют убедиться в том, что зачастую виной неуспеваемости, скрытности, нежелания учиться является не столько сложность материала и трудность в его освоении, сколько проблема взаимодействия со сверстниками, а в особенности – с учителем. Правильно организованный процесс педагогического общения способствует возникновению эффективного и продуктивного контакта между учителем и ребенком, как субъектом педагогического процесса, способствует преодолению коммуникативных и психологических барьеров, всестороннему развитию личности. Именно первостепенная значимость данного процесса обусловила интерес к изучению и анализу проблемы педагогического общения. Многих конфликтов вполне можно избежать или сгладить, если знать, какой стиль педагогического общения и поведения наиболее применим в данной ситуации. Можно с уверенностью сказать, что от выбора стиля педагогического общения вообще зависят многие компоненты процесса обучения.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретические и методологические основы и основные понятия педагогического общения ………..………………………………………………7 1.1. Сущность и основные понятия педагогического общения…………………………………………………………………..………………7 1.2. Педагогические и организационные особенности общения детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….18 1.3 Технология педагогического общения и ее основные закономерности……………………………………………………….………..26 Глава 2. Исследование применения технологий педагогического общения в МДОУ «Детский сад развивающего вида № 84»………………………..……42 2.1 Экспериментальная работа по выявлению влияния стиля педагогического общения на качество педагогического взаимодействия МДОУ «Детский сад развивающего вида № 84»….………………………………………………….42 2.2. Проведение эксперимента по диагностике групп и коррекции педагогического общения: констатирующий и контрольный этапы..………44 2.3 Разработка рекомендаций для педагогов с целью улучшения качества педагогического взаимодействия в системе «воспитатель - дошкольник»....59 Заключение………………………………………………………………………68 Список использованных источников..…………………………………………71 Приложения.……………………………………………………………………77
Список литературы

Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2016 N 6-ФКЗ, от 30.12.2016 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)//Российская газета. 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации».// Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598. 3. Постановление Правительства МО от 29.12.2012 № 1612/48 «О мерах по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений в Московской области».// Информационный вестник Правительства МО. № 3. 28.02.2013. 4. Приказ Минобрнауки России от 30.01.2013 № 57 «О разработке федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».// Вестник образования России. № 10. 2013. 5. Письмо Минобрнауки России от 17.06.2013 № 08-736 «О федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования».// «Вестник образования России» № 13. 2013. 6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] / ФГОС. URL: http://iroipk.ykt.ru/fgosdo/fgos_do.pdf Научная литература 7. Абрамова В.Е. Психическая регуляция нравственно-делового общения подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 2011. - 29 с. 8. Абульханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения / [Текст] / К.А. Абульханова-Славская // Проблема общения в психологии / под ред. Б. Ф. Ломова. - М.: Наука, 1981. - С. 218-241. 9. Авдеева Н.Н. Общение со взрослым и истоки самосознания ребенка // Творчество и педагогика: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции "Детство и творчество". - М., 2015. 10. Александров Д.Н. Риторика: Учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2014. - 534 с. 11. Александрова Н.В., Тарабанова В.А., Эйдемиллер Э.Г. Коммуникативная компетентность - эффективность в профессии (когнитивно-поведенческая модель социально-психологического тренинга менеджеров и врачей) // Журнал практического психолога. - 2016. - №7-8. 12. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. - М.: Изд-во МГУ, 2011. - 150 с. 13. Альбуханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии. - М., 2011. 14. Амяга H.B. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении //Личность. Общение. Групповые процессы. - М., 2012. 15. Амяга H.B. Самораскрытие педагога в общении со старшеклассниками: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 2015. 16. Андреева Г.М. Взаимосвязь общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. - М., 2016. 17. Андреева Г.М. Принцип деятельности и исследование общения // Общение и деятельность. На рус. и чешск. яз. - Прага, 2015. 18. Аникеева Н.П. Обучение школьников способам общения // Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 2015. - С. 131-183. 19. Батаршев А.В. Психология личности и общения [Текст] / А.В. Батаршев. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 248 с. 20. Болбочану А.В. Значение общения со взрослым для умственного развития детей [Текст] / А.В. Болбочану // Дошкольное воспитание. - 1982. - № 11. - С. 36-39. 21. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений [Текст] / С.С. Бычкова. - М.: АРКТИ, 2002. - 96 с. 22. Вергелес Г. И. Педагогические технологии в подготовке современного учителя начальных классов [Текст] / Г. И. Вергелес, Л. Ю. Савинова // Начальная школа. - 2015. - № 1. - С. 63-67. 23. Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 240 с. 24. Галигузова Л., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести лет. О психологии маленького ребенка.– М., Академия. 2010. 25. Годовикова Д.Б. Общение со сверстниками и познавательная активность детей. М.: Акди. 2010. 26. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка.- СПб.: Речь, 2010. 27. Забельская Т.В. Воспитание детей дошкольного возраста в условиях разного вида культур [Текст] / Т.В, Забельская // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2011. - № 24. - С. 644 - 646. 28. Запорожец А.В. Развитие общения у дошкольников [Текст] / А.В. Запорожец, М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1974. - 288 с. 29. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении [Текст] / В.А. Кан-Калик. - М.: Педагогика 1987. - 190 с. 30. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность [Текст] / Н.В. Клюева, Ю. В. Касаткина. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с. 31. Куприянов Р.В. Социально-психологические механизмы возникновения конфликта в диаде преподаватель - студент вуза [Текст] / Р.В. Куприянов. Автореф. канд дис. - Казань, 2016. - 34 с. 32. Леонтьев А.А. Педагогическое общение [Текст] / А.А. Леонтьев. Под ред. М. К. Кабардова. - 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: «Нальчик», 1996. - 96 с. 33. Леонтьев А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1997. - 365 с. 34. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М., Воронеж: МОЭК. 2011. 35. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст]: / М.И. Лисина, под ред. А.Г. Рузской. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 384 с. 36. Мазепина Т.Б. Развитие навыков общения ребенка в играх, тренингах, тестах Т.Б. Мазепина. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. 37. Маханёв М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.: педагогика. 2015. 38. Микляева Н.В. Игровые педагогические ситуации в опыте работы ДОУ [Текст] / Н.В. Микояева. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 192 с. 39. Олешков М.Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации [Текст] / М.Ю. Олешков // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: Сборник научных трудов. - Екатеринбург: РГППУ, 2005. - С. 5-19. 40. Поляков С.Д. Технологии воспитания: Учеб.-метод. Пособие [Текст] / С.Д. Поляков. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 143 с. 41. Раковская О. Л. Пути улучшения качества образовательного процесса [Текст] / О. Л. Раковская // Alma mater. - 2014. - № 4. - С. 113-117. 42. Рахматулина Ф.М. Основы педагогического общения [Текст] / Ф.М. Рахматуллина, А.Г. Курбанова. - Казань: Казанский ун-т, 1984. - 170 с. 43. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с. 44. Сергушкин Е.Г. Возникновение и становление педагогической профессии в Древней Руси [Текст] / Е.Г. Сергушкин // Интеграция образования. - 2000. - Вып.3. - С. 74-76. 45. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 576 с. 46. Суханкина Е.Н. Родительское собрание в системе жанров педагогического общения [Текст] / Е.Н. Суханкина. Автореф. канд дис. М., 2016. - 32 с. 47. Токарев А.А. Нравственное воспитание детей 5-6 лет в детском саду [Текст] / А.А. Токарев // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2012. - С. 71-72. 48. Токпаева М. А. Педагогическое общение - важное условие эффективности учебно-воспитательного процесса [Текст] / М.А. Токпаева // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). - СПб.: Реноме, 2013. - С. 110-112. 49. Хайруллин Г.Т. Технология и техника взаимодействия [Текст] / Г.Т. Хайруллин. - Алматы: КИЦ «АВС», 1999. - 245 с. 50. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: конецепции, направления и перспективы. Книга для воспитателей детского сада и родителей [Текст] / Ю. Хямяляйнен. - М.:»Просвещение», 1993. - 109 с. 51. Шарков Ф.И. Коммуникология. Основы теории коммуникации. Учебник для бакалавров рекламы и связей с общественностью [Текст] / Ф.И. Шарков. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 592 с. 52. Шебанова Е.А. Актуальные идеи русских педагогов о риторической подготовке учителей [Текст] / Е.А. Шебанова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 77. - С. 419 - 424. 53. Шеин С.А. Диалог как основа педагогического общения [Электронный ресурс]/С.А. Шеин. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1991/911/911044.htm 54. Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1978. 55. Юдина, Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада [Текст] / Е. Юдина // Дошкольное воспитание. - 1999. - №9. - С. 10-29. 56. Юрченко Е.В. Стили педагогического общения [Текст] / Е.В. Юрченко, И.К. Костенко // Вологодинские чтения. - 2015. - С. 40 - 41.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические и методологические основы и основные понятия педагогического общения 1.1.Сущность и основные понятия педагогического общения Педагогическая деятельность - сложная и многокомпонентная. Из всего многообразия ее компонентов Н.В. Кузьмина выделяет три: содержательный, методический и социально-психологический. Они образуют внутреннюю структуру педагогического процесса. Единство и взаимосвязь этих трех компонентов позволяют реализовать в полной мере задачи педагогической системы. Главным в единстве является социально-психологический компонент, т.е. педагогическое общение (ПО), которое обеспечивает реализацию двух других. Общение принадлежит к числу так называемых «пограничных» категорий. Общение изучается многими наукам и широко представлено в философии, социологии, общей и социальной психологии, педагогике и других науках, и причем каждая из них проводит исследование в соответствии со спецификой своего предмета, целями и методами. В процессе педагогического общения осуществляется обучение приемам и способам умственной деятельности, работы; формирование мыслительных процессов; управление процессами учения; постоянное поддержание заинтересованности учащихся на самом уроке; мотивационное обеспечение учебного процесса; нормативных взаимоотношений с коллективом и с учителем; снятие эмоциональной напряженности. В психолого-педагогической литературе существуют разные трактовки педагогического общения. Леонтьев А.Н. определяет педагогическое общение, как "профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата. Также ученый трактует педагогическое общение, как «оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива».[33] . И.А. Зимняя обращает внимание на то, что педагогическое общение "как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся". [32,33] Общение педагогическое — профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе. Оно входит в структуру методов и приемов воспитания и обучения и является способом их реализации. Выполняет информационную, самопрезентативную, интерактивную. Таким образом, педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности. Можно выделить следующие характеристики общения в процессе педагогической деятельности: - общая сложившаяся система общения педагога и учащихся (определенный стиль общения); - система общения, характерная для конкретного этапа педагогической деятельности; - ситуативная система общения, возникающая при решении конкретной педагогической и коммуникативной задачи. Сущность и особенности педагогического общения раскрываются в трудах педагогов и психологов А. А. Бодалева, А. А. Леонтьева, Н.В.Кузьминой, В. А. Кан-Калика, Я. Л. Коломинского, И. А. Зимней, А. А. Реана.[21, 32, 33, 37] Под содержанием общения обычно понимают ту информацию, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного субъекта другому либо циркулирует между ними.. Содержание педагогического общения представляет собой, прежде всего, обмен информацией, целенаправленную организацию преподавателем взаимопонимания и взаимоотношений со студентами с помощью различных коммуникативных средств. Общение представляет собой достаточно сложный, многоаспектный и многопредметный социально-психологичес¬кий феномен. Функции педагогического общения во многом схожи с функциями непедагогического, или житейского общения, однако, педагогическое общение имеет свои собственные особенности, отличающие его от обыденного (таблица 1). Таблица 1. Функции педагогического общения Название Краткая характеристика Область применения Обучающая Основная цель - обучение определенные знаниям, умениям, навыкам посредством педагогического общения Образовательный процесс любого уровня системы образования - дошкольный, школьный, вузовский. Воспитывающая Воспитание эстетических, этических качеств в процессе педагогического общения Воспитательный процесс в рамках урочной или внеурочной деятельности в школе, в свободном общении учителя и ученика, в дошкольном образовании. Фасилитивная Учитель или воспитатель помогает ребенку/ студенту выразить себя. Образовательный и воспитательный процесс любого уровня системы образования - дошкольный, школьный, вузовский. Перечень основных функций в педагогическом общении представлен в приложении 2. Стиль педагогического общения - устоявшаяся система способов и приемов, которые использует учитель при взаимодействии с учениками, их родителями, коллегами по работе. Рис. 1. Виды стилей педагогического общения Педагогическое общение осуществляется в разнообразных формах, зависящих главным образом от индивидуальных качеств педагога и его представления о собственной роли в этом процессе. В психолого-педагогической литературе эта проблема, как правило, рассматривается в связи со стилем педагогической деятельности. Существует несколько классификаций педагогических стилей, базирующихся на разных основаниях. Например, выделяются в качестве противопоставляемых друг другу регламентированный и импровизационный стили педагогического взаимодействия, которые могут также рассматриваться как стили педагогического общения. Регламентированный стиль предусматривает строгое подразделение и ограничение ролей участников педагогического процесса, а также следование определённым шаблонам и правилам. Его преимущество, как правило, в чёткой организации учебно-воспитательной работы. Однако для этого процесса характерно возникновение новых, неожиданных условий и обстоятельств, которые не предусмотрены изначальной регламентацией и не могут быть бесконфликтно под неё "подогнаны". Возможности коррекции педагогического взаимодействия в нестандартных условиях в рамках регламентированного стиля весьма низки. Импровизационный стиль в этом плане обладает, значительным преимуществом, т.к. позволяет спонтанно находить решение каждой, вновь возникающей ситуации. Однако способности к продуктивной импровизации весьма индивидуальны, поэтому осуществление взаимодействия в таком стиле не всегда возможно. В стиле педагогического общения находят выражение различные способности педагога - от коммуникативных до творческих, - а также проявляется характер уже сложившихся отношений между учителем и учениками. В характере общения учитываются индивидуальные и возрастные особенности обучающихся и психологический склад личности учителя. Стиль общения отражает общую и педагогическую культуру, а также профессиональные навыки и нравственные особенности педагога. Существуют разнообразные классификации стилей педагогического общения. Самой распространенной и общепринятой является их подразделение на авторитарный, демократический и попустительский. При авторитарном стиле общения педагог самостоятельно и беспрекословно разрешает все вопросы и проблемы, которые касаются как целого классного коллектива, так и каждого ученика. Он единолично, исходя из собственных мыслей и установок, определяет цели, задачи, характер взаимодействия, а также субъективно оценивает результаты деятельности. При данной модели педагогического общения, обучающиеся не имеют права инициативы, права выбора и голоса, даже в делах, которые непосредственно касаются их самих, самостоятельность оценивается отрицательно, творческое развитие отвергается. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. В данной ситуации нередки многочисленные споры, конфликты, устойчивые негативные отношения среди учеников к персоне учителя и к самому предмету в частности вследствие постоянного противодействия педагога и учеников. Учителей, придерживающихся данной схемы, можно охарактеризовать, как невнимательного к проблемам и личности детей, неадекватного и жесткого в оценивании достижений учеников, непонимающего их мыслей и чувств. Показатели успеваемости, такие как дисциплина, тишина, беспрекословное подчинение, внешне кажутся положительными, однако внутренний климат и психологическая атмосфера в коллективе, как правило, неблагополучная. Ролевая позиция этих педагогов объектна. Личность ученика не принимается во внимание. По причине этого позитивное отношение к педагогу и предмету при данном стиле педагогического общения маловероятны. В общении реализуется множество различных функций, каждая из которых имеет важное значение в профессиональной деятельности педагога. Авторитарный стиль общения может спровоцировать неадекватную самооценку учащихся, подавление своей личности и интересов, формирование комплексов, привычку подчиняться, формирует различные психические и психологические отклонения и неврозы. Авторитарный педагог акцентирует внимание на негативных поступках школьника, но при этом не принимает во внимание его мотивы. Педагог, исходя из собственных установок, определяет цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Этот стиль общения может порождать неадекватную самооценку учащихся, формировать невротиков и др. Демократический стиль педагогического общения. Попустительский стиль педагогического общения. Этот стиль общения характеризуется стремлением педагога практически не включаться в педагогическую деятельность. В данном виде общения учитель ориентируется на ученика как на субъект учебного процесса и общения, в отличие от других стилей. Можно назвать данный вид сотрудническим, товарищеским, доверительным. Педагог старается привлечь каждого к решению важных вопросов, к их обсуждению, поиску решений и альтернатив. Демократический стиль общения – единственный действенный способ организации сотрудничества. Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Им свойственны глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности. По внешним показателям своей деятельности педагоги демократического стиля общения уступают своим авторитарным коллегам, но социально-психологический климат в их классах всегда более благополучен. Межличностные отношения в них отличаются доверием и высокой требовательностью к себе и другим. При демократическом стиле общения педагог стимулирует учащихся к творчеству, инициативе, организует условия для самореализации, что создает возможности для взаимной персонализации педагога и школьников. Попустительский (анархический, игнорирующий, либеральный) стиль общения предполагает минимальную ответственность педагога за результаты своей деятельности, а в частности – его стремление минимизировать свое участие в процессе обучения, воспитания и развития детей. Такие педагоги лишь формально выполняют свои обязательства, реализуя тактику невмешательства, в основу которой положено равнодушие, безразличие к учащимся, их проблемам, успехам и достижениям. Как следствие, мы можем назвать попустительское отношение, отсутствие контроля за обучением и действиями детей, за их развитием. И дисциплина, и успеваемость в таких классах, как правило, неудовлетворительная. Среди общепринятых особенностей данного стиля можно перечислить недоверие, дистантные отношения и обособленность, как педагога, так и учеников, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения. Наряду? с? вышерассмотренными? стилями? педагогического? общения? есть? и? иные? подходы? к? их? описанию.? Так,? Л.Б.? Ительсон,? положив? в? основу? классификации? стилей? общения? те? воспитательные? силы,? на? которые? в? своей? деятельности? опирается? педагог,? выделил? между? авторитарным? и? демократическим? стилями? целый? ряд? промежуточных:? эмоциональный,? основанный? на? взаимной? любви? и? симпатиях;? деловой,? опирающийся? на? полезность? деятельности? и? достижение? задач,? которые? стоят? перед? учащимися;? направляющий,? предполагающий? незаметное? управление? поведением? и? деятельностью;? требовательный,? когда? задачи? ставятся? прямо? перед? воспитанниками;? побуждающий,? опирающийся? на? привлечение,? специальное? создание? ситуаций;? принуждающий,? основанный? на? давлении.? Если? в? отношении? авторитарного? и? демократического? стилей? общения? их? оценка? однозначна,? то? в? отношении? промежуточных? следует? исходить? из? того,? что? воспитательные? силы? всегда? порождаются? личностными? отношениями,? т.е.? всецело? зависят? от? личности? педагога. Кан-Калик В.А.?DDD D/установил? и? охарактеризовал? такие? стили? педагогического? общения,? как? общение,? основанное? на? увлеченности? совместной? творческой? деятельностью? педагогов? и? учащихся;? общение,? в? основе? которого? лежит? дружеское? расположение;? общение-дистанция;? общение-устрашение;? общение-заигрывание [29]. Общение? на? основе? увлеченности? совместной? творческой? деятельностью.? В? основе? этого? стиля? –? единство? высокого? профессионализма? педагога? и? его? этических? установок.? Ведь? увлеченность? совместным? с? учащимися? творческим? поиском? –? результат? не? только? коммуникативной? деятельности? воспитателя,? но? в? большей? степени? его? отношения? к? педагогической? деятельности? в? целом. Этот? стиль? общения? можно? рассматривать? как? предпосылку? успешной? совместной? учебно-? воспитательной? деятельности.? Увлеченность? общим? делом? –? источник? дружественности? и? одновременно? дружественность,? помноженная? на? заинтересованность? работой,? рождает? совместный? увлеченный? поиск. Подчеркивая? плодотворность? такого? стиля? взаимоотношений? педагога? и? воспитанников? и? его? стимулирующий? характер,? вызывающий? к? жизни? высшую? форму? педагогического? общения? –? на? основе? увлеченности? совместной? творческой? деятельностью,? необходимо? отметить,? что? дружественность,? как? и? любое? эмоциональное? настроение? и? педагогическая? установка? в? процессе? общения,? должна? иметь? меру.? Зачастую? молодые? педагоги? превращают? дружественность? в? панибратские? отношения? с? учащимися,? а? это? отрицательно? сказывается? на? всем? ходе? учебно-? воспитательного? процесса? (нередко? на? такой? путь? начинающего? воспитателя? толкает? боязнь? конфликта? с? детьми,? усложнения? взаимоотношений). Дружественность? должна? быть? педагогически? целесообразной,? не? противоречить? общей? системе? взаимоотношений? педагога? с? детьми. Общение-дистанция.? Этот? стиль? общения? используют? как? опытные? педагоги,? так? и? начинающие.? Суть? его? заключается? в? том,? что? в? системе? взаимоотношений? педагога? и? учащихся? в? качестве? ограничителя? выступает? дистанция.? Но? и? здесь? нужно? соблюдать? меру.? Гипертрофирование? дистанции? ведет? к? формализации? всей? системы? социально? –? психологического? взаимодействия? воспитателя? и? учеников? и? не? способствует? созданию? истинно? творческой? атмосферы.? Дистанция? должна? существовать? в? системе? взаимоотношений? воспитателя? и? детей,? она? необходима.? Но? она? должна? вытекать? из? общей? логики? отношений? ученика? и? педагога,? а? не? диктоваться? учителем? как? основа? взаимоотношений.? Дистанция? выступает? как? показатель? ведущей? роли? педагога,? строится? на? его? авторитете. Общение? –? устрашение.? Этот? стиль? общения,? к? которому? также? иногда? обращаются? начинающие? воспитателя,? связан? в,? основном? с? неумением? организовать? продуктивное? общение? на? основе? увлеченности? совместной? деятельностью.? Ведь? такое? общение? сформировать? трудно,? и? молодой? воспитатель? нередко? идет? по? линии? наименьшего? сопротивления,? избирая? общение-устрашение? или? дистанцию? в? крайнем? ее? проявлении. В? творческом? отношении? общение-устрашение? вообще? бесперспективно.? В? сущности? своей? оно? не? только? не? создает? коммуникативной? атмосферы,? обеспечивающей? творческую? деятельность,? но,? наоборот,? регламентирует? ее,? так? как? ориентирует? детей? не? на? то,? что? надо? делать,? а? на? то,? чего? делать? нельзя,? лишает? педагогическое? общение? дружественности,? на? которой? зиждется? взаимопонимание,? так? необходимое? для? совместной? творческой? деятельности. Подводя итог, можно сказать, что каждый стиль педагогического общения отличается от остальных и имеет свои специфические характеристики. В данном разделе характеристика стилей педагогического общения дала лишь в «чистом» виде, в педагогической практике очень редко применяется только один из этих стилей, чаще всего они существуют в комбинированном виде. Авторитарные элементы общения не могут быть исключены из педагогического общение, так как на основе проведенных исследований, можно сделать вывод, что они оказываются довольно эффективными. Однако, педагогу следует ориентироваться в большей мере именно на демократический стиль общения, развивающий ребенка, предполагающий координацию сил и сотрудничество, направленное на реализацию единой цели – максимально реализовать потенциальные возможности ученика, его инициативу и творческие возможности, личностные характеристики. Эффективность педагогического общения в большей степени определяется личностными качествами учителя. Среди них можно выделить следующие группы:[40] - показатели коммуникативного плана; - показатели индивидуально-личностного плана; - показатели общего социально-психологического плана; - показатели морально-этического плана. Среди показателей личностного плана наибольшую роль играют коммуникативные склонности, способности, знания, умения, навыки общения и др. Конечно, на результативность педагогического общения влияют такие показатели индивидуально-личностного плана, как интересы, склонности, уровень подготовленности, привычки учителя и ученика. Во многих исследованиях отмечают связь эффективного познания личности учащегося с индивидуально-психологическими особенностями педагога, например, такими, как интроверсия, экстраверсия, эмоциональная стабильность. Исследования показали, что педагоги интровертированного типа более полно и адекватно отражают личность учащегося по сравнению с педагогами-экстравертами. Реан А.А. выявила интересную особенность: педагоги, не связывающие свое профессиональное совершенствование с развитием самоуверенности, дают в большей степени положительную оценку личности учащегося. И наоборот, чем более педагог связывает свое профессиональное самосовершенствование с повышением самоуверенности, тем чаще он дает в целом негативные оценки личности учащегося. В психолого-педагогической литературе указывается ряд и других качеств личности педагога, важных для общения. Среди них можно назвать следующие:[18] - фасцинация (основа обаяния); - прямой и лучистый взгляд, голос, богатый в тембровом отношении; - импровизационный ум; - эмпатия (способность поставить себя на место другого); - доброжелательность; - аутентичность (умение быть собой); - инициативность в общении; - непосредственность; - принятие своих и чужих без страха; - стремление к самопознанию. Также можно выделить ряд профессионально важных качеств педагога, необходимых для общения с аудиторией. Одним из них является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися. Данное умение зачастую связывают с коммуникативностью педагога. Владение профессионально-педагогическим общением - важнейшее требование к личности педагога в том ее аспекте, который касается межличностных взаимоотношений. Прежде всего, коммуникативные способности, проявляющиеся в педагогическом общении, - это способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием детей. Из этого можно сделать следующие выводы:[40] 1. Способности педагогического общения напрямую зависят от общих коммуникативных способностей, которые проявляются во всех сферах общения. 2. Следует учесть, что не все коммуникативные способности человека проявляются одинаково и не все необходимы педагогу. К тому же, существует определенный ряд специальных коммуникативных умений и навыков, необходимых не только педагогу, но и людям других профессий. Познание человеком других людей, познание самого себя, правильное восприятие и оценивание ситуаций общения, умение правильно вести себя по отношению к людям, действия, предпринимаемые человеком в отношении самого себя. 1.2. Педагогические и организационные особенности общения детей старшего дошкольного возраста Рассматривая динамику и закономерности развития процессов развития дошкольников, М.И. Лисина указывает на то, что общение уже в дошкольном возрасте тесно взаимосвязано как с социальными, так и психическими новообразованиями в жизнедеятельности дошкольников [33]. В научных исследованиях Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, а также иных авторов процессы психического развития рассматриваются как постадийное усвоение общественного и одновременно исторического опыта, накопленного всей нацией за долгие годы существования [54]. Лисина М.И. обосновывает общение как общепринятые способы взаимодействия индивидов, в процессе которых они обмениваются различными целями для установления благоприятных отношений и объединений усилий для максимально результативной совместной деятельности. В психологическом аспекте общение является особым видом деятельности, характеризующимся собственной направленностью на иных субъектов взаимодействия как на собеседников. Общение имеет все характерные признаки, присущие именно деятельности, согласно теории А.Н. Леонтьева, лежащие в первооснове потребности, мотивы общения относятся к познавательным, деловым, личностным; коммуникативным задачам, лежащим в основе общения, способов общения, посредством которых осуществляется какие либо взаимодействия в современном обществе. Представление об общении как особых видах человеческой деятельности предопределило дальнейшие возможности М.И. Лисиной охарактеризовать этапы развития детского общения. Всего данный исследователь выделила четыре ключевые группы общения: 1. ситуативно-личностные формы общения, основные мотивы которых состоят в установлении эмоциональных контактов дошкольников с иными субъектами; 2. ситуативно-деловые виды общения, где основными мотивами являются потребности к сотрудничеству; 3. внеситуативно-познавательные формы межличностного общения 4. внеситуативно-личностные виды общения В соответствии с целями данного педагогического исследования представляется необходимым рассмотреть особенности, как общения, так и развития коммуникационных каналов именно в старшем дошкольном возрасте. Третья и четвертая формы общения формируются от трех до семи лет. По данным Л.Б. Митевой, внесиутативно-личностные способы межличностного вербального взаимодействия более характерны именно старшим дошкольникам (до 82%) [24]. Согласно научным данным, полученным Д.Б. Годовиковой, дети старшего дошкольного возраста уже пытаются самостоятельно постичь доступные им закономерности устройства общества и мира. Тогда как познавательная активность старших дошкольников приобретает неистощимую любознательность, которая приводит нормально развивающихся старших дошкольников к размышлениям и новым формам, более содержательного внеситуативно-познавательного общения [14]. В шесть-семь лет старшие дошкольники начинают более активно общаться со своими ровесниками, ищут поводы для совместных видов деятельности, установления межличностных отношений. Продолжительность общения в данной ситуации зависит от того, в какой степени дошкольники овладели игровыми приемами в сфере нетипичного использования предметов, умения создавать и постепенно воплощать свои игровые замыслы. В старшем дошкольном возрасте активно задействованы ролевые игры. Действия в играх совершаются не ради деятельности, а ради того, чтобы точно смочь выразить собственные отношения к другим людям в соответствии со взятыми ролями. Развернутые передачи отношений между взрослыми и сверстниками учат дошкольников подчиняться определенным правилам взаимодействия в социуме, знакомиться с пониманием общественных действий человека и порядка установления взаимоотношений между ними [16]. В совместной деятельности старшие дошкольники учатся навыкам общения, согласованности собственных действий с иными субъектами, учатся как взаимному пониманию друг друга, так и сопереживанию. Леонтьев А.Н. неоднократно указывал, что развитие личностных качеств старших дошкольников чаще всего выражается в изменениях соподчиненности мотивов ведущей деятельности. Ранее доминирующие мотивы теряют свои побудительные значения, зарождаются новые, приводящие к переосмысливанию межличностного взаимодействия с людьми и собственных поступков. Те сферы деятельности и способы общения, которым ранее отводились ведущие роли, теперь не так часто применяются. Меняются как интересы, так и цели.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg