Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Формирование доходов организации медиабизнеса и их влияние на ее конкурентоспособность

irina_krut2019 1775 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 71 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.02.2020
Объектом исследования выпускной квалификационной работы будет организация медиабизнеса. Предмет исследования – это формирование доходов организации медиабизнеса и их влияние на ее конкурентоспособность. Цель выпускной квалификационной работы – рассмотреть особенности формирования доходов организации медиабизнеса и их влияние на ее конкурентоспособность на примере ОАО «Московская газетная типография». Для достижения цели поставлены следующие задачи: - изучить понятие и классификацию доходов экономического субъекта в современной рыночной экономике; - изучить понятие конкурентоспособности организации: сущность, определяющие факторы, взаимосвязь с категорией дохода; - рассмотреть основные модели оценки конкурентоспособности организаций; - выявить общие тенденции развития рынка медиаиндустрии в России и провести анализ рынка отрасли печатных СМИ. - провести анализ финансовой деятельности, динамики и структуры доходов ОАО «Московская газетная типография»; - провести анализ конкурентоспособности ОАО «Московская газетная типография»; - разработать модель оценки конкурентоспособности организации медиабизнеса, ориентированной на особенности формирования доходов в сфера печатных СМИ. В настоящее время существует большое количество моделей оценки конкурентоспособности. Но большинство из них относительны и затрагивают деятельность организации только с одной стороны. Существует необходимость в создании такой модели исследования, которая могла бы дать объективную оценку уровню конкурентоспособности организации медиабизнеса. Для написания будут использованы нормативно-правовые акты, учебная литература, периодические издания и официальные интернет-источники.
Введение

На современном этапе экономического развития в условиях нестабильной текущей экономической ситуации обострилась необходимость выживания организаций на рынке медиабизнеса. Существенную роль в этом играют формирование доходов, анализ и оценка конкурентоспособности организаций. Для реализации своих конкурентных преимуществ, преодоления слабых сторон и максимизации результатов своей деятельности в условиях соперничества, хозяйственному субъекту необходимо уметь оценивать и анализировать свою конкурентоспособность. Четко определять свои цели и реализовывать их в рамках своей конкурентной стратегии. Важно владеть инструментами анализа и оценки конкурентоспособности для организаций сферы медиабизнеса, которая в настоящее время претерпевает структурные изменения. Данные изменения обусловлены быстрым и все поглощающим развитием интернет-ресурсов, телевидения, радио и большим насыщением рынка современной электроникой. Кроме того, кризисная ситуация в стране, не дает возможности организациям, которые не ведут работу в сфере анализа конкурентоспособности, оставаться на рынке. Не выдерживая конкуренции, они один за другим покидают медиарынок. Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях сильной рыночной конкуренции организациям медиабизнеса необходима определенная модель для оценки конкурентоспособности, позволяющая найти новые источники доходов. Особенно это становиться актуальным в настоящее время, когда борьба за место на рынке ожесточается, а выбрать метод оценки конкурентоспособности становится сложнее.
Содержание

Введение 3 Глава 1 Теоретические основы формирования доходов экономического субъекта в конкурентной среде 5 1.1 Понятие и классификация доходов экономического субъекта в современной рыночной экономике 5 1.2 Конкурентоспособность организации: сущность, определяющие факторы, взаимосвязь с категорией дохода 13 1.3 Модели оценки конкурентоспособности организаций 22 Глава 2 Анализ и оценка влияния доходов на конкурентоспособность 35 2.1 Общие тенденции развития рынка медиаиндустрии в России. Анализ рынка отрасли печатных СМИ 35 2.2 Экономическая характеристика ОАО «Московская газетная типография». Анализ финансовой деятельности, динамика и структура доходов. 40 2.3 Анализ конкурентоспособности ОАО «Московская газетная типография» 55 Глава 3 Разработка модели оценки конкурентоспособности, ориентированной на особенности формирования доходов в сфера печатных СМИ. 60 3.1 Совершенствование модели оценки конкурентоспособности организаций, осуществляющих деятельность в сфере печатных СМИ 60 3.2 Оценка конкурентоспособности на основе разработанной модели 63 Заключение 65 Библиографический список 67
Список литературы

1. Гришина Е.А. История экономических учений: конспект лекций // Е. А. Гришина; под ред. С. Г. Михневой. – Пенза: Изд-во ПГУ. 2011. С. 18-45 2. О средствах массовой информации: федер. Закон от 27.12.1991 г. №2124-1. – Режим доступа: КонсультантПлюс 3. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99": Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н – Режим доступа: КонсультантПлюс 4. Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегии: Учебник для вузов / Г. Ассэль М.: ИНФРА, 2013. – 804 с. 5. Кислинских Ю.В, Коваленко В.Н. История экономических учений: учебное пособие. / Комсомольск-на-Амуре: Изд- во АмГПГУ. 2016. С. 51 6. Исматова Э.М. Подходы к качеству и конкурентоспособности в условиях кризиса./ Вестник КАСУ. – 2009. - №3. – С.255-288 7. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. // 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 544 с. 8. Исаева, О.Г. Экономическое управление организацией: учебное пособие / О. Г. Исаева, Н. Г. Шерстнева. – М.: МГУП, 2011. – 82 с 9. Ивашкова Н. И. Управление маркетингом: учеб. пособие для сред. проф. образования. / Н. И. Ивашкова – М.: Форум: Инфра-М, 2013 - 175 с 10. Звягинцев В.Б. Разработка маркетинговой стратегии предприятия и контроль над ее реализацией.: / В.Б. Звягинцев // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2014. - № 1– С. 72-81. 11. Секерин В. Д. Маркетинг: учеб.-практ. пособие. / В. Д. Секерин. - 9-е изд., испр. и доп. - М.: Бизнес-шк. «Интел-Синтез», 2012- 351 с. 12. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: учеб.пособие / Р.А. Фатхутдинов - М.: Дело, 2015. - 448 с. 13. Мерзликина Е.М., Никандрова Л.К. Формирование выручки от продаж в издательстве: гражданско-правовые аспекты, особенности учета и налогообложения // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии — 2003 — № 5 (53). 14. Мерзликина Е.М., Каштелян Т.В. Электронные издания как фактор повышения конкурентоспособности государственных издательств // Инновационный путь развития экономики регионов / Тр. II междунар. научно-практической конф. / Брянский государственный технический университет. — Брянск:, 2014 15 Тимошенко Н.В. Государственное регулирование как основа прогрессивного развития региональной экономики // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2013. № 2 (120). С. 97-104. 16. Бачурин А. Повышение роли экономических методов управления. // Экономист. 2013. № 4. С. 28-31 17. Мерзликина Е.М., Васильева К.С. Особенности формирования доходов медиорганизаций // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. 2016. № 3. С. 54. 18. Блажевич О.Г., Кирильчук Н.А. Сущность доходов предприятия и необходимость построения механизма управления ими // Экономика и парадигма нового времени. 2017. № 1. С. 10 19. Смирнов С.С. Сущность и классификация доходов // Финансы и страхование: сборник трудов преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов. / ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского». С., 2017. С. 90-96 20. Назайкин А.Н. Медиа-планирование: учебное пособие. - 2010. С. 17 21 Межов И., Казаринова П. Инновационно-ориентированное предприятие: предплановый анализ конкурентоспособности // Проблемы теории и практики управления. 2012. № 4. - С. 106-112. 22. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с фоанц. СПб. Наука. -1996. С. 589. 23. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М. Маркетинг, 202. С. 892. Фатхутдтнов Р.А. Стратегический меркетинг. СПб. Питер. 202. С. 448 24. Цымбал Е.А. Анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность организации// Конкурентоспособность бизнеса. № 4(34). 2012. С. 117 25. Мишин Ю.Д. Оценка конкурентоспособности предприятия на рынке высокотехнологичной продукции / Экономические науки. – Ставрополь. 2017. С. 605 26. Зайцев,Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: учебник для вузов / Н.Л.Зайцев. – М.: ИНФРАМ. 2014. – 454 с. (С. 131) 27. Целикова Л.В. Конкурентоспособность // Вестник МУ. Экономика. – 2016. – № 2. – С. 34-51 28. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р.А. Фатхутдинов. - Москва: ИНФРА-М, 2009. - 312 с. 29. Фасхиев Х.А. Как измерить конкурентоспособность предприятия / Х.А.Фасхиев, Е.В.Попова // Маркетинг в России и за рубежом. 2013. №4 (36). С.54-58. 30. Волкова О.Н.. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник /О.Н. Волкова . M.: OOO «ТК Велби», 2012. 424 с. (С. 251) 31. Романов А.П. Стратегический менеджмент: учебное пособие / А.П. Романова, И.А. Жариков. Тамбов: ТРТУ, 2013. 80 с. (c. 32) 32. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: учебник / Р.А. Фатхутдинов. М: Дело. 2013. – 448 с. (C. 233) 33. Подольский В.И. Аудит: учебник / В.И. Подольский. – М.: «Академия». 2013. – 288 с. (С. 150) 34. Найденова Р. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Р. Найденова. М. Кнорус, 2014. 208 с. (С. 171) 35. Малиновская О.В. Финансы: учебное пособие / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. – М.: Инфра-М, 2012. – 320 с. (С. 152) 36. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник / И.Н. Герчикова. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ. 2014. – 501 с. (С. 372) 37. Официальный сайт ОАО «Московская газетная типография» http://mosgt.ru/about/ : электронный ресурс. 38. Официальный сайт Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям - http://www.fapmc.ru/rospechat.html : электронный ресурс. 39. Российская полиграфия. Состояние, тенденции, перспективы развития. // В.В. Григорьева. / Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. 2017 40. Средства массовой информации в современном мире. Молодые исследователи: матер. 13-й междунар. конф. студентов, магистрантов и аспирантов 11–13 марта 2014 г. / под ред. М. А. Бережной. СПб., 2014. 41. Современная медиасреда: творчество и технологии. Взгляд молодых исследователей: межвуз. сб. научных работ студентов и аспирантов. Вып. 14 / ред. М. А. Бережная. СПб., 2014. 42. Русская публицистика в духовно-нравственной жизни общества: идеалы и ценности / под ред. Л. П. Громовой. СПб., 2014. 43. Медиалингвистика. Вып. 3. Речевые жанры в массмедиа: сб. ст. / под ред. Л. Р. Дускаевой. СПб., 2014. 44. Мастерская публициста: опыт прошлого и настоящего: сб. ст. Вып. 8 / под ред. Г. В. Жиркова. СПб., 2015. 45. Газетная и журнальная иллюстрация: сб. материалов / ГМИ СПб, Научная конференция «Иллюстрация в печати: от прошлого к будущему». СПб., 2014. 46. Теории журналистики в России: зарождение и развитие / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2015 47. Разработка стратегии развития организаций медиаиндустрии на основе цифровой инфраструктуры бизнеса: монография / Антипов К.В., Степанова Г.Н., Шеремет А.Н., Авраменко Г.М., Бирюков В.А., Григорян Н.А., Плигузов А.А.. — М: МГУП имени Ивана Федорова, 2012. — 432 с. 48. Дятлов С.А., Марьяненко В.П., Селищева Т.А. Информационно-сетевая экономика: структура, динамика, регулирование: монография. — СПб.: Астерион. — 2008. — 50 с. 49. Степанова Г.Н., Бирюков В.А. Особенности управления медиахолдингами как кросс-медиными платформами, встроенными в планетарное информационное пространство // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. — 2013. — № 1. — C. 137–145 50. Степанова Г.Н., Шаронин П.Н. Технология разработки стратегии развития организации в условиях цифровизации медиа // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. — 2015. — № 5. — C. 141–151. 51. Раттан К. Кросс-медийные системы в полиграфии и издательском деле. Выбор стратегии: пер. с англ. Н. Романова. — М.: ЦАПТ, 2007. — 81 с. 52. Иванов В., Ланге Н. Современный медиа-менеджмент в печатных СМИ. — М.: Центр свободной прессы, 2014. — 316 с. 53. Альбарран А.Б. Менеджмент электронных СМИ: пер. с англ. Н. Кашубы. — М., 2014. — 296 с. 54. Парамонова Т.Н.. Расчет конкурентоспособности товара.//Элитариум: Центр дистанционного образования, 2010 55. Долгов, А.И. Теория организации: учебное пособие / А.И. Долгов. М.: ООО «Флинта», 2013. – 224 с. 56. Гражданкина Е.Ю. Экономика, организация и управление предприятием: учебное пособие для вузов / Е.Ю. Гражданкина. – М.: ИнфраМ, 2012. – 455 с. 57. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник / И.Н. Герчикова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2014. – 501 с. 58. Большако А. С. Менеджмент: учебное пособие /А.С. Большаков. – СПб.: «Издательство Питер», 2012. – 160 с. 59. Багиев ,Г.Л. Основы маркетинговых исследований: учебное пособие/ Г.Л. Багиев, И.А. Аленков. – СПб.: Изд-во СПбУ ЭФ, 2011.– С. 106. 60. Малиновская,О.В. Финансы: учебное пособие / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. – М.: Инфра-М, 2012. – 320 с.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретические основы формирования доходов экономического субъекта в конкурентной среде 1.1 Понятие и классификация доходов экономического субъекта в современной рыночной экономике В условиях экономических преобразований в стране, одним из важных вопросов является вопрос организации финансов и оптимизации движения финансовых ресурсов на уровне субъектов экономики. Основным субъектом в современной рыночной экономике является предприятие. Деятельность всех организаций сопровождается формированием доходов, которые отражаются в бухгалтерской финансовой отчетности и системе бухгалтерского учета. Доход является основой финансового благополучия экономического субъекта, которое обеспечивает его устойчивое функционирование в будущем. Понятие «доход» изучалось в течении многих веков и каждый ученый трактовал это понятие по-своему. Например, в конце XV века меркантилисты изучали способы увеличения доходов в сфере обращения, а именно торговли. Русские ученые А. Ордин-Нащекин и Ю. Киржанич в то же время, изучали доходы производственной сферы. Основным источником дохода они считали промышленный труд. В свою очередь физиократы, считали крестьян и землевладельцев производящим классом, а ремесленников классом «бесплодным». Но при этом они признавали, что ремесленники получали доходы, а значит должны были платить налоги. На данных экономических течениях образовалась основа дальнейших исследований сущности доходов. Основоположник классической школы политэкономии Уильям Петти, отождествлял богатство страны и доход с трудом. Английский экономист Адам Смит определял 3 вида дохода: - заработную плату – доход рабочих; - прибыль – часть стоимости, создаваемую рабочими; - ренту – плата за землю. В своей факторной концепции стоимости Жан Батист Сей как источники образования прибыли рассматривал предпринимательский доход от реализации товара и процент. Исследования сущности доходов с течением времени все больше углублялись. Бем-Баверк известный экономист XX века определил, что доходы являются результатом вменения владельцами стоимости факторов производства (труд, земля, капитал) в процессе ценообразования. Заработная плата рабочего определяется исходя из дисконтированной стоимости произведённого им продукта. Также рассчитывается и доход от земли. Исходя из вышеизложенного можно определить, что ученые XX века изучали отдельные элементы присущие категории доходов. Нередко встречались противоречия в подходах разных экономистов к сущности доходов. Современные ученые, такие как П.И. Юхименко, М.С. Пушкарь, В.С. Сухарский, Ф.Ф. Бутинец, И.М. Бойчук, Л.Г. Мельник и другие. по-разному излагают определение доходов. Одни сопоставляют их со стоимостью продукции за вычетом затрат, другие под доходами принимают выручку от реализации, третьи под доходом понимают поток денежных или других поступлений, четвертые под доходом понимают денежные или материальные ценности, пятые – увеличение активов или поступление экономической выгоды, которые приводят к росту собственного капитала. На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что доход предприятия – это полученная экономическая выгода в денежной и в имущественной форме, приводящая к увеличению активов или уменьшению обязательств предприятия, за исключением вкладов собственников за определенный период времени». В настоящее время общее понятие дохода принято рассматривать на основании учетного законодательства, а именно на основании ПБУ 9/99, в соответствии с которым под доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). Из дохода формируется прибыль, финансируются текущие затраты и погашаются налоговые обязательства. Наличие дохода, говорит о наличии спроса на производимую и реализуемую продукцию. Если размер дохода покрывает затраты и обязательства, а также формирует прибыль организации, он является основой самофинансирования. Поэтому увеличение доходов организации способствует улучшению его финансового состояния. В связи с тем, что доход является показателем эффективности деятельности и на основании него определяется возможность дальнейшего функционирования и существования предприятия, это делает необходимым построение эффективного механизма управления доходами. В свою очередь, управление - это процесс обеспечения деятельности предприятия, основанный на реализации намеченного плана для достижения поставленных целей. «Управление доходами – экономическая техника, направленная на определение наиболее выгодной ценовой политики для оптимизации дохода организации на основе определения поведения спроса». Управление доходами организации – это часть финансового менеджмента, подразумевающая под собой определенную систему управления финансовыми ресурсами, которая включает в себя методы, финансовую политику, инструменты, а также лиц, принимающих управленческие решения. Предприятия, имеющие наиболее высокий уровень организации и управления, успешнее, чем их конкуренты. Поэтому достаточно сложной, но необходимой задачей руководителей предприятия является грамотное построение системы управления доходами, как части общего механизма управления. Необходимо отметить, что система управления доходами должна соответствовать принципам полноты отражения, достоверности, самоокупаемости, заинтересованности собственников в их увеличении, сопоставимости, обеспечения финансовой устойчивости, своевременности. Кроме этого, система управления доходами зависит еще и от определенных факторов, например, таких как: - цена продажи, реализации; - объем реализованной продукции; - количество издержек. Также доходы предприятия подвержены влиянию внутренних и внешних факторов. Ко внутренним факторам можно отнести следующие: уровень хозяйствования, конкурентоспособность продукции, компетентность менеджера, уровень цен на реализуемую продукцию, зарплата, и т.д. Соответственно к внешним факторам относятся такие факторы как: уровень цен на потребляемые ресурсы, барьеры входа, налоговая система, конкурентная среда, политические, социальные, государственные органы управления, культурные, религиозные и др. Основываясь на вышеперечисленных факторах можно корректировать объем получаемых доходов. При этом следует заметить, что зависимость доходов предприятия от объемов и цены производства является прямой, в то время как связь между доходами и расходами средств производства является обратно пропорциональной. В зависимости от характера, условия получения и направлений деятельности организации доходы делятся на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы. Организация на основании ПБУ 9/99, в зависимости от характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения, самостоятельно определяет, какие поступления признать доходами от обычных видов деятельности, а какие прочими поступлениями. Такое разделение доходов обуславливается необходимостью получения информации о систематических и не систематических доходах организации, а также данное разделение необходимо для ведения учетных операций. К доходам от обычных видов деятельности относится выручка от продажи продукции, а также поступления, которые связанны с выполнением работ и оказанием услуг. В свою очередь выручка – это количество денежных средств или иных средств, которые получает организация за определенный период времени от обычного вида деятельности. Помимо поступившей на счет организации выручки, к доходам от обычных видов деятельности, также относятся: - средства, поступившие в результате оказания услуг и выполнения работ; - дебиторская задолженность; - арендная плата; - лицензионные платежи и роялти; - поступления от участия в уставных капиталах других организаций. К прочим доходам организации в соответствии с ПБУ 9/99 относятся: - средства, поступившие в результате предоставления за плату во временное пользование (временное распоряжение и владение) активов организации; - средства, поступившие в результате предоставления за плату прав, возникающих из патентов на изобретения и других видов интеллектуальной собственности; - поступления, которые связаны с участием в уставных капиталах других предприятий, в том числе проценты и другие доходы по ценным бумагам; - прибыль, полученная по договору простого товарищества, в результате совместной деятельности; - поступления, полученные в результате реализации основных средств и других активов, отличных от денежных средств (за исключением иностранной валюты); - проценты, полученные в результате предоставления в пользование денежных средств предприятия, а также проценты полученные от банка за пользование денежными средствами, размещенными на счете организации. Кроме всего, следует отметить, что не все поступления, являются доходами организации. В соответствии с ПБУ 9/99 доходами не признаются поступления от других юридических и физических лиц, а именно: - суммы налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей; - по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.; - в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг; - авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг; - задатка; - в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю; - в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику. Признание доходов также осуществляется на основании ПБУ 9/99, которое определяет ряд условий, только при одновременном выполнении которых, доход признается в виде выручки. К таким условиям относятся: а) право организации на получение этой выручки, на основании конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом; б) возможность определения суммы выручки; в) уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации; г) факт перехода права собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) от организации к покупателю или факт принятия работ заказчиком (услуга оказана); д) возможность определения расходов, произведенных в связи с этой операцией. В случае, если в отношении денежных средств и иных активов, которые получены организацией в оплату, не было исполнено хотя бы одно из вышеперечисленных условий, то в бухгалтерском учете организации возникает кредиторская задолженность, а не выручка. Например, чтобы признать выручку от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, прав, которые возникают из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, а также от участия в уставных капиталах других организаций, одновременно должны быть соблюдены первые три условия, а именно организация должна иметь право на получение выручки, на основании документального подтверждения, должна быть возможность определить сумму выручки и должна быть уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Или например, организации, у которых есть право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, в том числе упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков) при соблюдении первых четырех условий. В современных условиях рынка организациям необходимо создавать такую структуру доходов и внедрять такие методы управления, которые дадут возможность своевременно и эффективно реагировать на изменяющуюся экономическую ситуацию и повысят доходность от обычных видов деятельности и капитала. Грамотно проведенная политика в области управления доходами организации способствует повышению прибыли, как основного источника увеличения собственного капитала и установлению контроля за факторами, которые выступают первопричиной его изменения. Доходы – это та финансовая основа, которая в целом должна обеспечивать самофинансирование и самоокупаемость организации, выполнять свои обязательства перед государством, поставщиками и партнерами. Таким образом, экономическим назначением доходов является возмещение текущих затрат и расходов на реализацию, расчеты с бюджетами разных уровней, образование прибыли и формирование различных фондов денежных средств. Следует заметить, что российский стандарт ПБУ 9/99 признания доходов в общем соответствует Международным стандартам финансовой отчётности. Но если в ПБУ даётся определение категории «доход» на основании установленных критериев признания, то в Международных стандартах финансовой отчётности составляющие дохода содержатся в нескольких стандартах. В результате чего, появляется необходимость формулировки обобщённого понятия доходов и определения особенностей их формирования, с целью определения уровня их влияния на конкурентоспособность организации. 1.2 Конкурентоспособность организации: сущность, определяющие факторы, взаимосвязь с категорией дохода В условиях современной рыночной экономики функционирование организаций происходит в условиях конкурентной борьбы, которая является основополагающим фактором их развития. Уровень устойчивости организации в том или ином сегменте рынка определяет ее конкурентоспособность. Повышение конкурентоспособности организации является одним из самых актуальных вопросов в современной России. Конкурентоспособность как экономическая категория начала формироваться во времена зарождения классической экономической науки. Началом в эволюции научных взглядов по данной проблеме стало рассмотрение абсолютных преимуществ, которые были связаны с природными факторами. Основоположником теории абсолютных преимуществ стал А. Смит, который рассматривал конкуренцию как соперничество повышающего цену при сокращении товара, и уменьшающего цену при избытке предложения. А преимуществом в данной конкурентной борьбе являлись лучшие природные и климатические условия. Дальнейший прогресс в развитии производства и внедрение инноваций привели к появлению новых теорий. Впервые в работах Д. Рикардо была опубликована теория сравнительных издержек. Его теория основывалась на принципах трудовой стоимости и раскрывала целесообразность внешней торговли и в тех случаях, когда страна не обладает абсолютным преимуществом в производстве каких-либо товаров. При этом издержки должны быть минимизированы, поскольку это обеспечивает относительно выгодные условия. После Д. Рикардо теорию сравнительных издержек и сравнительных преимуществ рассматривали шведские экономисты Б.Олин и Э.Хекшер, которые связывали успех в торговле не только с затратами одного ресурса – труда, но и рассматривали другие ресурсы – землю и капитал. Они основывались на том, что различия в сравнительных издержках между странами объясняются, разным соотношением факторов при производстве товаров и тем, что обеспеченность стран этими факторами разная. Различия объясняются отличием цен на факторы производства и разными факторами производства в разных товарах. Реальность предпосылок, на которых основывалась теория Хекшера-Олина, под сомнение поставил М. Портер. Он впервые стал оценивать конкурентоспособность страны на уровне конкурентоспособности предприятий, которые в ней функционируют. В будущем понятие «конкурентоспособности предприятия» рассматривалось и дополнялось ведущими учеными-экономистами. До настоящего времени, единого определенного понятия конкурентоспособности организации в экономической литературе еще не существует. Многие авторы, раскрывая понятие «конкурентоспособность», опираются на экономическое содержание понятия «конкуренция», при этом акцентируя внимание на различных ее аспектах. Так например, ранее нами уже упомянутый, ведущий специалист в области изучения природы конкуренции – американский экономист М.Ю. Портер определяет конкурентоспособность, как свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке на уровне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений. Доктор экономических наук Н.С. Яшин в своих трудах определяет, что понятие конкурентоспособности организации с одной стороны, включает совокупность характеристик самой организации, определяющуюся уровнем использования научно-технического, кадрового, производственного потенциала, а также потенциала служб маркетинга, а с другой стороны внешних социально-экономических и организационных факторов, которые позволяют организации создавать продукцию более привлекательную по ценовым и неценовым характеристикам по сравнению с конкурентами. Исходя из вышеприведенных точек зрения на сущность конкурентоспособности организации можно сказать, что конкурентоспособность в широком смысле – это способность опережать другие субъекты рынка при достижении поставленных целей во время борьбы за укрепление своих позиций на внутреннем и внешнем рынках. Однако вариантов определений понятия «конкурентоспособность предприятия» огромное множество. Что бы более точно определить содержание конкурентоспособности предприятия, проанализируем некоторые из понятий. 1. Донцова Л.В. «Способность предприятия противостоять на рынке другим изготовителям аналогичной продукции (услуги) как по степени удовлетворения своими товарами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности». 2. Рубин Ю.Б. «Реальная и потенциальная способность компании, а также имеющихся у них возможностей способностей проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов». 3. Млоток Е. «Сравнительное преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри национальной экономики и за ее пределами» 4. Джакот Д.Х. «Способность компании реализовывать свою продукцию по цене, обеспечивающей рост и выполнение обязательств перед третьими лицами (обеспечение определенного уровня рентабельности, формирования основных фондов, возврата инвестиционного капитала)». 5. Сергеев И.В. «Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал» 6. Светуньков С.Г. «Конкурентоспособность – это свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего рынка, которое характеризует степень соответствия техникофункциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов» 7. Мескон М.Х. «Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику приспособления к условиям рыночной конкуренции» 8. Селезнев А. «Конкурентоспособность – это обусловленное экономическими, социальными, политическими факторами положение товаропроизводителя на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику» 9. Миронов М.Г. «Конкурентоспособность предприятия – это способность изготовлять и сбывать товар с большей конкурентоспособностью, чем у конкурента» 10. Фигурнов Э.Б.,Донец Ю.Ю. «Основная составляющая конкурентоспособности предприятия – это эффективность использования его производственного потенциала (т.е. способность наращивать конкурентоспособность изготовляемой продукции в более быстром темпе, чем потенциал конкурента)» 11. Коно Т. «Конкурентоспособность предприятия – это совокупность следующих характеристик: захваченная предприятием доля рынка; способность предприятия к производству, сбыту и развитию; способность высшего звена руководства к реализации, поставленной цели 12. Ермолов М.О. «Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, отражающая отличие процесса производства данного производителя от производителя-конкурента как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности Исходя из вышеизложенного можно определить, что представляет собой конкурентоспособность организации для разных составляющих рыночной экономики. Для потребителей - конкурентоспособность организации – это способность удовлетворять потребности потребителей на основе производства товаров и услуг, которые превосходят конкурентов по требуемому набору параметров, например, таких как цена и качество. Для конкурентов – конкурентоспособность организации представляет собой способность производить товары и услуги, соответствующие требованиям мировых и внутренних рынков, и возможность создавать условия роста потенциала конкурентоспособности. Для инвесторов конкурентоспособность организации – это способность использования ресурсов предприятия для расширения рынков сбыта и динамичного развития, а также для увеличения рыночной стоимости предприятия. Для субъектов рынков-партнеров (государство, регион, отрасль, кластер) конкурентоспособность организации – это способность производить конкурентоспособную продукцию, создавая условия роста потенциала конкурентоспособности на основе инновационных факторов роста. В общем конкурентоспособность организации – это способность бороться за место в отрасли, в идеале увеличивать или сохранять занимаемую долю рынка в зависимости от принимаемой стратегии предприятия, которая достигается на основе внедрения инновационной технологии и техники, эффективного использования резервов предприятия и достижения высокого уровня инвестиционной привлекательности, обеспечивая в совокупности выпуск конкурентной продукции. Оценка уровня конкурентоспособности организации осуществляется только среди предприятий одной отрасли, либо организаций, которые производят одинаковые товары или услуги. Большое влияние на конкурентоспособность организации оказывает ее возможность приспосабливаться к изменениям условий конкуренции на рынке. Конкурентоспособность организации определяют ее внутренние и внешние конкурентные факторы. Влияние организации на внешние факторы невозможно, но внутренние факторы полностью контролируемы со стороны организации, а именно ее руководства. Определяя факторы, которые влияют на конкретную организацию, необходимо учитывать ее специфические особенности, при этом используя классификации факторов, которые были получены, на основании исследований факторов производственной сферы. Так Ж.-Ж. Ламбен к внешним факторам относит те, которые характеризуют отличительные качества товара, образующие ценность для покупателя либо за счет сокращения издержек, либо за счет повышения эффективности. В свою очередь, к внутренним факторам – факторы, которые определяют превосходство фирмы в отношении издержек производства, управления товаром или фирмой, создающее ценность для изготовителя и позволяющее добиться меньшей себестоимости, чем у конкурентов. Р.А. Фатхутдинов включал в состав внутренних факторов шесть групп: - структурные, которые образуются при проектировании оргагизации; - ресурсные, которые образуются при проектировании, функционировании и развитии организации; - технические, которые образуются при проектировании, функционировании и развитии организации; - управленческие; - рыночные; - факторы эффективности. А.М. Яновский аналогично Р.А. Фатхутдинову отмечал, что конкурентоспособность организации определяется действием комплекса факторов, как внешней, так и внутренней среды жизнедеятельности организации. М. Портер в список факторов или факторных условий включил следующее: - людские ресурсы, которые разделены на отдельные группы работников, в том числе и ученые высшей категории; - природные ресурсы, в том числе географическое положение страны и соответственно климат; - капитал, с учетом оставшихся национальных различий в условиях финансирования и различных видов национальных рынков капитала; - научно-информационный капитал, накопленные страной знания, которые связаны с производством товаров и услуг, рыночные знания, технические и другие. - инфраструктура, включающая тип, качество и стоимость видов инфраструктуры, которые оказывают влияние на конкурентоспособность. В данную группу также относится все, что может влиять на качество жизни в определенной стране, делая ее привлекательной для жизни. Основываясь на модели М. Портера Американская ассоциация управления предложила систематизированную модель сравнительного анализа организации на основе контрольного листа SWOT-анализа, при заполнении которой можно оценить сильные и слабые стороны конкурирующих организаций в конкурентной борьбе. На основании вышеизложенного выделяют следующие группы факторов и факторы, которые входят в соответствующую группу. Факторы и показатели конкурентоспособности группируются по следующим блокам:
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Экономика, 76 страниц
27000 руб.
Дипломная работа, Экономика, 69 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Экономика, 77 страниц
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg