Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, НАЛОГИ

Налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц: действующая практика и перспективы совершенствования

irina_krut2019 1475 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 59 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.02.2020
Цель выпускной квалификационной работы (далее – ВКР) состоит в изучении действующего механизма налоговых вычетов по НДФЛ, выявлении проблем в действующей практике налоговых вычетов по НДФЛ и в определении основных направлений их совершенствования. Для реализации данной цели поставлены следующие задачи: проанализировать динамику поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет Российской Федерации и заявленных налогоплательщиками налоговых вычетов по НДФЛ; выявить особенности механизма налоговых вычетов по НДФЛ; сформулировать предложения по совершенствованию налоговых вычетов по НДФЛ, направленных на обеспечение социальных интересов граждан Российской Федерации. Методологической и теоретической основой данной работы выступили Налоговый кодекс Российской Федерации, регулирующий механизм определения налоговых вычетов по НДФЛ, работы ведущих отечественных экономистов по вопросам теории и методологии подоходного налогообложения, в том числе в части налоговых вычетов по НДФЛ. Исследования проблем налогообложения НДФЛ освещены в работах таких авторов как И.В. Балынин, А.В. Брызгалин, И.В. Горский, Л.И. Гончаренко, Д.В. Тютин. Общетеоретические основы исследовались с применением отдельных трудов Е.А. Еременко, О.И. Изотовой, В.Г. Панского, М.Р. Пинской, О.Н. Савиной, Н.В. Скрыпник, Е.Е. Смироновой. Объектом ВКР являются налоговые вычеты по НДФЛ, рассматриваемые в качестве инструмента социальной политики государства. Предметом ВКР является порядок налогообложения доходов физических лиц.
Введение

Одним из важных показателей уровня развития государства выступает способность государства обеспечить социальную стабильность в обществе посредством справедливого распределения доходов населения, что составляет основу принципа справедливости налогообложения, фундаментальные основы которого разработал шотландский экономист и основоположник школы классической политической экономии Адам Смит . Россия является социальным государством по ст.7 Конституции Российской Федерации , что «предопределяет социальную направленность ее бюджетно-налоговой политики» . Налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) призван обеспечивать справедливое распределение доходов и, тем самым, способствовать социальной стабильности и развитию экономики страны в целом. Налоговые вычеты по НДФЛ выступают одним из механизмов устранения неблагоприятного материального и финансового положения налогоплательщиков. Налоговые вычеты являются одним из главных инструментов государственного воздействия на общество путем социальной поддержки граждан и на экономику через регулирование доходов населения. Актуальность рассматриваемой темы обуславливается необходимостью улучшения регулирующей, в том числе социальной, функции НДФЛ, необходимостью реформирования налогообложения доходов физических лиц для достижения социальной справедливости, устранения бедности и улучшения качества жизни населения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2 Глава 1. Налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц: сущность и значение 4 1.1 Эволюция налоговых вычетов и их роль в экономике государства 4 1.2 Состав и характеристика налоговых вычетов в условиях действующего законодательства 11 Глава 2. Анализ действующего механизма предоставления и применения налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц 24 2.1 Проблемы применения и предоставления налоговых вычетов 24 2.2 Направления совершенствования механизма предоставления налоговых вычетов 37 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48 ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Список литературы

I. Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) 2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 23.04.2018) 3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 23.04.2018) 4. Федеральный закон от 23.11.2015 № 317-ФЗ «О внесении изменения в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» 5. Федеральный закон от 08.06.2015 № 146-ФЗ «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» 6. Федеральный закон от 28.12.2013 № 420-ФЗ «О внесении изменения в статью 27.5-3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» 7. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.03.2008 № 5-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.И. Аникина, Н.В. Ивановой, А.В. Козлова, В.П. Козлова и Т.Н. Козловой» 8. Постановление Правительства РФ от 10.03.2016 № 178 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2015 г.» 9. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» 10. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.01.2011 № 95-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Матюшиной Наталии Сергеевны на нарушение ее конституционных прав статьей 220 Налогового кодекса Российской Федерации» 11. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23.09.2010 № 1251-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мельникова Александра Анатольевича на нарушение его конституционных прав положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации» 12. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 № 855-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Енюкова Анатолия Михайловича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 5 статьи 145, пункта 1 статьи 221 и пункта 3 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации» 13. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.04.2008 № 311-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Лаврентьева Петра Леонидовича и Шипеловой Полины Петровны на нарушение их конституционных прав абзацем двадцатым подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации» 14. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 № 472-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хуснуллина Ризвана Адгамовича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 23 и абзацем третьим подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации» 15. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 18.03.2010 № 03-04-05/7-110 16. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 19.03.2007 № 03-04-05-01/85 II. Монографии, учебники, учебные пособия 17. Гончаренко Л.И. Налоги и налоговая система Российской Федерации [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / / под науч. ред. Л.И. Гончаренко // М.: Издательство Юрайт, 2014. – 541 с. 18. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части второй. Налог на добавленную стоимость. Акцизы. Налог на доходы физических лиц. Единый социальный налог (взнос) [Текст] / Под ред. А.В. Брызгалина, А.Н. Головкина. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Аналитика-Пресс, Кн. 1. 2001. - 704 с. 19. Соловьева Н.А. 101 термин налогового права: краткое законодательное и доктринальное толкование [Текст]: / [Н. А. Соловьева (рук.) и др.] // М.: Инфотропик Медиа, 2015. – 452 с. III. Диссертации и авторефераты диссертаций 20. Изотова О.И. Перспективы реформирования налога на доходы физических лиц как инструмента социальной политики государства: дис. на соискание ученой степени канд. экон. наук, 08.00.10, защищена в мае 2015 г. / Финуниверситет. — М., 2014. — 149с. IV. Научные статьи 21. Балынин И.В. К вопросу о введении социально справедливого прогрессивного налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации [Текст] // Налоги и налогообложение , 2015. – № 4.-С.300-311. 22. Блюменталь О.И., Шемякина М.С. Совершенствование системы налоговых вычетов и регулирование налоговой ставки как способы повышения эффективности налогового администрирования поступлений НДФЛ [Текст] // Новый университет. Серия: Экономика и право, 2013. — №9.-С.10-16. 23. Богомолов Е.В. Институт финансовой грамотности в условиях экономической турбулентности [Текст] // Экономика.Налоги.Право., 2015. – № 5.-С.108-114. 24. Брызгалин А.В., Федорова О.С., Королева М.В., Мустаева И.А., Короткова Д.В. Основные изменения в Налоговый кодекс РФ в 2016 году [Текст] // Налоги и финансовое право,2016. – № 1. – С.9-100. 25. Волков Д.Б. Виды налоговых стимулов [Текст] / Д.Б. Волков // Финансы. – 2011. – № 3. 26. Гончаренко Л.И. Налоговая политика государства: нужна ли смена модели в условиях современного экономического кризиса? [Текст] / Гончаренко Л.И., Малис Н.И. // Экономика.Налоги.Право., 2015. – № 3.-С.152-156. 27. Гончаренко Л.И., Савина О.Н. Проблемы налогового регулирования социальной поддержки населения в Российской Федерации: региональный аспект [Текст] / Гончаренко Л.И., Савина О.Н. // Экономика.Налоги.Право., 2015. – № 6.-С.118-127. 28. Горский И. В. К проблеме налоговой нагрузки в России [Текст] // Экономика.Налоги.Право., 2015. — №1.-С.121-126. 29. Данилина М.В. Аспекты совершенствования государственного управления региональным развитием [Текст] / Данилина М.В., Багратуни К.Ю., Ерошкин С.Ю. // Компетентность, 2016. – № 1.-С.30-34. 30. Еременко Е.А. О концепции справедливости в налоговой системе России [Текст] // Финансы, 2015. – № 6.-С.70-73. 31. Еременко Е.А. Регрессивное налогообложение физических лиц в российской налоговой системе [Текст] // Финансы, 2016. – № 3.-С.60-63. 32. Изотова О.И. Налог на доходы физических лиц как инструмент реализации социальной политики государства [Текст] // Экономика.Налоги.Право., 2014. — №2.-С.119-122. 33. Кукушкина Д.В. Проблемы функционирования и пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации [Текст] / Кукушкина Д.В., Павкина Ю.В. // Научные записки молодых исследователей, 2015. – № 6.- С.14-17. 34. Малкова Ю.В. Налоговый инструментарий обеспечения социальной поддержки граждан: опыт зарубежных стран // Экономика.Налоги.Право., 2016. – № 1.-С.126-134. 35. Ордынская Е.В. Уровень налоговой нагрузки и принцип справедливости налогообложения [Текст] // Экономическая политика России в условиях глобальной турбулентности. Т.2 Материалы конференций: Международный финансово-экономич. форум - 2014 (24-26 ноября, Москва) – М.: Финуниверситет, 2015. — С.24-31. 36. Пансков В. Г. Налоги в системе методов финансового регулирования экономики [Текст] // Экономика.Налоги.Право., 2015. — №1.-С.114-120. 37. Пинская М.Р. Подходы к пониманию налоговой справедливости [Текст] // Journal of Tax Reform, 2015. – Т.1.-№ 1.-С.90-99. 38. Ряховский Д.И. Оптимизация налогообложения физических лиц [Текст] // Инновационное развитие экономики России: новый этап. Коллективная монография, – М.: ИЭАУ, 2012. -С.252-262. 39. Савина О.Н. Болевые точки российской налоговой системы [Текст] / Савина О.Н., Савина Е.О. // Международный научно-исследовательский журнал. – 2013. – № 12, Ч.2.-С.79-81. 40. Савина О.Н. Семейное налогообложение как инструмент усиления социализации налоговой политики на современном этапе [Текст] // Международный бухгалтерский учет. – 2013. – № 20.-С.54-59. 41. Скрыпник Н.В. Социальная функция налога на доходы физических лиц [Текст] // Народонаселение. – 2015 . – № 3.-С.53-60. 42.Смирнова Е.Е. Социальные налоговые вычеты как инструмент государственной поддержки населения [Текст] // Экономика.Налоги.Право., 2013. — №1.-С.84-90. 43. Соловьев А.К. Меры государственного принуждения в сфере социальной защиты граждан: налоговая нагрузка или эффективное инвестирование [Текст] // Финансовое право и управление, 2015. – № 2.-С.195-198. 44. Черник Д.Г. Пути реформирования налоговой системы [Текст] // Экономика.Налоги.Право., 2013. – № 1.-С.54-63. 45. Шалина О.И., Токарева Г.Ф., Багаутдинова И.В. К вопросу о социальной справедливости, прогрессивной шкале налогообложения и институциональных «ловушках» [Текст] // Налоги и финансовое право., 2015. – № 8.-С.134-143. 46. Ядренникова Е.В. Перспективы совершенствования системы налоговых вычетов по НДФЛ в Российской Федерации» [Текст] // Налоги и финансовое право., 2015. – № 8.-С.144-154. V. Интернет-источники 47. Информационно-правовой портал системы «Гарант» [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.garant.ru (дата обращения 13.05.2018) 48. Отчет о декларировании доходов физическими лицами по состоянию на 01.01.2018 г. по форме 1-ДДК [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.nalog.ru (дата обращения 13.05.2018) 49. Отчет о декларировании доходов физическими лицами по состоянию на 01.01.2018 г. по форме 1-ДДК [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.nalog.ru (дата обращения 13.05.2018) 50. Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на доходы физических лиц, удерживаемому налоговыми агентами по состоянию на 01.01.2018 г. по форме 5-НДФЛ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.nalog.ru (дата обращения 13.05.2018) 51. Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на доходы физических лиц, удерживаемому налоговыми агентами по состоянию на 01.01.2018 г. по форме 5-НДФЛ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.nalog.ru (дата обращения 13.05.2018) 52. Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации по состоянию на 01.01.2018 г. по форме №1-НМ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.nalog.ru (дата обращения 13.05.2018) 53. Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации по состоянию на 01.01.2018 г. по форме №1-НМ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.nalog.ru (дата обращения 13.05.2018) 54. Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации по состоянию на 01.01.2018 г. по форме №1-НМ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.nalog.ru (дата обращения 13.05.2018) 55. Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 13.05.2018) 56. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения 13.05.2018) 57. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://minfin.ru/ru/ (дата обращения 13.05.2018) 58. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/main/ (дата обращения 13.05.2018) 59. Официальный сайт Пенсионного Фонда Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pfrf.ru (дата обращения 13.05.2018) 60. Официальный сайт Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://government.ru (дата обращения 13.05.2018) 61. Официальный сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kremlin.ru (дата обращения 13.05.2018) 62. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cbr.ru (дата обращения 13.05.2018) 63. Статистические данные величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения – Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения 13.05.2018) 64. Статистические данные о соотношении денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума и численности малоимущего населения в целом по Российской Федерации – Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения 13.05.2018) 65. Статистические данные распределения населения по величине среднедушевых денежных доходов – Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения 13.05.2018) 66. Статистические данные реальных располагаемых денежных доходов населения – Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения 13.05.2018) 67. Статистические данные численности населения, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, и дефицита денежного дохода – Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения 13.05.2018) 68. Тютин Д.В. Налоговое право: курс лекций [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 13.05.2018)
Отрывок из работы

Глава 1. Налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц: сущность и значение 1.1 Эволюция налоговых вычетов и их роль в экономике государства Прямое определение «налоговых вычетов» в российском законодательстве отсутствует, однако в различных источниках экономической литературы многие авторы сходятся во мнении, что налоговые вычеты по НДФЛ являются разновидностью налоговых льгот . Так, в соответствии с мнением А.В. Брызгалина и А.Н. Головкина, такой вид льгот предоставляется налогоплательщикам с помощью вычета из налоговой базы. По мнению другого экономиста Н.А. Соловьевой, налоговые вычеты по НДФЛ являются прямыми налоговыми льготами, благодаря которым определенные категории налогоплательщиков получают преимущества в виде суммы денежных средств, которые не были ими уплачены в результате использования налоговой льготы, либо суммы, которую государство вернуло им . Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих Определениях неоднократно заявлял о том, что налоговые вычеты по НДФЛ представляют собой налоговую льготу . Затрагивая вопрос значения для населения страны налоговых вычетов по НДФЛ, выступающих в качестве налоговой льготы, невозможно недооценить роль самого налога в реализации государством регулирующей, в том числе социальной, функции, так как размеры поступлений НДФЛ в бюджет отражают масштаб влияния самого налога – о его значении свидетельствуют размеры поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет Российской Федерации . Значимость НДФЛ обусловлена тем, что данный налог затрагивает интересы почти всего трудоспособного населения страны. НДФЛ, являясь федеральным прямым налогом, представляет собой часть дохода физического лица, которая изымается в пользу государства для выполнения его функций. НДФЛ играет значительную роль в формировании бюджета России наряду с такими налогами как налог на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ), налог на добавленную стоимость (далее – НДС) и налогом на прибыль организаций. Для выявления масштаба охвата налогом населения проанализируем поступление НДФЛ в структуре администрируемых Федеральной налоговой службой Российской Федерации (далее – ФНС России) доходов в консолидированном бюджете Российской Федерации за период 2015-2017 гг. Доля НДФЛ в консолидированном бюджете страны в 2015 г. составляет 22%, в 2016 г. – 20%, в 2017 г. – 21%, что свидетельствует о стабильном поступлении данного налога в бюджетную систему Российской Федерации и его значения для населения. Кроме того, представленные данные подтверждают факт, что поступления по НДФЛ входят в число основных бюджетообразующих налогов. Проводя обзор динамики поступлений НДФЛ, следует обратить внимание на тенденцию к возрастанию, так же, как и по другим налогам, имеющим большую долю поступлений в бюджет страны: в 2015 г. они увеличились на 8,04% по сравнению с 2014 г., а в 2016 г. – на 4,39% по сравнению с предыдущим годом. Увеличение поступлений НДФЛ свидетельствует об усилении влияния данного налога не только на бюджет (что показывает возрастающую зависимость бюджета страны от НДФЛ), но также и на жизнь населения, в связи тем, что НДФЛ непосредственно влияет на величину получаемого гражданами дохода. В ряде развитых стран доля налоговых поступлений от физических лиц составляет до 60-80% доходной части бюджета , представляется, что в России доля НДФЛ в доходах консолидированного бюджета в перспективе будет увеличиваться. Общеизвестно, что в нашей стране наблюдается перевес фискальной функции налогообложения над всеми остальными . Соответственно, в указанных условиях важно уделять реформированию налогообложения доходов физических лиц первоочередное внимание, т.к. государство может широко использовать НДФЛ в качестве регулятора воздействия на негативные явления рынка. Вместе с тем, налоговые вычеты по НДФЛ, представляя собой сумму, на которую уменьшается налогооблагаемая база по НДФЛ, выступают тем самым инструментом регулирования. Для понимания их роли возникает необходимость проанализировать динамику полученных налогоплательщиками НДФЛ налоговых вычетов в денежном выражении, а также изучить их структуру. Можно отметить, что наибольшую долю налоговых вычетов по НДФЛ в денежном выражении занимают стандартные вычеты: 79,29% в 2016г. и 78,20% в 2017 г., – на следующем месте в структуре вычетов – имущественные, доля которых составляет 17,77% и 18,31% соответственно. Далее идут социальные вычеты с долей 1,85% в 2016 г. и 2,10% в 2017 г., затем – профессиональные вычеты, 0,93% и 1,13% соответственно. Последнее место в структуре налоговых вычетов имеют вычеты при переносе убытков от операций с ценными бумагами и с финансовыми инструментами срочных сделок (далее – ФИСС): они занимают 0,17% в структуре налоговых вычетов в 2016 г. и 0,26% в 2017 г. Вместе с тем, в данных статистической отчетности ФНС России не указаны размеры заявленных налогоплательщиками инвестиционных налоговых вычетов (ввиду того, что возможность их применения наступает только с 2016 г.), а также размеры налоговых вычетов при переносе на будущие периоды убытков от участия в инвестиционном товариществе. Таким образом, основное налоговое регулирование в налогообложении доходов физических лиц происходит за счет стандартных, имущественных и социальных вычетов. Из представленных данных становится ясно, что наибольшее значение для налогоплательщиков НДФЛ имеют, в первую очередь, стандартные, а затем – имущественные вычеты. Несмотря на снижение величины представленных государством стандартных вычетов в 2017 г. (на 9,866 млрд. руб.), размер данного вида вычетов составляет свыше 300 млрд. руб. В то же время увеличилось значение остальных вычетов: имущественных (на 1,047 млрд. руб.), социальных (на 0,932 млрд. руб.), профессиональных налоговых вычетов (на 0,766 млрд. руб.) и вычетов при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и с ФИСС (на 0,385 млрд. руб.). Однако наблюдается общее снижение величины заявленных вычетов на 6,737 млрд. руб. в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Столь существенное падение при одновременном увеличении поступлении НДФЛ в бюджет (на 200 млрд. руб. в 2016 г.) может являться индикатором несоответствия на современном этапе роли налоговых вычетов по НДФЛ с их сущностью. Разработка мер по реформированию налоговых вычетов по НДФЛ должна основываться не только на анализе текущей ситуации, но в равной степени и на ретроспективном анализе – для этого необходимо проанализировать эволюцию налоговых вычетов на современном этапе. Особое внимание необходимо уделить изменениям стандартного вычета по НДФЛ, т.к. он имеет первоочередное значение для граждан. Основные изменения размеров стандартных вычетов, происходящих в период 2009-2016 гг., представлены в таблице 1. Таблица 1 – Изменения стандартных налоговых вычетов по НДФЛ в 2009-2016 гг. Источник: Налоговый Кодекс Российской Федерации, информационно-правовой портал системы «Гарант» С 2001 г. был установлен стандартный вычет на налогоплательщика в размере 400 руб., который предназначался для пользования большинством активного, трудоспособного населения. Он должен быть выступать эквивалентом выделения в доходах граждан необлагаемого минимума. Однако размер данного вычета с момента его ввода не изменялся, а с 2012 г. был отменен. Вместе с тем, стандартные вычеты на детей постепенно возрастают, с 2016 г. повышен предельный размер доходов налогоплательщика за год с 280000 руб. до 350000 руб. – данные меры направлены на поддержку семей в связи с увеличением величины денежных средств, необходимых для ее обеспечения. С 2001 г. также был введен социальный налоговый вычет по НДФЛ. Изменения данного вида вычета представлены в таблице 2. Таблица 2 – Изменения социальных налоговых вычетов по НДФЛ в 2001-2016 гг. Источник: Налоговый Кодекс Российской Федерации, информационно-правовой портал системы «Гарант» До 2007 г. предельный размер расходов по обучению налогоплательщика и по приобретению медикаментов и лечению, которые налогоплательщик имел право отнести на вычет, увеличивался. Затем, в 2007г. законодатель повысил предельный размер вычета, при этом объединив перечень видов социальных вычетов, по которым определяется общий размер предельного вычета. С 1 января 2009 г. размер социальных вычетов не изменился . По имущественным вычетам наибольшее значение имеет увеличение вычета с 1 января 2010 г. при продаже иного имущества (за исключением комнат, квартир, домов и земельных участков), которое находилось в собственности налогоплательщика менее 3-х лет, со 125000 руб. вдвое – до 250000 руб. Также с 2014 г. изменился механизм предоставления имущественного вычета на новое строительство или приобретение жилого дома, квартиры, комнаты: по правоотношениям, возникшим после 1 января 2014 г., налогоплательщик может применить предельный размер вычета по нескольким объектам недвижимости. Кроме того, в 2014 г. предельный размер вычета по погашению процентов по целевым займам был установлен на уровне 3 млн руб. из-за повышения уровня ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и, как следствие, процентных ставок банков. В период продолжительного финансового и экономического кризиса, начавшегося в 2008 г., государство с помощью введения в 2010 г. налоговых вычетов при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с ФИСС пыталось решить проблему оттока капитала из России . Данный вычет входил в число комплексных мер по созданию благоприятных условий для возвращения капитала в страну и восстановлению фондовых бирж , путем совершенствования налогообложения ФИСС и ценных бумаг. С 2012 г. были введены налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от участия в инвестиционном товариществе при одновременном установлении законодательством особенностей определения доходов, полученным участниками инвестиционного товарищества, в налоговой базе по НДФЛ. С 1 января 2015 г. были введены инвестиционные налоговые вычеты по НДФЛ. Введение инвестиционного вычета имело целью стимулирование физических лиц вкладывать инвестиции в фондовый рынок, кроме того, государство осознало необходимость создать условия для увеличения ликвидности и улучшения устойчивости фондового рынка России . 1.2 Состав и характеристика налоговых вычетов в условиях действующего законодательства В целях выявления проблем в налогообложении доходов физических лиц в части налоговых вычетов и путей их оптимизации необходимо рассмотреть подробнее состав и характеристику налоговых вычетов по НДФЛ. В соответствии с налоговым законодательством, а именно главой 23 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), НДФЛ исчисляется как процент от совокупного дохода физического лица за минусом документально подтвержденных расходов. Так, ст. 207 НК РФ признает налогоплательщиками физических лиц, которые являются налоговыми резидентами России, и физических лиц, которые не являются налоговыми резидентами, но получают в Российской Федерации доход. Ст. 209 НК РФ как раз определяет перечень таких доходов для нерезидентов, а также для резидентов страны. Необходимо указать, что для резидентов России объектом обложения НДФЛ считаются доходы, полученные им от источников и на территории России, и за ее пределами. Для определения налоговой базы, которая определяется по ст.210 НК РФ, учитываются все полученные налогоплательщиком доходы, не только в денежной форме. Однако по каждому виду дохода, облагаемого по разным ставкам, налоговая база должна определяться отдельно. Кроме того, ст. 216 НК РФ устанавливает календарный год в качестве налогового периода. По тем доходам, которые облагаются ставкой, установленной ст. 224 п.1 НК РФ, налоговая база определяется как разность подлежащих налогообложению доходов, исчисляемая в денежном выражении, и налоговых вычетов. Налоговые вычеты определяются в соответствии со ст. 218-221 НК РФ. Претендовать на вычеты по НДФЛ могут только налоговые резиденты России. Как отмечалось раннее, по своей сущности налоговые вычеты по НДФЛ являют собой налоговую льготу, т.к. предполагают добровольное изъявление налогоплательщиком желания на использование им права получения вычетов и, соответственно, определяют добровольный выбор им определенного поведения . В соответствии с налоговым законодательством налоговые вычеты по НДФЛ делятся на несколько видов: в настоящий момент налогоплательщики НДФЛ могут получить стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные и профессиональные вычеты, а также на вычеты при переносе на будущие периоды убытков от участия в инвестиционном товариществе и на вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с ФИСС. Как отмечалось выше, доходы физических лиц, которые облагаются по ставке НДФЛ в размере 13%, предусмотренной ст. 224 п.1 НК РФ, можно уменьшить на суммы налоговых вычетов. Вместе с тем, по доходам, которые облагаются отличными от указанной ставками, вычеты не применяются. Кроме того, вычеты не могут применить физические лица и индивидуальные предприниматели, которые освобождены от уплаты налога. К таким лицам относятся, в частности : 1) пенсионеры, инвалиды, не имеющие иных источников дохода, кроме пенсий, которые согласно ст. 217 п. 2 НК РФ освобождаются от налогообложения; 2) безработные; 3) индивидуальные предприниматели в части полученных доходов от деятельности по специальным налоговым режимам, в рамках которых уплата налогов по данным режимам заменяет НДФЛ. Перечень физических лиц, которые могут претендовать на получение стандартного вычета, определен ст. 218 НК РФ. Данный вид вычетов обычно предоставляется работающим гражданам бухгалтерией работодателя. Стандартные вычеты по НДФЛ предназначены указанным в статье перечне лиц, и они представлены в виде фиксированных величин: 3000 руб. (среди получателей которых инвалиды Великой Отечественной войны, лица, пострадавшие вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС) и 500 руб. (они предоставляются, например, участникам Великой Отечественной войны, Героям Российской Федерации, Героям Советского Союза, инвалидам I и II групп, инвалидам детства) за каждый месяц. В случае, если налогоплательщик имеет право на более чем один из перечисленных вычетов, то ему предоставляется максимальный из них. Кроме того, предусмотрен стандартный вычет, который также предоставляется налогоплательщикам за каждый месяц налогового периода, а именно родителю, супругу родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруге (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, который с 1 января 2012 г. имеет следующие размеры: 1) 1400 руб. – на первого ребенка; 2) 1400 руб. – на второго ребенка; 3) 3000 руб. – на третьего и каждого последующего ребенка; 4) до 31 декабря 2015 г. 3000 руб. – на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащимся очной формы обучения, аспирантом, ординатором, интерном, студентом в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы. С 1 января 2016 г. размер данного вычета увеличился с 3000 руб. до 12000 руб. При этом получение стандартного вычет на детей не влияет на возможность получения налогоплательщиком других видов стандартного вычета. Однако существует ограничение по размеру дохода налогоплательщика, который претендует на получение стандартного вычета на ребенка. Применять стандартные налоговые вычеты на детей налогоплательщик имеет право до тех пор, пока его доход, который облагается по ставке 13%, не превысит нарастающим итогом с начала года 280000 руб. – до 31 декабря 2015 г., 350000 руб. – с 1 января 2016 г. Налоговым законодательством (ст. 219 НК РФ) предусмотрены следующие социальные вычеты по НДФЛ: 1) суммы доходов, которые налогоплательщик перечисляет благотворительным, социально ориентированным и иным некоммерческим организациям в форме пожертвований, в числе которых пожертвования на формирование (пополнение) целевого капитала таких организаций, а также религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности (ст. 219 п.1 НК РФ). При этом размер таких пожертвований, которые физическое лицо может принять к вычету, ограничен 25% полученного за год таким налогоплательщиком дохода; 2) расходы налогоплательщика на свое обучение по очной форме в учреждениях, которые имеют государственную лицензию на ведение образовательной деятельности – в размере фактически произведенных на обучение расходов, но не больше 120000 руб. в год. Данный вычет распространяется также на случаи оплаты налогоплательщиком заочного обучения брата или сестры. Расходы налогоплательщика за обучение детей также принимаются к вычету по НДФЛ в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но по данному виду вычета законодательством предусмотрена пониженная предельная величина таких расходов в размере 50000 руб. на каждого ребенка, и, в то же время, важно отметить, что указанная сумма предельного вычета на обучение детей является общей для обоих родителей. Вместе с тем, социальный вычет на обучение не может использоваться в случае оплаты за счет средств материнского (семейного) капитала расходов на обучения. Социальный вычет на обучение предоставляется в отношении доходов того налогового периода, в котором была осуществлена оплата обучения фактически ; 3) оплата медицинских услуг и медикаментов по перечням, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 201 принимается в размере фактически понесенных налогоплательщиком расходов, однако предельный размер вычета с учетом всех расходов по социальным вычетам, за исключением расходов на благотворительность, расходов на обучение детей и расходов по дорогостоящему лечению, составляет 120000 руб. Вычет по дорогостоящим видам лечения, которые утверждает Правительство Российской Федерации, принимается в полном размере в виде суммы фактических расходов – однако в качестве условия принятия в полном объеме таких расходов лечение должно проводиться в медицинских учреждениях, которые имеют соответствующие лицензии , кроме того, налогоплательщик должен предоставить набор подтверждающих такие расходы документов; 4) сумма уплаченных в налоговом периоде пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и страховых взносов по договорам добровольного пенсионного страхования, добровольного страхования жизни также учитывается в размере фактически понесенных налогоплательщиком расходов, при этом размер предельного вычета остается таким же – 120000 руб. в год с учетом всех других расходов по социальным вычетам, исключение из которых описаны выше. 5) сумма уплаченных в налоговом периоде налогоплательщиком дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии также учитывается в размере фактических расходов, предельная величина которых составляет 120000 руб. в год, в сумму которых не входят расходы на обучение детей налогоплательщика, расходы на благотворительность и расходы по дорогостоящему лечению из Перечня Правительства Российской Федерации. Реализовать свое право на возврат налога в связи с получением социального налогового вычета налогоплательщик может не позднее 3 лет с момента уплаты НДФЛ за тот налоговый период, в котором им были понесены такие расходы. В течение 3 лет с момента уплаты НДФЛ за тот налоговый период, в котором налогоплательщик имел расходы по социальным вычетам, он может реализовать свое право на возврат налога – такой срок отведен ст. 78 п. 7 НК РФ на зачет или возврат излишне уплаченного НДФЛ. Ст. 220 НК РФ определяет порядок предоставления имущественных налоговых вычетов на следующие цели в размерах: 1) суммы полученного налогоплательщиком дохода от продажи жилых домов, квартир, комнат, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, которое находилось не более 3 лет в собственности налогоплательщика –не выше 1000000 руб. (ст. 220 п.2 пп. 1 НК РФ). Если такое имущество находилось в долевой собственности, соответственно, менее 3 лет, а затем было продано по одному договору купли-продажи как единый объект права собственности, то размер данного вычета распределяется между совладельцами этого имущества пропорционально их доле; 2) суммы выкупной стоимости земельного участка и (или) расположенного на нем иного объекта недвижимого имущества в случае его изъятия для государственных или муниципальных нужд (ст. 220 п. 1 пп. 2 НК РФ); 3) суммы от продажи иного имущества, среди которого – гаражи, автомобили, нежилые помещения, которое находилось в собственности налогоплательщика меньше 3 лет– но не более 250000 руб. (ст. 220 п. 2 пп. 1 НК РФ); 4) суммы на приобретение или новое строительство жилого дома, квартиры, комнаты, долей в них, а также на приобретение земельных участков под индивидуальное строительство или с уже построенными жилыми домами (долями в них) на территории России учитывается в сумме фактических расходов, в том числе на погашение процентов по целевым займам (ст. 220 НК РФ). К данным расходам налогоплательщик может отнести, например, расходы на разработку проектной и сметной документации, достройку, отделку приобретенного дома или квартиры, комнаты. Однако предельный размер данного вида вычета составляет 2000000 руб., к которым не относятся суммы на погашение процентов по целевым займам и кредитам, так как по имущественному вычету на погашение процентов по целевым займам (кредитам), которые получил налогоплательщик после 1 января 2014 г. и которые направлены на строительство или приобретение жилья (земли под него), предельный размер учитывается отдельного и составляет 3000000 руб.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg