Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Современное состояние и перспективы развития федеративных отношений в России: конституционно-правовые аспекты

irina_krut2019 1150 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 46 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.02.2020
Объект исследований ВКР представляется собой совокупность конституционно-правовых учений о роли и сущности федерализма в современной государственно-правовой действительности РФ. Предмет работы – законодательство РФ, устанавливающее конституционные основы федеративного устройства и направленные на развитие и укрепление российского федерализма. Цель данной работы – исследование государственной политики в сфере федеративных отношений, выявлении субъективных и объективных факторов, влияющих на их функционирование, поиске путей их совершенствования. Задачи ВКР, конкретизируя и развивая ее цель, сводятся к следующему: • изучить понятия: федеративные отношения, государственный суверенитет, право народов на самоопределение, исследовать субъектный состав федеративных отношений, предметы ведения и компетенцию федерального центра, регионов и местного самоуправления; • проанализировать конституционную модель российского федерализма; • исследовать содержание наиболее значимых принципов, раскрывающих механизм взаимоотношений между федеральной государственной властью и государственной властью субъектов Федерации, в т.ч. в области местного самоуправления; • определить эффективность государственной политики в области федеративных отношений; • предложить научно-практические рекомендации по совершенствованию федеративных отношений в России. Теория федерализма являлась предметом научного внимания не только в современный период, но также и в период становления нового российского государства эпохи начала 90-х годов XX века. С развитие российской государственности и новыми конституционно-правовыми тенденциями, вопросы и проблемы федерализма и его совершенствования в условиях современных реалий приобретают новый политико-правовой характер и имеют важной практическое значение. В связи с этим, методологической основой при изучении данной проблемы выступили диалектический, системный, формально-логический, а также метод анализа и синтеза. Источниковедческую базу исследовательской работы составили современные учебники по конституционному праву, комментарии к Конституции РФ и основные федеральные и федерально-конституционные законы, некоторые специализированные издания и публикации о федеративном устройстве РФ. Среди учебников по конституционному праву РФ можно выделить работы Козлова Е.И., Кутафина О.Е., Баглая М.В., Чиркина В. Е. При написании данной работы также были исследованы комментарии к Конституции Ии РФ под редакциями Радченко И.И., Кудрявцева Ю.В., Ирошниковой В.А. Помимо этого, основная источниковая база работы представлена специальными научным исследованиями посвященными изучению современных особенностей российского федерализма. В частности, это следующие публикации: Абдулатипов Р.Г. «Федерализм в истории России», Авакьян С.А. «Конституционно-правовые проблемы централизма, демократии и децентрализации в современном государстве», Барциц И.Н. «Конституционно-правовое пространство России: формирование и динамика», Борисов И.Б. «Некоторые практические аспекты объединения субъектов Российской Федерации», Глигич-Золотарева М.В. «Правовые основы федерализма», Добрынин Н.М. «Федерализм в России: оценка состояния и пути решения проблем», Иванов В.В. «Вопросы теории государственного устройства», Лебедев А.Н. «Федерализм в России: Политико-правовые теории, проекты федеративного переустройства», Тихомиров Ю.А. «Об институциональных аспектах федеративных отношений», Фарукшин М.Х. «Федерализм. Теоретические и прикладные аспекты», Умнова И.А. «Эволюция правового статуса края, области как субъекта Российской Федерации» и др. Личный вклад автора заключается в том, что обосновано и раскрыто положение о том, что механизм формирования и функционирования федеративных отношений позволяет сохранить целостность государства и придать ему потенциал устойчивого поступательного развития. Методологическая база исследования. Толкование Конституции представляет собой сложную в методологическом плане правовую деятельность, которая протекает в виде уяснения и разъяснения смысла и содержания конституционных норм. Определяющее значение имеет и то, что Конституция, как объект толкования, не однородна, является политическим и юридическим документом, содержащим не только правовые, но и социально-экономические, политические категории. В работе использован формально-юридический анализ Конституции, сравнительный метод, опирался на современные методы познания, применение и интерпретация нормативных основ в субъектах страны, а также исторический метод, который показал развитие деятельности по толкованию Конституции в различные периоды функционирования Конституционного Суда России. Проблема толкования Конституции широко освящена в специальной и периодической литературе. Так же использованы нормативно-правовые акты, конституция Российской Федерации, Федеральные конституционные законы, Постановления и Определения Конституционного Суда РФ. Личный вклад автора. Предпринята попытка анализа теоретической специфики толкования Конституции РФ и ее практический характер через работу Конституционного Суда Российской Федерации. Структурно выпускная квалификационная работа разделена на введение, три главы, шесть параграфов, заключения и список использованных источников и литературу.
Введение

Исследование эволюции федеративных отношений показывает, что пройденный страной путь был необходимым периодом в становлении России как федеративного государства. Стремление регионов к самостоятельному социальному творчеству отвечает логике российской федеративной государственности. В ситуации постоянных политических изменений именно федерализм стал гибкой и действенной формой государственной власти, обеспечивающей стабильность и согласие между всеми составляющими федеративного сообщества. Тип федерализма, свойственный России, предполагает организацию отношений между центром и регионами на основе партнерства, разграничения предметов ведения и полномочий. Центр и регионы должны обладать правами, обязанностями и ресурсами, которые отвечают базовым целям и функциям. Актуальность исследуемой темы обусловлена рядом характерных черт: смешанный этнотерриториальный характер субъектов РФ; ассиметричность РФ и наличие сложнопостроенных субъектов; нарастающая экономическая, социальная и политическая дифференциация регионов; высокая степень зависимости большинства регионов от федеральной власти.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы исследования федеративных отношений в России. 1.1. Определение федерализма и развитие его принципов в Российской Федерации. 7 1.2. Конституционно-правовое содержание принципа российского федерализма 14 ГЛАВА II Проблемы и перспективы реализации федеративных отношений в российской федерации 2.1. Проблемы целостности Российской Федерации. 19 2.2. Перспективы развития федеративных отношений в России. 26 2.3. Анализ особенностей федеративных отношений в Российской Федерации за период 2014-2017 гг. 31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 41
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – №31. – Ст. 4398. 2. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 05.02.2018) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018) 3. О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации: Федеративный договор от 31 марта 1992 г. / Федеративный договор: Документы. Комментарий. - М., 1994. 4. По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 07 июня 2000 года № 10-П // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 25. - Ст. 2728 5. Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа: Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 13. – Ст. 1110; Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа: Федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 г. № 6-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 42. – Ст. 4212; Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа: Федеральный конституционный закон от 12 июля 2006 г. № 2-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 29. – Ст. 3119 6. О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя: Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 12. – Ст. 1201. 7. О включении новых наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации: Указ Президента РФ от 9 января 1996 г. № 20 // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 152; О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации: Указ Президента РФ от 10 февраля 1996 г. № 173 // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 7. – Ст. 676; О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации: Указ Президента РФ от 9 июня 2001 г. № 679 // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 24. – Ст. 2421; О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации: Указ Президента РФ от 25 июля 2003 г. № 841 // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 30. – Ст. 3051 8. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184- ФЗ (в ред. от 02.06.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. –1999. – № 42. – Ст. 5005. 9. О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов: Федеральный закон от 21 марта 2014 года № 36-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 12. – С. 1202. 10. Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов: подписан в г. Москве 18 марта 2014 года // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 14. - Ст. 1570. 11. Конституция Республики Крым: принята Государственным Советом Республики Крым 11 апреля 2014 года // Крымские известия. – 12.04.2014. - № 68(5479) 12. О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 июня 2001 года № 6-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52 (1 ч.). – Ст. 4916. 13. О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 июня 2001 года № 6-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52 (1 ч.). – Ст. 4916. 14. Кремль увеличивает число спонсоров Крыма за счет регионов. «Присоединили – надо на ноги ставить», - соглашаются там / Накануне.RU [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nakanune.ru/news/2014/4/4/22347606. 15. Об образовании Крымского федерального округа: Указ Президента РФ от 21 марта 2014 года № 168 // Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 12. - Ст. 1265. Основная литература 16. Абдулатипов Р.Г. О федеративной и национальной политике Российского государства. М., 2016. 17. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: уч.пособие. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. 18. Авксеньтьев В.А., Васильченко В.А. Тупики этнического федерализма.- Обозреватель- Observer.-2013.- №10 (285). 19. Аринин А.Н. Проблемы развития российской государственности в конце ХХ века // Федерализм власти и власть федерализма / отв. ред. М.Н. Губогло. М., 1997. 20. Баглай М.В. Конституционное право зарубежных стран / Под ред. М.В. Баглая. М., 2014. 21. Блещик А. В. Российский федерализм в контексте классификации федеративных государств по целям их учреждения // Актуальные проблемы российского права. – 2014. – № 10. – С. 2226. 22. Блещик А.В. Конституционно-правовое регулирование национальных отношений в России как федеративном государстве: монография. М.: Юрлиттинформ.- 2015. 23. Добрынин Н.М. Новый федерализм: концептуальная модель государственного устройства РФ. Автореф. дисс. на соис. уч. степ. д.ю.н. // http://diss.seluk.ru/monografiya/1073920-8-n-dobrinin-federalizm-istoriko 24. Доровских Е.М. Правовые аспекты национально-языковой политики в Российской Федерации /Е.М. Доровских // Журнал российского права. - 2016. - № 11. 25. Захаров А. «Спящий институт»: Федерализм в современной России и мире. – М.: Новое литературное обозрение, 2012. 26. Ившина И.Н. Федерализация как способ изменения формы государства / И.Н. Ившина // История государства и права. - 2014. - № 12. 27. Кабышев В.Т., Заметина Т.В. Принятие в Российскую Федерацию Республики Крым и города Севастополя – восстановление исторической справедливости: конституционно-правовой анализ. // Вестник Саратовской государственной академии. № 2 (97), 2014 28. Коваль С.П. Современное состояние и перспективы федеративных отношений в России. / Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. № 5, 2012/ https://cyberleninka.ru/article/v/sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-federativnyh-otnosheniy-v-rossii 29. Коломийцев Е.С. Российский федерализм в контексте обеспечения территориальной целостности государства: политические технологии реформ. // Теория и практика общественного развития. 2014, № 2 https://cyberleninka.ru/article/v/rossiyskiy-federalizm-v-kontekste-obespecheniya-territorialnoy-tselostnosti-gosudarstva-politicheskie-tehnologii-refor 30. Конституционное совещание 1993 г.: стенограммы, материалы, документы // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusconstitution.ru/term/69/ 31. Кочетков Е.Е. Проблемы адаптации асимметричного федерализма в современной России / Е.Е. Кочетков // Политика. - 2014. - № 4. 32. Мачинский В.М. Федерализм в России – современный этап развития.// Гуманитарные науки и образование. Юриспруденция. 2013. № 1. 33. Новиков А.В. Предложенный вариант реформы местного самоуправления – свидетельство высокого политического риска в Российской Федерации: комментарий к проекту Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Кредит Russia [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ea-rating.ru/middle.php 34. О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики: Декларация Съезда народных депутатов РСФСР от 12 июня 1990 г. № 22-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1990. – № 2. – Ст. 22. 35. Прожилов Г. А. Российский федерализм: история и перспективы развития // Вестник Казанского технологического университета. – 2014. – Т. 17. № 15. 36. Пчелинцева И.В. «Федерация» и «федерализм»: понятия, их определение и понимание // Мир политики и социологии. – 2013. – № 10. 37. Родионова А.К. Институциональный компонент «федерализм» и его роль в решении проблем политической жизни государства. // Вестник ЗабГУ № 02 (117) 2015. –С.106 38. Сидоренко А.В. Этнический вызов российскому федерализму // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. - 2013. - № 1. 39. Симонян Г.Р. Особенности развития федеративных отношений на современном этапе централизации государственной власти в России (регионально-правовой аспект: Автореф. дис. ... д-ра. юр. наук. - М., 2014. 40. Солодухин Ю. Конституционные основы российского федерализма: неразрешимые проблемы. // Свободная мысль. – 2016. - № 6 (1568). 41. Трусов Н.А. о развитии федеративных отношений в России. Вестник нижегородского университета им. Н.и. Лобачевского, 2017, № 5. –С. 154-164. 42. Федерализм: Энциклопедический словарь. – М.: «Инфра-М», 2014. 43. Хаматханова М. М. Федерализм и проблемы оптимизации отношений «центр-регионы» в современной России // Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – № 4. 44. Черепанов В. А. Российский федерализм: проблема и поиск путей решения // Вестник РАЕН. – 2015. – № 1. 45. Чиркин В.Е. Конституционное право России: учебник. – М.: Изд-во НОРМА. – 2014. Интернет-ресурсы 1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14058/ 2. Собрание законодательства Российской Федерации 2012 №52 ст.7477 http://www.szrf.ru/szrf/docslist.phtml?nb=100&year=&div_id=4.1 3. https://cyberleninka.ru/article/v/sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-federativnyh-otnosheniy-v-rossii
Отрывок из работы

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы исследования федеративных отношений в России. 1.3. Определение федерализма и развитие его принципов в Российской Федерации. Термин «федерализм» является сложным по своему содержанию. Включая в себя и способ управления государством, и политическое поведение участников общегосударственных политических процессов, и определенный образ жизни, способ сочетания единства и децентрализации в общественных отношениях различных форм государственности, федерализм прочно вошел в структуру понятийного аппарата таких наук как социология, история, юриспруденция и политология. Для целей нашего исследования необходимо определить политико-правовое содержание понятий «федерализм» и «федерация». Несмотря на то, что отдельные компоненты федеративного устройства существовали еще в античной Греции, что нашло отражение в трудах Платона и Аристотеля и в средневековый период, основателем целостной теоретической концепции федерализма принято считать Иоханнеса Альтузиуса (1562-1638), разработавшего «федеральную теорию народного суверенитета», в основе которой лежал принцип «согласия». Альтузиус считал, что федерация образуется в ходе иерархического утверждения власти одного союза над меньшими объединениями на всех уровнях, начиная от семьи и вплоть до рамок государства. Однако в современном понимании федерализм как форма государственного устройства возник уже в период Новой истории как логичная стадия развития капиталистических отношений и исторического развития национальных государств. Усиление экономической дифференциации регионов и укрупнение государственных территорий привели к децентрализации власти, которая в перспективе угрожала целостности государства, что особенно остро отразилось на странах с обширной территорией и полиэтническим населением. Идеологи нарождающегося буржуазного строя в поиске возможности совместить принципы территориальной целостности и государственного суверенитета с принципами автономии, равноправия, права на самоопределение обратились к идее федеративного государства . В России еще с 1922 г. года, в рамках Советского союза, сложился декларативный характер федеративной республики. Курс правительства И.В. Сталина на «построение социализма в одной отдельно взятой стране» вскоре привел к сворачиванию федеративного строительства. Федерация в Советской России была основана на региональной автономии входящих в ее состав национальных единиц, образованных в 1920–1930 гг. Но формально автономные республики, области и округа в силу экономических и политических причин находились под постоянным контролем центра даже в решении элементарных местных вопросов. Их властные полномочия были регламентированы конституциями РСФСР и СССР , и субъектами Федерации мы можем назвать их только формально. Разрушению старой федерации в России способствовало принятие в апреле 1990 года законов СССР «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик» и «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации», по сути нарушавшими Конституции СССР и РСФСР. В них автономные республики были уравнены в компетенции и определены как субъекты наравне с союзными, а также получили право на своей территории приостанавливать действие актов союзных министерств, в случае нарушения ими республиканского законодательства. Уже в них закладывалась основа для возникновения внутрифедеральных противоречий. Их принятие на фоне подготовки нового Союзного договора явилось начальным этапом разрушения единого правового пространства и подтолкнуло союзные и автономные республики к борьбе за свою суверенность. В практическом плане образование новой федерации в России можно связать с суверенизации РСФСР в составе СССР, с принятием 6 июня 1990 года Декларации о государственном суверенитете РСФСР , провозгласившей полноту власти РСФСР на ее территории и верховенство российского законодательства над союзным. Принятие Декларации поставило Россию вне правового пространства Союза, что способствовало его дальнейшему распаду и привело к «войне законов». Продемонстрированный правовой нигилизм по отношению к союзному законодательству послужил «сигналом к действию» для автономных республик по отношению уже к Российской Федерации. В июле–декабре 1990 они в одностороннем порядке изменили свой конституционный статус с автономий на национальные республики. Чтобы как-то разрешить складывающийся узел противоречий и не допустить распада государства, был разработан и подписан Федеративный договор от 31 марта 1992 г., включенный в состав Конституции РСФСР 1978 г. Он включал в себя три договора: с республиками; с краями, областями, городами федерального значения; и с автономными округами и областью, в которых закреплялись три группы предметов ведения: предметы ведения Федерации; совместного ведения и исключительного ведения субъектов РФ. Дальнейшая работа над моделью российского федерализма велась в рамках проведения Конституционного совещания (29 апреля - 10 ноября 1993 года)30. Разработке проекта Конституции России и определению существующей конституционно-правовой формы российского федерализма как модели территориального устройства предшествовала длительная общественно-политическая дискуссия. Конституция провозгласила равенство статусов всех субъектов федерации и зафиксировала равный объем властных полномочий, возможности законотворчества и организации структуры власти регионов. Несмотря на то, что только республики названы в конституции «государствами», Конституция ничего не говорит об их суверенитете, таким образом, обходя противоречие по поводу неравноправия субъектов РФ на формально-юридическом уровне. С 2000 г., с приходом к власти В.В. Путина возобладала противоположная тенденция к усилению централизации государственной власти, выстраиванию властной вертикали, приведению законодательства к соответствию Конституции. Были предприняты решительные меры по пересмотру системы федеративных отношений, получившие название федеративной реформы. За ее начало можно взять образование федеральных округов с учреждением института полномочных представителей Президента, в задачу которых входил контроль за органами государственной власти субъектов РФ со стороны федерального центра. Решающее значение здесь сыграло постановление Конституционного суда от 7 июня 2000 года, отрицавшее возможность существования другого суверенитета наряду с суверенитетом Российской Федерации на ее территории, и послужившие основой для пересмотра регионального законодательства субъектов и их договоров с центром. 21 июня 2001 года указом Президента РФ была образована Комиссия по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Таким образом, эти факторы стимулировали поиск вариантов децентрализации, предоставления большей экономической и политической свободы регионам без ущерба для государства в целом. Сам термин «федерализм» несет многозначную структуру и может обозначать как систему политических отношений, так и институциональную структуру или определенный тип политической культуры, совокупность ценностей и ориентаций политического сознания. Федерализм также можно понимать как технологию пространственного разделения власти в государстве, подобными технологиями является автономия регионов в унитарных государствах или кантонизация, то есть передача политических прав на уровень муниципалитетов. Р.Г. Абдулатипов, российский политолог и исследователь федерализма указывает, что федерализм – весьма широкое и многогранное понятие, которое нельзя сводить к административно-государственному устройству определенных стран. Прежде всего, это принцип демократического территориального обустройства разных народов и национальностей на территории единого государства с решением множества задач, зачастую разнонаправленных: «это сохранение его территориальной целостности; это соблюдение прав и интересов всех национальностей, свободное развитие их экономики, культуры, традиций путем тщательного учета их особенностей, интересов, равно как потребностей... Главным показателем успешного развития федерализма является соблюдение равноправия граждан независимо от их национальности и места проживания, на территории всей страны». Федерализм можно охарактеризовать как такую систему правления, в которой есть потенциал для реализации способности народа править в собственном смысле этого слова. А.В. Новикова указывает на это: «Классический федерализм замышлялся как противовес таким издержкам демократии, как тирания большинства, и поэтому стремился усложнить систему власти, разделив ее на соперничающие и сотрудничающие друг с другом части, создать «продуктивный конфликт» между органами власти. Принципы соревновательности и кооперации между органами власти – основа устойчивого федерализма и гражданских свобод». Таким образом, мы можем рассматривать понятие «федерализм» с разных позиций: - как вид государственного строительства, т.е. процесс формирования единого государства из отдельных субъектов, каждый из которых обладает ограниченным суверенитетом; - как сложную форму административно-территориального устройства государства, состоящую из территориальных единиц (субъектов) c одинаковым политико-правовым статусом; - как форму политико-правовой институционализации государства, конституционно-правовое закрепление соотношения суверенитета федерации и ее субъектов, а также правовое регулирование взаимоотношений между ними по основным сферам государственной деятельности; - как практику внутригосударственных договорных отношений, сотрудничества и компромисса между центром и регионами. В целом, федерализм предоставляет значительный простор для разрешения противоречий посредством поэтапного урегулирования и компромиссных соглашений, не прибегая к неправовым формам воздействия. В идеале федеративная система становится самоорганизующейся, е? автономные составляющие должны стремиться к упорядочению своих взаимоотношений, не обращаясь к какой-либо внешней силе. Федерализм дает возможность сообществам самостоятельно управлять делами, свободно объединяться и действовать в области законодательной, исполнительной и судебной властей. 1.4. Конституционно-правовое содержание принципа российского федерализма. Российский федерализм является наиболее приемлемой формой территориальной организации страны, позволяющей адекватно реагировать на проблемы, связанные с обширностью ее территорий и многонациональностью ее населения. Он рассматривается как одна из конституционных основ государственного устройства российского государства, и характеризуется следующими принципами: государственная целостность и единство системы государственной власти, разграничение полномочий и предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, равноправие и право на самоопределение народов проживающих на территории России, равенство субъектов в составе федерации между собой и во взаимоотношениях с федеральным центром. Все эти принципы находят закрепление в Конституции России и, в разной мере и с рядом оговорок, отражение в практической политической жизни страны. Конституция Российской Федерации уже в статье 1 в качестве одной из фундаментальных характеристик России определяет ее как федеративное государство. Основные принципы федерализма сформулированы в статьях 4 и 5 главы 1 Конституции России «Основы конституционного строя» , что предопределяет их несомненную значимость. В соответствии со статьей 135 Конституции РФ положения главы 1 не могут быть пересмотрены в «упрощенном порядке»: если предложение о пересмотре, в частности, главы 1 Конституции будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание, которое либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации. В связи с указанным обстоятельством сомнительными представляются предположения некоторых исследователей о возможности безболезненного перехода Российской Федерации к унитарной форме государственности. Федеративному устройству российского государства посвящена глава 3, в частности статья 65 Конституции РФ, определяющая субъектный состав Российской Федерации. Изменения в наименование и перечень субъектов Российской Федерации вносились 12 раз на основании 6 различных федеральных конституционных законов и 4 указов Президента Российской Федерации. Таким образом, текст Основного Закона отражает и фиксирует происходившие с российским федерализмом трансформации. В соответствии со статьей 5 Конституции РФ к ним относятся: - принцип государственная целостность Российской Федерации. Этот принцип подразумевает единство территории страны, распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию, единое правовое и экономическое пространство (ст.4, ст.74). -принцип единства системы государственной власти реализуется в единстве ее природы, ее источниках и целях деятельности, однотипности в институциональном оформлении власти на всех уровнях федерации, соподчинении и взаимодействии различных властных органов. Конституция РФ указывает на этот принцип в части 2 статьи 77. Также он закрепляется в частях 1, 2, 5 статьи 76 Конституции РФ, определяющих юридическую силу законодательных актов федеральной власти, и однозначно устанавливающих правовое первенство в случае противоречия между федеральным и региональным правовым актом федеральному. - принцип разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации подразумевает, что осуществление федеральной власти в России происходит на основе принципа ее вертикального разделения, когда компетенция государства делится на три группы полномочий: федерации, совместной компетенции и субъектов федерации, которые вправе самостоятельно определять собственную систему органов власти. Данный принцип закреплен в статьях 71 – 73 Конституции РФ через определение полномочий Федерации, вопросов совместного ведения и полномочий субъектов РФ. Таким образом, отсутствуют гарантии и механизмы защиты субъектов от вмешательства федерального центра в пределы властных полномочий субъектов с целью переопределения их в свою пользу. - принцип равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации. Народы Российской Федерации пользуются равными правами на самоопределение, т.е. прежде всего на избрание формы своей государственности. В настоящее время в Российской Федерации, в соответствии со статьей 65 Конституции РФ, существуют: 22 республики, одна автономная область и 4 автономных округа. Все они являются формой объединения многих народов. Это означает, что десятки народов обрели в Российской Федерации свою государственность, а, следовательно, реализовали на практике свое право на самоопределение. - принцип равноправия субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти провозглашается в 1 части статьи 5 Конституции РФ. Однако даже именитые конституционалисты признают, что указанный принцип нарушается указанной статьей Конституцией : часть 2 статьи 5 Конституции РФ указывает на некоторые исключительные права, присущие только республикам, в частности – право на собственную конституцию. Часть 2 статьи 68 Конституции РФ закрепляет право республик на второй государственный язык, и фактически отменяет равноправие, ставя обладание определенным правом в зависимость от обладания определенным статусом. Таким образом, исследуя конституционно-правовые основы российского федерализма выявлено, что, федерализм в России на уровне высшего закона государства – Конституции РФ, не имеет исчерпывающего закрепления в юридически и логически ясных, непротиворечивых и полных, т.е. исключающих произвольную трактовку, конституционных нормах. Практика современного этапа российского политического процесса, направленная на сохранение централизации и концентрацию власти в руках федерального центра, приводит серьезным нарушениям данных принципов, при полной неспособности субъектов федерации защитить свои интересы. ГЛАВА II Проблемы и перспективы реализации федеративных отношений в российской федерации. 2.1. Проблемы целостности Российской Федерации. Национальные отношения в Российской Федерации, в первую очередь, находят свое решение в Стратегии государственной национальной политике Российской Федерации на период до 2025 года. Несмотря на то, что данный документ является подзаконным правовым актом Российской Федерации, но не он развивает положения федеральных законов, а наоборот федеральные законы вносят конкретность в Стратегию. В соответствии с п.5 Стратегии, основными вопросами государственной национальной политики России, требующими особого внимания государственных и муниципальных органов, являются: 1. Сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, укрепление их духовной общности; 2. Обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств; Создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе; 4. Поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развития их связей с Россией. Национальными отношениями в регионах стабильны, но все еще требуют комплекса мероприятий для поддержания целостности. До сих пор проблемным направлением является Северный Кавказ, как бы не старались органы государственной власти центра привести регион к балансу, до окончательного стабильного положения необходимо применять меры. При федеративном устройстве государства важным моментом является сохранение баланса между принципом территориальной целостности и правом наций на самоопределение. В России это регулируется созданием автономных образований внутри самого государства. Таким образом, Российская Федерация сохраняет свою целостность, но дает возможность нации или этносу на широкий круг прав в различных сферах жизни общества. Но существует и определенная часть населения, которая пытается решить вопрос собственной независимости за счет политического терроризма, привлекая на свою сторону народы, схожие с ними этносом или религией. Для спонсирования таких мероприятий привлекаются финансовые политические средства других государств. Россия многонациональное и многоконфессиональное государство. На данный момент из-за влияния на людей средств массовой информации происходит определенное отторжение некоторых субъектов России. Основой данного вопроса является религия, ведь на территории России проживает более двадцати миллионов мусульман, и журналисты зачастую высказывают мнение, что это агрессивная и воинственная религия. В Российской Федерации самым уязвимым регионом остается Северный Кавказ. Это связано с целью международных террористических организаций, в основе которой лежит ослабление позиций России на данной территории. Причина данной цели обширны, но основной считается то, что на данной территории проживает довольно значимый процент мусульманского населения. Радикально настроенные религиозные деятели стремятся влиять на общественно-политические процессы не только в республиках Северного Кавказа, но и на территории всей Федерации. Целью такой категории активистов является дестабилизация обстановки не только в республиках Северного Кавказа, но и в стране, дискредитация госаппарата, ликвидация представителей других этнических групп ордоксальной исламской веры. Деятельность террористических организаций в массовом сознании россиян сформировали представление, что основой политического терроризма непосредственно является ислам. Содействует этому и наличие значительного количества разных по размеру террористических организаций, в названии которых присутствуют слова исламский, мусульманский. Политический терроризм имеет место не только в России, но и на международной арене. Он заявил о себе на глобальном уровне. Инициаторы конфликтных ситуаций используют религиозные чувства как инструмент влияния на психологию человека, для решения политических проблем, для реализации своих корыстных интересов. Российское государство создавалось как единение народов, системообразующим ядром которого исторически выступал русский народ. Важным шагом к формированию российской многонациональности являлось закрепление в Конституции Российской Федерации о российском народе-источнике власти, в то же время российский народ назывался многонациональным. По мнению В.А.Авксеьтева и В.А.Васильченко, не упоминание в тексте Стратегии государственной национальной политики упоминаний о российском федерализме абсолютно не дает оснований для упоминания российской политической элитой федерализма, как средства решения межнациональных проблем. Вследствие этого, основной проблемой в сфере национальных отношений и государственного устройства в современной России является невыполнение российским федерализмом возложенных на него функций в области национального единства государства. Результатом данного процесса является проблема миграции между регионами, это приводят к массовым межнацональным конфликтам, которые напрямую противоречат Конституции. Возникают и различного рода сепаратические волнения, вызванные политической элитой, чьи амбиции часто затрагиваются в правовой плоскости. Примерами данному явлению служат соответствие п.6 ст.18 Федерального закона от 6 октября 1999 года «184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов субъектов Российской Федерации», наименование должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не может содержать слов или словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства- Президента Российской Федерации. До января 2015 года должность высших должностных лиц республики Дагестан носила идентичное наименование «Президент». Проблемы, связанные с сохранением целостности федерации являются на сегодняшний день насущными практически для всех государств, имеющих федеративную структуру. Эти проблемы не обошли стороной и Российскую Федерацию. Россия как федеративное государство имеет ряд признаков, составляющих ее конституционно - правовой статус. И к ним относится суверенитет, территория, Конституция, федеративное законодательство, федеральное гражданство, система органов государственной власти, федеральная собственность, единые вооруженные силы, государственный язык и государственные символы. Рассмотрим лишь некоторые из них. Согласно Конституции Российская Федерация - это суверенное государство, обладающая всей полнотой власти на своей территории, и вопрос о суверенитете во всех федеративных государствах о его субъектах решен одинаково: федерация суверенна, а его субъекты - нет. Однако нормы ряда Конституций республик в составе Российской Федерации провозглашают суверенитет этих республик. Субъекты Российской Федерации обладают самостоятельностью только при решении вопросов своего предмета ведения. И термин суверенитет означает полную независимость, как во внутренних делах, так и во внешних отношениях, и субъекты Российской Федерации должны принимать только те правовые акты, которые не содержат норм, противоречащих Конституции и федеральному законодательству. Если бы республики в составе Российской Федерации действительно стали суверенными государствами, то это означало бы потерю суверенитета Российской Федерации и превращение ее в конфедеративный союз. С вопросом о суверенитете связан вопрос, о территории, то есть о пространственном пределе распространения суверенитета. В ст.4 Конституции Российской Федерации сказано: «Суверенитет России распространяется на всю ее территорию». Вообще, сам факт Конституционного закрепления территории государства - это уже существенная гарантия его территориальной целостности, так как для изменения территории понадобится и изменение самой Конституции.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Международные отношения, 55 страниц
3000 руб.
Дипломная работа, Международные отношения, 80 страниц
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg