Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Совершенествование методов управления персоналом в бюджетном учреждении (на примере ГБПОУ «Усть-Катавский индустриально-технологический техникум»)

irina_krut2019 2940 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 98 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.02.2020
Степень изученности проблемы. Теоретической и методологической базой исследования выступают труды российских и зарубежных авторов, раскрывающие вопросы управления персоналом некоммерческих и государственных организаций, а также нормативно -правовые законодательные акты, содержащие нормы права, регулирующие указанную область. Наиболее авторитетными авторами, рассматривающих в своих трудах обозначенную область знаний являются: А.Е. Карлик, В.В. Глухов, Е.Л. Кантор, Т.П. Некрасова, Питер Ф. Друкер и другие российские и зарубежные исследователи. Объект исследования - персонал ГБПОУ «Усть-Катавский индустриально-технологический техникум». Предметом исследования являются методы управления персоналом в бюджетном учреждении. Цель исследования – выявить проблемы в реализации методов управления персоналом в ГБПОУ «Усть-Катавский индустриально-технологический техникум» и предложить рекомендации, направленные на их совершенствование. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: 1. Изучить особенности управления бюджетным учреждением в сфере образования 2. Охарактеризовать содержание методов управления персоналом в бюджетном учреждении. 3. Рассмотреть проблемы управления персоналом в бюджетном учреждении в сфере образования. 4. Проанализировать методы управления персоналом в ГБПОУ «Усть-Катавский индустриально-технологический техникум», выявить недостатки в реализации методов управления персоналом. 5. Разработать рекомендации по совершенствованию методов управления персоналом в ГБПОУ «Усть-Катавский индустриально-технологический техникум», предложить проект внедрения рекомендаций и дать оценку эффективности предложенных рекомендаций. В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ нормативно-правовых актов, статистических данных, иных источников, наблюдение. Научная новизна состоит в разработке и обосновании рекомендаций по совершенствованию реализации методов управления персоналом в бюджетном учреждении. В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические аспекты управления персоналом в бюджетном учреждении. Во второй главе проведен анализ методов управления персоналом в ГБПОУ «Усть-Катавский индустриально-технологический техникум», выявлены недостатки в реализации методов управления персоналом. В третьей главе разработаны основные направления совершенствования методов управления персоналом в ГБПОУ «Усть-Катавский индустриально-технологический техникум», предложен проект внедрения рекомендаций и дана оценка эффективности предложенных рекомендаций.
Введение

Актуальность темы данного исследования связана с тем, что в современных условиях хозяйствования особую роль в формировании стратегической эффективности деятельности организации, в т.ч. некоммерческой играет такой ресурс, как персонал организации. Следует отметить, что при рассмотрении вопросов эффективности деятельности хозяйствующего субъекта следует выделять не только экономическую, финансовую и инвестиционную эффективность, но, а также социальную, экологическую и иные виды эффективности. На достижение последних, как правило, ориентирована деятельность некоммерческих организаций. Достижение стратегических целей повышения конкурентоспособности российского образования невозможно без обеспечения высокого профессионального уровня персонала в российской образовательной системе, формирования современной системы управления человеческими ресурсами и развития их потенциала. В бизнесе сегодня успешно применяются прогрессивные формы и методы управления персоналом, однако в образовательной сфере, где исключительно высока роль нематериальных активов (накопленный интеллектуальный потенциал, бренд, имидж вуза, репутация его ведущих сотрудников), проверенные на практике современные формы управления персоналом практически не используются. Управление человеческими ресурсами образовательного учреждения можно определить как систему разработки и реализации взаимосвязанных, тщательно продуманных решений по поводу формирования кадрового потенциала образовательного учреждения за счет привлечения талантливых сотрудников, перераспределения их внутри организации на основе вертикальной и горизонтальной ротации, эффективного их использования, оценки результатов работы и стимулирования, а также непрерывного обучения и развития персонала. Таким образом, имеет место противоречие между объективными потребностями в реализации управления образовательными учреждениями на подходах, требующих переоценки приоритетов в системе поиска резервов повышения эффективности управления персоналом, с одной стороны, и сложившейся практикой управления образовательными учреждениями, с другой стороны.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 5 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ……..……..………………………………. 8 1.1 Особенности управления бюджетным учреждением в сфере образования …………………………………………………………. 8 1.2 Содержание методов управления персоналом в бюджетном учреждении …………………………………………………………… 19 1.3 Проблемы управления персоналом в бюджетном учреждении в сфере образования…………………………………………………….. 27 2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ГБПОУ «УСТЬ-КАТАВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧСЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»…………………………………………………………………. 40 2.1..Структура и характеристика деятельности ГБПОУ «Усть- Катавский индустриально-технологический техникум»…………… 40 2.2.. Анализ методов управления персоналом в ГБПОУ «Усть-Катавский индустриально-технологический техникум»….... 55 2.3..Недостатки в реализации методов управления персоналом в ГБПОУ «Усть-Катавский индустриально-технологический техникум»……………………………………………..…………….… 72 3.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ГБПОУ «УСТЬ-КАТАВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧСЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»…………… 74 3.1. Мероприятия по совершенствованию методов управления персоналом в ГБПОУ «Усть-Катавский индустриально- технологический техникум»………………………………………… 74 3.2. Проект внедрения предложенных рекомендаций………………... 78 3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий………………. 85 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 88 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….………….. 92 ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………. 98
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // Российская газета. 1993. 25 декабря // Правовая база «Консультант-плюс». 2. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010 N 83-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 мая 2010 г. N 19 ст. 2291. // Правовая база «Консультант-плюс». 3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года // Собрании законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. N 53 (часть I) ст. 7598. // Правовая база «Консультант-плюс». 4. Приказ Минобрнауки от 25.04. 2005 г. №126 «О головных вузах и организациях в Российской Федерации по реализации основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией и вузах, координирующих в федеральных округах Российской Федерации реализацию основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией» // Бюллетень Министерства образования и науки Российской Федерации, 2005 г. N 7. // Правовая база «Консультант-плюс». 5. Приказ Минобрнауки от 25.02. 2005 г. №40 «О реализации положений Булонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации» // Правовая база «Консультант-плюс». 6. Архипова, Н.И. Управление персоналом организации. Краткий курс для бакалавров [Текст] / Н.И. Архипова, О.Л. Седова. - М.: Проспект, 2016. - 224 c. 7. Атаманчук, Г.В. Система государственного и муниципального управления [Текст]: учебник / Г.В. Атаманчук. – М.: РАГС. 2008. – 489 с. 8. Бадал, Н.А. Роль индикаторов в формировании стратегии социально-экономического развития муниципального образования [Текст] / Н.А.Бадал // Политика, экономика и инновации. – 2016. – № 8(10). – С.1-6. 9. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом. Практикум [Текст] : Учебное пособие / Т.Ю. Базаров. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 239 c. 10. Бедяева, Т.В. Управление персоналом на предприятии туризма [Текст] : Учебник / Т.В. Бедяева, А.С. Захаров; Под ред. проф. Е.И. Богданов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 180 c. 11. Бобкова, Н.Г. Система управления персоналом в современных условиях / Н.Г. Бобкова. // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование, 2014. – №1 (41). – С.209-214. 12. Бугаков, В.М. Управление персоналом [Текст] : Учебное пособие / В.П. Бычков, В.М. Бугаков, В.Н. Гончаров; Под ред. В.П. Бычкова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 237 c. 13. Бухалков, М.И. Управление персоналом: развитие трудового потенциала [Текст] : Учебное пособие / М.И. Бухалков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 192 c. 14. Василенко, И. А. Государственное и муниципальное управление [Текст] : учебник для бакалавров / И. А. Василенко. - 5-е изд., испр. и доп. –М.: Юрайт, 2013. –495 с. 15. Веснин, В.Р. Управление персоналом в схемах [Текст] : Учебное пособие / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2015. - 96 c. 16. Генкин, Б.М. Управление человеческими ресурсами [Текст] : Учебник / Б. М. Генкин. – М. : ИНФРА-М, 2013. – 464 с. 17. Дейнека, А.В. Управление персоналом организации [Текст] : Учебник для бакалавров / А.В. Дейнека. - М.: Дашков и К, 2015. - 288 c 18. Зайцева, Н.А. Управление персоналом в гостиницах [Текст]: Учебное пособие / Н.А. Зайцева. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 c. 19. Зайцева, Т.В. Управление персоналом [Текст] : Учебник / Т.В. Зайцева, А.Т. Зуб.. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 336 c. 20. Исаева, О.М. Управление персоналом [Текст] : Учебник и практикум для СПО / О.М. Исаева, Е.А. Припорова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 244 c. 21. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация [Текст] : Учебное пособие / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 301 c. 22. Кибанов, А.Я. Управление персоналом: конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда [Текст] : Монография / А.Я. Кибанов, Ю.А. Дмитриева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 229 c. 23. Кибанов, А.Я. Управление персоналом: теория и практика. Организация профориентации и адаптации персонала [Текст] : Учебно-практическое пособие / А.Я. Кабанов, Е.В. Каштанова. - М.: Проспект, 2015. - 56 c. 24. Кибанов, А.Я. Управление персоналом: Учебное пособие / А.Я. Кибанов, Г.П. Гагаринская, О.Ю. Калмыкова, Е.В. Мюллер. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 238 c. 25. Кожуров, Н. А. Проблемы управления персоналом (на примере ФГБО ВПО «МГУПП»)[Текст] / Н.А.Кожуров. // Молодой ученый. - 2014. - №9. - С. 284-286. 26. Лукьянова, Т.В. Управление персоналом. Теория и практика. Управление инновациями в кадровой работе / Т.В. Лукьянова и др. - М.: Проспект, 2015. - 72 c. 27. Мальцева Т. И. Система управления персоналом образовательного учреждения [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2016. – С. 43-44. 28. Маслова, В.М. Управление персоналом [Текст] : Учебник и практикум для академического бакалавриата / В.М. Маслова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 492 c. 29. Маслова, В.М. Управление персоналом [Текст] : Учебник и практикум для СПО / В.М. Маслова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 492 c. 30. Маслова, В.М. Управление персоналом [Текст] : Учебник и практикум для академического бакалавриата / В.М. Маслова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 492 c. 31. Маслова, В.М. Управление персоналом [Текст] : Учебник и практикум для СПО / В.М. Маслова. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 492 c. 32. Мелихов, Ю.Е. Управление персоналом: портфель надежных технологий [Текст] : Учебно-практическое пособие / Ю.Е. Мелихов, П.А. Малуев. - М.: Дашков и К, 2015. - 344 c. 33. Митрофанова, Е.А. Управление персоналом: теория и практика. Аудит, контроллинг и оценка расходов на персонал [Текст] : Учебно-практическое пособие / Е.А. Митрофанова. - М.: Проспект, 2015. - 80 c. 34. Митрофанова, Е.А. Управление персоналом: Теория и практика. Оценка результатов труда персонала и результатов деятельности подразделений службы управления персоналом [Текст] : Учебно-практическое пособие / Е.А. Митрофанова. - М.: Проспект, 2015. - 72 c. 35. Михайлина, Г.И. Управление персоналом [Текст] : Учебное пособие / Г.И. Михайлина, Л.В. Матраева. - М.: Дашков и К, 2016. - 280 c. 36. Михайлина, Г.И. Управление персоналом: Учебное пособие / Г.И. Михайлина, Л.В. Матраева. - М.: Дашков и К, 2016. - 280 c. 37. Моргунов, Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение [Текст] : Учебник для академического бакалавриата / Е.Б. Моргунов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 424 c. 38. Моргунов, Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение [Текст] : Учебник для академического бакалавриата / Е.Б. Моргунов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 424 c. 39. Одегов, Ю. Г.Аудит и контроллинг персонала [Текст] : Учебник / Ю. Г. Одегов. – М.: Альфа-Пресс, 2014. – 671 с. 40. Одегов, Ю.Г. Управление персоналом [Текст] : Учебник для бакалавров / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 513 c. 41. Оксинойд, К.Э. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации [Текст] : Учебно-практическое пособие / К.Э. Оксинойд. - М.: Проспект, 2014. - 64 c. 42. Полякова, О.Н. Управление персоналом [Текст] : Учебник / И.Б. Дуракова, Л.П. Волкова, Е.Н. Кобцева, О.Н. Полякова . - М.: ИНФРА-М, 2016. - 570 c. 43. Решетникова, К.В. Конфликты в системе управления: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Менеджмент организаций", "Государственное и муниципальное управление", "Управление персоналом" /[Текст] К.В. Решетникова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 175 c. 44. Рой, М.О. Система государственного и муниципального управления [Текст] / М.О.Рой. – Спб.: «Питер», 2014. –412с. 45. Семёнов, А.Г. Управление персоналом (для бакалавров) [Текст] / А.Г. Семёнов, Т.Е. Баева, С.Н. Бекасова. - М.: КноРус, 2014. - 432 c. 46. Сосков, В.И. Управление персоналом организации [Текст] / В.И. Сосков. - М.: КноРус, 2016. - 512 c. 47. Сотников, С.А. Управление персоналом организации [Текст] / С.А. Сотников. - М.: КноРус, 2017. - 512 c. 48. Тебекин, А.В. Управление персоналом [Текст]: Учебник / А.В. Тебекин. - М.: КноРус, 2016. - 624 c. 49. Троицкая, Н.А. Управление персоналом [Текст] / Н.А. Троицкая, М.В. Шилимов. - М.: КноРус, 2015. - 624 c. 50. Федорова, Н.В. Управление персоналом [Текст] : Учебник / Н.В. Федорова, О.Ю. Минченкова. - М.: КноРус, 2016. - 432 c. 51. Финансирование образовательных учреждений: особенности и перспективы // Справочник руководителя образовательного учреждения, 2017. Режим доступа: https://www.menobr.ru/article/65213-qqq-17-m3-finansirovanie-obrazovatelnyh-uchrejdeniy-osobennosti-i-perspektivy?ustp=W (адата обращения 12.05.2018). 52. Яхонтова, Е.С. Стратегическое управление персоналом [Текст] : Учебное пособие / Е.С. Яхонтова. - М.: ИД Дело РАНХиГС, 2015. - 384 c. 53. Официальный сайт Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Усть-Катавский индустриально-технологический техникум» //
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 1.1 Особенности управления бюджетным учреждением в сфере образования Российская школа уже второе десятилетие живет в условиях непрекращающегося реформирования. Меняются содержание образования, методы и формы, приходят новые технологии, преобразуются схемы финансирования. Образовательное заведение – это организация, а значит, подобные вещи неизбежно ведут к необходимости изменений во взаимодействиях работающих в ней людей [7,с.209]. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ [2] определяет три типа государственных (муниципальных) учреждений: казенные, бюджетные и автономные учреждения, с 01 января 2011 года. Все три типа учреждений – государственные или муниципальные, и отличаются по степени финансово-хозяйственной самостоятельности и независимости от государства. Казенные учреждения – учреждения осуществляющие оказание государственных услуг и исполнение государственных муниципальных функций в целях реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления. Деятельность казенных учреждений полностью финансируется из бюджета. Осуществлять коммерческую деятельность такие учреждения могут только в случае прямого указания в уставе и наличии разрешения министерства финансов. Доходы, полученные от коммерческой деятельности, должны быть перечислены в соответствующий бюджет. Бюджетным учреждениям признаются некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта и иных сферах. Деятельность таких учреждений финансируется в виде субсидий. Они могут заниматься коммерческой деятельностью только в рамках основного вида деятельности при этом полученные средства могут быть израсходованы на собственные нужды учреждения. Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная для выполнения работ и оказания услуг в целях осуществления полномочий в сферах науки образования здравоохранения и иных сферах. Автономные учреждения финансируются как и бюджетные виде субсидий. Такие учреждения могут заниматься любым видом коммерческой деятельности и использовать полученные средства на собственные нужды. Бюджетные учреждения характеризуются следующими признаками [2]: 1. Учредителями могут являться органы государственной власти РФ, субъектов РФ, а также органы местного самоуправления. 2. Учреждения создаются для осуществления управленческих социально- культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера. 3. Деятельность учреждений финансируется из соответствующего бюджета. 4. Основой для выделения и расхода бюджетных средств, является смета (план) доходов и расходов, утверждаемых в установленном порядке. Номер счета бюджетного учета состоит из 26 разрядов при формировании счета бюджетного учета используется следующая структура: 1 -17 разряд код по классификационному признаку доходов и расходов (бюджетная классификация). 18 разряд код вида деятельности (финансирование). 19-21 разряд код синтетического счета. 22-23 разряд код аналитического счета. 24-26 разряд код по классификационному признаку операций сектора государственного управления (ОСГУ). [2] Установлено, в частности, что бюджетное учреждение вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности (т.е.реализации полномочий государственных органов или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и в иных сферах), для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Установлено также, что финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением государственного (муниципального) задания будет осуществляться в виде субсидий из соответствующего бюджета. Подробно регламентированы порядок формирования государственных (муниципальных) заданий и порядок финансового обеспечения их выполнения, порядок определения особо ценного движимого имущества и крупных сделок, распоряжаться которым и совершать которые бюджетные учреждения вправе только с согласия собственника учреждения, перечень обязательных для опубликования сведений о деятельности бюджетного учреждения. Основные отличия автономного, бюджетного и казенного учреждения приведены в приложение А. Особенности функционирования бюджетных учреждений сформулируем следующим образом: ? Учредители: РФ, субъект РФ или муниципальное образование. ? Оказывает услуги в сферах образования, медицины, спорта, культуры, занятости населения и иных сферах. ? Вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которого оно создано. Приносящая доход деятельность должна соответствовать этим целям и быть указана в учредительных документах данного учреждения. Доходы, полученные от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество, поступают в распоряжение учреждения (п .п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ). ? Имуществом закрепляется на праве оперативного управления (п. 4 ст. 298 ГК РФ). ? Вправе распоряжаться имуществом, за исключением недвижимого и ценного движимого имущества, распоряжение которым осуществляется с согласия собственника. ? Заключение крупных сделок: С согласия органа, наделенного функциями и полномочиями учредителя (п. 13 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ). ? Отвечает имуществом (кроме недвижимого и особо ценного), собственник не отвечает по обязательствам учреждения (п. 10 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ). ? Руководит учреждением : руководитель назначенный учредителем. Нормативные документы. Основной документ, регулирующий деятельность образовательных учреждений, - это Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. [3] В нем изложено отношение к процессу обучения и регламентирована его финансовая составляющая. Поскольку система обучения находится на стадии реформирования и совершенствования, время от времени появляются новые указы и приказы, и перечень нормативных актов постоянно пополняется, но на сегодня в него включены: 1. Конституция РФ; 2. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы; 3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года; Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010 N 83-ФЗ (последняя редакция); 4. Приказ Минобрнауки от 25.04. 2005 г. №126 «О головных вузах и организациях в Российской Федерации по реализации основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией и вузах, координирующих в федеральных округах Российской Федерации реализацию основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией»; Приказ Минобрнауки от 25.02. 2005 г. №40 «О реализации положений Булонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации»; 5. Примерные положения об организации учебного процесса; 6. Концепция модернизации системы образования в России; 7. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 638 г. Москва «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования»; 8. Типовые положения о дополнительном обучении [50]. В список также входят законы, постановления, указы и распоряжения, касающиеся отдельно каждого «этажа» образовательной системы. Источники финансирования образовательных учреждений. В условиях, когда бюджетное субсидирование не позволяет в полной мере покрыть расходы школы по поддержанию непрерывного процесса предоставления воспитательно-образовательных услуг, школы стараются изменить действующие механизмы финансового обеспечения (рисунок 1.1) и найти дополнительные возможности для получения денежных дотаций. Основные источники финансирования работы образовательных учреждений: Рисунок 1.1 – Механизмы финансирования бюджетных учреждений [50] 1. Получение дополнительных доходов от использования имущества. В случае достижения договоренности с учредителем, школьная администрация имеет право передавать отдельные объекты инфраструктуры в лизинг или аренду. 2. Предоставление платных образовательных услуг в соответствии с установленным регламентом. 3. Выполнение обязанностей по развитию отдельных отраслей образования с целью получения грантов, спонсорской поддержки. 4. Достижение дополнительных показателей — высоких результатов освоения отдельных дисциплин или определенного места в общешкольном рейтинге на муниципальном, федеральном уровнях. 5. Экономия расходов хозяйственной деятельности. Поскольку финансовые ресурсы на погашение коммунальных платежей переводятся на счет образовательных учреждений, экономия позволяет обеспечить стабильный источник дополнительного дохода [50]. Бюджетное финансирование образовательных учреждений. Право каждого гражданина Российской Федерации на получение среднего образования закреплено в ст. 43 Конституции РФ [1]. Поэтому сохранение бесплатной системы образования, функционирование которой достигается за счет бюджетного финансирования деятельности образовательных учреждений, остается приоритетным. Но в условиях нового времени существующая система спонсирования школ изжила себя. Как свидетельствуют статистические данные, Госказначейство покрывает около 30-40 % потребностей образовательных учреждений, что гарантирует лишь слабое обеспечение деятельности школ на текущем уровне и вызывает: Качественное и количественное снижение материально-технических ресурсов, необходимых для ведения воспитательно-образовательного процесса. Кадровые проблемы: работа в сфере образования является непристижной, как следствие – невостребованной. Территориальная дифференциация образовательных учреждений не учитывается. В таблице 1.1. представим особенности системы финансирования в сфере обеспечения образовательных учреждений. Таблица 1.1 – Особенности системы финансирования в сфере обеспечения образовательных учреждений [50] Этапы Ответственные Разработка и утверждение норм бюджетных дотаций. Органы власти субъектов РФ имеют право увеличить утвержденные нормы за счет ресурсов собственных бюджетов. Федеральные органы исполнительной власти Установление заданий по предоставлению услуг по обучению и воспитанию. Федеральные органы исполнительной власти Определение заданий по выполнению образовательного минимума подведомственным распорядителям ресурсов. Главные распорядители бюджетных средств Составление смет на очередной финансовый год на основе полученных заданий по предоставлению услуг. Организация внутришкольного финансового контроля. Директора образовательных учреждений Отслеживание соблюдения нормативов финансовых затрат. Органы государственного и финансового муниципального контроля Порядок реализации подушевого финансирования образовательных учреждений представим в таблице 1.2. Таблица 1.2 – Порядок реализации подушевого финансирования образовательных учреждений [50]. Элементы системы обеспечения Порядок утверждения Федеральный норматив финансирования на одного учащегося Принимается ежегодно, обязателен для исполнения федеральными и региональными органами управления. Продолжение таблицы 1.2 1 2 Увеличенный норматив Принимается субъектами РФ в случаях, если выделенных государством средств недостаточно для выполнения госзадания, обеспечения образовательных услуг на должном уровне. Разницу денежных показателей региональные бюджеты минимизируют своими силами. Поправочный коэффициент Вводится на общегосударственном уровне для обеспечения равенства условий ведения процесса обучения детей с особыми потребностями, учеников сельских школ, а также школьников, проживающих в регионах с неблагоприятными климатическими условиями. Нужно сказать, что в современных российских условиях существуют общие черты, которые можно отнести к любому учреждению – как к учебному заведению, так и к коммерческой структуре. Кратко обозначим их, поскольку они имеют непосредственное отношение к особенностям работы с персоналом. Это нестабильность, непредсказуемость социально-экономической ситуации, что подтверждает текущий экономический кризис. Образовательное учреждение здесь находится в тех же условиях, что и любая другая организация. Нестабильность внешней ситуации – это тот фактор, который непосредственно оказывает влияние и на работу с персоналом, и в целом на формирование организационной структуры учреждения [7,с.211]. Тем не менее, именно у образовательного учреждения есть особенности, отличающие его от коммерческого предприятия. Они принципиальным образом сказываются на построении взаимодействия с сотрудниками. Большое влияние государства на осуществление деятельности. Руководитель отдельно взятого образовательного учреждения не отвечает в полной мере за работу своей организации, она регулируется государственными структурами на местном и федеральном уровнях. Причем с одной стороны это касается жесткой регламентации и стандартизации основной (образовательной) деятельности, с другой – «сопутствующих» направлений. К.М. Ушаков отмечает, что следствием этой специфики становится ограниченность финансовых ресурсов не только относительно их количества, но и качества, имея в виду, что поступление денег нерегулярно и сложно планируемо, бюджетные средства строго закреплены заранее за статьями расходов, а внебюджетные слабо юридически обоснованы [17,с.69]. То же касается ограниченности юридических ресурсов. Образовательное заведение имеет крайне низкий уровень свободы в издании локальных нормативных актов, что важно и с точки зрения управления персоналом. Однако такая ресурсная ограниченность ведет к повышению роли ресурсов человеческих как наиболее «подвластных» руководителю. Социальный характер деятельности. Образовательное учреждение как организация несет огромную социальную ответственность перед обществом за качество своей деятельности, ведь образование нельзя вырвать из общего контекста развития общества и государства. Таким образом, образовательное заведение не просто предоставляет образовательные услуги, но и осуществляет важную социальную миссию. Консерватизм. Образовательное учреждение традиционно отличается высоким консерватизмом. Многие схемы, стандарты, технологии деятельности существуют в неизменном виде на протяжении десятилетий, а то и столетий, поэтому очень трудно поддаются преобразованиям даже при изменениях социально-экономической ситуации. К.М. Ушаков, говоря о сопротивлении нововведениям при работе с персоналом образовательного учреждения, выделяет несколько уровней их проведения [17,с.75]. Педагог отмечает, что, если при взаимодействии руководителя с отдельным сотрудником осуществление перемен еще возможно, в плане организационных процедур это сделать уже сложнее. А в дальнейшем изменения организационной культуры практически невозможны, поскольку она не просто принадлежит отдельно взятой организации, а формировалась в образовательной среде на протяжении ряда лет. Некоммерческий характер деятельности. Цель образовательного учреждения не заключается в максимизации получаемой прибыли. Даже частные образовательные учреждения обычно не формулируют свои задачи таким образом, для государственных же это полный нонсенс. Данный фактор определяет и специфику работы с персоналом. В условиях невозможности подсчета эффективности деятельности в размерах прибыли (самый простой и понятный способ) возникает вопрос критериев оценки работы, как всего образовательного учреждения, так и отдельных сотрудников [20,с.38]. Актуальная социально-экономическая ситуация и образовательные реформы приводят к тому, что в современных образовательных учреждениях появляются новые направления деятельности, а некоторые начинают играть более значимую роль. Так, возникает необходимость в более грамотном финансово-экономическом планировании, поскольку образовательные учреждения получают больше финансовой автономии. Важными становятся такие нетрадиционные для образовательного учреждения направления, как маркетинг и связи с общественностью. В первую очередь это вызвано введением подушевого финансирования, в условиях которого учебные заведения часто вынуждены конкурировать в борьбе за ученика. Связано это и с общим влиянием школы не только как образовательной, но и как общественной организации в рамках своего района, города, страны. Относительно образовательного учреждения начинают фигурировать такие термины, как имидж, бренд [21,с.19]. Все чаще в связи с управлением образовательным учреждением звучат понятия «менеджмент качества» и «стратегический менеджмент». Также представляет интерес в рассматриваемом аспекте характеристика структуры персонала общеобразовательного учреждения [22,с.43]. По социально-демографическим признакам педагогический коллектив составляют преимущественно женщины (около 80% по данным на период 1995–2006 гг.) в возрасте 30–50 лет с высшим профессиональным образованием (около 80%). Кадровый состав образовательного учреждения по сравнению с большинством предприятий характеризуется повышенной однородностью по профессиональному признаку. Если в «классической» компании представлено несколько разнородных профессиональных групп (например, технологи, экономисты, специалисты по информационным технологиям, продажам и т.д.), то абсолютное большинство персонала любого образовательного учреждения – это представители одной специальности (педагог, учитель). Такая социально-демографическая и профессиональная однородность педагогического коллектива имеет свои плюсы и минусы с точки зрения управления персоналом. Развитие организационной структуры управления. Оргструктура не просто воспроизводит специфику деятельности компании, она является инструментом эффективного взаимодействия между сотрудниками и демонстрирует результативность управленческих воздействий, отражает разделение на отделы, распределение функционала, иерархию подчинения. Для большинства современных российских учебных заведений характерны традиционные иерархические структуры, которые, как известно, не имеют успеха в условиях проведения изменений. Если линейные связи в образовательном учреждении обычно достаточно отлажены и результативны, то между отделами они зачастую становятся труднореализуемой целью. Особенно это касается командного взаимодействия. К.М. Ушаков отмечает, что большие трудности возникают при попытках создания рабочих и проектных групп (команд), поскольку принцип взаимодействия в них – выравнивание статусов, что очень сложно реализовать в жестко иерархичной структуре образовательного учреждения. Тем не менее, именно в формировании более гибких оргструктур – большой потенциал управления образовательным учреждением. 1.2 Содержание методов управления персоналом в бюджетном учреждении Метод управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей [15, с.29]. Слово «метод» греческого происхождения, что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. По сути, способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации, выступают как методы менеджмента. Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей. Рассматриваемые нами методы менеджмента применяются по отношению к трудовым коллективам в целом и отдельным работникам в частности. Поэтому их следует интерпретировать как способы управленческого воздействия на трудовые коллективы и человека. Такой подход связан с общей концепцией менеджмента как целенаправленного воздействия на управляемые объекты, в качестве которых выступают предприятия, организации, объединения и коллективы трудящихся Метод управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией [34,с.126]. Множественность методов менеджмента и разные подходы к их классификации усложняют задачу выбора тех из них, которые будут более эффективны при решении конкретных управленческих задач. Тенденция к росту числа и разнообразия методов управления требует упорядочения всей их совокупности путем классификации по определенным критериям. Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму. Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления (фирма, отдел, подразделение, компания и т.д.) [38,с.117]. Содержание - это специфика приемов и способов воздействия. Организационная форма - воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие. В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания (комбинации). Следует отметить, что в экономической литературе нет единого толкования содержания, объекта воздействия и классификации методов управления. Одни авторы классифицируют методы управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает, по сути, административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему. Другие характеризуют их по способам и приемам воздействия. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга, находятся в постоянном динамическом равновесии Направленность методов управления всегда одна и та же - на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности [39,с.118]. Следует исходить из того, что в конкретном методе управления определенным образом сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная форма. В связи с этим можно выделить следующие методы управления: ? административные; ? экономические; ? социально-психологические [41,с.159]. Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как методы кнута. Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов и по способам воздействия известны как методы пряника. Социально-психологические методы основаны на способах мотивации и морального воздействия на людей и известны как методы убеждения. Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, культура трудовой деятельности. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления. Управленческое воздействие экономических и социально-психологических методов носит косвенный характер. Нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов и трудно определить силу их воздействия на конечный эффект [42,с.215]. Экономические методы управления - это элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается поступательное движение организации. Важнейшим экономическим методом управления персоналом является технико-экономическое планирование, которое объединяет и синтезирует в себе все экономические методы управления [24,с.98]. С помощью планирования определяется программа деятельности организации. После утверждения планы поступают линейным руководителям для руководства работой по их выполнению. Каждое подразделение получает перспективные и текущие планы по определенному ряду показателей [44,с.232]. Огромное значение в системе материального стимулирования имеет эффективная организация заработной платы в соответствии с количеством и качеством труда. При рыночной системе хозяйствования в условиях сложного взаимодействия системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения усиливается роль экономических методов управления. Они становятся важнейшим условием создания целостной, эффективной и гибкой системы управления экономикой организации. Оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы. Она обеспечивает связь между результатами труда и его процессом и отражает количество и сложность труда работников различной квалификации. Устанавливая должностные оклады для служащих и тарифные ставки для рабочих, руководство предприятия определяет нормативную стоимость рабочей силы с учётом средних затрат труда при его нормальной продолжительности [45,с.207].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Управление персоналом, 89 страниц
2670 руб.
Диссертация, Управление персоналом, 105 страниц
990 руб.
Диссертация, Управление персоналом, 96 страниц
7450 руб.
Диссертация, Управление персоналом, 136 страниц
4080 руб.
Диссертация, Управление персоналом, 92 страницы
880 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg