Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Институт суда присяжных заседателей: история и современность.

irina_krut2019 336 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.02.2020
Предметом исследования данной курсовой работы служат исторические периоды возникновения и развития института суда присяжных в России и правовой статус присяжного заседателя в современной России. Структурно работа состоит из введения, двух глав и заключения, изложенных на страницах текста. При написании работы использовались пособия по уголовному праву, пособия по уголовно - правовой дисциплине и т.д. Различные источники помогают решить задачи данной курсовой работы, плотно изучить ее и сделать вывод о том, что существование института суда присяжных и ее деятельность всегда было актуальным и будет таковым на настоящий момент. Именно поэтому важно чтобы все граждане знали и уважали закон, участвовали в его осуществлении, и держали под контролем его исполнение.
Введение

В теории права суд – это ветвь власти, где государство сознательно идёт на самоограничение, которое выражается, в том числе и в участии народа в отправлении правосудия. И чем сильнее это ограничение, тем более независимо правосудие. Суд присяжных – это противовес государственному произволу, а в наших условиях – самая действенная гарантия против коррупции и зависимого суда. Формирование суда присяжных началось еще в Х веке в Англии. В период преобразований конца XVIII — начала XIX века суд постепенно перешел в страны континентальной Европы, потому что институт суда присяжных являлся демократическим нововведением, завершивший этап судебного произвола в старорежимной монархии Европы. Такая форма суда считалась лучшей, так как именно представители народа принимали решения по поводу правосудия. Французский император Наполеон I был активным сторонником такого суда, он сделал многое для упрочения позиций этого суда во Франции и для его внедрения во мно¬гих других европейских государствах. Введения данного института во многие западноевропейские страны, стало примером для России, которая сразу же последовала ему. Такая тема, как институт суда присяжных заседателей является непосредственно очень актуальной в наше время, потому что именно преобразования в разных областях жизни современной России останутся в памяти наших потомков. Институт суда присяжных как раз является таким преобразованием. В своей истории российский суд присяжных не стоял на месте, а развивался в «ногу со временем», тем самым соответствуя изменениям, которые происходили в государственном устройстве страны. Началом института суда присяжных заседателей в России стало Судебная реформа Александра II, которая была введена в 1864 г., но такая форма суда просуществовала до 1917 г. Но в 1991г. суд присяжных был снова введен и начал свою новую жизнь. Именно с этого года началась реставрация суда присяжных в России, а сам институт начал действовать в июле 1993 г. Главной характерной чертой института суда присяжных является возможность включения в деятельность по осуществлению правосудия любого гражданина, способного стать присяжным заседателем, именно они решали вопрос правосудия, а не профессиональными судьями. Для общества очень важна судебная система, т.к. именно суд является гарантом по защите прав и интересов гражданина. А суд присяжных – это привлечение представителей общества в осуществлении правосудия по особо серьезным делам. Это новая форма судопроизводства в современной России, которая совершенно меняет содержание уголовного процесса. На текущий момент существует много вопросов, которые связаны с процессом доказывания в суде присяжных в применении к действующему уголовно-процессуальному законодательству. В основном эти вопросы по поводу возникновения и деятельности российского суда присяжных заседателей. Следовательно, необходимо изучить становление данного института в XIX веке, его изменения, развитие и этапы, которые длились на протяжении более трех веков. А также определить, каким изменениям повергся суд присяжных и дошел до наших дней.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Становление института присяжных заседателей 5 в Российской Империи. 5 1.1 Судебный устав 1864 года. 5 1.2 Кризис российского суда присяжных 1878-1889 гг. 7 1.3 Развитие суда присяжных заседателей после окончания 11 кризиса 1878-1889гг. 11 §1.4. Законодательная деятельность Временного Правительства. 13 Глава 2. Правовой статус присяжного заседателя в современной России. 15 §2.1. Статус присяжных заседателей в Российской Федерации. 15 2.2 Порядок формирования списков и коллегии присяжных заседателей 18 2.3 Гарантии независимости и неприкосновенности 22 присяжных заседателей. 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25 Список использованных материалов и литературы 28
Список литературы

Нормативно-правовые акты "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ); «Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» от 27 октября 1960 г; «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2018); «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.05.2018); «Кодекс РСФСР об административных правонарушениях»(утв. ВС РСФСР 20.06.1984) (ред. От 16.07.1993); Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР»; Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. ред-от 28.11.1994) «О судоустройстве РСФСР»; Федеральный закон от 20.08.2004 N 113-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации». Иная специальная литература. Андреев И.Л. История России: конец XVII-XVIII вв. //Санкт-Петербург// 2016г.; Акуев К. Рассмотрение уголовного дела районным судом с участием присяжных заседателей. //Юр.Центр// 2017г.; Владимиров Л.Е. Суд присяжных. Условия действия института присяжных и метод разработки доказательств. //Ленанд// 2016г.; Волобуев О.В. История России:XX в - начало XXI в.//М.// 2010г.; Демичев А.А. Суд присяжных как институт гражданского общества: история и современность. //2011г.; Ильюхов А.А. Российская и зарубежная модели развития института присяжных заседателей. Исторический аспект. //Журнал российского права// 2008г.; Исаев И.А. История государства и права зарубежных стран.//«Проспект»// 2015г.; Коряковцев В.В. К.Ф. Суд присяжных. История и современность. //Алеф-пресс// 2015г.; Луковская Д. Подготовка Судебной реформы 1864 года. Первые законопроекты. К 150-летию Судебных уставов 20 ноября 1864г. //Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина// 2014г; Маркарьян Р.В. Суд присяжных. Особенности процесса. //Центрполиграф// 2015г.; Миронов И.А. Суд присяжных. Стратегия и тактика судов. //Книжный мир// 2015г.; Чашин А.Н. Суд присяжных в России. //М.//2013г.
Отрывок из работы

Глава 1. Становление института присяжных заседателей в Российской Империи. 1.1 Судебный устав 1864 года. Судебный устав 1864 года, принятый Александром II, стал началом развития института суда присяжных заседателей в России, а также являлся началом первого этапа развития данной формы суда, который длился до начала кризиса суда присяжных в России. Хоть началом принято считать 1864 год, но до 26 июля 1866 года институт суда присяжных в России не действовал. Уставы 1864г. действовали практически в своем первоначальном виде . После принятия Императором Судебного устава (20 ноября 1864г), начали вводить подготовительную работу: подбирать и благоустраивались помещение для окружных судов, открывались окружные суды, создавались Временные комиссии, которые составляли и публиковали в «Губернских ведомостях» общие, очередные и запасные списки присяжных заседателей . А у правительства был вопрос: каким образом воспроизвести в жизнь данную судебную реформу? Председатель Государственного совета П. П. Гагарин считал, что реформу нужно вводить одновременно и повсеместно, и постоянным увеличение состава суда. А вот министр юстиции Д. Н. Замятнин считал, что необходимо провести в виде опыта введение реформы только одном-двух округах. 12 января 1865 года была создана специальная комиссия для выработки окончательного плана введения судебной реформы . Председателем комиссии стал В. П. Бутков. Вскоре комиссия вынесла вердикт равное точке зрения Д. Н. Замятнина, которая и была принята Государственным советом при окончательном обсуждении.19 октября 1865 года Высочайшим указом было утверждено «Положение о введении в действие Судебных уставов 20 ноября 1864 года». Первый период истории отечественного суда присяжных длился одновременно со становлением института присяжных заседателей в судебных округах. В одних губерниях оно проходило быстрее, в других - медленнее. Процесс организации становления суда присяжных в судебных округах завершился в конце 70-х годов ХIХ в, не смотря на такие затруднения в виде того, что в одних судебных округах становление такой формы суда был быстрее, а – медленнее. Что касается других округов, то открытие судов и становление в них суда присяжных длилось до конца XIX века . Кандидатами в присяжные заседатели могли стать те, кто могли отвечать имущественному цензу и другим требованиям. Требования имущественного ценза были велики: надо было владеть землей не менее 100 десятин или другим недвижимым имуществом стоимостью от 500 до 2 тыс. руб. или же получать жалованье либо доход от 200 до 500 рублей в год. По мимо этого, в присяжные допускались крестьяне, занимавшие должности в крестьянском самоуправлении - сельские старосты, волостные старшины. Специальная комиссия, во главе которого стоял предводитель дворянства, отбирала кандидатов в присяжные заседатели. После отбора составляли списки лиц, которые могут быть присяжными. А дальше эти списки передавались председателям окружных судов, те уже составляли списки присяжных: годовые, месячные и на конкретные заседания. Закон специально оговаривал, что ни учителя народных школ, ни лица, находящиеся в услужении у частных лиц (то есть рабочие), в списки не вносятся. Объем юрисдикции суда присяжных в первый период был значительным. И можно с уверенностью сказать: суд присяжных играла огромную роль в судопроизводстве, и являлся центральным звеном судебной системы России. Репрессивность суда присяжных в 1873-78 гг. составляла 64,3 процента, в то время как репрессивность остальных судов - 72,6 процента. Проще говоря, по сравнению с оправданиями в профессиональном суде, в суде присяжных заседателей было большее количество оправданий – а именно это стало серьезной причиной нападков на суд присяжных. Даже французский историк XIX в. К.Кардон отмечал, что суд присяжных не оправдал возлагавшихся на него надежд, так как н разочаровал всех своей мягкостью и снисходительностью к опасным преступникам . Присяжные заседатели непроизвольно показали, не смотря на циркуляры со стороны администрации, свою независимость. Именно это стало убеждением для правительства: оказать влияние на деятельность суда присяжных можно лишь изменив законодательство. А причинами низкой репрессивности суда присяжных, как в целом, так и по отдельным родам преступлений были не вполне отвечающий требованиям судопроизводства состав заседателей, халатное отношение Временных комиссий к своим обязанностям по составлению списков присяжных заседателей. Эти причины послужили изменениям суда присяжныхво второй половине 70-х годов ХIХ века, Министерством юстиции были собраны материалы для преобразования института присяжных в России . 1.2 Кризис российского суда присяжных 1878-1889 гг. В конце 70-х- в начале 80-х годов ХIХ века были выявлены многочисленные недостатки российского суда присяжных, они же и стали причиной кризиса российского суда. Это время считается вторым периодом в становлении российского суда присяжных. Началом данного периода стал первый закон, принятый 9 мая 1878г, и серьезно поменявший законодательство1864г., а окончанием этого периода принято считать день принятия последнего закона такого рода (7 июля 1889г.). Принято выделять три группы причин кризиса: юридические, ментальные и политические . Юридическая причина кризиса - это важнейшая из всех причин. Таковыми причинами являются: несовершенство законодательства, мешавшее нормальному функционированию суда присяжных. Сюда можно отнести несоответствие материального и процессуального права, Временная комиссия, которая составляла списки присяжных; наличие "служебного ценза" и неравномерность имущественного ценза, нечеткость некоторых формулировок закона и др. Судебный устав 1864 г. разрабатывался, учитывая европейский опыт, а российским присяжным большая часть категорий преступлений было подсудно. Это и стало причиной возникновения ментальной группы кризиса российского суда присяжных. Российский суд присяжных был не в силах объективно судить ряд преступлений и проступков. Такие преступления оказались сложны и труднодоступны для понимания российских присяжных. Поэтому они нередко оправдывали виновных людей, не постигнув до конца сути дела. Помимо этого виновных оправдывали даже тогда, когда народное правосознание не соответствовало понятиям и нормам законодательства. Из-за несоответствий российского менталитета характеру и форме суда присяжных было принято решение об изменении законодательства . Институт присяжных по своей сущности противоречил условиям самодержавной России, и это оказалось для нее слишком резким нововведением. Положение было обострено и условиями внутриполитической жизни страны. Решения присяжных по делам, носящим политический оттенок, были совершенно не предсказуемы, они не отвечали стремлениям правительства обеспечить порядок в стране. Естественно, правящие круги постарались изъять из ведения суда присяжных такие преступления, как сопротивление властям, убийство и покушение на убийство должностных лиц и т.п. А закон 9 мая 1878 года о временном изъятии из компетенции присяжных заседателей преступления такого рода стал началом кризиса. Совокупность юридических, ментальных и политических причин стало воздействием для принятия более десяти временных и постоянных законов с 1878 по 1889 гг., которые значительно изменили законодательство о присяжных. Это стало шагом создания нового суда присяжных, который существенно отличался от института образца 1864 года. Система кризиса суда присяжных в России даёт объяснение многим факторам, ограничения судебной реформы 1864г. Таким образом, ряд законов, принятые на этапе 1878-1889 гг. изменили компетенцию присяжных заседателей, но не все эти меры носили политический характер. Была изменена подсудность у многих преступлений, с которыми суд присяжных не справлялся. Помимо этого, в состав Временных комиссий, которые составляли списки присяжных заседателей, ввели людей, именно заинтересованных в нормально работе судебных органов (лиц прокурорского надзора и др.), так же был изменен порядок составления списков присяжных и категория лиц, имеющих право быть включенными в эти списки. В судебной практике были выявлены ряд процессуальных недостатков, и по этой причине были приняты законы, устраняющие и усовершенствовавшие различные стороны судопроизводства . Развитие кризиса 1878-1889 гг. шло в трех направлениях: изменение компетенции суда присяжных; изменение социального и образовательного состава присяжных заседателей; изменение некоторых сторон устройства суда присяжных и отдельных процедур разбирательства с участием присяжных заседателей . В итоге из-за кризиса российский суд присяжных усовершенствовался и приобрел новые качественные характеристики. С 1889 г. присяжные заседателимогли решать только уголовные дела без какого-либо политического оттенка. После 1889 г. в опыте заседателей осталось примерно 300 статей Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, для сравнения, в 1869-е гг. этот показатель выявлял 410 статей. Следовательно, сократился и объем юрисдикции суда присяжных (10-15 процентов). Не смотря на это, ни сужение компетенции, ни сокращение объема юрисдикции не отразились на репрессивности суда присяжных заседателей. По статистике,данные выявили, что репрессивность суда присяжных мало чем изменилась в 1890-е гг. по сравнению с 1870-ми гг. Если сравнить два периода: 1890-1899 гг. и 1878-1889 гг., то сила репрессии присяжных заседателей возросла в среднем по стране на 4,2 процента. Если говорить про общий результат кризиса российского суда присяжных, то надо отметить рождение оригинального российского варианта суда присяжных, радикально отличающегося от того, что было несколько умозрительно создано составителями Судебных уставов 1864 г., и более отвечающего требованиям русской жизни . 1.3 Развитие суда присяжных заседателей после окончания кризиса 1878-1889гг. С окончания кризиса 1878-1889 гг. до начала законодательной деятельности Временного правительства по реорганизации суда присяжных считается третьим периодом развития российского суда присяжных . В его продолжение суд присяжных действовал по законам, установленным в предшествующий период.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 23 страницы
450 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 28 страниц
400 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 22 страницы
210 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 35 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 46 страниц
390 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg