Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ИСТОРИЯ

История русской культуры в годы перестройки (1985-1991 гг.): музыка, кино, театр

irina_krut2019 2000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 80 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.02.2020
Объектом рассмотрения данной курсовой станет музыка, кино, театр, как особая форма культуры в годы Перестройки. Предметом настоящей работы станет рассмотрение развития музыки, кино и театр, его движение в СССР. Целью является анализ предпосылок и причин развитие культуры в годы Перестройки в СССР 1985-1991 года. Задачи, поставленные в настоящей курсовой, таковы: 1. Изучение причин и предпосылок развитие музыки в годы Перейстройки. 2. Какие фильмы были сняты в эти годы. 3. Что происходило с театром в годы Перестройки. Работа затронет следующие хронологические рамки: нижняя – 1985 г. – приход к власти Горбачева М. С., верхняя – 1991 г. – распад СССР. В ходе написания курсовой были использованы следующая литература: Основное место по данной теме занимает Энциклопедия Алек¬се¬ев А. «Кто есть кто в со¬вет¬ском ро¬ке», под руководством Бур¬ла¬ка А., Си¬дорова А. Энциклопедия охватывает все стилевые направления отечественной рок музыки — от андерграунда и арт–рока до хард–рока и хэви–металла. Это первая попытка систематизации и описания отечественных рок–групп, начиная с времени их первых концертов (1963) и вплоть до 1990 года. В книге по каждой рок–группе приводятся такие небезынтересные для широкого читателя сведения, как год и место создания, исходный состав, значительные события творческой биографии, генезис развития. В конце статей даны дискографии. Книга содержит около 100 слайдов и фотографий, а также краткий словарь музыкальных терминов рок культуры, хронологию появления отечественных рок–групп и алфавитные указатели. Также была использована работы Пихоя Р.Г., Соколова А.К. «История современной России: кризис коммунистической власти в СССР и рождение новой России. Конец 1970-х - 1991 гг. » Как видно из названия труда, речь пойдет о современной истории. Современниками событий, как правило, не ощутим неотвратимый ход истории, которая разворачивается перед ними. Ритуал встречи Нового года предполагает проводы старого, подчеркивая тем самым, что он уходит в Историю и принадлежит ей, а мы недавно пережили смену столетий, да что там - тысячелетий! Но события оцениваются как исторические лишь тогда, когда скоро и ощутимо ломаются основания жизни, политического строя, когда нарушается обычное течение бытия, когда остро чувствуется горячее дыхание времени. Именно это произошло в нашем недалеком прошлом. Но какое место в освещении современности принадлежит исторической науке? На этот вопрос должна ответить она сама. В отличие от других наук, изучающих общество, первейшая задача, которую она решает в соответствии с принципами историзма - показывать, как складывается ход событий в строгой хронологической последовательности и взаимосвязи, какое влияние на их расклад оказывает прошлое. Непрерывность исторического процесса (континуитет) - принцип, широко дебатируемый сегодня, для нас является непременным методологическим подходом в исследовании. Тем самым мы ищем свое место в изучении со-временности. Еще одна энциклопедия в 2-х частях Троицкий А. «Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии.» Рок . Когда-то это недлинное слово очень любили философы-мистики и поэты-символисты. И означало оно, как известно, злую судьбу и печальную предрешённость. Затем, в оптимистичное (по крайней мере, в речах) время, слово это стали забывать, и забыли, уж было совсем, но … В данной работе было также использована работа Шикмана А. П. «Деятели отечественной истории: биографический словарь-справочник.» В словаре впервые достаточно полно представлены биографии деятелей отечественной истории, освещенные с современных позиций. Автор словаря - преподаватель истории, популярный журналист, известный по многим биографическим очеркам. Словарь включает свыше 700 статей, которые полно и ярко характеризуют деятельность того или иного исторического персонажа. Пособие предназначено для школьников, абитуриентов, преподавателей исто-рии, будет интересно для самого широкого круга читателей. Для написания курсовой работы была использована книга Козлова А. «Рок: истоки и развитие» . Данная книга представляет собой взгляд на историю рок-музыки человека, прошедшего длинный и сложный путь исполнителя, компо-зитора, лидера своего ансамбля, начиная с 50-х годов и до наших дней. Автор книги знает, о чем он пишет, на своем личном опыте, поскольку он играл и писал музыку в самых разных стилях. В отечественной практике, начиная с раннего перестроечного периода, в печати стали появляться книги на тему рок-музыки. Но все они были посвящены советским рок- и поп-группам. В советские времена о западной рок-музыке у нас появлялись лишь отдельные публикации, но не с целью донесения объективной информации, а с позиций идеологической критики. Анализ западных изданий на эту тему показывает, что там предпочитают публиковать энциклопедии или словари, содержащие только фактологию, то есть имена исполнителей, названия групп, даты, библиографию. Коммерческое книгопечатание обычно старается избегать выпуска работ с аналитическим подходом, когда необходимо усвоение некоего понятийного аппарата. В данной работе автор предлагает читателю в доступной форме профессиональный взгляд на различные направления в современной музыке, имеющие прямое или косвенное отношение к рок-культуре. Все, что происходило с популярной музыкой за последние полвека, рассматривается здесь в неразрывной связи с социальными процессами и молодежными движениями, подвергаясь как бы социокультурному анализу. В нашей стране это первое серьезное издание такого типа, рассчитанное как на специалистов, так и на читателей более широкого круга. Также были использованы работы Бабушкиной Д.А., Крылова Н.А. «Тема старости в русском роке: 70-80 гг. или, блуждая по территории текста» , Блюма А. «Как это делалось в Ленинграде. Цензура в годы оттепели, застоя и пере-стройки» , Забродина Г.Д. Александрова Б.А. «Рок-искусство или болезнь» , Житинский А. «Второе путешествие рок-дилетанта, или Альманах рок-дилетанта» , Марочкина В.«Повседневная жизнь российского рок-музыканта» . Работа Васильевой А.А. «Российская рок-музыка 1970-х – 1980-х гг. как социокультурное явление: опыт культурологического анализа» . Выбранной теме также соответствует небольшая база источников. Статья Казаниковой А. А., Чукариной Н. Л. «Неформальные молодежные движения в СССР в период перестройки» // Юный ученый. — 2016. — №2. — С. 44-47 . Монография Гурьева С. «История группы «Звуки Му» , которая является первой биографией «Звуков Му», рассказывающей историю от начала суще-ствования группы до ее распада в 1990-м и последующих сольных проектов Мамонова .Труды Рыбина А. «Кино с самого начала» , Шубина А. В. «Преданная демократия. СССР и неформалы» (1986-1989 г.г.) . Чернин А. «Наша музыка: Первая полная история русского рока» , расска-занная им самим. Впервые в истории герои русского рок-н-ролла сами расска-зывают о том, как в наших условиях были созданы их песни и альбомы. В ос-нову книги лег цикл передач радиостанции "Наше Радио". Таким образом, имеющиеся источники и литература позволяют решить задачи, поставленные в данной дипломной работе.
Введение

Перестройка - государственная политика, осуществляющаяся в СССР с середины 80-х годов в целях коренного переустройства жизни всего общества на основе демократизации. В целом экономические преобразования Горбачёва можно разделить на 3 этапа: 1. 1985-1986 г. - этап «улучшения социальных» на базе старых постула-тов. Главная идея: социализм имеет огромные не использованные резервы, необходимо ввести их в действие, сделать рывок с соревновании с западом. 2. 1987-1989 гг. - этап либеризации экономики, введение элементов рыночной экономики. Цели - соединить социализм с рынком. 3. 1990 - 1991 гг. - этап углубления рыночных реформ, к сожалению так и не воплощённых в жизнь. В качестве стратегической задачи новой политике руководства был провозглашён курс «всемирной интенсификации производства на основе внедрения достижений научно-технического процесса, совершенствование, планирование и управление, укрепление организованности, дисциплины и порядка во всех отраслях экономики». Такой курс определил Пленум ЦК в апреле 1985 года. Прошло более 30 лет, как в стране Советов началась Перестройка. Культура с самого начала позиционировала себя, как культура протеста, призванная отражать самые волнующие актуальные события, часто не всегда положительные. Для миллионов людей в Советском союзе культура стал не только хобби, но и образом мыслей, новой платформой для творческих процессов. Пройдя долгий и извилистый путь от полумаргинального молодежного течения в музыке, кино, театр до общепризнанного культурного феномена, русский рок начал всерьез интересовать журналистов и музыковедов, киноведов и театроведов, а также историков. До середины 80-х гг. XX в. правительство, а, соответственно, и СМИ, предпочитали замалчивать тему о рок движении. Аргумент был прост: не привлекай к проблеме внимание масс, и она исчезнет сама собой. С наступлением перестройки появилась так называемая «гласность», и молчание сменилось жесткой критикой рок-музыки как антисоветского явления. То есть, на рок обратили внимание, но только с его социальной, внемузыкальной стороны. Ругали, в основном, бунтарскую направленность текстов и внешний вид слушателей и исполнителей. Обвинение было простым: рок-музыка - это не только низкопробное и вредное явление, это мощное средство буржуазной идеологии, направленное на растление советской молодежи, а значит - на подрыв устоев всей нашей жизни. С конца 80-х гг. появилось два отношения СМИ к рок-музыке: «однозначно хорошо» и «однозначно плохо». Государственным руководителям было не до цензуры – Советский Союз разваливался на глазах. Выбранная мною тема является актуальной ввиду того, объясняется тем, что во второй половине 80-х годов XX века рок-движение в России имело огромную популярность в Советском союзе и имело тесную связь с общественно-политическими процессами в стране.
Содержание

Введение 1 Музыка в эпоху Перестройки 1.1 Рок-музыка 1.1.1 Развитие рок-музыки 1.1.2 «Неформальная» молодежь в годы Перестройки 1.1.3 «Красная волна» (1986 г.) 1.2 Эстрадно-танцевальная музыка 2 Кино и театр в годы Перестройки 2.1 Кино 2.2 Театр 3 Использование результатов исследования в учебной и внеурочной деятельности 3.1 Культура в годы Перестройки в учебном курсе истории России и обществознание 3.2 Изучение культуры в годы Перестройки во внеклассной работе Заключение Список использованных источников и литературы Словарь терминов Приложение
Список литературы

1. Аксенова А. Володихин Д. и др. Музыка наших дней. Современная энцик-лопедия. – М.: Аванта+, 2002. 2. Алек¬се¬ев А., Бур¬ла¬ка А., Си¬доров А. Кто есть кто в со¬вет¬ском ро¬ке. Ил-люс¬три¬рован¬ная эн¬цикло¬педия оте¬чес¬твен¬ной рок–му¬зыки. — М.: Из¬да¬тель-ство МП «Ос¬танки¬но», 1991. 3. Алек¬се¬ев А., Бур¬ла¬ка А. Энциклопедия российской поп- и рок-музыки. Кто есть кто. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. 4. Андрианова Е. А. Советское кино. – М.: Феникс, 2016. Аркус Л. Ю. Новейшая история отечественного кино. 1986—2000: В 7 т. - СПб: Сеанс, 2000—2005. Т. 1-5 5. Бабурина Н. И., Шклярук А. Ф. Плакаты Киностудии им. М. Горького: аль-бом. – М: Контакт-культура, 2016. 6. Блюм А. Как это делалось в Ленинграде. Цензура в годы оттепели, застоя и перестройки. 1953-1991. – СПб: Академический проект, 2005. 7. Володин В. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 3. Музыка. Кино. Театр. – М.: Аванта+, 2005. 8. Волков С. История русской культуры XX века от Льва Толстого до Алек-сандра Солженицына. - М.: Эксмо, 2008. 9. Забродин Г.Д. Александров Б.А. Рок-искусство или болезнь. - М.: Советская Россия, 1990. 10. Житинский А. Второе путешествие рок-дилетанта, или Альманах рок-дилетанта. – СПб: Амфора, 2007. 11. Зоркая Н. М. История отечественного кино. XX век. – М.: Белый город, 2014 12. Рудницкий К.Л., Смелянский А.М.и др. История русского советского драматического театра. В 2 кн. — Кн.2. — 1945-1980-е гг. - М.: Просвещение, 1987. 13. Козаков М. Актерская книга. - М.: Вагриус, 1996. 14. Козлов А. Рок: истоки и развитие. – М.: Мега-сервис, 1998. 15. Кудрявцев С. В. 3500. Книга кинорецензий. В 2 т. – М.: Печатный Двор, 2008. 16. Кудряшов А. Н. Кудряшов Н. Н. Справочник кинолюбителя. – М.: Искусство, 1986. 17. Кушнир А.100 магнитоальбомов советского рока. - М.: Аграф, 2001. 18. Марочкин В. Повседневная жизнь российского рок-музыканта. - М.: Мо-лодая гвардия, 2008. 19. Мартынов В. Актеры Российского кино 1986 – 2011. Биографический справочник. – М.: Канон+, 2012. 20. Минина Т. П. Таттар Г. В. Энциклопедический словарь юного зрителя. – М.: Педагогика, 1989. 21. Мусский И. А. 100 великих режиссеров. – М.: Вече, 2006. 22. Пихоя Р.Г., Соколов А.К. История современной России: кризис коммунистической власти в СССР и рождение новой России. Конец 1970-х - 1991 гг. - М.: РОССПЭН, 2008. 23. Половинкин А.И. Возрождение культуры и нравственности человека - главная задача перестройки. Всесоюзная ассоциация «Эвристика». - Волго-град: Б. И., 1990. 24. Разголов К. Э. Планета кино. – М.: Эксмо, 2015. 25. Раззаков Ф. И. Скандалы советской эпохи. – М.: Экспо, 2008. 26. Раззаков Ф. И. Гибель советского кино. Тайны закулисной войны. 1973 – 1991. – М.: Эксмо, 2008. 27. Руднев В. П. Энциклопедический словарь культуры XX века. - М. Аграф, 2001. 28. Смелянский А. М. Швыдкой М. Е. Театр… время перемен. – М.: Искус-ство, 1987. 29. Троицкий А. Гремучие скелеты в шкафу. - СПб: Амфора, 2007. 30. Троицкий А. Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е. – М.: Искусство, 1991. 31. Троицкий А. Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии. В 2 ч.– М.: Книга, 1990. 32. Троицкий А. Back in the USSR. - СПб: Амфора, 2007. 33. Цалер И. Популярная музыка XX века: джаз, блюз, рок, поп, кантри, фолк, электроника, соул. – М.: Астрель, 2012. 34. Шестаков Г. Ю. Музыка в буржуазной «массовой культуре»: критические очерки. – М.: Музыка, 1986. 35. Ширвиндт А.. Поюровский Б. Былое без дум. – М.: Центрполиграф, 1994. 36. Юренев Р. Н. Краткая история киноискусства. – М.: Academia, 1997. 37. Юткевич С. Кино. Энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1987.
Отрывок из работы

1 Музыка в эпоху Перестройки 1.2.1 Развитие рок-музыки Начальный этап трансформации советского общества, который получил устойчивое определение «перестройка», связан с именем М.С. Горбачева, из-бранного в марте 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС . Пытаясь вывести страну из застоя, Горбачев начал осуществление программы экономических и политических преобразований под лозунгом «больше социализма, больше демократии». Однако все попытки в короткий срок добиться подъема экономики за счет «скрытых резервов» не принесли видимых успехов. Большинство экономических проектов из-за нерешительности власти и сопротивления аппарата, а также в силу привычек, глубоко укоренившихся за годы административного управления, не были осуществлены. В стране нарастала социальная напряженность. Реформаторское руководство столкнулось с кризисом доверия. На фоне ухудшающейся экономической ситуации стала закономерной потребность в политической реформе общества и создании правового государства. На XIX партконференции (1988 г.) был поставлен вопрос об изменении политической структуры общества и демократизации институтов власти. Началось перерас-пределение властных полномочий, были созваны Съезды народных депутатов, в 1990 г. введен пост президента страны с большими полномочиями. Вторая половина 80-х принесла заметные перемены в общественную жизнь. После долгих лет тотального духовного опустошения страна вновь начала вступать на закономерный путь развития . «После 87-го года чуть ли не в каждом городке появился свой рок-клуб, а в каждом крупном городе страны стали проводить свой рок-фестиваль. Теперь рок-фэны могли путешествовать из города в город, с фестиваля на фестиваль, с концерта на концерт, и эта дорога была бесконечной. Среди рок-групп московской рок-лаборатории тогда существовало своего рода соревнование: кто дальше заедет»? Конец 80-х был периодом выхода советского рока из подполья. В этот пе-риод было основано огромное количество новых рок-коллективов («НОМ», «Ноль», «Бригадный Подряд», «Сектор Газа», «Трупный Яд») , путь к славе был им отныне открыт. Как движение протеста и контр-культуры русский рок перестал существовать в конце 80-х, когда после легализации рок-музыка стала частью шоу-бизнеса. Это привело к выделению из рок-среды ограниченного числа особо популярных коллективов, способных собирать большие площадки. Интерес массового слушателя к остальным отечественным рок-исполнителям пошёл на спад. Многие известные отечественныые рок-группы прекратили деятельность в связи со смертью основателей, отъездом за рубеж или нежеланием работать вместе. Так распались «Зоопарк», «Кино», «Парк Горького», «Гражданская Оборона» . Среди двадцати восьми исполнителей полноценную творческую деятельность к началу 2000-х годов вели меньше половины музыкантов. Перестройка фактически легализовала рок. Всё то, что формировалось в предыдущие, описанные годы просто стало реальностью. Чиновники, и ком-сомольские работники, ещё недавно враждовавшие по указке с рокерами ста-ли теперь соорганизаторами официальных концертов и фестивалей. Например, городской комитет комсомола города Москвы организовал четырёхдневный фестиваль "Рок-панорама - 86". Вместо подпольных студий звукозаписи появляются кооперативные студии. Дальше-больше, в 1987 г. в Ленинграде возникают молодежные культурные центры (МКЦ), которые, так же как и ЛРК (Ленинградский рок клуб) становятся площадками для молодых групп. Легализация рока, увеличила аудиторию слушателей, что в свою очередь отразилось и на внешнем виде рокеров. Группы стали искать свой стиль в одежде, причёсках. Вырабатывалась система сценических движений, налаживался общий язык со светомузыкой и дым машинами . Говоря о перестроечном роке, необходимо учитывать изменившиеся пра-вила работы советских СМИ, и прежде всего телевидения. Перестроечное телевидение предоставило музыкантам доступ к многомиллионной аудитории, сделало их узнаваемыми. Появление в передачах "Музыкальный ринг" и "Программа А" по сути означало признание. В перестройку начинаются невиданные прежде заграничные гастроли, причём не только в страны соц. лагеря. Хотя иногда возможность гастролировать отражалась на группе негативно. Бесконечные выступления сводили к минимуму студийную работу, что делало репертуар практически необновляемым. Перестроечный рок, это уже не квартирники с портвейном и не полутёмные ночные ДК, перестроечный рок это уже массовое сценическое действо. Вершиной этого можно назвать последний концерт группы КИНО в Лужниках 24 июня 1990 г., по случаю которого, была даже зажжена чаша огня Олимпиады - 80. К середине 90х, то самое перестроечное рок-движение угасло. Конечно, некоторые рок-группы остались, появились и какие-то новые, и конечно они играли новые страницы русского рока, однако атмосфера запретных квартирников, романтики электричек и сентиментального протеста против существующей действительности осталась в перестройке навсегда. В конце 1980-х годов, на гребне горбачевской «перестройки», рок-группы превращаются в коммерческие проекты, что становится возможным благодаря проведению больших гастрольных турне по городам, аншлаговым стадионным концертам и выпуску «легальных» альбомов на государственной студии грамзаписи «Мелодия». Это относится, прежде всего, к пионерам отечественной рок-музыки («Машина времени», «Зоопарк», «Аквариум», «Кино», «Алиса»). В конце 1980-х годов, на гребне горбачевской «перестройки», рок-группы превращаются в коммерческие проекты, что становится возможным благодаря проведению больших гастрольных турне по городам, аншлаговым стадионным концертам и выпуску «легальных» альбомов на государственной студии грамзаписи «Мелодия». Это относится, прежде всего, к пионерам отечественной рок-музыки («Машина времени», «Зоопарк», «Аквариум», «Кино», «Алиса»). Во многом благодаря выступлениям и пластинкам этих групп в конце 1980-х годов в СССР зарождается поп-музыкальная индустрия западного образца. Типичным феноменом новой поп-музыкальной индустрии стала диско-группа «Ласковый май». Рассчитанный на молодую провинциальную аудиторию с непритязательным музыкальным вкусом (в первую очередь, на девушек от 12 до 17 лет), этот подростковый вокально-инструментальный ансамбль добился фантастической популярности в 1988–1989. Коммерческий успех «живых» концертов группы был настолько велик, что одновременно в разных городах Союза устраивались концерты под фонограмму песен «Ласкового мая» с подставными «исполнителями». 1.2.2 «Неформальная» молодежь в годы Перестройки Начальный период возникновения многопартийности в России, так же как и в странах Восточной Европы, связан с массовым формированием в 1986—1988 гг. разного рода неформальных образований. Главной социальной функцией, которую первона¬чально выполняли неформальные объединения, было общение их членов между собой. В этой среде велись дискуссии практически по всем вопросам политической и общественной жизни, обсуждались различные варианты экономического развития страны. По данным советских социологов, доля «политизированных неформалов», занимавшихся политикой вне государственных, пар¬тийных, комсомольских и прочих формальных структур, состав¬ляла немногим более 10% общего числа всех неформалов. Однако именно они в решающей степени повлияли на развитие политичес¬кой ситуации в стране в последние годы существования Советского Союза. Возникновение такого рода не созданных сверху и, как пра¬вило, даже официально не зарегистрированных образований было вызвано рядом причин. Одной из них был инициированный новым руководством КПСС во главе с М.С. Горбачевым процесс демокра¬тизации общества и его сердцевина - гласности . Была создана воз¬можность значительной либерализации жизни общества, отмены в политическом и правовом отношении большого числа ограниче¬ний на демонстрацию самодеятельности и стихийной активности граждан. В то же время формированию неформальных образова¬ний способствовало наличие проблем и противоречий в осущест¬влении перестройки, формирование в сознании масс мысли о том, что существуют силы, мешающие процессу реформ. Такое понима¬ние ситуации вызывало массовое стремление «помочь перестройке снизу» собственной неформальной инициативой. Росту нефор¬мальной политической активности способствовало и ухудшение социально-экономического положения в стране по мере углубле¬ния процессов перестройки. Первые группы «неформалов» заявили о себе летом 1986 г., когда было принято «Положение о любительском объединении, клубе по интересам». Поданным официальной статистики, к 1990 г. в Советском Союзе было создано и функционировало 619 «нефор¬мальных» объединений, из них более 230 относились к организаци¬ям общественно-политической и гражданской инициативы. Причины появление неформалов. С приходом Горбачева на пост правителя СССР в Советском Союзе начали появляться новые молодежные движения, членов которых именовали неформалами. До начала перестройки подобные движения также существовали, но в это время их число значительно увеличилось. Возможно, это было связано с коренными изменениями в жизни общества после реформ, проводимых правительством. Чрезвычайно показательным является проведение советским руководством антиалкогольной кампании. Постановка вопроса о борьбе против пьянства и алкоголизма в мае 1985 г. свидетельствовала о серьезности намерений нового руководства взяться за решение сложнейшей проблемы, имевшей глубокие экономические, политические, социальные корни, оказывавшей крайне негативное влияние на нравственное состояние общества. Начало борьбы против пьянства было встречено доброжелательно, хотя и с известной долей иронии: все понимали, что это делать нужно, но в сознании многих это явление стало едва ли не элементом национального образа жизни. Поэтому, приветствуя благое начинание, люди ставили под сомнение возможность осуществить его быстро, а скептики считали затею бесперспективной вообще. Огромное значение в жизни общества также приобрело раскрепощение инициативы и поощрение активности. Неформалов стали определять по различным соматическим средствам (одежда, сленг, значковая атрибутика, манеры, мораль и т. д.), с помощью которых молодые отгораживались от взрослого сообщества, отстаивая свое право на внутреннюю жизнь. Молодежь все сильнее стала чувствовать свою свободу, и процент появления неформальных движений вырос в три раза! Ученые выделяют в первую очередь целый перечень социальных причин возникновения молодежных движений: - Попытка бросить вызов обществу, заявить свой решительный протест против устоявшегося уклада; ? Желание доказать семье свою значимость, избежать непонимания; ? Стремление к индивидуальности, которая была ограничена в СССР; ?Желание самоутвердиться в обществе, привлечь внимание к своей персоне; ? Неразвитость сферы организации досуга молодежи в стране; ? Популяризация западных структур, течений, культуры; ? Появление различных религиозных идейных убеждений; ? Выражение предпочтений в моде; ? Отсутствие четкой жизненной позиции и строго определенных целей. Субкультуры по музыкальному признаку . Панки. Наиболее идеологизированное, и одновременно аполитичное, движе-ние получило первые свои проявления на рубеже 80-х. Не обладая полнотой визуальной информации о зарубежных аналогах, но понимая эффективность артистического карикатурного лайфстайла, этот феномен проявился в виде пародийного уличного артистического юродства, постепенно обрастая несоветской атрибутикой, музицированием и художествами. Будучи наиболее «обидным» для советской номенклатуры общественными проявлениями (откровенно порочащими облик советского гражданина перед иностранными туристами), «советский панк» подвергался наиболее интенсив-ному прессингу со стороны комсомольцев, милиции. Все это привело к радикализации; слиянию панков и рокеров, формированию хардкор, красти и киберпанк стилей, с первыми «ирокезами» на невменяемых головах носите-лей. К удивлению самих представителей советского панк-андеграунда, когда в «железном занавесе» обнаружились информационные бреши, обнаружилось что эти проявления совпали с передовыми общемировыми субкультурными тенденциями. Помимо панков, в конце ХХ столетия формировались такие движения, как рокеры, металлисты, брейкеры, рокабиллы и тому подобные. Они формировались постепенно, основываясь на стилях зарубежных (чаще американских) исполнителей. Постараемся на примере металлистов рассмотреть типичный внешний вид перечисленных выше субкультур. Для них были характерны: ? Внушительный кожаный черный ремень, часто с изображениями костей, че-репов; ? Длинные распущенные волосы (часто сальные). Голову покрывает бандана; ? Кожаная мотоциклетная куртка (одежда преимущественно черного цвета). На сленге молодежи называлась «косуха»; ? Напульсники и нашивки с эмблемами любимых музыкальных групп и исполнителей; ? В одежде наиболее используемый был черный цвет и кожаные детали. Среди стилей и моды неформалов данной группы, безусловно, есть отличия, но чаще всего основные каноны оставались неизменны (из-за единого происхождения). Подводя итоги исследования истории неформального движения в СССР в годы Перестройки можно сказать следующее ; 1. Появление общественных организаций было закономерным явлением периода демократизации существующего госу¬дарственного строя. 2. Процесс партийно¬го строительства в обществе, которое не имело опыта демократического развития и зрелых демократических традиций, нс мог быть одноэтапным. 3. Неформалы стали связующим звеном между диссидентским движением и грядущей многопартий¬ностью, сделав гражданское общество реальностью общественной жизни стра¬ны. 4. Неформальное движение как важный фактор общественных процессов в стране было признано и легализовано государс¬твом в ряде нормативных актов. В 1985— 1991гг. неформальные объединения пре¬вратились в локомотив освободительного движения в СССР. 1.2.3 «Красная волна» (1986 г.) В 1986 в США вышел двойной альбом «Red Wave» («Красная волна») с записями ленинградских групп «Аквариум», «Странные игры», «Алиса» и «Кино», способствовавший развитию русского рока и интересу к советской рок-культуре за пределами СССР. Выпуск альбома стал возможен во многом благодаря Джоанне Стингрей — американке, много бывавшей в СССР и активно интересовавшейся советским роком (она даже вышла замуж за гитариста группы «Кино» Юрия Каспаряна) . После выхода этого альбома советские рок-группы получили возможность давать концерты, записывать и выпускать альбомы в других странах, сотрудничать с зарубежными музыкантами. Группа «Кино» совершила в 1988—89 годах турне по Франции, Италии и Дании, «Звуки Му» выпустили в Великобритании альбом «Zvuki mu» (продюсер: Брайан Ино) и ездили в турне по Англии и США. Лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков записал в США англоязычный альбом «Radio Silence» совместно с Дэйвом Стюартом (Eurythmics) при участии Энни Леннокс (Eurythmics) и Крисси Хайнд (The Pretenders). «Red Wave» примечателен тем, что это — первый официальный релиз рок-музыки СССР на Западе. Сборник был выпущен в Калифорнии по инициати-ве Джоанны Стингрей тиражом 10 000 экземпляров. Чтобы издать эту музыку на Западе, Стингрей контрабандой вывезла записи групп из СССР . После официального выпуска «Red Wave» на западе, Стингрей послала по экземпляру тогдашним лидерам США и СССР, Рейгану и Горбачёву, с заявлением, что то, чего они не могут достичь на дипломатическом уровне, успешно получается у рок-музыкантов. После этого Министерство культуры дало распоряжение фирме «Мелодия» срочно выпустить пластинку «Аквариума», чтобы создать для мировой общественности впечатление распространённости и доступности в Советском Союзе альбомов советских рок-групп. В результате «Мелодией» была официально выпущена пластинка — сборник «Аквариума» — т. н. «Белый Альбом», в который вошли записи с альбомов «День Серебра» и «Дети Декабря». Для этой пластинки были использованы студийные записи Андрея Тропилло . Сборник входит в официальную дискографию группы «Аквариум». В такие же короткие сроки «Мелодией» вскоре были выпущены пластинки: Кино» — «Ночь»; Алиса» — «Энергия»; «Странные Игры» — «Смотри в оба». После альбома Red Wave советские рок-музыканты получили возможность гастролировать за рубежом. Так, «Кино» совершили в 1988–1989 турне по Франции и Японии. В 1988 «Звуки Му» выпустили в Великобритании альбом Zvuki mu, а затем совершили гастрольные поездки по Англии и США. Наконец, в 1988 лидера «Аквариума» Б.Гребенщиков записал в США англоязычный альбом Radio Silence, не имевший, правда, особого успеха. Выйдя из подполья, рок-музыканты быстро становятся культовыми фигурами: за исполнение главной роли в фильме Игла (1988) лидер «Кино» В.Цой был признан лучшим советским киноактером года. А советский фильм «Такси-блюз» (1989) с солистом «Звуков Му» П.Мамоновым в главной роли завоевал Золотую Пальмовую Ветвь Каннского кинофестиваля . В отличие от рок-музыки других европейских стран, оставшейся по преимуществу англоязычной (Голландия или Скандинавия), русский рок отчетливо самоопределяется именно как русский музыкальный феномен. Рано погибший рок-поэт и исполнитель А.Башлачев сыграл важную роль в обращении русскоязычного рока к корням русского музыкального фольклора. Правда, наряду с интересом к русской фольклорной традиции (в частности, в творчестве таких групп, как «Чайф» или «Калинов мост») русский рок увлекается явным китчем «а-ля рюс» (шапки-ушанки, балалайки, гармошки, кирзовые сапоги, косоворотки «Бригады С»). Тяга к переработке элементов «советской эстрады» и бардовской песни проявилась у необычайно популярной в 1980-е годы группы «Любэ». Одновременно на пике популярности находились такие ретро-группы, как бит-квартет «Секрет», рокабилли-группа «Мистер-Твистер» и особенно «Браво», которое во многом обязано своей популярностью харизматической солистке Жанне Агузаровой, а затем новому солисту Валерию Сюткину. В среде городских подростков большим успехом пользовались тяжелометаллические группы: «Черный кофе», «Ария», «Черный обелиск», «Железный марш» и особенно яркая «Коррозия металла», чьи выступления превращались в шумные хэппенинги с элементами стриптиз-шоу .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg