Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Государственная поддержка малого бизнеса в России

ksy.vredina 1000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 71 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.02.2020
Данная дипломная работа была написана в 2014 году, защита происходила в МИГиКУ, оценка 5 В дипломе рассматривается тема государственной поддержки малого бизнеса в России, также есть исследование на заданную тему среди бизнесменов, с диаграммами и анкетами.
Введение

Актуальность дипломной работы обусловлена тем, что малое предпринимательство - один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Именно поэтому такое большое значение сейчас придается «малому и среднему» предпринимательству России. Малое предпринимательство объективно существует и развивается как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики, предполагающей сосуществование и взаимодействие предприятий различных типов и размеров, в том числе мелких. В то время как крупный бизнес обеспечивает базовые потребности национального хозяйства, используя эффект экономии на масштабах производства, малые предприятия занимают свою нишу на рынке, удовлетворяя локальный спрос или специфические потребности в специализированной продукции и услугах, в том числе в инновационной сфере. Актуальность изучения проблем малого бизнеса обусловлена тем, что становление малого бизнеса в Российской Федерации происходит в жестком противостоянии бюрократическим структурам, в преодолении сложившейся структуры экономики, особенностью которой является преобладание крупных предприятий. Развитие малого бизнеса является одним из приоритетных направлений экономического развития страны, так как именно он играет важную роль в обеспечении стабильности экономического развития, повышении гибкости и адаптивности национальной экономики к изменяющимся внешним и внутренним условиям.
Содержание

Содержание Введение ГЛАВА I. Теоретические аспекты развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации 1.1 Малый и средний бизнес: понятие, структура и особенности развития 1.2 Малый бизнес в России в контексте социально-экономического и научно-технического развития: количественные и качественные характеристики 1.3 Социально-экономическая роль малого предпринимательства ГЛАВА II. Взаимоотношение малого бизнеса и государства 2.1 Виды правового регулирования малого бизнеса в России 2.2 Способы обеспечения исполнения предпринимателями своих обязательств 2.3 Проблемы развития малого бизнеса в России ГЛАВА III. Совершенствование форм и методов поддержки малого и среднего бизнеса и определение его приоритетов 3.1 Методы и инструменты государственного регулирования малого бизнеса 3.2 Государственное и нормативно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации 3.3 Формы государственной поддержки малого бизнеса в России Заключение Список литературы Приложение А
Список литературы

Список использованных источников 1. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993г. // Российская газета №237.- 25.12.1993 2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. последних изменений) // Собрание законодательства Российской Федерации - 03.08.1998 г. - N 31. 3. . Гражданский кодекс Российской Федерации.- М.:Гросс-Медиа, 2009 .-496с. 4. . Налоговый Кодекс Российской Федерации, части I и II.- М.: Первая Образцовая типография, 2008.- 769с. 5. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (редакция 06.12.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации- 30.07.2007г.- N 31 6. Рекомендации Еврокомиссии об определении микро-, малых и средних предприятий 2003/361/ЕС - СПС «Гарант», 2009.-302с. 7. . Агурбаш, Н.Г. Малое предпринимательство в России и промышленно развитых странах. М.: Анкил, 2000. - 55 с. 8. . Анискин, Ю.П. Организация и управление малым бизнесом: Учеб. пособие.- М.: Финансы и статистика, -2003.- 160с. 9. . Арталина, С.К. Малый бизнес. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 496 10. . Бегиджанов, П.М. Особенности инновационного предпринимательства и управление его развитием.- М.: Монолит, 2002.- 411 с. 11. . Борисов, С.В. Малое и среднее предпринимательство в развитии промышленности и технологий //Материалы Общероссийского форума малого и среднего бизнеса «Опора России», 2009. 12. . Гербер, М.Э. Малый бизнес: от иллюзий к успеху. Возвращение к мифу предпринимательства. - М.: Олимп-Бизнес, 2005. - 240 с. 13. . Герчикова, И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное. - М.: Консалтбанкир, 2002. - С.98. 14. . Егорова, Н.Е. Малые предприятия: предпринимательские стратегии и кооперации / Н.Е Егорова, М.А. Маренный. - М.: Кооперация Спутник +, 2006. - 123 с. 15. . Иванов, Н.М. Малые предприятия: практическое пособие // Иванов Н.М, Иванова А.В. Под общ. ред. В.В. Каркова. М.: Экономика и финансы, 2001. - 336 с. 16. . Муравьев, А.И. и др. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. - М.:Бизнес и банки, 1999. - С. 127. 17. Ноздрачев, А.Ф. Проблемы организации исполнительной власти/ Законодательство России в XXI веке: По материалам научно-практической конференции. М.: Городец-издат. 2008.- 253 с. 18. Сергейчев, Н.Ю. Перспективы малого предпринимательства в России. Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2001.-144 с. 19. . Тэпман, Л.Н. Малый бизнес: Опыт зарубежных стран. - М.: Юнити, 2004. - 400с. 20. . Федцов, В.В. Малое и среднее предпринимательство. М.: 2002-212 с. 21. . Черняк, В.З. Введение в предпринимательство. М., 2000. - С. 214 22. . Широков, Б.М. Малый бизнес: финансовая среда предпринимательства. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 496 с. 23. . Шишкин, С. Н. Государственное регулирование экономики: предпринимательско-правовой аспект. Издательство: Волтерс Клувер, 2007 .- 256 с. 24. Лапуста, М.Г. Старостин, Ю.Л. Малое предпринимательство: Учебник.- 2-е изд., перераб. и дополн.- М.: ИНФРА-М, 2007.- 555 с. 25. Ханнс Пихлер, Ханс Йобст Пляйтнер, Карл - Хайнц Шмидт. Малые и средние предприятия. Управление и организация. - М.: «Международные отношения», 2002.- 280с. 26. . Исследование административных барьеров. М.: Ресурсный центр малого предпринимательства, 2000. - 46 с. 27. . Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / Общ. ред.: Е.Г. Ясин [и др.]. - М.: Новое изд-во, 2004. - 268 с. 28. Малый бизнес: возможности инвестиционного налогового кредитования. - М.: Библиотечка «Российской газеты», 2007. - 176 с. 29. Малый бизнес : учебное пособие / Под ред. В.Я. Горфинкеля [и др.]. - М.: КНОРУС, 2009. - 336 с 30. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Горфинкеля В.Я., проф. Швандра В.А. 2-е изд., перераб. и дополн. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007- 670с. 31. Основы предпринимательской деятельности: Учеб. пособие / Под ред. А.Г. Новицкого, В.В. Скрябина. М.: Прогресс, 2000. - 368 с. 32. . Предпринимательство: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандара. - 3-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 581 с. 33. . Предпринимательство: Учеб. для студентов экон. вузов / М.Г. Лапуста, А.Г. Поршнев, Ю.Л. Старостин, Л.Г. Скамай. М.: ИНФРА-М, 2000 - 448 с. 34. . Предпринимательство: Учебник/Под ред. М.Г.Лапусты.-2-е изд.,испр.и доп.-М.: ИНФРА-М, 2002.-520с. 35. Разработка критериев отнесения субъектов хозяйствования к категории малых и средних предприятий в Российской Федерации - М.: Торгово-промышленная Палата РФ, 2005.- 189с. 36. Владимиров Д.М. Надежда для малого бизнеса / Д.М. Владимиров // Российская бизнес-газета. - 2006. - № 57 (4023). - с. 4. 37. . Гриценко Г. Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства // АПК: Экономика, управление.- 2006,- №1.-с.18-21. 38. . Кошарная Г. Мотивационная структура российского предпринимателя // Проблемы теории и практики управления.- 2006.- №4.- с. 110-116. 39. . Круглов В.Н. Региональный опыт развития сферы малого бизнеса / В. Н. Круглов // Финансы и кредит. - 2009. - № 4. - с. 79-88. 40. . Ларичева З.М., Стрелкова Л.В. Малый бизнес: Проблемы и перспективы его развития// Менеджмент в России и за рубежом.- 2006.- №5.-с.38-43. 41. . Москвич, А. Малый бизнес переживает кризис самоидентификации / А. Москович // Российский Бизнес-журнал. - 2010. - № 2. - с. 26. 42. . Онучак В. Оценка эффективности региональных программ развития малого предпринимательства / В. Онучак // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - № 2. - с. 81-86. 43. . Предприниматель и банк: новая история отношений // Справочник руководителя малого предприятия.- 2004.- № 12- с.27 44. . Утамурадов А.Н. Финансовая поддержка малого бизнеса / А. Н. Утамурадов // Финансы и кредит. - 2009. - № 13. - с. 76-78. 52. Герчикова, И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное. - М.: Консалтбанкир, 2002. - С.98. 53. Широков, Б.М. Малый бизнес: финансовая среда предпринимательства. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 496 с. Теоретико-методологической базой исследования являются труды следующих авторов: 1. Алешкин А.И., История развития малого предпринимательства в России // Безопасность бизнеса. 2010. N 2. С. 36 - 40. 2. Гусев Т.А., Государственная поддержка: реальность и перспективы развития малого и среднего предпринимательства // Право и экономика. 2010. N 10. С. 18 - 24. 3. Зобова Е.П., План по реализации антикризисных мер Правительства РФ в 2010 году // Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2010. N 4. С. 16 - 19. 4. Курганов А.Д., Основные виды государственной поддержки малого предпринимательства в России // Юрист. 2009. N 1. С. 12 - 16. 5. Ларичева, З.М., Стрелкова, Л.В. Малый бизнес: проблемы и перспективы развития // Менеджмент в России и за рубежом.-2006.-№ 5. - С. 38-43. Нормативно-правовой базой исследования являются: 1. Конституция Российской Федерации с дополнениями от от 30.12.2006 № 6-ФКЗ 2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года от 10.01.2006 № 18-ФЗ 3. Указ Президента Российской Федерации №774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства российской Федерации» от 23.07.1997г. и Постановлению Правительства Российской Федерации №177 от 24.03.2007г. в формате Государственного плана. 4. ФЗ от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" 5. Постановление Правительства Москвы от 22 июля 2008 г. N 640-ПП "О прогнозе социально-экономического развития города Москвы до 2012 года" 6. Постановление от 9 сентября 2008 г. N 818-ПП "Об утверждении Положения о порядке предоставления за счет средств бюджета города Москвы субсидий для реализации мероприятий по развитию и поддержке малого предпринимательства в городе Москве" 7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р 8. Закон города Москвы от 26 ноября 2008 г. N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" 9. Постановление Правительства Москвы от 4 августа 2009 г. N 724-ПП 10. Постановление Правительства Москвы от 8 декабря 2009г. №1338-ПП "О функционировании Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы" 11. Приложение к постановлению Правительства Москвы от 11 октября 2011 г. № 477-ПП Государственная программа города Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012—2016 гг.» 12. Постановление Правительства Москвы от 1 июня 2012 г. N 254-ПП "Об утверждении порядков распределения и предоставления субсидий из бюджета города Москвы в целях государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" 13. Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 1 июня 2012 г. N 254-ПП 14. Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 1 июня 2012 г. N 254-ПП 15. Приложение 3 к постановлению Правительства Москвы от 1 июня 2012 г. N 254-ПП Эмпирической базой данного исследования являются: I. Материалы социологического опроса проведенного среди студентов Московского Института Государственного и Корпоративного Управления, а так же результаты опросы экспертов, в качестве которых выступили частные предприниматели. II. Интернет-ресурсы:
Отрывок из работы

Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Развитию малого производства способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.1 Развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов. Исторически малое предпринимательство представляло собой самостоятельную хозяйственную деятельность, ориентированную на 1Предпринимательство: учебник / М.Г. Лапуста, А.Г. Поршнев, Ю.Л. Старостин, Л.Г. Скамай; под ред. М.Г. Лапусты. – 4-е изд., испр. и доп.. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 667 с. локальный рынок товаров и услуг. Его капитал был ограничен, собственник и предприниматель были совмещены в одном лице (лицах). Такие предприятия были независимы от крупного капитала, платили налоги, не нуждались в поддержке государства и не кооперировались между собой. Это – классическое малое и среднее предпринимательство, из которого по мере углубления разделения труда, накопления капитала и роста доступности транспортных услуг выросли крупные фирмы. В одном из современных экономических словарей сущность малого предприятия трактуется следующим образом: «Малое предприятие – небольшое предприятие любой формы собственности, характеризующееся, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону, объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия».1 В большинстве определений подчеркивается, что бизнес – деятельность частных лиц и организаций, т.е. бизнес основан на частной, негосударственной форме собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса. Экономика любого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира.2 Использование институциональных подходов к проблеме государственного регулирования малого предпринимательства расширяет возможности понимания этой важнейшей составляющей экономики государства и оказывается для нее методически перспективным, так как дает новые средства в будущем более эффективной системы государственной поддержке малого и среднего бизнеса через развитие его институтов. 1Арсамаков, И. Финансово-кредитные факторы активизации малого бизнеса в региональных отраслевых комплексах/ Арсамаков, И.// Предпринимательство. – 2006. – № 5. – С. 82–86 2Сергеев, И.В. Экономика организации (предприятий): учебник/ Сергеев И.В. Веретенникова И.И..-М.: Проспект, 2006. – 560 с. Формирование институциональной среды – системы права, морали, этики и соответствующих им непротиворечивых, формальных и неформальных институтов, обеспечивающей развитие малого предпринимательства, – задача, решение которой способствует устойчивому развитию экономики и общества в целом. Для изучения вопросов становления и экономической деятельности системы предпринимательства важно знание институциональных факторов (исследование становления и предшествовавшего развития институтов) конкретных условий ее формирования на макро- и микроуровнях. Уровень развития предпринимательства, и в частности малого, зависит от: 1. развитости нормативно-правовой базы; 2. состояния конкурентной среды; 3. защищенности частной собственности; 4. методов и форм государственного регулирования предпринимательской деятельности; 5. неформальных норм и обычаев делового оборота. Важнейшим отличием малого предпринимательства от крупного и среднего являются: 1. высокий уровень транзакционных издержек; 2. высокая степень неопределенности внешней среды; 3. «адаптивная» реакция на изменения внешней среды и высокая степень зависимости от ее воздействий; 4. низкий потенциал отдельно взятых субъектов малого предпринимательства. Эти качественные характеристики являются определяющими при разработке и осуществлении государственного регулирования малого и среднего предпринимательства. __________________________________________________________________ 1Постановление Правительства Москвы от 04.08.2009 г. N 724-ПП, В соответствии с ФЗ от 24.07.2007г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" Комплекс ограничений, задаваемых формальными (законами, подзаконными и правовыми актами) и неформальными нормами и регулирующие взаимодействия людей на всех уровнях, включая и органы власти, формирует институциональную среду, в которой функционируют организации. Оценка институционального климата экономической организации предполагает выделение внутренней и внешней составляющих институциональной среды. Внутренняя предпринимательская среда определяется совокупностью внутренних условий и факторов функционирования предпринимательской организации: выбором организационно-правовой формы и предмета деятельности, наличием необходимого собственного капитала; подбором кадров; знанием рынка и проведением маркетинговых исследований; квалификацией управленческого персонала и рядом других. Внешняя предпринимательская среда определяется совокупностью факторов и условий, прямо или косвенно влияющих на развитие предпринимательства. В частности, на эффективность развития предпринимательства положительно (или отрицательно) влияют взаимоотношения с органами государственной и местной власти, поставщиками и потребителями, субъектами рыночной инфраструктуры. Таким образом, институциональная среда организации представляет собой систему институтов (экономических, политических, идеологических) через которые обеспечивается развитие малого предпринимательства в условиях рынка. Вышесказанное позволяет сделать вывод, что развитие малого предпринимательства на данном этапе – одна из важнейших задач социально экономической политики страны. Это осуществимо при условии создания стимулов и условий для развития малого предпринимательства, через создание и реализацию эффективной системы его поддержки, включающую как построение целей ее оказания, так и практического механизма их достижения. 1.2 Малый бизнес в России в контексте социально-экономического и научно-технического развития: количественные и качественные характеристики Предпосылки для развития малого предпринимательства в России были созданы к концу 90-х годов: приняты соответствующие федеральные законы и многочисленные подзаконные акты о государственной поддержке малого предпринимательства. Сформирована определенная инфраструктура обеспечения малого бизнеса, созданы многочисленные ассоциации и общественные объединения предпринимателей. На всех уровнях власти декларируются необходимость поддержки малого предпринимательства и намерения устранить барьеры на пути его развития. Тем не менее, фактическое состояние малого предпринимательства оценивается всеми заинтересованными сторонами как неудовлетворительное. Улучшение ситуации в малого предпринимательстве, по мнению министерства, будет зависеть от “скорости построения новой модели государственной поддержки малого предпринимательства”. Следует заметить, что построение новой модели государственной поддержки малого предпринимательства и конкретных механизмов её реализации может дать положительные результаты только в том случае, если будет исходить из следующего принципиального положения: малое предпринимательство является целью и средством (инструментом) развития рыночной экономики, а не побочным или сопутствующим продуктом рыночных отношений. Таким образом, обобщенной причиной критического состояния малого предпринимательства является, с одной стороны, отношение к нему как к неизбежному социальному иждивенцу, нуждающемуся в постоянной государственной помощи, а с другой, незаинтересованность государства в малом предпринимательстве, как в важнейшем ресурсе экономического и социального развития, средстве решения стратегических задач страны. Этим обусловлена хроническая неэффективность государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства, выражающаяся в фактическом отсутствии какой бы то ни было реальной поддержки. Никакого улучшения в этой сфере не произойдет до тех пор, пока властные структуры не изменят свою позицию, не осознают необходимость в обоюдной поддержке: малого бизнеса - государством и государства - малым бизнесом, поскольку, чем лучше власть будет содействовать малому бизнесу, тем эффективнее малое предпринимательство поддержит экономические и социальные преобразования в стране. Исходя из этого, государственное содействие развитию малому предпринимательству должно носить комплексный и системный характер, используя механизмы как прямого, так и косвенного воздействия. Если механизмы прямого воздействия должны быть направлены непосредственно на субъекты малого предпринимательства, то косвенные - на создание благоприятных внешних условий для развития малого бизнеса, содействие структурам, обслуживающим малое предпринимательство, прежде всего, финансово-кредитным институтам и страховым компаниям, образовательным и консультационным организациям, другим субъектам поддерживающей инфраструктуры. Анализируя меры государственной поддержки малого предпринимательства и оценивая их эффективность, в первую очередь, необходимо исходить из соблюдения следующих принципов: 1. непротиводействие - это уже содействие; 2. реальность мер и намерений, обеспеченная ресурсами; 3. адресная направленность и приоритетность; 4. взаимодействие с объединениями предпринимателей. Таким образом, особенности состояния и развития малого бизнеса на нынешнем этапе определяются, прежде всего, результатами экономической политики государства, проводимой с 1992г., и состоянием соответствующего хозяйственного права. Переориентация экономической реформы на поддержку производства и улучшение социального климата должна создать базисные условия развития малого производства и организации малого предпринимательства в различных хозяйственных сферах, ослабить тенденцию к теневому и криминальному характеру его развития, учесть социальные основы, на которых малый бизнес может развиваться. Принятые в последнее время Правительством России решения по малому бизнесу носят в основном конструктивный и комплексный характер. Правительство существенно продвинулось в понимании сути экономических проблем малого бизнеса, основные формы его поддержки выявлены и обозначены, определены приоритеты - совершенствование налоговой системы; выделение кредитных ресурсов на приоритетное производство товаров и продовольствия; создание фондов поддержки из федерального бюджета; организация сети специализированных банков с участием государственных средств; страхование программ с высокой степенью риска из государственных фондов страхования, обеспечение гарантий для иностранных инвестиций, использование опыта зарубежных специалистов и их привлечение. Большое внимание в вопросах поддержки и развития малого бизнеса уделяется финансово-кредитным отношениям. Однако правительственные документы практически не затрагивают проблемы кредитных перспектив малого предпринимательства, полагая эту задачу тривиальной: можно пойти в банк и взять кредит без проблем. Однако проблемы есть. Формирование первоначального капитала для малого бизнеса - проблема номер один. Банковский кредит должен быть основным источником формирования первоначального капитала, но на практике это не так. Дело в том, что малые предприятия, предполагающие заниматься производственной деятельностью, рассчитывают на долгосрочные разовые кредиты под полное техническое оснащение производства. Однако для банков же в условиях нестабильности, трудностей с реализацией продукции, кризиса неплатежей, инфляции такие кредиты представляют большой риск. Поэтому они предпочитают крупных клиентов с государственными гарантиями, играют на ставках кредитов, давая кредит по более низким ставкам постоянным клиентам, получая недостающие в таком случае прибыли за счет более высоких ставок начинающим. Выходом из положения могло бы служить создание специальных банков (местных, муниципальных) для предоставления кредита малым предприятиям на долгосрочной основе и при относительно низкой процентной ставке. Эти банки могут быть кооперативными, или создаваться при участии государства, или выступать как общества взаимного кредита. Во всяком случае, пока эта ниша в финансово-кредитной инфраструктуре малого бизнеса не занята. Проблема защиты интересов малого предпринимательства, как и проблема использования его потенциала, усугубляется еще и тем, что на федеральном уровне пока не найдена эффективная управленческая структура для сферы малого бизнеса. Сначала поддержкой малого бизнеса занимался соответствующий комитет, который затем был упразднен. Теперь его функции возложены на Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, но и эта структура оказалась недостаточно эффективной, не сумев охватить всего многообразия проблем, а также форм и видов малого предпринимательства. Однако проблема заключается не только в выборе эффективной государственной управленческой структуры и создании негосударственных координирующих или поддерживающих малый бизнес организациях, например, недавно созданная “ОПОРА”, призванная представлять и защищать интересы малого предпринимательства. В настоящее время в России отсутствуют условия для развития производства вообще - и малого, и среднего, и крупного. Поэтому любое решение, направленное на создание благоприятных условий для малого бизнеса, в такой ситуации может дать только кратковременный эффект или вообще не дать такового. До тех пор, пока основой хозяйственного механизма в стране не станет производственное предпринимательство, а государство всеми доступными ему экономическими, правовыми, социальными, организационными мерами не создаст условия для формирования предпринимательской среды с приоритетом производственного предпринимательства, малый бизнес не сможет реализоваться в полной мере и будет развиваться однобоко (например, только в форме торгово-посреднической деятельности). А предприятия малых форм будут оставаться таковыми в буквальном смысле этого слова, они не перерастут в малое предпринимательство, в малый бизнес без изменения роли государства в социально-экономических преобразованиях. Согласно новому Гражданскому кодексу (ГК) РФ, Закон РФ “О предприятиях и предпринимательской деятельности” утратил силу, в то же время в перечне организационно-правовых форм, утвержденном ГК РФ, вообще отсутствует определение статуса малого предприятия. Для развития малого бизнеса в стране большее значение имеет разработка комплексной государственной программы осуществления намечаемых преобразований в экономической и правовой сферах. В этой связи можно констатировать, что к настоящему времени, во-первых, накоплен всесторонний опыт создания условий развития малого предпринимательства, позволяющий обосновано выбрать наиболее эффективные направления и формы его развития. Во-вторых, создан производственный потенциал, который сейчас используется недостаточно, но может быть востребован малым предпринимательством не во всех, но в очень многих сферах хозяйства. В-третьих, многие отстающие сферы экономики могут успешно развиваться только на базе малого бизнеса. В-четвертых, созрел довольно значительный слой населения, способный и желающий заниматься малым бизнесом. Таким образом, разрабатывая комплексные меры по поддержке малого предпринимательства (льготное налогообложение, кредитные преференции, формы и способы обеспечения его материальными ресурсами, разработка и принятие Законов РФ “Об инвестициях”, “О земле”, “О кооперации”, “О банках”, новый специальный раздел Налогового кодекса РФ о налогообложении субъектов малого предпринимательства, правовых программ борьбы с криминальными структурами и др.) государственные органы должны учитывать существующую в настоящее время социальную ситуацию в малом предпринимательстве, интересы занятых в нем работников, степень их приверженности к рыночным отношениям, характер ожидаемых ими перемен, предполагаемые перспективы. Только в этом случае государственная поддержка малого предпринимательства окажется эффективной, будет способствовать его дальнейшему становлению и развитию в интересах экономики всей страны, а не каких-либо отдельных хозяйственных групп и структур. Приоритет государственной политики в области экономики должен принадлежать дальнейшему расширению сферы предпринимательства (с учетом исторического опыта развития именно в России), укреплению и увеличению предпринимательской среды, формированию предпринимательского менталитета как формы хозяйственной идеологии. Становление предпринимательской среды предполагает не выбор отдельных сфер, где должно развиваться предпринимательство, и не предоставление отдельным предпринимательским структурам льгот и преференций, а создание многообразных предпосылок, позволяющих стать предпринимателем каждому, кто на это способен. Единственным приоритетом в современных условиях должно стать производство. Сегодня в России необходимо поднимать производственную сферу, поэтому малое предпринимательство приобретает особую значимость, особенно для развития научно-технического потенциала. Естественно, большая часть научно-технического и технологического потенциала сосредоточена в крупных компаниях, но малые и средние фирмы практически всегда опережают их по части коммерциализации результатов НИОКР. Столь значительную роль малого и среднего бизнеса в прикладной науке и технологических нововведениях можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы, даже при довольно скудных ресурсах, могут конкурировать с крупными концернами в узкоспециализированных направлениях. Они занимаются разработкой и освоением нововведений в тех отраслях, которые крупному бизнесу представляются или неперспективными, или слишком рискованными. Малые фирмы охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий. К тому же малые фирмы не держат свои разработки “под сукном”, а стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым прикладное значение разработок, осуществленных малыми фирмами, оказывается гораздо важнее, прежде всего, с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что, в свою очередь, активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения вновь рожденного спроса, который мотивируется разработками малых и средних предприятий. Такая устойчивая причинно-следственная связь между наличием в экономике довольно значительного сектора малых форм хозяйствования и степенью активизации научно-технического прогресса обусловлена также тем, что небольшие фирмы способны быстрее и с меньшими затратами перевооружаться, оперативно внедрять и апробировать новую технологию (а также частичную автоматизацию производства), достигать оптимального соотношения между механизированным и ручным трудом. Кроме этого, малые фирмы играют значительную роль и в коммерциализации новой продукции. Но этим не ограничивается роль малого бизнеса в освоении достижений НТП. Например, товары длительного пользования конструктивно устроены так, что простой пользователь не сможет отремонтировать их самостоятельно, поскольку все детали (агрегаты) совершенно недоступны. Если даже что-то мелкое выходит из строя, потребителю приходится покупать услуги, т.е. производство товаров влечет за собой развитие индустрии услуг. И это создает необозримое поле деятельности для мелкого и мельчайшего бизнеса, укрепляет, расширяет взаимосвязь мелкого производства с крупным. Крупное производство, в свою очередь, создает предпосылки для развития малого. Если проследить путь изобретения, использованного крупными фирмами, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми или материальными ресурсами, или тем и другим вместе. Наконец, для развития малого бизнеса в индустриально развитых странах большое значение имеет социально-технологический аспект производства. Рынок в его наиболее развитой форме, характерной для этих стран, нацелен, прежде всего, на создание “общества потребления”. Поэтому усилия всех разработчиков, конструкторов и других специалистов направлены на сокращение срока жизни изделий, заставляя тем самым людей “потреблять” - как товары, так и услуги. Наконец, как следует из мирового опыта, есть еще один (социально-экономический) аспект, заставляющий государство уделять внимание малому бизнесу. Крупные предприятия широко привлекают на субподрядной основе мелкие узкоспециализированные предприятия, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг крупных фирм, особенно в наиболее монополизированных отраслях (машиностроение, электронная промышленность и т.п.), группируются обычно тысячи мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Для хозяев монополистических объединений такие мелкие субподрядчики очень удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию по довольно низким ценам, их производственные, социальные и другие проблемы не затрагивают монополии. Но в период неблагоприятной конъюнктуры и других осложнений монополии разрывают связи со своими мелкими поставщиками, оставляя их на произвол судьбы. Это явилось одной из причин того, что во многих индустриальных странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе кооперации и специализации производства в крупные отраслевые консорциумы, которые сейчас производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и даже с монополиями. Развитие самих форм и методов сосуществования в условиях ожесточенной конкурентной борьбы за место под солнцем, можно считать еще одним достижением мелких предприятий, характеризующихся таким многообразием форм и конкурентных стратегий, которые мог изобрести только такой диалектически развивающийся и успешно адаптирующийся к текущим условиям хозяйствования сектор, как малый бизнес. 1.3 Социально-экономическая роль малого предпринимательства Большинство исследований в области малого предпринимательства, традиционно, посвящено внешним факторам, определяющим его развитие - налоговой нагрузке, государственному регулированию и государственной поддержке и прочее. В то же время, большое значение в условиях ужесточения конкуренции имеют внутренние факторы развития бизнеса - наличие стратегии, обучение персонала, использование современных технологий ведения бизнеса, поиск внутренних источников повышения конкурентоспособности фирмы. Глубинную сущность малого бизнеса составляют экономические отношения. На одной стороне этих отношений всегда стоит государство, которое видит в субъектах малого бизнеса опору, как в экономической, так и в социальной сфере. С другой стороны выступают предприниматели как субъекты малого бизнеса, чья заинтересованность проявляется в увеличении своих собственных доходов, улучшении благосостояния. Малое предпринимательство выполняет ряд важных функций. Во-первых, оно обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, оно способно не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), оно создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна. Малый бизнес обеспечивает новые рабочие места, так необходимые экономике РФ. Новые вакансии создаются за счет новых небольших фирм, а не за счет крупных устоявшихся компаний. Малый бизнес создает благоприятные условия для более эффективного функционирования крупных предприятий, обеспечивая широкие возможности выполнения субподрядных работ и всевозможных услуг в тех областях, где деятельность крупных организаций традиционно нерентабельна. В настоящее время малый бизнес в РФ испытывает большие трудности. Они связаны, в первую очередь, с непродуманностью национальной политики в этой области. Как и несколько лет назад проблемы у предпринимателей все те же - высокие ставки налогов и частые изменения в налоговой отчетности, нестабильное и непрозрачное законодательство, регламентирующее хозяйственную деятельность, низкий покупательский спрос, проверки контролирующих органов и давление со стороны местных властей. До сих пор высоки по с
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 83 страницы
2075 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 62 страницы
550 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 75 страниц
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg