Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, МЕНЕДЖМЕНТ

Сервис-менеджмент на примере отдела жилищно-коммунального хозяйства ГО г.Стерлитамак

irina_krut2019 1975 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 79 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.02.2020
Объект исследования – отдел жилищно-коммунального хозяйства Администрации ГО г. Стерлитамак. Предметом исследования является организация и управление сервис-менеджментом в муниципальной сфере. Цель работы – разработать рекомендации по внедрению сервис-менеджмента в муниципальной сфере на примере деятельности отдела ЖКХ Администрации ГО г. Стерлитамак. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Рассмотреть теоретические основы исследования организации и управления сервис-менеджментом на предприятиях и организациях жилищно-коммунального комплекса. 2. Проанализировать деятельность ОЖКХ ГО г. Стерлитамак 3. Разработать рекомендации по развитию сервис-менеджмента в МКУ «ОЖКХ» ГО город Стерлитамак. Теоретической и методологической основой проведенного исследования являлись научная и учебная литература по данной отрасли знаний, материалы текущей периодики. Для исследования применяются как общенаучные, так и частнонаучные методы исследования. Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.
Введение

Муниципальный жилищно-коммунальный комплекс (далее – муниципальный ЖКК), один из элементов российского ЖКХ, – производственно-хозяйственный многопрофильный и многофункциональный комплекс, выполняющий различные виды работ и предоставляющий жилищно-коммунальные услуги в целях обеспечения удовлетворения потребностей, соответствующих современному жизненному уровню населения конкретного муниципального образования. Существующая система управления ЖКК крайне неэффективна: происходит рост стоимости жилищно-коммунальных услуг без улучшения качества предоставленных услуг; ухудшается материальная база обслуживающих предприятий; очень малое количество проведенных капитальных ремонтов; увеличивается износ инженерного оборудования; происходит необоснованный рост тарифов; величина тарифа не зависит от качества дома, его месторасположения; содержится огромный штат сотрудников в контролирующих органах; предприятия по оказанию жилищных услуг являются убыточными, поэтому необходимо повышение эффективности менеджмента на муниципальном рынке коммунальных услуг. Устойчивое функционирование и развитие ЖКК как градообразующей отрасли является первоочередным фактором, влияющим на качество жизни горожан и жизнедеятельность города, и обуславливает актуальность проблемы управления жилищно-коммунальным комплексом в системе муниципального управления. Если в первые годы реформ ЖКК обеспечивал реализацию преимущественно функции социальной защиты населения, то в настоящее время он превратился в источник социально-экономической и политической напряжённости. Катастрофическое состояние основных средств коммунального хозяйства и жилищного фонда, высокий уровень энергозатрат и отсутствие последовательной технической политики энергоресурсосбережения, рост жилищно-коммунальных тарифов, превышающих темпы увеличения реальных доходов населения, неэффективное регулирование и монополизм, несовершенство договорных отношений рынка жилищных и коммунальных услуг, неразвитость институтов жилищного самоуправления и многие другие негативные явления показывают глубину проблем, характерных для жилищно-коммунальной сферы муниципальной экономики. Сегодня все чаще говорят о необходимости внедрения сервис-менеджмента в повседневную деятельность предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Под сервис-менеджментом понимают регулярную систему обеспечения качественного обслуживания покупателей и клиентов фирмы. Система сервис-менеджмента включает все основные компоненты классического менеджмента – постановка целей и задач, разработка стратегии, планирование ресурсов и действий по достижению целей, контроль достижения промежуточных целей и обратная связь, корректировка и ревизия, постановка целей более высокого уровня и т.д. Таким образом, народнохозяйственная важность проблемы, недостаточная разработанность механизмов сервис-менеджмента на предприятиях и организациях жилищно-коммунального комплекса обусловливают актуальность темы выпускной квалификационной работы. Проблемы взаимоотношений и взаимодействия местных органов власти с предприятиями и организациями жилищно-коммунального хозяйства рассматривались такими отечественными учеными как А.Я. Агаджанян, Г.М. Загидуллина, А.И. Романова, М.Д. Миронова, А.Р. Иванов, В.В. Соловьев, С.А. Тихоновскова, Б.Б. Хрусталев, В.С. Демьянова, М.Г. Ганиев и многими другими. Несмотря на достаточно большую освещенность рассматриваемого вопроса, на сегодняшний день вопросы повышения эффективности качественного обслуживания населения предприятиями и организациями жилищно-коммунального комплекса остаются не до конца свешенными.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЕРВИС-МЕНЕДЖМЕНТА В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ 6 1.1 Анализ сущности и специфики жилищно-коммунального комплекса муниципального образования 6 Рис. 1.1 - Состав жилищно-коммунального комплекса 8 1.2 Анализ компетенции органов местного самоуправления в области управления жилищно-коммунальным комплексом 14 1.3 Система сервис-менеджмента и ее применение в сервисных предприятиях 21 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МКУ «ОЖКХ» ГО ГОРОД СТЕРЛИТАМАК РБ 29 2.1 Общая характеристика ГО г.Стерлитамак РБ 29 2.2 Основные направления деятельности отдела ЖКХ 40 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СЕРВИС-МЕНЕДЖМЕНТА В МКУ «ОЖКХ» ГО ГОРОД СТЕРЛИТАМАК 53 3.1 Анализ системы менеджмента и качества обслуживания населения МКУ «ОЖКХ» ГО г. Стерлитамак 53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 75
Список литературы

1. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 №131-ФЗ (в ред. от 29.12.2014) // Информационно-правовой портал «Консультант плюс». URL: http://www.consultant.ru/popular/selfgovernment/ (на дату обращения 11.01.2018) 2. Федеральный закон от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (ред. от 29.12.2014) // Информационно-правовой портал «Консультант плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156596/ (на дату обращения 04.01.2018) 3. Федеральный закон от 29 декабря 2004 года №188-ФЗ «Жилищный Кодекс Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2017 №417-ФЗ) // Информационно-правовой портал «Консультант плюс». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=156594 (на дату обращения 07.01.2018) 4. Агаджанян А.Я. Предпринимательство в жилищно-коммунальном секторе экономики: формирование и функционирование // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2015. – №80. – С. 487-496. 5. Адарина Р.Т. Ресурсоснабжающие предприятия ЖКХ: экономический и правовой аспекты определения // Известия Санкт-Петербурского университета экономики и финансов. – 2015. – №5. – С. 30-35. 6. Алексеева – Бескина, Т.Н. Искусственная среда обитания и парадоксы феномена город // Муниципальная власть. – 2014. – № 4. – С. 80–82. 7. Варехов А.Г. Жилищно-коммунальное хозяйство: как сделать его управляемым // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2014. – №8. – С. 95-102. 8. Воронцов А.В. Современные формы управления жилищно-коммунальным комплексом // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2016. – №12. – С. 17-21. 9. Гайнанов Д.А., Герасимов Т.А. Основные направления формирования организационно-экономического механизма управления муниципальным жилищно-коммунальным комплексом // Вестник Челябинского государственного университета. – 2015. – №2. – С. 70-75. 10. Герасимов Т.А., Гайнанов Д.А. Модернизация организационной структуры управления муниципальным жилищно-коммунальным комплексом // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2016. – №9. – С. 15-19. 11. Голиков Г.Г. Государственно-частное партнерство в системе управления жилищно-коммунальным комплексом // Управление городом: теория и практика. – 2017. – №1. – С. 69-75. 12. Грибкова С.И. Проблемы создания устойчивой системы зеленых насаждений с учетом экологических условий города. Новые приемы озеленения. – СПб: Питер, 2015. – 267 с. 13. Гусева Т.А. Необходимость формирования эффективного менеджмента ЖКК в системе муниципального управления // Известия Южного федерального университета. Технические науки. – 2014. – №17. – С. 125-131. 14. Дятел Е.П., Подылина Э.Ф. Экономическая природа жилищно-коммунальных услуг // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2014. – №2. – С. 67-76. 15. Ефимов В. Социально-экономическая привлекательность российских городов: сравнительный анализ / В. Ефимов, Ю. Честнов. // Городское управление.– 2016. – № 11. – С. 32. 16. Загидуллина Г.М., Романова А.И., Миронова М.Д. Управленческие инновации в системе массового обслуживания (на примере жилищно-коммунального комплекса) // Вестник Казанского технологического университета. – 2016. – №5. – С. 128-133. 17. Зотов В.Б. Система муниципального управления: Учебник для вузов. – Спб.: Юнити, 2016. – 493 с. 18. Иванов А.Р. Жилищно-коммунальное хозяйство как многоотраслевой комплекс // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2015. – №3. – С. 86-89. 19. Ковалева Л.В. Управление муниципальным хозяйством: Учебное пособие. – Тюмень: ТГУ, 2015. – 151 с. 20. Конева О.В. Проблемы и перспективы развития товарищества собственников жилья // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. – 2014. – №4. – С. 48-50. 21. Кузнецов И.А., Колмаков А.Н. Некоторые основы муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. – 2016. – №1. – С. 157-162. 22. Кузнецов И.А. К вопросу о специфике муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. – 2015. – №4. – С. 342-349. 23. Мазница Е.М. Перспективы реформирования жилищно-коммунального комплекса в современной системе регионального хозяйства России // Проблемы современной экономики. – 2015. – №1. – С. 255-259. 24. Мамашев Д.Р. Управление жилищно-коммунальным комплексом муниципального управления: монография. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2016. – 105 с. 25. Мартынихин В.В. Управление жилищным хозяйством муниципального образования: модуль для повышения квалификации муниципальных служащих. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2016. – 159 с. 26. Минаев Н.Н., Филюшина К.Э. Управление рисками в жилищно-коммунальном комплексе // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Экономические науки. – 2015. – №2. – С. 143-147 27. Никитин, Д.П. Окружающая среда и человек: Учеб. пособие для студентов вузов / Д.П. Никитин. – М.: Норма, 2013. – 334 с. 28. Панасенко И.В. Управление жилищно-коммунальным комплексом в современных условиях // Экономика промышленности. – 2015. – №1. – С. 173-181. 29. Патудин В.М., Целищев Н.И. Оптимизация системы управления муниципальными жилищно-коммунальными комплексами // Управление городом: теория и практика. – 2015. – №4. – С. 40-43. 30. Пикуль И.А. Реорганизация и оптимизация управления жилищно-коммунальными комплексами муниципальных образований // Власть и управление на востоке России. – 2014. – №3. –С. 90-95. 31. Проваленова Н.В. Тенденции развития и проблемы реализации жилищно-коммунальной реформы на муниципальном уровне // Вестник НГИЭИ. – 2016. – №2. – С. 158-167. 32. Пьянкова С.Г. Формирование институтов развития монопрофильных территорий: зарубежный и отечественный опыт // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12 (2). – С. 422-427. 33. Сафронов А.Л. Экологические аспекты благоустройства территорий. – М.: Проспект, 2015. – 388 с. 34. Соловьев В.В. Реформирование жилищно-коммунального комплекса: проблемы и пути решения // Мир человека. – 2015. – №2. – С. 14-36. 35. Тажитдинов И.А., Гайнанов Д.А. К вопросу о совершенствовании оценки уровня социально-экономического развития территории. – Уфа: Китап, 2016. – 263 с. 36. Тихоновскова С.А. Роль государственного и муниципального управления в решении экономических проблем жилищно-коммунального комплекса // Альманах современной науки и образования. – 2015. – №5. – С. 174-181. 37. Фомина Ю.А., Фомин Э.В. Институциональный подход к вопросу управления многоквартирным домом // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. – 2015. – №2. – С. 79-84. 38. Хрусталев Б.Б., Демьянова В.С., Ганиев М.Г. Особенности функционирования жилищно-коммунального комплекса // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. – 2015. – №2. – С. 267-273. 39. Шимко В. Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. – М.: Архитектура-С, 2016. – 411 с. 40. Яблоков В.В. Современные способы управления многоквартирным домом // Вестник НГИЭИ. – 2014. – №6. – С. 183-196.
Отрывок из работы

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЕРВИС-МЕНЕДЖМЕНТА В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ 1.1 Анализ сущности и специфики жилищно-коммунального комплекса муниципального образования Жилищно-коммунальный комплекс представляет собой сложный технический комплекс зданий, сооружений, инженерных сетей и оборудования, а также промышленного, ремонтно-строительного производства и эксплуатационного обслуживания, созданного для их содержания, ремонта и сохранности. Функционирование жилищно-коммунального комплекса – это обеспечение сохранности и эффективного использования жилищного фонда, бесперебойного обеспечения жилищно-коммунальными услугами, необходимыми для жизнедеятельности человека, дальнейшего повышения уровня благоустройства и санитарного состояния территорий муниципальных образований, общего комфорта проживания . Следует отметить, что в специализированной литературе, и в соответствующем законодательстве практически нет разницы между понятиями жилищно-коммунальное хозяйство и жилищно-коммунальный комплекс. Оба эти понятия подразумевают комплекс, систему отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность человека в населенном пункте и между населенными пунктами. Следовательно, можно предположить, что жилищно-коммунальный комплекс, как система, построенная на различных методологических, информационных и технологических принципах, охватывает отдельные виды работ и способы их обеспечения. При этом не гарантируется организационно-экономическое единство и до сих пор, практически не осуществляется должное влияние на результативность жесткого взаимодействия отдельных субъектов . Город представляет собой сложное, сбалансированное по направлениям и во взаимодействиях с внешней средой многоотраслевое хозяйство, в котором решаются разнообразные социальные, экономические, инженерно-технические и организационные задачи, нацеленные на преобразование окружающей среды и максимально возможное удовлетворение запросов и нужд жителей. Инфраструктуру городского хозяйства можно представить в виде взаимосвязанных между собой комплексов, каждый из которых необходим для обеспечения нормальной жизни в городе. В их составе, наряду с промышленным комплексом, комплексом объектов городского транспорта, комплексами объектов общественного питания, торговли, здравоохранения, культуры, спорта, образования и т.д. выделен жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК), который является одним из наиболее важных элементов городского хозяйства . Муниципальный жилищно-коммунальный комплекс (далее – муниципальный ЖКК), определяется как производственно-хозяйственный многопрофильный и многофункциональный комплекс, выполняющий различные виды работ и услуг в целях обеспечения удовлетворения потребностей, соответствующих современному жизненному уровню населения конкретного муниципального образования . Муниципальный жилищно-коммунальный комплекс является главным звеном в обслуживании населения, так как выполняет функции жизнеобеспечения и занимает особое место в экономике города. Он включает в себя взаимозависимые, но в то же время и достаточно автономные предприятия и организации социальной и производственной сферы, чья деятельность прямо или косвенно связана с удовлетворением потребностей населения в жилье и коммунальных услугах. Организации жилищно-коммунального хозяйства – это предприятия, учреждения и организации вне зависимости от организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной подчиненности, оказывающие жилищно-коммунальные услуги соответствующим категориям потребителей. Они являются важнейшей частью территориальной инфраструктуры, определяющей условия жизнедеятельности человека, прежде всего комфортность жилища, его инженерное благоустройство, качество и надежность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от которых зависят состояние здоровья, качество жизни и социальный климат в населенных пунктах . Как было отмечено выше жилищно-коммунальный комплекс включает ряд подотраслей и хозяйств (рис. 1.1) . Рассмотрим их подробнее. Рис. 1.1 - Состав жилищно-коммунального комплекса Жилищное хозяйство. Жилищное хозяйство города включает жилищный фонд, нежилые здания и помещения общественного, социального и иного назначения, а также предприятия и организации, эксплуатирующие и обслуживающие жилищный фонд и нежилые здания. Жилищный фонд города представляет собой совокупность жилых помещений независимо от форм собственности: жилые дома (одноквартирные и многоквартирные), специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и т. п.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. По мере роста благосостояния населения требования к объему и качественным характеристикам жилищного фонда города повышаются, соответственно изменяется и структура жилищного фонда города. Обычный жилой дом является сложным инженерным сооружением насыщенным различными коммуникациями: отопление, холодное и горячее водоснабжение, электроснабжение, телефон, радио, телевидение (при наличии коллективных антенн), вентиляционные системы и т. п. В многоэтажных жилых домах имеются лифты и мусоропроводы. Если свои квартиры жильцы обустраивают сами, то для мест общего пользования (подъезды, чердаки, подвалы, кровля) необходимо специальное обслуживание. Придомовая территория также требует специального обустройства и обслуживания . Объекты нежилого фонда могут располагаться как в отдельных зданиях, так и на первых этажах жилых домов, где чаще всего размещаются предприятия торговли, бытового обслуживания, различные учреждения и организации, непосредственно связанные с обслуживанием населения. Их функционирование не должно создавать неудобства для жильцов. Инженерное хозяйство (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение) – одна из самых сложных систем городского хозяйства. Бесперебойная подача в жилые и общественные здания тепла, воды, электроэнергии, газа требует высокого уровня организации, большого объема ремонтных, очистительных и профилактических работ на инженерных сетях и сооружениях, функционирования аварийных служб. Для большинства районов России серьезной проблемой является ежегодная подготовка инженерных систем к работе в зимний период . Общегородское коммунальное хозяйство объединяет системы внешнего благоустройства и содержания территории города (дорожное хозяйство, уличное освещение, санитарная очистка города, сбор, вывоз и переработка бытовых отходов, зеленое хозяйство и т. п.), а также банно-прачечное, гостиничное, ритуальное и другие хозяйства. Несмотря на то, что предприятия ЖКК закреплены на определенной территории, нельзя сказать, что комплекс представлен лишь на городском уровне, некоторые крупные предприятия представлены в различных территориально-административных образованиях. Таким образом, можно выделить еще один уровень ЖКК – межрегиональный. Этот уровень в основном представлен крупными акционерными компаниями, которые поставляют населению основные тепло-, энергоресурсы: газ, электричество. По форме собственности можно выделить три вида ЖКК: 1. Муниципальные – когда предприятия, входящие в состав комплекса (кроме непосредственно жилых домов и фирм, осуществляющих управление этими домами), находятся в муниципальной собственности. 2. Частные – когда оказание услуг населению производят частные фирмы. 3. Смешанные – когда в рамках одного территориального комплекса представлены как муниципальные, так и частные предприятия. Еще совсем недавно наиболее распространенным видом ЖКК был муниципальный. Сейчас наблюдается смещение ЖКК в сторону частного сектора. И на сегодняшний день наиболее распространенным видом является смешанный вид. Наиболее крупные элементы комплекса (водоснабжение, водоотведение и т.д.) в большинстве территориально-административных образований находятся в муниципальной собственности, а вот фирмы, оказывающие услуги, не требующие наличия широкой инженерных сетей, как, например, благоустройство придомовых территорий, содержание лифтов, вывоз и утилизация отходов и т.д., в большинстве своем представлены частными фирмами . Размер и сложность структуры ЖКК полностью зависят от размера и развитости муниципального образования, в котором он расположен. По данному критерию можно выделить: – малые комплексы, занимающие территорию небольшого муниципального образования и представленные небольшим количеством фирм (а чаще всего одной муниципальной организацией), которая оказывает весь необходимый спектр услуг, не считая поставку тепло, энергоносителей, осуществляемую, как было отмечено ранее, крупными акционерными обществами, охватывающими всю Россию, при этом газопроводы, электролинии все же находятся во владении муниципалитета; – средние комплексы – покрывающие города или несколько соседних небольших муниципальных образований. Такие комплексы также представлены небольшим количеством фирм (но гораздо большим, чем в малых комплексах), каждая из которых предоставляет сразу несколько услуг. Доля частных фирм в средних комплексах мала, а услуги отличаются не очень высоким качеством; – большие комплексы – занимающие территорию мегаполиса или региона. Такие комплексы характеризуются большим количеством фирм, лишь определенным видом услуг или комплексом смежных услуг, и, как следствие, большей специализацией поставщиков услуг. Структура больших комплексов гораздо сложнее, и не только за счет наличия большего количества элементов, но и за счет существования большего числа связей между элементами . Важно отметить, что в чистом виде данные комплексы практически не встречаются. Чаще всего комплекс можно отнести к какой-то категории лишь по одному виду ресурса, в то время как по другому виду ресурса тот же самый комплекс может относиться к другой категории. Основным продуктом ЖКК являются жилищные и коммунальные услуги. Жилищные услуги – это услуги по предоставлению и содержанию жилья. Они включают в себя предоставление жилых помещений по договору найма в домах всех форм собственности; услуги по обмену жилых помещений; приватизации жилых помещений; содержанию и текущему ремонту, включая места общего пользования в жилых зданиях, за счет средств по оплате жилья; капитальному ремонту, включая места общего пользования; ремонту и эксплуатации лифтов; противопожарным мероприятиям; эксплуатации и ремонту мусоропроводов; сбору бытовых отходов; уборке внутриподъездных и придомовых площадей; санитарно-гигиенической очистке жилых зданий . Коммунальные услуги – это услуги, представляемые предприятиями и организациями коммунального хозяйства и удовлетворяющие материально-бытовые потребности населения. К коммунальным услугам относят обеспечение населения (и других потребителей) теплом, холодной и горячей водой, электроэнергией, газом, хотя предприятия, оказывающие эти услуги, производят вещества (питьевую и горячую воду, газ) и энергию, а не собственно услуги . Производственно-хозяйственная деятельность ЖКХ обладает и рядом особенностей. К ним можно отнести, прежде всего, организационное построение по территориальному и отраслевому признаку, двойное подчинение, повышенный социальный эффект результатов деятельности, неравномерность спроса и т.д. Это определяет жилищно-коммунальное хозяйство как сложную, многоэлементную, динамическую организационно-экономическую систему. Предприятия и организации ЖКК имеют специфические черты своей производственной деятельности, которые определяют следующие особенности: – продукция предприятий, как правило, не имеет овеществленного характера и выступает в форме услуги. Например, услуга теплоснабжения заключается в нагреве воды для целей отопления; – целью деятельности предприятий ЖКК является удовлетворение потребностей населения в предоставляемых услугах, постоянное повышение уровня обслуживания и качества услуг. В отличие от коммерческих предприятий, извлечение прибыли (дохода) не должно являться основной задачей и главным критерием эффективности их деятельности; – переменный режим работы в соответствии с графиками потребления услуг. Потребление услуг предприятий ЖКК имеет ярко выраженную неравномерность, как по сезонам года, так и по часам суток (часы пик), и предоставление услуг должно быть согласовано с этими процессами; – невозможность компенсировать невыполнение производственной программы предприятия без ущерба для потребителей ни ее последующим перевыполнением, ни предоставлением других видов услуг; – большинство предприятий ЖКК производят однородную продукцию, т.е. предоставляют один вид услуг, который на территории муниципального образования, как правило, является уникальным; – значительная часть предприятий на территории муниципального образования является естественным локальным монополистом (организации ресурсообеспечения) или занимает фактически монопольное положение в производстве и предоставлении услуг, что существенно затрудняет развитие рыночных, конкурентных отношений . Таким образом, под жилищно-коммунальным комплексом понимается совокупность различных, но организационно и технологически взаимосвязанных видов производственно-экономической деятельности, ориентированных на выполнение работ или оказание услуг, объективно необходимых для жизнеобеспечения территории, посредством предоставления жилищно-коммунальных услуг. 1.2 Анализ компетенции органов местного самоуправления в области управления жилищно-коммунальным комплексом Жилищно-коммунальный комплекс является одним из важнейших элементов любого муниципального образования, эффективность функционирования которого в значительной степени влияет как на качество жизни населения, так и на социально-экономическое положение муниципального образования. В связи с этим вопрос управления ЖКК является первостепенным и наиболее актуальным. С целью наиболее полно охарактеризовать компетенции органов местного самоуправления в области управления жилищно-коммунального комплекса, прежде всего определимся с понятием муниципального управления. Муниципальное управление представляет собой систему целенаправленного воздействия на управляемые объекты: организации, предприятия, население, имеющие территориальные расположение на данном муниципальном образовании, основанную на познании и правильном применении законов экономического развития, с целью обеспечения адекватного процесса жизнедеятельности общества в процессе воспроизводства . С учетом вышесказанного, управление жилищно-коммунальным комплексом муниципального образования (ЖКК МО) целесообразно рассматривать как систему управления, позволяющую разрабатывать и принимать эффективные управленческие решения, направленные на достижение стратегических целей муниципального образования в области жизнеобеспечения населения посредством предоставления услуг, связанных с формированием комфортной среды обитания . Целенаправленность – основополагающий принцип управления. Он предполагает формирование системы объективно обоснованных целей развития МО, таких как: социально-экономических, градостроительных, жилищно-коммунальных, экологических и т.д. Одна из главных задач муниципального управления системой ЖКК – организация предоставления услуг и содействие самоуправлению граждан по месту жительства. Цель муниципального управления ЖКК по обеспечению территорий заключается в достижении установленных нормативов и стандартов: – по созданию здорового дома и жилищной обеспеченности; – жилищно-коммунального обслуживания населения; – мониторинга жилищного фонда; – обеспечение надежности и устойчивости функционирования инженерной инфраструктуры. Можно выделить следующие принципы управления муниципальным ЖКК: – принцип оптимальности при управлении муниципальным ЖКК заключается в выборе оптимальной возможности из существующих социально-экономических возможностей. Понятие оптимальности должно включать выбор наименьшего ценового предложения без снижения качества услуги; – принцип эффективности – один из важнейших принципов при управлении муниципальным ЖКК. Он заключается в учете при управлении соотношения полученных результатов и затраченных ресурсов. В широком смысле принцип эффективности состоит в достижении определенного результата посредством оптимизации соотношения наилучших результатов и минимизированных затрат; – принцип научности реализуется в процессе управления путем предварительного научного обоснования планирования. Данное обоснование осуществляется посредством расчетов и другими научными методами; – принцип системности применим в аспекте рассматривания муниципального ЖКК как единого социально-экономического комплекса, состоящего из взаимосвязанных и взаиморегулирующих компонентов; – принцип комплексности реализуется в учете при управлении муниципальным ЖКК всех воздействующих факторов (социально-экономических, организационно-технических и др.); – принцип безопасности основывается в обеспечении безопасного состояния для субъектов муниципального ЖКК при формировании экономического механизма управления муниципальным ЖКК; – принцип целенаправленности – соотношение значимости цели и выделяемых для ее достижения ресурсов; – принцип адекватности реализуется путем соразмерного финансирования целей в зависимости от их веса в общем результате. Согласно ст.14 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальным образованиям в сфере регулирования ЖКК передается решение следующих вопросов местного значения: – организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведение; – cодержание муниципального жилищного фонда; – организация сбора и вывоза твердо-бытовых отходов (ТБО) . В целях решения данных вопросов органы местного самоуправления муниципальных образований обладают соответствующими полномочиями: – финансирование муниципальных жилищно-коммунальных предприятий и учреждений; – формирование и размещение муниципального заказа на жилищно-коммунальные услуги; – установление тарифов на ЖКУ, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями . Объектом управления жилищно-коммунального комплекса является многоквартирный жилой дом или совокупность жилых домов. Современные тенденции в управлении жилищным фондом состоят в постепенной передаче функции управления от местного самоуправления к гражданам и их объединениям. Согласно Жилищному кодексу РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны самостоятельно выбрать один из способов управления им: – непосредственное управление собственниками; – управление через ТСЖ, жилищный либо иной потребительский кооператив; – управление с помощью привлечения управляющей организации . Непосредственное управление возможно в том случае, если жильцы в состоянии самостоятельно содержать общее имущество многоквартирного дома или по отдельности договариваться с обслуживающими жилищно-эксплуатационными и коммунальными организациями. Такая ситуация является достаточно редкой . Товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме . Управление через ТСЖ или кооператив предполагает наличие в его руководстве квалифицированных специалистов, знающих строительные, технологические, сметные и другие нормы и способных при¬влекать на договорной основе обслуживающие организации. Наиболее эффективным способом управления многоквартирным домом является привлечение квалифицированной управляющей организации, которая, в свою очередь, будет привлекать для оказания отдельных видов услуг специализированные жилищно-эксплуатационные, коммунальные, ремонтные, строительные и другие организации. Именно при этом способе происходит полное разделение функций собственника, управляющей организации и исполнителей жилищно-коммунальных услуг. Управляющая компания – организация, возложившая на себя обязанности по обеспечению полного спектра услуг ЖКХ конкретному домовладению или нескольким домовладениям. Собственники помещений в многоквартирном доме заключают с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления, договор управления на условиях, выработанных на открытом конкурсе. Собственники помещений в течение 30 дней со дня получения проекта договора вправе подписать договор, отказаться от подписания договора или предложить подписать договор на иных условиях (протокол разногласий) . Выбор способа управления осуществляется на общем собрании собственников помещений и может быть изменен ими в любое время. Решение общего собрания является обязательным для всех собственников помещений. Если собственниками помещений в течение года бран способ управления домом, или если принятое решение не реализовано, то орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации. При этом многоквартирный дом может управляться только одной организацией. Собственники помещений заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам конкурса. После завершения указанных процедур орган местного самоуправления снимает с себя функции управления многоквартирными жилыми домами и передает их управляющим организациям.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg