Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Дидактические игры и упражнения, как средства подготовки старших дошкольников к овладению грамотой

irina_krut2019 1625 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 65 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.02.2020
Объект исследования – подготовка детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой Предмет исследования – дидактические игры и упражнения как средства подготовки старших дошкольников к овладению грамотой. Задачи исследования: 1) Изучить и проанализировать теоретико-методологические основы подготовки старших дошкольников к обучению грамоте. 2) Рассмотреть вопросы подготовки дошкольников к овладению грамотой в теории и практики образования. 3) На основе специальной методики установить уровень готовности старших дошкольников к овладению грамотой. Методы исследования. Для решения задач использованы следующие методы: - анализ психологической, лингвистической и педагогической литературы; - анализ опыта работы воспитателей дошкольных учреждений; - тестирование детей; анкетирование педагогов и родителей; - педагогический эксперимент (констатирующий этап); - анализ и обобщение материалов экспериментальной работы. Структура работы Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы из 42 наименований и приложения. Результаты исследования представлены в 12 таблицах, 12 диаграммах. Приложение включает игры, упражнения, картинки. Апробация исследования Материалы исследования докладывались на совете педагогов в МБДОУ детский сад №37 МБДОУ «Теремок», г. Гусь-Хрустальный.
Введение

Речь играет важную роль в развитии ребенка, способствуя становлению познавательной деятельности и, являясь необходимым условием осуществления социальных контактов, расширяет представления ребенка об окружающем мире. Сформированные навыки устной речи подготавливают благоприятную основу для формирования письменной речи. Одним из важных направлений работы ДОО является подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. Важность этой работы определяется требованиями преемственности в работе двух звеньев образования - дошкольного и начального и современными требованиями к речевому развитию детей. Процесс подготовки и обучения детей грамоте был предметом исследования многих ученых (Б.Г. Ананьев, Т.Г. Егоров, Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин, и др.), лингвистов (А.Н. Гвоздев). Классиков школьной и дошкольной педагогики (И. Тихеева и др.), современных педагогов и методистов (Л.Е..Журова, Н.В. Дурова В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкиным, А. Ф. Шанько, и др.). Исследования позволили установить оптимальные сроки для начала обучения грамоте. Письменная речь является одним из видов речи и включает в свой состав чтение и письмо. Не смотря на разностороннее освещение проблемы, всё ещё остается целый ряд дискуссионных вопросов по поводу длительности обучения, принципов, содержания и организации педагогического процесса, целесообразности обучения письму, эффективности разных методик и их влияния на последующее развитие личности ребенка. Однако все ученые едины в том, что в отличие от устной речи, формирование письменной речи возможно только в условиях специального целенаправленного обучения ребенка. Письмо и чтение представляют собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс, знаковую систему фиксации речи, позволяющую с помощью графических элементов воспринимать и передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Она обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личностной сферах, дает эффект общего психического развития. Дидактические игры и игровые упражнения – наиболее распространенный среди воспитателей и учителей метод обучения и воспитания. Они с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, самостоятельности и инициативности. С другой - решают определенную обучающую задачу: повторение и закрепление пройденного, а иногда изучение нового материала. Однако в реальной педагогической практике обучение дошкольников грамоте наблюдается эклектичность, фрагментарность, несоответствие используемых методик возрастным особенностям и возможностям детей. Анализ теории и практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что педагоги и родители испытывают затруднения в выборе и оценке эффективности имеющихся методических рекомендаций в области подготовки детей к школе и обучения первоначальным навыкам письменной речи. Таким образом, наблюдается противоречие между доказанностью в науке и практике необходимости и значимости обучения детей началам грамоты до школы и недостаточной разработанностью некоторых аспектов проблемы. В частности не достаточно изучены эффективность предлагаемых игровых методик для овладения дошкольниками первоначальными навыками чтения и письма . В связи с этим была определена проблема нашего исследования: – какие психолого-педагогические условия способствуют подготовке старших дошкольников к обучению грамоте. Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Содержание

Введение …………………………………………...........................3 Глава I. Глава I. Теоретико-методологические основы подготовки старших дошкольников к обучению грамоте 1.1. Психофизиологические и лингвистические основы подготовки детей к овладению грамотой...................................................................................7 1.2. Обзор основных методов первоначального обучения детей письменной речи………………………………………………………………………..15 1.3.Анализ педагогической литературы по проблеме подготовки дошкольников к обучению грамоте на основе игровых технологий…26 Глава II. Эмпирическое исследование готовности к обучению грамоте старших дошкольников 2.1. Характеристика уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте …………………………………………..31 2.2. Рекомендации родителям и воспитателям по использованию дидактических игр и упражнений для обучения детей старшего дошкольного возраста грамоте………………………………………………………….51 Заключение ……………………………………………………………...56 Список литературы …………………………………………………….60 Приложение
Список литературы

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. - М. АСТ.- 1995. – 240 с. 2. Акимова М.К. Психологическая коррекция умственного развития школьников / М.К. Акимова. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 160 с. 3. Апинян Т. А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие / Т.А. Апинян. - СПб: Изд-во СПб. ун-та, 2003.- 400с. 4. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А.Г. Асмолов. - М. ,1984.-218 с. 5. Венгер Л.А. Педагогика способностей / Л.А. Венгер. – М.: Знание., 1973 - 117 с. 6. Гаджиева З.М. Общая педагогическая характеристика детей дошкольного возраста / З.М. Гаджиева // Гуманитарные и общественные науки: опыт, проблемы, перспективы. - 2016. - №2. - С.33-35. 7. Горецкий В. Г. Азбука-скороучка: учебник для подготовки детей в семье и детских дошкольных учреждениях к школе / сост. В. Г. Горецкий. – Москва : ООО «Медиа-Пресс», 1996. – 52 с. 8. Горецкий В. Г. О возможных вариантах обучения грамоте / В. Г. Горецкий // Начальная школа. – 2000. – №7. – С. 35-46. 9. Грозина В.А. Современный дошкольник как субъект образовательного пространства / В.А. Грозина // Инновация в образовании. Современная психология в обучении. – 2014. - №2. - С.32-35. 10. Данилов М.А. Дидактика /Под общей ред. Б.П. Компова. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 2013. – 518с. 11. Донковцева И. В. Формирование предпосылок чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста / И.В. Донковцева // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). - 2017. - № 4. - С. 42-44. 12. Дусавицкая А. К. Воспитывая интерес / А.К. Дусавицкая.- М.: Знание, 1984-80. 13. Запорожец А.В. Избранные психологические труды /А.В. Запорожец; Под общ.ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко АПН СССР . - М., Педагогика, 1986. – 469 с. 14. Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии / А.А. Катаева. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 224 с. 15. Казаручик Г.Н. Дидактическая игра как средство обучения грамоте / Г.Н. Казаручик // Мир детства и образование . - 2015. - №4. - С.42-46. 16. Казаручик, Г.Н. Педагогический потенциал дидактической игры и упражнений как средства обучения грамоте / Г.Н. Казаручик // Современное дошкольное образование: новые формы и модернизации. - 2015. - №4. - С.231-237. 17. Коробейникова В. Н. О некоторых приемах обучения чтению / В.Н. Коробейникова // Начальная школа. – 2017. - № 11. - С.31–33. 18. Королева О. А. Целесообразность и условия обучения чтению детей старшего дошкольного возраста / О.А. Королева // Молодой ученый. - 2017. - №34.1. - С. 29-31. 19. Коростелева Н.А. Сущностные характеристики личностного развития и самооценки детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Коростелева, В.В. Бондаренко, В.В. Постнова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. — 2015. — №5. — С.113-116. 20. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология / Н.Д. Левитов. - М., 1960.-300с. 21. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М.: МГУ, 1972. -576с. 22. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997. -384с. 23. Логопедия: учебник для пед. вузов дефектолог. фак.: доп. М-вом образования и науки РФ / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.; под ред. Л. С. Волковой. — М.: Владос, 2014. – 365 с. 24. Львов М. Р. Забытые страницы методов обучения / М. Р. Львов // Начальная школа. – 2014. – №2. – С. 80-86. 25. Майданкина И. В. Формирование речевых навыков и их роль в обучении чтению и овладении письменной речью / И.В. Майданкина // Молодой ученый. - 2014. - №6. - С. 728-729. 26. Макеева С. Г. Научно-методическая трактовка понятия «готовность к обучению чтению / С. Г. Макеева // Реализация принципа преемственности в процессе преподавания филологических дисциплин в начальной школе материалы межфакультетской научно-практическая конференции преподавателей и студентов ЯГПУ им. К.Д. Ушинского . - 2016. – № 4. - С. 8-14. 27. Макеева С. Г. Обучение грамоте в преемственности дошкольной и начальной ступеней образования / С. Г. Макеева, Е. Н. Мартынова //Ярославский педагогический вестник. – 2017. – № 3. – С. 61-66. 28. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб, 2008. - 583с. 29. Максимук Н. Н. Игры по обучению грамоте и чтению / Н.Н. Максимук. - М.: ВАКО, 2004. – 122 с. 30. Мартынова Е .Н. Особенности выбора методов обучения грамоте современных первоклассников и детей дошкольного возраста / Е. Н. Мартынова // Современные тенденции развития начального образования : материалы международной научно-практической конференции (Ярославль, 26-27 ноября 2013 г.). – 2013. – № 8. - С. 100-122. 31. Пятница Т. В. Как учить дошкольников грамоте. Занятия по обучению грамоте детей дошкольного возраста / Т. В. Пятница. — Мозырь: Белый ветер, 2015. – 228 с. 32. Немов Р.С. Психология : Учеб пособие для учащихся пед уч-щ, студентов пед. Ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед кадров / Р.С. Немов. - М.: Просвещение , 1990.-301 с. 33. Обухова Ф. Детская психология / Ф. Обухова. - М.: Тривола, 1995 – 224 с. 34. Пилипенко О.П. Психолого-педагогическая характеристика современного дошкольника / О.П. Пилипенко //Дошкольная педагогика. – 2016. - №4. - С.53-55 35. Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе / С.Л. Рубинштенй. - М.: Изд-во МГУ, 1981.- 174 с. 36. Светловская Н.Н. Обучение детей чтению / Н.Н. Светловская, Т.С. Пичеоол // Академия. – 2014. – № 2. - С.234-240. 37. Соломенникова О.А. роль воспитателя в обучении письму и грамоте детей дошкольного возраста / О.А. Соломенникова // Вестник экологического образования в России. - 2012. - №3. - С.24-27. 38. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / А. П. Усова. - М.: Просвещение, 1976. - 94 с. 39. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения / К. Д. Ушинский. – Москва : Просвещение, – 1968. – 557 с. 40. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1978.- 360 с. 41. Рюмина А. Б. Использование авторских разработок из серии «Обучающие дощечки» в работе с детьми 5–7 лет при развитии речи и обучении основам грамоты [Электронный ресурс] // logolife.ru: Логопедия для всех. URL: http://www.logolife.ru/tvorcheskaya-masterskaya-logopeda/obuchayushhie-doshhechki-pri-razvitii-rechi-i-obuchenii-osnovam-gramoty.html 42. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей : учебник для студ. Учреждений высш. Проф. образования /В.И.Яшина, М.М.Алексеева ; под общ. ред В.И.Яшиной. – 4-е изд, перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 448 с. (сер. Бакалавриат).
Отрывок из работы

Глава I. Теоретико-методологические основы подготовки старших дошкольников к обучению грамоте 1.1 Психофизиологические и лингвистические основы подготовки детей дошкольного возраста к овладению грамотой Для данного исследования принципиальным является процесс формирования у детей механизма чтения и письма. Их психологическая природа широко рассмотрена в трудах Б.Г. Ананьева, Т.Г. Егорова, Д.Б. Эльконина. Чтение является сложным психическим процессом, и, прежде всего процессом смыслового восприятия письменной речи, ее понимания. Сложность этого процесса обуславливается, прежде всего, его неоднородностью: с одной стороны, чтение – процесс непосредственного чувственного познания, а с другой – представляет собой опосредованное отражение действительности. Чтение нельзя рассматривать как простое действие; оно является сложной деятельностью, включающей такие высшие психические функции, как смысловое восприятие и внимание, память и мышление. В сложном процессе чтения можно различить три основных момента: 1) восприятие данных слов, 2) понимание содержания, связанного с этими словами, 3) оценку прочитанного. Неврологами установлено, что для логического и аналитического мышления необходима работа левого полушария, а для образного мышления, т.е. понимание прочитанного необходима работа правого полушария. Прорыв в изучении взаимодействия разных отделов мозга наступил с появлением функционального магнитно-резонансного анализатора (далее МРА), который позволил увидеть, какие части мозга получают больший приток крови (то есть активно работают) в определенный момент во время чтения. С помощью МРА неврологи смогли установить, что основную роль в процессе чтения играют три основных зоны в левом полушарии, которые являются чем-то вроде "инициатора звуков", "анализатора" и "автоматического определителя" и действуют одновременно. "Инициатор" отвечает за проговаривание звуков вслух (или про себя) и распознает определенные фонемы, которые входят в состав слова, "анализатор" объединяет их в слоги и привязывает к буквенным обозначениям, наконец, "определитель" активизирует определенную сумму навыков, которые позволяют визуально распознать знакомое слово. Любопытно, что начинающие читатели полагаются в основном на первый и второй центры, в то время как у более продвинутых преобладает центр "автоматического определения" значений-образов. Процесс чтения, как писал в своих трудах Т.Г. Егоров, может достигать разной степени совершенства. Это зависит от того, на какой ступени развития этого вида деятельности находится человек. Ребенок, который только что начал обучаться грамоте, читает совсем не так, как читает учащейся, например, второго класса школы; чтение же детей средних классов начальной школы резко и качественно отличается от чтения опытных чтецов. Опираясь на это, автор в своей работе: «Психология овладения навыком чтения», рассматривает механизм чтения с позиции опытного и начинающего чтеца. При описании восприятия текста опытным чтецом Т.Г. Егоров рассматривал временные характеристики процесса, роль смысловых догадок, темп чтения, а так же типы чтецов. Важнейшей его заслугой является установление этапов процесса формирования чтения: • аналитический, • этап образования и развития целостных структур, • этап образования и развития автоматизированных процессов. Намеченные этапы развития навыка чтения не следует представлять себе в виде совершенно обособленных, последовательно сменяющих друг друга временных отрезков. Отдельные ступени развития правильнее представлять в виде отрезков, концы которых налегают друг на друга. Ниже приведенная схема помогает дать представление о временных взаимосвязях отдельных этапов друг с другом. После 5 - 6 лет у детей в коре головного мозга в соответствии с законами образования условных рефлексов формируются условно - рефлекторные функции чтения и письма. В основе овладения письмом лежат двигательные навыки. Процесс развития навыка письма можно поделить на четыре формации. Дошкольный возраст считается «специфической» стадией, в течение которой ребенок знакомится с графическими движениями и формами, получает графический опыт. От правильной организации данного опыта зависит преуспевание в первых письменных упражнений в школе. Графические навыки, необходимые для рисования, и навыки письма - не одно и то же. Графические приемы письма прямо противоположны приемам рисования. Возможно отметить три группы навыков письма: - технические - умение правильно использовать письменные принадлежности, координировать движения руки, соблюдать гигиенические правила и т.д.; - графические - умение правильно изображать отдельные буквы и слова (верный наклон, размер); - орфографические - умение правильно устанавливать фонетический и буквенный состав слов. Специфика и трудности письма заключаются в необходимости одновременного развития движений руки и глаз. Осуществление движений контролируется, корректируется, направляется путем сопоставления результата с целью движения. На исходных этапах овладения письмом, когда у ребенка еще отсутствуют кинестетические представления, движения контролируются зрением. Написание буквы в тетради также сопутствуется зрительным контролем, совершается визуальное сопоставление написанного с образцом и корректированием величины, формы, расположения буквы на линейке и ее отдельных частей. Ориентировка на странице тетради, образование рефлекса на расположение, координация движений руки, зрения дается ребенку достаточно тяжело. Условные рефлексы на пространственные сигналы образовываются в несколько раз медленней по сравнению с типичными условными рефлексами, так как они требуют различения сложных пространственных отношений. Таким образом, ребенок вынужден еще до школы приобрести определенный чувственный опыт ориентации в пространстве, научиться управлять и корректировать собственные движения. Главные характеристики письма детей старшего дошкольного возраста: нестабильность, нервность, нечеткость штрихов, сильное мышечное напряжение, несовершенны механизмы регуляции позы, практически каждое движение в серии выполняется отдельно, нет плавности и складности движений. Это тот этап, когда ребенок еще не имеет возможность произвольно менять скорость письма, сохраняя качество (движения могут быть медленными и правильными, или быстрыми, но неверными). Все это указывает на то, что моторная программа еще только складывается и необходима систематическая коррекция и оценка по ходу движения. В 6 - 7 лет начинается собственно формирование навыка письма, а все графические движения и действия, которыми ребенок овладел до этого возраста, служат началом для их развития. Дети хорошо копируют простые геометрические фигуры, соблюдая их размер, соотношения. «Опыты» письма 6-летних детей, с которыми намеренно не занимаются, демонстрируют, что дети пишут многие буквы зеркально, не соблюдая размерность и соотношение штрихов, а старанием писать письменными буквами, нередко закрепляют ошибочную конфигурацию, неверную траекторию движений. Трудность формирования данного навыка связана не только со сложностью самого двигательного действия, но и с несформированностью мелких мышц кисти и пальцев, незавершенностью окостенения костей запястья и фаланг пальцев, несовершенством нервно-мышечной регуляции. На данном этапе уже сформирована и улучшается моторная программа, резко сокращается пауза между отдельными двигательными актами, движения становятся четкими, стабильными, менее напряженными, ребенок способен произвольно регулировать основные параметры движений, т.е. показатели временной структуры письма близки к показателям взрослых. Также большое значение имеют условия, при которых происходит формирование навыка письма. Чтобы овладение навыком происходило наиболее результативно, важны следующие условия: осмысленный анализ траекторий каждого движения, выделение существенных ориентиров движения, включение в общий контекст деятельности с высокой игровой мотивацией. Таким образом, можно сказать, что в воспитании и обучении дошкольников и письму, и чтению, важнейшую роль играет развитие рук. В ходе обучения письму ребенок переживает огромные трудности, и для успешного овладения школьными навыками ребенку необходимо иметь хорошо развитую моторику руки. Детская речь представляет собой многоаспектное, мультипредметное, транснациональное, многомерное явление. В научных кругах существует взгляд на детскую речь, который условно называют «горизонтальным», при котором она рассматривается как репрезентация особой, детской, языковой системы, являющейся автономной, отражающей достигнутый ребенком к данному моменту уровень его когнитивного развития и способной удовлетворять его коммуникативные потребности. В качестве основных критериев, определяющих уровень владения родным языком, выделяют состояние лексикона и уровень сформированности грамматической и фонетической компетенции. В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе. В этом возрасте надо учить дошкольника связно и последовательно передавать увиденное, правильно произносить слова и фразы. Словарный запас составляет примерно 2500–3000 слов. Ребенок овладевает связной речью, он способен составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности. Речь правильная, но возможны ошибки при построении сложных предложений. Произношение всех звуков правильное. Развитие речи ребенка на 7 году жизни. Словарный запас увеличивается от 3500 до 7000 слов. Присутствуют образные слова и выражения, устойчивые словосочетания («ни свет ни заря», «на скорую руку» и др.) Осваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. Развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе. Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Развитие речи ребенка – сложный многоступенчатый процесс, на совершенствование которого оказывают влияние не только внутренние, но внешние аспекты развития, такие как среда, в которой воспитывается ребенок, и социокультурный статус. В речи старшего дошкольного возраста чаще всего наблюдаются следующие ошибки: 1. Употребление падежей. Одной из грубейших ошибок является неправильное употребление падежей, причем наибольшие затруднения вызывает применение винительного и родительного падежей. 2. Искажение слов. Отмечается неправильное согласование прилагательного с существительным. 3. Фонетические ошибки. Чаще всего дети не выговаривают шипящие звуки. 4. Повтор слов. Следует отметить, что большую роль в развитии речи ребенка играют такие факторы, такие как профессия родителей, полная или неполная семья, посещение детских развивающих центров, участие третьих лиц в его воспитании. Выделяя речевую деятельность как фундаментальную деятельность человека, Л.С. Выготский отмечал, что в ней выражены психические процессы: восприятие, память, процессы мыслительные, эмоциональные, волевые. Только с помощью речевой деятельности человек общается с людьми, познает все, что происходит в мире. В процессе учебной деятельности старших дошкольников речевая деятельность включает в себя, с одной стороны, восприятие и переработку информации (слушание, чтение), с другой, передачу добытой или усвоенной информации (говорение, письмо). В процессе учебной деятельности эти четыре разновидности речевой деятельности занимают большое место, т.к. в основе процесса обучения лежит взаимодействие, общение педагога и детей, детей друг с другом. Особенно важными видами речевой деятельности для детей старшего дошкольного возраста являются слушание, так как значительная часть их учебной деятельности представляет собой восприятие учебной информации и говорение, как результат мыслительной переработки услышанной информации. Слушание – смысловое восприятие устного высказывания, активный мыслительный процесс, направленный на смысловую переработку речевых сообщений. В структуре слушания выделяются три компонента: 1. Восприятие речи – процесс извлечения смысла, находящегося за внешней формой речевых высказываний. Восприятие грамматической формы организации речи требует знания лингвистических закономерностей ее построения. Восприятие связано с механизмом слуховой памяти, способность удерживать в памяти услышанные отрезки речи зависит от процесса понимания ребенком текста, возможности его логической переработки. В процессе восприятия также участвуют механизмы внутреннего проговаривания (имитация, подражания внешней форме речи). 2. Сличение – это механизм сравнения с теми моделями, эталонами, которые хранятся в памяти ребенка. Сличение связано с прошлым опытом ребенка, с чувствами и эмоциями (О.М. Казарцева). 3. Понимание – это расшифровка общего смысла, который стоит за непосредственно воспринимаемым речевым потоком; это процесс превращения воспринимаемой информации в лежащий за ней смысл (В.П. Белянин). В ходе понимания устанавливаются смысловые связи между словами, которые составляют в совокупности смысловое содержание данного высказывания. В результате осмысления слушатель приходит к пониманию или непониманию смыслового содержания высказывания. Понимание начинается с того момента, когда происходит узнавание. Механизм понимания связан с такими умственными операциями как: анализ, синтез, группировка, обобщение, классификация и др. Речевая деятельность представляет собой словесное воспроизведение человеком наблюдаемых и выполняемых действий, а также идеальное воспроизведение (в уме) образа действий, которые требуются, чтобы говорить. Потому при формировании речевой готовности детей к обучению в школе необходимо формирование такого вида речевой деятельности, как говорение. Говорение – процесс формирования и формулирования мысли в момент произнесения высказывания. Н.И. Жинкин в речевом акте говорения выделяет три аспекта: 1. Произнесение высказывания – это внешняя форма высказывания, которая осуществляется с помощью фонационных механизмов: голосообразование, звукообразование, сегментирование и интонирование. 2. Референция и предикация. Под референцией в лингвистике понимается отношение слова к предмету реальной действительности. Предикация – оформление данного содержания в предложение с помощью грамматических категорий лица, времени, модальности. 3. Реализация коммуникативного намерения (Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова, О.М. Казарцева). Таким образом, в подготовку к обучению грамоте входят общеречевая и специальная (когнитивная) языковая и (рефлексивная)речевая подготовка, связанная с анализом языковых явлений, с развитием речевой рефлексии. А также развитие личности дошкольника 1.2. Обзор основных методов первоначального обучения детей письменной речи Развитие и совершенствование методики обучения грамоте детей дошкольного возраста имеет свою историю. Методы обучения – это сложная педагогическая категория, благодаря которой реализовываются все функции обучения: образовательная, воспитательная, развивающая, контрольно-коррекционная и др. Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее. Следовательно, основой для обучения грамоте является общее речевое развитие детей. Основной принцип обучения чтению и письму определяется в значительной мере системой письма: при иероглифической системе это «метод целых слов», при логографическом - «метод целых слогов», при звуко-буквенной – «звуковой», или, «фонематический метод». Переход к каждой новой системе письма изменяет психологический механизм чтения. Хотя чтение всегда процесс извлечения информации из текста, психологический механизм этого процесса существенным образом менялся. (Д.Эльконин) Выбор способа Об.г. определяется соотношением между устной и письменной речью, между звуками и буквами Способ О г. опирается на знания о простейших элементах речи - звуках и их обозначении буквами Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т с писать, и воссоздавать по буквам звуки речи, т е. читать Произношение каждого из осн., звуков определяется условиями его сочетания с другими Правильное чтение отражает свойства нормальной устной речи, что обусловливает понимание читаемого слова, текста Единицей произношения и чтения может быть только слог (сочетание звуков), чтение по буквам искажает звуковую форму слов Поэтому чтение происходит с учетом норм сочетания звуков речи Письмо как процесс требует точного звукового анализа слов и знания графич и орфографич норм обозначения звуков данного языка .О г. строится как процесс сознат. усвоения произношения в словах оси звуков родного языка и обозначения их буквами, опирается на восприятие состава и последовательности звуков слов (звуковой анализ) и воссоздание звуковой структуры слов по графич знакам (звуковой синтез) В методике О г. соотношение звукового анализа и синтеза не сводится к разложению слов на звуки и соединению тех же звуков (названий звуков) в слова Звуковой синтез требует особых приемов, ведущих к осознанию учащимися звукового состава прямого слога и сущности слитного произношения согласного и гласного в прямом слоге. Исторически способы О г. сводятся к четырем основным: буквослагательному, слоговому, разновидностям звукового и «методу целых слов». Наиболее ранний, буквослагательный, способ О г. известен со времен Др Греции и Др Рима, в России он применялся в 16 - сер 19 вв. В основе этого способа обучения лежало выделение единицы членения текста - буквы, но представление о звуковом составе слов оставалось упрощенным буква однозначно связывалась со звуком, считалось, что букв столько же, сколько звуков ъ. Поэтому при О г. главным было заучивание букв, составление из них слогов, слоги заучивались, и учащиеся читали слова сначала "по складам", потом "по верхам" (без называния букв) и, наконец, по заученным слогам Не понимая, как из "складов" получаются слова, учащиеся заучивали их наизусть К письму приступали после освоения "складов", начиная снова с письма букв, потом слов и фраз Таким способом О г. могло длиться годами Рус педагоги вносили в О г. изменения до 18 в слоги давались гл. обр по алфавиту, в эпоху Петра I был введен гражд шрифт и упрощены названия букв, в буквари вводились картинки и слова на каждую букву, что позволяло как-то связывать буквы со звуками Буквослагательный способ приводил к побуквенному чтению, в связи с чем в методике О г. был выделен слоговой способ запомнив все или несколько букв, переходили сразу к заучиванию слогов и к чтению слов из них (без складывания из букв) Этот способ требовал механического заучивания многочисленных слогов всех типов Наилучший вариант способа, разработанный Г Кремлевым (1854), основывался на заучивании группы гласных, с которыми потом последовательно сочетался каждый согласный, такой принцип "подобия" подводил к обобщению звуков, включая элементы звукового анализа, но главным оставалось запоминание слогов В современной школе при О г. применяется чтение слогов по подобию, слоговые таблицы служат для закрепления результатов звукового анализа и формирования слогового чтения Буквослагательный и слоговой способы рассматриваются как синтетические (от букв и слогов к составлению слов, т с от части к целому). В 40-х гг 19 в в России появился звуковой аналитич способ О г. (впервые разработан в 30-х гг франц педагогом Ж Жакото), распространявшийся В А Золотовым и Ф Д Студитским. В рус школе он не привился. Автором звукового способа О г. был нем педагог Г Стефани (нач 19 в), определивший понятия "звук", "буква", "название буквы", он применял прием "звукосочетания" - протяжное произношение согласных и соединение их с гласными Аналогичный способ в России был распространен H А Корфом, он ввел также письмо по слуху и ряд упражнений в звуковом анализе, но в способе О г. преобладал синтез Звуковой способ способствовал сокращению срока О г. до 4 мес, а по мере его совершенствования - до 3-2,5 мес Этот способ применялся десятки лет, но недостаточные в то время знания о звуках приводили на практике к звукосложению, т с превращали его в буквослагательный способ.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 86 страниц
2150 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg