Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников средствами кубанского фольклора

natati2016 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 46 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.01.2018
Проблема формирования основ духовности средствами эстетических ценностей фольклора в обучении дошкольников и младших школьников, несомненно, является актуальной в педагогической теории и практике образования. В современной школе обучение - это не только средство получения образования, но также и значимый фактор в развитии духовно-нравственной сферы. Деятельность по реализации духовно-нравственного образования дошкольников и младших школьников средствами кубанского детского фольклора начинается с подготовки педагогических кадров и состоит из различных мероприятий: теоретических занятий, педагогических рингов, аукционов знаний, часов защиты позиций, обсуждения занятий с детьми, форм и методов работы. Специальной и целенаправленной работой по подготовке воспитателей к реализации духовно-нравственного образования детей средствами кубанской народной педагогикой является разучивание народных игр, фольклорного материала, среди которых кубанские народные сказки, сюжетно-ролевые игры-сказки, маленькие рассказы, игровые песенки, народно-игровые музыкальные песни, песни-прибаутки, песенки-потешки, игры-шутки, считалки, дразнилки, колыбельные, заклинания, пословицы и поговорки, загадки и др.
Введение

Перемены, происходящие в России в конце XX - начале XXI вв., оказали влияние не только на социально-экономические преобразования в стране, но и сказались на духовно-нравственном облике общества. В то время как отечественная культура предоставляет каждому человеку возможность выбора лучших духовно-нравственных приоритетов в соответствии с его интересами, потребностями, способностями и условиями жизни, современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о деформации духовно-эстетических, нравственных ценностей в Российском обществе. Молодое поколение XXI века в большинстве своем не рассматривает культуру и образование как приоритетные ценности, ориентирующие человека на осознание себя в этом мире, на развитие своего личностного «Я». Это ставит будущее российского общества перед угрозой деградации, связанной с потерей таких человеческих качеств, как: душевность, сердечность, отзывчивость, справедливость, уважение и внимание к близким, порядочность, благородство, любовь к природе и т.п. Духовное возрождение России непременно требует восстановления традиционной многонациональной отечественной культуры, которая на протяжении многих веков отражала духовно-нравственные ценности: Истину, Добро и Красоту. Духовность - это тот ценностный ориентир, который позволяет определить нравственный потенциал человека, помогает ему осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения, образует внутренний стержень культуры, потребности и интересы подрастающего поколения. Поэтому проблема духовного формирования и развития личности приобретает особую актуальность и выступает на передний план в перечне приоритетных проблем, требующих к себе наиболее пристального внимания педагогов и всего общества в целом. Отсюда важнейшие задачи воспитания -формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности. Главная роль в этом процессе отводится дошкольным учебным заведениям и начальной школе, которые открывают систему школьного образования, закладывая основы учебно-воспитательного процесса в средних и старших классах. Поэтому одно из условий сохранения и освоения русской и кубанской традиции, формирования национального самосознания подрастающего поколения - ориентация ДОУ и школы на нравственные и эстетические ценности фольклора - того духовного богатства, которое призвано сформировать общую культуру личности, ее интеллект и обрести такие качества, как милосердие, терпимость, уважение к человеку. Начало этому процессу должно быть положено в младшем школьном возрасте, в котором, по мнению Л.И. Божович, происходит формирование социального «Я», внутренней позиции ребенка, его самосознания. Процесс обучения народному искусству связан с развитием эстетического и творческого потенциала личности. Фольклор в силу своего синкретизма (соединения пения и танца, исполнительства на народных музыкально-шумовых инструментах и прикладного народного творчества) создает условия для вовлечения детей в самую разнообразную творческую деятельность и позволяет придать всей системе обучения и воспитания целостное мировосприятие и мироощущение. Фольклор, являясь фактором эстетического воздействия на духовную сферу личности младших школьников, приобщает их к тайнам и глубинам произведения, созданного народом, обогащает их духовно-нравственную жизнь, способствует воспитанию у детей чувства радости, любви и интереса к народной мудрости, дает возможность познать действительность, исторические и национальные особенности культуры: традиции, обычаи, обряды. Содержание большинства фольклорных произведений пронизывают идеи добра, справедливости, уважения к человеку, любви к природе, искусству, которые являются идейно-нравственными и эстетическими ценностями, составляющими основы духовности. Кубанские народные песни, баллады, былины, как источники познания исторического пути народа, представляют собой летопись Кубани, которая необходима дошкольникам и младшим школьникам для изучения истории родной земли, ее культуры и ее красоты. Загадки, скороговорки, потешки развивают у детей образное мышление и память, обогащают их сознание духовно-эстетическими представлениями о предметах и явлениях действительности, воспитывают художественный вкус, учат познавать многогранный мир, природу, человека и себя. Поэтому эстетические ценности фольклора актуализируют ценностное отношение к красоте, искусству и дают возможность сконцентрировать в каждом ученике лучшие человеческие качества - такие, как: человеколюбие и трудолюбие, целеустремленность и честность, уважительное и бережное отношение к творению природы, ума и рук человеческих. Фольклор, являясь одним из видов искусства, выделяется как наиболее эффективное средство для формирования основ духовности младших школьников. Вопросам теоретического анализа фольклора, его жанров и функциональных особенностей посвящены фундаментальные труды известных русских ученых - этнографов, фольклористов, искусствоведов: В.П. Аникина, Г.Н. Волкова, В.Е. Гусева, А.С. Каргина, Н.П. Колпаковой, Н.И. Костомарова, Н. Котикова, Л.А. Кулаковского, В.Я. Проппа, А.В. Рудневой, И. Снегирева и др. Проблеме этнохудожественного образования в России, соотношению педагогики и фольклора посвящены труды видных отечественных педагогов, психологов: Ю.П. Азарова, Б.Г. Ананьева, Н.А. Коваль, Б.Т. Лихачева, И.С. Кона, В.Я. Проппа, С.Л. Рубинштейна, СВ. Рождественской, Б.М. Теплова, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др. Однако при изучении эстетических ценностей фольклора мало использовался их образовательно-воспитательный потенциал, при отборе содержания фольклорного материала недостаточно глубоко продумана последовательность и системность его применения, не в полной мере реализована методика формирования духовно-нравственных понятий и эстетических вкусов дошкольников и младших школьников. Актуальность исследования, недостаточная разработанность изучаемой проблемы, ее теоретическая и практическая значимость определили тему выпускной квалификационной работы: «Духовно-нравственное становление дошкольников и младших школьников средствами кубанского музыкального фольклора». Объект исследования - духовная сфера личности дошкольников и младших школьников. Предмет исследования - процесс формирования основ духовности младших школьников в ходе освоения ими эстетических ценностей кубанского фольклора. Цель исследования - выявление педагогических условий формирования духовно-нравственного становления дошкольников и младших школьников в процессе освоения ими эстетических ценностей кубанского фольклора. Гипотеза исследования: формирование духовно-нравственного становления дошкольников и младших школьников средствами эстетических ценностей кубанского фольклора будет происходить более успешно, если: -духовность определена в качестве важнейшего ценностного приоритета, пронизывающего все стороны образовательного процесса по формированию и развитию личности дошкольника и младшего школьника; -четко обозначен образовательно-воспитательный потенциал эстетических ценностей кубанского фольклора; -используются педагогические технологии, определяемые программой, содержащей систему знаний о традициях кубанских народов с учетом психологических особенностей ребенка при его эмоциональном восприятии окружающего мира; -педагогом осуществляется специальный отбор фольклорных произведений, содержащих эстетические ценности, которые стимулируют духовное становление ребенка; -совместная деятельность педагога и ребенка основывается на гуманистических принципах воспитательного взаимодействия. Проблема, объект, предмет и цель исследования потребовали решения ряда взаимосвязанных задач: 1. Проанализировать сущность понятий «духовность» и «основы духовности» в контексте темы исследования. 2. Раскрыть образовательно-воспитательный потенциал эстетических ценностей фольклора и условия его реализации в процессе формирования основ духовности дошкольников и младших школьников. 3. Проанализировать соответствие практических возможностей фольклора и возрастных особенностей детей в процессе их духовного развития. 4. Определить критерии сформированности основ духовности у дошкольников и младших школьников. 5. Опытно-экспериментальным путем выявить оптимальные условия эффективного формирования основ духовности дошкольников и младших школьников. В процессе работы были использованы следующие методы научного исследования: - теоретические: теоретический анализ философской, психолого- педагогической, научно-методической, исторической и публицистической литературы по проблеме исследования; метод теоретического моделирования; эмпирические: диагностические (музыкальное тестирование, анализ результатов исполнительской деятельности учащихся, беседы с учениками, сопоставительный анализ творческих работ дошкольников и младших школьников на разных этапах формирования основ духовности), обсервационные (наблюдение, фиксирование результатов обучения и развития); педагогический эксперимент. Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (6 параграфов), заключения, списка использованной литературы, приложений.
Содержание

Введение Глава 1. Теоретические основы формирования духовности средствами эстетических ценностей фольклора 1.1. Философско-педагогические аспекты формирования основ духовности дошкольников и младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора 1.2. Образовательно-воспитательный потенциал эстетических ценностей фольклора Глава 2. Психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников средствами кубанского фольклора 2.1. Психолого-педагогические особенности дошкольников и младших школьников 2.2. Методические условия воспитания духовно-нравственной культуры дошкольников и младших школьников средствами кубанского фольклора Глава 3. Опытно–экспериментальная работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников и младших школьников средствами кубанского фольклора 3.1. День Кубани в МДОУ № 30 г. Армавира Заключение Список использованной литературы
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. – 2014. – N31. – Ст. 4398 2. Аболина Т.Г., Миропольская Н.Е. Эстетическое воспитание в школе. -Киев: Рад. школа, 2007. 177 с. 3. Азадовский М. История русской фольклористики / Под ред. Э.В. Померанцевой. М.: Учпедгиз, 2003. - 363с. 4. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2005. - 488 с. 5. Аксиологические национальные приоритеты образования и воспитания: Материалы XVIII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки / Под ред. З.И. Равкина. М.: ИТОП РАО, 2007.-376 с. 6. Алдошина М.И. Эстетическое воспитание сельских школьников средствами народного искусства (на материале музыкального и поэтического фольклора) : Автореф. дис. к. п. н. М., 2007. - 16 с. 7. Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры. М.: Советский композитор, 1988. - 120 с. 8. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 2010. - 559 с. 9. Андреев A.JI. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980. -255с. 10. Андрусенко В.А. Формирование духовности: Пособие для учителей, педагогов дошкольного образования, студентов. Оренбург: Изд-во ОГУ. 2007.-68 с. 11. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 2008.-253с. 12. Аникин В.П. Детский фольклор. JL: Просвещение, 2003. - 250 с.13 13. Алексеев C.B. Формирование системы знаний на разных этапах непрерывного образования. // Наука и культура, сб. докл. науч. прак. конф – Красноярск, 2011 – С. 42–44. 14. Асланиди К.Б., Потапова Т.В. Концепция духовно-нравственного воспитания дошкольников // Мир психологии. – 2014 – №1. – С. 75–84. 15. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального патриотического воспитания // Начальная школа. – 2014. – №2. – С. 32–33. 16. Бреслов Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве – М., 2010 – 144 с. 17. Булатова М.С., Колчанова Н.Ф., Шестакова И.П. Духовно-нравственное воспитание и образование детей дошкольного и младшего школьного возраста // Пермь, 2014.-С. 143–151. 18. Вилькеев Д.В. Психология обучения и воспитания: Учеб. пос. – Казань: КГПУ, 2014. – 141 с. 19. Виноградова Н.Ф. Воспитание положительного отношения к природе // Дошкольное воспитание – 2011- №5 – С. 24–27. 20. Воспитание для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений – М.: АРКТИ, 2014. – 128 с. 21. Забелин М Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Репринтное воспроизведение издания 1880 г. М.,2010. 22. Знакомство детей с природой / Под ред. Е.И. Волковой. – М., 2014. – 93 с. 23. Иоганзен Б.К. Народное духовно-нравственное образование и воспитание: содержание, проблемы, методы // Материалы Всесоюзной научной конфер – Иваново, 2009 – С. 72–76. 24. Исанбет И. Детский фольклор – Краснодар: Кубань кн. изд – во, 2014 – 488 с. 25. Календарно-обрядовая поэзия сибиряков /Сост. Ф.Ф. Болонев, М.Н. Мельников. Новосибирск, 2011. 26. Кирсанов A.A. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема – Казань: КГУ, 2012 – 224 с. 27. Ковалев В. М, Могильный Н Я. Русская кухня: традиции и обычаи. М.,; 1990. 28. Комов C.B. Патриотическое образование и воспитание / Тезисы докладов – М., 2012 – С. 5–6. 29. Кондратьева H.H., Шиленок Т.А., Марков Т.А., Виноградова Т.А. Программа духовно - нравственного образования дошкольников «Мы». – СПб., 2012 – 96 с. 30. Константинов H.A. и др. История педагогики: Учебник для студ. пед. ин-тов – М.: Просвещение, 2012 – 447 с. 31. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. Учеб. пособие – М.: Изд-во Рос.открытого ун-та, 2004 – 140 с. 32. Моисеева Л.В. Занимательная педагогика: понятийно-терминологический словарь для учителя – Екатеринбург, 2014. – 60 с. 33. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 1: Младенчество. Детство / Сост. В.П. Аникин. М., 2013. 34. Науменко Г.М. Дождик, дождик, перестань! Русское народное детское музыкальное творчество. М., 2008. 35. Николаева С.Н. Концепция нравственного воспитания детей дошкольного возраста / Методика экологического воспитания дошкольников-М., 2014.-С. 153–159. 36. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2013 – 576 с. 37. Хрипач Н.Е. Эстетическое воспитание старших дошкольников в процессе труда в природе // Пути совершенствования педагогического процесса в старших группах детского сада. Сборник научных трудов – Минск, 1985 – С. 59–67. 38. Яковлюк СМ. Духовность учителя музыки как фактор формирования духовности младших школьников // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире. - Коломна, 2001. - С.229-23 0. 39. Яковлюк СМ. Образовательно-воспитательный потенциал эстетических ценностей фольклора в формировании духовности младших школьников // Детский сад - школа - вуз: проблемы и перспективы развития. - Брянск: Изд-во БГПУ; БИПКРО, 2001. - С.80-81. 40. Учитель музыки - носитель эстетических ценностей // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире. - Коломна, 2001. -С.230. 41. Яковлюк СМ. Философско-педагогические аспекты проблемы формирования духовности // Формирование духовности личности: история, теория, практика. - Йошкар-Ола: Луч, 2001.- С.138-141. 42. Яковлюк СМ. Формирование духовности младших школьников средствами фольклора // Народное образование в XXI веке. - М.: Изд-во МПУ «Народный учитель», 2001. - С.82-83. 43. Яковлюк СМ. Методы использования эстетических ценностей фольклора в развитии духовности младших школьников // Традиции и инновации отечественного образования /Под ред. Е.М. Глуховой. - Коломна: КГПИ, 2002.-С. 172-173. 44. Яковлюк СМ. Образовательно-воспитательные функции фольклора // Сборник научных статей аспирантов и соискателей / Отв. ред. В.П. Савинкин. - Коломна: КГПИ, 2002. - Вып. 1. - С.69-71. 45. Яковлюк СМ. Философско-педагогический аспект формирования духовности учителя // Педагогическое образование в третьем тысячелетии: истоки, тенденции, перспективы / Под ред. З.И. Равкина. - М., 2002. - С. 104-116. 46. Яковлюк СМ. Формирование ценностных ориентации младших школьников в духовно-нравственной сфере // Формирование ценностных ориентации личности в духовно-нравственной сфере (конец XIX - XX вв.). -М.:ИТОПРАО,2002.-С182-185.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы формирования духовности средствами эстетических ценностей фольклора 1.1. Философско-педагогические аспекты формирования основ духовности дошкольников и младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора Современные исследователи философско-педагогических явлений связывают будущее человечества с глобальными проблемами, среди которых самой острой называют уничтожение человеческого в человеке. Поэтому в свете отмеченного пророчества требует своего решения вопрос, как человеку остаться не только разумным, но и человеком духовным. Развитие и расцвет личности и, прежде всего, её духовных основ (в педагогической деятельности) могут осуществляться только в процессе осмысления духовных начал существования человека, развития его эмоционально-чувственной сферы, организации добротворчества и, естественно, в атмосфере доброжелательности, свободы, понимания и любви. В религии духовность понимается лишь как причастность к Богу, и связана она с отказом от земной жизни. В настоящее время духовность вышла за пределы религиозного понимания, когда человек осознал свою самоценность и вложил ответственность за свою жизнь на самого себя. В науке нет единого подхода в изучении духовности личности. Разные взгляды на духовность свидетельствуют о том, что в последнее время возрастает интерес ученых к проблеме человека в целом, и особенно к духовной жизни личности. Исследователи, пытаясь определить духовность, затрагивают различные стороны этого понятия: связь с искусством (В.Д. Диденко), единство эстетического и нравственного (А.И. Фортова), эмоциональные ощущения (В .И. Ксенофонтов). При анализе духовности М.С. Каган подчеркивает, что «духовность - это атрибут человека как субъекта». И с этим трудно не согласиться. Б. Петерсоне пишет о том, что духовность не существует вне человека. «...Лишь развитие индивидуального самосознания порождает проблему взаимоотношений человека и духа. Возможность человеческого обращения к духу одновременно есть и единственная возможность бытия самого духа, ибо только глазами человека смотрит дух на мир и на себя, и голова кружится не «духовная», а «человеческая». И, следовательно, только обращением человека к духу начинается внутренний поворот в самом человеке, рождается духовное. Духовность можно рассматривать в личностном и надличностном аспектах. В первом случае духовность предстает именно как человеческая, личностная характеристика; во втором - как культурное, социальное явление, выражающее разные типы духовной ориентации общества или отдельных социальных групп. М. Хайдеггер отмечал, что человек есть не только «бытие в мире», но и что он, главным образом, есть «бытие с другими». Эта общность является сущностным атрибутом человека. Он по самой своей природе есть «бытие для других». В связи с этим отдельные философы выделяют две потребности внутреннего мира человека: потребность «для себя» и «для других». При этом потребность «для других» побуждает человека действовать вопреки, а иногда и в ущерб личным интересам. Поэтому с этих позиций духовность представляет собой диалектическое единство двух видов потребностей, в силу чего её можно рассматривать как соединение мира с нравственным законом личности. Во взглядах сторонников религиозно-философского направления (Вл.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского и др.) тема духовности была тесно связана с темой самой России, с особой миссией русского народа - «носителя божественных замыслов», способного помочь человечеству достичь духовного совершенства. По их мнению, православие как национальная религия, способствует тому, что в воспитании главное место отводится любви к Богу, Отечеству, людям. Именно благодаря этому, по их убеждению, и были заложены в русском народе основы духовности в воспитании человека. Эти философы превыше всего ценили свободу личности, видя в ней проявление духовности, которая движет всеми поступками человека. Они считали, что духовность - это постоянное искание истины, направленной на творческое развитие человека. Н.А. Бердяев, например, утверждал, что духовность - это стремление к будущему, к спасению, к новой жизни. «Русская душа, - отмечал он, - сгорает в пламенном искании правды и спасении всего мира и всеобщего воскрешения к новой жизни». Философы-мыслители настолько поднимали роль духовности в развитии личности и общества, что считали её вечной, неповторимой, как и самого Бога. Бог как бы вдохнул дух в человека из самого себя, обеспечив его духовное бытие. Таким образом, духовное, по их мнению, -это не сотворение нечто из ничего, а взятое из самого несотворимого Бога как его часть.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 23 страницы
300 руб.
Курсовая работа, Психология, 41 страница
350 руб.
Курсовая работа, Психология, 43 страницы
354 руб.
Курсовая работа, Психология, 41 страница
520 руб.
Курсовая работа, Психология, 36 страниц
420 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg