Глава 1. Институт банкротства в Российском праве
1.1 История возникновения и развития в России законодательно – правового регулирования банкротства должников
Институт банкротства возник в результате необходимости урегулировать взаимоотношения между экономическими агентами, которые берут средства в долг, и теми, кто предоставляет эти средства, т.е. между должниками и кредиторами. Зарождением формального института банкротства (появление первых законов, регулирующих проблему неплатежеспособности заемщика) принято считать XIII век, хотя такого рода экономические взаимоотношения существовали значительно раньше
Наиболее ранние из дошедших до современных дней упоминания норм, производящих регулирование несостоятельности должника на территории Руси, отражаются 68 и 69 статьями в тексте Карамзинского списка. Он входил в Русскую Правду, которая существовала ещё в XI веке. В данном законе были предусмотрены правила персональной ответственности лица, а так же существовала возможность продажи должника в, так называемое, долговое рабство, в случае его вины в банкротстве. Вместе с тем, в Русской Правде были сформированы основы положений об очередности удовлетворения долговых требований при банкротстве должника.
Со временем развитие торговых отношений приводит к необходимости закрепления правил работы с несостоятельными должниками в документах более конкретного характера, таких, например, как договор смоленского князя Мстислава Давидовича с Ригой, Готландом и немецкими городами 1229 года (ст. 11), а также в статье 20 договора Новгорода с немецкими городами и Готландом 1270 года .
Псковская судная грамота, появившаяся в 1467 году, освещает вопросы раздела имущества должника между кредиторами. Нормы о несостоятельности содержатся в Судебниках 1497 и 1550 года, Соборном уложении 1649 года.
Увеличивающееся количество банкротств и разнообразие конкретных ситуаций создали условия для создания единого документа, который был принят 15 декабря 1740 года под названием «Банкротский устав». Однако данный документ не получил правоприменительного авторитета и на практике игнорировался, что стимулировало разработку новых проектов банкротских уставов в 1753, 1763, 1768 годах. В течение этого времени для ведения дел о несостоятельности используется иностранное законодательство, обычаи делового оборота того времени или издаются отдельные указы Сената. В связи с тем, что ни один из проектов нового устава за долгое время не получил силу закона, 13 августа 1784 года Сенатом был принят указ, предписывающий «всякие недоразумения в делах о несостоятельности решать по большинству голосов кредиторов, определяемому большей суммой требований», что, с одной стороны, упростило порядок банкротства, а с другой — привело к увеличению количества спорных практических вопросов
19 декабря 1800 года был принят «Устав о банкротах», фактически разделённый на две части: о купеческой несостоятельности и о вступления дворян в обязательства, а также несостоятельности этих лиц (§ 98-109 Устава). Таким образом, впервые в российской практике законодатель ввел раздельное регулирование двух видов банкротства:
? связанное с ведением предпринимательской деятельности (исторически называемое «торговой несостоятельностью»);
? не связанное с ведением предпринимательской деятельности.
Банкротом по Уставу признавался тот, «кто не может сполна заплатить своих долгов» (Часть I, § 1 Устава). Для признания несостоятельным предусматривались следующие основания (Часть I, § 3, 4, 5, 6 Устава):
? собственное признание в суде или вне суда;
? уклонение должника от явки в суд по предъявленному к нему иску;
? фактическая неспособность исполнения решения суда о взыскании задолженности в месячный срок.
Примечательно, что в Уставе нашёл однозначное закрепление принцип, что «банкрота не должно разуметь бесчестным человеком, ибо честность и бесчестие не в звании банкрота состоят, но единственно в поступках, которые привели человека в банкротство» (Часть I, § 129 Устава), что ознаменовало собой четкое обособление уголовного преследования от собственно гражданско-правовых мер взыскания долга.
В положениях Устава законодатель предусматривает возможность реструктуризации задолженности, заключения внесудебного мирового соглашения с кредиторами, а также предоставления судом должнику срока для восстановления платежеспособности.
В зависимости от причин возникновения банкротства законодатель определяет разные меры воздействия:
? последствием «несчастной» несостоятельности, то есть произошедшей вследствие обстоятельств, не зависевших от воли должника, является то, что «все имевшиеся на нём по то время требования, какого бы звания ни были, уничтожаются так, что впредь по оным нигде как на нём, так и на жене, детях и наследниках его никакого взыскания не чинить»;
? «неосторожный» банкрот, ставший таковым по «небрежности», обязан полностью расплатиться со своими долгами;
? «злостный банкрот», ставший таковым «от своих пороков», обязан полностью расплатиться со своими долгами.