Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Профессиональное образование осужденных к лишению свободы в исправительном учреждении как средство их ресоциализации

natati2016 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 87 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.01.2018
С учетом актуальности проблемы исследования, была поставлена цель: выявить и обосновать способы реализации возможностей профессионального образования осужденных к лишению сво¬боды в исправительном учреждении как средства их успешной ресоциали¬зации.. Для достижения цели было проведено теоретическое и практическое исследование. Проведенное нами исследование позволило выявить и обосновать воз-можности профессионального образования осужденного в исправительном учреждении как средства его успешной ресоциализации. Выявлен разви-вающий потенциал профессионального образования в исправительном уч-реждении, способствующий эффективному решению проблем ресоциали¬зации осужденного на практике. Ресоциализацию осужденного мы опреде¬ляем как процесс подготовки к вхождению осужденного в социальную среду после освобождения от наказания посредством усвоения общепри¬нятых ценностных ориентаций, восстановления социальных функций и статуса личности, который предполагает не только адаптацию к социаль¬ным условиям, но и в первую очередь, активную деятельность человека по их преобразованию.
Введение

Актуальность исследования объясняется современной ситуацией, в которой безработица сочетается с большим количеством свободных рабо¬чих мест. Безработица, как свидетельствуют многие социологические и со¬циально-психологические исследования, имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его слоев, групп, каждого человека. Среди этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, психиче¬ских заболеваний, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т.д. В России в числе безработных оказываются в первую очередь социально «слабые» демографические группы (пожилые работники, женщины с детьми, молодежь, беженцы и др.) - в их числе и лица, освобожденные из исправительных учреждений[1]. После освобождения из мест лишения свободы многие бывшие осужденные при поиске работы не соответствуют жестким требованиям работодателей: наличие опыта работы в соответствующей отрасли или сфере деятельности, определенный образовательный ценз, культура обще¬ния, владение компьютером и т.д. Массовый характер этих трудностей в процессе ресоциализации осужденных к лишению свободы во многом объ¬ясняется неразработанностью научного понимания ресоциализации осуж¬денного к лишению свободы как социально-педагогической цели работы с ним. В Уголовно-исполнительном кодексе РФ получение общего образова¬ния и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы на¬зывается одним из средств, направленных на исправление и ресоциализа- цию. Таким образом, в местах лишения свободы сохраняется возможность получения осужденным рабочей специальности и повышения им образова¬тельного уровня. Однако особенности современного рынка труда предо¬пределяют необходимость владения не только конкретной профессиональ¬ной специальностью, но и способностью человека к постоянному профес¬сионально-личностному самоопределению, профессиональной самореали¬зации и профессиональному саморазвитию, которые являются неотъемле¬мыми компонентами ресоциализации осужденного к лишению свободы после его освобождения из мест лишения свободы[31]. Поэтому лицу, отбы¬вающему наказание важно осознать, что условия рынка потребуют от него, помимо определенных профессиональных знаний, умений и навыков, в первую очередь готовность формировать себя, ориентируясь на конкрет¬ную профессиональную деятельность. Следовательно, для успешного про¬текания процесса ресоциализации осужденного к лишению свободы после освобождения необходимо выявить социально-педагогический потенциал профессионального образования в исправительном учреждении как сред¬ства ресоциализации осужденного. Профессиональное образование осужденных организуется в исправи-тельных учреждениях, то есть в процессе отбывания ими наказания. И здесь возникает закономерное противоречие: образование организуется в благих целях (для исправления осужденного), а воспринимается им как дополнительное наказание, через призму кары. Отрицательное отношение к образованию естественно сказывается на его результативности. Таким образом, обнаруживается необходимость разработки и обоснования иной логики и принципов профессионального образования в исправительном учреждении, для восприятия его как позитивно-воспитательного воздейст¬вия, способствующего ресоциализации [4, с.8]. Обобщая вышеизложенное, проблему выпускной квалификационной работы можно сформулировать как разработка и обоснование теоретических основ ресоциализации осужденных к лишению свободы средствами профессионального образования. Объект: профессиональное образование осужденных к лишению свободы в исправительном учреждении. Предмет:ресоциализация осужденных к лишению свободы в процессе профессионального образования в исправительном уч¬реждении. Цель:выявить и обосновать способы реализации возможностей профессионального образования осужденных к лишению сво¬боды в исправительном учреждении как средства их успешной ресоциали¬зации. Задачи исследования: 1. Рассмотреть сущность ресоциализации осужденного к лишению свободы в процессе его профессионального образования. 2.Выявить факторы и дидактические условия успешной ресоциализации осужденного к лишению свободы как субъекта профессионального образования в исправительном учреждении. 3. Выработать принципы профессионального образования, направленного на ресоциализацию осужденного к лишению свободы в исправительном учреждении. Основу гипотезы исследования составили предположения о том, что профессиональное образование осужденных в исправительном учрежде¬нии будет обеспечивать более эффективную в сравнении с имеющейся практикой ресоциализацию осужденных к лишению свободы при соблю¬дении следующих условий: 1. Ресоциализация осужденного к лишению свободы понимается как процесс подготовки к вхождению в социальную среду после освобожде¬ния от наказания, центральное место в котором занимает профессиональ¬но-личностное самоопределение осужденного. 2. Профессиональное образование позволяет осужденному к лишению свободы оценить и создать перспективы развития собственной личности, повышая значимость таких ценностей как образование, интересная работа, материальная самообеспеченность. 3. Основанием для выделения дидактических условий ресоциализации осужденного к лишению свободы являются уровневые характеристики процесса ресоциализации. 4. Профессиональное образование в исправительном учреждении явля¬ется формой организации свободного времени осужденного к лишению свободы и строится на принципах субъектности, толерантности и диалоги¬ческого общения. Теоретической базой исследования положения разработанные В педагогической науке сложились определенные теоретические предпосылки решения вопросов ресоциализации осужденного к лишению свободы в процессе его профессионального образования. Первую группу составляют выводы о социальных характеристиках человека (К. Магер, М.А. Галагузова, JI.B. Мардахаев, A.B. Мудрик, Б.Т. Лихачев), о развитии Первую группу составляют выводы о социальных характеристиках человека (К. Магер, М.А. Галагузова, JT.B. Мардахаев, A.B. Мудрик, Б.Т. Лихачев), о развитии личности в обществе (Л.С. Выготский, Дж. Мид, Т. Парсонс), социальном воспитании (И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег, М.А. Галагузова, A.B. Мудрик), причинах социальных отклонений в развитии и воспитании человека и определенных групп, и возможностях их предупреждений и преодолений (A.C. Макаренко, В.Н Сорока-Росинский, С.Т. Шацкий), психологических характеристиках осужденного (Ю.А. Алферов, М.М. Исаев, B.Ф. Пирожков, В.М. Поздняков, C.B. Познышев, М.В. Тимашев,B.А. Семенов), о сущностных характеристиках процессов и результата социализации и ресоциализации человека в обществе (М. Вебер, К. Маркс, A.B. Мудрик и др.). Во вторую группу входят исследования профессионального образования (А.П. Беляева, X. Бендрочик, Н.М. Борытко, Е.В. Бондаревская, В.И. Данильчук, А.Н. Лейбович, Н.К. Сергеев), психологии образования взрослых (Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Колюткин, Е.Е. Рыбалко, Е.И. Степанова), профессиональной подготовки осужденных (А.И. Зубков, А.И. Васильев, Я.Г. Крахмальник, H.A. Беляев, Н.И. Панкин, Д.И. Пиранчук, H.A. Тюгаева), непрерывного профессионального образования (Н.М. Борытко, Б.С. Гершунский, Н.К. Сергеев), особенностей профессионального образования различных групп населения (С.Я. Баев, А.П. Беляева, М.А. Петухов). Третья группа - психологические и социально-психологические и социально-педагогические исследования проблем социальной реабилитации различных групп населения (А.Я. Герд, A.C. Макаренко, A.B. Наприс,C.B. Познышев, И.Я. Фойницкий, С.Т. Шацкий, Г. Шнайдер, Н.М. Ядринцев), о влиянии условий жизни и деятельности осужденных в местах лишения свободы на их личность, процесс адаптации и ресоциализации (В.Ф. Пирожков, В.М. Поздняков, P.A. Сабитов, Т.Г. Татитдинова Г.А. Туманов, H.A. Тюгаева), субъектного характера образования (Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, М.С. Каган, И.А. Колесникова, Н.К. Сергеев). Предпосылки четвертой группы составили выводы о проектировании процесса профессионального образования, исследования аспектов профессионально-личностного самоопределения (Н.М. Борытко, И.А. Колесникова, Н.С. Пряжников, Т.С. Реброва, H.A. Тюгаева, O.A. Шкилева), дея-тельностный подход к профессионально-личностному самоопределению (Н.М. Борытко, В. В. Сериков). Опытно-экспериментальная база исследования: Федеральное казённое учреждение «Исправительная колония № 8 Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области» (мужская колония строгого режима, осужденные ранее отбывали наказание в виде лишения свободы). При проведении исследования были использованы методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение текущей документации, количественный и качественный анализ эмпирических данных исследования. Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов, психологической службы, персонала исправительного учреждения (далее – ИУ), направленной на ресoциализацию осуждённых, при осуществлении коррекционной работы в пенитенциарных учреждениях. Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком и приложением. Во введении обоснована актуальность заявленной темы, сформулированы цель, задачи, определены объект, предмет, гипотеза, охарактеризованы методы и практическая значимость исследования. Первый раздел содержит теоретический анализ проблемы ресоциализации осужденного к лишению свободы в процессе его профессионального образования. В нем рассмотрены сущность ресоциализации осужденного к лишению свободы и Социально-педагогического потенциала профессионального образования как средства ресоциализации осужденного к лишению свободы. Во втором разделе, который разрабатывался на основе результатов анализа объекта исследования и специальной литературы, рассмотрена организация профессионального образования осужденного к лишению свободы, направленного на его ресоциализацию. Выработаны факторы и дидактические условия успешной ресоциализации осужденного к лишению свободы как субъекта профессионального образования в исправительном учреждении , а также принципы профессионального образования, направленного на ресоциализацию осужденного к лишению свободы в исправительном учреждении. В заключение работы кратко сообщаются основные теоретические положения работы, приводятся выводы по результатам исследования. В работе имеется 5 приложений. Библиографический список насчитывает 39 источников.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Ресоциализация осужденного к лишению свободы в процессе его профессионального образования 9 1.1. Ресоциализация осужденного к лишению свободы 9 1.2. Социально-педагогический потенциал профессионального образования как средства ресоциализации осужденного к лишению свободы 19 Выводы по первой главе 24 Глава 2. Организация профессионального образования осужденного к лишению свободы, направленного на его ресоциализацию 26 2.1. Факторы и дидактические условия успешной ресоциализации осужденного к лишению свободы как субъекта профессионального образования в исправительном учреждении 26 2.2. Принципы профессионального образования, направленного на ресоциализацию осужденного к лишению свободы в исправительном учреждении 45 Выводы по второй главе 64 Заключение 66 Библиографический список 73 Приложения 78
Список литературы

1. Авраменко, В. Ю. Профессиональное образование осужденного к лишению свободы в исправительном учреждении как средство его ресоциализации : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.08; [Волгогр. гос. социал.-пед. ун-т]. - Волгоград, 2011. - 24 с. //Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissercat.com/ content/professionalnoe-obrazovanie-osuzhdennogo-k-lisheniyu [15. 08.16]. – Загл. с экрана. 2. Андрагогика: теория и практика обучения взрослых : [учебно-методическое пособие] / М-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т ; [Н. Н. Журавлева и др.]. - Новосибирск : НГПУ, 2013. - 144 с. 3. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учебное пособие для высш. пед. учеб. заведений : доп. М-вом образования РФ / Е. В. Андриенко ; под ред. В. А. Сластенина ; Междунар. акад. наук пед. образования. - 2-е изд., доп. - Москва : Академия, 2003. - 264 с. 4. Бебенин, В. Г.Педагогика в системе исполнения наказаний: факты, проблемы, решения : [для слушателей ин-тов и фак. повышения квалификации, преподавателей, аспирантов и других проф.-пед. работников]; Федер. агентство по образованию, Моск. гос. индустр. ун-т, Ин-т дистанц. образования. - Москва : Издательство МГИУ, 2014. - 203 с. 5. Борытко Н.М. Введение в педагогическую деятельность: учебник для студ. пед. вузов / Н.М. Борытко, A.M. Байбаков, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. - Волгоград: изд. ВГИПК РО, 2006. - 40 с. 6. Бутенко, Т. П. Образованиеосужденных к лишению свободы: уголовно-исполнительный аспект; Амур. гос. ун-т. - Благовещенск : АмГУ, 2011. - 164 с. 7. Волов, В. Т. Высшее образование как фактор управления социализациейосужденных в исправительных учреждениях / Волов В. Т. ; Соврем. гуманитар. акад. - Москва : Издательство Соврем. гуманитар. университета, 2009. - 392 с. 8. Волов, В.Т.Высшееобразование как фактор управления социализациейосужденных в исправительных учреждениях / Волов В. Т. ; Соврем. гуманитар. акад. - Москва : Издательство Соврем. гуманитар. университета, 2009. - 392 с. 9. Волова, Н. Ю. Проектирование высшего образования дляосужденных в условиях исправительных учреждений / Волова Н. Ю. - Самара : Издательство Самарского научного центра РАН, 2011. - 274 с. 10. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. / Под ред. Л. С. Выготского. ? М. : Педагогика-Пресс, 2001. – 624 с. 11. Галичин, В.А. Основные характеристики и тенденции развития образования взрослых в условиях глобализации./ В.А. Галичин // Век глобализации. – 2012. - №1(9). – С. 16 – 19. 12. Громкова, М. Т. Андрагогика : теория и практика образования взрослых: [учеб. пособие] / М. Т. Громкова. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 496 с. 13. Дмитриев Ю.А. Пенитенциарная пихология / Ю.А.Дмитриев, Б.Б. Казак. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 681с. 14. Зи??яя, И. А. Педагогическая психология /И. А. Зимняя. ? Ростов-на-Дону:Феникс,2012. ? 480 с. 15. Змеёв, С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых / С. И. Змеёв. - М.: Академический проект, 2013. – 432 с. 16. Змеёв, С.И. Применение андрагогических принципов обучения в подготовке и повышении квалификации специалистов // Человек и образование - № 1 (38) 2014.- С. 8-14. 17. Ивасенко, Я. С. Общее и профессиональное образование в механизме исправительного воздействия на осужденных к лишению свободы / Я. С. Ивасенко ; Федер. служба исполн. наказаний, Акад. права и упр. - Рязань : Издательство Рязанского института развития образования, 2014. - 134 с. 18. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Е.А. Климов. - М.: Издатель¬ский центр «Академия», 2014. - 304 с. 19. Колесникова, И. А.Основы андрагогики.- М.: Академия, 2003. - 320 с. 20. Леонова, Е. Ю. Специфика реализации высшего профессиональногообразования в системе исполнения наказания / Е. Ю. Леонова, Л. Л. Мехришвили ; М-вообразования и науки Рос. Федерации, Тюмен. гос. нефтегазовый ун-т. - Тюмень : ТюмГНГУ, 2013. - 159 с 21. Маленчук, В. Ф.Технологии, используемые в образовательной деятельности сосужденными в местах лишения свободы для их адаптации после освобождения : учеб. пособие / В. Ф. Маленчук, В. И. Колесов ; С.-Петерб. ун-т МВД России. - Санкт-Петербург : 7 студия, 2016. - 46 с. ; 22. Немов P.C. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 2 кн. - Кн. 1. -Общие основы психологии. М.: Просвещение, Владос, 1994. - 576 с. - Кн. 2. - Психология образования. - М.: Про¬свещение, Владос, 1994. - 496 с. 23. Образованиеосужденных: концепции, проблемы и перспективы / [Н. А. Тюгаева, В. Н. Казанцев, С. А. Лузгин, И. В. Лаврентьева] ; Федер. служба исполн. наказаний, Акад. права и упр. - Рязань : Академия ФСИН России, 2012. - 139 с. 24. Общее образование осужденных к лишению свободы [Электронный ресурс]. – URL: http: //studme.org/159612278995/pravo/obschee_obrazovanie_osuzhdennyh_lisheniyu_svobody[15. 08.16]. – Загл. с экрана. 25. Пайзулаева Б.А. Влияние учебной деятельности на исправление осужденных [Электронный ресурс]. – URL:http://www.rusnauka.com/ 36_PVMN_2012/Pravo/5_123208.doc.htm [15. 08.16]. – Загл. с экрана. 26. Педагогический профессионализм в меняющемся образовательном пространстве : монография / [Е. В. Андриенко и др.] ; под науч. ред. Е. В. Андриенко, Т. А. Ромм ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2014. - 244 с. 27. Профессиональноеобразованиеосужденныхкак фактор их ресоциализации / [Н. А. Тюгаева, В. Н. Казанцев, И. В. Лаврентьева и др.] ; Федер. служба исполн. наказаний, Акад. права и упр. - Рязань : Академия ФСИН России, 2010. – 130 с. 28. Ресоциализацияосужденных средствами образовательного пространства / [Н. И. Скок, Л. Л. Мехришвили, Е. Ю. Екимова и др.] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Тюмен. гос. нефтегазовый ун-т. - Тюмень : ТюмГНГУ, 2011. - 235 с. 29. Сломчинский, А. Г. Гуманизация образовательного процесса в пенитенциарной системе / А. Г. Сломчинский ; Федер. агентство по образованию, Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т социал. образования. - Екатеринбург , 2009. - 186 с. 30. Тюремный портал [Электронный ресурс]. – URL: http://prisonlife.ru/mesta-lishenya-svobodi/2730-ispravitelnaya-koloniya-8-g-novosibirsk.html[15. 08.16]. – Загл. с экрана.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ОСУЖДЕННОГО К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В ПРОЦЕССЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.1 Ресоциализация осужденного к лишению свободы Ресоциализация относится к числу понятий социальных и широко ис-пользуется в криминологии, социологии, психологии и в других гумани-тарных науках. Оно объективно связано с понятием «социализация», что усматривается, прежде всего, из грамматического толкования данных тер-минов. Учет значения префикса «ре», позволяет понимать ресоциализацию как «возобновление или повторность» процесса социализации. Социализация охватывает практически все процессы приобщения ин¬дивида к культуре: его образование и воспитание, взаимодействие с дру¬гими людьми, освоение им ценностей и норм общества, различных соци¬альных ролей и видов совместной деятельности, приобретение определен¬ных прав и обязанностей, взглядов, привычек и т.д. В результате человек из биологического существа постепенно превращается в существо социальное, способное жить и действовать в обществе (социуме). Так как ресоциализация есть повторность социализации, следовательно, ресоциализация - процесс, то есть закономерное, последовательное изменение явления, его переход в другое явление[8, с. 45]. Следовательно, в процессе ресоциализации происходит восстановле¬ние утраченных или усвоение новых социальных ценностей, норм, опыта общения, поведения и жизнедеятельности. Для определения ресоциализации осужденного к лишению свободы следует более детально рассмотреть особенности личности осужденнного, которые значительно влияют на понимание данного процесса. Осужденный как личность обладает особыми типообразующими при-знаками, которых нет у других социальных групп. К ним, прежде всего, относится сам факт осуждения, причем не только государством в лице су-дебных органов, но и обществом. Следующий признак - это применение к личности уголовно-правовых санкций в виде лишения свободы, что ведет к изменению социального статуса, социальных ролей. Специфические ус¬ловия мест лишения свободы влияют на личность осужденного, на процес¬сы адаптации и ресоциализации. Положение осужденного приводит его к вступлению в новые общественные отношения и к исключению из ряда отношений, которые характеризовали его как личность ранее. Личность осужденного - это конкретный человек, отбывающий наказание, рассмат-риваемый сквозь призму его социальных качеств. Однако всё перечисленное выше - лишь внешние по отношению к лично¬сти причины, которые определяют особенности осужденного. Внутренние условия составляют внутреннюю структуру личности осужденного. Различают в этой структуре три компонента: биологический (физический), психоло¬гический и социальный. Биологический компонент включает различные природные свойства че-ловека: возрастные, половые, конституционно-соматические, нейродина- мические и т.п.[25]. Психологический компонент - это совокупность психических свойств и качеств, определяющих социально значимые формы деятельности и об¬щения. Сюда включены ценностные ориентации личности, основные жиз¬ненные функции (выражаются в соответствующих потребностях и детер¬минируют поведение), внутренний социально-личностный контроль инди¬вида. Ценностные ориентации - личностные уста¬новки по отношению к существующим в обществе ценностям - у осуж¬денных противоречат общепринятым (вследствие низкого общего уровня интересов и культуры) и сохраняются после освобождения. Социальный компонент раскрывает основные формы взаимодействия личности с обществом. Он характеризуется с помощью таких категорий, как образ жизни, социальный статус, социальная роль. Социальный статус определяется принадлежностью лица к конкретной социальной группе, со-циально-демографическими данными (образование, семейное положение и т.п.). Личность осужденного характеризуется потерей привычного для не¬го социального статуса. Если под социальным статусом понимается отно-сительное положение, занимаемое личностью в соответствии с професси¬ей, социально-экономическим положением, происхождением, семейным положением, то его лишение фактически означает потерю места личности в социальной структуре общества, в различных сферах жизни. Лишение свободы - это исключение личности из системы культуры общества. В связи с осуждением у человека происходит пере¬стройка социальных функций и ролей, в частности, он освобождается от семейных обязанностей, необходимости контролировать свой бюджет, время. Это снижает его требовательность к себе как к личности, подчиняет влиянию среды осужденных.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 73 страницы
1050 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 45 страниц
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg