Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Опытно-экспериментальная работа по апробации программы социально-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с аутизмом в условиях дополнительного образования

natati2016 690 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 93 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.01.2018
В дипломной работе, мы рассмотрели тему: "Социально-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с аутизмом в условиях дополнительного образования", которая состоит из 2 глав теоретической и экспериментальной, библиографии и приложения. В главе 1, мы по результатам теоретического анализа литературы выявлено, что дети с РДА имеют целый ряд психолого-педагогических особенностей, которые отражаются на уровне сформированности навыков общения. В частности у них отмечено: - Плохо идут на контакт как со сверстниками, так и с взрослыми. - Нарушено раннее речевое развитие. - Нарушена связная речь. - Практически у всех девиантная форма поведения. - Имеют ряд специфических проблем: страхи (фобии), нарушение сна и приема пищи, возникновение гнева и агрессивности.
Введение

В настоящее время возрастает количество лиц имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Одним из распространённым нарушением является расстройство аутистического спектра. В связи с этим становится необходимым обеспечение доступности образования и равных прав на его получение для всех членов общества, в том числе детей с РАС. Развитие в нашей стране процесса включения (т.е. инклюзивного образования) детей с РАС в среду обычных сверстников является не только модным отражением времени, но и представляет собой социально - педагогический феномен. С одной стороны инклюзивная практика дает возможность обучать ребенка с РАС в условиях учреждения общего типа и тем самым расширяет его социальные контакты, способствует его социальной адаптации. С другой – удовлетворяет особые образовательные потребности такого ребенка и способствует полноценному его развитию. В соответствии с федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование трактуется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Правильно организованная инклюзия создает необходимые предпосылки для успешности всех без исключения детей, а также способствует удовлетворению особых образовательных потребностей детей с РАС. Под психолого-педагогическим сопровождением в соответствии с технологией индивидуализированного (персонифицированного) воспитания и педагогической поддержки мы понимаем комплексную систему, особую культуру помощи ребенку с РАС в решении задач его развития, обучения, воспитания и социализации. Целью такого сопровождения в инклюзивном образовании становится непрерывная поддержка дошкольников с РАС силами всех специалистов через организацию диагностики, разработку и реализацию индивидуальной образовательной траектории развития таких детей. Данный подход позволяет реализовать идеи междисциплинарной команды, а также своевременно оказать необходимую психолого-медико-педагогическую помощь в дошкольном возрасте, обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка и, таким образом, подготовить его к обучению в общеобразовательной школе. В исследованиях М.М. Семаго указывается на то, что междисциплинарная команда должна систематически организовывать коррекционную работу. Примером такой команды в нашем детском саду является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Приоритетным направлением деятельности ПМПк становится выявление недостатков в развитии детей с РАС и организация коррекционной работы на максимально раннем этапе. Такая форма работы проводится постоянно в течение учебного года и предполагает объединение педагогических работников общими целями, направленными на разработку и реализацию стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС в условиях инклюзии. Для правильной организации сопровождения детей с аутизмом, необходимо чётко понимать особенности его проявления. Ранний детский аутизм - одно из самых асинхронных нарушений развития. В основе данного отклонения лежит нарушение общения с окружающим миром, которое характеризуется отрывом от реальности и отгороженностью. Своеобразие эмоционального развития ребёнка, страдающего аутизмом, проявляется в повышенной чувствительности к сенсорным стимулам, что выражается в избегании взгляда в глаза, ребёнок смотрит как бы «сквозь», «мимо», а так же трудностях произвольной организации деятельности и своеобразных страхах. Исходя из сказанного выше ребёнок с аутизмом живёт в особом мире, который закрыт от всех. Все за пределами этого мира вызывает у него непреодолимый страх и отвержение. В работе с детьми с РАС, можно выделить основные нарушения, которые характерны для всех детей с данным нарушением. Первое на что каждый специалист обращает внимание в работе с данной категорией детей, это нарушение коммуникации. Чаще всего она проявляется в том, что ребенок в детском коллективе, большей частью ведет себя так, как будто находится один. Он играет один или «около» детей, нередко разговаривает сам с собой, а чаще молчит, производит стереотипные игровые движения. Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом аутизма в дошкольном инклюзивном центре (ДИЦ) осуществляется комплексно, в тесной взаимосвязи между всеми специалистами в трёх направлениях: 1) психолого-педагогическая диагностика; 2) коррекционная работа с ребёнком; 3) поддержка семьи аутичного ребёнка. Психолого-педагогическая диагностика осуществляется всеми специалистами ДИЦ. Комплексная диагностика раскрывает всю структуру аномалии психического развития аутичного ребенка, степень и структуру дефекта. Опираясь на эти данные, каждый педагог ведет собственное обследование, определяет конкретные задачи обучения, вырабатывает методику работы. Общий анализ позволяет получить информацию об особенностях усвоения знаний ребенком, о его поведении. На каждом этапе совместной работы специалисты, обследуя ребенка, оценивают динамику его развития в процессе коррекции. Диагностика развития, таким образом, не является одномоментным срезом, а проходит через всю коррекционную работу. По результатам обследования на базе нашего учреждения для детей с РАС создается специальная индивидуальная программа развития (СИПР), в которой ведущую роль играет расписание, а также технология компьютерного сопровождения. Последнее включает в себя следующие традиции: традицию приветствия, традицию следования расписанию, традицию тактильных ощущений (обнимание, прижимания, поглаживания). Целью СИПР состоит в преодолении негативизма при общении и установлении контакта с ребенком и развитии познавательных процессов с учетом индивидуальных возможностей. В соответствии с поставленной целью, решались следующие задачи: - развитие произвольного внимания; - развитие умения группировать предметы по размеру, цвету, названию, форме; - развитие мелкой моторики; - смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта у ребенка; - повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми; - преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения. Важным в работе с аутичным ребенком становится специфика построения коррекционной работы. Важна гибкость педагога, который может по ходу перестраивать занятие с учетом пристрастий и настроений ребенка. Можно заранее составить план занятия, но действовать придется в зависимости от ситуации и желания ребенка. Надо быть чутким к ребенку и можно увидеть, что он сам подсказывает форму взаимодействия с педагогом. В целом эффективность психолого-педагогического сопровождения дошкольников с РАС в условиях инклюзивного образования устанавливалась посредством разработанных критериев (М.М. Семаго, Н.Д. Шматко, С.Н. Сорокоумова, Л.М. Шипицына). Результатом психолого-педагогического сопровождения в условиях инклюзивного образования становится полноценное и гармоничное развитие личности, а также адаптация этой личности в современном мире. Объект исследования - дети, страдающие аутизмом. Предмет исследования - социально-педагогическое сопровождение детей, страдающих аутизмом. Цель исследования - анализ теоретического материала социально педагогической адаптации детей с синдромом раннего детского аутизма. Задачи исследования: - изучить концептуальные основы социально-педагогической адаптации детей с синдромом раннего детского аутизма; - обобщить теоретические сведения об особенностях развития детей с синдромом раннего детского аутизма; - обратиться к теоретическим основам социально-педагогической адаптации детей с синдромом раннего детского аутизма. Методы исследования: методы научно-педагогического исследования: анализ, обобщение, систематизация, классификация. Теоретическая значимость состоит в систематизации взглядов ученых на проблему исследования, обоснование традиционных и нетрадиционных технологий в процессе социально-педагогической адаптации детей с синдромом раннего детского аутизма. Практическая значимость состоит в определении роли и значимости социально-педагогического сопровождения и коррекционно-педагогической работы в социализации и адаптации детей с синдромом раннего детского аутизма.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………3 Глава 1. Теоретические аспекты социально-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с аутизмом в условиях дополнительного образования…………………………………………………………………….8 1.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с синдромом раннего детского аутизма……………………………………….8 1.2 Аутизм как нарушение развития ребенка: особенности, этапы, признаки, встречающиеся при аутизме…………………………………………………19 1.3 Роль дополнительного образования в работе с аутичными детьми….45 1.4 Программа социально-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с аутизмом в условиях дополнительного образования……………………………………………………………………50 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по апробации программы социально-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с аутизмом в условиях дополнительного образования………………………54 2.1 Констатирующий этап эксперимента…………………………………….54 2.2 Развивающий этап эксперимента…………………………………………61 2.3 Контрольный этап эксперимента…………………………………………..67 Заключение……………………………………………………………………….78 Библиографический список……………………………………………………..80 Приложения…………………………………………………………………….88
Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т./ Б.Г.Ананьев. - М., 2014.-Т.1.-370 с. 2. Аппи Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. – М.: Терефин, 2014. 3. Аршатская О.С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме//Дефектология.2012. №2. с.46-67 4. Аутичный ребенок - проблемы в быту. Методические рекомендации по обучению социально-бытовым навыкам аутичных детей и подростков./Под ред. С.А.Морозова. М. 2014. 92с. 5. Баенская, Е.Р. Аутичный ребенок. Пути помощи / Е.Р. Баенская, О.С.Никольская, М.М.Либлинг. - М.: Центр традиционного и современного образования «Теревинф», 2011. - 15 с. 6. Баенская, Е.Р. Детский аутизм: диагностика и коррекция / Е.Р. Баенская. - М.: Экзамен, 2014. - 412 с. 7. Баенская Е.Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет // Дефектология. - 2013. - № 5. - С. 76-83. 8. Баенская Е.Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет // Альманах ИКП РАО. - 2011. - № 3. 9. Бакушева, В.Ю. Коррекционно-воспитательная работа с аутичными детьми / В.Ю. Бакушева. - М.: Лотос, 2014. - 117 с. 10. Бардышевская М.К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей./ М.К.Бардышенская, В.В.Лебединский - М., Просвещение., 2013.-275с. 11. Башина В.М. Ранний детский аутизм./М.В.Башина//Альманах «Исцеление». - М., 2013.- с. 36-48. 12. Башина, В.М. Детский аутизм. Хрестоматия / В.М. Башина. - М.: Экзамен, 2012. - 148 с. 13.Башина В.М. Аутизм в детстве. - М.: Медицина, 2012. 14.Башина В.М. Ранняя детская шизофрения. - М., 2010. 15.Беттельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я. – М.: академический проспект, 2014. 16.Блейлер Е. Аутистическое мышление // Хрестоматия по общей психологии. - М.: Изд-во МГУ, 2011. - С.112-125. 17.Блинова Л.II. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие./ Л.Н.Блинова-М.: Изд-во НЦ ЭНАС.-М., 2011.- 136 с. 18.Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика. - Томск, 2011. 19.Богдашина О. Что такое аутизм? - Томск, 2013. 20.Бойченко А. Заколдованные принцы. А вы боитесь быть счастливыми? // Московский комсомолец. - 2011. - 5 августа. - С.3. 21.Бородина Л.Г. Опыт амбулаторной фармакотерапии детей, больных аутизмом // Аутизм и нарушения развития. - 2014. - №3. 22.Бычкова Е. Дети дождя: все об аутизме // Няня. - 2011. - № 12. 23.Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников./ С.С.Бычкова. - М.: АРКТИ, 2012. - 96 с. 24.Веденина М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой ориентации.//Дефектология.2011. №2. с. 31-39; №3. с.15-21 25.Веденина М.Ю., Окунева О.Н. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. Сообщение II // Дефектология. - 2012. - № 3. - С. 15-20. 26.Вейс Т.Е. Ранний детский аутизм // Как помочь ребенку: опыт лечебной педагогики в Кэмпхилл общинах. - М.: Московский Центр вальдорфской педагогики, 2012. 27.Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). /Л.А.Венгер - М., Просвещение., 2014. 28.Волкова, С.М. Детский аутизм. Проблемы обучения / С.М. Волкова. - М.: Тритон, 2012. - 83 с. 29.Вроно М.Ш. Синдром Каннера и детская шизофрения./ М.Ш.Вроно, В.М.Башина. // - Невропатология и психиатрия, 2012. № 9. 30.Выготский Л.С. Мышление и его развитие в детском возрасте. / Л.С.Выготский // Собрание сочинений: В 6 т. - М., 2012. - Т. 2.- с.395-415.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты социально-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с аутизмом в условиях дополнительного образования 1.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с синдромом раннего детского аутизма «Аутизм (от латинского слова authos — сам) проявляется как отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой в целом». Аутизм – это психическое расстройство, характеризующееся выраженным дефицитом личностных, социальных, речевых и других сторон развития и навыков общения. Характерны: склонность к самоизоляции, отгороженность от реального мира и утрата связей с ним, погружение в мир личных переживаний, отсутствие или утрата социальных навыков, полное или частичное отсутствие языковых навыков, повторяющиеся и/или стереотипные действия и интересы, направленные в первую очередь на неодушевлённые объекты. Термин аутизм ввел в 1912 году Э. Блейлер для обозначения особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности. Почти одновременно с Л. Каннером к постановке сходных клинических проблем пришли H. Asperger, (1944) и С.С. Мнухин (1947). Более полувека клинических исследований подтвердили гипотезу Л. Каннера о существовании особого синдрома или особой группы синдромов, связанных с детским аутизмом. Детальное знакомство специалистов с историей клинического изучения детского аутизма и его современными клиническими классификациями возможно благодаря работам В.М. Башиной (1999). Происхождение аутизма может быть различным. В легкой степени он может встречаться при конституционных особенностях психики (акцентуация характера, психопатия), а так же в условиях хронической психической травмы (аустическое развитие личности). А может выступать как грубая аномалия психического развития (ранний детский аутизм). Итак, ранний детский аутизм или синдром Каннера – это аномалия психического развития, состоящая главным образом в субъективной изолированности ребенка от внешнего мира. Это сравнительно редкое заболевание, распространенность которого колеблется от 0,06 до 0,17 на 1000 детского населения. У мальчиков заболевание встречается чаще, чем у девочек, соотношение составляет, по данным разных авторов, от 1,4:1 до 4,8:1. В настоящее время наиболее значимыми в клинической картине синдрома Каннера считаются следующие признаки: 1. Аутизм как предельное («экстремальное») одиночество ребенка, формирующее нарушение его социального развития вне связи с уровнем интеллектуального развития; 2. Стремление к постоянству, проявляемое как стереотипные занятия, сверхпристрастие к различным объектам, сопротивление изменениям в окружающем; 3. Необычные реакции на раздражители (дискомфорт или поглощенность впечатлениями); 4. Особая характерная задержка и нарушение развития речи, также вне связи с уровнем интеллектуального развития ребенка; 5. Раннее проявление (до 2,5 лет) патологии психического развития (причем эта патология в большей степени связывается с особым нарушением психического развития, чем его регрессом). Особенно ярко аутизм проявляется в возрасте 3–5 лет и сопровождается страхами, негативизмом, агрессией. В дальнейшем острый период сменяется нарушениями интеллектуального и личностного развития. Стоит перечислить основные симптомы, выделенные Каннером, которые характеризуют синдром аутизма, так как они до сих пор общепризнанны и описывают состояние аутизма в его «классической» форме: Неспособность вступать в контакт с другими людьми. Это означает, что аутичный ребенок испытывает трудности в общении с другими людьми и проявляет больший интерес к неодушевленным предметам, чем к людям. Задержка речевого развития. Некоторые аутичные дети так и не начинают говорить, у других же наблюдается задержка речевого развития. Некоммуникативная речь. Несмотря на то, что аутичный ребенок может обладать речью, он испытывает трудности при использовании ее для значимой коммуникации. Отставленная эхолалия. Повторение слов или фраз через какой-то период времени.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Социальная работа, 57 страниц
1425 руб.
Дипломная работа, Социальная работа, 57 страниц
1425 руб.
Дипломная работа, Социальная работа, 63 страницы
1575 руб.
Дипломная работа, Социальная работа, 58 страниц
850 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg