В настоящее время возрастает количество лиц имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Одним из распространённым нарушением является расстройство аутистического спектра. В связи с этим становится необходимым обеспечение доступности образования и равных прав на его получение для всех членов общества, в том числе детей с РАС.
Развитие в нашей стране процесса включения (т.е. инклюзивного образования) детей с РАС в среду обычных сверстников является не только модным отражением времени, но и представляет собой социально - педагогический феномен. С одной стороны инклюзивная практика дает возможность обучать ребенка с РАС в условиях учреждения общего типа и тем самым расширяет его социальные контакты, способствует его социальной адаптации. С другой – удовлетворяет особые образовательные потребности такого ребенка и способствует полноценному его развитию.
В соответствии с федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование трактуется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Правильно организованная инклюзия создает необходимые предпосылки для успешности всех без исключения детей, а также способствует удовлетворению особых образовательных потребностей детей с РАС.
Под психолого-педагогическим сопровождением в соответствии с технологией индивидуализированного (персонифицированного) воспитания и педагогической поддержки мы понимаем комплексную систему, особую культуру помощи ребенку с РАС в решении задач его развития, обучения, воспитания и социализации.
Целью такого сопровождения в инклюзивном образовании становится непрерывная поддержка дошкольников с РАС силами всех специалистов через организацию диагностики, разработку и реализацию индивидуальной образовательной траектории развития таких детей. Данный подход позволяет реализовать идеи междисциплинарной команды, а также своевременно оказать необходимую психолого-медико-педагогическую помощь в дошкольном возрасте, обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка и, таким образом, подготовить его к обучению в общеобразовательной школе.
В исследованиях М.М. Семаго указывается на то, что междисциплинарная команда должна систематически организовывать коррекционную работу. Примером такой команды в нашем детском саду является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).
Приоритетным направлением деятельности ПМПк становится выявление недостатков в развитии детей с РАС и организация коррекционной работы на максимально раннем этапе. Такая форма работы проводится постоянно в течение учебного года и предполагает объединение педагогических работников общими целями, направленными на разработку и реализацию стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС в условиях инклюзии.
Для правильной организации сопровождения детей с аутизмом, необходимо чётко понимать особенности его проявления. Ранний детский аутизм - одно из самых асинхронных нарушений развития. В основе данного отклонения лежит нарушение общения с окружающим миром, которое характеризуется отрывом от реальности и отгороженностью. Своеобразие эмоционального развития ребёнка, страдающего аутизмом, проявляется в повышенной чувствительности к сенсорным стимулам, что выражается в избегании взгляда в глаза, ребёнок смотрит как бы «сквозь», «мимо», а так же трудностях произвольной организации деятельности и своеобразных страхах.
Исходя из сказанного выше ребёнок с аутизмом живёт в особом мире, который закрыт от всех. Все за пределами этого мира вызывает у него непреодолимый страх и отвержение.
В работе с детьми с РАС, можно выделить основные нарушения, которые характерны для всех детей с данным нарушением. Первое на что каждый специалист обращает внимание в работе с данной категорией детей, это нарушение коммуникации. Чаще всего она проявляется в том, что ребенок в детском коллективе, большей частью ведет себя так, как будто находится один. Он играет один или «около» детей, нередко разговаривает сам с собой, а чаще молчит, производит стереотипные игровые движения.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом аутизма в дошкольном инклюзивном центре (ДИЦ) осуществляется комплексно, в тесной взаимосвязи между всеми специалистами в трёх направлениях:
1) психолого-педагогическая диагностика;
2) коррекционная работа с ребёнком;
3) поддержка семьи аутичного ребёнка.
Психолого-педагогическая диагностика осуществляется всеми специалистами ДИЦ. Комплексная диагностика раскрывает всю структуру аномалии психического развития аутичного ребенка, степень и структуру дефекта. Опираясь на эти данные, каждый педагог ведет собственное обследование, определяет конкретные задачи обучения, вырабатывает методику работы. Общий анализ позволяет получить информацию об особенностях усвоения знаний ребенком, о его поведении.
На каждом этапе совместной работы специалисты, обследуя ребенка, оценивают динамику его развития в процессе коррекции. Диагностика развития, таким образом, не является одномоментным срезом, а проходит через всю коррекционную работу. По результатам обследования на базе нашего учреждения для детей с РАС создается специальная индивидуальная программа развития (СИПР), в которой ведущую роль играет расписание, а также технология компьютерного сопровождения. Последнее включает в себя следующие традиции: традицию приветствия, традицию следования расписанию, традицию тактильных ощущений (обнимание, прижимания, поглаживания).
Целью СИПР состоит в преодолении негативизма при общении и установлении контакта с ребенком и развитии познавательных процессов с учетом индивидуальных возможностей.
В соответствии с поставленной целью, решались следующие задачи:
- развитие произвольного внимания;
- развитие умения группировать предметы по размеру, цвету, названию, форме;
- развитие мелкой моторики;
- смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта у ребенка;
- повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
- преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
Важным в работе с аутичным ребенком становится специфика построения коррекционной работы. Важна гибкость педагога, который может по ходу перестраивать занятие с учетом пристрастий и настроений ребенка.
Можно заранее составить план занятия, но действовать придется в зависимости от ситуации и желания ребенка. Надо быть чутким к ребенку и можно увидеть, что он сам подсказывает форму взаимодействия с педагогом.
В целом эффективность психолого-педагогического сопровождения дошкольников с РАС в условиях инклюзивного образования устанавливалась посредством разработанных критериев (М.М. Семаго, Н.Д. Шматко, С.Н. Сорокоумова, Л.М. Шипицына).
Результатом психолого-педагогического сопровождения в условиях инклюзивного образования становится полноценное и гармоничное развитие личности, а также адаптация этой личности в современном мире.
Объект исследования - дети, страдающие аутизмом.
Предмет исследования - социально-педагогическое сопровождение детей, страдающих аутизмом.
Цель исследования - анализ теоретического материала социально педагогической адаптации детей с синдромом раннего детского аутизма.
Задачи исследования:
- изучить концептуальные основы социально-педагогической адаптации детей с синдромом раннего детского аутизма;
- обобщить теоретические сведения об особенностях развития детей с синдромом раннего детского аутизма;
- обратиться к теоретическим основам социально-педагогической адаптации детей с синдромом раннего детского аутизма.
Методы исследования: методы научно-педагогического исследования: анализ, обобщение, систематизация, классификация.
Теоретическая значимость состоит в систематизации взглядов ученых на проблему исследования, обоснование традиционных и нетрадиционных технологий в процессе социально-педагогической адаптации детей с синдромом раннего детского аутизма.
Практическая значимость состоит в определении роли и значимости социально-педагогического сопровождения и коррекционно-педагогической работы в социализации и адаптации детей с синдромом раннего детского аутизма.