Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Особенности правового положения детей, по семейному праву в РФ

natati2016 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 69 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.01.2018
В заключении хотелось бы отметить некоторые важные аспекты, связанные с семейными правами, а также правами ребенка. В последние годы в нашей стране наметились тенденции направленные на то, чтобы, во-первых, полностью возродить понимание семьи как непреходящей ценности, во-вторых, в корне изменить сложившееся веками буржуазно-патриархальное представление о семейных отношениях. Что же входит в сферу действия брачно-семейных законов? Порядок и условия вступления в брак – это первое. Затем регулирование личных и имущественных отношений, возникающих в семье между родителями и детьми, между другими членами семьи. И, наконец, регулирование законом порядка и условия прекращения брака. Далее были рассмотрены области отношений в сфере брака и семьи, составляющие весь сложный комплекс правового регулирования в семье. Здесь же отметим, что в сферу действия брачно-семейных законов вошли те стороны взаимоотношений между лицами, которые присущи именно семье или производны от них.
Введение

Ребенок является совершенно особым по сравнению с другими субъектами участником правоотношений, что обусловлено рядом факторов. К числу таких факторов относятся, в частности, возраст ребенка, его личностные характеристики, участие законных представителей ребенка в реализации его прав и интересов в целях восполнения дееспособности ребенка. Нормы статьи 38 Конституции Российской Федерации устанавливают, что государство гарантирует поддержку семьи, материнства и детства, создавая, таким образом, один из важнейших конституционных принципов. Чрезвычайно важным представляется тот факт, что права ребенка определены не только на уровне российского законодательства, но и в Конвенции о правах ребенка, принятой резолюцией № 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН 20.11.1989 года (данная Конвенция вступила в силу для России 15.09.1990 года). Названная Конвенция, исходя из того, что ребенку необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, определяет понятие ребенка, его права и обязанности, порядок и способы защиты его прав и законных интересов. Правовое положение такого субъекта, как ребенок не должно отличаться на национальном и международном уровнях; каждая страна гарантирует защиту прав и интересов ребенка на равных условиях при несомненной важности традиций и культурных ценностей каждого народа. Отличия правового положения ребенка зависят от гражданства, свидетельствующего о его принадлежности к тому или иному государству. Актуальность темы настоящего исследования определяется наличием значительного количества как теоретических, так и практических проблем, связанных с понятием правового статуса ребенка. В частности, такие категории, как «дети», «ребенок», «несовершеннолетние» не определяются и не дифференцируются законодателем, хотя смысловое содержание некоторых норм законодательства РФ позволяет констатировать, что использование указанных категорий в основном связано с достижением ребенком того или иного возраста, а также с отраслевой принадлежностью правовых норм. Весьма актуальным в настоящее время представляется теоретическое исследование ряда проблем, возникающих на практике. В частности, речь идет о защите прав ребенка при продаже жилого помещения, в котором он проживает (в том числе без надлежащего административного оформления); при решении вопроса об опеке в рамках наследственных отношений (в случае смерти одного или обоих родителей); при принятии наследства, отягощенного долгами наследодателя; при участии ребенка, достигшего десятилетнего возраста, в рассмотрении дела в суде. Законодательство РФ не называет ребенка самостоятельным субъектом правоотношений, однако специфика правового положения детей отражена в значительном количестве, в том числе кодифицированных, актов. В частности, это Семейный кодекс Российской Федерации (далее - СК РФ), Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ), Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК РФ). Можно констатировать серьезное сущностное противоречие правовой регламентации - с одной стороны, целью законодателя является обеспечение стабильности правового положения детей, с другой - непосредственно в законе дети не выделены в качестве самостоятельной категории субъектов права. Многочисленные нормативные акты, особенно принятые в последнее время, их содержание и структура, свидетельствуют об особом внимании государства к детям и предпринимаемых попытках решить их проблемы. Это представляется весьма важным, особенно в свете того, что в последние годы наблюдается значительное сокращение числа детей в Российской Федерации. Однако данные попытки могут увенчаться успехом только при условии наличия концептуальных основ статуса ребенка, которые в настоящее время разработаны недостаточно. Особенно актуальной следует признать проблему повышения эффективности правовой защиты семьи, поскольку от этого, особенно в нынешней ситуации меняющихся социально-экономических условий, зависит эффективность реализации прав ребенка, в частности, его права жить и воспитываться в семье, предусмотренного СК РФ. Цель данной работы - выявить особенности правового положения детей на основании семейного права РФ. Задачи исследования, которые были решены в связи с реализацией поставленной цели: - обоснование самостоятельности ребенка как особого субъекта права; - определение правовой природы правового статуса ребенка; - выявление несогласованности норм действующего гражданского и семейного законодательства РФ в отношении детей, а также практики их применения; систематизация данных норм с учетом специфики правового положения ребенка в соответствующих правоотношениях. Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с наличием и реализацией семейных, гражданских, наследственных, жилищных и некоторых иных прав ребенка. Предмет исследования - права детей в семье по семейному законодательству в РФ. В ходе выполнения работы применялись современные методы научного познания - как общенаучные, так и частные. Методологический аппарат исследования составили следующие элементы: анализ, синтез, абстрагирование, внутреннее и внешнее сравнение, системный и структурный подход, статический, сравнительно-правовой, метод правового моделирования, формально-юридический, лингвистический и иные методы исследования.
Содержание

Введение 3 1. Становление и развитие правового регулирования прав детей в семье 6 1.1. Историческое регулирование прав ребенка в семье 6 1.2. Общая характеристика правосубъектности несовершеннолетних 13 1.3. Нормативные предпосылки для формирования семейного статуса ребенка 19 2. Проблемы определения правового статуса детей в семейном праве 24 2.1. Семейные права 24 2.2. Особенности семейно-правового статуса ребенка 40 Заключение 64 Список литературы 67
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №2 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).// Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398. 2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 13.07.2015).// Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, № 1, ст. 16. 3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №2 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 16.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2015).// Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, №2 25, ст. 2954. 4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994г. (в ред. от 03.07.2016)//С З РФ. 1994. №32. Ст. 3302. 5. Кодекс о браке и семье РСФСР (утв. ВС РСФСР 30.07.1969) (ред. от 07.03.1995, с изм. от 29.12.1995).// Ведомости ВС РСФСР, 1969, №2 32, ст. 1397. 6. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004г. (в ред. от 25.12.2012) // СЗ РФ. 2005. №1 (ч.1)Ст. 14. 7. Конвенция о правах ребенка (одобрена генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // ВСНД и ВС СССР. 1990. №45. 8. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы: утв., указом Президента РФ от 1 июня 2012г. №761 // СЗ РФ. 2012. №23. Ст.2994. 9. О федеральной программе по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998-2000 годы: постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997г. (с изм. от 30.12.2000) // С3 РФ. 1997. №41. Ст. 4705. 10. ФЗ от 24 августа 2008г. (в ред. от 01.07.2011) «Об опеке и попечительстве»// С3 РФ. 2008. №17. Ст. 1755. 11. ФЗ от 21 декабря 1996г. (в ред. от 29.02.12) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»// СЗ РФ. 1996. №52. Ст. 5880. 12. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195 ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" // С.3 РФ. 1995. №50. Ст. 4872. 13. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173 ФЗ "О трудовых спорах в Российской Федерации" // с.3 РФ. 2001. №52. Ч.I.Ст. 4920. 14. Алексеев С.С. Проблемы теории права: Курс лекций. - Свердловск, 1972. Т.1. С. 139, 146. 15. Букшина С.В. Правовое положение несовершеннолетних: учебно-методическое пособие. - Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2013. - 254 с. 16. Вдовенков В., Широков В. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего: криминологический анализ и пределы уголовной ответственности.// Российская юстиция, №2 12, 2014. 17. Ворожейкин Г.М. Семейные правоотношения в СССР. - М., 1972. С.53; 18. Гражданское право: Учебник. Ч.I / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. - М., 2013. - С. 242-243. 19. Душкина Е.Н. Проблемы защиты семейных прав по семейному законодательству РФ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006 20. Захаров Д.Н. Теоретические и практические проблемы защиты личных неимущественных прав граждан: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 21. Звенигородская Н.Ф. Законодательство о защите семейных прав детей: международный и национальный компоненты //Международное публичное и частное право, 2009, № 5 22. Звенигородская Н.Ф. Предмет договоров о воспитании детей // Нотариус. 2011. № 2 23. Иванова А.С. Семейное право РФ. — М.:Олма-пресс, 2010 24. Ильина О.Ю. Интересы ребенка в семейном праве Российской Федерации. -М.: Статут, 2012. 25. Казанцева А.Е. Обязанности и права родителей (заменяющих их лиц) по воспитанию детей и ответственность за их нарушение. - М.: Литера, 2013. 26. Леженин В.Н. Правовые вопросы семейного воспитания детей. - Воронеж, 2010. 27. Летова, Н. В. Правовой статус ребенка в гражданском и семейном праве : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Специальность 12.00.03 - гражданское право ; предпринимательское право ; семейное право ; международное частное право / Н. В. Летова. -М., 2013. -45 с.-Библиогр. : с. 43 - 45. 28. Летова Н.В. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под ред. A.M. Нечаевой. 3-е изд., перераб. и доп. Гл. 19 «Усыновление (удочерение) детей». - М., Юрайт. 2011. - С. 375-457. 29. Летова Н.В. О проблемах защиты прав и интересов детей в Российской Федерации. Научное сообщение, посвященное обзору расширенного заседания Ученого Совета Института ГиП РАН // Государство и право. - 2009. - № 6. - С. 103-109. 30. Летова Н.В. Правовое положение детей по законодательству Российской Федерации». Монография. - М., 2010. - 220 с. 31. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. П.В.Крашенинникова и П.И. Седугина. - М. ,2014. - С.10; 32. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. И.М. Кузнецова. - М., 2012. - С.9; 33. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы Российского права. - М., 1996. С.403-404; 34. Матвеев Г.К. Семейное право России. - М., 2014. С.34-35; 35. Нечаева А.М. Семейное право: Учеб. пособие. - М.: Приор, 2014.
Отрывок из работы

1. Становление и развитие правового регулирования прав детей в семье 1.1. Историческое регулирование прав ребенка в семье До принятия христианства на Руси семейные отношения регулировались обычным правом. После принятия христианства, ставшего официальной религией после язычества, регулирование семейных отношений на Руси осуществлялось по модели византийского брачно-семейного законодательства Номоканона, который дополнялся постановлениями русских князей и получил название Кормчей книги. В 1551 г. на Руси был принят Свод канонического права. Брачно-семейными делами, как и в Византии, занималась церковь. Православная церковь ввела церковную форму заключения брака, устранила многоженство, установила пределы свободы расторжения брака . Далее начинается процесс создания светского права, которое постепенно вытесняет византийское законодательство и русское церковное право. В этом смысле показательны законы, регулирующие семейные отношения конца XIX - начала XX в., объединенные кн. 1 т. Х Свода Законов Российской Империи (Свод Законов Гражданских ), именуемой «О правах и обязанностях семейственных» (особенно, если ознакомиться с комментариями по поводу отдельных статей этого Свода известных юристов того времени: Г.Ф. Шершеневича , А.И. Загоровского и др.). Законными признавались все дети, рожденные в законном браке, хотя бы они родились: по естественному порядку слишком рано (прежде ста восьмидесяти дней) от совершения брака, если только отец не отрицал законности их рождения; по прекращении или расторжении брака, если только между днем рождения и днем смерти отца или расторжения брака прошло не более трехсот шести дней (ст. 119 Свода законов гражданских). Причем допускалось оспаривание происхождения ребенка от мужа матери. Лицу, «защищающему законность ребенка», надлежало доказать, что ребенок «прижит» от лица, вступившего в брак с матерью ребенка после его зачатия. В отношении детей, родившихся в браке, признанном недействительным, существовало правило: «Дети от брака, признанного недействительным, сохраняют права детей законных» (ст. 1311 Свода законов гражданских). Основная идея этих правил заключалась в том, чтобы снять по возможности всякую ответственность за грехи родителей с ни в чем неповинных детей. Но в любом случае речь шла о наследовании по закону внебрачных детей и законных их нисходящих только в благоприобретенном имуществе матери на основаниях, установленных для детей законных, с тем, однако, что наследуемое имущество матери, не имеющей законных сыновей, но имеющей лишь законных дочерей, делится между ними и внебрачными детьми по равным между всеми сонаследниками долям. К детям узаконенным относились внебрачные дети, чьи родители вступили в брак. Узаконенный ребенок считался законным со дня вступления его родителей в брак и пользовался с этого времени всеми правами законных детей, рожденных от этого брака. Разрешалось усыновлять чужих незаконнорожденных детей, в том числе детей, «прижитых» сыном усыновителя, своих незаконнорожденных детей, ребенка собственного брата, детей иностранного подданного, отчимом — пасынка и т.д. После усыновления усыновленный, как правило, сохранял права, принадлежавшие ему до рождения. Но усыновленные дворянами и потомственными почетными гражданами, имеющие меньшие права состояния, приобретали личное почетное гражданство. Кроме того, у усыновленного правовая связь с родителями не прекращалась, если усыновитель был не в состоянии «нести обязанности», вытекающие из усыновления. Считалось, что в противном случае усыновление не улучшало, а ухудшало бы положение усыновленного, что противоречило цели усыновления - служить на пользу усыновленных. Сохранение правовой связи усыновленного со своими кровными родителями означало, что «усыновленный сохраняет право наследования по закону после своих родителей и их родственников» (ст. 1567 Свода законов гражданских). Одновременно усыновленный вступал по отношению к усыновителю во все права и обязанности законных детей, приобретал право наследования в благоприобретенном имуществе усыновителя с тем, однако, что наследуемое имение усыновителя, не имеющего родных сыновей, а имеющего лишь дочерей, делится между ними и усыновленными поровну (ст. 15610 Свода законов гражданских) . Оставалась непоколебленной родительская власть даже при добровольной передаче родителями своего ребенка на определенное время постороннему лицу на воспитание. Все законы, посвященные родительской власти, имели в виду совместную жизнь супругов. Их нельзя было применять к ситуациям, когда брак расторгался или супруги разлучались. При расторжении брака детей оставляли с тем из супругов, кто был в состоянии выполнять родительские обязанности. В случае спора надлежало заботиться прежде всего об интересах несовершеннолетних детей, тем более, что иногда «домогательства оставить детей у себя представляются по иным, ничего общего с благом детей не имеющим, побуждениям» . При отсутствии соглашения с кем из родителей должен оставаться ребенок, решался судом. При этом в случае уклонения одного из супругов от обязанности совместной жизни в основу судебного решения должна была быть положена его виновность. Правда, подобного рода правило знало исключение: если это требовалось ради блага ребенка.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 49 страниц
750 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 85 страниц
1150 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 64 страницы
990 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 44 страницы
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg