Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, МИКРО-, МАКРОЭКОНОМИКА

Роль семьи в воспроизводстве рабочей силы и «Человеческого капитала».

irina_krut2019 432 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 36 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.01.2020
Объектом курсовой работы является семья. Курсовая работа состоит из двух глав. Первая глава носит теоретический характер. В ней рассмотрены основные вопросы «человеческого капитала» и рабочей силы. Во второй главе рассмотрен уровень жизни семей в России и ее проблемы. Объект исследования - семья как первичное звено формирования человеческого капитала.
Введение

В настоящее время экономическая наука обращает взгляд на семью и ее экономический потенциал Процессы, происходящие в домашнем хозяйстве влияют на национальную экономику и это влияние, и является предметом исследования. Каждый человек на протяжении жизни сталкивается с проблемами жизнидеятельности семьи в экономике Система общественных отношений осуществляется через семью. И на протяжении всего развития общества роль и функции семьи меняются. Социально-экономический статус семьи – это интегральный показатель, отражающий в семейных отношениях особенности социально-политического устройства государства, его правовые основы, степень развития экономики, культуры и ощественного самосознания.[Большая экономическая энциклопедия] Потребности индивидума формируют как личный, так и семейный бюджет, который необходим как для поддержания жизни, так и развития личности. Основными источниками семейного бюджета являются заработная плата, доход от предпринимательской деятельности и прочие источники. Основная часть бюджета семьи тратится на питание, одежду, образование, развлечения, устройство быта и прочие в совокупности являющиеся расходами семьи. «Роль демократического государства в процессах развития семьи должна состоять в проведении адекватно провозглашенным целям законодательного регулирования, распределения ресурсов, находящихся в его распоряжении, проведения политики экономического поощрения действий, направленных на цели социально-экономической поддержки семьи и женщины, принимаемых иными участниками процесса — предпринимателями, общественностью, частными лицами».[25] В современных условиях развития экономики становится важным возможность и необходимость модернизации экономики за счет внедренния и накопления человеческого капитала. Возможности и границы необходимых перемен определяются людьми, их социально-культурным уровнем развития, образованием, квалификацией, профессиональным опытом. В семье, на микроуровне, закладываются все основные качественные характеристики человеческого капитала, так как является основным звеном воспроизводства человеческого капитала. Накопление и развитие капитала в дальнейшем проявляются в форме реализации человеческого капитала. Сегодня на этом этапе развития России состояние семьи характеризуется низким уровнем экономической, правовой и социальной защищенности. Потребность улучшения процессов адаптации семьи в условиях преобразования экономической системы повышает актуальность исследований явления человеческого капитала с точки зрения его сущностных характеристик, специфических форм проявления и реализации его функций. В связи с актуальностью темы, целью курсовой работы является анализ уровня жизни семьи в России. Исходя из поставленной цели, задачами в курсовой работе являются: ? рассмотреть понятие «человеческого капитала»; ? рассмотреть вопросы воспроизводства рабочей силы; ? выявить роль семьи в воспроизводстве; ? проанализировать уровень жизни семьи; ? рассмотреть воздействие реформ в России на основные функции семьи уровня и качества жизни.
Содержание

Введение 3 1. Рабочая сила и человеческий капитал в теории 5 1.1. Человеческий капитал 5 1.2. Рабочая сила 6 1.3. Семья как основа воспроизводства рабочей силы и приумножения «человеческого капитала» 10 2. Анализ демографических показателей уровня жизни и «человеческого капитала» 14 2.1. Уровень жизни семей в россии 14 2.2. Воздействие реформ в россии на основные функции семьи уровня и качества жизни 18 2.3. Место и роль семьи в экономике россии 31 Заключение 35 Список литературы 37
Список литературы

1. Васильев, В.П. Макроэкономика: Учебное пособие / В.П. Васильев, Ю.А. Холоденко. — М.: ДиС, 2012. 2. Гусейнов, Р.М. Макроэкономика: Учебное пособие для бакалавров / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. — М.: Омега-Л, 2014. 3. Золотарчук, В.В. Макроэкономика: Учебник / В.В. Золотарчук. — М.: ИНФРА-М, 2013. 4. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: Учебник для бакалавров / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. — М.: Юрайт, 2013. 5. Бланшар, О. Макроэкономика: Учебник. 2-е изд. / О. Бланшар. - М.: ГУ ВШЭ, 2015. 6. Вымятнина, Ю.В. Макроэкономика в 2 ч. часть 2. учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Ю.В. Вымятнина, К.Ю. Борисов, М.А. Пахнин. - Люберцы: Юрайт, 2016. 7. Овчинников, Г.П. Макроэкономика: Учебник / Г.П. Овчинников, Е.Б. Яковлева. - СПб.: Бизнес-Пресса, 2012. 8. Розанова, Н.М. Макроэкономика. продвинутый курс в 2 ч. часть 1 2-е изд., пер. и доп. учебник для магистратуры / Н.М. Розанова. - Люберцы: Юрайт, 2016. 9. Скрябин, О.О. Макроэкономика: Учебное пособие / О.О. Скрябин, А.Ю. Анисимов, Ю.Ю. Костюхин. - М.: МИСиС, 2013. 10. Журавлева, Г.П. Экономическая теория. Макроэкономика -1,2. Метаэкономика. Экономика трансформаций: Учебник, 3-е изд.(изд:3) / Г.П. Журавлева. - М.: ИТК Дашков и К, 2016. 11. Анисимов, А.А. Макроэкономика. Теория, практика, безопасность. Под ред. Е.Н. Барикаева. Учебное пособие. Гриф МВД РФ. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". / А.А. Анисимов, Н.В. Артемьев, О Тихонова. - М.: ЮНИТИ, 2013. 12. Аносова, А.В. Макроэкономика: Учебник для бакалавров / А.В. Аносова, И.А. Ким, С.Ф. Серегина. - М.: Юрайт, 2013. 13. Басовский, Л.Е. Макроэкономика: Учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 14. Воронин, А.Ю. Макроэкономика - I: Учебное пособие / А.Ю. Воронин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 15. Матвеева М.В. Идентификация современной модели экономического роста // Экономический анализ: теория и практика. - 2013. 16. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И. Макроэкономика. - М.: КноРус, 2013. 17. Бурлачков, В.К. Макроэкономика, монетарная политика, глобальный кризис: анализ современной теории и проблемы построения новой модели экономического развития / В. К. Бурлачков. — Москва : URSS : Либроком, 2013. 18. Гнатюк, С.Н. Макроэкономика: учебно-методический комплекс / С. Н. Гнатюк. — Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2015. 19. Бродский, Б.Е. Макроэкономика: продвинутый уровень: курс лекций / Б. Е. Бродский; Московская школа экономики МГУ им. М. В. Ломоносова. — Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2014. 20. Макроэкономика: учебник для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям. Под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. - Минск: БГЭУ, 2015. 21. http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=3121 22. httр://www.binm.ru/sеаrсh/untitlеd29.рhр 23. httр://оu.tsu.ru/hisсhооl/есоn_gео/есоn_gеоg4.htm 24. Интернет-сайт «Федеральная служба государственной статистики» httр://www.gks.ru. 25. Бюллетень департамента проблем семьи, женщин и детей Министерства социальной защиты населения Российской Федерации, 1995.— № 1.— С. 71 250
Отрывок из работы

1. Рабочая сила и человеческий капитал в теории. 1.1. Человеческий капитал. Человеческий капитал - совокупность знаний, умений, навыков, которые используются для удовлетворения всевозможных потребностей человека и общества в целом. ЧК в широком смысле - это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития. Одним из условий развития и повышения качества человеческого капитала является — высокий индекс экономической свободы. Человеческий капитал, являясь частью совокупного капитала, представляет собой накопленные затраты на общее образование, специальную подготовку, здравоохранение, перемещение рабочей силы. Виды «человеческого капитала» экономисты классифицируют по видам затрат, инвестиций в «человеческий капитал». И.В. Ильинский выделяет вследствие этого следующие составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры. Формула расчета человеческого капитала. ЧК=Кз+Кк+Ко; (1) где ЧК - человеческий капитал, Кз-капитал здоровья, Кк - капитал культуры, Ко - капитал образования. А. И. Ящук рассматривает человеческий капитал как интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и высокое качество жизни. [2] Основой человеческого капитала является человек, или физический капитал, основные качественные характеристики которого закладываются на микроуровне - в семье. 1.2. Рабочая сила. Под рабочей силой понимается способность человека к труду, т. е. совокупность свойств, характеристик, которые необходимы ему для осуществления какой-либо трудовой деятельности. Носителем этих качеств выступает рабочий, который является главной производительной силой, первичным фактором богатства общества. Рабочая сила выступает как производитель и как потребитель. Как производитель она участвует в процессе производства и создает материальные и духовные блага, необходимые для жизнедеятельности человека. Как потребитель - использует материальные и духовные ценности для поддержания своей жизнедеятельности и дальнейшего развития интеллектуальных способностей. Воспроизводство рабочей силы – это процесс воспроизводства способностей к труду у работников. Воспроизводство рабочей силы представляет собой синтез общеобразовательных, профессиональных и социально-экономических характеристик работника, не только его способностей, но и потребностей. Это понятие относится как к отдельному человеку, так и к совокупности людей, занятых на основе найма на предприятии, в отрасли или народном хозяйстве. Воспроизводство рабочей силы включает в себя четыре стадии: формирование, распределение, обмен и использование рабочей силы. К. Маркс дал следущее определение рабочей силы: "Под рабочей силой, или способностью к труду мы понимаем совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости ". [3] Рабочая сила, которая представляет собой способность к труду, неотделима от самого человека. Ее производство и воспроизводство означает прежде всего воспроизводство самого человека, сохранение его нормальной жизнедеятельности. К. Маркс отмечал, что «рабочая сила существует только как способность живого индивидуума». Производство рабочей силы предполагает, следовательно, существование последнего. Раз существование индивидуума дано, производство рабочей силы состоит в воспроизводстве самого индивидуума, в поддержании его жизни. В воспроизводстве рабочей силы, кроме необходимости поддержания, непрерывного возобновления и совершенствования способности к труду, обязательны постоянное приобретение и развитие работниками знаний и умений. Карл Маркс в своей работе «Капитал» утверждал следующее: ? В условиях капиталистического способа производства рабочая сила является специфическим товаром. Носитель рабочей силы является её собственником и юридически свободен распоряжаться ей. В то же время у него нет средств производства для самостоятельного хозяйствования и для получения средств к существованию он вынужден продавать свою рабочую силу. ? Стоимость рабочей силы определяется затратами на поддержание жизни рабочего и должного уровня работоспособности, его достаточное обучение, образование и воспроизводство. Эти затраты значительно зависят от уровня экономического развития страны, природно-климатических условий, интенсивности и сложности труда, занятости женщин и детей. Стоимость рабочей силы проявляется в виде заработной платы. В период экономического подъёма и повышенной занятости зарплата может существенно превышать стоимость рабочей силы, что позволяет рабочим существенно улучшить своё материальное положение. В период спада зарплата может спускаться ниже стоимости рабочей силы, что приводит к расходованию ранее накопленных запасов и к резкому ухудшению положения рабочих. ? Рабочая сила не всегда является товаром. Она может не принадлежать человеку и забираться без эквивалентного обмена (например, у раба или крепостного). Человек может не обладать юридической свободой (заключённый, ребёнок). Человек может самостоятельно работать и продавать потом результаты труда, а не собственный труд (ремесленник, художник, фермер, частный предприниматель, если они не используют наёмных рабочих). [4] 1.3. Семья как основа воспроизводства рабочей силы и приумножения «человеческого капитала». Экономическая роль семьи в рыночной экономике крайне сложна. В связи с этим семья решает многообразные проблемы ведения домашнего хозяйства, семейного бизнеса, воспроизводства рабочей силы, обеспечения необходимого уровня потребительского спроса, создания инвестиционного потенциала и многие другие. Воспроизводство рабочей силы должно обеспечивать воспроизводство человека как биологического, и в то же время как социального индивида. Факторы, определяющие качество и стоимость воспроизводства рабочей силы: усовершенствование структуры потребностей, качественные изменения рабочей силы и новый уровень потребления, являющийся следствием развития НТП. Действенное приминение труда работников и усовершенствование качества рабочей силы - необходимое условие устойчивого экономического роста. В перспективе трудовой потенциал и его эффективное использование станет важнейшим фактором роста ВВП. В настоящее время на рынке труда существует ряд серьезных проблем, которые проявляются в нехватке квалифицированных кадров по отдельным специальностям, несоответствии качества подготовки выпускников требованиям работодателей, как по уровню квалификации, так и по численности подготавливаемых рабочих и специалистов. В современных условиях человеческий капитал является самостоятельным фактором развития, фундаментом роста ВВП в сочетании с инновациями и высокими технологиями. Отличие этого фактора от природных ресурсов, применения классического труда и использования обычного капитала состоит в необходимости постоянных повышенных инвестиций в него. Тем не менее, существует значительный временной лаг в отдаче от этих инвестиционных вложений. При низком уровне и качестве человеческого капитала инвестиции в отраслис высокими технологиями не дают отдачи. И наоборот, довольно быстрые успехи японцев, китайцев, финнов, ирландцев, корейцев подтверждают вывод о том, что основой успешного развития экономики любой страны являются высокие вложения в человеческий капитал. Изначально под человеческим капиталом понималась совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду, - образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого капитала значительно расширилось. Последние расчеты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него также потребительские расходы – это затраты семей на питание, одежду, жилище, образование, здравоохранение, удовлетворение культурных потребностей, а также расходы государства на эти цели. Толчком к созданию теории человеческого капитала стал анализ статистических данных роста экономик развитых стран мира, которые превышали расчеты, базирующиеся на учете классических факторов роста. Анализ реальных процессов развития и роста в современных условиях и привел к утверждению человеческого капитала в качестве основного производительного и социального фактора развития современной экономики и общества. Специалистами ПРООН был разработан интегральный показатель для определения достижений в сфере базового развития человека. Это индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Он рассчитывается на основе трех показателей: 1) долголетия, измеряемого при рождении как продолжительность предстоящей жизни; 2) достигнутого уровня образования, определяемого как совокупный индекс грамотности взрослого населения; 3) уровня жизни, оцениваемого на базе реального ВВП на душу населения. Анализ, проведенный Всемирным банком для 192 стран, показал, что на долю физического капитала приходится в среднем 16 % национального богатства, ведущую роль для большинства государств (64 %) по-прежнему играют человеческие ресурсы. Преобладание человеческого потенциала особенно заметно в странах с высоким уровнем дохода и слабой ресурсной базой, например, в Германии, Японии, Швейцарии, где этот показатель составляет до 80 % общего объема национального богатства. Таким образом, огромные преимущества в создании стабильных условий для роста качества жизни, развитии экономики знаний, информационного и гражданского общества имеют страны с накопленным качественным человеческим капиталом. Наиболее важная функция семьи - это, безусловно, воспроизводство человеческого капитала. А функциями, относящимися к экономике семьи, являются ведение домашнего хозяйства, формирование и использование семейного бюджета, величина и структура которого отражают уровень жизни семьи, инвестиционные возможности, способность приспособления к социальной среде, образованность, квалификацию и инициативность ее членов. В международной практике в качестве интегрального индикатора уровня жизни населения используется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который является общепризнанным универсальным показателем и позволяет проводить сравнительный анализ между странами во времени. В числе главных компонентов этого индекса – прогнозируемая продолжительность предстоящей жизни, уровень образования и благосостояния. Доходы семьи включают в себя заработную плату, предпринимательский доход и доходы от собственности (рента, процент, дивиденд, арендные платежи), а также государственные трансфертные (не связанные с трудовыми затратами) платежи (пенсии, пособия, стипендии, бесплатные услуги систем здравоохранения и образования). Расходы семьи, в свою очередь, направляются на социальное страхование, уплату налогов, питание, приобретение одежды, квартплату и коммунальные услуги, транспорт, покупку товаров длительного пользования, образование, досуг, развлечения, путешествия, прочие расходы и, наконец, сбережения. Преобладание в структуре расходов семьи затрат на питание, как правило, свидетельствует о малообеспеченности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 31 страница
350 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 33 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 34 страницы
408 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 36 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 47 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 28 страниц
290 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg