Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Специфика эмоционального интеллекта военнослужащих.

irina_krut2019 1625 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 65 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.01.2020
Целью исследования является развитие эмоционального интеллекта у военнослужащих. Задачи исследования: 1.проанализировать понятие механизмы и структуру эмоционального интеллекта. 2.изучить инструменты развития эмоционального интеллекта, в частности социально-психологический тренинг. 3.рассмотреть роль эмоционального интеллекта в профессиональной деятельности военнослужащего. 4.разработать и реализовать социально-психологический тренинг на развитие эмоционального интеллекта. Объект исследования: эмоциональный интеллект. Предмет исследования: эмоциональный интеллект военнослужащих в профессиональной деятельности. Гипотезой является -эмоциональный интеллект значимо изменится после проведения социально психологического тренинг. В качестве основных методов исследования были выбраны: опросник на выраженность эмоционального интеллекта Николаса Холла, формирующий эксперимент- социально психологический тренинг «Развитие эмоционального интеллекта военнослужащих», а также методы математико-статистической обработки данных с использованием Т-критерия Вилкоксона.
Введение

Актуальность выбранной проблематики обусловлена тем что эмоциональный интеллект как предмет социально психологического исследования является относительно новым малоизученным феноменом. На профессиональную деятельность военнослужащего оказывает влияние не только его когнитивные процессы, но и эмоции. Эмоциогенный характер деятельности предполагает наличие у военнослужащих таких качеств как вымокая степень напряженности, ответственность, эмоционально волевая регуляция, эмоциональная сдержанность, эмпатия и контролирование своих эмоциональных состояний и т.д. Всё это является содержательными компонентами эмоционального интеллекта. Выделяют разные подходы в трактовке эмоционального интеллекта: как эмоционально-интеллектуальные способности (Д. Мейер, П. Сэловей); как эмоциональная компетентность (Д. Гоулман); как личностные качества (Р. Бар-Он); как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими (Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков). Исследователи Д. Мэйер и П. Сэловей определяют эмоциональный интеллект как способность воспринимать, вызывать эмоции, понимать эмоции и на этой основе повышать эффективность мышления. В структуру эмоционального интеллекта авторы включают следующие компоненты: оценку и выражение эмоций – собственных (вербальное или невербальное); других людей (невербальное восприятие или эмпатия); регуляцию эмоций – собственных, других людей; использование эмоций (гибкое планирование, творческое мышление, переключение внимания, мотивация) . Эмоции содержат информацию о связях человека с другими людьми или предметами, они «информируют» человека о характере этих связей. При этом связи могут быть не только актуальными, но и вспоминаемыми и даже воображаемыми. Эмоциональный интеллект трактуется как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, выявлять их связи друг с другом, использовать эту информацию в качестве основы для мышления и принятия решений. Высокий эмоциональный интеллект способен компенсировать недостаток опыта или не очень высокий рациональный интеллект при решении задач профессионального характера, а так же формирует индивидуальный стиль деятельности.
Содержание

Введение 1 глава. Специфика эмоционального интеллекта военнослужащих. 1.1. Понятие и составляющие эмоционального интеллекта. 1.2. Роль эмоционального интеллекта в профессиональной деятельности Военнослужащих. 2 глава. Теоретические особенности проведения СПТ на группе военнослужащих 2.1 понятия и классификация тренингов 2.2 функции социально-психологических тренингов 2.3.принципы организации и проведения СПТ в тренингуемой группе военнослужащих. 3.глава.эмпирическое исследование эмоционального интеллекта 3.1.рабочая концепция исследования 3.2.программная часть исследования 3.3.организация исследования 3.4.обоснование и описание методов и методик исследования 3.5. обоснование и описание выборки 3.6.обоснование и описание методов статистического анализа 3.7.анализ и обсуждение результатов Выводы Заключение Список литературы приложение
Список литературы

1. Гоулдман Д. Эмоциональный интеллект. Москва: 6-е издание, 2018-236с 2. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники :учебн. пособие для вузов 3. Васильев, H.H. Тренинг преодоления конфликтов / H.H. Васильев. СПб. : Речь, 2002.- 174 с. 4. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других 5. Асмолов, А .Г. Психология личности : культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. М. : Смысл. 2007. - 528 с. 6. Андреева, Г.М. Эмоциональный компонент социального познания // Г.М. Андреева / Психологический журнал. 2002 -№ 4 (32). - С. 11-21. 7. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях :переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита. 8. Белоконь, О.В. Эмоциональный и социальный интеллект и феномены лидерства / О.В. Белоконь // Социальный и эмоциональный интеллект : от процессов к измерениям / под редакцией Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М. : Изд-во ИП РАН, 2009. 9. Бьюзен Т. Могущество социального интеллекта // Т. Быозен ; пер. с англ. Е.Г. Гендель. Минск : Попурри, 2004. - 204 с. 10. Васильев, H.H. Тренинг преодоления конфликтов / H.H. Васильев. СПб. : Речь, 2002.- 174 с. 11. Выготский, JI.C. Проблемы общей психологии / Собр. соч. : в 6 т. / JI.C. Выготский. М. : Педагогика, 1982. - Т. 2. - С. 246-247. 12. Бойко, В.В. Правила эмоционального поведения / В.В. Бойко. СПб. : 1997. -235 с. 13. Битянова, Н.Р. Психология личностного роста. Практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальныхработников / Н.Р. Битянова. — М. : Международная педагогическая академия, 1995.-63 с. 14. Атватер, И. Я вас слушаю : советы руководителю, как правильно слушать собеседника / И. Атватер. M., 1984. - 179 с. 15. Андреева, И.Н. Биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта / Андреева И.Н. // Когнитивная психология : сб. статей. Минск : БГПУ. - 2006. - С. 7-11. 16. Лужбина Н.А. Социальный интеллект как системообразующий фактор психологической культуры личности. Дисс. канд. наук. Барнаул, 2002. 17. Михайлова Е. С. Методика исследования социального интеллекта (Адаптация теста Дж.Гилфорда и М.Салливена): Руководство по использованию, СПб.: ГП «Иматон», 1996. С. 53. 18. Пиаже Жан. Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2003 - С. 192. 19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т.М.: Педагогика, 1989.-С.328.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер, 1998. С.705. 20. Ушаков Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. - С.264. 21. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М., Изд-во «Барс», 1997. 22. Философский энциклопедический словарь. -М., 1989,1998. 23. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. Изд-е 4-е, доп. и переработ. Ростов н/Д.; изд-во «Феникс», 2003. - 704с. 24. Методы социальной психологии / Под. редЕ.С.Кузьмина, В.Е.Семёнова, -Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. -176с. 25. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. 26. Панкова Т.А. Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности руководителя [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N 2(10). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 17.07.2011). 27. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект. Новосибирск: Наука, 2002. 28. Стейн, С. Д. Преимущества EQ: эмоциональный интеллект и ваши успехи / С. Д. Стейн. – Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2007. – 339 с. 29. Большой психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2007. 672 с. 30. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 143 с. 31. Зоткин, Н.В., Серебрякова М.Е. Общая психология. Психология мотивации и эмоций. – Самара: Универ групп, 2007. 196 с. 32. Андреева, И.Н. Эмоциональные особенности творческой личности // Психология, 2003. № 1. С. 51-60. 33. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Гоулман Дэниел, Бояцис Ричард, Макки Энни. Пер с агл. – 3 изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 301 с. 34. Алиева М., Трощихина Е. «Тренинг развития жизненных целей». СПб: «Речь», 2002 35. Джонсон Д.У. «Тренинг общения и развития». М., «Прогресс»,2000 36. Емельянов Ю.Н. «активное социально-психологическое обучение». Л., Изд. ЛГУ,1985 37. Козлов Н.Н. «Лучшие психологические игры и упражнения». Екатеринбург,1997 38. Костина Г.Д., Пискунова Н.Н. «Сборник деловых игр по курсу «Организационное поведение». М.,1998 39. Кристофер Э., Смит Л. «Тренинг лидерства». СПб: «Питер»,2001 40. Немиринский О.В. «Личностный рост в терапевтической группе». М.,Смысл,1999
Отрывок из работы

1 глава. Специфика эмоционального поведения у военнослужащих. В отечественной научной литературе есть довольно много подходов и толкование сущности понятия эмоционального интеллекта. Г. Г. Гарскова считает, что подобный феномен – это способность понимать отношения личности, которые проявляются в эмоциях и руководить эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза. По мнению М. А. Манойловой эмоциональный интеллект – это способность к принятию, осознанию и восстановлению эмоционального состояния и чувства самого себя и иных людей, где основными компонентами выступают – эмпатия, ассертивность, толерантность и самооценка личности. [20] И. С. Степанов же рассматривает данный феномен как динамичное единое психологическое образование, которое определяет успешность межличностного взаимодействия, позитивное мышление, адекватную самооценку и лидерские способности человека, которые основаны на осознании значимости людей. [18] И. Н. Мещерякова указывает, что эмоциональный интеллект является сложным единым образованием, которое включает в себя такие составные части как: когнитивный, поведенческий и конечно же эмоциональный компоненты, которые обеспечивают осознание, понимание, а также регуляцию собственных эмоций и эмоций окружающих, оказывающих влияние на успешность межличностных взаимодействий и личностное развитие. Т.И. Солодкова заостряет внимание на том, что эмоциональный интеллект - это релевантный личностный ресурс преодоления синдрома выгорания. [23] А И.Н. Андреева видит в структуре эмоционального интеллекта: – эмоциональную осведомленность как возможность по вербальному и невербальному поведению чувствовать и понимать эмоции, которые испытывают другие люди; – управление своими эмоциями, которое заключается в умении определять детерминанты появления эмоций и возможные последствия их развития и находить соответствующие способы регуляции эмоциональных состояний; – самомотивацию, которая выражается в умении продуктивно действовать и принимать решения на основе эмоций; – эмпатию как возможность понимать и сопереживать чувствам другого человека и др. С помощью обобщения данных, которые у нас имеются, а также на онове собственных исследований мы можем выделить функции эмоционального интеллекта в структуре психологической культуры личности: – оценочная, связанная с идентификацией эмоциональных реакций и переживаний как своих собственных, так и окружающих людей и созданием на этой основе адекватного отношения к ситуации, поведению и т.д.; – адаптивная – которая находит своё отражение в возможности быть гибким, реалистичным, которая заключается в умении приспосабливаться, в том числе эмоционально, в незнакомых, непредсказуемых и резко меняющихся обстоятельствах; – ассертивная - обусловленная способностями чётко и понятно показывать свои чувства, желания и эмоции, самостоятельно контролировать своё поведение, отстаивать своё мнение и открыто выражать свои эмоции; – рефлексивная – она заключается в соучастии эмоционального интеллекта в обдумывании эмоциональных переживаний как собственных, так и партнеров по взаимодействию; – коммуникативная - определяеется как обеспечение успешности коммуникативного сотрудничества на основе эмоционально-интеллектуального декодирования вербальных и невербальных аспектов коммуникации; – регулятивная – которая проявляется участием эмоционального интеллекта в развитии стратегий преодолевающего поведения и уменьшении проявлений отдельных признаков эмоционального выгорания; – гедонистическая – она выражается как позитивное восприятие окружающего мира и людей на основе формируемых гедонистических эталонов, которые способствуют успешности удовлетворения потребностей в положительных ощущениях и эмоциях. 1.1 понятия и составляющие эмоционального интеллекта. Даниел Гоулмен выделяет в эмоциональном интеллекте два измерения – «Я–Другие», «Опознание–Регуляция», сочетание которых дает четыре сферы эмоционального интеллекта;[1] 1) самосознание «Я–Опознание» (эмоциональное самосознание, точная самооценка, уверенность в себе); 2) самоконтроль «Я–Регуляция» (подавление эмоций, открытость, приспосабливаемость, воля к победе, инициативность, оптимизм); 3) социальная чуткость «Другие–Опознание» (сопереживание, деловая осведомленность, предупредительность(внимательность, деликатность, вежливость, забота, тактичность и т.д.); 4) управление отношениями «Другие–Регуляция» (воодушевление, влияние, помощь в самосовершенствовании, урегулирование конфликтов, укрепление личных взаимоотношений, командная работа и сотрудничество). РувенБар-Он рассматривает пять подтипов эмоционального интеллекта: 1) внутриличностный интеллект (осведомленность о собственных эмоциях, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация (самореализация) и независимость); 2) межличностный интеллект (эмпатия, межличностные отношения, социальная ответственность); 3) адаптация (разрешение проблем, оценка реальности, гибкость); 4) управление стрессом (устойчивость к стрессу, контроль побуждений) 5) настроение (счастье и т.д) Если сравнить содержание моделей Р.Бар-Она и Д.Гоулмена, мы увидим, что внутриличностный интеллект по Бар-Ону совпадает с самосознанием по Гоулмену, такие подтипы эмоционального интеллекта как адаптивность, управление стрессом, общее настроение по Бар-Ону входят в состав самоконтроля по Гоулмену, а межличностный интеллект по Бар-Ону соответствует общественной отзывчивости и управлению отношениями по Гоулмену.[31] Смешанные модели Эмоционального интеллекта сталкиваются с рядом трудностей. Применение опросников на Эмоциональный интеллект основано на ошибочном предположении, что люди способны давать точный отчет о своих способностях. С другой стороны, многочисленные данные показывают, что опросники на Эмоциональный интеллект практически не взаимосвязывают с баллами интеллектуальных тестов. Это позволяет поставить вопрос о том, измеряют ли они нечто, имеющее отношение к интеллекту. Вместе с тем опросники на эмоциональный интеллект на высоком уровне взаимосвязывают с личностными чертами. Это объясняется тем, что в эти опросники включены конструкты, которые измеряются уже существующими личностными методиками. Следовательно, опросники на Эмоциональный интеллект измеряют некоторую комбинацию личностных черт, и здесь видится единственный выход – отказ от смешанных моделей Эмоционального интеллектаи от опросников на ЭИ. Дж. Мэйер, П. Сэловей, Д. Карузо предлагают модель способностей, которая включает в себя четыре ветви: [29] 1) идентификация эмоций (способность точно выражать и распознавать эмоции); 2) эмоциональное содействие мышлению (способность вызывать эмоции, которые помогают решению проблем); 3) понимание эмоций (способность понимать сложные эмоции и переходы эмоции от одной стадии к другой, способность узнавать причины эмоций); 4) управление эмоциями (способность сохранять или изменять свое эмоциональное состояние и эмоции другого человека). Если проанализировать содержание каждой из представленных ветвей модели, станет очевидно, что способность вызывать эмоции для усиления мышления – это один из вариантов управления эмоциями, переход от одной стадии эмоции к другой, также зависит от умения управлять эмоциями, а сложные эмоции представляют собой чувства в терминологии отечественной психологии. Данную модель можно усовершенствовать следующим образом: 1) распознавание эмоций; 2) понимание причин эмоций; 3) управление эмоциями. Управление эмоциямисодержит в себе вызов и сохранение эмоции, а кроме того переход из одного эмоционального состояния в другое, что необходимо при налаживании межличностных отношений. Главный вопрос исследования эмоционального интеллекта сопряжена со значением способа подсчета баллов либо, другими тестами, тот или иной вид решения рассматривать верным и на каком основании. Первый метод подсчета базируется в консенсусе подборки: каждому решению дается балл, соответствующей доле тестируемых, избравших данный результат. [35]Такой способ подсчета может просто выражать представления или даже предрассудки относительно эмоций. Второй способ направляется к экспертным оценкам, балл приписывается согласно доле экспертов, которые отметили данный ответ. В данном случае совсем не понятно, по какому критерию отбирать экспертов. Мое суждение что проблема состоит не в подсчете баллов, а в самих заданиях, которые предлагаются в тесте на эмоциональный интеллект. Для определения возможностей распознать эмоции тестируемым предоставляются пейзажи и абстрактные фигурки, для определения содействия мышления предлагаются провести параллели между эмоциями и сенсорными. Данные задания носят проективный характер и само собой не могут иметь правильные ответы.Во-первых, при диагностике распознавания эмоций должен быть определен круг эмоций, которые человек должен уметьопределять.Межкультурные эксперименты показывают семь универсальных эмоциональных проявлений на лице человека – это гнев, страх, печаль, радость, удивление, отвращение, презрение. Данные эмоции были положены в основу методики для диагностики распознавания (определения) эмоций по лицевой экспрессии П. Экмана. [26] Во-вторых, при диагностике понимания причин акцент должен делаться не на событие, которое вызвало эмоциональную реакцию, а на то, как это событие было оценено и какой мотив лежит в основе поведения человека. И, в-третьих, при диагностике управления эмоциями должны предлагаться сценарии, в которых бы испытуемому давалось задание вызвать, сохранить, перевести из одного состояния в другое определенный круг эмоций. Эмоция-любое возбуждение или нарушение равновесия ума, чувства, нейтрального состояния; любое неистовое или взволнованное состояние психики. Пытаясь найти основные принципы, мы ссылаемся и рассматриваем эмоции в аспекте семейств или характеристик. Мы берем главные семейства(гнев, печаль, страх, наслаждение, любовь, и др.)как относящиеся к делу, чтобы показать бесконечные нюансы нашей эмоциональной жизни. Эти сеймейства несут в основе ядро, из которого волнами расходятся бесчисленные мутации родственных форм эмоций. Дальше ядра переходят в настроение, которые более приглушены и длятся больше эмоций. За настроением следует темпераменты- готовность вызвать обусловленную эмоцию или настроение, делающие людей подавленными, застенчивыми и оживленными. А дальше этих эмоциональных состояний помещаются настоящие расстройства. 1.2. Роль эмоционального интеллекта в профессиональной деятельности военнослужащих Разрабатывая программу обучения для взрослых работающих людей, очевидно необходимо учитывать специфику их профессиональной деятельности. В нашей работе идет речь о разработке социально-психологического тренинга для военнослужащих. Специфика может заключаться как в организации занятия, так и в наполнении содержательном тренина, а так же в динамике и отзывчивости группы. Следовательно, нужно учитывать: 1. «Закрытый» характер работы. Необходимо согласовать проведение тренинга для военнослужащих на закрытом объекте в их рабочее время. Для этого тема, состав группы и время согласовываются заблаговременно. Тренеру оформляется временный пропус на территорию воинской части 2. «профессиональное обучение». Навыки, полученных в ходе тренинга должны улучшить качество работы именно военнослужащих. Следовательно, кейсы даются универсальными («сказочная» легенда, не привязанная к профдеятельности) или напротив, адаптированными под их профессиональные задачи. Тренингуемые должны четько видеть связь между полученным навыком-информацией и волзможностью ее практического применения. 3. «Дисциплина». Профессиональная деятельность военнослужащих подразумевает натренированую исполнительскую дисциплину, внимание к инструкциям и низкий уровень творчества при решении поставленных задач. Следовательно, инструкция к упражнениям должна быть максимально структурированной, трактоваться однозначно. Нужно учитывать риск неготовности к креативу и «актерским» проявлениям, сопротивление со стороны группы. 4. Гендерный состав группы. Тренингуемые – мужчины, следовательно, информация должна преподноситься «по-мужскому» типу. Слайды уместно сделать менее яркими, более графичными. Тренеру, особенно если она – женщина, нужно заранее продумать и подготовить примеры из книг или фильмов. Сфер жизни, интересных мужской аудитории (рыбалка, автотранспорт…). Это позволит сделать информацию более доступной, а тренеру занять более экспертную позицию. 5. позиционирование тренера. Необходимо продумать гардероб и образ тренера – максимально деловой, консервативный стиль. Уместно использовать цитаты полководцев и политических деятелей что бы проиллюстрировать свои слова или создать нужное настроение. В профессиональной деятельности эмоциональный интеллект позволяет получить три важные вещи: 1.Высокая продуктивность -концептуальное мышление и аналитический дар важнейшие черты. Сильный эмоциональный интеллект может содействовать достижению хороших результатов в работе. 2.лидерство-эмоциональный интеллект делает людей лидерами. Д.Гоулман утверждает что80 из 100% , способностей присущих выдающимся лидерам, относятся к эмоциональным.[1] 3. способность создавать условия для счастья. Эмоциональный интеллект дает навыки для создания условий для собсвенной устойчивости. Суть профессиональной деятельности военнослужащего в его постоянном совершенствовании и развитии, в том числе и личностных качеств, и характеристик. Цель развития в том, чтобы оптимизировать себя и начать действовать на более высоком уровне. Эмоциональный интеллект можно развить в любом возрасте. Его смысл заключается в том; о чем человек думает, то и делает и на что направлено его внимание меняет структуру и работу нашего мозга. Именно таким образом военнослужащий может добиться хороших результатов в сфере своих профессиональных интересов, стать успешным, высокоэффективным и результативным в дальнейшем. Эмоциональное переучивание, которое необходимо для военнослужащих связанно это с их профессиональной деятельностью. Связанные с эмоциональной травмой воспоминания, сохраняются нами как постоянная принадлежность всей деятельности мозга, именно они мешают последующему обучению, особенно в отношении переучивания для усвоения более нормальной реакции на травмирующие события. В случае приобретенного страха, таковым является расстройство вследствие постравматического стресса, механизмы обучения и запоминания дают сбой. [1] « Выработка условнорефлекторного страха»- такое название дали психологи процессу, в результате которого событие, не представляющее никакой опасности, становится угрожающим: в уме данного человека оно ассоциируется с чем-то ужасным. При расстройстве вследствие постравматического стресса спонтанного переучивания не наблюдается. Это объясняется изменениями в головном мозге в результате такого расстройства: они оказываются настолько сильными, что панические атаки со стороны мозга возникают всякий раз, когда происходит нечто напоминающее то событие. Так закрепляется путь движения страха. Значит страх никоим образом не сочетается со спокойствие, поскольку наш мозг никогда не переучивается, усваивая более мягкую реакцию. Угасание страха, влечет за собой активный процесс обучения, что имеет своим результатом аномальную устойчивость эмоциональных воспоминаний. Это наводит на мысль, что мозг военнослужащего может научиться воспринимать ту или иную ситуацию воспроизведя и тренируя ее в професиональной деятельность. Наш мозг быстрее справляется с приобретенным страхом. Глава 2. СПТ как инструмент развитию эмоционального интеллекта военнослужащих. 2.1 Понятие и классификация тренинга. В настоящий момент часто применяется понятие тренинг, даже для не связан с психологией. Это понятие используется в современном обществе и пользуется популярностью, его применяют равно как в трудовом подходе, так и в психологическом. Тренинг-это интенсивное обучение и взаимодействие с самим собой и с другими участниками тренинга, он отличается от традиционных методов тем, что в нем приветствуется личный опыт участника. [2] Важной частью тренинга считается обратная связь участников. Открывается много нового, в сложившихся представлениях о себе: как мы выглядим в глазах других людей; как слышат то, что мы пытаемся донести до других; как нас воспринимают окружающие. Далеко не всегда наши представления о себе совпадают с нашей реальностью. Хочется также добавить, что атмосфера тренинга– это возможность приобрести и поделиться опытом, как тренера, так и всех участников группы. В процессе тренинга можно получить ответы на вопросы, которые индивидуально решаются годами. Все знания получаются в тесной взаимосвязи с практикой, а значит, усваиваются без особых усилий и готовы к немедленному применению. Ю.Н. Емельянов определяет тренинг как группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности. [2] Г. А. Ковалев относит социально-психологический тренинг к методам активного социально-психологического обучения как комплексного социально-дидактического направления. [37] В "Психологическом словаре" социально-психологический тренинг определяется как "сфера практической психологии, направленная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении". [19] Групповой психологический тренинг сводится не только к социально-психологическому. Область его применения значительно шире, и совсем не ограничивается развитием навыков эффективного общения и повышением коммуникативной компетентности. Термин тренинг возник в практической психологии, а не как все долгое время думали в клинической, и вплоть до нашего времени используется многими психологами в сочетании с прилагательным «социально-психологический». Современное понимание тренинга включает в себя многие методы групповой психотерапии и психокоррекции, что вынуждает искать его истоки в разнообразных направлениях клинической психотерапии в группах. Также хотелось затронуть историю возникновения тренинга. Так как воздействовать на группу было гораздо эффективней, знали наши предки. Ф.А.Месмера была первая попытка дать научно-исследовательское объяснение происходящей теорией «животного магнетизма».[38] Теория заключалась в том, что существовал магнетический флюид, который в случае неравномерного распределения внутри организма человека порождает болезнь; задача врача – с помощью специальных манипуляций гармонично перераспределить флюиды и тем самым излечить больного. Таким образом Франц Месмер придумал систему внушения надевая мантию и притягивал людей мистической атмосферой. Всё закончилось тем, что его осудили две комиссии Академии наук и опровергли идею существования каких-либо флюидов. На что же ученые не обратили внимание, так это на то что у него присутствовали социально-психологические эффекты и взаимодействие влияния врача на больного. Позже на стыке 19-20 веков первыми социологами, которые изучали групповые методы были Э.Дюркгейм и Г.Зимель их групповые исследование использовались так или иначе в групповой психотерапии. На западе групповые методы так же были распространены. Всеми известный Фрейд даже не пытался проводить групповую психотерапию, а вот его ближайший ученик Альфред Адлер создал центры групповых занятий, ориентированные не на элитарную психоаналитическую работу,а на лечение представителей пролетариата – больных алкоголизмом, неврозами, людей с сексуальными нарушениями. Он организовал детские терапевтические группы, в которых применялись методы спора и обсуждения проблем с участием родителей. Также психотерапевты как Л.Уэндер, П.Шильдер, Т.Барроу, А.Вольф и другие применяли групповую психотерапию на протяжении еще долгого времени. Но все же большое значение в групповую терапию внесли идеи школы Курта Левина,а именно «теория поля» определила развитие представлений групповой динамикии других групповых феноменах, именно Левину принадлежат слова «обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности».[2] Нельзя не вспомнить о Джекобе Морено легендарный человек создавший психодраму, организовавшем первую профессиональную ассоциацию групповых психотерапевтов и он же основал первый журнал групповой психотерапии. Морено называли и называют по сей день отцом групповой психотерапии.Ф.Перлз, В.Райх и К. Роджерс так же внесли свою лептув западную психологию а именно в групповую терапию. Ф.Перлза можно считать гармоничным соединением и развитием идей психоанализа, гештальтпсихологии и феноменологического подхода. Телестно-групповая терапия В.Райха имеет свои корни в классическом психоанализе ну и клиент-центрированная психотерапия К.Роджерса совершенно очевидно базируется на гуманистических идеях экзистенциальной философии. Академическая наука долго не воспринимала групповые формы психологической работы всерьез, считая более важными фундаментальные исследования. Говоря о западной психологии, не стоит забывать и российских психологах практиках. Конечно мы шли в ногу с западом, но в Росиии групповая психологическая работа имеет собственные глубокие традиции. Речь идет прежде всего о своеобразном "психотехническом буме" первых послереволюционных десятилетий, когда изучались и входили в практику методы профессионального отбора и консультаций, психологической усовершенствование профессионального образования, создавались специальные тренажеры и разрабатывались приемы психологического воздействия на группу. Были созданы первые деловые игры, ставшие гораздо позже составными элементами многих тренингов. Хотелось также поговорить о так называемых Т-группах. Первые группы были основаны К.Левином и его коллегами, заметившими, что участники групп получают пользу от анализа собственных и групповых переживаний. Лабораторный тренинг предлагает широкий спектр методов обучения, направленных на развитие межличностных умений и исследование процессов, происходящих в малых группах. Некоторые Т-группы, получившие название групп сензитивности, могут иметь целью всестороннее развитие личности военнослужащих. [2]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg