Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Особенности самосознания работающих и неработающих женщин. Ролевой конфликт.

irina_krut2019 468 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 39 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.01.2020
Цель исследования: выявить особенности самосознания работающих и неработающих женщин и определить, от каких факторов зависит тип ролевого конфликта работающих женщин. Задачи: 1. Проанализировать теоретическую литературу по теме. 2. Определить психические и поведенческие особенности работающих и неработающих женщин. 3. Определить понятие ролевого конфликта. 4. Подобрать проективные методики, позволяющие исследовать особенности самосознания и ролевой конфликт. 5. Проанализировать полученные в ходе исследования результаты. На основании изученных теоретических и практических работ по заданной теме, можно выдвинуть следующие гипотезы: 1. Неработающие женщины имеют более высокую степень самопринятия, но менее ориентированы на саморазвитие. 2. Тип ролевого конфликта у работающих женщин зависит от мотивации профессиональной деятельности и от успешности в семейной сфере. Теоретической базой работы являются труды Алешиной Ю.Е., Горностай П.П., Лекторской Е.В. и др. Диагностические методики исследования: 1) Шкала локуса ролевого конфликта П.П. Горностай 2) Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси 3) Тест СЖО Д.А. Леонтьева 4) Методика «Удовлетворенность браком» Ю.Е. Алешиной 5) Методика исследования мотивации профессиональной деятельности К. Замфир, в модификации А.А. Реана
Введение

Проблема самосознания работающих и неработающих женщин на данный момент является одной из наиболее актуальных и наименее исследованных проблем современной психологии. Это обусловлено тем, что достаточно долгое время такой проблемы в принципе не существовало. Считалось, что работающие женщины не имеют разительных отличий в эмоциональной и поведенческой сферах от домохозяек. Однако исследования последних лет показывают, что это не так. Женщины в современном российском обществе все больше стремятся к эмансипации и независимости, что влечет за собой массу негативных последствий. Удовлетворение от чувства собственной независимости перекрывается постоянным стрессом, тревогой, чувством вины, внутренней борьбой и т.д. У работающих женщин возникает ролевой конфликт между семейными ролями и ролью профессионала. У неработающих женщин возникают проблемы с самореализацией. Если в традиционном обществе женщины четко знали свои задачи и цели в жизни, то в современном обществе женщины, либо находятся в состоянии вечного поиска, либо ставят перед собой задачи, несовместимые с их природой. Это порождает чувство неудовлетворенности собой и своей жизнью. Все это, естественно, вносит коррективы в сознание женщин, их самооценку и поведение. В данной работе я попытаюсь разобраться в различиях самосознания работающих и неработающих женщин и понять, чем вызваны душевный дисбаланс и чувство неудовлетворенности современных женщин. А также выявить причины ролевого конфликта у работающих женщин. Объектом исследования является самосознание женщин. Предмет исследования – особенности самосознания работающих и неработающих женщин.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... Глава1. Теоретический анализ особенностей самосознания работающих и неработающих женщин……………………………………………………....... 1.1 Сравнительная характеристика психических и поведенческих особенностей работающих и неработающих женщин……………………………………………...………………………....... 1.2 Понятие, причины и проявления ролевого конфликта…………….....………………………………………………………. Глава2. Исследование особенностей самосознания работающих и неработающих женщин…………………………......…………………………. 2.1 Организация и методы исследования……………………………………………………………………. 2.2 Анализ результатов исследования…………….………………………....... ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………...………………………………………………… ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………. ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………. ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………. ПРИЛОЖЕНИЕ 4………………………………………………………………. ПРИЛОЖЕНИЕ 5………………………………………………………………. ПРИЛОЖЕНИЕ 6……………………………………………………………….
Список литературы

1. Абдурасулова Т.Д., Лимина О.В. Ефимова Н.В. Индивидуально-психологические особенности неработающих женщин //Семейная психология и семейная терапия.-2006.-№2.-С.114-126. 2. Ильин Е.П. Дифференциальная психология мужчины и женщины.-СПб.: Питер, 2006.-544с. 3. Нестерович О. О вынужденных и добровольных домохозяйках //Труд.-2001.-12 сент. 4. Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности.- М.: Академия, 1993.-132с. 5. Хорни К. Женская психология. Восточно-Европейский институт психоанализа.-СПб.: Питер, 1993.-150с. 6. А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. Значение, предмет и задачи конфликтологии // Конфликтология -- М.: ЮНИТИ, 1999. -- С. 81. -- 551 с 7. Алешина Ю.Г., Лекторская Е.В., 2009, с. 80 8. Виткин Дж. Женщина и стресс. СПб.: Питер, 2006 9. Вишневская А.В. Конфликтология. Курс лекций. - 2003 10. Горностай П.П. Личностный выбор. Психология отчаяния и надежды. - К.: Миллениум, 2005. 11. Горностай П.П. Психологическая диагностика, 2004 12. Гурко Т., Босс П. Отношения мужчин и женщин в браке // Семья на пороге третьего тысячелетия / Гл. ред. А. И. Антонов. М., 2005. 13. Емельяненко Л.М., Петюх В.М., Торгова Л.В. Конфликтология. Учебное пособие. -К.: КНЕУ, 2003. - 215 с. 14. Женщина на работе. Конфликты и стрессы: умение их преодолевать. РостовнаДону: Феникс, 2006 15. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2003 16. Клочко Ю.Н., Ермилова Н.Ю., Клочко А.Ю. Социализация личности, ее социальный статус и социальная роль. Вестник СевКавГТУ Серия «Гуманитарные науки», №1 (11), 2004. 17. Мерлин, Психология конфликта, - М.: ЮНИТИ, 2007. 18. Н. В. Гришина Ролевые конфликты. Спб.: Питер, 2010 19. Новикова С.С. Введение в прикладную социологию. Анкетирование: Учеб. пособ. - М.: «СпортАкадемПресс», 2000. - С. 34 20. Хорни К. Женская психология. СПб.: Восточно-Европейский инт психоанализа, 2003. 21. Кулагина Н. В. Ролевой конфликт в деятельности женщин-педагогов и его влияние на мотивацию к работе и удовлетворённость ею // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2936–2940. 22. Гаврилица Оксана Александровна. Ролевой конфликт работающей женщины : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : Москва, 1998 185 c. РГБ ОД, 61:99-19/5-2 23. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Еврознак, 2006. - 316с. 24. Богатырёва О.О. Психологические предпосылки карьерного роста/ О.О.Богатырёва// Вопросы психологии.-2008.-№ 3.- С.92-98 25. Горчакова В. Г. Психология женщины-профессионала: Автореф. Дис. работа д-ра наук. - СПб, 2000. - 27с. 26. Деражне, Ю. Профессиональная карьера женщин. Комплексный подход/Ю.Деражне // Человек и труд.-2001.- № 11.- С.39-41 27. Елизаров А.Н. Роль мужа в активизации личностного роста членов семьи // Психология здоровья и личностного роста. Научно-методический журнал. - 2007. - №3. - С.54 - 65. 28. Елизаров, А.Н. Семья и карьера женщины / А.Н. Елизаров// Карьера, семья и материнство в жизни современной женщины / Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Женщина и карьера" / Под ред. К.В. Солоед. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2004. - 81 - 88с. 29. Женщины в современном мире/Под общ. редакцией Терещенко Т.М.-МН.: Наука,1999-359с . 30. Иванова, В.М., Проблема профессиональной карьеры женщины в условиях современного рынка труда. Социология гендера: методы исследования в различных социальных мирах/ В.М. Иванова.- Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2008 31. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы/ Е. П.Ильин.-СПб.:Питер, 2006, 58с. 32. Карьера или семья - извечный выбор//www.psylive.ru 33. Ковалев В.И., Дружинин В.Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки // Психологический журнал. - 1982. - Т. 3, № 6. 34. Коломейцев, Ю.А. Основные научные подходы к профессиональной карьере и карьерным ориентациям личности/ Ю.А.Коломейцев // Проблемы управления.- 2008.-№ 1.-С.207-215 35. Комаров, Е.И. Качества женщины-руководителя / Е.И. Комаров // Управление персоналом. - 2008. - № 2. - С. 19-22. 36. Лунева, О.В. Социальный интеллект - условие успешной карьеры //Знание. Понимание. Умение. -2006.- № 1.-С.6 37. Мезенхёллер, М. Власть женщин/ М.Мезенхёллер// Geo.-2010.-№ 3.-С.54-71 38. Ольшевская, Э. Женщина и предпринимательство. Как использовать преимущества/ Э.Ольшевская// Гермес.-2009.-№ 4.-С.57-59 39. Пластинина, Т. Женщина руководитель. Это хорошо? / Т.Пластинина// Гермес.-2009.-№ 4.-С.57-59 40. Пожидаева, А. Карьера для прекрасного пола/ А.Пожидаева// Директор.-2009.-№8.-С.24-27 41. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А.Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2003 42. Раковская О.А. Особенности становления профессиональной карьеры женщин// Гендерные аспекты социальной трансформации. М., 1996. - 58 с. 43. Ролевое поведение и ролевые конфликты//www.grandars.ru 44. Сафонова, М. В. Социально-психологические особенности женщин, успешных в карьере: дисс. канд. психол. наук: 19.00.05. - СПб., 1999. - 233 с. 45. Соболева, В.Женская работа// Секретарское дело.-2010.-№3.-С.16-18 46. Турецкая, Г.В. Женщина и работа. Совмещение работы и семьи различными категориями работающих женщин / Г.В. Турецкая // Социс. - 2001. - № 1. - С. 10 - 14. 47. Фролова, Н.А. Профессиональная деятельность современной женщины и ее мотивы //Международная научно-практическая интернет-конференция: «Профессиональная карьера женщины и вызовы времени» 1-31мая 2007 // www/ostu.ru/prometea 48. Чалдини Р. Психология влияния.- СПб.: Питер, 2009.- 288 с.
Отрывок из работы

Глава1. Теоретический анализ особенностей самосознания работающих и неработающих женщин 1.1 Сравнительная характеристика психических и поведенческих особенностей работающих и неработающих женщин Исследование особенностей самосознания имеет свою давнюю историю. Учеными разрабатываются вопросы структуры самосознания, его возрастных аспектов и т.д. Однако подобные исследования проводятся, как правило, без учета половых особенностей. К тому же, лишь немногие исследования самосознания женщин включают в себя разделения на работающих и неработающих. И даже если эти разделения имеются, то, как правило, здесь исследуется именно категория безработных женщин, пытающихся найти работу. А вот сравнительных исследований домохозяек ( как женщин, сознательно выбравших этот путь) и работающих женщин на данный момент очень и очень мало. Что же такое самосознание? Самосознание определяется как психический феномен, сознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я». Самосознание – это не изначальная данность, а продукт развития, при этом оно не имеет своей отдельной от личности линии развития, а включается как сторона в процесс реального развития личности. Т.е. самосознание развивается ровно настолько, насколько развит сам человек. Однако зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему. Существует четыре основных этапа развития самосознания: 1. Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года. 2. К двум – трём годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко сознаёт себя как деятеля. 3. К семи годам формируется способность оценивать себя (самооценка). 4. Подростковый и юношеский возраст – этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок. Мы видим, что эти этапы совпадают с основными возрастными кризисами личности, это подтверждает тот факт, что самосознание не будет развиваться, если не будет развиваться личность. Личность, успешно преодолевая возрастные кризисы, выходит на новый уровень развития, и соответственно самосознание так же поднимается на новый этап. Однако, пройдя четыре базовых этапа, личность не останавливается в развитии. Человек живет дальше, узнает что-то новое, осваивает новые виды деятельности. И по мере того, как протекает жизнь человека, развивается и его самосознание. Естественно, что у всех людей уровень самосознания будет разный, как и уровень развития личности в целом. И естественно, что деятельность человека имеет здесь огромное значение. Поэтому самосознание работающих и неработающих женщин отличается в корне. Самосознание включает в себя несколько основных компонентов, а именно: - сознание своей тождественности; - сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала; - сознание своих психических свойств и качеств; - определенная система социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Выделяют основные функции самосознания: 1. Самопознание — получение информации о себе. 2. Эмоционально-ценностное отношение к себе. 3. Саморегуляция поведения. Значение самосознания для личности заключается в том, что оно способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем. Так же, оно определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта, служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения. Т.е. именно самосознание помогает личности развиваться целостно, не разделяя этапы своей жизни. Таким образом, самосознание является определенной психологической особенностью личности. На первый взгляд, может показаться, что у работающих женщин уровень самосознания выше, чем у домохозяек, т.к. они освоили новые роли, помимо ролей матери и жены, освоили новые виды деятельности и приобрели новые знания, умения, навыки. Однако если посмотреть глубже, женщины не вынужденные каждый день ходить на работу и по восемь часов заниматься одной и той же деятельностью, имеют большее количество свободного времени, которое можно посвятить изучению чего-то нового. На самом деле, домохозяйки больше ориентированы на самопознание и саморазвитие, нежели работающие женщины. Т.к. круг общения неработающих женщин обычно не очень велик, и у них нет возможности узнать мнение о себе со стороны, они всеми доступными способами пытаются узнать себя сами. Однако работающие женщины, в силу обстоятельств, вынуждены быть психологически гибкими, чтобы перестраиваться с одной роли на другую, что также способствует развитию личности. Таким образом, можно сказать, что самосознание работающих женщин имеет более высокий уровень по сравнению с неработающими, но самосознание неработающих женщин имеет более глубокую природу. Следующей важной особенностью личности является самооценка. Самооценка — это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто. Самооценка является неотъемлемой частью самосознания, а самосознание неотъемлемой частью самооценки. Они дополняют друг друга и зависят друг от друга. Существуют три вида самооценки: заниженная, адекватная, завышенная. Как несложно догадаться, заниженная и завышенная самооценки – это результат неправильно развитого самосознания и неверного оценивания себя личностью. Самооценка человека обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки. Это говорит о том, что уровень самооценки человека зависит от того, насколько, по его мнению, он соответствует собственным нормам и принципам. Исходя из этого можно сделать следующий вывод – неработающие женщины имеют более высокий уровень самооценки, т.к. они соответствуют своим собственным принципам о роли женщины в обществе. Работающие же женщины испытывают внутренние противоречия в этом отношении. Несмотря на то, что женщины могут не ставить в приоритет традиционные ценности, они все равно испытывают постоянное давление со стороны общества. Это делает женщину потерянной, она не до конца уверена в правильности своих решений, но при этом до конца не принимает нормы, навязываемые ей обществом. Такая постоянная борьба между тем, как принято и как хочется, вызывает у женщин внутриличностные конфликты и неадекватное оценивание себя. Неработающие же женщины имеют более высокую степень самопринятия. Так как самооценка формируется из мировоззрения личности, нельзя не сказать о такой важной особенности, как жизненные установки. Жизненные установки – это представления человека о жизни, судьбе, мироустройстве. Существует три категории жизненных установок: 1. Практическая («что я буду делать?») 2. Мистическая («что я буду чувствовать?») 3. Научная («во что я буду верить/что я буду знать?») Все эти категории не могут существовать отдельно друг от друга. Только если человек определился с каждой из них, и они все присутствуют в сознании личности, можно говорить о гармоничном развитии. Любое выделение какой-то из них, как наиболее важной и существенной, и отречение от других, нарушает целостность личности. Жизненные установки определяют стиль нашей жизни, наше поведение, нашу деятельность. Поэтому естественно, что жизненные установки работающих женщин и домохозяек отличаются. Неработающие женщины больше нацелены на семью, их ценности и принципы более традиционные. Работающие же женщины больше нацелены на самореализацию, и следуют современным принципам устройства общества. Жизненные установки во многом – результат родительского воспитания. Именно родители либо неосознанно - своим примером, либо осознанно, формируют в детях их будущие жизненные принципы и нацеленность на тот или иной результат жизни. Так же деятельность женщины влияет на ее эмоциональный фон. Эмоциональный фон определяет общий тонус жизни человека. Он зависит от тех влияний, которые затрагивают личностные стороны субъекта, его основные ценности. Эмоциональный фон работающих женщин очень не стабилен. Они часто не могут определять и контролировать свои эмоции. Работающие женщины постоянно испытывают стресс, их нервная система находится в постоянном напряжении. Они чаще проявляют необоснованную агрессию, у них часты вспышки гнева, им сложнее расслабиться и переключиться на что-то хорошее. Неработающие же женщины не испытывают такого напряжения, однако для них характерны приступы апатии, возможны продолжительные депрессии. Естественно, что все это оказывает влияние и на поведение женщин. Во-первых, у работающих и неработающих женщин разное отношение к семье и к окружающим. Работающие женщины чаще всего в семье либо конкурируют с мужем за право лидерства, либо находятся в равных позициях. Домохозяйки же легче отдают мужчине бразды правления и привыкли больше опираться на него. Работающая женщина чаще всего, не может до конца доверять мужу и окружающим, потому что она привыкла все делать сама и считает, что так будет гораздо легче и удобнее. Во-вторых, у работающих и неработающих женщин разное отношение к выполнению повседневных обязанностей и разная скорость их выполнения. Неработающая женщина все делает медленнее, степеннее и размереннее. У работающей же женщины нет на это времени, поэтому она все делает максимально быстро. Даже походка, манера речи и движения работающей женщины более резкие, быстрые и всегда нацеленные на качественный результат. Это имеет свои преимущества – женщины экономят время, успевают больше, достигают своих целей за короткий промежуток времени. Однако это лишает их возможности наслаждения процессом своей деятельности. Таким образом, можно сказать, что работающие женщины всегда больше нацелены на результат. Это не свойственно женской природе, поэтому у работающих женщин много внутренних противоречий. 1.2 Понятие, причины и проявления ролевого конфликта Противоречивые проблемы, затрагивающие деятельностную сферу жизни личности, могут переживаться как ролевые конфликты. Ролевой конфликт – это конфликт, обусловленный противоречиями между различными ролями или компонентами ролей одного или нескольких человек. Одним из способов описания человека как субъекта деятельности является использование представлений о совокупности его ролей. Возникновение противоречий между различными ролевыми позициями личности, ее возможностями и соответствующим ролевым поведением может привести к возникновению ролевых конфликтов. Традиционно различают два основных вида ролевых конфликтов, возникающих на внутриличностном уровне. Это, во-первых, конфликт «Я - роль», противоречия, возникающие между требованиями роли и возможностями личности, когда-либо из-за неспособности человека соответствовать требованиям роли (например, занимать должность, которая предполагает необходимость быстро, без колебаний принимать решения, что ему несвойственно), либо из-за нежелания соответствовать своей роли возникает проблема выбора. Человек может или выбрать роль и изменить себе, или отказаться от роли, или же найти компромиссный способ снятия или ослабления этого противоречия. Субъективные переживания, возникающие у человека в подобной ситуации, называют конфликтом «Я - роль», или личностно-ролевым. Второй вариант ролевых конфликтов – это межролевые конфликты, когда разные ролевые позиции личности (и соответственно требуемое ими ролевое поведение) оказываются несовместимыми, что превращается для человека в серьезную психологическую проблему. Ролевой конфликт работающих женщин включает в себя элементы и первого вида, и в большей степени второго. Ролевой конфликт работающей женщины можно рассматривать как один из частных и очень ярких примеров межролевого конфликта личности. Это внутриличностный конфликт, который возникает вследствие большого количества ролей, в выполнение которых вовлечена работающая женщина, а также противоречивых требований, предъявляемых этими ролями и нехватки физических ресурсов для полноценного выполнения этих ролей. Ролевой конфликт мы рассматриваем как комплекс субъективных негативных переживаний, возникающий у самой женщины, при отрицательной оценке ею того, как она справляется с совмещением ролей в профессиональной и семейной сферах. Ролевой конфликт это субъективное восприятие и оценка женщиной своего состояния. Проявления ролевого конфликта: 1) чувство вины перед семьей из-за того, что приходится уделять много времени работе; 2) ощущение, что реализация рабочих ролей мешает выполнению семейных обязанностей и наоборот; 4) постоянное ощущение дефицита времени и др. Каждый из показателей вносит различный вклад в переживание женщиной ролевого конфликта Чувство вины связано с процессом идентификации с родителями, которые представляли в нашем детстве силу и защиту. Идеал превосходной матери начинает формироваться рано уже на первом году нашей жизни (Г. Бланк). У девочки через идентификацию с матерью формируется образ материнства, и этот стандарт становится частью ее самой. Психиатр Р. Гринкерс считает, что для всех женщин первичная и преобладающая ролевая модель это их мать. Даже спустя 20 или 30 лет после окончания периода детства мать все еще оказывает первостепенное влияние. Это детский идеал матери, с которым женщина постоянно сравнивает, оценивает и судит себя. Когда она обнаруживает, что ведет себя вразрез с идеальной ролевой моделью, даже если она сознательно выбрала другой путь, у нее автоматически и немедленно возникает реакция вины. Рассмотрим теперь степень выраженности ролевого конфликта у работающих женщин. По результатам анализа способов построения ролевых иерархий женщинами с разной степенью выраженности ролевого конфликта определены 2 основные категории: активное адаптационное и пассивное неадаптационное ролевое структурирование. Активное адаптационное ролевое структурирование характерно для женщин с низким ролевым конфликтом и направлено на построение адаптационной модели совмещение ролей двух сфер жизни, согласованности между ценностно- эмоциональным и поведенческим выбором. Пассивное неадаптационное ролевое структурирование присуще женщинам с высокой степенью ролевого конфликта, характеризуется рассогласованностью между ценностно-эмоциональным выбором и реализации ролей в поведении, а также преимущественной ориентацией женщины на семейную сферу. Существует три основных типа (по Горностай) ролевых конфликтов: 1. Интеральные – преобладание внутренних факторов ролевого конфликта. 2. Промежуточные 3. Экстаральные – преобладание вшених факторов. ? Глава2. Исследование особенностей самосознания работающих и неработающих женщин 2.1 Организация и методы исследования Для организации исследования были приглашены пять замужних работающих женщин и пять замужних неработающих. Все женщины разного возраста. Исследуемая проблема – особенности самосознания работающих и неработающих женщин и тип ролевых конфликтов у работающих женщин. Цель исследования – выявить особенности самосознания работающих и неработающих женщин и определить, от каких факторов зависит тип ролевого конфликта работающих женщин. Задачи исследования: 1. Проанализировать теоретическую литературу по теме. 2. Определить психические и поведенческие особенности работающих и неработающих женщин. 3. Определить понятие ролевого конфликта. 4. Подобрать проективные методики, позволяющие исследовать особенности самосознания и ролевой конфликт. 5. Проанализировать полученные в ходе исследования результаты. Объект исследования – самосознание Предмет – особенности самосознания работающих и неработающих женщин Гипотезы исследования: 1. Неработающие женщины имеют более высокую степень самопринятия, но менее ориентированы на саморазвитие. 2. Тип ролевого конфликта у работающих женщин зависит от мотивации профессиональной деятельности и от успешности в семейной сфере. Диагностические методики исследования: 1. Шкала локуса ролевого конфликта – П.П. Горностай Данный опросник позволяет определить тип ролевого конфликта. Текст опросника и ключи представлены в приложении 1. 2. Методика исследования самооценки личности – С.А. Будасси Методика С.А. Будасси позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, то есть ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования. Текст методики и ключи представлены в приложении 2. 3. Тест «Смысложизненные ориентации» - Д.А. Леонтьев Тест "Смысложизненные ориентации" (методика СЖО) Д. А. Леонтьева позволяет оценить "источник" смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни. Тест СЖО является адаптированной версией теста “Цель в жизни” (Purpose-in-Life Test , PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений из этой теории. На основе факторного анализа адаптированной Д.А.Леонтьевым версии этой методики отечественными исследователями (Леонтьев, Калашников, Калашникова) был создан тест СЖО, включающий, наряду с общим показателем осмысленности жизни, также пять субшкал, отражающих три конкретных смысложизненных ориентации (цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией) и два аспекта локуса контроля (локус контроля-Я и локус контроля-жизнь). Тест методики и ключи представлены в приложении 3. 4. Методика «Удовлетворенность браком» - Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е. М. Дубровская Методика предназначена для измерения степени удовлетворенности браком. Текст методики и ключи представлены в приложении 4. 5. Методика «Мотивация профессиональной деятельности» - К. Замфир, модификация А. Реана Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности. В основу методики положена концепция о внутренней и внешней мотивации. О внутреннем типе мотивации можно говорить, если деятельность значима для личности сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, внеположных самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются здесь на внешние положительные и внешние отрицательные. Текст методики и ключи представлены в приложении 5. Для исследования особенностей самосознания работающих и неработающих женщин, испытуемым было предложено пройти тестирование, включающее в себя две диагностические методики: тест СЖО и методика измерения самооценки Будасси. Для исследования ролевого конфликта работающим женщинам было предложено пройти тестирование, включающее в себя следующие методики: методика измерения локуса ролевого конфликта, методика «Удовлетворенность браком» и методика измерения мотивации профессиональной деятельности. Бланки ответов, заполненные испытуемыми, представлены в приложении 6. 2.2 Анализ результатов исследования Первым проводилось исследование особенностей самосознания. Сводные таблицы результатов исследования: Измерение самооценки Испытуемый Корреляционное заначение Характеристика Неработающие женщины №1 -0,38 Заниженная самооценка №2 0,6 Адекватная №3 0,23 Адекватная №4 0,65 Адекватная, имеется тенденция к завышению №5 0,65 Адекватная, имеется тенденция к завышению Общая корреляция - 0, 35 – Адекватная самооценка Работающие женщины №6 0,17 Адекватная №7 0, 64 Адекватная, имеется тенденция к завышению №8 0,3 Адекватная №9 1 Адекватная, полное совпадение Я-реального и Я-идеального №10 0,53 Адекватная, имеется тенденция к завышению Общая корреляция – 0,53 – Адекватная самооценка, имеется тенденция к завышению Из полученных данных видно, что самооценка работающих и неработающих испытуемых не имеет существенных отличий, однако работающие женщины имеют тенденцию к завышению самооценки. Определение смысложизненных ориентаций Испытуемый Шкала Балл Уровень Неработающие женщины №1 Общий уровень осмысленности жизни 115 Высокий Цели в жизни 39 Высокий Процесс жизни 35 Высокий Результативность жизни 24 Средний Локус контроля-Я 25 Высокий Локус контроля-жизнь 40 Высокий №2 Общий уровень осмысленности жизни 112 Средний Цели в жизни 34 Средний Процесс жизни 35 Высокий Результативность жизни 29 Высокий Локус контроля-Я 18 Средний Локус контроля-жизнь 33 Средний №3 Общий уровень осмысленности жизни 106 Средний Цели в жизни 34 Средний Процесс жизни 32 Средний Результативность жизни 25 Средний Локус контроля-Я 19 Средний Локус контроля-жизнь 33 Средний №4 Общий уровень осмысленности жизни 96 Средний Цели в жизни 31 Средний Процесс жизни 26 Средний Результативность жизни 29 Высокий Локус контроля-Я 16 Средний Локус контроля-жизнь 23 Средний №5 Общий уровень осмысленности жизни 109 Средний Цели в жизни 35 Средний Процесс жизни 35 Высокий Результативность жизни 23 Средний Локус контроля-Я 24 Высокий Локус контроля-жизнь 38 Средний Работающие женщины №6 Общий уровень осмысленности жизни 109 Средний Цели в жизни 35 Средний Процесс жизни 25 Средний Результативность жизни 27 Средний Локус контроля-Я 21 Средний Локус контроля-жизнь 40 Высокий №7 Общий уровень осмысленности жизни 120 Высокий Цели в жизни 36 Высокий Процесс жизни 34 Средний Результативность жизни 31 Выской Локус контроля-Я 22 Средний Локус контроля-жизнь 39 Высокий №8 Общий уровень осмысленности жизни 91 Средний Цели в жизни 36 Высокий Процесс жизни 22 Низкий Результативность жизни 23 Средний Локус контроля-Я 18 Средний Локус контроля-жизнь 27 Средний №9 Общий уровень осмысленности жизни 119 Высокий Цели в жизни 40 Высокий Процесс жизни 34 Средний Результативность жизни 31 Высокий Локус контроля-Я 27 Высокий Локус контроля-жизнь 36 Высокий №10 Общий уровень осмысленности жизни 130 Высокий Цели в жизни 42 Высокий Процесс жизни 42 Высокий Результативность жизни 32 Высокий Локус контроля-Я 28 Высокий Локус контроля-жизнь 41 Высокий Данные о смысложизненных ориентациях можно свести в общую сравнительную таблицу: Категория Шкала Балл Уровень Неработающие женщины Общий уровень осмысленности жизни 107,6 Средний Цели в жизни 34,5 Средний Процесс жизни 32,6 Средний Результативность жизни 26 Средний Локус контроля-Я 20,4 Средний Локус контроля-жизнь 33,4 Средний Работающие женщины Общий уровень осмысленности жизни 113,8 Средний Цели в жизни 37,8 Высокий Процесс жизни 31,4 Средний Результативность жизни 28,8 Высокий Локус контроля-Я 23,2 Средний Локус контроля-жизнь 36,6 Высокий Полученные данные говорят о том, что общий уровень смысложиненных ориентаций у работающих женщин выше. Они чаще ставят цели, чаще их достигают, они уверенны, что могут контролировать свою жизнь и наслаждаются самим процессом жизни Проведенное исследование подтверждает нашу первую гипотезу лишь частично – неработающие женщины менее ориентированы на саморазвитие. Степень же принятия себя у работающих и неработающих женщин примерно одинаковая. Результаты исследования степени выраженности ролевого конфликта: Шкала локуса ролевого конфликта Испытуемый Количество баллов Тип локуса РК №1 16 интернальный №2 11 промежуточный №3 17 интернальный №4 6 экстернальный №5 11 промежуточный Уровень удовлетворенности браком Испытуемый Колличество баллов Уровень №1 21 Низкий №2 28 Средний №3 30 Средний №4 31 Средний №5 30 Средний Мотивация профессиональной деятельности Испытуемый П-ль ВМ П-ль ВПМ П-ль ВОМ Общий р-т Общая характеристика №1 5 2 2,5 ВМ>ВПМ>ВОМ Оптимальный уровень №2 2,5 2 4 ВОМ>ВМ>ВПМ Не оптимальный уровень №3 5 2 2,5 ВМ>ВОМ>ВПМ Не очень оптимальный №4 4 2,3 3,5 ВМ>ВОМ>ВПМ Не очень оптимальный №5 4 3,7 5 ВОМ>ВМ>ВПМ Не оптимальный *ВМ – Внутрення мотивация ВПМ – Внешняя положительная мотивация ВОМ – Внешняя отрицательная мотивация Сводная таблица результатов: Испытуемый Тип локуса РК Мотивация проф. дея-ти Удовлетворенность браком №1 Интеральный ВМ>ВПМ>ВОМ Низкий уровень №2 Промежуточный ВОМ>ВМ>ВПМ Средний №3 Интеральный ВМ>ВОМ>ВПМ Средний №4 Экстеральный ВМ>ВОМ>ВПМ Средний №5 Промежуточный ВОМ>ВМ>ВПМ Средний У испытуемой под номером 1 интеральный тип локуса ролевого конфликта, это можно объяснить низким уровнем удослетворенности браком. У испытуемой под номером 2 промежуточный тип локуса РК, это можно объяснить тем, что уровень удовлетворенности браком средний, а в мотивации профессиональной деятельности доминируют внешние отрицательные мотивы. Т.е. у женщины имеются и внутренние и внешние факторы ролевого конфликта.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Конфликтология, 29 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Конфликтология, 38 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Конфликтология, 34 страницы
408 руб.
Курсовая работа, Конфликтология, 36 страниц
432 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg